Научная статья на тему 'Методические аспекты e-learn обучения'

Методические аспекты e-learn обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплунова А.Д., Дробышев Е.А.

В статье освещаются особенности современных образовательных технологий, методов и форм обучения в вузе для проведения занятия в системе дистанционного обучения с применением информационно-коммуникационных образовательных технологий. В результате анализа предложены образовательные методики для проведения урока на иностранном языке для направления подготовки «Лингвистика» (бакалавр).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты e-learn обучения»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

Каплунова Анна Дмитриевна

Старший преподаватель кафедры лингвистики и перевода Российского государственного социального университета Kaplunova Anna Dmitrievna

Senior lecturer in linguistics and translation of the Russian state social

University, Moscow

Дробышев Евгений Анатольевич

Старший преподаватель кафедры туризма и гостеприимства Российского государственного социального университета Drobyshev Evgeny Anatolyevich

Senior lecturer in tourism and hospitality of the Russian state social

University, Moscow

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ E-LEARN ОБУЧЕНИЯ

Methodological aspects of e-learn training

Аннотация. В статье освещаются особенности современных образовательных технологий, методов и форм обучения в вузе для проведения занятия в системе дистанционного обучения с применением информационно-коммуникационных образовательных технологий. В результате анализа предложены образовательные методики для проведения урока на иностранном языке для направления подготовки «Лингвистика» (бакалавр).

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные образовательные технологии, Лингвистика.

Abstract. The article highlights the peculiarities of modern educational technologies, methods and forms of study at the University for the classes in the system of distance learning with application of information and communication educational technologies. As a result of the analysis of the proposed educational methodology for the lesson in a foreign language for specialty "Linguistics" (bachelor).

Keywords: interactive approaches of education, distant education, information educational technologies, Linguistics.

Динамично развивающееся общество и наука диктуют нам необходимость подготовки высококвалифицированных, разносторонне образованных специалистов, которые способны гибко и творчески мыслить.

Что, в свою очередь, требует постоянного совершенствования методик и технологий преподавания, подходов к преподаванию и внедрения новых форм обучения, которые направлены на формирование у студентов компетенций и практикоориентированного подхода с полной корреляцией с учебными планами и модулями изучаемой дисциплины.

Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций: 1) ценностносмысловая -обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности; 2) общекультурная - позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека; 3) учебно-познавательная - включает в себя элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами; 4) коммуникативная компетенция -включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; 5) социально-трудовая -направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности [Мишенева Ю.И., 32. 2014].

Компетентностный подход требует творческого подхода к организации учебного процесса. Формированию данного набора компетенций способствуют грамотно подобранные технологии и методы обучения, которые помогают сформировать у студентов поликультурную языковую личность, развить способности студентов осуществлять различные виды деятельности, используя иностранный язык, а также побуждать обучающихся к саморазвитию и самообразованию, повышать их творческий потенциал [Масликов В. А., 2012].

При обучении иностранному языку целесообразно использовать следующие образовательные технологии: технология коммуникативного обучения - формирование способности у обучающихся к общению на иностранном языке; технология модульного обучения - предусматривает деление содержания учебной дисциплины на разделы (модули); информационно-коммуникационные технологии - повышают практическую направленность образовательного процесса; технология индивидуализации обучения - учитывает индивидуальные особенности и потребности обучающихся; технология тестирования - используется для контроля пройденного материала; проектная технология - ориентирована на моделирование взаимодействия обучающихся с целью решения определенной задачи; технология развития критического мышления -помогает сформировать разностороннюю личность, которая способна работать с информацией и отбирать нужную информацию для решения поставленной задачи; технология обучения в сотрудничестве - призвана обучить студентов взаимодействию и работе в команде.

Для реализации компетентностного подхода с применением перечисленных технологий необходимо применять наряду с традиционными методами обучения активные методы, направленные на активность студента, на самостоятельное овладение умениями и навыками, и интерактивные, требующие сотрудничества, то есть работы в команде и умения решать спорные и конфликтные ситуации.

Для проведения занятия по дисциплине «Иностранный язык» особую ценность представляют собой следующие активные и интерактивные методы преподавания:

- семинар-дискуссия (групповая дискуссия) - процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта участия в совместном обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискусии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника [Бондаренко Е.Н., 135/ 2009].

- деловая игра - заключается в учебном моделировании ситуации той деятельности, которой предстоит обучить студентов, чтобы на моделях, а не на реальных объектах обучать будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции [Шамис В. А., 2011].

- кейс-метод - техника обучения, построенная на описании реальных ситуаций. Обучающиеся анализируют ситуацию, предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них.

- метод проектов - презентация полученных в ходе самостоятельной работы результатов исследования по предложенной проблематике.

- портфель студента - комплект документов, посредством которого студент может проследить динамику своей работы, свой прогресс в изучении дисциплины. В комплект документов входят контрольные работы студента, его самостоятельные работы и другие наработки.

Перечисленные выше методы преподавания являются актуальными как для традиционного обучения, так и для обучения с применением дистанционных образовательных технологий, которое приобретает в последнее время все большую популярность. Дистанционное обучение - это «синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению [Шаров В.С., 236. 2009]. Важным аспектом дистанционного обучения является общение преподавателя со студентами и студентов друг с другом, которое, в отличие от традиционного обучения, осуществляется удаленно с применением телекоммуникацонных технологий. Обучение

может проходить синхронно, то есть в режиме реального времени, когда участники учебного процесса находятся в активном взаимодействии друг с другом, асинхронно, когда общение между участниками не возможно в режиме реального времени, и тогда на первый план выходит самообучение, ответственность за которое возлагается на учащегося. Также существует смешанная методика дистанционного обучения, которая состоит как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики дистанционного обучения и является наиболее эффективной.

Дистанционное обучение неразрывно связано с применением информационных и интернет-технологий. Информационные образовательные технологии предполагают использование в образовательном процессе вычислительной техники и

телекоммуникационных средств. Данный тип технологий достаточно широко используется в практике преподавания профильных дисциплин через применение презентаций при чтении лекции и проведении семинаров. Применение в процессе обучения студентов информационных образовательных технологий включает использование возможностей дистанционного доступа к образовательным ресурсам посредством сети Интернет [Крюкова Е.М., Баранова Т.М., Крапоткина С.А., Тимошина Е.Н., 139. 2016].

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика» (бакалавр) целесообразно выделить следующие формы проведения дистанционного урока с применением информационно-коммуникационных технологий по практическому курсу иностранного языка:

- веб-конференция - технология для организации онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своем рабочем месте за компьютером [Крюкова Е.М., Баранова Т.М., Крапоткина С.А., Тимошина Е.Н., 140. 2016]. При помощи веб-конференции можно просматривать с обучающимися видео на иностранном языке, репортажи, новости, художественные фильмы, слушать аудиозаписи, проводить обсуждения на иностранном языке, дискуссии и дебаты, деловые игры, выполнять кейс-задания, работать с электронными учебниками. Студенты могут готовить презентацию по заданной лексической теме, сопровождая свои презентации красочными слайдами с анимациями, картинками, графиками и диаграммами. Также к веб-конференции могут присоединяться вузы из зарубежных стран, с которыми у университета ведется сотрудничество, чтобы у студентов была возможность пообщаться с носителями языка.

Данный метод обучения позволяет обучающимся овладеть полным набором компетенций, необходимых для специалистов в области

иностранных языков. При методе веб-конференции обучение проходит синхронно, преподаватель и студенты находятся в режиме реального общения, нагрузка распределяется между преподавателем и студентом равномерно.

- вебинар - это разновидность веб-конференции, видеосеминар в режиме онлайн. В форме вебинара можно проводить лекции и семинары, используя и демонстрируя студентам диаграммы, схемы, графики, слайды. Преподаватель и студенты видят и слышат друг друга и могут вступать в дискуссию. При помощи вебинара на уроке иностранного языка преподаватель может наглядно объяснить студентам новую грамматическую или лексическую тему, контролировать устное выполнение студентами упражнений и заданий по закреплению нового материала. Преподаватели и студенты из зарубежных стран могли бы проводить вебинары для российских студентов и сообщать им информацию о культуре и истории страны изучаемого языка.

- видео-урок - это обучающая видео-запись, по средством которой сообщается новый материал. Как правило, запись начинается с теории, а в конце приводятся примеры. При помощи записанного преподавателем видеоурока можно вводить новые лексические и грамматические темы. Также посредством видео-урока на начальном этапе изучения иностранного языка можно тренировать произношение. Преподаватель записывает на видео образец правильного произношения и фонетические упражнения, которые студенты выполняют, работая самостоятельно, и записывают себя на диктофон. Записи впоследствии отправляются преподавателю на проверку. Данный асинхронный метод обучения, при котором студент работает самостоятельно, может представлять сложность для преподавателя, если принять во внимание трудоёмкость проверки аудио, записанных студентами.

- виртуальный практикум - это интерактивный программный модуль, который служит выработке навыков и умений практического использования получаемой информации. Виртуальный практикум моделирует ситуацию, которая может возникнуть у студента при путешествии в другую страну, когда ему нужно будет прибегнуть к знаниям иностранного языка. Например, виртуальный практикум «Навигация в городе», ситуация, в которой студент должен сориентироваться на местности. Виртуальный практикум «В ресторане», где студенту будет предложено меню на иностранном языке и нужно сделать заказ у официанта.

- ,шк>сайт - асинхронная среда общения, включающая элементы синхронной коммуникации. "^кьсайты - это так называемые «общие рабочие пространства», которые изначально создавались для компаний с тем, чтобы их сотрудники могли добавить всю необходимую информацию в виде различных документов в общее рабочее пространство (сайт), организовать эту информацию при помощи системы папок, страниц и ссылок, сообща пользоваться этой информацией и изменять ее. Характерной особенностью ,шк1 является то, что содержимое рабочего пространства могут изменять

совместными силами и по общей договоренности все участники пространства, т.е. при желании студенты могут сами добавлять в ,шк1 полезный, по их мнению, материал. не только позволяют добавлять

файлы различных форматов и включать ссылки на разнообразные интернет-ресурсы, но также представляют возможности для общения в чате и аудиоконференциях [Мезенцева Д.А., 137. 2012]. Так, при помощи -шкь сайтов студенты могут в группах сообща работать над проектом или над презентацией на иностранном языке, собирать информацию, обмениваться ей, редактировать и вносить правки.

- электронный глоссарий - это электронный словарь для записи лексических единиц, в котором все слова распределены по пройденным темам и по алфавиту. Студент самостоятельно вводит слова в данный глоссарий, тем самым формируя свою собственную базу выученных лексических единиц. Электронный глоссарий удобен тем, что студент всегда сможет освежить в памяти выученные лексические единицы, посмотрев в глоссарии нужное ему слово. Также глоссарий отображает количество лексических единиц, которыми овладел обучающийся, что дает студенту понять, какого прогресса в изучении иностранного языка он достиг.

- электронное тестирование - форма рубежного контроля студентов, проводимая в конце каждой пройденной темы, с целью выявления уровня готовности обучающихся к переходу к следующей теме. Электронное тестирование является аналогом традиционного тестирования, в котором формулируется вопрос, и предлагаются варианты ответов.

Из выше сказанного следует, что занятие по дисциплине «Иностранный язык» с использованием перечисленных форм проведения урока в системе дистанционного обучения является эффективным, и способствует формированию творческой, креативной личности и

высококвалифицированного специалиста в области иностранных языков за счет разнообразия форм проведения занятия и активных и интерактивных методов обучения. Некоторые из перечисленных выше форм проведения урока могут быть актуальны и для традиционного обучения с целью разнообразить урок и сделать его более интересным и запоминающимся.

Однако стоит упомянуть, что урок в системе дистанционного обучения пройдет успешно только при его правильной организации и соответствующем учебно-методическом обеспечении, а также при условии полноценного и бесперебойного функционирования технических средств.

Литература:

1. Бондаренко Е.Н. - Технологии и методы обучения студентов в зарубежном педагогическом вузе // Высшее образование в России. - 2009. -№ 6. - С. 132 - 138.

2. Крюкова Е.М., Баранова Т.М., Крапоткина С.А., Тимошина Е.Н. -Использование информационных образовательных технологий в процессе подготовки персонала сферы туризма и гостеприимства // Ученые записки

Российского государственного социального университета. - 2016. - № 1 (134). - С. 136 - 144.

3. Масликов В.А. Готовность российского преподавателя к дистанционному образованию через интернет. Ректор ВУЗа. 2012. № 7. С. 3441.

4. Мезенцева Д.А. - Этапы развития дистанционной формы обучения иностранным языкам // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2012. - № 1. - С. 129 - 140.

5. Ю.И. Мишенева - Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № Б8. - С. 31 - 35.

6. Шамис В.А. - Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. -- № 14. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ агйе1е/п/ aktivnye-metody-obucheniya-v-vuze

7. Шаров В.С. - Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 236 - 240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.