Научная статья на тему 'ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ТОРГОВЛЕЙ'

ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ТОРГОВЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОТРУДНИКИ ЗАНЯТЫЕ В ТОРГОВЛЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пикта В.А., Марихин С.В.

В статье раскрывается влияние профессиональной деятельности на личностные особенности сотрудников, задействованных в коммерческом секторе. Сделан акцент на деструктивное воздействие и развитие атихифобии. Показаны признаки атихифобии, выявленные у успешных менеджеров компании. Приведены основные индикаторы, на которые стоит обращать внимание руководящему составу предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTRUCTIVE INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF PROFESSIONAL ACTIVITIES RELATED TO TRADE

The article reveals the influence of professional activity on the personality traits of commercial sector employees. Describes the destructive effect and development of atyphobia. The conducted was survey with employees of b2b enterprises in St. Petersburg, using Rean's questionnaire “Motivation for Success and Fear of Failure (MSF)”. Even the most successful sale-managers have signs of antiphobia. One of the main indicators has presented to directors of companies. The necessary explanations was been provided.

Текст научной работы на тему «ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ТОРГОВЛЕЙ»

ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ТОРГОВЛЕЙ

B.А. Пикта, аспирант

C.В. Марихин, д-р пед. наук, канд. психол. наук, доцент Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-188-191

Аннотация. В статье раскрывается влияние профессиональной деятельности на личностные особенности сотрудников, задействованных в коммерческом секторе. Сделан акцент на деструктивное воздействие и развитие атихифобии. Показаны признаки ати-хифобии, выявленные у успешных менеджеров компании. Приведены основные индикаторы, на которые стоит обращать внимание руководящему составу предприятия.

Ключевые слова: психологическое развитие личности; сотрудники, занятые в торговле; профессиональная деятельность.

2020 год отмечен знаком новой корона-вирусной инфекции. Кто-то переболел, перенеся осложнения, и прошел через длительный реабилитационный период, а кого-то все обошло стороной. Так или иначе, связанные с ней события оказали влияние на каждого:

- мы стали носить маски и регулярно мыть руки

- научились зрительно выделять социальную дистанцию, даже если не соблюдали ее все это время

- коммуникационные технологии, позволяющие общаться на расстоянии стали более значимой частью нашей жизни

- самоизоляция перестала быть проявлением затворничества, превратившись в разумную меру предосторожности.

Не меньший стресс пережило государство и экономика нашей страны. Согласно исследованиям международной аудитор-ско-консалтинговой компании

FinExpertiza, весной 2020 доходы российского бизнеса сократились на 67% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В убытке оказались более трети организаций и индивидуальных предпринимателей. Очевидно, что прибыль, обеспечиваемая коммерческой деятельностью и налоги, заложенные в стоимость товара, составляют основу федерального и региональных бюджетов, из которых финансируются все социальные проекты и медицинские программы, сило-

вые структуры и военные ведомства, культурные и образовательные учреждения. Именно торговля в тех или иных своих проявления, формирует основу для существования современного социума, открывая перспективы для развития и самореализации граждан во всех сферах деятельности.

Однако, как сказано выше, убытки понесли не все. В рамках одного и того же рыночного сегмента есть предприятия сократившие и увеличившие свои обороты. Любая деятельность, в том числе и связанная с коммерцией, это форма человеческой активности, направленная на преобразование и изучение окружающего мира. В рамках настоящей статьи мы коснёмся личностных особенностей менеджеров по продажам из b2b-сегмента, позволяющих им вести свою профессиональную деятельность с разной степенью успешности.

Рассматриваемая категория сотрудников обладает достаточно большой свободой действий. В качестве основного критерия их эффективности, как правило, рассматривается достигнутый результат, а не приложенные усилия. Цели и задачи при этом менеджер может устанавливать себе сам. К примеру, необходимо увеличить оборот или повысить продажи конкретной товарной группы за отчетный период.

При подведении итогов будет рассматриваться, насколько результаты соответствуют ожиданиям, а не то, как именно они

были достигнуты. Если сотрудник не справился, ему, скорее всего, придется дать разъяснения, не говоря уже о том, что качество выполнения должностных обязанностей напрямую влияет на размер премии продающих специалистов.

Таким образом, формируется стимул для достижения нужных результатов и избегания неудач. В контексте трудовой деятельности и, исходя из ее успешности, это может привести как к повышению целеустремленности личности, так и развитию одного из самых распространенных страхов атихифобии. Последнее является следствием череды неудач и сопутствующих осуждений, порицаний и критики. Термин образован сочетанием латинского «atyches» (несчастный) и древнегреческого «фоРо9> (страх) и означает страх перед неудачей.

Как психологическая проблема атихи-фобия оказывает деструктивное разрушающее воздействие на личность. Для ее диагностирования можно использовать опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН)» разработанный А.А. Реаном - российским психологом и общественным деятелем, академиком РАО. Он приведет в табице 1.

Вниманию испытуемых предлагается 20 утверждений, которые необходимо подтвердить или опровергнуть. Полученная последовательность отдельных «да» и «нет» сопоставляется с ключом опросника, за совпадения набираются балы, количество которых соответствует одной из 3-х категорий:

- 1-7 баллов - страх неудачи;

- 8-13 баллов - пограничное состояние;

- 14-20 баллов - мотивация на успех.

Таблица 1. Опросник «МУН»

№ Утверждение Ответ Ключ

1 Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех. да

2 В деятельности активен. да

3 Склонен к проявлению инициативности. да

4 При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них. нет

5 Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности. нет

6 При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. да

7 При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. нет

8 Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля. да

9 При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается. нет

10 Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. да

11 Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. да

12 Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно. да

13 Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. нет

14 Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие. да

15 В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается. нет

16 При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. да

17 Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. нет

18 При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное. да

19 В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь. да

20 Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает. да

Опросник «МУН» в анонимном порядке прошли сотрудники трех оптовых компаний, работающих на рынке строительных материалов Санкт-Петербурга. Их предприятия назовем условно:

- «Альфа» - развитие ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции обернулось убытками и снижением доли на рынке

- «Бета» - наиболее мелкая компания из исследуемых, однако, показала самые лучшие результаты и прирост в 2020 году.

- «Омега» - рост компании остановился, некоторые проекты реализовать не удалось в экономических показателях наблюдается стагнация.

Результаты следующие:

- В наибольшей степени мотивированы на успех сотрудники компании «Бета» -средний бал 14.58, им же принадлежит лучший результат в 17 баллов. В своей нише предприятие действует достаточно эффективно. Персонал реже сталкивается с неудачами и обходит в конкурентной борьбе соперников, обладающих более весомым положением на рынке. Все это является положительной мотивацией и способствует самореализации и личностному росту.

- Второе место занимает «Омега», их средний балл 13.98 - состояние пограничное, но близкое к положительной границе. Успешную работу в предыдущем периоде и уверенное положение на рынке можно рассматривать как достижение, а вот обход более мелкими и быстрыми конкурентами оказывает демотивирующее воздействие.

- Компания «Альфа» существенно отстает от лидеров. Балл 10.31 закрепляет ее в пограничной зоне, есть даже некоторая склонность к мотивации на успех. Однако, ответы сотрудников показывают склонность к пассивному труду и отсутствие стремления развиваться. Их основная цель - сохранить текущее положение дел и избежать критики со стороны руководства.

Стоит отметить, что ни один из испытуемых не набрал максимальные 20 баллов, это может говорить о современных социальных тенденциях - каждый человек так или иначе в своей жизни сталкивался с

неудачами, которые не хотел бы повторить.

Первое, на что руководителю стоит обратить внимание при работе с сотрудниками занятыми в торговле - это постановка целей. Можно выделить 3 категории, которые легко прослеживаются в профессиональной среде:

1. Упрощенные цели.

2. Рациональные цели.

3. Цели завышенной сложности.

Подсознательный страх неудач будет

подталкивать людей к 1-ой и 3-ей категории. Поскольку здесь вероятность провала либо ничтожно мала, либо легко объяснима. Таким образом, сотрудник получает своего рода защиту от негативных психологических последствий. Важно, что при этом уровень его компетенции позволяет легко сформулировать рациональную цель и двигаться по пути ее достижения. Подобное поведение сопоставимо с синдром выученной беспомощности, открытым американским психологом М. Селигманом в 1967 году, и должно послужить первым сигналом для руководителя предприятия.

Установлено, что существует прямая взаимосвязь между результатами коммерческой деятельности организации и мотивацией на успех ее персонала. Это наглядно показывает проведенное исследование. Однако, всегда возникает вопрос «причины и следствия». Что первично:

- сотрудник ставит перед собой заведомо неверные цели и как следствие плохо выполняет должностные обязанности из-за страха неудач.

- или же длительное отсутствие успеха в трудовой деятельности, приводят к развитию атихифобии?

Ответ лежит на поверхности. Первые неудачи случаются в раннем возрасте. Человек не может вырасти и познать мир, не совершив ошибок. Опросник «МУН» показал наличие признаков атихифобии даже у самых успешных менеджеров. Конечно же, боязнь неудач первична, это часть нашего естества. Однако, как говорил австрийский психолог, философ и, кстати, бывший узник нацистского концлагеря, Виктор Франкл, «значимы не сами страхи или тревожность, а то, как мы к ним отно-

симся» (с). Страх - только испытание, вершаемые над собой, приводят к боль-барьер, через который нужно перешагнуть. шим свершениям. Лишь маленькие победы, ежедневно со-

Библиографический список

1. Евтихов О.В. Психология управления: учебное пособие. - Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2011. - 156 с.

2. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуа-лизация совладающего поведения. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. - 236 с.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Изд-во Смысл, 2003. - 487 с.

4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Изд-во Смысл, 2006. -63 с.

5. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб.: Изд-во Питер, 2003. - 352 с.

6. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. - 262 с.

7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

DESTRUCTIVE INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF PROFESSIONAL ACTIVITIES RELATED TO TRADE

V.A. Pikta, Graduate Student

S.V. Marikhin, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Leningrad State University A.S. Pushkin (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article reveals the influence of professional activity on the personality traits of commercial sector employees. Describes the destructive effect and development of atyphobia. The conducted was survey with employees of b2b enterprises in St. Petersburg, using Rean's questionnaire "Motivation for Success and Fear of Failure (MSF) ". Even the most successful sale-managers have signs of antiphobia. One of the main indicators has presented to directors of companies. The necessary explanations was been provided.

Keywords: psychological development of personality; employees engaged in trade; professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.