Научная статья на тему 'Державность и народный патриотизм как фундаментальные составляющие российского менталитета'

Державность и народный патриотизм как фундаментальные составляющие российского менталитета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
557
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ДЕРЖАВНОСТЬ / МЕССИАНСТВО / ДУХОВНОСТЬ / MENTALITY / PATRIOTISM / HOMELAND / SOVEREIGN / MESSIANISM / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гузенина Светлана Валерьевна

Статья посвящена анализу категорий державности, мессианства и патриотизма как важнейших духовных составляющих российского менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVEREIGN AND PUBLIC PATRIOTISM AS FUNDAMENTAL PARTS OF RUSSIAN MIND

The article is devoted to the analysis of the categories of sovereign, messianism and patriotism as the most important spiritual components of the Russian mentality.

Текст научной работы на тему «Державность и народный патриотизм как фундаментальные составляющие российского менталитета»

УДК 301

ДЕРЖАВНОСТЬ И НАРОДНЫЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

© Светлана Валерьевна ГУЗЕНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: dialog-lana@yandex.ru

Статья посвящена анализу категорий державности, мессианства и патриотизма как важнейших духовных составляющих российского менталитета.

Ключевые слова: менталитет; патриотизм; родина; державность; мессианство; духовность.

Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава -Твое достоянье на все времена!

От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -Хранимая Богом родная земля!

(Гимн Российской Федерации)

Современные российские и западные обществоведы ведут сегодня серьезные дискуссии о феномене «русского мессианства» [1-4]. Мессианский характер общественного мировоззрения - довольно неоднозначная и сложная для анализа черта российского мен-талитета1, имеющая давние истоки. Так, исследователь русской культуры Л. Черная указывает, что уже к началу XVII в. в русском религиозном сознании мир был поделен на две части - Восток и Запад, причем Восток приравнивался «всей Вселенной», а Запад был лишь оплотом чуждой веры, местом вокруг Рима, рядом с папой [2]. Падение Константинополя в 1453 г. и появившаяся вслед за этим событием концепция «Москва - третий Рим» закрепили в русской культуре идею изоляции православного Востока и отвержения чуждого Запада, и Россия мыслилась, прежде всего, как великое государство сохранения святой православной веры.

Примечательно, что Ф.М. Достоевский писал в своем дневнике о том, что «назначе-

1 (от лат. mens, mentis - ум) система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира; имеет надситуативный характер, обусловлен экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляется в обычной поведенческой активности, раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений.

ние русского человека - есть бесспорно всеевропейское и всемирное» и стать русским по-Достоевскому - это «стать братом всех людей, всечеловеком» [5]. Совершенно бессмысленными и необоснованными выглядят претензии ряда западных государств и их лидеров по поводу того, что Россия скучает по роли «старшего брата», привычно стремясь к подавлению других, ущемляя тем самым их суверенитет, поскольку братство понимается здесь не как старшинство, но как равенство. Концепция всеобщего братства довольно полно раскрывается и в философии русского космизма (Н. Федоров).

Дело, конечно, еще и в том, что, давая сегодня оценку инициативам России в области контактов и международного сотрудничества, а также стремлению нашей страны к сближению государств и их диалогу, западные обществоведы не могут оторваться от привычки анализировать мир в терминах и ментальных конструктах собственного, рационального бытия и мировоззрения2. Примечательно, что в английском языке нет аналога русскому слову «державность» и перевод его дается как «суверенность», «государственность», но чаще - как «сила» («power»). В этой связи и мессианство России интерпретируется обычно как нечто агрессивное, имперское. России же такая роль видится сакральной («Не в силе Бог, но в правде») и суть ее - бескорыстная помощь, взаимовыручка, и иногда даже самопожертвование. Такая роль является органичной частью

2 Эту тенденцию подчеркивает и известный культуролог Э. Саид в своей книге «Ориентализм», объясняя искаженность восприятия коллегами-исследова-телями восточной культуры в традициях западных научных парадигм [3].

структуры русского менталитета, в который вплетены также открытость, прямота, доброта, щедрость, широта, патриотизм, и что самое главное - духовность, т. е. устремленность в будущее в противоположность заземленной прагматичности, сиюминутности [4, с. 17]. Строго в соответствии с этими качествами национального характера русский человек понимает державность своей могучей страны как великую силу, способную творить добро, но не только для себя, а на благо всех, «для всех».

Отечественные ученые и обществоведы неоднозначны в своих оценках мессианства России, однако практически все подчеркивают его важнейшую роль системообразующего фактора для нашей страны. К примеру, политолог В. Соловей полагает, что главная причина кризиса современного российского общества связана как раз с утратой русскими ощущения своей великой миссии [4, с. 25]. Известный российский философ А. Ципко считает, что нет никаких серьезных аргументов говорить о существовании в обыденном сознании русского человека вообще какой-то идеи о мессианстве, а Российская империя -есть лишь итог успешного выживания государства «на стыке Европы и Азии». Исследователь российской ментальности В. Соколов, разделяя точку зрения В. Соловья, отмечает, что согласен с выводами А. Ципко о присутствии в российском менталитете важнейшей сущностной черты - великодержавности, однако учеными подчеркивается, что великодержавность России есть не шовинизм, но ощущение принадлежности к независимому и сильному государству, это «духовно-нравственная гордость за величие державы» [4, с. 26].

Российские исследователи В. Юрьев и Г. Козлова в монографии, посвященной державной экономической политике нашей страны в глобализирующемся мире, отмечают, что «Державность не является лишь экономической, политической или социальной доктриной. Она многограннее и отражает особую русскую общественную культуру и присущую ей идеологию» [6, с. 150]. Главным в доктрине державности, с точки зрения авторов, является принцип общественного блага, при этом императивом державности является здравый смысл в вопросах морали: «...восходя к этике Канта, державность как политико-хозяйственная концепция глобали-

зации, реализуемая через достижения «общественного блага», есть всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального положения, вероисповедания, пола и т. д. должны подчиняться и действовать по правилам (поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства») [6, с. 155]. В русской культуре авторы выделяют важнейшие черты, которые делают ее одновременно мировой и сугубо национальной, это: вера, соборность, духовность, здравый смысл, патриотизм [6, с. 335-338].

Теоретические концепции российских обществоведов находят свое подтверждение и в эмпирических научных данных. В этом смысле, итоги авторского исследования, проведенного в конце 2010 - начале 2011 г. в городе Тамбове, во многом совпадают с приведенными выше научными положениями.

Социологическое исследование «Там-бовчане об образе Родины» проводилось на единой генеральной совокупности жителей г. Тамбова (на весну 2010 г. - примерно 289 -294 тыс. человек) и имело простую механическую выборку в 1200 человек (методическое ограничение - иногородние и несовершеннолетние). Основные социологические методы - анкетирование и стандартизированное интервью. Целью исследования было выявление структуры, механизмов, факторов формирования, хранения и транслирования у респондентов образа Родины. В состав научно-исследовательской группы входили социологи - преподаватели и студенты кафедры теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Из всех респондентов, принимавших участие в исследовании, доля мужчин составила 33 %, женщин - 67 %. Возраст респондентов: до 18 лет - 12 %, от 18 до 25 - 26,4 %, от 25 до 40 лет - 31,2 %, от 40 до 60 - 24,6 %, старше 60 лет - 5,8 %. Уровень образования респондентов: начальное - 1,6 %, среднее -14,5 %, средне-специальное - 24,2 %, незаконченное высшее - 13,4 %, высшее - 44,2 %, ученая степень, звание - 2,1 %.

Профессиональный статус респондентов: пенсионеры - 7 %, домохозяйки - 4 %, безработные - 3 %, работники силовых структур -4 %, руководители частной фирмы или пред-

приятия - 4 %, рядовые работники частного сектора - 13 %, технические работники частного сектора - 6 %, руководители в госсекторе - 1 %, чиновники и служащие - 16 %, фермеры - 1 %, представители творческой интеллигенции - 6 %, учащиеся и студенты -23 %, аспиранты - 1 %, другое - 11 %.

Данные, полученные в ходе исследования, очень показательны по фокусной проблематике и прямо подтверждают некоторые теоретические выводы (табл. 1). Назовем наиболее очевидные из них:

- патриотизм, жертвенность, толерантность к другим, любовь, уважение к народу занимают ведущие места в иерархии ценностей тамбовчан;

- критически малое число респондентов вводят в список психологии патриотизма какие-то «агрессивные» характеристики;

- откровенно мистические характеристики практически отсутствуют.

Учитывая, что многие респонденты давали несколько разноплановых дескрипций -общая сумма ответов более 100 %.

Один из вопросов анкеты касался весьма спорной проблемы количественных оценок степени патриотизма родных и близких респондентов (табл. 2).

Судя по этим данным, наиболее вероятные количественные значения лежат в интервале от 25 до 75 %, т. е., скорее всего, наиболее вероятное значение в районе 50 %.

Большинство опрошенных респондентов (74,7 %), вне зависимости от пола, возраста и уровня образования, изъявили желание видеть своих детей патриотами.

Таблица 1

Респонденты о психологии патриотизма

Какие именно психологические особенности отличают человека с ярко выраженным образом Родины? %

Патриотизм, готовность жертвовать собой 57,2

Уважение к своему народу 45,2

Воля, решительность 43,7

Толерантность, терпимость к другим 34,0

Любовь 30,7

Общая культура, воспитанность 28,6

Вера в Бога 26,9

Семейные ценности 24,2

Чувство собственного достоинства 19,4

Познавательные способности 9,0

Национализм, шовинизм 7,6

Чуткость, фантазийность 6,1

Равнодушие к другим культурам 5,1

Агрессивность 4,8

Склонность к созерцанию 4,6

Узость интересов 3,3

Другое 1,2

Затрудняюсь ответить 7,4

Таблица 2

Респонденты о степени патриотизма родных и близких

Сколько Ваших знакомых и близких Вы можете с уверенностью назвать патриотами? %

До 10 % 10,4

От 10 до 25 % 14,3

От 25 до 50 % 16,2

От 50 до 75 % 17,4

От 75 до 100 % 9,5

Я таких не знаю 4,0

Затрудняюсь ответить 28,2

Таким образом, явное большинство опрошенных хотели бы, чтобы их чувство Родины и патриотизм были продолжены в их детях.

Интересны также операционализирован-ные количественные итоги ответов респондентов на открытый вопрос о субъективной значимости для них образа Родины (метод продолжения предложения). Квантификация производилась по родовому сходству приведенных понятий и неопределенных ответов. Такая операция представлялась необходимой, т. к. число формально несводимых друг

к другу ответов было ненамного меньше числа респондентов. Проще оценить спектр ответов респондентов по выделенным условным дирекциям. Необходимость усреднения таких дирекций - традиционно спорная и полная неустранимых неопределенностей процедура. Во всяком случае, в таком усредненном описании неизбежны акценты невер-бальности, гражданственности, героики,

уважения к культуре и языку. Иерархия и типичные смысловые дескрипции таких дирекций изображены в табл. 3.

74,7%

12,2% 13,1%

1 1 1 1 Согласен (-а) и скорее Не согласен (-а) и скорее Затрудняюсь ответить согласен (-а) не согласен (-а)

Рис. 1. Высказывание: « Я бы хотел (а), чтобы мои дети были патриотами» (полярные ответы: согласен - 42,7 %, не согласен - 5,1 %)

Таблица 3

Респонденты о дефинициях образа Родины

Для меня образ Родины - это..._________________________________________________________________________________

Тематика «Русские пейзажи, ландшафт».

Наиболее часто: белая береза, белая береза под моим окном, белоствольные березки, береза за окном и напев русских народных песен, березка у дома, река, зеленый луч, березняк, березовая роща, поля_________________________

Тематика «Бескрайность»: бескрайние поля, богатая природа, леса,

бескрайние просторы бескрайние просторы и голубое небо, океан__________________________________________________

Тематика: «Все вообще»: «Все»: вообще не поддается описанию, все вокруг, все достояние наших предков, все и все; все, что меня окружает; все, что мне дорого; все, что окружает человека с детства и остается с ним навсегда; все, что связано с историей, природой, искусством; где родился; кусочек неба, видимый только из моего окна; мое родное; мое сердце; мой большой дом, смысл жизни; все советские песни; сказки Пушкина, картины Васнецова, народные песни, праздник Масленицы и ночь на Ивана Купала; то, что хочешь сохранить для себя и передать

своим детям____________________________________________________________________________________________________

Тематика «Язык»: Язык, на котором я думаю; язык, на котором общаешься; фольклор; язык природы__________________

Тематика: «Героика и государственность». Чаще всего: герб, гимн, герои ВОВ, памятники героям и Отчизне, военные песни и фильмы, Парад Победы, 9 мая______________________________________________________________________

1. «Пейзажно-ландшафтная» дирекция.

Абсолютное первенство «березовой тематики» дает основания считать возможной дескрипцией невербалики образа Родины не просто ландшафтную картинку, но нечто белое, опрятное, скорее весеннее, ассоциирующееся с особым весенним березовым соком, чуждое какому-то темному злу, как выражение архетипа русской ментальности. Такая тематика встречается в 73 % всех описаний.

2. Дирекция «Бескрайность» встречается в 35 % ответов (учитывая, что многие давали несколько разноплановых дескрипций сумма ответов более 100 %). Вполне возможно, что картина «бескрайности» сопрягалась в сознании респондентов с невозможностью рационального описания, с возможностью поглощения в таком образе бескрайнего числа мыслей, жизней и судеб.

3. Дирекция «Все духовное вообще» встречается примерно (в связи с трудностью отождествления) в 28 % ответов, и включает формально довольно разные высказывания от прямых «вообще все» до аморфного «мое сердце». В связи с этим единственный очевидный аспект описания образа Родины в этой дирекции - нечто неверифицируемо-духовное, духовная субстанция, дающая саму возможность жить, это и есть Родина.

4. Дирекция «Язык». Она встречается примерно в 14 % ответов и очень унифицирована. В большинстве случаев дело ограничивается указанием на сам факт языка, на котором думает респондент. Невербальные аспекты не выражены.

5. Примерно такое же положение с дирекцией «Героика и государственность» (в 18 % ответов). Описания почти полностью сводимы к указанию на гимн, герб, геральдику вообще, парад Победы, 9 мая, героев ВОВ и т. п.

Результаты стандартизированного ассоциативного опроса приводятся в операцио-нализированном виде. Общее число ассоциаций по трем предложенным респондентам фокусам - более 2000. Типичные примеры комбинаций приводятся ниже.

1. Наиболее однозначны ассоциации образа Родины с архитектурными памятниками. Эти ассоциации однозначно связаны с военными памятниками героям ВОВ и, реже, исторических событий. Первое место здесь

устойчиво занимает военный мемориал в Волгограде. Гораздо реже встречаются религиозные памятники, где лидируют позиции «церкви» (вообще) и Собор Василия Блаженного.

2. Чуть менее однозначны ассоциации с картинами и фильмами. Ведущие ассоциации с картинами старых русских мастеров, особенно Шишкина, Левитана и Васнецова, вне конкуренции «Три богатыря» и «Утро в сосновом лесу». Примечательно полное отсутствие современных и модернистских картин.

Последний вывод сохраняется и для ассоциаций с кинофильмами, где лидируют советские фильмы вообще, «В бой идут одни старики» и «Вечный зов». Доля любых современных фильмов - примерно 10 %, в основном за счет ассоциаций с фильмами «9 рота», «Звезда» и «Горячий снег».

3. Заметно больший разброс в ассоциациях с произведениями литературы (более 80 произведений). Рекордны позиции «Войны и мира» Л. Толстого, русских сказок, стихов А. Пушкина, С. Есенина и, в меньшей степени, Н. Рубцова.

Первичная квантификация ответов респондентов по фокусу «Животные» позволяет считать реальной следующую иерархию ассоциаций респондентов: медведь (учитывая комбинации, не менее 160 ответов); кошачьи животные, кот (не менее 80 ответов); лошадь, верблюд (не менее 35 ответов); корова (не менее 20 ответов); собака (не менее 15 ответов).

Аналогичные данные по фокусу «явления природы» более противоречивы: поле, бескрайнее поле (не менее 110 ответов); облака (в бескрайнем небе, синем небе, темном небе, не менее 45 ответов); дождь (грибной, не сильный), дождь сильный, ливень (не менее 45 ответов); мороз (мороз и солнце, санки, Масленица и т. д.) - не менее 20 ответов; леса (леса и лесные реки и озера) - не менее 20 ответов.

Подчеркнем редкость упоминаний катастрофических явлений (молния, наводнение, ураган - не более 3 % в сумме), хотя, казалось бы, история страны дает множество поводов для таких ассоциаций.

В целом же, образ Родины, по результатам всех ассоциативных рядов респондентов, можно попытаться описать примерно так: это нечто чистое, светлое (березы), плодородное и бескрайнее (поля, небо), иногда немного

печальное (дожди) субстанциональное начало жизни (дирекция «все вообще»), нечто милое, неприручаемое полностью (кот, леса, реки в лесу), мощное (медведь, тигр), хотя не нападающее без причины (медведь в спячке), которое безропотно несет свою ношу-судьбу (лошадь, верблюд), ей можно и должно служить бескорыстно (образы богатырей, героев ВОВ и памятников им), это нечто заведомо нетоварное (идеология советских фильмов и книг) и отчасти данное в вере (собор В. Блаженного, образ церквей) и не данное в современных жизненных стереотипах.

Таким образом, данные проведенного исследования ярко иллюстрируют народный патриотизм в структуре российского менталитета, который понимается как вера в особенность, неповторимость своей страны, ее предназначение и святость, доброту, милосердие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, данные авторского исследования не могут быть достаточными для выводов о менталитете всего народа России, однако они ярко показывают, пусть даже в рамках мнений жителей одного из типичных русских городов Российской Федерации, базовые особенности менталитета русского че-

ловека, его понимание и чувствование Родины, и что немаловажно - отношение к ней как к важнейшей ценности своей духовной и социальной жизни.

1. Портал «Фонд имени Питирима Сорокина».

ЦЯЬ: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id

=131 (дата обращения: 26.11. 2011).

2. иКЬ: http://www.tsutmb.ru/nu/nauka/index.php/ razdel/meropr/-2011.html?sobi2Task=sobi2Details &catid =21&sobi2Id=175 (дата обращения: 26.11.2011).

3. Саид Э. Ориентализм: западные концепции востока / пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб., 2006.

4. Соколов В.М. Российская ментальность и исторические пути Отечества: Записки социолога. М., 2007.

5. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: избранные страницы. М., 1989.

6. Юрьев В.М., Козлова Г.В. Державная экономическая политика России в глобализирующемся мире: монография. Тамбов, 2009.

Поступила в редакцию 8.12.2011 г.

UDC 301

SOVEREIGN AND PUBLIC PATRIOTISM AS FUNDAMENTAL PARTS OF RUSSIAN MIND Svetlana Valeryevna GUZENINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology, Senior Lecturer of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: dialog-lana@yandex.ru The article is devoted to the analysis of the categories of sovereign, messianism and patriotism as the most important spiritual components of the Russian mentality.

Key words: mentality; patriotism; homeland; sovereign; messianism; spirituality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.