МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
The deoffshorization of the Russian economy
1 2 3
Bujanskij S. , Babenko A. , Lapina T. (Russian Federation)
Деофшоризация российской экономики Буяиский С.Г.1, Бабеико А. Е.2, Лапина Т.Ю.3 (Российская
Федераци я)
1Буянский Станислав Геннадьевич / Bujanskij Stanislav - кандидат юридических наук, доцент;
2Бабенко Алина Евгеньевна / Babenko Alina - студент; 3Лапина Татьяна Юрьевна / Lapina Татьяна - студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: цель данной статьи - рассмотреть влияние оффшорного бизнеса на российскую экономику, государственное регулирование данного вопроса, выявить перспективы дальнейшего использования оффшоров в предпринимательской деятельности.
Abstract: the purpose of this article is to consider the impact of offshore business on the Russian economy, state regulation of this issue, identify prospects for future use of offshore companies in business.
Ключевые слова: оффшорный бизнес, вывоз капитала, экономическая безопасность, деофшоризация.
Keywords: offshore business, export of capital, economic security, deoffshorization.
Экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Среди основных угроз сегодня выделяется вывоз капитала как в общем, так и с применением оффшорных зон в частности. В связи с этим рассмотрим влияние оффшорного бизнеса на российскую экономику, государственное регулирование данного вопроса и выявим перспективы дальнейшего использования оффшоров в предпринимательской деятельности.
Оффшорная зона - это государство или часть государства, предоставляющая в своих пределах для компаний-нерезидентов особые льготные условия для ведения бизнеса. К числу основных преимуществ, которые делают использование оффшоров более выгодным, относят минимизацию налогообложения. Это может быть реализовано путем вывода прибыли из стран с высокими налогами в безналоговые территории или территории с льготным налогообложением. Одной из самых распространенных оффшорных схем является перемещение денежных средств при импортно-экспортных операциях. Предположим, что фирма А экспортирует иностранный товар по цене 110$ за одну единицу, при этом ее прибыль составляет 10$ за единицу. Возникает обычный налог на прибыль. Чтобы избежать этой ситуации, предлагается зарегистрировать оффшор и экспортный контракт заключить с ней, но по цене 101$ за единицу. Естественно, прибыль снижается до 1$, и соответственно налог. Оффшорная компания, в свою очередь, продает товар по прежней цене. Таким образом, основной доход от сделки формируется в оффшорной зоне, а не в юрисдикции с высоким налогообложением. Более того, приобретение собственности от имени оффшорной фирмы позволяет значительно сэкономить на подоходном налоге, налогах на прибыль и капитал, а также налоге на собственность, полученную в наследство. Продажа оффшорным фирмам авторских прав, патентов и торговых марок освобождает от налогообложения доходы, полученные в результате их использования. Минимизировать налог позволяют многие страны, имеющие выход к морю, которые предоставляют выгодные условия для оффшорных компаний в плане владения и обслуживания судов и яхт, например: Панама, Белиз. Плата за
77
регистрацию судов в оффшоре сведена к минимуму, а налог на прибыль, полученную при их эксплуатации можно получать практически в чистом виде.
Не менее весомым достоинством является конфиденциальность. Так, в большинстве оффшорных зон информация о владельцах компании закрыта и не может быть передана третьим лицам. Наличие жестких правил защиты банковской и коммерческой тайны обеспечивает секретность финансовой информации.
К числу прочих преимуществ ведения бизнеса через оффшоры относят безопасное хранение денежных средств. С открытием оффшорной компании ее владелец может легко открыть счет в иностранном банке в стабильной стране. Действующее российское законодательство запрещает открывать личный счет в заграничном банке, а открытие счета в российском банке по ряду причин нежелательно: во-первых, велика вероятность нарушения конфиденциальности, во-вторых, все российские банки обязаны сообщать налоговым службам обо всех крупных операциях по счетам.
Сегодня регистрация оффшорной компании - относительно быстрая и простая процедура. Необходимый для этого перечень документов различается в зависимости от страны. В классических оффшорных зонах требуются копии паспортов владельцев с записью о месте регистрации и краткая справка о компании (наименование, описание структуры). Как правило, срок регистрации составляет от 1 до 4 недель.
Как правило, при регистрации оффшора действует принцип ограниченной ответственности. Таким образом, оффшорная фирма не отвечает своими активами по обязательствам своих владельцев.
Существуют различные классификация оффшорных зон, однако основой для всех являются следующие признаки: уровень налогообложения, требование о сдаче отчетности, уровень конфиденциальности. Согласно этим характеристикам все оффшорные юрисдикции делятся на 3 условные группы.
1 группа 2 группа 3 группа
Безналоговый режим Льготный налоговый режим Низкие ставки налогов при некоторых условиях
Отсутствие требований Своевременная сдача Жесткие требования
Высокий уровень конфиденциальности Средний уровень конфиденциальности Низкий уровень конфиденциальности
Сейшельские острова, Виргинские острова, Каймановы острова и т.д. Мальта, Сингапур, отдельные территории Китая, некоторые штаты США и т.д. Великобритания, Люксембург, Швейцария, Нидерланды и т.д.
В России особая ценность оффшора заключается в возможности юридически безукоризненно перемещать капитал в экономически стабильные, безопасные страны с низким налогообложением. По мнению советника главы государства Сергея Глазьева, ежегодно из-за оффшоров российский бюджет теряет до 40 млрд. долларов, а если учитывать незаконный вывоз капитала, то потери российской экономики достигают 70-80 млрд. долларов каждый год1. По данным международной некоммерческой организации TaxJusticeNetwork в 1990-2010 годах накопленный объем российского капитала в оффшорных юрисдикциях составил почти 800 млрд. долларов. Для сравнения, весь федеральный бюджет России в 2014 году равен 314 млрд. долларов2. Согласно статистическим данным, на долю 3-х стран, являющихся крупнейшими оффшорнами зонами, приходится около 49% иностранных инвестиций в Россию. Такая же тенденция наблюдается и в отношении российских инвестиций за
1 Айзятулова И., Фаляхов Р. Россия потеряла сто триллионов рублей // Газета.ги. URL: http://www.gazeta.ru/grow1h/2014/09/04_a_6203541.shtml (дата обращения: 01.03.15).
2 Булин Д. Деофшоризация России: власти замахнулись на святое // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2014/11/141125_russia_offshores_law (дата обращения: 01.03.15).
78
рубеж, что подтверждает российское происхождение денежных средств, возвращенных в страну через оффшоры.
■ Кипр ($69 млрд.)
■ Нидерланды ($68,1 млрд.)
■ Люксембург ($49,1 млрд.)
■ Другие страны
Рис. 1. Иностранные инвестиции в Россию (2013 г.) - 384,1 млрд. долл.1
■ Британские-Виргинские острова ($61,5 млрд.)
■ Швейцария ($48,4 млрд.)
■ Кипр ($19,4 млрд.)
■ Нидерланды ($8,7 млрд.)
■ Другие страны
Рис. 2. Российские инвестиции за рубеж (2013 г.) - 201,6 млрд. долл. США
Активное использование оффшоров в бизнесе снижает финансовые возможности российских банков, поскольку деньги физически находятся на зарубежных счетах, увеличивая возможности западных кредитных учреждений. А передача экономических активов России под юрисдикцию иностранцев - прямая угроза национальной безопасности России.
Сегодня интересы государства требуют принятия жестких мер по увеличению налоговых поступлений в бюджет и пресечению незаконного вывоза за рубеж российского национального богатства. Если рассматривать деофшоризацию как способ пополнения бюджета, то в будущем у России появится возможность направить дополнительные средства на образование, здравоохранение, науку и культуру. Владельцы крупных оффшорных компаний будут ограничены по вывозу капитала за границу, что вынудит их вкладывать денежные средства в проекты на территории России. Это окажет существенное влияние на модернизацию многих отраслей экономики, позволит нарастить выпуск отдельных видов продукции, что увеличит конкурентоспособность страны на внешних рынках.
Государственное противодействие схемам налоговой оптимизации, связанным с оффшорными зонами, с каждым годом усиливается и выходит на новый качественный уровень. Многие экономические и финансовые структуры в большинстве развитых стран мира составляют так называемые черные списки
1 Жуковский В. Мифы иностранных инвестиций // Завтра. URL: http://zavtra.ru/content/view/mifyi-inostrannyih-investitsij (дата обращения: 01.03.15).
оффшоров. Любые операции с юрисдикциями, которые содержатся в данных списках, подлежат особому контролю, а также подвергаются специальному режиму налогообложения. Основной российский список оффшорных зон содержится в Приказе Минфина РФ1. Перечень включает 40 государств и территорий, в отношении которых установлен особый режим налогообложения при получении дивидендов. Согласно НК РФ, к доходам в виде дивидендов применяется налоговая ставка 0% при условии, что российская организация-получатель дивидендов не менее 365 дней владеет не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды. При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, нулевая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в Перечень оффшорных зон Минфина РФ2. Иначе доход российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций облагается по ставке 13%3. Сделки с резидентами оффшорных зон являются контролируемыми, если сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. рублей4. Такие сделки контролируются налоговыми органами согласно положениям раздела V.! НК РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», в частности, на предмет соответствия цены сделки рыночному уровню. Другой список оффшорных зон содержится в Приложении 1 к Указанию Банка России5. Однако он применяется лишь в области банковского регулирования. Список ЦБ делит оффшорные зоны на три группы, для которых предусматривается различный порядок установления российскими банками корреспондентских отношений с банками соответствующих стран.
Противодействие оффшорам нашло свое отражение и в сфере таможенного законодательства. В ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» внесены некоторые дополнения, согласно которым, уполномоченным экономическим операторам будет отказано в предоставлении специальных упрощений, если импортером товаров или субъектом финансовых операций выступает компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, что также делает торговую деятельность через оффшоры менее целесообразной6.
Одной из «антиоффшорных» инициатив является обмен налоговой информацией на международном уровне. Обмен может осуществляться:
1. На основании конвенции ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) «О взаимной административной помощи по налоговым делам», позволяющей значительно расширить обмен информацией с иностранными государствами, в том числе и с оффшорными юрисдикциями, проводить одновременные налоговые проверки с иностранными коллегами, взыскивать налоговую задолженность за рубежом7. Участниками Конвенции являются более 60 стран.
1 Приказ Минфина России от 13.11.2007 г. № 108н (в ред. от 02.10.2014 г.) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» // Приказы Минфина России.
2 Налоговый кодекс РФ: пп.1 п.3 ст. 284 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Налоговый кодекс РФ: пп.2 п.3 ст. 284 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Налоговый кодекс РФ: ст. 105.14 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Приложение 1 к Указанию Банка России от 07.08.2003 г. № 1317-У (в ред. от 18.02.2014 г.) «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» // Центральный банк Российской Федерации.
6 Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 г. N 311- ФЗ (в ред. от 28.06.2013 г.) «О таможенном регулировании в РФ» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 Федеральный закон Российской Федерации от 04.11.2014 г. № 325-ФЭ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. На основании соглашений об избежании двойного налогообложения, которые усиливают экономическое сотрудничество между странами, тем самым упрощая процедуру предоставления по запросу российских налоговых органов сведений о компаниях, их учредителях и бенефициарах1. Россия в настоящий момент заключила 81 такое соглашение.
3. На основании соглашений об обмене налоговой информацией 18 августа 2014 г. было подписано типовое соглашение между Правительством РФ и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения2. Согласно соглашению, запрашиваемое государство должно принять все возможные меры по сбору информации, а также предусматривается возможность проведения контрольных мероприятий в другом государстве и присутствия на таких проверках для представителей налогового органа каждой из сторон. Кроме того, в 2018 году Россия присоединится к автоматическому обмену налоговой информацией по новому стандарту, однако уже сейчас она осуществляет такой обмен в рамках Евразийского экономического союза.
Одним из фундаментальных элементов в деофшоризации национальной экономики является ФЗ «О внесении изменений в ч.1 и ч.2 НК РФ», который вступил в силу 1 января 2015 года3. Данный закон направлен на формирование действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды. В НК РФ вводится новое понятие: «контролируемая иностранная компания (КИК)», которая представляет собой организацию с образованием или без образования юридического лица, не являющуюся налоговым резидентом России, однако, контролирующуюся таковыми. Контролирующим лицом (КЛ) признается физическое или юридическое лицо, владеющее более 50% (с 2016 г. - 25%) капитала компании, а также россияне, доля участия в капитале которых совместно с супругами и несовершеннолетними детьми составляет более 10%. Закон обязывает КЛ ставить в известность налоговую службу о своем участии в капитале КИК, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль таких компаний (в 2015 г. - от 50 млн. руб., в 2016 г. - от 30 млн. руб., с 2017 г. - от 10 млн. руб.). Установлены следующие санкции за невыполнение требований закона: за неуплату или неполную уплату налога - штраф в размере 20% от суммы налога, но не менее 100 000 руб.; за непредставление необходимых документов - 100 000 руб.; за неправомерное непредставление уведомления о КИК и за предоставление недостоверных сведений - 50 000 руб. Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Сегодня оффшорный бизнес в системе международных хозяйственных процессов носит глобальный характер, поэтому с уверенностью можно сказать, что перспективы его развития обусловят в определенной степени будущее российской экономики. Утрата контроля над стратегическими активами представляет собой одну из главных угроз безопасности и обороноспособности страны. И целый ряд существующих и введенных в последние годы «антиоффшорных» механизмов в законодательстве РФ свидетельствует о взятии страной активного курса на деофшоризацию экономики. Однако результаты нововведений в полной мере будут ощутимы только в 2018 году, именно к этому моменту Россия перейдет на новый уровень обмена информацией с другими государствами. Низкая эффективность действующего налогового администрирования пока не позволяет в полной мере контролировать и выявлять
1 Применяемые соглашения об избежании двойного налогообложения // Федеральная Налоговая служба
2 Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 N 84 (ред. от 26.04.2014) «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 г. № Э82-ФЗ «О внесении изменений в ч.1 и ч.2 НК РФ» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
81
многочисленные компании в различных оффшорных и низко налоговых юрисдикциях. Необходимо найти паритет между требованиями государства и рациональностью бизнеса, ведь основным условием деофшоризации не могут быть запретительные меры, и лишь создание в России соответствующих налоговых условий и благоприятного предпринимательского климата позволит остановить отток капитала за рубеж.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ: пп.1 п.3 ст. 284 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс РФ: пп.2 п.3 ст. 284 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Налоговый кодекс РФ: ст. 105.14 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 г. N 311 - ФЗ (в ред. от
28.06.2013 г.) «О таможенном регулировании в РФ» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 04.11.2014 г. № 325-Ф3 «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в ч.1 и ч.2 НК РФ» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 N 84 (ред. от 26.04.2014) «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Приказ Минфина России от 13.11.2007 г. № 108н (в ред. от 02.10.2014 г.) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» // Приказы Минфина России.
9. Приложение 1 к Указанию Банка России от 07.08.2003 г. № 1317-У (в ред. от
18.02.2014 г.) «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» // Центральный банк Российской Федерации.
10. Применяемые соглашения об избежании двойного налогообложения // Федеральная Налоговая служба
11. Айзятулова И., Фаляхов Р. Россия потеряла сто триллионов рублей // Газета.ги. URL: http://www.gazeta.ru/growth/2014/09/04_a_6203541.shtml (дата обращения: 01.03.15).
12. Булин Д. Деофшоризация России: власти замахнулись на святое // BBC. URL: http://www.bbc.co.Uk/russian/business/2014/11/141125_russia_offshores_law (дата обращения: 01.03.15).
13.Жуковский В. Мифы иностранных инвестиций // Завтра. URL: http://zavtra.ru/content/view/mifyi-inostrannyih-investitsij (дата обращения: 01.03.15).