УДК 903.25 https://doi.Org/10.24852/pa2020.2.32.238.247
ДЕТАЛЬ ПОЯСНОГО НАБОРА ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ВРЕМЕНИ ИЗ ЮГО-ЗАПАДНОГО КРЫМА © 2020 г. Д.А. Масюта, Е.С. Лесная
Работа посвящена публикации редкой находки бронзовой бляхи, обнаруженной в ходе археологических разведок 2012-2013 гг. в верховьях долины р. Кача в Юго-Западном Крыму. Предмет был изготовлен методом литья в жесткую форму и представляет собой четырехлепестковую пластину, к нижнему лепестку которой припаяна петля. На лицевую поверхность нанесено изображение полиморфного существа - дракона, на тыльной стороне сохранились следы припоя с остатками оснований штифтов или петель-скоб. Предполагается, что данная накладка является деталью воинского поясного набора золотоордынского времени. Подобные обоймицы и накладки с изображением дракона, выполненные из драгоценных металлов, а также из бронзы, рога и кости, известны на территории Золотой Орды и сопредельных территориях и датируются ХШ-ХГУ вв. Стилистика изображения мифического животного на накладке из округи с. Верхоречье сближает его с образами собакоголовых драконов в изобразительном искусстве русских земель, но особенности оформления и конструкции нашей находки характерны для изделий, найденных в Поволжье.
Ключевые слова: археология, Золотая Орда, Юго-Западный Крым, поясная гарнитура, дракон, археологические разведки.
В 2012-2013 гг. сотрудниками КРУ «Бахчисарайский историко-культурный заповедник» осуществлялись плановые археологические разведки в верховьях долины р. Кача. В ходе разведочных работ в районе с. Верхоречье (Бахчисарайский район, АР Крым), в 700 м к юго-западу от села, на левом берегу реки, на северном склоне г. Кая-Тепе, у размытой грунтовой дороги, была обнаружена бляха с полиморфным изображением, отлитая из бронзового сплава (рис. 1).
Пластина имеет форму четырехле-пестковой розетки с одним остроконечным верхним лепестком и тремя полукруглыми. К нижнему лепестку припаяна петля, причем она расположена не по центру, а несколько смещена влево. Изделие было изготовлено методом литья в жесткую форму, его размеры составляют 5,2^4,2 см, а максимальная толщина пластины достигает 0,2 см.
На лицевой стороне изделия в низком рельефе изображено мифическое животное со змеиным туловищем и хвостом, головой собаки и двумя лапа-
ми, которые напоминают конечности хищников семейства собачьих, однако заканчиваются тремя пальцами (рис. 2). Изогнутое туловище, верхняя часть лап и хвост покрыты чешуей. Существо шагает вправо, опираясь на правую лапу, а левая согнута и высоко поднята. Его голова обращена в противоположную сторону. Морда вытянутая, пасть широко раскрыта. Тонкими линиями очерчены губы животного. Глаз большой, миндалевидный со зрачком-глазком. Уши не показаны. Пасть существа частично перекрывает собой длинный, извивающийся хвост, кольца которого изображены слева от головы и над ней.
На шее животного повязана лента или платок, складки которого переданы двумя продольными линиями. Его конец развивается над левой лапой. Композиция заключена в рамку (шириной 0,2-0,5 см), повторяющую контур лепестков розетки. Из-за дефекта литья правая лапа существа в нескольких местах соприкасается с рамкой.
Обратная сторона изделия плоская, со следами припоя с остатками оснований четырех штифтов или двух вертикальных петель-скоб.
•сШ
Ж- V ■■ Ж 1
• Места находки накладки
• Эски-Юрт
ста нэход накладки
9 Мангуп
Судя по опубликованным материалам, находки таких предметов ранее не были известны в Крыму и в Северном Причерноморье в целом. Наиболее близкие по форме и сюжетному изображению изделия встречаются на археологических памятниках золото-ордынского времени, расположенных преимущественно в Среднем и Нижнем Поволжье.
Эти находки представляют собой бляшки в виде семилепестковой розетки с остроконечным верхним лепестком, выполненные из бронзового сплава в идентичной технике. На лицевую сторону изделий нанесено изображение полиморфного существа, однако его трактовка существенно отличается. Животное обращено влево, у него песья голова, змеиный хвост, а туловище, шея, крылья и лапы - птичьи. Из широко раскрытой пасти животного выпущен раздвоенный язык. На голове очерчена пара рогов. Крылья широко раскрыты, а за спиной изображен извивающийся кольцами хвост. Существо опирается на левую лапу, правая - приподнята. Оканчиваются лапы тремя когтистыми пальцами. Изображение окружено узкой рамкой, следующей изгибам розетки.
К плоской поверхности тыльной стороны изделия припаяны две узкие петли-скобы. Расположенная в нижней части предмета широкая петля не припаяна, как у публикуемой нами находки, а отлита вместе с пластиной. Следует отметить, что бляшки с практически идентичными изображениями могут быть как с петлей, так и без нее. В качестве примера можно привести
Рис. 1. Карта Крымского полуострова с обозначением места находки накладки.
Fig. 1. Map of the Crimean Peninsula indicating the plate discovery site.
две случайные находки с севера Астраханской области, в петле одной из них сохранилась подпрямоугольная рамка, вертикальные дужки которой венчают стилизованные изображения голов драконов (Крамаровский, 2019, с. 238) (рис. 3: 1, 2).
Ф.Х. Валеев и Г.Ф. Валеева-Сулей-манова ошибочно считали такие бляхи элементами нагрудного украшения мужского костюма (Валеев, Валеева-Сулейманова, 1987, с. 79-80). Большинство исследователей относят подобные изделия к деталям поясных наборов. По мнению Г.Ф. Поляковой, эти пластины являются лицевой частью обоймиц (Полякова, 1996, с. 208, тип В-Ш-1). Однако преобладает мнение о том, что они представляют собой накладки, крепившиеся к поясу при помощи петель-скоб (Савельева, 1987, с. 137; Исаков и др., 2014, с. 240; Баранов и др., 2016, с. 52; Крамаровский, 2019, с. 238).
Очевидно, что у крымской находки подобная конструкция и аналогичное назначение. Накладка не только украшала пояс, но и носила утилитарный характер. Вероятно, в ее нижнюю петлю так же была впущена подвижная рамка, служившая для крепления боковых ремней или сабельной подвески.
Как уже отмечалось выше, бронзовые поясные накладки в виде семилепестко-вой розетки с изображением полиморфного существа в основном известны на территории Нижнего и Среднего Поволжья: на севере Астраханской области (Крамаровский, 2019, с. 238) (рис. 3: 1, 2), в Волгоградской области (Исаков и др., 2014, рис. 2, 2) (рис. 4: 1), в Болгаре (Полякова, 1996, с. 208, рис. 68, 31; Баранов и др., 2016, с. 52) (рис. 3: 3). Для болгарского экземпляра Г.Ф. Полякова в качестве аналогий упоминает находки из Укека и Биляра (Полякова, 1996,
Рис. 2. Бронзовая поясная накладка с полиморфным изображением, найденная у с. Верхоречье
(Юго-Западный Крым).
Fig. 2. Bronze belt plate with a polymorphic image discovered near Verkhorechye village
(South-Western Crimea).
с. 213). Еще одна бронзовая накладка происходит из раскопок Кокпомъяг-ского могильника в долине р. Вымь (Республика Коми), связанного с носителями вымской археологической культуры (Савельева, 1987, с. 137, рис. 36, 23; Савельева, Королев, 2011, с. 94, рис. 4, 35) (рис. 4: 2).
Датировка этих изделий определяется в рамках ХШ-Х^ вв. (Савельева, 1987, рис. 37), концом XIII - началом XIV вв. (Исаков и др., 2014, рис. 2, 2), концом XIII - XIV вв. (Баранов и др., 2016, с. 52), последней третью XIV в. (Крамаровский, 2019, с. 238). К сожалению, подавляющее большинство известных нам бронзовых накладок представляет собой случайные находки, или же предметы представлены в публикациях без описания контекста. Ареал распространенияэтих деталей поясной
гарнитуры позволяет сделать предположение об их производстве в Поволжье.
Следует отметить, что в этом регионе известны бляшки, довольно близкие по форме рассмотренным выше, однако отличающиеся меньшими размерами и менее четким, схематичным исполнением (Руденко, 2005, с. 99, цв. рис. 2; Исаков и др., 2014, рис. 2, 5) (рис. 4: 3, 4).
Остановимся несколько подробнее на трактовке изображения мифологического животного, размещенного на лицевой стороне поясных накладок. В нем, как и в случае с полиморфным чудовищем на публикуемом нами предмете, легко угадывается драконоподобное существо.
Начиная с XIII в. образ дракона пользовался большой популярностью у населения Улуса Джучи, где появился под влиянием китайских культурных
(
j can
■ф
традиций (Исаков и др., 2014, с. 237). Он символизировал собой долголетие, богатство, власть и нашел отражение в различных предметах материальной культуры. Например, изображение дракона встречается на украшениях, зеркалах, тканях, посуде, предметах вооружения, деталях поясных наборов (Ельников, 2005-2009, с. 412-418). Причем, при изготовлении последних использовались как дорогие, так и дешевые материалы.
Известны находки поясных накладок и обоймиц, отлитых из серебра, золота (Крамаровский, 2001, с. 46-53; Руденко, 2005, с. 99) и бронзы (Полякова, 1996, с. 206, 207, 213, рис. 67: 5; 68: 6, 15-17, 22, 29; Руденко, 2001, с. 71, рис. 38, 43, 44; Исаков и др., 2014,
Рис. 4. Бронзовые поясные накладки с изображением дракона: 1 - Волгоградская область
(по: Исаков и др., 2014, рис. 2, 2); 2 - погребение 131 Кокпомъягского могильника, Республика Коми (по: Савельева, Королев, 2011, рис. 4, 35); 3 - Болгар (Руденко, 2005, цв. илл. 2); 4 - Саратовская область (по: Исаков и др., 2014, рис. 2, 5). Fig. 4. Bronze belt plates with the dragon image: 1 - Volgograd Region (after: Isakov et al., 2014, Fig. 2, 2); 2 - burial 131 of Kokpomyag burial ground, the Republic of Komi (after: Savelyeva, Korolev, 2011, Fig. 4, 35); 3 - Bolgar (Rudenko, 2005, coloured illustration 2); 4 - Saratov Region (after: Isakov et al., 2014, Fig. 2, 5).
Рис. 3. Бронзовые поясные накладки с изображением дракона: 1, 2 - Астраханская область (по: Золотая Орда..., 2019, с. 238); 3 - Болгар (по: Баранов и др., 2016, с. 52).
Fig. 3. Bronze belt plates with the dragon image: 1, 2 - Astrakhan Region (after: Golden Horde....
2019, p. 238); 3 - Bolgar (after: Baranov et al., 2016, p. 52).
рис. 2: 1; 3: 4), а также вырезанные из рога (Исаков и др., 2014, с. 234, 235, рис. 1; Обухов, Бочаров, 2018, с. 126127, рис. 3) и кости (Валиулина, 2000, с. 280-281, рис. 7: 1). Как правило, на них изображен дракон с извивающимся телом, кусающий себя за хвост или держащий на языке жемчужину.
Постепенно на территории Золотой Орды происходит трансформация дальневосточного образа этого мифического чудовища (Руденко, 2005, с. 103), что хорошо иллюстрируют бронзовые поясные накладки в виде семилепест-ковой розетки. Еще менее канонично изображение дракона на публикуемой нами находке. Такая трактовка практически неизвестна в золотоордынском прикладном искусстве. Однако при исследовании мужского погребения в курганном некрополе XIII-XIV вв. у с. Усть-Курдюм в Нижнем Поволжье была найдена центральная накладка на кожаный поясной кошель (Гарустович и др., 1998, с. 211, 213, табл. XVIII, 7; Афоньков, 2012, с. 160, рис. 3: 2). На ней размещена стилистически близкая фигура бескрылого, двуногого дракона, шагающего вправо и при этом, изогнув
0 3 cm
песью голову, кусающего себя за хвост (рис. 5)1.
Определенные аналогии этому существу прослеживаются в древнерусском искусстве ХП-Х^ вв., где был широко распространен мотив собако-голового дракона или змия (Богусевич, 1961, с. 84-88, рис. 6-8; Хорошев, 2004, с. 332, 339, рис. 5: 5, 6; Руденко, 2005, с. 100, 101; Исаков и др., 2014, рис. 3).
Вероятно, поясную накладку из округи с. Верхоречье изготовил мастер, адаптировавший, согласно русской изобразительной традиции, очень популярный у населения Золотой Орды сюжет -извернувшийся дракон, кусающий себя за хвост. Отметим, что в Смоленске и Новгороде известны вырезанные из рога и кости поясные обойми-цы с изображением дракона, которые, по мнению М.В. Горелика, являются местными подражаниями монгольским изделиям (Горелик, 2008, с. 118, рис. 1: 1, 2). Вместе с тем, технология производства, особенности конструкции и оформления публикуемой нами накладки сближают ее с бронзовыми деталями поясной гарнитуры, происходящими из Поволжья. Возможно, это изделие является примером слияния золотоордын-ских и русских культурных традиций.
Накладки и обоймицы с изображением дракона являлись важным элемен-
Рис. 5. Бронзовая накладка с изображением дракона на поясном кошеле из погребения в кургане 8 у с. Усть-Курдюм (по: Афоньков, 2012, рис. 3).
Fig. 5. Bronze plate with the dragon image on the waist purse from a burial in barrow 8 near Ust-Kurdyum village (after: Afonkov, 2012, Fig. 3).
том воинских поясов золотоордынского времени. Они указывали на социальный статус, привилегированное положение их владельца, на его место в военно-административном аппарате Улуса Джучи (Исаков и др., 2014, с. 233). И если изделия из золота и серебра принадлежали воинской и политической элите зо-лотоордынского общества, то поясные наборы из кости, рога и бронзы, как считается, могли носить представители низовой командной прослойки (Крама-ровский, 2001, с. 66, 68; Исаков и др., 2014, с. 240).
Возможно, что накладка с драконом, найденная в округе с. Верхоречье, попала в Крым на поясе одного из воинов в ходе монгольского освоения Таври-ки. В конце ХШ/начале XIV в. в долине р. Чурук-Су появляется достаточно крупное поселение Эски-Юрт (Карлов, 2012, с. 71) и расположенный к северу от него могильник Кырк-Азизлер (Иванов, 1989). Эски-Юрт представлял собой второй (после Солхата) центр зо-лотоордынской оседлости в Крыму (Бочаров, Кирилко, 2016, с. 375). Сейчас эта местность включена в городскую черту г. Бахчисарай и остается практически неизученной археологически (Карлов, 2012). В ходе раскопок 2005 г. на поселении обнаружены остатки нескольких хозяйственных ям и тандыров (Карлов, 2012, с. 49-68).
Недавно рядом с могильником Кырк-Азизлер было открыто и частично исследовано неизвестное ранее зо-лотоордынское поселение, время существования которого определяется концом XIII/началом XIV - второй половиной XIV вв. (Волошинов, Меньшиков, 2019, с. 66-67). Здесь зафикси-
Рис. 6. Следы вторичного использования на поясной накладке из округи с. Верхоречье
(без масштаба).
Fig. 6. Traces of reuse on a belt plate from the vicinity of Verkhorechye village (not to scale).
рованы хозяйственные ямы, колодцы и остатки железоделательного производства (Волошинов, Меньшиков, 2019, с. 66).
Следует отметить, что накладка из округи с. Верхоречья содержит следы интенсивного вторичного использования. Так, рельефное изображение на лицевой стороне сильно затерто и покрыто трещинами (кольцо хвоста над головой дракона полностью стерто (рис. 6: 1)), а на тыльной поверхности изделия хорошо различимы вмятины. Петля с лицевой стороны была так тщательно зашлифована, что в результате сломалась (рис. 6: 2). Можно предположить, что накладка, после выхода из употребления в результате поломки петель-скоб (либо штифтов) (рис. 6: 3, 4), использовалась в качестве матрицы для изготовления объемных металлических пластин с рельефным изображением. В Поволжье известны бронзовые ма-
трицы с фигурой лани, применявшиеся при производстве объемных деталей поясных наборов. Датируются такие изделия XIV в. (Крамаровский, 2005, с. 46). На существование ремесленных мастерских по работе с цветным металлом в ордынских центрах Таврики косвенно может указывать находка матрицы близ Солхата (Восточный Крым), упоминаемая М.Г. Крамаровским (Крамаровский, 2005, с. 46)2. Поэтому нельзя исключать, что подобная мастерская могла располагаться и в Эски-Юрте либо Кырк-Азизлере.
Следует отметить, что предметы торевтики золотоордынского круга в Юго-Западном Крыму также известны из раскопок на территории Мангуп-ского городища - крупного регионального центра византийской культуры. В первую очередь, это серебряный с позолотой поясной набор, происходящий из мужского погребения Мангупской
базилики, датирующийся 1330-1350 гг. (Крамаровский, 2009, с. 463). Само погребение было совершено в более позднее время, но не ранее конца XIV - начала XV вв. (Бармина, 2008, с. 270-271; Герцен, Науменко, 2016, с. 40-41). М.Г. Крамаровский высказал мнение о том, что такие поясные наборы и их детали могли изготавливать в Северном Причерноморье, а именно в мастерских Солхата (Крамаровский, 2009, с. 472-473).
Еще одной находкой является бронзовое зеркало второй половины XIV в. с изображением двух драконов, найденное при раскопках княжеского дворца в слое 1450-1475 гг. (Герцен, Науменко, 2016, с. 42-43, кат. 166). Производство подобных зеркал, прототипом которых служили китайские образцы, было налажено во многих городских центрах Улуса Джучи (Руденко, 2004, с. 125). Также на мангупском городище обнаружены и редкие для Юго-Западного Крыма фрагменты кашинных сосудов второй половины XIV в. Все это, как
считают исследователи, свидетельствует о появлении «моды» на предметы золотоордынского круга среди представителей правящей христианской верхушки региона (Герцен, Науменко, 2016, с. 40-41).
В заключение отметим, что накладка с драконом, найденная в верховьях долины р. Кача, в округе с. Верхоречье, является деталью одного из воинских поясных наборов, которые получили популярность в среде младшего командного состава войск Улуса Джучи конца XШ—XГV вв. После выхода из употребления она могла применяться для изготовления объемных пластин из металла, на что указывают следы ее вторичного использования, характерные для матриц. Местонахождение этого изделия свидетельствует о появлении зо-лотоордынских вещей не только в узком кругу местной политической элиты, но и о возможном их распространении среди рядового населения, проживающего в этом районе Юго-Западного Крыма.
Примечания
1 Аналогичная накладка происходит из частной коллекции и атрибутирована как деталь поясного набора (Сейдалиев, 2016, с. 156, кат. 176).
2 Наше предположение о характере вторичного использования накладки из округи с. Верхоречье носит предварительный характер и, несомненно, требует отдельного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афоньков Н.Н. Стрелковый пояс и кошель золотоордынского времени из курганного могильника у с. Усть-Курдюм // Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 10 / Отв. ред. А.И. Юдин. Саратов: Научная книга, 2012. С. 158-163.
2. БарановВ.С., БугровД.Г., СитдиковА.Г. Музей Болгарской цивилизации. Т. 1. Древний Болгар: жизнь города. Казань: Главдизайн, 2016. 267 с.
3. Бармина Н.И. Раскопки Мангупской базилики в 2005 г. // Античная древность и средние века. 2008. Вып. 38. С. 267-277.
4. Богусевич В.А. Зображення ^маргла в древньоруському мистецвi // Археолог1я. Вип. XII / Отв. ред. С.М. Бiбiков. Кив: АН УССР, 1961. С. 76-91.
5. Бочаров С.Г., Кирилко В.П. Исторические и архитектурные метаморфозы Шейх-Коя // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2016. № 6. С. 371-392.
6. Валеев Ф.Х., Валеева-СулеймановаГ.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань: Таткниго-издат, 1987. 204 с.
7. Валиулина С.И. Исследования золотоордынского Биляра // Научное наследие А.П. Смирнова и современные проблемы археологии Волго-Камья / Труды ГИМ. Вып. 122 / Отв. ред. И.В. Белоцерковская. М.: ГИМ, 2000. С. 273-285.
8. Волошинов А.А., МеньшиковМ.Ю. Исследования могильника Кырк-Азизлер в 2018 г. // История и археология Крыма. 2019. Вып. XI. С. 65-72.
9. Гарустович Г.Н., Ракушин А.И., Яминов А.Ф. Средневековые кочевники Поволжья (конца IX - начала XV века). Уфа: Гилем, 1998. 336 с.
10. Герцен А.Г., Науменко В.Е. Великоханский вектор в культуре региональных элит или к вопросу о золотоордынском периоде в истории Мангупа середины - второй половины XIV в. (обзор археологических источников) // Крым в золотоордынский период. Крымский Юрт Золотой Орды: наследие исчезнувшей империи: каталог выставки / Ред. Э.И. Сейдалиев. Симферополь: Тарпан, 2016. С. 36-49.
11. ГореликМ.В. Золотоордынские предметы и их местные подражания в материалах древнерусских городов // КСИА. Вып. 222. 2008. С. 117-125.
12. Ельников М.В. Образ дракона-змия на серьгах золотоордынского периода: культурно-хронологический аспект // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2005-2009. № 6. С. 410-420.
13. Иванов А.А. Надписи из Эски-Юрта // Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVI веках / Отв. ред. Г.А. Федоров-Давыдов. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1989. С. 24-31.
14. Исаков Р.В., Афоньков Н.Н., Архангельский М.С., Павленко Ю.А., Шереметьев А.Г. К вопросу атрибуции золотоордынских накладок из курганного могильника Маляевка-V // Поволжская археология. 2014. № 1(7). С. 233-246.
15. Карлов С.В. Новые данные о средневековом поселении Эски-Юрт в Бахчисарае // Откровения древнего Солхата / Под ред. А.Г. Герцена. Керчь, 2012. C. 35-77.
16. Крамаровский М.Г. Новые материалы по истории культуры ранних Джучидов: воинские пояса конца XIII - первой половины XIV вв. (источниковедческие аспекты) // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды) от Калки до Астрахани 1223-1556 / Отв. ред. М.А. Усманов. Казань: ИИ АН РТ, 2001. С. 43-81.
17. Крамаровский М.Г. Ранние Джучиды: особенности формирования культуры // Золотая Орда. История и культура. СПб: Славия, 2005. С. 37-60.
18. Крамаровский М.Г. Мангупская находка: сельджукские отражения в Крыму и на Кавказе // МАИЭТ. 2009. Вып. XV. С. 457-480.
19. Крамаровский М.Г. Поясные накладки // Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чинги-зидской империи: каталог выставки / Гос. Эрмитаж. М.: Фонд Марджани, 2019. 504 с.
20. Обухов Ю.Д., Бочаров С.Г. Новая находка костяной накладки с изображением дракона на Маджарском городище // Поволжская археология. 2018. № 2. С. 125-133.
21. Полякова Г.Ф. Изделия из цветных и драгоценных металлов // Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков / Отв. ред. Г.А. Федоров-Давыдов. Казань: ИЯЛИ АН РТ, 1996. С. 154-268.
22. Руденко К.А. Материальная культура булгарских селищ низовий Камы XI-XIV вв. Казань: Школа, 2001. 242 с.
23. Руденко К.А. Металлические зеркала золотоордынского времени из собрания Национального музея Республики Татарстан // Татарская археология. 2004. № 1-2 (12-13). С. 111-156.
24. Руденко К.А. Казанский дракон: образ и символ // Татарская археология. 2005. № 1-2 (14-15). С. 92-110.
25. Савельева Э.А. Вымские могильники XI-XIV вв. Л.: ЛГУ, 1987. 200 с.
26. Савельева Э.А., Королёв К.С. Торгово-экономические связи Перми вычегодской с Волжской Булгарией // Известия Коми научного центра УРО РАН. 2011. Вып. 3 (7). С. 89-97.
27. Сейдалиев Э.И. Деталь поясного набора (застёжка?) с изображением дракона // Крым в золотоордынский период. Крымский Юрт Золотой Орды: наследие исчезнувшей империи: каталог выставки / Ред. Э.И. Сейдалиев. Симферополь: Тарпан, 2016. С. 156.
28. Хорошев А.С. Седло начала XIII в. из Новгорода // Восточная Европа в Средневековье: к 80-летию В.В. Седова / Ред. Н.А. Макаров, А.В. Чернецов, Н.В. Лопатин. М.: Наука, 2004. С. 329-341.
Информация об авторах:
Масюта Денис Александрович, младший научный сотрудник, Одесский археологический музей НАН Украины (г. Одесса, Украина); [email protected]
Лесная Екатерина Сергеевна, лаборант, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия); аспирант, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов, Россия); [email protected]
DETAIL OF A BELT SET FROM THE GOLDEN HORDE PERIOD FROM SOUTH-WESTERN CRIMEA D.A. Masyuta, E.S. Lesnaya
The work deals with the publication of a rare bronze plaque discovered during the archaeological surveys of 2012-2013 in the upper reaches of the Kacha river in Southwestern Crimea. The item was crafted by means of casting in a rigid die, and represents a four-petal plate with a loop soldered to the lower petal. The front surface features an image of a polymorphic creature - a dragon, and the back surface contains traces of solder with the remains of the bases of pins or stitch loops. It is assumed that the plate is a part of a military belt set of the Golden Horde period. These types of ferrules and plates with a dragon image made of precious metals, as well as bronze, horn and bone, have been found in the territory of the Golden Horde and the neighbouring territories and date back to the period of the 13th - 14th centuries. The stylistics of the mythical animal image on the plate from the vicinity of Verkhorechye accounts for its similarity to the images of dog-headed dragons in the fine art of Russian regions, but the design and construction features of our finding are characteristic of the items discovered in the Volga region.
Keywords: archaeology, the Golden Horde, South-Western Crimea, waist belt, dragon, archaeological surveys.
REFERENCES
1. Afon'kov, N. N. 2012. In Yudin, A. I. (ed.). Arkheologicheskoe nasledie Saratovskogo kraia. (The Archaeological Heritage of the Saratov Region) 10. Saratov: "Nauchnaia kniga" Publ., 158-163 (in Russian).
2. Baranov, V. S., Bugrov, D. G., Sitdikov, A. G. 2016. Muzei bolgarskoi tsivilizatsii. T. 1. Drev-nii Bolgar: zhizn' goroda. (Museum of Bolgar Civilization. Vol. 1. Ancient Bolgar: Life of the Town). Kazan: "Glavdizain" Publ. (in Russian).
3. Barmina, N. I. 2008. In Antichnaya drevnost' i srednie veka (Antichnaya drevnost' i srednie veka) 38. 267-277 (in Russian).
4. Bogusevich, V. A. 1961. In Bibikov, S. M. (ed.). Arkheologiia (Archaeology) 12. Kiev: Academy of Sciences of the Ukrainian Soviet Socialist Republic, 76-91 (in Ukranian).
5. Bocharov, S. G., Kirilko, V. P. 2016. In Stratum plus. Archaeology and Cultural Anthropology (6), 371-392 (in Russian).
6. Valeev, F. Kh., Valeeva-Suleimanova, G. F. 1987. Drevnee iskusstvo Tatarii (Ancient Art of Tataria). Kazan: Tatknigoizdat (in Russian).
7. Valiulina, S. I. 2000. In Belotserkovskaia, I. V. (ed.). Nauchnoe nasledie A. P. Smirnova i sovremennye problemy arkheologii Volgo-Kam'ia (A. P. Smirnov's Scientific Legacy and Modern Problems of Volga-Kama Archaeology) (A.P. Smirnov's scientific heritage and current issues of the Volga-Kama archaeology). Series: Proceedings of the State Historical Museum 122. Moscow: State Historical Museum, 273-285 (in Russian).
8. Voloshinov, A. A., Men'shikov, M. Yu. 2019. In Istoriia i arkheologiia Kryma (History & Archaeology of Crimea) 11. 65-72 (in Russian).
9. Garustovich G.N., Rakushin A.I., Iaminov A.F. 1998. Srednevekovye kochevniki Povolzh'ia (kontsa IX - nachala XV veka) (Medieval Nomads of the Volga Region (Late 9th - Early 15 th Centuries)). Ufa: "Gilem" Publ. (in Russian).
10. Gertsen, A. G., Naumenko, V. E. 2016. In Seidaliev, E. I. (ed.). Krym v zolotoordynskiiperiod. Krymskii Iurt Zolotoi Ordy: nasledie ischeznuvshei imperii: katalog vystavki (Crimea in the Golden Horde Period. Crimean Yurt of the Golden Horde: Legacy of a Vanished Empire: Exhibition Catalog). Simferopol: "Tarpan" Publ., 36-49 (in Russian).
11. Gorelik, M. V. 2008. In Kratkie soobshcheniia Instituta arkheologii (Brief Communications of the Institute of Archaeology), 117-125 (in Russian).
12. El'nikov, M. V. 2005-2009. In Stratum plus. Archaeology and Cultural Anthropology (6), 410-420 (in Russian).
13. Ivanov, A. A. 1989. In Fedorov-Davydov, G. A. (ed.). Severnoe Prichernomor'e i Povolzh'e vo vzaimootnosheniiakh Vostoka i Zapada v XII-XVI vv. (Northern Pontic area and the Volga Region in East-West Relations in 12th-16th Centuries). Rostov-on-Don: Rostov-on-Don State University, 24-31 (in Russian).
14. Isakov, R. V., Afon'kov, N. N., Arkhangelsky, M. S., Pavlenko, Yu. A., Sheremet'ev, A. G. 2014. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) (1), 233-246 (in Russian).
15. Karlov, S. V. 2012. In Gertsen, A. G. (ed.). Otkrovenie drevnego Solkhata (Revelations of the AncientSolkhat). Kerch, 35-77 (in Russian).
16. Kramarovskii, M. G. 2001. In Usmanov, M. A. (ed.). Istochnikovedenie istorii UlusaDzhuchi (Zolotoi Ordy) ot Kalki do Astrakhani 1223-1556 (Source Studies on the History of the Ulus of Jochi (the Golden Horde) from Kalka to Astrakhan of 1223-1556). Kazan: Institute of History named after Shigabuddin Mardzhani, Tatarstan Tatarstan Academy of Sciences, 43-81 (in Russian)..
17. Kramarovskii, M. G. 2005. In Zolotaia Orda. Istoriia i kul'tura (Golden Horde. History and culture). Saint Petersburg: "Slaviya" Publ., 37-60 (in Russian).
18. Kramarovskii, M. G. 2009. InMaterialypo arkheologii, istorii i etnografii Tavrii (Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria) (15), 457-480 (in Russian).
19. Kramarovskii, M. G. 2019. In Zolotaia Orda i Prichernomor'e. Uroki Chingisidskoi imperii. Katalog vystavki (The Golden Horde and the Black Sea Region. Lessons of the Genghisid empire. Exhibition catalog). Moscow: "Fond Mardzhani" Publ., 238 (in Russian).
20. Obukhov, Yu. D., Bocharov, S. G. 2018. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region archaeology). 2(24), 125-133 (in Russian).
21. Poliakova, G. F. 1996. In Fedorov-Davydov, G. A. (ed.). GorodBolgar. Remeslo metallurgov, kuznetsov, liteishchikov (City of Bolgar. Craft of Metallurgists, Smiths, Founders). Kazan: Institute for Language, Literature, and History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 154-268 (in Russian).
22. Rudenko, K. A. 2001. Material'naia kul'tura bulgarskikh selishch nizovii Kamy XI-XIV vv. (Material culture of the Bulgars settlements in the Lower Kama during the 11'h-14'h cc.) Kazan: "Sh-kola" Publ. (in Russian).
23. Rudenko, K. A. 2004. In Tatarskaia arkheologiya (Tatar Archaeology) 1-2 (12-13), 111-156 (in Russian).
24. Rudenko, K. A. 2005. In Tatarskaia arkheologiya (Tatar Archaeology) 1-2 (14-15), 92-110 (in Russian).
25. Savel'eva, E. A. 1987. Vymskie mogil'niki XI-XIV vv. (The Vym'Burial Grounds of 11th - 14th Centuries). Leningrad: Leningrad State University (in Russian).
26. Savel'eva, E. A., Korolev, K. S. 2011. In Izvestiia Komi nauchnogo tsentra UrO RAN. (Proceedings of the Komi Scientific Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences) 3 (7). 89-97 (in Russian).
27. Seidaliev, E. I. 2016. In Seidaliev, E. I. (ed.). Krym v zolotoordynskii period. Krymskii Iurt Zolotoi Ordy: nasledie ischeznuvshei imperii: katalog vystavki (Crimea in the Golden Horde Period. Crimean Yurt of the Golden Horde: Legacy of a Vanished Empire: Exhibition Catalog). Simferopol: "Tarpan" Publ., 156 (in Russian).
28. Khoroshev, A. S. 2004. In Makarov, N. A. Chernetsov, A. V. Lopatin, N. V. (eds.). Vostochna-ia Evropa v Srednevekov'e: k 80-letiiu V.V. Sedova (Eastern Europe during the Middle Ages: Dedicated to the 80th Anniversary of V. V. Sedov). Moscow: "Nauka" Publ., 329-341 (in Russian).
About the Authors:
Masyuta Denis A. Odessa Archaeological Museum of National Academy of Sciences of Ukraine. Lanzheronovskaya St., 4, Odessa, 65000, Ukraine; [email protected]
Lesnaya Ekaterina S. Kazan (Volga Region) Federal University. Kremlyovskaya St., 18, Kazan, 420000, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; Saratov State University. Astrakhanskaya St., 83, Saratov, 410012, Russian Federation; [email protected]
Статья принята в номер 01.03.2020 г.