Научная статья на тему '«Деструктивная духовность» как социально-философская категория'

«Деструктивная духовность» как социально-философская категория Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНАЯ ДУХОВНОСТЬ / DESTRUCTIVE SPIRITUALITY / ДУХ / SPIRIT / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ОСОБАЯ СУБСТАНЦИЯ / A SPECIAL SUBSTANCE / БЫТИЕ / LIFE / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. / A SOCIALLY-PHILOSOPHICAL CATEGORY. НИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ИНДИВИДУУМА И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ. ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ В ДАННОМ СЛУЧАЕ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫМ ГОВОРИТЬ ПРОСТО О РАЗУМНОСТИ БЕЗДУХОВНОГО СУЩЕСТВА / ИЗМЕНЕНИИ ЕГО СУЩНОСТИ / ТАК КАК СОЗНАНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНОЦЕННОЙ СУБСТАНЦИЕЙ В ОТСУТСТВИЕ ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ. ФЕНОМЕН ФАНАТИКОВ / СОВЕРШАЮЩИХ СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ПОСТУПКИ / ЗОМБИРОВАННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЯРКИМ ПРИМЕРОМ РАЗРУШЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ СОЗНАНИЯ / ЕГО УНИЧТОЖЕНИЯ. РАЗУМ У ЧЕЛОВЕКА ОСТАЁТСЯ / НО БЕЗ ДУХА / ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ЧАСТЬЮ СОЗНАНИЯ / КОТОРОЕ ПРИЗВАНО ОРИЕНТИРОВАТЬ ЛИЧНОСТЬ НА ОПРЕДЕЛ ЁННЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ПРИ ЭТОМ ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ РАЗУМНОЙ / НО НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ БИОСИСТЕМОЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ПО СУТИ АНТИДУХОВНЫМ). ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ СОВРЕМЕННОМУ / ПОДВЕРГНУВШЕМУСЯ НЕГАТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ НА СОЗНАНИЕ / АВТОР ПРЕДЛАГАЕТ ПРИМЕНЯТЬ ТАКУЮ ДЕФИНИЦИЮ / КАК "ДЕСТРУКТИВНОДУХОВНЫЙ" / РАЗВИВШИЙ В СЕБЕ "ДЕСТРУКТИВНУЮ ДУХОВНОСТЬ ". В СВЯЗИ С ТЕМ / ЧТО ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ЧЕЛОВЕКЕ ОСТАЁТСЯ / НО КАК И РАЗУМ ДУХОВНОСТЬ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЕФОРМИРОВАННУЮ ДЕСТРУКТИВНУЮ СУБСТАНЦИЮ. ДЕСТРУКТИВНАЯ ДУХОВНОСТЬ ЭТО ОСОБАЯ СУБСТАНЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ / ОТНОСЯЩАЯСЯ К СФЕРЕ НРАВСТВЕННОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙСЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ / А ИНОГДА И ОБЩЕСТВОМ В ЦЕЛОМ ДЕСТРУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ / ОСНОВАННОЙ НА КУЛЬТЕ НАСИЛИЯ / СОПРОВОЖДАЮЩЕГОСЯ ПРИЧИНЕНИЕМ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ / ПРИМЕНЯЕМОГО В ЦЕЛЯХ ИЗЛЕЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ И МОРАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ. ЧЕЛОВЕК НЕ СТАТИЧЕН / ОН ПОСТОЯННО (В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ) ЛИБО РАЗВИВАЕТСЯ / ЛИБО ДЕГРАДИРУЕТ. ЭТО СВЯЗАНО С ЕГО ДУХОВНЫМ СОСТОЯНИЕМ / СОСТОЯНИЕМ ЕГО СОЗНАНИЯ. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПЕРЕРОДИТЬСЯ В НЕЛЮДЯ. У НЕЛЮДЕЙ МОГУТ РОЖДАТЬСЯ ЛЮДИ / У ЛЮДЕЙ НЕЛЮДИ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НРАВСТВЕННО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕ ТОЛЬКО И НЕ СТОЛЬКО В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / СКОЛЬКО СТРЕМИТЬСЯ ДЕЛАТЬ ТО / ЧТО ПРИНОСИТ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ / ПОЛУЧАЯ ПРИ ЭТОМ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ / ПОМОГАЯ ИМ РЕШАТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович

В статье обосновывается необходимость использования новой социально-философской категории «деструктивная духовность», отражающей негативные процессы духовной эволюции отдельной личности и всего общества в целом; выявляются противоречия, связанные с применением в научном дискурсе понятия «бездуховность».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article necessity of use of a new sociallyphilosophical category «destructive spirituality», spiritual evolution of the separate person reflecting negative processes and all society as a whole is proved; the contradictions connected with application in a scientific discourse of concept «inspirituality» come to light

Текст научной работы на тему ««Деструктивная духовность» как социально-философская категория»

Тонконогов А.В. кандидат философских наук, доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России

«Деструктивная духовность» как социально-философская категория

Духовность1 является неотъемлемой, если не определяющей составляющей человеческого бытия, той частью человеческой личности, которая выделяет её из мира живых существ в особую высшую категорию. Некая разумность, инстинкты самосохранения и самовоспроизводства присущи и животным, однако, сфера идеального, к коему относится дух, в его великом интеллектуально-нравственном, эстетическом смысле воплощается в человеческих существах.

В основе человеческой духовности - великий дар, которым владеет от рождения каждый Человек - это свобода (свобода выбора поступков, мыслей, желаний несмотря на то, что, вероятнее всего, этот выбор кем-то или чем-то в значительной степени предопределён и ограничен). Именно борьба со злом в себе и окружающем мире, противостояние искушениям в виде плотских удовольствий и убогих помыслов делают человека Человеком. Вне этой борьбы мы, по сути, не можем сколько-нибудь достоверно что-либо узнать про себя, понять и раскрыть своё духовное величие или свою гибельную ничтожность. И. Кант справедливо утверждал, что «для людей не существует другого спасения, кроме самого глубокого восприятия твёрдых нравственных начал в свой образ жизни»2.

Тонконогов Александр Викторович,а1ек81опкоподоу@уа^ех.ги

1 См.: Тонконогов А.В. Философия духовной безопасности как научная дисциплина // «Социально-гуманитарные знания», 2008, № 4; Тонконогов А.В. Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества // «Социально-гуманитарные знания», 2010, № 2.

2 Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты. СПб., 1996, с. 322.

Следует отметить, что интеллектуальное, а тем более нравственное, разумеется, не является составляющей только религиозной (иррационально-идеальной) сферы общества, в равной мере она относится и ко всему светскому (в основном рационально-прагматичному). При этом не вызывает сомнений то, что религиозность должна рассматриваться как «одна из основных форм проявления духовности»1.

Духовное следует рассматривать в двух аспектах: религиозном и светском. В светском аспекте духовное рассматривается в единстве нравственности и познавательной деятельности. В религиозном - в единстве трёх составляющих: личного (человеческого) духа, общего (соборного) духа (духа верующих, нации) и святого (Божественного) духа.

Исследователи также выделяют два уровня духовности - субъективный (личностный) и объективный (общественный). При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что без духовности конкретного человека не может быть духовности социума, а духовность человека развивается только в социуме, ибо человек существо социальное. Религиозный и светский смысл духовного подчёркивает его надындивидуальную сущность, принадлежность к высшим ценностям, носителем которых духовное во многом и является.

В человеческой личности удивительным образом соединены и постоянно взаимодействуют разум и дух, душа и тело, образуя особую субстанцию - человека духовного. Представляется возможным предположить, что до определённого периода своего развития сущность человека характеризовалась гетерогенностью сознания (его расчленённостью): разум действовал отвлечённо от духа, душа не образовывала с телом уникальное гармоничное целое. Духовность в человеке как особая субстанция, отсутствовала что и не позволяло человечеству создать своё высокоорганизованное общество и прогрессивно развиваться во

1 Духовная безопасность России (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности).Научно-метод. пособие. Колл.авторов: архиепископ Иоанн

2

всех сферах социальной жизни. Этот процесс начался с момента появления не просто человека наделённого разумом, но также наделённого ещё и сознанием.

В современном мире до сих пор наблюдаются примеры целенаправленного и случайного деформирования сознания человека - это феномен лиц, выполняющих определённые не лишённые смысла действия, но не отдающие в них отчёт (обобщенно их можно назвать «зомби»). Их сознание лишают духа как его составляющей. Тело, душа, мозг остаются, а дух подавляется и, возможно, каким-то непостижимыми образом изгоняется из человеческой сущности. В том случае, если дух не возвращается в человека, он либо погибает, либо его признают душевнобольным, что собственно справедливо. Если же дух возвращается, человек пытается снова начать жить в обществе, восстанавливая утерянные социальные черты и навыки.

Мысленное перемещение людей при медитации на большие расстояния, опыты вхождения в состояние транса - всё это примеры, управления сознанием, освобождения духа для свободного существования определённый период в объективной реальности. При этом человек остаётся живой функционирующей субстанцией (душа и тело, как прежде, составляют единое, хотя, быть может, и не гармоничное, целое, а разум, очевидно, имеет возможность ответить на внешнее воздействие). Академик Н. П. Бехтерева, более пятидесяти лет занимающаяся изучением мозга человека, делает достаточно смелое и как представляется в достаточной степени верное предположение: «Мозг - это что-то вроде сенсорных входов «души», не имеющей способности к влиянию в нашем пространстве»1. Через мозг человек, видимо, имеет возможность взаимодействовать с духом, допуская его в своё естество. Можно предположить, что, соединяясь именно в мозге,

(Попов), А.А Возьмитель, А.И. Хвыля-Олинтер М., 2005, с. 70. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., 2007, с. 271.

разум и дух образуют новую особую субстанцию - сознание. При этом сознание, являясь высшей формой психического отражения бытия в реальных и воображаемых образах, не есть абсолютно неделимая субстанция. Вероятнее всего, сознание соединяет в себе, по крайней мере, две субстанции: субстанцию духа и субстанцию разума. Человек без духа - это всего лишь разумное животное, существующее в рациональной системе ценностей, позволяющей определить, полезность чего бы то ни было с точки зрения пригодности для потребления. Человек остаётся лишён своей нравственной составляющей, лишён совести, моральных запретов, и приобретает специфическое эстетическое восприятие окружающего. Только в единении разума и духа, души и тела проявляется уникальная человеческая сущность.

Таким образом, разум является не единственной мыслящей субстанцией в Человеке. Дух - есть субстанция подобная разуму, выполняющая аналогичную функцию по отношению к душе, как разум к мозгу, а мозг и душа к телесной сущности человека, соединяясь в которой, разум и дух образуют в известном нам по ощущениям мире ещё одну особую субстанцию - сознание, являющееся одновременно и основой, и ярким проявлением духовности в существующей реальности.

Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: плоть человеческая, соединяя в себе идеальное и материальное, даёт возможность проявиться человеку как духовному высшему существу в доступном для познания и ощущения реальном мире. О духовности следует говорить применительно не просто к человеку разумному, но человеку современному (духовному), гармонично соединившему в себе душу и тело, дух и разум и сумевшему реализовать посредством своей творческой деятельности все свои потенциалы, предоставленные сознанием. Человек духовный мысленно уже вышел за рамки материального, но нельзя исключить того, что в будущем мы

откроем в себе новые сущности, которые позволят характеризовать нас как идеальных субъектов.

Сознание, воплощая в себе гармонию духа и разума, изначально пребывающих в душе и мозге человека выполняет в целостной человеческой сущности интегрирующую функцию и является единой субстанцией, образующейся посредством соединения разума и духа. Они же, в свою очередь, проявляются при осуществлении различной деятельности человека, пребывающего в ограниченном физическими законами материальном мире и предоставленной ему плоти. В случае уничтожения или деструктивной деформации сознания, утраты чистого, созидающего духа или подавления его деструктивным духом (духом разрушения) всегда существует опасность возможного использования разума во зло.

Человек при наличии искреннего желания может развить и умножить свои умственные способности, расширить возможности своего разума сравнительно быстро (знания человечества, в том числе в области мозговой деятельности, природные данные личности помогут в этом). Вернуть же себе или обрести дух - процесс неопределённый, способный проявиться в значительной степени в экстремальных условиях, при выборе жизни и смерти - чести и бесчестия. Разум, оставшийся без контроля духа (без полноценного нравственного контроля) удовлетворяет все рациональные (в основном физиологические) потребности человеческого индивидуума, направленные на сохранение его физической жизни. Это может привести к необратимому регрессу человечества, который был полностью преодолён не более чем 10 тыс. лет назад. Этот процесс стал возможен только благодаря появлению Человека духовного.

В современном мире духовный (нравственный) фактор является основополагающим в жизнедеятельности любого общества. При этом вопрос нравственности следует считать основным вопросом духовности. Основным же вопросом нравственности, а, следовательно, и духовности был и остаётся

вопрос о свободе воли, предопределенности человеческого бытия и ответственности человека за свои поступки, ибо, если всё предопределено кем-то или чем-то (Богом, законами существования Вселенной и т.д.), то остаётся непонятным: за что наказывать конкретную личность, не властную, по сути, над собой и своими поступками.

В этой связи необходимо проанализировать две разные позиции, точнее два разных взгляда - религиозный и светский, предполагающих значительное число мнений. Обобщая существующие воззрения можно сделать некоторые выводы.

С религиозной точки зрения нравственно то, что лежит в основе той или иной религиозной системы. Неукоснительное следование религиозному учению предполагает, что человек является нравственным (не нарушающим определённые заповеди, предписания). При этом он может и должен быть наказан Богом, так как несмотря на всесилие и присутствие Бога во всём Он даёт человеку свободу выбора и попускает зло (смерть, болезни и т.д.) в целях предоставления ему возможности осмыслить своё бытие и покаяться в грехах.

Со светской точки зрения, это более чем противоречиво и по большей части неубедительно. Эти догмы отталкивают многих здравомыслящих людей, справедливо считающих, что Бог, если и принять на веру факт Его существования -- высшее надличностное (вне пространства и времени) проявление добра, абсолютное его воплощение, и потому Он не способен карать и творить (либо попускать) зло, которое есть проявление тёмных сил (сатаны, дьявола, иблиса, шивы, бесов и т.д.). Логично также предположить, что зло в бренном мире проистекает от значительного присутствия в нём отступивших от Бога ангелов и прислуживающих им человекообразных. Сила падших ангелов безмерно велика в бренном, Бог же всемилостив в абсолюте (ибо даровал полную свободу), поэтому Люди остаются один на

один в борьбе со злом, но могут обращаться к Богу за поддержкой -спасением и защитой.

Одновременно с этим следует отметить, что некоторые исследователи рассматривают духовность вообще безотносительно к религии, что также представляется в значительной степени неверным. Достаточно справедливыми можно считать идеи светских учёных по вопросам предопределённости человеческой жизни и эволюции Вселенной. В этой связи наиболее интересными представляются мысли, высказанные выдающимся физиком современности С. Хокингом. Суть их сводится к следующему1: поскольку предсказать поведение человека (во всяком случае, абсолютно) невозможно и в человеческом поведении всегда присутствует элемент случайности, то эти признаки позволяют сделать вывод о том, что человек имеет свободную волю. Никто из людей не знает, что именно предопределено, если даже и предопределено, поэтому человек в ответе за свои идеи и реальные действия. Вселенная развивается по определённым законам, которые могли быть определены Богом, но после их установления Он уже не вмешивался в Её жизнь.

Эти выводы в какой-то степени близки по смыслу к христианской идеи Божьего попущения, предоставления человеку свободы некоторого выбора. Правильнее говорить о свободе, ограниченной физическими законами существующего, точнее доступного нам в ощущении, мира, значительной предопределённости происходящих событий при возможном большем или меньшем влиянии на них в зависимости от конкретной ситуации. Данные вопросы остаются открытыми для дискуссии.

Однако вряд ли у теологов и у светских исследователей возникнут сомнения в том, что духовность направляет человека на поиск смысла жизни и оценки событий с позиций нравственности. Нравственность же является

1 См.: Хокинг С. Чёрные дыры и молодые вселенные / Пер. с англ. М. Кононова. СПб., 2006, с.139-152.

критерием духовной культуры личности, определяющим границы свободы самореализации человека и, по сути, сам образ человеческий в каждом человекообразном существе. Нравственность неотделима от таких понятий, как любовь, долг, честь, совесть (они являются её постоянными неотделимыми составляющими). Духовность определяет сущность индивидуального и общественного бытия, а также реального и воображаемого мира, который также может быть воплощен в реальных образах.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что понимание духовности как феномена присущего только лишь религиозной сфере представляется абсолютно неверным. Духовное есть соединение религиозного и светского, догматического конфессионального и неортодоксального научного и только во взаимодействии и равноправном взаимовлиянии этих составляющих можно достичь духовного совершенства

- торжества созидающего разума и доброго духа: нравственного и смыслополагающего.

Духовность - является одним из воплощений всего многообразия и многогранности человеческого бытия. Одна из составляющих духовности -нравственность (иррациональное), другая - смысл (рациональное) и третья миросозерцание (рационально-иррациональное). Знание без нравственности

- губительная сила для человеческой души и тела. Именно поэтому определяющим критерием идентичности в обществе людей является то, что Человек - существо нравственное. Человек есть индивидуум «добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды ... с долгом честнаго и чистаго сердцем гражданина»1 или, по крайней мере, стремящегося стать таковым. Собственно иной субъект и не может быть назван Человеком.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Репринт, т. 2. М., 1998, с. 558.

Духовное - есть высшее проявление социального, соединение реализуемых человеком интеллектуальных, моральных и творческих потенциалов, воплощённых в идеальных и материальных элементах духовного производства. Духовность всегда предполагает выход за рамки эгоистического «Я», обретение высших ценностных внеличностных приоритетов и установок, способствует самосовершенствованию человека, ищущего «смысл жизни» посредством удовлетворения не только своих материальных потребностей, но и участия в существующей гармонично организованной общественной жизни.

Духовность - есть основа человеческой деятельности во всех сферах общественной жизни, высшее проявление творческого отражения действительности, воплощение сформированных в обществе базовых идеалов и ценностей. В России, как справедливо отмечают исследователи: «Духовность, рассматриваемая в единстве с познанием, выдвигается в качестве приоритетной ценности по сравнению с ... (потребительскими) ценностями»1. Народы нашей страны готовы терпеть лишения, страдать за высшие ценности, считая приоритетным сохранение свободы, социальной справедливости, чувства национального достоинства. Именно эта жертвенная позиция (преобладание духовного, надындивидуального в общественном сознании) позволила нашим предкам создать самое большое и самое сильное в мире государство2.

Именно духовность (нравственное эстетическое смыслополагание) и есть тот критерий, который позволяет определить, кто перед Вами: человек духовный развивающийся, человек деградирующий или просто нелюдь, имеющий иные ценностные ориентиры, воспринимающий зло как добро и ложь как правду. Вся история человеческой цивилизации - это история

Егоров В.С. Социальный реализм. М., 1999, с. 315.

2 См.: Локосов В.В. Российское общество: трансформация целей, интересов, ценностей. М., 2006, с. 164.

эволюции абсолютно не гомогенного общества. Мировой социум никогда не был органичным целым, объединяющим исключительно людей (среди человекообразных всегда находились люди деградирующие, а также и просто нелюди). Феномен серийных убийц, педофилов, некрофилов и прочих им подобных существ - это даже не феномен деградации или болезни человеческой личности, это явление особой генерации человекообразных существ, которые до конца прошли путь духовного вырождения и стали вполне нормальными здравомыслящими и нравственными в своей ценностно-интеллектуальной системе нелюдьми.

Следует также отметить, что проявление девиации у разного рода у людей, деградирующих людей и нелюдей неодинаково. Психически нездоровый Человек слабоумен и беспомощен, но спокоен и кроток. Психическое нездоровье нелюдей и людей деградирующих выражается в психических заболеваниях, сопровождающихся буйным помешательством. Общепринятые эталоны поведения практически во все исторические периоды в значительной степени позволяли сдерживать дикие устремления подобных человекообразных, но и это было возможно не всегда. Если в обществе наступает гегемония идей, пропагандируемых нелюдями, поддерживаемых деградирующими неразвивающимися людьми, то возникают такие феномены, как германский фашизм.

Все происходящие в мире социальные процессы являются результатом воплощения в объективной реальности различного рода идей. Всё, что происходит в общественной жизни, начинается и заканчивается идеями -плодами человеческой мысли, духовной работы отдельной личности, социальных групп или общества в целом. Эта деятельность может носить как конструктивный (по отношению к принятой в мировом социуме ценностной системе), так и деструктивный характер, выраженный в явной или тайной антипатии людей, подверженных влиянию негативной идеи, через призму

которой они воспринимают и оценивают окружающий мир или создают свой мир - мир иллюзий.

Духовность никогда не была однородным явлением. Ей всегда были присущи как позитивные, так и негативные формы и их проявления. В основе деструктивной эволюции любого общества, проявляющейся во всех сферах социальной жизни, всегда была и остаётся деструктивная духовность. Проявление же деструктивной духовности только лишь сглаживалось в социальных условиях той или иной эпохи, но коренным образом от внешних факторов никогда не зависела. В этой связи также необходимо обратить внимание на тот факт, что использование термина «бездуховность» не всегда является точным определением интеллектуально-нравственного состояния отдельного индивидуума и общества в целом. Представляется в данном случае более правильным говорить просто о разумности бездуховного существа, изменении его сущности, так как сознание не является полноценной субстанцией в отсутствие духовной составляющей. Феномен фанатиков, совершающих социально опасные поступки, зомбированных личностей является ярким примером разрушения целостности сознания, его уничтожения. Разум у человека остаётся, но без духа, являющегося частью сознания, которое призвано ориентировать личность на определённые действия. При этом человек становится разумной, но не самостоятельной биосистемой с ограниченными физиологическими потребностями (по сути -антидуховным). По отношению к человеку современному, подвергнувшемуся негативному влиянию на сознание, автор предлагает применять такую дефиницию, как «деструктивно-духовный», развивший в себе «деструктивную духовность». В связи с тем, что духовная составляющая в человеке остаётся, но как и разум духовность в этом случае представляет собой деформированную деструктивную субстанцию.

Деструктивная духовность - это особая субстанция человеческого бытия, относящаяся к сфере нравственно-интеллектуальной деятельности,

характеризующейся формированием отдельной личностью, а иногда и обществом в целом деструктивной системы ценностей, основанной на культе насилия, сопровождающегося причинением вреда окружающему миру, применяемого в целях излечения материальной и моральной выгоды.

Человек не статичен, он постоянно (в течение всей своей жизни) либо развивается, либо деградирует. Это связано с его духовным состоянием, состоянием его сознания. Человек может переродиться в нелюдя. У нелюдей могут рождаться люди, у людей - нелюди. Для человека - нравственно использовать свой интеллектуальный потенциал не только и не столько в целях обеспечения своего благополучия, сколько стремиться делать то, что приносит удовлетворение, получая при этом удовольствие от возможности приносить радость окружающим людям, помогая им решать бытовые и смыслообразующие человеческую жизнь вопросы. Духовность также как и человек, не статична, она развивается в конструктивных (созидательных) и деструктивных (разрушительных) формах. Проблема современной цивилизации в нарастающих негативных тенденциях в духовной сфере. Преобладание в социумах деструктивной духовности - реальная проблема.

Таким образом, «деструктивная духовность» наряду с такими дефинициями, как «духовность», «духовная жизнь», «духовная сфера общества» является одной из основных категорий (одной из наиболее общих и фундаментальных понятий) социальной философии. Феномен деструктивной духовности требует всестороннего изучения и осмысления в современной ситуации глобальной духовной деградации и, как следствие угрозы, психического и физического самоуничтожения человечества.

Тонконогов А.В. «Деструктивная духовность» как социально-философская категория. В статье обосновывается необходимость использования новой социально-философской категории «деструктивная

духовность», отражающей негативные процессы духовной эволюции отдельной личности и всего общества в целом; выявляются противоречия, связанные с применением в научном дискурсе понятия «бездуховность».

Ключевые слова: деструктивная духовность, духовность, дух, сознание, особая субстанция, бытие, социально-философская категория.

Tonkonogov A.V. «Destructive spirituality» as a socially-philosophical category. In article necessity of use of a new socially-philosophical category «destructive spirituality», spiritual evolution of the separate person reflecting negative processes and all society as a whole is proved; the contradictions connected with application in a scientific discourse of concept "inspirituality" come to light.

Key words: destructive spirituality, spirituality, spirit, consciousness, a special substance, life, a socially-philosophical category.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.