УДК 903.25 https://doi.Org/10.24852/pa2018.2.24.125.133
НОВАЯ НАХОДКА КОСТЯНОЙ НАКЛАДКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДРАКОНА НА МАДЖАРСКОМ ГОРОДИЩЕ1
© 2018 г. Ю.Д. Обухов, С.Г. Бочаров
В рамках выполнения Государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2019 гг.)» экспедиция «Каффа» Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ проводит систематические исследования на Маджарском городище. Маджарское городище является остатками золотоордынского города Маджар и расположено у современного города Будённовск Ставропольского края. Работа посвящена редкой находке костяного изделия на изучаемом городище. Прорезная костяная накладка, с изображением дракона обнаружена во время археологических раскопок 2016 года при зачистке вымостки средневековой городской улицы. Мощёная улица в Золотоордынских городах зафиксирована впервые. Изученный участок вымостки состоял из 174 фрагментов бракованных кирпичей местного производства, 115 камней песчаника и 127 фрагментов битого кирпича. Время функционирования городской улицы а следовательно и время потери костяной накладки приходится на правление хана Джанибека и датировано 12 монетами. Накладка выполнена из плотного рога. В четырёхлепестковом заостренном к верху под прямым углом медальоне размером 72*72 мм, напоминающем бутон лотоса, размещено прорезное изображение дракона с жемчужиной. Детально рассмотрена символика образа дракона. Выдвигаются предположения о возможном месте изготовлении подобной продукции и использовании подобных предметов на территории Монгольской империи.
Ключевые слова: археологические исследования, Золотая Орда, городище Маджа-ры, дракон, огненная жемчужина.
Целью данной работы является введение в научный оборот неординарной находки, сделанной в 2016 году при раскопках на памятнике археологии «Городище Маджары» в Ставропольском крае в рамках исследований, проводимых по Государственной программе Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2019 гг.)» (Бочаров, Ситдиков, 2016, с. 193).
Работами на раскопе XII (по общей нумерации, принятой для памятника) было начато изучение восточного участка центральной части средневекового Маджарского городища периода Золотой Орды. Исследуемый участок находится в 1120 м восточнее завершения улицы Прикумской, у столярного цеха на восточной окраине г. Буденновск, в 1760 м южнее завершения улицы Садовой села Покойное Буденновского района (рис. 1).
1 Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Рис. 1. Расположение раскопа XII на территории Маджарского городища. Fig. 1. Location of excavation 12 in the territory of the Madzhar fortified settlement.
Раскоп XII находился на обрабатываемом поле в 700 м восточнее поймы реки Кумы. На месте размещения раскопа XII, в сельскохозяйственной распашке, фиксировалось большое количество поливных полихромных изразцов. Поле представляет собой достаточно ровный снивелированный участок земли с перепадом в 1,5 метра с юга на север (рис. 1).
Костяная накладка (№ 220 в соответствии с коллекционной описью) обнаружена в кв. В1, при зачистке сооружения 3. Данное сооружение являлось частью вымостки средневековой городской улицы. Размеры открытой исследованиями части составили: длина - 4,30 м, наименьшая ширина -0,8 м (в северо-восточном углу кв. В1), наибольшая - 2,30 м (кв. Б2 и В2), наибольшая высота - 16 см. Вы-мостка состояла из 174 фрагментов бракованных кирпичей местного производства, 115 камней песчаника и
127 фрагментов битого кирпича. Сооружение 3 было повреждено сооружением 1 (рис. 2). Помимо описываемой костяной накладки при зачистке сооружения 3 зафиксировано 12 индивидуальных находок: монеты медные (№№ 209, 211-213, 215-219) - 9 экз.; фрагмент пломбы свинцовой (№ 210); фрагмент стенки сосуда стеклянного (№ 235); фрагмент бусины стеклянной (№ 214). Археологический контекст накладки датируется 50-ми годами XIV века (II ранний слой).
Прорезная накладка выполнена из плотного рога2. В четырехлепестко-вом заостренном вверху под прямым углом медальоне размером 72*72 мм, напоминающем бутон лотоса, выполнено прорезное изображение дракона. Поле накладки выполнено в строгих
2 Определение выполнено н.с лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН, к.и.н. Л.В. Яворской
Рис. 2. Раскоп XII, пласт 6, сооружение 3. Место где была найдена костяная накладка с изображением дракона. Fig. 2. Excavation 12, layer 6, construction 3. Location where a bone plate with a dragon image was discovered.
геометрических пропорциях с четырьмя отверстиями для крепления. Тщательная отделка и высокохудожественное исполнение предмета свидетельствует о том, что над изделием работал квалифицированный мастер (рис. 3).
Дракон изображен в соответствии с дальневосточной традицией - у него длинное извивающееся тело, покрытое чешуей, четыре конечности-лапы (одна задняя лапа утрачена на исследуемой накладке), на одной отчетливо видно три пальца (рис. 4). У изображенного существа крупная голова на тонкой шее, большой круглый глаз и два рога, пасть широко раскрыта. Нос зверя задран кверху, отчетливо прора-
ботаны четыре больших треугольных зуба и высунутый язык, на кончике которого размещена круглая жемчужина.
Изображения дракона являются неотделимой частью культуры Китая, Кореи и Японии. Согласно легендам Китая, Хуан-ди «желтый предок», «желтый император» имеет черты, роднящие его с драконом как одним из основных тотемных предков китайцев (Мифы народов мира, 1982, с. 605; Кравцова, 2004, с. 386-387). С древнейших времен дракон становится символом императорской власти, более того, сам император часто именовался «драконом», его трон - «троном дракона» или «ме-
Рис. 3. Костяная накладка с изображением дракона. Fig. 3. Bone overlay with a dragon image.
стом дракона», императорская церемониальная одежда - «платьем дракона». Изображениями и скульптурами этих существ украшались императорские дворцы (Ням-Осорын Цултем, 1984, с. 42). Для китайцев Императорский Дракон, считается основным из четырех доброжелательных духовных животных. Некоторые предания и легенды гласят, что настоящий император рождается с родинкой в форме дракона (Мифы народов мира, 1982, с. 605; Кравцова, 2004, с. 386-387). Учитывая влияние китайских административно-управленческих и культурных традиций на социально-политическое устройство Монгольской империи в целом и Золотой Орды, в частности, весьма привлекательно связать происхождение найденной в Маджаре накладки с территорией Китая и отнести ее к статусным предметам высшего сословия. Сразу уточним, предмет найден на поверхности улицы древнего города, мощеной кир-пичем и камнем, при зачистке которой были зафиксированы девять медных
джучидских монет с шестилепестко-вой розеткой чеканки Нового Сарая (начало 1350-х гг.) (Фёдоров-Давыдов, 2003, с. 31), что может также иметь значение в датировке найденного предмета.
Ряд современных исследователей склонны отождествлять любое изображение дракона с важнейшим геральдическим символом власти. (Крамаровский, 2000, с. 146-147; Юрченко, 2013, с. 111). В теме сопряжения образа императора с драконом большую роль играет вопрос о количестве пальцев и соответственно когтей дракона. Так, у изображений драконов в династии Хань было три когтя, у династии Суй (581618 гг.) обычно изображались три, иногда четыре когтя. Династия Юань (1271-1368 гг.) предпочитала изображать дракона с четырьмя когтями, а при династии Мин (1368-1644) законодательно было установлено, что изображения пятикоготных драконов предназначены исключительно для императора и его императорской се-
Рис. 4. Фрагмент костяной накладки с изображением дракона. Fig. 4. Fragment of a bone overlay with a dragon image.
Сегодня в распоряжении исследователей имеется достаточное количество предметов, выполненных из различных, в том числе драгоценных, материалов с изображением трехпа-
мьи. Хотя известно, что эти правила не всегда строго соблюдались (Roy-Bates, 2007. p. 14).
В официальной китайской истории «Юань ши» династии Юань (12711368 гг.), записанной при последующей династии Мин (1368-1644 гг.), упоминается «Закон пяти когтей» (Исаков, Афоньков, Архангельский, Павленко, Шереметьев, 2014, с. 238), однако отсутствие на сегодняшний день качественного доступного перевода древнего текста и наличие других точек зрения заставляет оставить данный факт без комментариев. В поздний период правления династии Цин (1644-1912 гг.) пятипалый дракон с жемчужиной изображался на национальном флаге. Жемчужина в древней китайской мифологии означала «жизнь». Игра дракона с ослепительным шаром трактуется как игра силы с силой. Начиная с Ханьской империи пара драконов, сражающихся за обладание жемчужиной, служит символом китайского оружия, а образ дракона стал все чаще использоваться для описания военных действий и могучей армии (Ступникова, 2014, с. 327-328).
лых драконов, статусность которых остается достаточно спорным вопросом (Юрченко, 2013, с. 9). Отсутствие информативных первоисточников позволяет современным исследователям при рассмотрении поясных накладок с изображением дракона из погребения у с. Маляевка (Волгоградская область) игнорировать «огненную жемчужину» - важнейший элемент геральдического символа дракона и одновременно символа императора и рассуждать о статусности вещи, основываясь лишь на сырье, из которого она изготовлена: « ... недорогой материал, из которого они сделаны, может указывать на не слишком высокий ранг их обладателя».3 (Исаков, Афоньков, Архангельский, Павленко, Шереметьев, 2014, с. 240). Авторы также утверждают: «Необходимо отметить, что изображения на маля-евских бляхах стилистически не соответствуют китайским.». Однако стилистическую аналогию драконам с маляевских блях находим на орнамен-
3 Здесь речь идет о бляхах из Маляев-ского могильника (Сергацков И.В., Двор-ниченко В.В., Демкин В.А. Курганный могильник Маляевка V / Материалы по археологии Волго-Донских степей. Волгоград: ВолГУ2001. № 1. С. 13-63)
те серебряного изделия провинции Цзян-су, датируемого XII в. (Кравцова, 2004, с. 386-387). При этом надо признать, что центральные заклепки со стеклянными вставками маляев-ских блях выполняли роль смысловой атрибутики «огненной жемчужины». Затраченные мастером усилия на изготовление подобных предметов как по времени, так и по использованию материалов вовсе не удешевляют данные вещи и не могут быть ориентированы на владельца с невысоким достатком. Что касается так называемого «дешевого материала» - рога и кости, - то, очевидно, его использование имело практический характер, облегчая снаряжение воина или чиновника. Это относится и к конскому снаряжению.
По свидетельству китайского путешественника Чжао Хун, посетившего в 1221 г. столицу чжурчженей Яньзин, конское снаряжение, седло и конские ремни, Чингисхана и его приближенных украшались фигурами свернувшихся драконов (Мэн-да бэй-лу, 1975, с. 76).
Чингисхан, объединивший монгольские племена и покоривший многие народы, создал действенную военно-административную систему монгольского государства по образцу китайской империи. Образование Монгольской империи создало предпосылки для знакомства монголов с культурным наследием многих государств и народов Азии и Европы. Прочные торговые связи, в том числе Золотой Орды с Китаем, способствовали развитию культурных и ремесленных традиций завоеванных территорий. На рынки городов Золотой Орды в большом количестве поступали изделия китайских мастеров:
шелковые ткани, бронзовые зеркала, фарфоровая посуда, декорированные, в том числе изображениями дракона, феникса, цветами хризантемы, пиона и лотоса - символами власти, бессмертия и святости (Кравцова, 2004, с. 378). Безусловно, статусные вещи ценились и соответственно, отвечая потребностям рынка, копировались. Высокий уровень квалификации ремесленников, проживающих в городах Золотой Орды, подтверждается письменными источниками (Рашид-ад-Дин, 1960, с. 40; Плано Карпини, 1957, с. 58) и археологическими исследованиями (Блохин, Яворская, 2006, с. 190-191; Пигарёв, 2015, с. 128). Затруднительно говорить о месте производства того или иного предмета, опираясь лишь на стилистику изображения. Не всегда маркером может служить и сырьевой материал, в нашем случае плотный рог мог быть добыт на всем пространстве Монгольской империи, а также перемещен в зависимости от спроса на рынке. Если действовала строго регламентирующая практика ношения административно-управленческой атрибутики, к которой относилась и публикуемая находка, то взамен потерянной на улице Маджара владельцем должна была быть заказана новая накладка и вряд ли для этого нужно было бы ехать в Китай, о наличии в Маджаре развитого косторезного производства свидетельствуют археологические исследования, в том числе и недавнего времени (Яворская, Антипина, 2014, с. 247).
Подводя итог, предположим, что Маджарский дракон выполнен под влиянием традиций Поднебесной империи. Изделие могло быть частью конского снаряжения или деталью
мужского пояса. Оно могло принад- данного предмета - первой подобной
лежать владельцу любого сословия и находки на городище, датируемого не
ранга, при этом выполнять функцию позднее 1353 г., - является еще одним
как административно-управленче- шагом к пониманию историко-куль-
ской атрибутики, так и декоративно- турных традиций Монгольской импе-
прикладного убранства. Публикация рии на территории Золотой Орды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блохин В.Г., Яворская Л.В. Археология Золотордынских городов Нижнего Поволжья. Волгоград: ВолГУ, 2006.
2. Бочаров С.Г., Ситдиков А.Г. Керамический комплекс города Маджар, по материалам исследований 2015 г. (Нижняя Волга и Северный Кавказ) // Материалы V Международной Нижневолжской археологической конференции. Элиста: Изд. Калмыцкого университета, 2016. С. 192-197.
3. Исаков Р.В., Афоньков Н.Н., Архангельский М.С., Павленко Ю.А., Шереметьев А.Г. К вопросу атрибуции золотоордынских накладок из курганного могильника Маляевка-V // Поволжская археология. 2014. № 1(7), С. 233-246.
4. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. Saint Petersburg: Лань; TPИADA, 2004. 960 с.
5. Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: Джучидская сокровищница // Сокровища Золотой Орды: каталог выставки / Авторы: Елихина Ю.И., Крамаровский М.Г., Полякова Г.Ф. СПб.: Славия, 2000. С. 146-147.
6. Мэн-да бэй-лу "Полное описание монголо-татар" // перевод Н.Ц. Мункуева. М. Наука. 1975.
7. Ням-Осорын Цултем. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века, М.: Изобразительное искусство, 1984. 232 с.
8. Пигарёв Е.М. Гончарное производство золотоордынского города Сарай (Се-литренное городище) // Материалы и исследования по археологии Поволжья. Вып. 7 / Отв. ред. Ю.А. Зеленеев. Йошкар-Ола: МарГУ, 2015. 208 с.
9. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.: Географгиз, 1957. 272 с.
10. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 2 / Перевод с персидского Ю.П. Верхов-ского. Примечания Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова. Редакция проф. И.П. Петру-шевского.. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 248 с.
11. Ступникова В.В. Дракон в зеркале Чэнъюев // Человек и культура Востока: Исследования и переводы. М.: ИДВ РАН, 2014. 368 с.
12. Федоров-Давыдов Г.А. Денежное дело Золотой Орды. М.: Палеограф, 2003. 352 с.
13. Юрченко А.Г. Элита Монгольской империи. Время праздников. Время казней. СПб: Евразия, 2013. 432 с.
14. Яворская Л.В., Антипина Е.Е. Золотоордынский город Маджар: первые результаты исследования археозоологической коллекции из ремеслянного квартала (раскоп № X - 2014 г.) // Аналитические исследования лаборатории естественнонаучных методов. Вып. 4 / Отв. ред. В.И. Завьялов, С.В. Кузьминых. М.: Таус, 2017. С. 245-252.
15. Roy Bates, All about Chinese Dragons, Published by China history Press, 2007.
Информация об авторах:
Обухов Юрий Дмитриевич, директор, Краеведческий музей села Пра-сковея (с. Прасковея, Будённовский р-н, Ставропольский край, Россия); [email protected]
Бочаров Сергей Геннадиевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия); [email protected]
NEW BONE OVERLAY WITH A DRAGON IMAGE DISCOVERED AT MADZHAR FORTIFIED SETTLEMENT ЩШ
Yu.D. Obukhov, S.G. Bocharov
Systematic studies are conducted at Madzhar settlement by the "Kaffa" expedition of the Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan within the framework of the State Program of the Republic of Tatarstan "Preservation of the National Identity of the Tatar People (2014-2019)". Madzhar fortified settlement represents the remains of the Golden Horde town of Madzhar located near the contemporary town of Budennovsk in Stavropol Krai. The work is dedicated to the discovery of a bone article at the fortified settlement in question. A carved bone overlay with a dragon image was discovered at the archaeological excavations of 2016. The bone overlay was found during cleaning of the pavement of a medieval town street. A paved street was discovered in a Golden Horde town for the first time in history. The studied area of the pavement consisted of 174 fragments of locally manufactured defective bricks, 115 sandstones and 127 broken brick fragments. The period of operation of the town street and, correspondingly, the time of loss of the bone overlay correspond to the reign of Djanibek Khan, and has been dated on the basis of 12 coins. The carved overlay was made of thick horn. A four-leaved medallion with a rectangular pointed upper edge dimensioned 72*72 mm, which resembles a lotus bud, features a carved image of a dragon. The symbolics of the dragon image was thoroughly studied. Suggestions are made in relation to the possible location of manufacture of such products and the use of similar articles in the territory of the Mongol Empire.
Keywords: archaeological studies, the Golden Horde, Madzhar fortified settlement, dragon, fire pearl.
REFERENCES
1. Blokhin, V. G., Yavorskaya, L. V. 2006. Arkheologiia Zolotordynskikh gorodov Nizhnego Povolzh'ia (Archaeology of the Golden Horde Towns of the Lower Volga Region). Volgograd: Volgograd State University (in Russian).
2. Bocharov, S. G., Sitdikov, A. G. 2016. Materialy VMezhdunarodnoiNizhnevolzhskoiarkheo-logicheskoi konferentsii (Proceedings of the 5th International Lower Volga Archaeological Conference). Elista: Kalmyk State University. 192-197 (in Russian).
3. Isakov, R. V., Afon'kov, N. N., Arkhangelsky, M. S., Pavlenko, Yu. A., Sheremet'ev, A. G. 2014. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) (1), 233-246 (in Russian).
4. Kravtsova, M. E. 2004. Mirovaia khudozhestvennaia kul'tura. Istoriia iskusstva Kitaia: Uchebnoe posobie (World Artistic Culture. The History of Chinese Art: Educational book). Saint Petersburg: "Lan'"; "TRIADA" Publ. (in Russian).
5. Kramarovskii, M. G. 2000. In Elikhina, Yu. I., Kramarovskii, M. G., Poliakova, G. F. (comp.). Sokrovishcha Zolotoi Ordy. Katalog vystavki (Treasures of the Golden Horde. Exhibition Catalogue). Saint Petersburg: "Slaviia" Publ. (in Russian).
6. Men-da bei-lu. 1975. Polnoe opisanie mongolo-tatar (Complete Description of the MongolTatars). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).
The work was funded by a subsidy granted under the State support program of Kazan (Volga Region) Federal University in order to increase its competitiveness among the leading world scientific and educational centers.
7. Niam-Osoryn, Tsultem. 1984. Iskusstvo Mongolii s drevneishikh vremen do nachala XXveka (The Art of Mongolia from Ancient Times to the Early 20th Century). Moscow: "Izobrazitel'noe iskusstvo" Publ. (in Russian).
8. Pigarev, E. M. 2015. In Zeleneev, Yu. A. (ed.). Materialy i issledovaniia po arkheologii Povolzh'ia (Materials and Research on the Archaeology of the Volga Region) 7. Yoshkar-Ola: Mari State University (in Russian).
9. Puteshestvie v vostochnye strany Plano Karpini i Rubruka (The Journey of Plano Carpini and William of Rubruk to the Eastern Parts). 1957. Moscow: "Geografgiz" Publ. (in Russian).
10. In Petrushevskii, I. P. (ed.). 1960. Rashid-ad-Din. Sbornikletopisei (Rashid-al-Din. Collection of Chronicles) 2. Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).
11. Stupnikova, V. V. 2014. Chelovek i kul'tura Vostoka: Issledovaniia i perevody (People and Culture of the East: Studies and Translations). Moscow: Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (in Russian).
12. Fyodorov-Davydov, G. A. 2003. Denezhnoe delo Zolotoi Ordy (Coinage of the Golden Horde). Moscow: "Paleograf' Publ. (in Russian).
13. Yurchenko, A. G. 2013. Elita Mongol'skoi imperii. Vremia prazdnikov. Vremia kaznei (The Elite of the Mongol Empire. Time for Festivities. Time for Executions). Saint Petersburg: "Evraziia" Publ. (in Russian).
14. Yavorskaya, L. V., Antipina, E. E. 2017. In Zav'yalov, V. I., Kuzminykh, S. V. (eds.). Analiticheskie issledovaniia laboratorii estestvennonauchnykh metodov (Analytical Studies of the Laboratory of Natural Scientific Methods) 3. Moscow: "TAUS" Publ., 245-252 (in Russian).
15. Roy, Bates. 2007. All about Chinese Dragons, Published by China history Press.
About the Authors:
Obukhov Yuri D. Director. Local History Museum of the village of Praskoveya, Lenina St., 50, village Praskoveya, Budennovskiy district, Stavropol Territory, 356817, Russian Federation; [email protected]
Bocharov Sergei G. Candidate of Historical Sciences. Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Butlerov St., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; Kazan (Volga Region) Federal University. Kremlyovskaya St., 18, Kazan, 420000, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; [email protected]
Статья поступила в номер 13.05.2018 г.