Научная статья на тему '«ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

«ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные технологии / интерактивные методы / интерактивное обучение / профориентированная иноязычная коммуникативная компетенция / обучающиеся технических специальностей / дистанционниное обучение / иностранный язык / interactive technologies / interactive methods / interactive teaching / profession-oriented foreign language communicative competence / technical students / online training / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходченко Екатерина Ильинична, Лабинская Анна Викторовна

Актуальность данного исследования заключается в изучении возможностей использования интерактивной технологии «Дерево решений» во время очных и дистанционных форм работы на практических занятиях по иностранному языку у обучающихся технических вузов с целью формирования у них профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Цель данного исследования рассмотрение интерактивной технологии «Дерево решений» как эффективного метода формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей и обоснование её применения в практике преподавания иностранного языка во время аудиторных занятий и дистанционных форм работы. Методы исследования. При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, обобщения научно-методической литературы, прогнозирования, обучающего эксперимента, педагогического наблюдения и опроса обучающихся. Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что авторами был предложен алгоритм использования интерактивной технологии «Дерево решений» для формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей на практических занятиях в онлайн-формате, а также выявлен мотивационный потенциал данной технологии. Практическая значимость заключается в том, что результаты настоящего исследования могут быть использованы в педагогической практике для подготовки инженеров-экологов и других специалистов технического профиля. Результаты исследования. В статье даны определения понятий «интерактивное обучение» и «интерактивные методы / технологии», а также авторское определение термина «интерактивные технологии». Приведены примеры использования нескольких вариантов интерактивной технологии «Дерево решений» с применением интернет-технологий (поиск информации в сети Интернет, компьютерные программы SmartArt в Word, PowerPoint или Visio) во время занятий по иностранному языку и аргументирована целесообразность её применения. Выводы. Результаты показали, что использование технологии высокоэффективно для развития профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, т. к. она обеспечивает активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения и систематизации учебного материала, позволяет формировать умения сравнивать и классифицировать, повышать мотивацию к изучению дисциплины, уровень познавательного интереса, обучать навыкам общения, коммуникативным навыкам, умению работать в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходченко Екатерина Ильинична, Лабинская Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“DECISION TREE” AS AN EFFECTIVE METHOD OF FORMING PROFESSIONORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Relevance. The research explores the possibilities of using the interactive technology “Decision tree” during full-time and distant forms of work in practical foreign language classes of technical university students in order to form profession-oriented foreign-language communicative competence and increase motivation to learn a foreign language. Aim. To consider the interactive technology “Decision Tree” as an effective method of forming profession-oriented foreign-language communicative competence of technical students and justify its application in the practice of teaching a foreign language during in-class learning and off-campus forms of work. Methodology. In the course the research we used methods of analysis, synthesis, generalization of scientific and methodical literature, forecasting, learning experiment, pedagogical observation and recitation. Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the research lies in the fact that the authors proposed an algorithm for using the interactive technology “Decision Tree” to form profession-oriented foreign-language communicative competence of technical students in practical classes in the online format, as well as identified the motivational potential of this technology. The practical significance is in the fact that the results of this research can be used in pedagogical practice for training of environmental engineers and other technical specialists. Results. The article defines the concepts of “interactive learning” and “interactive methods / technologies” as well as presents the authors’ definition of the term “interactive technology”. Examples of several variations of interactive technology “Decision tree” with the use of Internet technologies (information search on the Internet, computer programs SmartArt in Word, PowerPoint or Visio) during the lessons on a foreign language are provided and the reasonability of its use is reinforced. Conclusions. The results showed that the use of the technology is highly effective for the development of profession-oriented foreign-language communicative competence, because it provides active inclusion of each learner in the process of mastering and systematization of educational material, develops the ability to compare and classify, increases motivation to study the discipline and cognitive interest, teaches communicative skills and teamwork skills.

Текст научной работы на тему ««ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

УДК 378.14

DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-105-116

«дерево решений» как эффективный метод формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции

Приходченко Е. И.1, Лабинская А. В.2

1 Донецкий национальный технический университет

283001, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, ул. Артёма, д. 58, Российская Федерация

2 Донбасская национальная академия строительства и архитектуры 286123, Донецкая Народная Республика, г. Макеевка, ул. Державина, д. 2, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность данного исследования заключается в изучении возможностей использования интерактивной технологии «Дерево решений» во время очных и дистанционных форм работы на практических занятиях по иностранному языку у обучающихся технических вузов с целью формирования у них профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции и повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Цель данного исследования - рассмотрение интерактивной технологии «Дерево решений» как эффективного метода формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей и обоснование её применения в практике преподавания иностранного языка во время аудиторных занятий и дистанционных форм работы.

Методы исследования. При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, обобщения научно-методической литературы, прогнозирования, обучающего эксперимента, педагогического наблюдения и опроса обучающихся.

Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что авторами был предложен алгоритм использования интерактивной технологии «Дерево решений» для формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей на практических занятиях в онлайн-формате, а также выявлен мотивационный потенциал данной технологии. Практическая значимость заключается в том, что результаты настоящего исследования могут быть использованы в педагогической практике для подготовки инженеров-экологов и других специалистов технического профиля.

Результаты исследования. В статье даны определения понятий «интерактивное обучение» и «интерактивные методы / технологии», а также авторское определение термина «интерактивные технологии». Приведены примеры использования нескольких вариантов интерактивной технологии «Дерево решений» с применением интернет-технологий (поиск информации в сети Интернет, компьютерные программы SmartArt в Word, PowerPoint или Visio) во время занятий по иностранному языку и аргументирована целесообразность её применения. Выводы. Результаты показали, что использование технологии высокоэффективно для развития профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, т. к. она обеспечивает активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения и систематизации учебного

© CC BY Приходченко Е . И . , Лабинская А . В 2023 .

Viosy

материала, позволяет формировать умения сравнивать и классифицировать, повышать мотивацию к изучению дисциплины, уровень познавательного интереса, обучать навыкам общения, коммуникативным навыкам, умению работать в команде.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивные методы, интерактивное обучение, профориентированная иноязычная коммуникативная компетенция, обучающиеся технических специальностей, дистанционниное обучение, иностранный язык

"DECISION TREE" AS AN EFFECTIVE METHOD OF FORMING PROFESSION-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

E. Prikhodchenko1, A. Labinskaya2

1 Donetsk National Technical University

ul. Artema, 58, Donetsk, 283001, DPR, Russian Federation

2 Donbass National Academy of Civil Engineering and Architecture ul. Derzhavina, 2, Makeevka, 286123, DPR, Russian Federation

Abstract

Relevance. The research explores the possibilities of using the interactive technology "Decision tree" during full-time and distant forms of work in practical foreign language classes of technical university students in order to form profession-oriented foreign-language communicative competence and increase motivation to learn a foreign language.

Aim. To consider the interactive technology "Decision Tree" as an effective method of forming profession-oriented foreign-language communicative competence of technical students and justify its application in the practice of teaching a foreign language during in-class learning and off-campus forms of work.

Methodology. In the course the research we used methods of analysis, synthesis, generalization of scientific and methodical literature, forecasting, learning experiment, pedagogical observation and recitation.

Scientific novelty / theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the research lies in the fact that the authors proposed an algorithm for using the interactive technology "Decision Tree" to form profession-oriented foreign-language communicative competence of technical students in practical classes in the online format, as well as identified the motivational potential of this technology. The practical significance is in the fact that the results of this research can be used in pedagogical practice for training of environmental engineers and other technical specialists. Results. The article defines the concepts of "interactive learning" and "interactive methods / technologies" as well as presents the authors' definition of the term "interactive technology". Examples of several variations of interactive technology "Decision tree" with the use of Internet technologies (information search on the Internet, computer programs SmartArt in Word, PowerPoint or Visio) during the lessons on a foreign language are provided and the reasonability of its use is reinforced. Conclusions. The results showed that the use of the technology is highly effective for the development of profession-oriented foreign-language communicative competence, because it provides active inclusion of each learner in the process of mastering and systematization of educational material, develops the ability to compare and classify, increases motivation to study the discipline and cognitive interest, teaches communicative skills and teamwork skills.

Keywords: interactive technologies, interactive methods, interactive teaching, profession-oriented foreign language communicative competence, technical students, online training, foreign language

V10V

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни к будущим специалистам предъявляются высокие требования. Каждый выпускник вуза должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и высоким уровнем общей и коммуникативной культуры Иностранный язык является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста любого профиля, а владение им считается показателем уровня образованности и фактором, повышающим степень востребованности специалиста на рынке труда

На современном этапе развития образовательного процесса любой технический вуз должен гарантировать обучающимся качественное образование, направленное на формирование их готовности к профессиональному иноязычному общению. Однако, применяя на практических занятиях по иностранному языку исключительно традиционные формы и методы обучения, очень сложно достигнуть желаемого уровня об-ученности из-за наличия таких проблем, как непродолжительный курс обучения, разный уровень знаний в группах обучающихся, наличие большого диапазона осваиваемого материала, необходимости межпредметной интеграции, влекущей за собой изучение профессионально ориентированной лексики и высокие требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся выходом из сложившейся ситуации является внедрение в практику интерактивных образовательных технологий, которые предоставляют огромные возможности для повышения эффективности процесса обучения Они помогают преподавателю вовлечь студентов в процесс обучения не как слушателей, а как активных участников, предполагают освоение современных технических средств обучения, способствуют повышению мотивации обучаемых к изучению предмета, нацелены на формирование и развитие навыков самостоятельной рабо-

ты по поиску информации и продуктивному использованию полученных знаний на практике, развивают способность критически мыслить, решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, формируют профессиональную компетентность и развивают коммуникативные навыки обучающихся

Использование интерактивных технологий в обучении является одним из требований современных образовательных стандартов высшего профессионального образования

Актуальность данного исследования заключается в изучении возможностей использования интерактивной технологии «Дерево решений» при обучении иностранному языку студентов технических специальностей в ходе очного и дистанционного обучения с целью формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции и повышения мотивации к изучению иностранного языка

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель и задачи исследования

Цель исследования - рассмотреть интерактивную технологию «Дерево решений» в качестве эффективного метода формирования профориентиро-ванной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технического вуза, обосновать её применение в практике преподавания иностранного языка во время аудиторных занятий и дистанционных форм работы

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи: изучить возможности использования интерактивной технологии «Дерево решений» на практических занятиях по иностранному языку у обучающихся технического вуза; выявить преимущества её применения, а также трудности, возникающие в процессе работы; апро-

Vioy

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

бировать технологию во время очных и дистанционных форм работы, проанализировать результаты экспериментальной работы; сделать выводы о целесообразности использования технологии на аудиторных практических занятиях и во время дистанционных форм работы

Методология и методы исследования

При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, обобщения научно-методической литературы, прогнозирования, обучающего эксперимента, педагогического наблюдения и опроса обучающихся

Эксперимент проводился на практических занятиях по иностранному языку в учебных группах студентов первого курса бакалавриата ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» в аудитории и в онлайн-формате во время его проведения велись наблюдения, осуществлялась диагностика и анализ результатов обучающихся и была выявлена эффективность интерактивной технологии «Дерево решений» для формирования профориентиро-ванной иноязычной коммуникативной компетенции и повышения мотивации к изучению иностранного языка По результатам исследования более половины обучающихся продемонстрировали высокий уровень владения знаниями по заданным темам и легко смогли применять их в полилогических высказываниях Следует отметить, что работа с интерактивной технологией «Дерево решений» названа обучающимися интересной и мотивирующей, что подтверждает её эффективность

Организация исследования и ход работы

Исследовательская работа проходила в несколько этапов . На первом этапе был проведён анализ научно-методической литературы, изучены образовательные программы, выявлена степень разрабо-

танности проблемы применения интерактивных технологий на практических занятиях, проводимых в вузе во время аудиторной работы и дистанционного обучения. На втором этапе теоретически проведена работа по внедрению технологии «Дерево решений» в практику, проанализированы и обоснованы обучающие возможности для формирования про-фориентированной иноязычной коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Слово «интерактивный» происходит от английского слова "interactive" - «готовый к диалогу, взаимодействующий, предполагающий взаимный контакт», интерактивные технологии - это методы, предполагающие непосредственное взаимодействие в процессе работы

для терминов «интерактивное обучение» и «интерактивные технологии / методы» учёные дают большое количество определений, но в основном они схожи и не имеют существенных различий в значении

По мнению Н. В . Бычковой, В . В . Волкова и Т. Л . Массаровой, «интерактивное обучение реализуется при активном участии студентов в процессе освоения знаний, умений, навыков и сотрудничестве между всеми субъектами образовательной среды, что предполагает взаимодействие обучающихся с образовательной средой и характеризуется такими качествами, как целенаправленность, продуктивность, интенсивность и рефлексивность» [3, с . 3].

А. С . Дудкина, М . Г. Заседателева под интерактивным понимают обучение, «выстроенное на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие всех участников в процессе общения» [7, с . 44].

Л . Ю . Сафонова, А. С. Матвеева и Ф . Р. Норбоева, С. М. Сущева, Л . К Широкова, А. О . Горшенкова, Е. А. Рыбина, В В Разумова отмечают, что «интерактивное обучение предполагает погруже-

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

ние студентов в реальную среду делового сотрудничества для решения проблем с целью развития необходимых качеств будущего специалиста, причём все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы и моделируют ситуацию» [13, с . 9; 10, с. 623; 9, с. 210; 15, с. 1].

А . Р. Асеева, В . В. Малиатаки, К . А . Ки-ричек, А А вендина, А в виндилович, М . И. Егшатян и Е. Р. Титова отмечают, что «интерактивные методы обучения предполагают взаимодействие участников образовательного процесса, где обучающиеся играют доминирующую роль, а педагог опосредованно влияет на процесс обучения, управляя им, при сохранении доминантной роли обучающихся» [1, с. 9; 9, с. 59; 4, с. 136, 8, с. 4].

М . В . Асмоловская и А. А. Валеев считают, что «использование интерактивных технологий заключается в том, чтобы обеспечить условия для интегрированного образовательного процесса в рамках индивидуальной и групповой работы, включая всех участников учебного занятия в ходе совместной работы над языковым материалом с целью формирования у обучающихся способности грамотного применения компьютерных технологий и профессиональных знаний, положительной мотивации к изучению иностранного языка, самостоятельной познавательной деятельности и расширения их возможностей для совершенствования процесса самообучения» [2, с . 136].

С . М . Герцен и Н. В . Гречушкина интерактивный метод рассматривают как «организованный, целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов электронного обучения, реализуемого на базе технических средств современных информационных технологий и представляющего собой логически и структурно завершённую образовательную единицу, методически поддерживаемую уникальным набором систематизиро-

ванных средств электронного обучения и контроля» [5, с . 2; 6, с . 126].

Мы можем сделать вывод, что интерактивные технологии - это взаимодействие всех участников процесса обучения языковому материалу в рамках индивидуальной и групповой работы с целью развития необходимых качеств будущего специалиста, т. е. способности применения компьютерных технологий и профессиональных знаний, стремление к самостоятельной познавательной деятельности и совершенствование процесса самообучения

Интерактивное обучение включает в себя разнообразные технологии. Наиболее применимые из них - работа в малых и больших группах, метод проблемного изложения, метод проектов, методы разрешения проблем: A Decision Tree («Дерево решений»), Brainstorm («Мозговой штурм»), Fishbone («Рыбья кость»), «Анализ казусов», метод критического мышления, Case-study (метод анализа ситуаций), Jigsaw (метод пилы), обучающие игры (ролевые, деловые, имитативные), метод блиц-опроса, «дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», экскурсии и др

А А Рунова, А Н Султанова,

Н . П. Зубарева и Н . А. Ступникова отмечают, что, «применяя интерактивные методы для достижения целей обучения, следует активно использовать как традиционные, так и цифровые учебные материалы» [12, с . 78; 14, с. 273].

Ж. Е. Турчина, А. И . Бакшеев,

С . Л . Бакшеева, О . Я. Шарова, О . В . Нор делают вывод, что «использование интерактивных методов в системе высшей школы является эффективным не только в процессе профессиональной подготовки, но и в контексте развития творческого потенциала студентов, формирования у них механизмов самопознания, самоорганизации и самореализации личности, творческого потенциала будущих специалистов» [16, с . 137].

Интерактивный метод обучения «дерево решений» (A Decision Tree) предпо-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

лагает работу обучающихся в группах с дальнейшим обсуждением проблемы и представляет собой схему или диаграмму, в которых отражены варианты возможных действий в конкретной ситуации и возможные результаты каждого действия. Дерево может быть представлено в виде рисунка, графически или схематично Для этого используем лист бумаги, доску или компьютер

Метод «Дерево решений» можно применять на всех этапах занятия: при изучении новой темы с целью классификации изучаемого материала, для закрепления темы и контроля знаний, для рефлексии в конце занятия, при подведении итогов .

Его преимущества заключаются в том, что он:

- представляет собой схему, наглядно показывающую причинно-следственные связи;

- даёт возможность действовать в соответствии с алгоритмом;

- позволяет задействовать всех обучающихся;

- ускоряет процесс запоминания учебного материала;

- помогает сформулировать логическую последовательность изучаемого материала и систематизировать его;

- развивает умение сравнивать и классифицировать;

- оказывает влияние на формирование и усвоение терминов и понятий;

- формирует иноязычную коммуникативную компетенцию;

- предполагает применение интернет-технологий для поиска информации;

- активизирует мыслительную и познавательную деятельность обучающихся;

- усиливает интерес обучающихся к изучаемому материалу;

- прост в применении .

На практических занятиях по иностранному языку с будущими инженерами-экологами в ходе работы с диалогами по теме Arranging an Appointment мы используем метод для создания опорной схемы-подсказки на этапе составления

модели диалога. При этом предполагается коллективная работа обучающихся либо работа в больших или малых группах. Полученный алгоритм, представляющий собой ключевые вопросы и возможные ответы на них с несколькими альтернативными «решениями», применяем на этапе воспроизведения диалога по модели (рис. 1).

Изучая тему Environmental problems of mankind, прибегаем к другому варианту метода . Обучающиеся делятся на три или четыре группы. Каждая группа получает листы формата A4 и ручки или маркеры разного цвета. Их задача, расположив лист горизонтально, слева направо «нарисовать» деревья решения проблемы загрязнения почвы (The Problem Of Soil Pollution) . При этом ствол - это поставленная проблема, ветви - возможные варианты её решения, листья - аргументы и выводы

Каждая группа обсуждает проблему и делает записи на своём «дереве», после чего группы меняются местами и дописывают на деревьях других групп свои идеи Затем обучающиеся и преподаватель вместе перерабатывают внесённые дополнения, выносят своё конечное решение и проводят дискуссию (рис. 2). Обсуждение обычно проходит очень динамично, все присутствующие имеют возможность выразить и доказать свою точку зрения, приводят примеры и доводы Обучающиеся учатся видеть и определять проблему, соотносить аргументы и факты, выбирать и находить пути решения проблемы, сопоставлять результат с проблемой

Результаты исследования и их обсуждение

В результате применения данного метода развивается образное мышление, самостоятельность, творческие способности, умение мыслить перспективно, планировать, делать выбор, принимать решение, формируются навыки общения, повышается интерес к изучаемой дисциплине

Рис. 1 / Fig. 1. Дерево решений по теме Arranging an Appointment / The decision tree on the topic Arranging an Appointment

Источник: данные авторов по материалам проведённого исследования.

Рис. 2 / Fig. 2. Дерево решений по теме The Problem Of Soil Pollution / The decision tree on the topic The Problem Of Soil Pollution

Источник: данные авторов по материалам проведённого исследования.

В ситуации, сложившейся в Донецкой Народной Республике в результате перехода на дистанционные формы работы, применение интерактивных технологий обучения является как никогда актуальным . Дистанционный формат проведения занятий имеет некоторые перспективные возможности, например использование цифровых технологий, однако имеет ряд ограничений, связанных с особенностями применения современных информационно-коммуникационных технологий Среди них невозможность или нецелесообразность осуществления некоторых интерактивных видов деятельности . Тем не менее, проанализировав несколько проведённых дистанционных занятий по иностранному языку с использованием интерактивной технологии обучения «Дерево решений», мы пришли к выводу, что эта технология, применяемая во время аудиторных занятий, высокоэффективна и во время дистанционных занятий. Особенностью её использования является необходимость умения обучающихся и преподавателя работать с компьютерными программами SmartArt в Word, PowerPoint или Visio для создания графических элементов . Приведённые в статье схемы «Деревьев решений» (рис. 1 и рис. 2) были выполнены и заполнены самими обучающимися под руководством преподавателя в программе Visio. Обсуждение результатов было очень активным Обучающиеся продемонстрировали высокую заинтересованность в выполнении поставленных задач, с удовольствием высказывали своё мнение, задавали вопросы, дополняли ответы од-ногруппников выявили, что применение технологии позволяет решать следующие задачи: активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения и систематизации учебного материала; повышение мотивации к изучению дисциплины; развитие познавательного интереса; обучение навыкам общения; развитие умений работать в команде; формирование коммуникативных навыков Технология

«дерево решений» получила положительные отзывы студентов, став ещё одним интересным видом деятельности на практических занятиях

Отрицательные факторы применения технологии в дистанционном формате связаны с техническими аспектами дистанционного обучения иностранным языкам

К ним относятся проблемы технического характера (неустойчивое интернет-соединение, проблемы оснащённости некоторых обучающихся необходимым оборудованием и программным обеспечением), недостаточность у обучающихся некоторых групп навыков использования современных компьютерных средств обучения, а также невозможность контролировать присутствие обучающихся на занятиях в условиях отключённых камеры и микрофона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерактивные технологии - это взаимодействие всех участников процесса обучения языковому материалу в рамках индивидуальной и групповой работы с целью развития необходимых качеств будущего специалиста, т е способности применения компьютерных технологий и профессиональных знаний, стремление к самостоятельной познавательной деятельности и совершенствованию процесса самообучения

Интерактивное обучение включает в себя такие технологии, как: работа в малых и больших группах, метод проблемного изложения, метод проектов, методы разрешения проблем: A Decision Tree («Дерево решений»), Brainstorm («Мозговой штурм»), Fishbone («Рыбья кость), «Анализ казусов», метод критического мышления, Case-study (метод анализа ситуаций), Jigsaw (метод пилы), обучающие игры (ролевые, деловые, имитативные), метод блиц-опроса, «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», экскурсии и др

Актуальность исследования состояла в том, что авторами был предложен ал-

Vrn;

горитм использования интерактивной технологии «Дерево решений» для формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей на практических занятиях в онлайн-формате, а также выявлен мотивацион-ный потенциал данной технологии

Интерактивная технология обучения «Дерево решений» (A Decision Tree) представляет собой схему или диаграмму какой-либо проблемы, в которых отражены варианты возможных действий в конкретной ситуации и возможные результаты каждого действия Она может применяться на всех этапах и во время аудиторных практических занятий, и во время дистанционных форм работы

Благодаря апробации результатов исследования был сделан вывод об эффективности применения интерактивной технологии обучения «Дерево решений» на практических занятиях по иностранному языку. Установлено, что

использование технологии способствует активному включению каждого обучающегося в процесс усвоения и систематизации учебного материала, способствует развитию умения сравнивать и классифицировать, повышению мотивации к изучению дисциплины, развитию познавательного интереса, обучению навыкам общения, развитию умений работать в команде, формированию коммуникативных навыков, а также развитию образного мышления, самостоятельности, творческих способностей, умения мыслить перспективно, планировать, делать выбор, принимать решение, формировать навыки общения, повышать интерес к изучению иностранного языка

Результаты настоящего исследования могут быть использованы в педагогической практике для подготовки инженеров-экологов и других специалистов технического профиля

Дата поступления в редакцию 20.04.2023

литература

1. Асеева А . Р. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в процессе обучения иностранному языку // Педагогика и психология: вопросы теории и практики . 2021. № 6 . С 6-12 .

2 . Асмоловская М . В . , Валеев А. А . Методологические аспекты использования интерактивных

технологий при обучении иностранному языку студентов вуза // Педагогика . Вопросы теории и практики. 2020. Т 5 . № 2 . C. 135-141.

3 . Бычкова Н . В . , Волков В . В . , Массарова Т Л . Использование интерактивного обучения сту-

дентов в вузе в контексте компетентностного подхода // Преподаватель XXI век. 2017. № 3-1. С 78-84.

4. Виндилович А. В. Инновационные методы обучения в высшем образовании // Молодой учёный. 2022. № 1 (396). С 235-237. 5 . Герцен С. М . Индивидуальная образовательная траектория и интерактивные технологии в дистанционном обучении [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология . 2020. № 4. Т 8 . URL: https://mir-nauki. com (дата обращения: 26.02.2023). 6. Гречушкина Н . В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018 . Т. 27. № 6. С 125-134.

7 . Дудкина А . С. , Заседателева М . Г. Интерактивные формы обучения иностранным языкам в

вузе в условиях реализации ФГОС ВО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019 . № 2 (42). С 42-46.

8 . Егшатян М. И . , Титова Е . Р. Интерактивные методы обучения // Евразийский научный журнал.

2022 № 6 С 4-5

9 . Малиатаки В . В . , Киричек К . А . , Вендина А . А . Дистанционные образовательные технологии

как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Открытое образование . 2020. № 24 (3). C. 56-66.

10 . Матвеева А . С. Дистанционное обучение как интерактивная форма образовательной деятель-

ности // Проблемы современного педагогического образования 2019 № 65-4 С 210-212

Vrn^

11. Норбоева Ф . Р. Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку // Молодой учёный . 2020. № 22 (312). С. 623-625.

12 . Рунова А . А . Применение интерактивных методов и технологий в дистанционном обучении //

Актуальные исследования. 2020. № 7 (10). С. 78-81.

13 . Сафонова Л . Ю . Методы интерактивного обучения . Великие Луки: Псковский государствен-

ный университет, 2015. 86 с . 14. Султанова А . Н . , Зубарева Н . П . , Ступникова Н . А . Реализация принципа интерактивности на дистанционных занятиях по иностранным языкам // Гуманитарные и социальные науки . 2021. № 2 . С 272-281.

15 . Сущева С. М. , Широкова Л . К. , Горшенкова А . О . Технология интерактивного обучения как эф-

фективное средство современного педагога [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 6. URL: https://human . snauka. ru (дата обращения: 06.03.2023).

16 . Турчина Ж . Е. , Бакшеев А . И. , Бакшеева С. Л . Интерактивные методы обучения в системе выс-

шей школы // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. C. 137-140.

I. Aseeva A . R . [Theoretical aspects of the use of interactive technologies in the process of teaching a foreign language]. In: Pedagogika i psihologiya: voprosy teorii i praktiki [Education and psychology: questions of theory and practice], 2021, no. 6, pp. 6-12.

2 . Asmolovskaya M . V. , Valeev A . A . [Methodological aspects of using interactive technologies when

teaching a foreign language to higher school students]. In: Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki [Pedagogy. Theory & practice], 2020, vol. 5, no. 2, pp. 135-141.

3 . Bychkova N. V, Volkov V. V, Massarova T. L. [The use ofinteractive teaching at the university in the context

of the competency approach]. In: Prepodavatel'XXI vek [Lecturer XXI century], 2017, no. 3-1, pp. 78-84. 4. Vindilovich A . V. [Innovative methods of teaching in higher education]. In: Molodoj uchyonyj [Young scientist], 2022, no . 1 (396), pp . 235-237.

5 . Gertsen S . M. [Interactive technologies for individual educational trajectories in distance learning].

In: Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [World of Science . Pedagogy and psychology], 2020, no . 4, vol. 8 . Available at: https://mir-nauki.com (accessed: 26.02.2023).

6 . Grechushkina N . V. [Online course: definition and classification]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii

[Higher education in Russia], 2018, vol. 27, no. 6, pp. 125-134.

7 . Dudkina A . S . , Zasedateleva M . G . [Interactive methods of learning at university under the conditions

of gef realization]. In: VestnikShadrinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2019, no. 2 (42), pp. 42-46.

8 . Egshatyan M . I . , Titova E. R . [Interactive teaching methods]. In: Evrazijskij nauchnyj zhurnal [Eur-

asian scientific journal], 2022, no 6, pp 4-5

9 . Maliataki V. V. , Kirichek K. A . , Vendina A . A . [Distance learning technologies as a modern resource of

implementing active and interactive methods of education for the organization of independent work of students]. In: Otkrytoe obrazovanie [Open Education], 2020, no . 24 (3), pp. 56-66.

10 . Matveeva A . S . [Distance learning as an interactive form of educational activity]. In: Problemy sovre-

mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2019, no. 654, pp. 210-212 .

II. Norboeva F. R . [The use of interactive technologies in teaching English to students of non-linguistic universities]. In: Molodoj uchyonyj [Young scientist], 2020, no. 22 (312), pp. 623-625.

12 . Runova A . A . [Interactive technologies used in distance learning]. In: Aktualnye issledovaniya [Actual

research], 2020, no. 7 (10), pp. 78-81.

13 . Safonova L. Yu. Metody interaktivnogo obucheniya [Interactive learning methods]. Velikie Luki, Pskov

State University Publ. , 2015. 86 p. 14. Sultanova A . N . , Zubareva N . P. , Stupnikova N . A . [Implementation of the principle of interactivity in remote foreign language classes]. In: Gumanitarnye i socialnye nauki [The Humanities and social sciences], 2021, no. 2, pp. 272-281. 15 . Sushcheva S . M. , Shirokova L . K. , Gorshenkova A. O . [Technology of interactive learning as an effective means of a modern teacher]. In: Gumanitarnye nauchnye issledovaniya [Humanities scientific research], 2022, no . 6 . Available at: https://human . snauka . ru (accessed: 06.03.2023).

references

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

16 . Turchina Zh . E. , Baksheev A . I . , Baksheeva S . L. [Interactive teaching methods in the system of higher education]. In: Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education], 2022, no. 4, pp. 137-140.

сведения об авторах

Приходченко Екатерина Ильинична - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инженерной педагогики и лингвистики Донецкого национального технического университета;

e-mail: ipl.kafedra@mail . ru

Лабинская Анна Викторовна - старший преподаватель кафедры иностранных языков и педагогики высшей школы Донбасской национальной академии строительства и архитектуры; e-mail: anna.labinskaya@gmail. com

information about the authors

Ekaterina I. Prikhodchenko - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof. , Prof, of the Department of Engineering Pedagogy and Linguistics of Donetsk National Technical University; e-mail: ipl.kafedra@mail . ru

Anna V. Labinskaya - Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages and Pedagogy of Higher Education, Donbass National Academy of Civil Engineering and Architecture; e-mail: anna.labinskaya@gmail. com

правильная ссылка на статью

Приходченко Е . И . , Лабинская А. В . «Дерево решений» как эффективный метод формирования профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции // Московский педагогический журнал. 2023. № 3 . С 105-116 . DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-105-116

for citation

Prikhodchenko E . I . , Labinskaya A . V. "Decision tree" as an effective method of forming profession-oriented foreign language communicative competence . In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 3, рр . 105-116 . DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-105-116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.