Научная статья на тему 'Десять аргументов за применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам'

Десять аргументов за применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдосенко Елена Валериановна

Электронное обучение становится неотъемлемой частью современного образования: понятие электронное обучение включено в Закон РФ «Об образовании», создана рабочая группа по развитию данного направления, организуются конференции по обмену опытом, проводятся мониторинги уровня развития электронного обучения. В статье описываются преимущества применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при организации учебного процесса как для обучающихся и преподавателей, так и для образовательного учреждения. Возможности представления учебного материала при обучении иностранным языкам проиллюстрированы примерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEN REASONS FOR USING E-LEARNING AND DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

E-learning is becoming an integral part of modern education: the concept of e-learning is included in the Law of the Russian Federation "On Education"; a working group dealing with the development of this direction is created; conferences on the exchange of experience are organized; and the e-learning development level is monitored. The article describes the advantages of using e-learning and distance learning technologies in the organization of the educational process for students, teachers and educational institutions. It provides the examples of the alternatives for training material presentation when teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «Десять аргументов за применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам»

УДК 37.018.43

ДЕСЯТЬ АРГУМЕНТОВ ЗА ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

л

© Е.В. Авдосенко1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Электронное обучение становится неотъемлемой частью современного образования: понятие электронное обучение включено в Закон РФ «Об образовании», создана рабочая группа по развитию данного направления, организуются конференции по обмену опытом, проводятся мониторинги уровня развития электронного обучения. В статье описываются преимущества применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при организации учебного процесса как для обучающихся и преподавателей, так и для образовательного учреждения. Возможности представления учебного материала при обучении иностранным языкам проиллюстрированы примерами.

Ключевые слова: электронное обучение; дистанционные образовательные технологии; обучение иностранным языкам; технология обучения.

TEN REASONS FOR USING E-LEARNING AND DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES E.V. Avdosenko

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

E-learning is becoming an integral part of modern education: the concept of e-learning is included in the Law of the Russian Federation "On Education"; a working group dealing with the development of this direction is created; conferences on the exchange of experience are organized; and the e-learning development level is monitored. The article describes the advantages of using e-learning and distance learning technologies in the organization of the educational process for students, teachers and educational institutions. It provides the examples of the alternatives for training material presentation when teaching foreign languages.

Keywords: e-learning; distance education technologies; foreign language training; educational technology.

Организация электронного обучения, применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ основательно входят в образовательный процесс российских вузов.

Документационное обеспечение по вопросам организации электронного обучения в образовательном учреждении получило с 2012 года официальный статус, что подтверждено официальными нормативными документами. Это такие документы:

1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (статьи 13, 16) [1].

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [2].

Утверждение данных документов меняет модальность организации электронного обучения, применение дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении. Согласно данным нормативным документам, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий хотя и не является обязательной в полном объеме, однако предполагает частичное внедрение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Вопрос процентного применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ остается открытым.

Внедрение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку дает ряд преимуществ как обучающимся и преподавателям, так и образовательному учреждению.

Возможности для обучающихся:

1. Свободный доступ к образовательным ресурсам в любом месте, в удобное время.

2. Многократное (на усмотрение преподавателя) выполнение предлагаемых заданий.

3. Получение результата непосредственно после выполнения задания (при автоматической проверке заданий).

4. Получение комментария о допущенных ошибках

1Авдосенко Елена Валериановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, тел.: 89247011808, email: aev74@mail.ru

Avdosenko Elena, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no. 1, tel.: 89247011808, email: aev74@mail.ru

непосредственно после выполнения задания (при внесении преподавателем комментария в заданиях автоматической проверки).

5. Взаимодействие с преподавателем и возможность получения индивидуальной консультации.

6. Выполнение программных требований дисциплины в индивидуально установленные сроки в случае оформления индивидуального графика обучения.

7. Самоконтроль результатов обучения по дисциплине (электронный журнал оценок).

8. Выполнение совместных проектов в рамках учебного процесса.

9. Взаимодействие со студентами других образовательных учреждений.

10. Участие в учебных проектах, олимпиадах, конкурсах за счет более мобильной формы организации.

Возможности для преподавателей:

1. Интенсификация самостоятельной работы студентов.

2. Автоматизация проверки самостоятельных/контрольных работ обучающихся (для заданий с автоматической проверкой).

3. Формирование регулярно обновляемого банка электронных контрольно-измерительных материалов по дисциплине.

4. Предоставление индивидуальных заданий с разным уровнем сложности для самостоятельной работы, а также для контроля качества освоения дисциплины без дополнительных затрат времени на распределение заданий.

5. Автоматическое отслеживание часто допускаемых ошибок (при автоматической проверке заданий).

6. Использование опыта российских и зарубежных коллег (гиперссылки на обучающие/тренинговые программы).

7. Отсутствие необходимости информировать обучающихся о задолженностях по дисциплине (ведение журнала деятельности обучающихся).

8. Организация неформального взаимодействия обучающихся друг с другом в рамках формального учебного процесса (использование интерактивных инструментов).

9. Взаимодействие со студентами, оформившими индивидуальный график обучения.

10. Увеличение числа участников конкурсов и олимпиад за счет изменения формата проведения отборочного тура (с аудиторного на дистанционный).

Организация электронного обучения осуществляется, как правило, на образовательном портале образовательного учреждения. При этом, согласно нормативной документации, образовательное учреждение самостоятельно выбирает систему дистанционного обучения.

Современные системы дистанционного обучения дают все возможности предоставления учебного материала посредством разнообразных интерактивных образовательных модулей. К таким образовательным модулям при обучении иностранным языкам относятся, прежде всего:

1. Аудио/видео лекция.

2. Книга.

3. Веб-страница.

4. Глоссарий.

5. Ответ в виде файла(ов) / в виде текста / в виде аудиозаписи.

6. Wiki.

7. Тест.

8. Форум.

9. Рабочая тетрадь.

Говоря об интерактивных образовательных модулях с автоматической проверкой, следует отметить, прежде всего, тестовую систему, которая в некоторых системах дистанционного обучения очень богата. Это не только привычные форматы вопросов (множественный выбор, верно/неверно), но и вопросы на соответствия, подборки, графические форматы вопросов (рис. 1).

Рис. 1. Варианты отдельных форматов вопросов

При обучении иностранному языку основными интерактивными модулями ручной проверки являются такие задания, как:

1. Ответ в виде текста.

2. Ответ в виде файла.

3. Ответ в виде аудиозаписи.

Модуль «Ответ в виде текста» (рис. 2) удобен тем, что преподаватель имеет возможность в комментариях включить ответ студента для корректировки в обычном текстовом формате (например, выделяя цветом).

При использовании задания «Ответ в виде фай-

ла/ов» (рис. 3) обучающийся готовит задание в самостоятельно выбранном текстовом формате и отправляет файлом приложением.

Задание «Ответ в виде аудиозаписи» (рис. 4) идентичен инструменту «Ответ в виде файла/ов» с той лишь разницей, что ответ обучающийся представляет не в текстовом формате, а в виде аудиозаписи.

Форумы-обсуждения, семинары (форум с возможностью оценки студентами друг друга) дают возможность организовать дискуссию по темам (рис. 5).

\ 4 .11

Рис. 2. Пример интерактивного модуля ручной проверки (ответ в виде текста)

Рис. 3. Пример интерактивного модуля ручной проверки (ответ в виде файла/ов)

Рис. 4. Пример интерактивного модуля ручной проверки (ответ в виде аудиозаписи)

Was ist besser/ angenehmer / leichter für Sie?

Рис. 5. Пример интерактивного модуля «форум»

Модуль «игра» (например, кроссворд) автоматически привязан в системе к глоссарию. Данный инструмент позволяет быстро создать индивидуальный кроссворд для проверки и/ или тренировки вокабуляра по теме (рис. 6).

Электронное ресурсное обеспечение образовательных программ предполагает также организацию

различных интернет-конкурсов, дистанционных туров олимпиад, виртуальных клубов. Данный формат проведения способствует повышению ^-компетенции как преподавателей, так и обучающихся, а также повышает уровень проводимых мероприятий (за счет увеличения числа участников, привлечения участников из других вузов, регионов, стран) (рис. 7).

Рис. 6. Пример интерактивного модуля «игра» (кроссворд)

Рис. 7. Пример виртуального клуба любителей иностранного языка

Говоря о преимуществах применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при организации учебного процесса, нельзя не отметить и преимущества применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для образовательного учреждения.

Возможности для образовательного учреждения:

1. Обеспечение общедоступности образования.

2. Повышение качества и эффективности реализации образовательных программ посредством применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.

3. Повышение академической мобильности преподавателей и обучающихся.

4. Оптимизация аудиторной нагрузки за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных образовательных технологий.

5. Обеспечение непрерывности и полноты дидактического процесса обучения для определенной категории обучающихся.

6. Повышение 1Т-компетенции преподавателей и

обучающихся.

7. Диверсификация образовательных услуг учебного заведения.

8. Создание условий для применения системы контроля качества освоения образовательных программ.

9. Формирование и развитие единой информационно-коммуникационной (открытой) образовательной среды образовательного учреждения.

10. Возможность интеграции с учебными заведениями основного и дополнительного образования в единое информационно-образовательное пространство.

Перечисленные преимущества не исключают факторы, влияющие на изменение показателя достижения цели. Необходимо, тем не менее, помнить, что внедрение электронного обучения в учебный процесс, применение дистанционных образовательных технологий являются не административно определяемым механизмом, а исторически закономерной новой технологией обучения.

Статья поступила 31.03.2015 г.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф / документы / 2974 (28 марта 2015).

2. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об

утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс] URL: //ivo.garant.ru/ (26 марта 2015).

УДК 7.01: 688.7

СУВЕНИР КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

А О

© И.И. Акинфеева1, О.Е. Железняк2

1Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670013, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в. 2Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Предметом исследования является сувенир как особый феномен культуры, имиджевый объект, средство идентификации и форма коммуникации, трансляции культурных норм и стереотипов. На основе исследования понятийного пространства феномена сувенир, существующих классификаций и проведения опроса потребителей сувенирной продукции определяется ряд характеристик, актуальных для современного рынка сувениров, его создателей и потребителей. В качестве таких характеристик выступают функциональность, утилитарность, идентификационные показатели сувенирной продукции, которые в значительной мере повышают роль и значение сувенира в жизни современного общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: сувенирная продукция; вещь; амулет; талисман; подарок; классификация сувениров.

SOUVENIR AS A CULTURAL PHENOMENON: SPECIFICS AND CLASSIFICATION FEATURES I.I. Akinfeeva, O.E. Zheleznyak

East Siberian State University of Technology and Management, 40в Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, Buryat Republic, 670013, Russia. Irkutsk National Research Technical University,

1Акинфеева Ирина Ивановна, аспирант, преподаватель кафедры технологии и дизайна упаковочного производства, тел.: 89021610719, e-mail: aii81@mail.ru

Akinfeeva Irina, Postgraduate, Lecturer of the Department of Packaging Production Technology and Design, tel.: 89021610719, e-mail: aii81@mail.ru

2Железняк Ольга Евгеньевна, кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой дизайна, e-mail: olgaej@mail.ru Zheleznyak Olga, Candidate of Art History, Professor, Head of the Design Department, e-mail: olgaej@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.