Научная статья на тему 'Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве'

Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8536
1206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГИБКИЙ ГРАФИК УЧЕБЫ / ОНЛАЙН-КОММУНИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / INNOVATIVE METHOD / DISTANCE LEARNING / FLEXIBLE STUDY SCHEDULE / ONLINE COMMUNICATION / DISTANCE EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вознесенская Екатерина Васильевна

Дистанционное обучение как новаторский метод обучения получает все большее распространение в современном образовательном пространстве. Данная форма обучения открывает широкие возможности учащимся: получение образования в ведущих мировых университетах удаленно, богатый выбор дистанционных образовательных программ, экономия времени и денежных средств, гибкий график и индивидуальное планирование учебы. Цель данной работы исследовать дистанционную форму как инновационный метод обучения и выявить степень распространения удаленного обучения как в России, так и за рубежом. В данной работе мы рассмотрим основные характеристики дистанционного обучения, изучим историю его развития, более ранние и новейшие средства дистанционного обучения, выделим преимущества и возможные недостатки удаленной формы обучения, раскроем понятие смешанного обучения, а также ознакомимся с результатом опроса студентов по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance Education - History of Development and Modern Tendencies in the Educational Space

Distance learning as an innovative teaching method is getting more and more relevant in education. Remote learning offers wide opportunities for students worldwide: it enables to get a degree in global leading universities, provides various educational programs, saves time and money and stands for flexible and individual schedule. The article analyzes distance learning as an innovative teaching method and reveals its spread in Russia and abroad. The article also identifies key features of distance learning, considers its history and development, highlights the basic technologies, emphasizes benefits and possible drawbacks, draws the parallel between distance, traditional and blended learning and examines the spread of distance learning in Russia according to the students’ poll.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве»

педагогическиеi

технологии!

1УДК 378 ББК 74.58

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ -

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е. В. Вознесенская

Аннотация. Дистанционное обучение как новаторский метод обучения получает все большее распространение в современном образовательном пространстве. Данная форма обучения открывает широкие возможности учащимся: получение образования в ведущих мировых университетах удаленно, богатый выбор дистанционных образовательных программ, экономия времени и денежных средств, гибкий график и индивидуальное планирование учебы. Цель данной работы - исследовать дистанционную форму как инновационный метод обучения и выявить степень распространения удаленного обучения как в России, так и за рубежом. В данной работе мы рассмотрим основные характеристики дистанционного обучения, изучим историю его развития, более ранние и новейшие средства дистанционного обучения, выделим преимущества и возможные недостатки удаленной формы обучения, раскроем понятие смешанного обучения, а также ознакомимся с результатом опроса студентов по данной тематике.

Ключевые слова: инновационный метод, дистанционное обучение, гибкий график учебы, он-лайн-коммуникации, дистанционные образовательные программы.

DISTANCE EDUCATION - HISTORY OF DEVELOPMENT AND MODERN TENDENCIES IN THE EDUCATIONAL SPACE

E. V. Voznesenskaya

Abstract. Distance learning as an innovative teaching method is getting more and more relevant in education. Remote learning offers wide opportunities for students worldwide: it enables to get a degree in global leading universities, provides various educational programs, saves time and money and stands for flexible and individual schedule. The article analyzes distance learning as an innovative teaching method and reveals its spread in Russia and abroad. The article also identifies key features of distance learning, considers its history and development, highlights the basic technologies, emphasizes benefits and possible drawbacks, draws the parallel between distance, traditional and blended learning and examines the spread of distance learning in Russia according to the students' poll.

Keywords: innovative method, distance learning, flexible study schedule, online communication, distance educational programs.

Интеграция информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) значительно повысила качество образования и позволила многим образовательным учреждениям предоставлять образовательные услуги на международном уровне. Новаторской формой ИКТ является дистанционное обучение - удаленное обучение, основанное на взаимодействии учителя и учащихся и реализуемое с помощью интернет-технологий. Дистанционное обучение включает в себя все компоненты учебного процесса: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Британский профессор Чарльз А. Шо-ниреган определяет дистанционное обучение как форму обучения, ключевыми понятия которой являются педагогика, развитие интернет-коммуникации, интерактивное взаимодействие, предоставление онлайн-обучения учащимся из разных городов и стран. Согласно профессору Элиссон Литтлджон, удаленное обучение - это использование учащимися ИКТ для доступа к основным и дополнительным учебным материалам. Хорошо спланированное и грамотно организованное дистанционное обучение повышает качество знаний: способствует лучшему усвоению материала, повышает мотивацию к учебе, к поиску нового, нужного и интересного. Удаленное обучение также понимается как инновационный метод трансформации и поддержки классического метода обучения с целью повышения эффективности учебного процесса [1, с. 162-163].

Понятие «дистанционное обучение» возникло относительно недавно, в XIX в. К более ранним формам удаленного обучения относится заочное обучение, представленное впервые в Европе в конце XVIII в. Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами, посылали учителю на проверку свои письменные работы и получали по почте комментарии преподавателя. Основоположником дистанционного обучения является британский ученый-стенограф Айзек Питман, который в 1840-х гг. представил новаторскую систему обучения с помощью стенографии. Будучи учителем английского языка, в 1837 г. он предложил ввести в обучение стенографическое письмо, которое позволило бы лучше взаимодействовать с учащимися. Питман посылал

шифрованные тексты своим ученикам и получал назад работы на проверку. Такая обратная связь была важным достижением в Питманской системе. В США в начале XIX в. Уильям Рэйни Харпер, первый ректор Чикагского университета, ввел понятие «заочные школьные курсы» с целью развития образования. Эту идею также воплотил в жизнь Колумбийский университет. Заочное обучение в России появилось в первой половине XX в. В 1926-1927 гг. открылись заочные отделения, направленные на повышение квалификации специалистов и подготовку к сдаче экзаменов в порядке экстерната. Занятия проводились в форме обязательных лекций, предоставлялась учебная программа и выдавались учебные материалы, которые студенты изучали самостоятельно. Первым университетом, который ввел удаленное обучение в учебную программу, был Лондонский университет. В 1828 г. официальное разрешение на введение данного курса было подписано королевой Викторией. Дистанционный курс назывался Международной программой Лондонского университета и включал в себя основной курс обучения, аспирантуру и получение диплома. Чарльз Диккенс назвал Лондонский университет «Народным университетом», так как он предоставлял обучение как богатым, так и менее обеспеченным студентам. В 1911 г. в австралийском Университете Квинсленда был основан Департамент заочного обучения. В 1946 г. при Южно-Африканском университете также были созданы курсы удаленного обучения. К одним из наиболее значимых событий в истории дистанционного обучения относится учреждение британского Открытого университета в 1969 г. Открытый университет - один из ведущих крупнейших вузов Великобритании, где обучается около 200 000 студентов. Цель создания Открытого университета - дать возможность учащимся из разных городов и стран получить престижный британский диплом. Университет предоставляет высшее и послевузовское образование, а также дополнительные курсы повышения квалификации. Дистанционная программа университета оказалась прекрасной альтернативой традиционному обучению. Развитие и значительный успех британского Открытого университета воодушевил другие страны на создание дистанционной

программы обучения. Например, испанский Национальный университет дистанционного обучения (1972), немецкий Fern Universität в Ха-гене, а также Канадский открытый университет. В настоящее время большое количество университетов носят название «Открытый университет». В России можно выделить Национальный открытый институт в Санкт-Петербурге, основанный в 1991 г. В институте эффективно совмещаются классические и инновационные методики посредством дистанционного обучения. Институт включает в себя вуз, аспирантуру и центр дополнительного образования. Важным отличием НОИР является фиксированная и доступная стоимость обучения. За более чем двадцатилетнюю историю в НОИР прошли обучение свыше 200 000 жителей России и СНГ. Преимущества открытых университетов и других центров дистанционного обучения - получение образования в комфортных для студента условиях с удобным графиком учебы за доступную стоимость [2].

Распространение и развитие дистанционного обучения связано прежде всего с радио, которое в 1930-х годах стали активно использовать для передачи информации на дальние расстояния. Уже к 1938 г. многие университеты и колледжи начали транслировать программы обучения в общеобразовательные школы по радио. Транслирование уроков включало в себя вопросы и ответы, чтение, выполнение различных заданий, написание проверочных работ. В 1948 г. Джон Уилкинсон Тейлор, ректор Луисвиллского университета, предсказал, что с помощью радио американское образование продвинется на 25 лет вперед. Он предположил, что учащиеся будут платить небольшую сумму за удаленное обучение, получать все материалы по почте и слушать по радио дискуссии, проводимые на занятии. Однако в 1950-х популярность радио значительно снизилась. Было много попыток использовать телевидение в удаленном обучении. В 1970-х эксперты исследовали потенциал телевизионных курсов, которые считаются предшественниками современных онлайн-курсов. С начала 1980-х началось использование спутниковой и аудио-коммуникации. В конце 1980-х интерактивные видео были разработаны для дистанционного обучения. Учитель и ученик могли использо-

вать аудио- и видеосвязь для визуального контакта. Трансляции уроков с обсуждениями в классе расширяли границы удаленного обучения. Однако именно с появлением компьютера и Интернета удаленное обучение получило наибольшее распространение по всему миру. Новые технологии привнесли новое понимание понятию образования: образование, не ограниченное пространством и временем. Через Интернет учащиеся получают программу обучения, консультацию педагога, а также видео-, аудио- и текстовые материалы. Согласно Национальному центру статистики образования США, с 1995-1998 гг. увеличилось число образовательных учреждений, предоставляющих дистанционное обучение - от 33% до 44%. Более того, стало вдвое больше программ дополнительного образования - от 25 730 до 52 270 курсов, от 870 до 1 520 программ. Количество зачисленных в вуз также возросло - от 753 640 до 1,6 млн. Годы с 2000 по 2008 считаются периодом стремительного развития удаленного обучения как в развитых, так и в развивающихся странах. К 2008 г. онлайн-программы обучения были доступны уже в 44 штатах США. В 2011 г. треть студентов, зачисленных в вузы США, записывались также и на программу дистанционного обучения. На сегодняшний день много государственных и частных образовательных учреждений предоставляют удаленное обучение с правом получения степени. Например, в большинстве британских университетов есть возможность получить степень магистра дистанционно. Данные курсы различаются в цене и продолжительности, но все они обеспечивают гибкий график учебы, самообучение по высланным материалам и консультации с преподавателем по Бкуре или электронной почте. Изначально дистанционные программы в Британии представлены в сфере финансов и юриспруденции, управления бизнесом и информационных технологий. Для того чтобы поступить в британский университет на удаленную программу, необходимо иметь диплом о первом высшем образовании (обычно в аналогичной или близкой сфере), свободно владеть английским языком ОЕИБ с 6.0 для технических дисциплин и 6.5 для бизнеса и юриспруденции). Таким образом, уже с первой половины XX в. технологии дистанционного обучения эволю-

ционируют, меняются и стремительно меняют нашу жизнь1 [3, с. 30-33].

Отличительной чертой дистанционного обучения является использование синхронных и асинхронных удаленных методов. Синхронное обучение предполагает фиксированное расписание и взаимодействие учащихся и педагогов онлайн согласно данному расписанию, а также регламентрованный график сдачи работ. Синхронное обучение включает в себя вебинары, веб-конференции, образовательное и учебное телевидение, прямое спутниковое вещание, Интернет, радио, телефон. В синхронном обучении также используются роботы прокси, позволяющие учащимся посещать занятия удаленно. Что касается асинхронного обучения, учащиеся занимаются по своему индивидуальному графику и не ограничены временем. При необходимости они также могут продлить учебу. В асинхронном обучении учащиеся получают материалы онлайн и по почте, имеют доступ к видео- и аудиозаписям. Асинхронное обучение также включает в себя переписку по электронной почте, обсуждение на форуме, голосовую почту и факс. Помимо синхронного и асинхронного обучения стоит также выделить пошаговую программу обучения (paced program) и программу самоподготовки (self-paced program). Особенностью пошагового обучения является строгая организация учебного процесса: определенная нагрузка у педагогов, семестровое планирование, предельные сроки платы за обучение, расписание экзаменов и другая административная работа, контролируемая учебным заведением. В программе самоподготовки - непрерывная запись на обучение и гибкий график учебы. Окончание курса зависит от готовности обучающегося. Программы самоподготовки всегда асинхронные, пошаговое обучение может быть представлено как синхронно, так и асинхронно. Каждая модель обучения имеет свои плюсы и минусы для учащихся, педагогов и учебных заведений [2].

Каковы преимущества дистанционного обучения? В первую очередь, стоит упомянуть гибкий график учебы и возможность учиться удаленно практически в любом уголке мира. На

1 https://ru.coursera.org

2 https://ru.coursera.org

3 http://academicearth.org/online-degrees/

сегодняшний день учащиеся разных культур и социальных слоев могут получить диплом о высшем образовании и дополнительное профессиональное образование удаленно. Например, в британском Открытом университете, где обучаются около 200 000 студентов, 50 000 -иностранные студенты. Дистанционные курсы дополнительного образования также становятся все более популярны. Нельзя не упомянуть международный проект Coursera2, основанный в апреле 2012 г. профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. Coursera сотрудничает с ведущими мировыми университетами, которые предлагают курсы по различным отраслям знаний: гуманитарные науки, бизнес, компьютерные науки, наука данных, медико-биологические науки, математика и логика, личное развитие, физические и инженерные науки, общественные науки. Каждый курс длится примерно 4 недели и разделен на тематические разделы по одной неделе. В процессе обучения учащимся предоставляются видео- и текстовые материалы, они общаются с сокурсниками, а в конце обучения сдают тесты и дипломный проект. По окончании курса обучающиеся получают международный сертификат. Стоит также представить проект Academic Earth3, который в 2009 г. запустил первые бесплатные онлайн-курсы в Калифорнийском университете в Беркли, Мичиганском, Гарвардском, Принстонском, Стэнфордском и Йельском университетах. Academic Earth дает возможность получить степень бакалавра и магистра, а также сертификат о дополнительном образовании дистанционно по следующим областям знаний: бизнес, информационные технологии, уголовное судопроизводство, образование, здоровье, гуманитарные науки, медицинские науки, психология и консультирование, инженерное дело и торговля. Следовательно, международные проекты являются неоценимой инновацией в современном образовательном пространстве.

Более того, важным достижением в дистанционном образовательном пространстве является создание и развитие виртуальной обучающей среды Moodle (LMS). Moodle (Modular Ob-

ject-Oriented Dynamic Learning Environment) -это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Первая буква M изначально обозначала Martin's, что означало имя первого разработчика системы дистанционного обучения Moodle - Martin Dougiamas (Мартин Дугамас). Разработка данной системы дистанционного обучения началась в 1999 г. На сегодняшний день Moodle считается одной из самых распространенных систем дистанционного обучения в мире с самым большим количество пользователей - около 500 тысяч человек. Целью Moodle является организация он-лайн-обучения. В системе Moodle преподаватель создает и размещает свой курс, взаимодействует с учащимися, а также полностью контролирует процесс обучения. На платформе Moodle размещаются тесты, глоссарии, аудио-и видеоматериалы, тексты и другие необходимые ресурсы. Взаимодействие с обучающимися происходит в форме форумов и чатов, где преподаватель комментирует выполненные задания и отвечает на вопросы учащихся. Система Moodle активно применяется в НИУ ВШЭ для обучения студентов английскому языку. Как отмечает Д. В. Буримская, данная информационная система ориентирована на использование удобных режимов для обучения, визуальное восприятие материала, возможность использования аудио- и видеоресурсов, проведение промежуточного и итогового тестирования, выявление тенденций ухудшения или улучшения усвоения материала, возможность находить, обрабатывать, хранить и передавать необходимую информацию. В процессе обучения студенты выполняют такие виды деятельности, как аудирование, чтение, тестирование, а также выполнение заданий на заданную тему. В настоящее время все больше и больше учебных заведений как в России, так и за рубежом используют дистанционную систему Moodle как существенное дополнение к основной образовательной программе [4].

Преимуществом дистанционной образовательной модели также является недорогое обучение. На сегодняшний день в большинстве мировых университетов стоимость обучения достаточно высокая, из-за чего не все поступающие могут позволить себе учебу в международном вузе. Удаленное обучение в данном

случае дешевле и экономит значительную сумму денег. Более того, онлайн-издатели предоставляют учебные материалы в электронной библиотеке бесплатно. Помимо недорогой стоимости, дистанционное обучение открывает широкие коммуникативные возможности учащимся. В век новых технологий студенты и преподаватели из разных стран могут общаться, обмениваться мнениями, развивать и продвигать новые идеи. Участвуя в международных проектах, учащиеся расширяют спектр знаний, формируют собственное мнение по новым для них вопросам, делятся идеями и планами их реализации. Как утверждает Катрина А. Мэйер, онлайн-курсы помогают преодолеть социальную изоляцию и поддерживают естественное стремление людей к общению. Более того, дистанционная образовательная модель направлена на личностный рост: развитие самодисциплины и самоконтроля, чувства ответственности и мотивации, самостоятельности и целеустремленности [3, с. 41].

Неоценимо дистанционное обучения для учащихся с физической нетрудоспособностью или другими заболеваниями (подавление иммунной системы). Использование таких технологий, как роботы прокси, позволило учащимся посещать занятия «лично». Транслируя урок, роботы прокси помогают сохранить естественную образовательную среду: присутствие в классе и социальное взаимодействие. Такое удаленное обучение помогает в дальнейшем вернуться к учебе без каких-либо психологических проблем. В одной статье "A Swiveling Proxy That Will Even Wear a Tutu" (the New York Times) написано о девятилетней девочке Лекси, которая родилась с хроническим заболеванием сердца и ослабленной иммунной системой. Вследствие этого она была вынуждена учиться в домашних условиях. Затем родители девочки нашли способ домашнего обучения - цифрового робота, который с помощью Интернета обеспечивает связь между школой и домом. Эти роботы также называются роботы прокси. Майя Матарик, профессор компьютерных наук Университета Южной Калифорнии, утверждает, что видео через Интернет как средство обучения становится неоценимой альтернативой классическому обучению, в особенности для нетрудоспособных учащихся. Около 23 000

школьников и студентов в США ежегодно обучаются дома или в больничных условиях. Доктор Матарик подчеркивает, что использование роботов прокси особенно необходимо страдающим аутизмом. Однако стоимость роботов достаточно высока - 6 000 долл., не включая 1 200 долл. на ежегодное обслуживание. Кроме того, не стоит забывать о сбоях в сети Интернет. Доктор Матарик надеется, что данные устройства со временем будут доступны всем нуждающимся учащимся [5].

Безусловно, введение дистанционного обучения в образовательный процесс имеет много преимуществ. Но есть ли недостатки? В первую очередь, отсутствие сети Интернет негативно влияет на весь учебный процесс, особенно во время выполнения тестовых заданий, консультаций с преподавателем, онлайн-конференций, групповых онлайн-дискуссий, проектов и чтения онлайн-ресурсов. Более того, полное отсутствие живого общения также вызывает беспокойство. Реальное взаимодействие и невербальная коммуникация помогают передать истинное отношение к какому-либо вопросу и быть более понятным собеседнику. Кроме того, посещая занятия, учащиеся становятся более ответственными и организованными.

Как альтернативу рассмотрим смешанное обучение. Данная модель обучения совмещает традиционные методы и дистанционное обучение. Удобство и гибкость удаленного обучения дополняется непосредственно живым контактом с педагогом и группой. Использование смешанного обучения подразумевает интеграцию онлайн-контента в программу обучения. Учебная онлайн-программа не заменяет, а дополняет основные занятия. Различают четыре модели смешанного обучения:

1. Обучение в присутствии преподавателя (face-to-face driver model): в процессе занятия педагог объясняет учебный материал с помощью электронных устройств.

2. Модель ротации/чередования (rotation model): учащиеся обучаются удаленно по индивидуальному плану, а также посещают занятия в классе.

3. Флекс-модель (flex model): обучение удаленно, учащиеся получают весь учебный материал онлайн и при необходимости встречаются с педагогом для консультации.

4. Обучение онлайн (online driver): весь курс обучения и преподавание ведется дистанционно, возможны консультации с педагогом, если это необходимо.

5. Модель личного общения (Labs): программа обучения обеспечивается онлайн, но учащиеся обязаны посещать занятия в классе и принимать участие в совместной работе.

6. Самообучение (self-blend): учащиеся учатся по своему индивидуальному графику [6].

Преимущества смешанного обучения - это, с одной стороны, гибкий график, онлайн-кон-сультации и доступ к онлайн-ресурсам, с другой стороны, возможность реально взаимодействовать с педагогами и сокурсниками. Данная модель обучения дисциплинирует также и преподавателей, так как они обязаны следить за прогрессом учащегося как в классе, так и дистанционно. Более того, при живом общении педагогам легче найти индивидуальный подход к обучающимся, определить их способности и готовность трудиться. Все это помогает оценить работу учащихся наиболее объективно и справедливо.

Возникает вопрос - насколько распространена и значима дистанционная форма в системе трех моделей обучения. Для анализа данного вопроса мы проверили опрос студентов 1-го курса факультета права НИУ ВШЭ по предложенной таблице. В первом пункте «Какой тип/ типы обучения Вы предпочитаете?» 50% студентов выделили традиционное, 60% - дистанционное, 90% - смешанное обучение. В следующем разделе «Каковы преимущества данного типа обучения, на Ваш взгляд?» в дистанционном обучении большинство написали «гибкий график, индивидуальный учебный план, доступ к онлайн-ресурсам бесплатно, возможность учиться удаленно, общение с интересными людьми из разных стран». Далее в разделе «Какое обучение Вы уже использовали на практике?» только 20% студентов отметили дистанционное обучение. В последнем разделе «Какие средства обучения Вы предпочитаете?» в дистанционном обучении были выделены все пункты: онлайн-ресурсы, презентации, вебинары, групповые онлайн-проекты, онлайн-дискуссии, онлайн-конференции (таблица).

Опрос студентов показал, что большинство учащихся (90%) считают смешанное обучение

Таблица

Опрос студентов 1-го курса факультета права НИУ ВШЭ

Тип обучения Вопросы Дистанционное обучение, дистанционное обучение в системе Moodle Традиционное обучение Смешанное обучение

1. Какой тип/типы обучения Вы предпочитаете? 60% студентов 50% студентов 90% студентов

2. Каковы преимущества данного типа обучения, на Ваш взгляд? Гибкий график, индивидуальный учебный план, доступ к онлайн-ресурсам бесплатно, возможность учиться удаленно, общение с интересными людьми из разных стран Больше ответственности и контроля со стороны преподавателей, живое общение с педагогом и однокурсниками, сохранение классических методов образования» Консультации с педагогом онлайн и в классе, более эффективная работа в команде, дополнительные он-лайн-ресурсы + подробное объяснение учебного материала на занятии

3. Какое обучение Вы уже использовали на практике? 30% студентов 100% студентов 80% студентов

4. Какие средства обучения Вы предпочитаете? Онлайн-ресурсы презентации вебинары групповые онлайн-проек-ты онлайн-дискуссии онлайн-конференции индивидуальная работа групповая работа доклады дискуссии квизы/тесты семинары лекции лекции семинары групповая работа вебинары онлайн-дискуссии доклады презентации онлайн-проекты

наиболее эффективным. Это связано с возможностью обучаться онлайн параллельно с посещением занятий. Только 50% студентов предпочитают традиционное обучение в связи с все большим развитием инновационных технологий. Что касается дистанционного обучения, больше половины опрошенных учащихся (60%) поддерживают дистанционную форму обучения. Опрос студентов также выявил одну важную деталь - только 30% учащихся имели опыт удаленного обучения, что указывает на небольшую степень распространения дистанционного обучения в высшем учебном заведении. На сегодняшний день в НИУ ВШЭ все большее распространение получает дистанционная система МоЬЬ!е, которая обеспечивает педагогу и студентам широкие интерактивные возможности. Однако, согласно опросу студентов, применение данной виртуальной среды в НИУ ВШЭ находится только в процессе становления. Следовательно, вопрос о широком использовании удаленного обучения в образовательных учреждения до сих пор остается открытым. Тем не менее в России есть государственные и частные институты, предоставляющие дистанционное высшее образование и курсы. Напри-

мер, в сентябре 2015 г. НИУ ВШЭ запустил первые онлайн-курсы на базе Российской национальной платформы открытого образования. Данный проект дает возможность учащимся по всему миру регистрироваться и проходить он-лайн-курсы по таким программам, как «Общая социология», «Демография», «Организационное поведение» и многие другие. На сегодняшний день доступно более 90 курсов на opened. ru. Помимо Высшей школы экономики, проект разрабатывали 7 ведущих российских вузов: МГУ, СПбГУ, МФТИ, Университет ИТМО, НИТУ «МИСиС», УрФУ.

В данной работе мы исследовали дистанционную модель как инновационный метод обучения. Были рассмотрены история и развитие дистанционного обучения, изучены более ранние формы и различные технологии дистанционного обучения, такие как радио, телевидение, интерактивные видео и Интернет. Были также изучены синхронные и асинхронные методы обучения. К преимуществам дистанционной формы обучения стоит отнести гибкий график учебы, возможность учиться удаленно, недорогое обучение, широкие коммуникативные возможности, обучение нетрудоспособных

учащихся. Основными недостатками удаленной образовательной модели считаются помехи в интернет-связи и отсутствие живого общения между педагогом и учащимися. Согласно опросу студентов 1-го курса факультета права, очень небольшое количество обучающихся ознакомлено с дистанционной формой обучения. Следовательно, можно сделать вывод, что удаленная образовательная модель до настоящего времени недостаточно распространена в России. Однако государственные и частные образовательные учреждения активно разрабатывают онлайн-проекты и стараются интегрировать дистанционное обучение в российскую образовательную систему.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Mayoka K. G. How can e-leaming integration be realized? An exploratory study in Higher Education Institutions // Asian Journal of Computer Science And Information Technology. -2014. - Vol. 4, No. 5. - P. 162-170.

2. Distance education // Wikipedia the free encyclopedia. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Dis-tance_education (дата обращения: 03.08.2016).

3. Meyer K. A. Quality in Distance education: Focus on On-Line Learning // ASHE-ERIC Higher Education Report. - 2002. - Vol. 29, No. 4. - P. 30-39.

4. Буримская Д. В. Дидактические возможности технологии WEB. 2.0 в процессе преподавания английского языка // Информационно-коммуникационные технологии в лингви-

стике и межкультурной коммуникации: сб. ст. - М., 2016. - Вып. 7. - С. 97-101.

5. Brown R. A Swiveling Proxy That Will Even Wear a Tutu // The New York Times. - 2013. -June 7.

6. Blended learning // Wikipedia, the free encyclopedia. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Blend-ed_learning (дата обращения: 11.08.2016).

REFERENCES

1. Mayoka K. G. How can e-learning integration be realized? An exploratory study in Higher Education Institutions. Asian Journal of Computer Science And Information Technology. 2014. Vol. 4, No. 5, pp. 162-170.

2. Distance education. In: Wikipedia the free encyclopedia. Available at: https://en.wikipedia.org/ wiki/Distance_education (accessed: 03.08.2016).

3. Meyer K. A. Quality in Distance education: Focus on On-Line Learning. ASHE-ERIC Higher Education Report. 2002. Vol. 29, No. 4, pp. 30-39.

4. Burimskaya D. V. Didakticheskie vozmozhnosti tekhnologii WEB. 2.0 v protsesse prepodavani-ya angliyskogo yazyka. In: Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v lingvistike i mezhkulturnoy kommunikatsii: coll. of art. Moscow, 2016. Iss. 7. Pp. 97-101.

5. Brown R. A Swiveling Proxy That Will Even Wear a Tutu. The New York Times. 2013. June 7.

6. Blended learning. In: Wikipedia, the free encyclopedia. Available at: https://en.wikipedia.org/ wiki/Blended_learning (accessed: 11.08.2016).

Вознесенская Екатерина Васильевна, преподаватель английского языка кафедры английского языка № 1 факультета Международных отношений Московского государственного института международных отношений (МГИМО) e-mail: KateRes@mail.ru

Voznesenskaya Ekaterina V., Lecturer, English Language Department №1, International Relations Faculty, Moscow State Institute of International Relations e-mail: KateRes@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.