Научная статья на тему '"ДЕСТРУКТИВНЫЙ ИНТЕРНЕТ" В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ РАЗРУШИТЕЛЬНОГО И САМОРАЗРУШИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

"ДЕСТРУКТИВНЫЙ ИНТЕРНЕТ" В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ РАЗРУШИТЕЛЬНОГО И САМОРАЗРУШИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ВООРУЖЕННЫЕ НАПАДЕНИЯ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНТЕНТ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПИПЛХЕЙТЕР / МОТИВАЦИЯ / АУТОАГРЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ КОЛЬЦО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васкэ Е.В., Плахина А.А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с противоправным поведением несовершеннолетних - вооруженными нападениями на образовательные учреждения. Проанализированы внешние и внутренние факторы влияния на формирование мотивации агрессивного поведения такого рода. Показаны механизмы психологического воздействия на психику несовершеннолетних в сети Интернет, направленного на побуждение подростков к подготовке и реализации ими сверхагрессивных, противоправных действий по одномоментному уничтожению большого числа людей. Представлены актуальные на настоящий период виды деструктивного контента, ориентированного на детей и подростков, обозначены новые тенденции в формировании экстремистского типа мышления у несовершеннолетних. Предложены способы предотвращения указанного негативного влияния, а также меры профилактики разрушительного и саморазрушительного поведения детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васкэ Е.В., Плахина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTRUCTIVE INTERNET" IN THE FORMATION OF MOTIVATION FOR DESTRUCTIVE AND SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF MINORS

The article deals with issues related to the illegal behavior of minors - armed attacks on educational institutions. External and internal factors of influence on the formation of motivation for aggressive behavior of this kind are analyzed. The mechanisms of psychological impact on the psyche of minors on the Internet are shown, aimed at encouraging adolescents to prepare and implement super-aggressive, illegal actions by them to simultaneously destroy a large number of people. The types of destructive content targeted at children and adolescents that are relevant for the present period are presented, new trends in the formation of an extremist type of minors’ way of thinking are indicated. Methods are proposed to prevent this negative impact, as well as measures to prevent destructive and self-destructive behavior of children and adolescents.

Текст научной работы на тему «"ДЕСТРУКТИВНЫЙ ИНТЕРНЕТ" В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ РАЗРУШИТЕЛЬНОГО И САМОРАЗРУШИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 316

«Деструктивный Интернет» в формировании мотивации разрушительного и саморазрушительного поведения несовершеннолетних

"Destructive Internet" in the formation of motivation for destructive and self-destructive behavior of minors

Васкэ Е.В., Российский Федеральный Центр Судебных экспертиз при Министерстве юстиции Российской Федерации (РФЦСЭ при Минюсте России), 1269724@gmail.com Плахина А.А., Управление процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета Российской Федерации (Центральный аппарат), г. Москва, Luchm@yandex. ru

Vaske E., Russian Federal Center for Forensic Examinations under the Ministry of Justice of the Russian Federation (RFTSSE under the Ministry of Justice of Russia), 1269724@gmail.com Plakhina A., Department of procedural control over the investigation of certain types of crimes of the Investigative Committee of the Russian Federation (Central Office), Moscow, Luchm@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.033

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, вооруженные нападения, деструктивный контент, экстремизм, пиплхейтер, мотивация, аутоагрессия, психологическое воздействие, информационное кольцо.

Keywords: juvenile delinquency, armed attacks, destructive content, extremism, people hater, motivation, autoaggression, psychological impact, information ring.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с противоправным поведением несовершеннолетних - вооруженными нападениями на образовательные учреждения. Проанализированы внешние и внутренние факторы влияния на формирование мотивации агрессивного поведения такого рода. Показаны механизмы психологического воздействия на психику несовершеннолетних в сети Интернет, направленного на побуждение подростков к подготовке и реализации ими сверхагрессивных, противоправных действий по одномоментному уничтожению большого числа людей. Представлены актуальные на настоящий период виды деструктивного контента, ориентированного на детей и подростков, обозначены новые тенденции в формировании экстремистского типа мышления у несовершеннолетних. Предложены способы предотвращения указанного негативного влияния, а также меры профилактики разрушительного и саморазрушительного поведения детей и подростков.

Abstract. The article deals with issues related to the illegal behavior of minors - armed attacks on educational institutions. External and internal factors of influence on the formation of motivation for aggressive behavior of this kind are analyzed. The mechanisms ofpsychological impact on the psyche of minors on the Internet are shown, aimed at encouraging adolescents to prepare and implement super-aggressive, illegal actions by them to simultaneously destroy a large number of people. The types of destructive content targeted at children and adolescents that are relevant for the present period are presented, new trends in the formation of an extremist type of minors' way of thinking are indicated. Methods are proposed to prevent this negative impact, as well as measures to prevent destructive and self-destructive behavior of children and adolescents.

Введение. Эволюция затрагивает все социальные институты. Улучшается качество жизни, совершенствуются производственные процессы, изменяются формы учебной, научной, профессиональной деятельности. С развитием Интернета все прогрессивней становятся способы получения информации, меняются формы ее подачи и переработки. Видоизменяется и противоправная деятельность.

Так, преступность несовершеннолетних в современной России с конца 90-х годов при некотором количественном снижении приобрела новые черты: изменились мотивы, механизмы, способы совершения деликтов, выступая одной из серьезнейших социально-психолого-правовых проблем государства и общества. Произошло омоложение преступности, изменился гендерный

состав несовершеннолетних правонарушителем, их социально-демографические характеристики.

Значительным остается число рецидивов тяжких и особо тяжких преступлений, немалая часть которых совершается, теперь уже, с использованием информационных технологий и в сети Интернет. В первую очередь, это -преступления против половой

неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних и преступления

экстремистской направленности.

Цель статьи - через анализ факторов влияния на мотивацию противоправных действий несовершеннолетних при совершении вооруженных нападений на образовательные учреждения, показать способы предотвращения негативного влияния «деструктивного Интернет» на формирование у них экстремистского типа мышления с идеологией

человеконенавистичества и предложить меры профилактики разрушительного и

саморазрушительного поведения.

В статье приводятся результаты исследования 360 Интернет-групп и Интернет-площадок, созданных на платформе социальных сетей «Вконтакте» и Instagram, с общим количеством участников более 2,5 миллиона человек; очного психологического обследования 12-ти несовершеннолетних, осуществляющих

подготовку вооруженных нападений на образовательные учреждения; анализ групповой работы автора с учащимися старших классов по данной проблематике (всего 300 человек).

В исследовании использовались методы: контент-анализ, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, наблюдение, направленная психологическая беседа, психологический анамнез.

Результаты. Исследование методов вовлечения несовершеннолетних в

экстремистские и околоэкстремистские организации показало, что в настоящий период появились новые тенденции формирования молодежных субкультур экстремистского толка: 1) замена «уличной и митинговой активности» на «интернет-активность»; 2) отказ от выделения в криминальных и околокриминальных субкультурах отдельных групп

несовершеннолетних; 3) вербовка

несовершеннолетних в члены экстремистских и околоэкстремистских организаций через Интернет. Лидеры организаций используют несовершеннолетних «для количества» интернет-групп, с целью делегирования им типовых, наиболее простых действий в организации: репосты публикаций, комментирование, набор

лайков, получение заработка через продажу мерчевых товаров. Вовлекаемые в организации несовершеннолетние старшей возрастной группы обладают навыками и знаниями, позволяющими им, наряду со старшими соратниками, быть «полноценными членами» экстремистской или околоэкстремистской организации, так как формы деятельности и поведенческой активности максимально упрощены и типизированы [1].

В настоящее время экстремистские организации условно можно именовать «кибер-организациями», где весь механизм вовлечения, вербовки, сбора новых членов и пропаганды существенно облегчен и ускорен, осуществляясь в виртуальном пространстве. Создаваемый же и распространяемый в сети контент представляет особый интерес для несовершеннолетних, вследствие его мультисодержания, привычного для подросткового восприятия и популярного в их среде. Кроме того, участие в организации не требует от несовершеннолетнего каких-либо значительных временных затрат или усилий, так как вся поведенческая активность подростка связана с осуществлением действий в Интернет.

Таким образом, механизмы формирования экстремистских установок у несовершеннолетних в настоящий период включают: 1) систематическое непрерывное влияние на когнитивную сферу несовершеннолетнего, путем вовлечения подростка в так называемое «информационное кольцо», представляющее собой непрерывный, массированный поток информации в сети Интернет, поступающий реципиенту, по механизму «воронки» блокирующий возможность выхода из навязанного ему информационного поля без возможности выбора информации и невозможности выхода из него; 2) массированное насаждение информационного потока в Интернет пространстве, побуждающего

несовершеннолетних к выражению крайне негативного и агрессивного отношения по типу «свой/чужой», «черное/белое» [2].

В этой связи, вооруженные нападения на учебные заведения несут угрозу безопасности не только образовательным учреждениям -государству и обществу в целом. Внедрение несовершеннолетним экстремистской идеологии, включающей психологию терроризма, в том числе, через субкультуру скулшутеров, чрезвычайно опасно для глобального изменения ценностных ориентацией подрастающего поколения, искажения их мотивационной направленности, деформации и/или утраты социально-позитивных, жизнеутверждающих установок. В контексте глобального влияния

СМИ, к коим относится и Интернет-ресурс, необходимо отметить тот факт, что субкультура скулшутеров изначально была тесно связана с медиатизацией насилия - массового убийства, совершенного двумя американскими

школьниками с применением стрелкового орудия и самодельных взрывных устройств в школе «Колумбайн» (США) 20 апреля 1999 года [3; с.361].

Вместе с тем, механизм формирования мотивации проявления брутальной агрессии хорошо и давно изучен, в связи с чем, можно с уверенностью говорить о том, что комплекс проблем, связанных с хронической фрустрацией ведущих потребностей взрослеющей личности требует компенсации и снятия психического напряжения деструктивным путем. Наличие конфликтов (явных или скрытых) в семье и в школьном коллективе, где подросток может не быть жертвой буллинга (изгой, непопулярный школьник) с течением времени из разрешаемых социально-приемлемым путем становятся субъективно неразрешимыми. Как правило, такой ученик не вызывает серьезных опасений ни у родителей, ни у педагогов/психологов, поскольку в его поведенческом реагировании отсутствуют внешние признаки девиантного поведения с деструктивными формами реагирования, свидетельствующими о готовности к проявлению агрессии, жестокости, насилия.

Поскольку, такой подросток не получает поддержки ни от взрослых, ни от сверстников, все ответы на возникающие у него вопросы, касающиеся, в том числе, и сверхзначимых для него проблем, закономерно нарастающих «по типу снежного кома», он получает в Интернете. Более того, на деструктивных площадках социальных сетей он без труда находит и/или ему предлагаются «образцы для подражания» с множеством вариантов такого долгожданного самоутверждения и «отмщения обидчикам» через проявление брутальной агрессии.

В том случае, если несовершеннолетний страдает психическим расстройством, он становится еще более уязвимым к глубинным, выраженным переживаниям. Так, в рамках комплексной судебной психолого-

психиатрической экспертизы проведено исследование 9-ти несовершеннолетних мужского пола, обвиняемых в нападениях на учебные заведения в ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России, по результатам которого у 8-ми из 9-ти диагностированы психические расстройства. Авторами исследования сделан вывод о том, что «активное взаимодействие в Интернете и

социальных сетях в сообществе единомышленников на темы, связанные с нападением на учебные заведения и последующим суицидом, подпитывали, оформляли и закрепляли уже имевшиеся агрессивно-деструктивные тенденции

подростков...среди пострадавших учеников и учителей не оказалось ни одного непосредственного участника конфликтов, или того, кого подростки воспринимали как своих обидчиков» [4; с.100-101, с.105].

Как совершенно справедливо указывают исследователи, если раньше случаи скулшутинга «представлялись исключительными, а действия несовершеннолетних нападавших объяснялись психическими расстройствами, то сейчас становится ясно, что за этим может стоять более сложная структура факторов, как психологических, так и социальных, которые могут потенцировать влияние друг друга. Современные средства общения, связи и распространения информации усложняют картину, дополняя ее новыми «неизвестными» [5; с.37].

Противоправное поведение

несовершеннолетних детерминировано

мотивацией его совершения - совокупностью мотивов как динамичного образования, формирующегося, изменяющегося и реализуемого в преступную деятельность под воздействием внешних (средовых) и внутренних (личностных) факторов [6]. Внешние факторы - это влияние макро- и микросоциума, внутренние - личность несовершеннолетнего (психика в широком смысле, возрастные и индивидуально-психологические особенности). В существующих реалиях к макрофакторам влияния следует отнести, в первую очередь, Интернет-ресурсы, пропагандирующие проявление агрессии и насилия в различных ее формах, а также недопустимые формы подачи информации о проявлении агрессии несовершеннолетними в других СМИ. Пропаганда жестокости и криминала с внедрением в сознание подростка «обыденности» насилия и смерти, убийства и самоубийства ведут к девальвации жизненных и гуманистических ценностей несовершеннолетних - активных пользователей деструктивного контента сети Интернет, оказавшихся в «информационном кольце».

В настоящий период границы распространения различного рода информации в сети Интернет четко определены специальными нормативно-правовыми актами. Тем не менее, в сети появляется и бесконтрольно распространяется огромный объем деструктивной

информации агрессивного и аутоагрессивного содержания. Несмотря на наличие законодательных запретов, установленной административной и уголовной ответственности, в социальных сетях по-прежнему распространяется, нередко закамуфлированная под развлекательный контент, информация деструктивной направленности, прямо или косвенно побуждающая несовершеннолетних к проявлению агрессии и аутоагрессии в различных ее формах, к сексуализированному поведению, выполнению других а- и антисоциальных действий.

С введением правовых рычагов противодействия распространению в сети Интернет информации, оказывающей деструктивное влияние на неокрепшую психику несовершеннолетних, многие группы (в первую очередь, так называемые, «группы смерти») потеряли свою популярность у подростков. Но, на смену им «пришли» аналогичные в «другой упаковке» и новые, также деструктивной направленности. Стремительно набирают популярность новые группы и паблики, содержащие в себе пропаганду насилия и жестокости, экстремистскую и

околоэкстремистую направленность,

суицидальный и сексуальный контент (пропаганда ЛГБТ-сообщества, популяризация выбора и смены пола, жизни без половой идентификации, секстинга, продажи несовершеннолетними и несовершеннолетним порнопродукции).

Наши исследования показали [1;2], что информация, представленная в таких пабликах, несет в себе мощное психологическое воздействие на неокрепшую психику несовершеннолетних посредством различных манипуляций, понуждения, провоцирования, побуждения импульса к подражанию, направленных на формирование у несовершеннолетних устойчивого

антиобщественного, разрушительного и саморазрушительного поведения. Результатом такого воздействия непризнание

несовершеннолетним общественной морали, обесценивание морально-нравственных норм социума, неподчинение власти и законам, ощущение вседозволенности, внутреннего принятия исключительно одномоментных удовольствий, решение проблем путем применения силы и оружия.

Хранящийся в интернет-группах, на различных интернет-платформах и популярных видеохостингах деструктивный контент активно распространяется, трансформируется и

видоизменяется, сохраняя и усиливая свое влияние на разные категории пользователей. Поскольку деструктивный контент перенасыщен популярной, привычной и чрезвычайно легкой для восприятия несовершеннолетних

мультимодальной информацией, он представляет для них особый интерес, которую они принимают, в большинстве своем, без критического осмысления.

Психологическое воздействие в интернет-группах и на интернет-площадках агрессивной (в том числе, экстремистской и

околоэкстремистской) и аутоагрессивной (суицидальной) направленности носит характер комбинированного, сочетающего в себе речевые посылы, визуальный ряд и аудиальные включения, в связи с чем, деструктивное влияние на психику несовершеннолетних становится выраженным в короткий промежуток времени. Причем не только сиюминутное, но и отдаленное воздействие, постепенно и незаметно проявляющееся для самого подростка.

К моменту формирования представления о совершении акта агрессии, направленной вовне (или же на себя - аутоагрессии) как единственно верном и оптимальном выходе из трудных жизненных ситуаций несовершеннолетний оказывается в психологической зависимости от данной деструктивной информации, будучи полностью погруженным в нее. Подача данной информации разнопланова и адаптирована под восприятие несовершеннолетних, наполнена труднораспознаваемыми с точки зрения направленности и истинного смысла встройками визуального и аудиального деструктивного контента.

Мы не случайно в совокупности употребляем оба термина, связанные с агрессией несовершеннолетних - агрессией, направленной вовне, на уничтожение других (агрессивное, разрушительное поведение) и направленной на себя (саморазрушительное, аутоагрессивное поведение). Опыт работы с

несовершеннолетними, планирующими,

готовящимися и даже предпринявшими попытки реализовать свой преступный умысел на убийство людей посредством вооруженного нападения на школы, показал, что подавляющее большинство из них имели устойчивую мотивацию совершения суицида после содеянного как закономерного выхода из сложной ситуации (с периода «Синих китов», «пройдя» период «романтизации смерти», понятие «суицид» стало обыденным в восприятии подростков, безальтернативно погруженных в деструктивный Интернет). Кроме того,

устойчивая мотивация одномоментного уничтожения большого числа людей при вооруженном нападении на школы у этих несовершеннолетних отражает психологию человеконенавистника - экстремистскую психологию пиплхейтеров (субъектов с идеологией человеконенавистничества,

сформированной под воздействием совокупности внутренних и внешних факторов) [7], ненавидящих всех и вся, в том числе, и себя самого, желающих отмщения не только своим обидчикам, но и всем, живущим на Земле людям.

Таким образом, мощное, разрушительное воздействие на психику несовершеннолетних пользователей сети теперь уже оказывает сама Интернет-среда с созданным в ней деструктивным контентом. Причем, самого субъекта действия (администратора, куратора, участника группы), от которого исходит психологическое воздействие, может и не быть. Данных факт легко объясним: механизм формирования различного рода деструктивного поведения у несовершеннолетнего в сети Интернет основан на непрерывном влиянии на его когнитивную и эмоционально-волевую сферу через вовлечение в «информационное кольцо» с массированным насаждением информационного потока без возможности выхода из него. Самостоятельного выбора той или иной информации подросток, оказавшийся в «информационном кольце», оказывается лишен.

При этом, использование различных каналов для восприятия данной информации (слуховой, зрительный, кинестетический) при

мультимедийной ее подаче существенно облегчает процесс внедрения и закрепления в психике несовершеннолетних данной продукции в виде деструктивной установки (установок) с дальнейшим формированием разрушительной и аутоагрессивной мотивации поведения [8;9].

Учитывая современные реалии, а именно чередование периодов до/после/во время пандемии с вынужденным пребыванием

несовершеннолетних в изоляции, они, будучи ограниченными в свободном офлайн-общении со сверстниками, погружаются в Интернет-среду быстрее и глубже. В связи с этим опасность для детей и подростков стать потребителем деструктивной информации существенно возрастет - в «информационное кольцо» попадают несовершеннолетние с различной мотивацией поведения. Так, несовершеннолетние с устойчивой мотивацией получения конкретной информации (агрессивных, аутоагрессивных действий) целенаправленно ищут ее в сети и практически мгновенно попадают в

«информационное кольцо», учитывая огромный объем данной Интернет-продукции в свободном доступе.

Несовершеннолетние, изначально не имеющие мотивации проявления агрессии, «из интереса» просматривающие Интернет-страницы или случайно оказавшиеся на какой-то Интернет-платформе, также практически мгновенно попадают в «информационное кольцо» с навязанным им информационным полем, вследствие абсолютной доступности деструктивного контента Интернет-среды с множественными включениями в него разрушительной и суицидальной тематики. При этом встройки такого контента могут быть как прямыми, очевидными, так и заваулированными, размещенными в другом деструктивном тематическом пространстве, в первую очередь сексуальном (Интернет-платформы ЛГБТ-сообщества, группы Аниме) [10].

Учитывая масштаб распространения данного контента в различном формате в интернет-пространстве, под деструктивное влияние попадают и несовершеннолетние, изначально не имеющие мотивации агрессивного и/или аутоагрессивного поведения и/или вступления в соответствующие деструктивные интернет-группы и сообщества. Но, оказавшись на различных интернет-платформах и/или видеохостингах, практически мгновенно, они попадают в «информационное кольцо», где внедрение и закрепление деструктивных установок происходит, в том числе, и на неосознаваемом уровне.

Массированное насаждение

информационного потока в бесконтрольно пополняемом интернет-пространстве по механизмам психологического воздействия (внушения, прямого или опосредованного процесса убеждения, различных манипуляций и др.) вне самого субъекта деятельности (администратора, куратора) в различном формате, адаптированном для легкого восприятия несовершеннолетними (мультимодальность, различные встройки), в короткие временные промежутки формирует мотивацию проявления разных видов агрессии без критического осмысления своих действий, побуждая к ее реализации.

Заключение. Практический опыт работы автора с несовершеннолетними и их семьями, как в уголовном процессе, так и в гражданском судопроизводстве, со всей очевидностью показывает, что привычные, выработанные многими родителями, клишированные методы

запрета на пребывание детей и подростков в Интернете не дают результата. Жесткий, авторитарный путь запретов приводит к обратной реакции, причем, нередко внешне не демонстрируемой ребенком (подростком). Это - и поиск выхода в Интернет через хитрость и/или обман взрослых, и реакции активного или пассивного протеста, вплоть до шантажных или истинных суицидальных попыток.

Интернет стал нашей реальностью. Условно называемый «коммуникативным», процесс виртуального общения и потребления легкой для восприятия информации все больше привлекает детей и подростков. Мы - взрослые, по понятным причинам не можем запретить пребывание ребенка в Интернете. Но мы должны дозировать данный процесс, регулируя его с позиции конструктивного взаимодействия с ребенком (подростком) и главное - предоставить ему альтернативу в виде развивающей познавательной, интересной и полезной среды, будь то реальный или виртуальный мир. Только через формирование у несовершеннолетнего социально-позитивной, жизнеутверждающей мотивации поведения мы сможем обеспечить его полноценное, гармоничное развитие.

В этой связи, к способам предотвращения влияния деструктивной Интернет-среды на несовершеннолетних, считаем необходимым отнести следующие: формирование системы просоциальных ценностных ориентиров и традиционных морально-нравственных

установок; развитие критического мышления; предоставление познавательного контента, развивающей среды; реализация проектов в образовательных учреждениях, разработанных на основе современных, актуальных, интерактивных способах подачи информации с использованием психологических техник; выстраивание взаимодействия родителей с детьми по новой схеме; поддержка общественных организаций и инициатив, нацеленных на популяризацию общечеловеческих ценностей.

К мерам профилактики разрушительного и аутоагрессивного поведения детей и подростков мы относим: проведение комплекса мероприятий по информационно-просветительской работе с

семьями; получение родителями и педагогическими работниками (педагогами, психологами, социальными педагогами) знаний, умений и навыков установления и пролонгации психологического контакта и доверительных отношений с ребенком/подростком; создание активной развивающей среды для детей и подростков; внедрение в школах программы «Безопасный интернет» для учащихся всех возрастных групп; разработка дополнительных профессиональных программ для педагогических работников в области информационной безопасности; проведение тематических классных часов, бесед и лекций с учащимися по жизнеутверждающей тематике; прохождение педагогами психологического консультирования по своим личностным проблемам (в том числе, эмоционального выгорания); проведение обучающих семинаров/тренингов для

педагогических работников по вопросам поддержания благоприятного психологического климата в классе (группе), выявление негативных изменений в поведении детей, тактике общения с подростком; обеспечение достаточного штата психологов и социальных педагогов, прошедших профессиональную подготовку для

индивидуальной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной или конфликтной ситуации.

Результаты проведенного исследования деструктивного влияния в сети Интернет на формирование агрессивной и аутоагрессивной мотивации поведения несовершеннолетних, со всей очевидностью свидетельствуют о назревшей необходимости реализации комплексного подхода в обеспечении гармоничного развития личности детей и подростков с формированием у них социально-позитивной мотивации поведения. Оптимальным и единственно верным вариантом решения данной проблемы считаем специально организованное конструктивное взаимодействие педагогов и психологов с родителями несовершеннолетних, направленное на разработку общей воспитательной концепции противодействия деструктивному влиянию в сети Интернет при реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.

1. Васкэ Е.В., Горюнова О.И. Механизм формирования экстремистских установок у несовершеннолетних / Е.В. Васкэ, О.И. Горюнова // Теория и практика судебной экспертизы. - 2018. - Т. 13 (4). - С. 776-810.

2. Васкэ Е.В., Горюнова О.И. Психолого-правовой анализ деструктивных проявлений в сети Интернет / Е.В. Васкэ, О.И. Горюнова // Вестник

Нижегородского госуниверситета. - 2018. - № 6. - С. 121-135.

3. Чудинов С.И., Сербина Г.Н., Мундриевская Ю.О. Сетевая организация скулшутеров в социальной сети «ВКонтакте» на примере фанатского сообщества «керченского стрелка» [Электронный ресурс] / С.И. Чудинов, Г.Н. Сербина, Ю.О. Мундриевская // Мониторинг общественного мнения: экономические и

социальные перемены. - 2021. - № 4. - С. 363-383. -Режим доступа:

https://doi.Org/10.14515/monitoring.2021.4.1740

4. Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения / Е.Г. Дозорцева, Д.С. Ошевский, К.В. Сыроквашина // Психология и право. - 2020. - Т. 10. -№ 2. - С. 97-110. 001:10.17759^^.2020100208.

5. Сыроквашина К.В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних / К.В. Сыроквашина // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8. - № 3. - С. 37-44. Б01: 10.17759/^.2019080304.

6. Васкэ Е.В., Сафуанов Ф.С. Психологический анализ мотивации преступного действия несовершеннолетних правонарушителей при совершении групповых и индивидуальных деликтов / Е.В. Васкэ, Ф.С. Сафуанов // Прикладная юридическая психология. - 2010. - № 2. - С. 123-135.

7. Васкэ Е.В., Горюнова О.И. Идеология человеконенавистичества. Психолого-правовой анализ

современных проявлений экстремизма / Е.В. Васкэ, О.И. Горюнова // Вестник Нижегородского госуниверситета. Серия «Право». - 2014. - № 3(1). - С. 228-233.

8. Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Деятельность, направленная на побуждение детей к суицидальному поведению: возможности судебно-психологической экспертизы / Ф.С. Сафуанов, Т.Н. Секераж // Психология и право. - 2017. - Т. 7. - № 2. - С. 33-45. Б01: 10.17759^^.207070203

9. Секераж Т.Н. Методологические принципы исследования информационных материалов в судебной психологической экспертизе [Электронный ресурс] / Т.Н. Секераж // Теория и практика судебной экспертизы. - 2021. - № 16(4). - С. 26-39. - Режим доступа: https://doi.org/10.30764/1819-2785-2021-4-26-39

10. Корнилова И.Г. Выявление маркеров виктимности в переписке с несовершеннолетними лицами в социальных сетях / И.Г. Корнилова // Оригинальные исследования: Научно-практический журнал. - 2020. - № 6. - С. 66-71.

References:

1. Vaske E.V., Goryunova O.I. The mechanism of formation of extremist attitudes of minors / E.V. Vaske, O.I. Goryunova // Theory and practice of forensic science. - 2018. - V. 13 (4). - S. 776-810.

2. Vaske E.V., Goryunova O.I. Psychological and legal analysis of destructive manifestations in the Internet / E.V. Vaske, O.I. Goryunova // Bulletin of the Nizhny Novgorod State University. - 2018. - № 6. - S. 121-135.

3. Chudinov S.I., Serbina G.N., Mundrievskaya Yu.O. Network organization of school shooters in the social network "VKontakte" (based on the example of the fan community "Kerch shooter") [Electronic resource] / S.I. Chudinov, G.N. Serbina, Yu.O. Mundrievskaya // Monitoring of public opinion: economic and social changes. - 2021. - № 4. - S. 363-383. - Access mode: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1740

4. Dozortseva E.G., Oshevsky D.S., Syrokvashina K.V. Psychological, social and informational aspects of attacks by minors on educational institutions / E.G. Dozortseva, D.S. Oshevsky, K.V. Syrokvashina // Psychology and Law. - 2020. - T. 10. - № 2. - C. 97-110. DOI:10.17759/psylaw.2020100208.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Syrokvashina K.V. Attacks in schools: aggressive and auto-aggressive actions of minors / K.V. Syrokvashina // Modern foreign psychology. - 2019. - T. 8. - № 3. - S. 37-44. DOI: 10.17759/jmfp.2019080304.

6. Vaske E.V., Safuanov F.S. Psychological analysis of the motivation of the criminal action of juvenile delinquents when committing group and individual delicts / E.V. Vasque, F.S. Safuanov // Applied Legal Psychology. - 2010. - № 2. - S. 123135.

7. Vaske E.V., Goryunova O.I. Ideology of misanthropy. Psychological and legal analysis of modern manifestations of extremism / E.V. Vaske, O.I. Goryunova // Bulletin of the Nizhny Novgorod State University. Series "Right". - 2014. - № 3(1). - S. 228-233.

8. Safuanov F.S., Sekerazh T.N. Activities aimed at inciting children to suicidal behavior: the possibilities of forensic psychological examination / F.S. Safuanov, T.N. Sekerazh // Psychology and Law. - 2017. - T. 7. - № 2. - S. 33-45. DOI: 10.17759/psylaw.207070203

9. Sekerazh T.N. Methodological principles of the study of information materials in forensic psychological examination [Electronic resource] / T.N. Sekerazh // Theory and Practice of Forensic Science. - 2021. - № 16(4). - S. 26-39. - Access mode: https://doi.org/10.30764/1819-2785-2021-4-26-39

10. Kornilova I.G. Identification of markers of victimization in correspondence with minors in social networks / I.G. Kornilova // Original Research: Scientific and Practical Journal. - 2020. - № 6. -S. 66-71.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Сведения об авторах:

Васкэ Екатерина Викторовна (г. Москва, Россия), доктор психологических наук, кандидат философских наук, доцент, главный научный сотрудник Российского Федерального Центра Судебных Экспертиз при Министерстве юстиции Российской Федерации, главный эксперт ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр», руководитель Центра юридической психологии (г. Москва), профессор кафедры уголовного права и процесса Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, е-тай: 1269724@gmail.com

Плахина Анна Анатольевна (г. Москва, Россия), полковник юстиции, старший инспектор управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета Российской Федерации (Центральный аппарат), (г. Москва), е^ай: Luchm@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.