Научная статья на тему 'Деофшоризация российских корпораций как фактор экономического роста'

Деофшоризация российских корпораций как фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
118
40
Поделиться
Ключевые слова
ОФШОРЫ / ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ / СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СТАНДАРТ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ О ФИНАНСОВЫХ СЧЕТАХ / OFFSHORE / OFFSHORE ZONE / DEOFFSHORIZATION / CONTROLLED FOREIGN COMPANY / AGREEMENT FOR THE AVOIDANCE OF DOUBLE TAXATION / STANDARD AUTOMATIC EXCHANGE OF INFORMATION ON FINANCIAL ACCOUNTS

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Фоканова Е. А.

Процесс деофшоризации наблюдается во многих развитых странах, в том числе и в России. Деофшоризацию можно разделить на несколько частей, каждая из которых работает на своем уровне и со своим направлением: уплата налогов, прозрачность и отчетность. Актуальность темы объясняется тем, что на фоне продолжающегося экономического кризиса государство, проводя налогового-бюджетную политику, пытается создать хороший инвестиционный климат в стране, что особенно важно для российского бизнеса, и более открытое взаимодействие с бизнесом. Процесс деофшоризации в России регламентируется рядом документов, касающихся прямо или косвенно данного процесса, а именно ФЗ № 376 «Закон о деофшоризации» и изменения, которые последовали в Налоговом кодексе РФ, подписанный Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах. Для более наглядной оценки ситуации в статье проанализирована статистика до и после нововведений. Результаты исследования автора позволяют сделать вывод о действенности процесса деофшоризации в России, однако имеются и свои недостатки в законодательстве и в практике его применения. Тем не менее процесс находится на стадии модернизации и уже дает свои результаты.Deoffshorization is observed in many developed countries, including Russia. Deoffshorization can be divided into several parts, each of which runs on its own level: the payment of taxes, transparency and accountability. Relevance of the topic is that due to the ongoing economic crisis, the Goverment, conducting fiscal policy, is trying to create a good investment climate in the country, which is especially important for Russian business. Deoffshorization in Russia is regulated by a number of documents relating directly or indirectly to this process, namely the Federal Law № 376 “Deoffshorization Act”, the changes in the Russian Tax Code and the automatic exchange of information on standard financial accounts. For a clearer assessment of the situation the statistics before and after innovation were analyzed in the article. The result of the author’s research lead to the conclusion about the efficacy of deoffshorization in Russia, but there are drawbacks in the legislation and in its practical application. However, the process is at the stage of modernization and is already yielding results.

Текст научной работы на тему «Деофшоризация российских корпораций как фактор экономического роста»

УДК 336.225.3

ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Фоканова ЕА.,

студентка магистратуры,

Финансовый университет

fekaterina94@gmail.com

Аннотация. Процесс деофшоризации наблюдается во многих развитых странах, в том числе и в России. Деофшоризацию можно разделить на несколько частей, каждая из которых работает на своем уровне и со своим направлением: уплата налогов, прозрачность и отчетность. Актуальность темы объясняется тем, что на фоне продолжающегося экономического кризиса государство, проводя налогового-бюджетную политику, пытается создать хороший инвестиционный климат в стране, что особенно важно для российского бизнеса, и более открытое взаимодействие с бизнесом.

Процесс деофшоризации в России регламентируется рядом документов, касающихся прямо или косвенно данного процесса, а именно ФЗ № 376 «Закон о деофшоризации» и изменения, которые последовали в Налоговом кодексе РФ, подписанный Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах. Для более наглядной оценки ситуации в статье проанализирована статистика до и после нововведений.

Результаты исследования автора позволяют сделать вывод о действенности процесса деофшоризации в России, однако имеются и свои недостатки в законодательстве и в практике его применения. Тем не менее процесс находится на стадии модернизации и уже дает свои результаты.

Ключевые слова: офшоры; офшорные зоны; деофшоризация; контролируемая иностранная компания; Соглашение об избежании двойного налогообложения; Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах.

DEOFFSHORIZATION OF RUSSIAN CORPORATIONS AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

Fokanova E.A.,

Master's student, Financial university

fekaterina94@gmail.com

Abstract. Deoffshorization is observed in many developed countries, including Russia. Deoffshorization can be divided into several parts, each of which runs on its own level: the payment of taxes, transparency and accountability. Relevance of the topic is that due to the ongoing economic crisis, the Goverment, conducting fiscal policy, is trying to create a good investment climate in the country, which is especially important for Russian business.

Deoffshorization in Russia is regulated by a number of documents relating directly or indirectly to this process, namely the Federal Law № 376 "Deoffshorization Act", the changes in the Russian Tax Code and

Научный руководитель: Шальнева М.С., кандидат экономических наук, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления.

Деофшоризация российских корпораций как фактор экономического роста

the automatic exchange of information on standard financial accounts. For a clearer assessment of the situation the statistics before and after innovation were analyzed in the article.

The result of the author's research lead to the conclusion about the efficacy of deoffshorization in Russia, but there are drawbacks in the legislation and in its practical application. However, the process is at the stage of modernization and is already yielding results.

Keywords: offshore; offshore zone; deoffshorization; controlled foreign company; Agreement for the avoidance of double taxation; Standard automatic exchange of information on financial accounts.

Все компании заботятся об уровне рентабельности, который напрямую связан с затратами предприятия. В свою очередь, и они зависят от объема налоговых платежей. Особенно актуальна данная проблема сейчас в условиях современной налогово-бюджетной политики государства на фоне продолжающегося экономического кризиса. Ученые на протяжении долгого времени дискутируют на тему справедливости и оптимальности налогов. С одной стороны, налогообложение относится к той сфере общественной жизни, которая непосредственно касается интересов всех и каждого. Но с другой стороны, такой системы налогообложения, при которой каждый вносит справедливый вклад в казну, просто не существует.

Многие компании используют офшорные зоны для минимизации своих издержек путем уменьшения налогообложения.

Офшорная зона - территория государства или ее часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действуют особые льготные условия для ведения бизнеса. Именно минимизация налогообложения является основополагающим преимуществом использования офшорных зон. Происходит перемещение прибыли из страны с высокими ставками налогообложения в страны с льготным налогообложением - офшорные зоны. Наиболее часто используемая схема - перемещение денежных средств при импортно-экспортных операциях. Таким образом, основной доход от сделки формируется в офшорной зоне, а не в юрисдикции с высоким налогообложением.

Следующим важнейшим достоинством офшорных зон является конфиденциальность. В офшорных зонах действуют законы, запрещающие передавать информацию о владельцах компании третьим лицам. Секретность финансовой информации обеспечивается наличием

жестких правил защиты коммерческой и банковской тайны.

В настоящее время в России встал вопрос безопасного хранения денежных средств. Открытие счета в российском банке имеет ряд недостатков. Нарушение конфиденциальности неизбежно, так как все отечественные банки отчитываются перед налоговыми службами о всех крупных операциях по счетам. Более того, открывать счет в заграничном банке запрещено в соответствии с российским законодательством. Таким образом, открытие офшорной компании предпочтительно для ее владельца, так как он может легко открыть счет в иностранном банке в стабильной стране.

В связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в стране создание хорошего инвестиционного климата очень важно, особенно для развития российского бизнеса. Другими словами, деофшоризация выгодна законопослушным гражданам и организациям, в особенности - для резидентов развитых стран, осуществляющих инвестиции в Россию напрямую, а не через офшорные компании.

По данным Росстата1, на конец марта 2014 г. объем накопленных иностранных инвестиций (без банков) в экономике России составил 364,6 млрд долл. США. Из них только на три офшорные зоны (Кипр, Нидерланды и Люксембург) приходилось 178,4 млрд долл. США, или 49%. В том числе: 67,6 млрд долл. США - прямых инвестиций; 1,6 -портфельных и 109,2 - прочих (в основном это долговые инструменты). А с учетом Великобритании, Ирландии и США, в которых существуют офшорные зоны или допускается существование офшорных компаний, доля данной группы возрастает до 64%. Накопленные инвестиции из этих офшорных зон превышают инвестиции из

1 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/foreign/.

Китая (30,0 млрд долл. США), Германии (22,5) Франции (16,2) и Японии (10,4 млрд долл. США).

Но есть и обратная сторона, наиболее значимая,— накопленные инвестиции из России за рубежом. Из общей величины в 158,4 млрд долл. США на четыре офшорные зоны, лидирующих по объему накопленных инвестиций из России (Британские Виргинские острова, Кипр, Нидерланды и Люксембург), приходилось 128,4 млрд долл. США, или 73%. В том числе: 107,1 млрд долл. США — прямых инвестиций; 7,0 — портфельных и 14,3 — прочих. С учетом Великобритании, США, Австрии и Швейцарии доля данной группы возрастает до 86%. И это объемы только по данным организаций, представивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования и коммерческих банков, что объясняет относительно небольшие величины портфельных и прочих инвестиций (преимущественно долгового характера).

Таким образом, необходимость деофшоризации и поддержания отечественной экономики значительна и 18 ноября 2014 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»2, а именно в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «Закон о деофшоризации» вступил в силу 1 января 2015 г. и ввел для налоговых резидентов России обязательства по раскрытию участия в иностранных структурах и соответствующие обязательства уплаты налога с их нераспределенной прибыли. Фундаментальной целью закона стало формирование таких механизмов, которые позволят минимизировать использование низконалоговых юрисдикции и в дальнейшем ликвидировать преференции и необоснованные налоговые выгоды.

В качестве основополагающего термина было введено понятие «Контролируемая иностранная компания (КИК)». Согласно ст. 25.13 НК РФ КИК — это такая организация, которая не является налоговым резидентом России, однако ее контролирующее лицо, организация и (или)

2 URL: http://www.consuLtant.ru/document/cons_doc LAW_180743/ (дата обращения: 12.11.2016).

физическое лицо признается налоговым резидентом РФ. Данное правило распространяется на иностранные структуры без образования юридического лица на территории России. Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, владеющее в 2015 г. более 50% и в 2016 г. - более 25% капитала компании, а также россияне, доля участия в капитале которых совместно с супругами и несовершеннолетними детьми более 10%.

В настоящий момент контролирующие лица обязаны уведомлять налоговую службу о своем участии в капитале КИК организаций, декларируя и подтверждая нераспределенную прибыль, если таковая превышает 50 млн руб. в 2015 г., 30 млн руб.- в 2016 г. и с 2017 - свыше 10 млн руб. За невыполнение данных требований закон предусматривает ряд административных штрафов:

1. За неуплату или неполную уплату налога -20% от суммы налоговых выплат, но не менее 100 тыс. руб.

2. За непредставление необходимой документации - 100 тыс. руб.

3. За неправомерное непредставление уведомлений о КИК, а также за предоставление недостоверных данных - 50 тыс. руб.

Российские налоговые органы будут получать информацию о финансовых счетах физических и юридических лиц, являющихся российскими налоговыми резидентами, открытых за рубежом, от налоговых органов соответствующих стран.

Более того, независимо от штрафных санкций существует уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов по ст. 198 УК РФ с физического лица, по ст. 199 УК РФ с организаций, в частности «за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере» согласно п. 1 ст. 199 УК РФ.

В настоящий момент и до конца 2017 г. Закон о деофшоризации работает «в ручном режиме»:

деофшоризация российских корпораций как фактор экономического роста

его нормы применяются в зависимости от качества взаимодействия российских и иностранных налоговых органов. Но в дальнейшем данный процесс будет переведен в автоматический, т.е. облачный, режим обмена информацией, собираемой странами - участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

30 апреля 2016 г. было принято распоряжение Правительства РФ о подписании многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. 12 мая 2016 г. на Форуме по налоговому администрированию в Пекине Россия подписала многостороннее соглашение об обмене информацией о финансовых счетах в рамках присоединения к Стандарту автоматического обмена информацией о финансовых счетах.

Благодаря присоединению к Стандарту, российские налоговые органы будут получать информацию о финансовых счетах физических и юридических лиц, являющихся российскими налоговыми резидентами, открытых за рубежом, от налоговых органов соответствующих стран. Российские налоговые органы также будут обязаны передавать налоговым органам партнерских юрисдикций аналогичную информацию о финансовых счетах налоговых резидентов этих юрисдикций, открытых в российских финансовых институтах. Такой обмен будет происходить в автоматическом режиме на ежегодной основе. Первый обмен информацией со странами-партнерами произойдет в 2018 г. Данное соглашение может повлечь доначисление налогов для российских налоговых резидентов - владельцев контролируемых иностранных компаний (КИК) в рамках закона о деофшоризации.

24 октября 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован приказ ФНС РФ от 30.09.2016 № ММВ-7-17/527, вносящий изменения в перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ. В соответствии приказом с 1 января 2017 г. из указанного перечня исключаются три государства - Грузия, Маврикий, Эстония - и четыре территории - Аруба, Бермуды, Гонконг и Острова Кайман. Добавляется в перечень Республика Корея. Перечень в новой редакции будет включать в себя 109 государств и 19 территорий.

Исключение Грузии, Маврикии, Эстонии, Арубы, Бермуд и Островов Кайман может быть обусловлено организацией взаимодействия в части обмена налоговой информацией с РФ, несмотря на отсутствие соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН), или соглашений об обмене налоговой информацией с данными юрисдикциями. В частности, базой для такого обмена потенциально могла стать Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, участниками которой являются все указанные юрисдикции, а также РФ.

Исключение Гонконга из «черного» списка ФНС РФ обусловлено тем, что начиная с 1 января 2017 г. вступает в силу соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН) между РФ и Гонконгом, которое содержит статью об обмене налоговой информацией.

Исключение данных юрисдикций (кроме Гонконга) из «черного» списка, тем не менее, по-прежнему не позволит применять освобождения в отношении прибыли компаний, учрежденных в этих юрисдикциях и признаваемых КИК ввиду отсутствия с такими юрисдикциями СИДН.

Вместе с тем говорить о действенности закона без системы взаимодействия с западными налоговыми органами не имеет смысла. Выявление офшорных компаний будет крайне трудо- и финансовозатратным проектом, который просто невозможен в текущей ситуации дефицита бюджета. А с учетом «санкционных» ограничений и особенностей налоговых законодательств «офшорных» стран - закон, по крайней мере, в ближайшие несколько лет будет применим только к тем компаниям, вывод капитала которых не сопряжен с высокими затратами. К примеру, холдинг Mail.Ru Group, контролируемый резидентом РФ Алишером Усмановым, уже перевел свои крупнейшие активы на российское юридическое лицо.

Тем не менее закон предусматривает для резидентов РФ сочетание владения задекларированными офшорами с налоговой оптимизацией. Так, например, при смене КИК резидентства на российское или в рамках международных налоговых соглашений при применении «сквозного» метода. Параллельно с этим предусмотрен и безналоговый перевод иностранных активов в Россию. Однако данное правило не

распространяется на иностранные структуры без фактического присутствия на территории РФ, которым придется либо отказаться от международных соглашений, либо использовать правила налогового резидентства принудительно.

Таким образом, в 2015 г. приток инвестиций из стран, которые традиционно использовались для транзита капитала,- Люксембурга, Кипра и Нидерландов - сменился оттоком. Резиденты Кипра забрали из России больше всего средств - 7,2 млрд долл. США, в Люксембург вернулось 5,8 млрд долл. США. Отток капитала с Кипра связан с массовой передачей активов от кипрских компаний в прямое владение их российским бенефициарам. В 2015 г. произошли следующие изменения: поменял схему владения холдинговой компанией ООО «Волга групп» Геннадий Тимченко. По данным «СПАРК-Интерфакса», он стал собственником 99,99% его долей, ранее принадлежавших кипрской Volga Resources Ltd. и люксембургской VRN Sari. В конце 2014 г. принадлежащая Алишеру Усманову и партнерам USM Holdings реструктурировала активы, в результате принадлежавшие ей контрольные пакеты «Мегафона» и «Металлоинвеста» были переведены на российских «дочек». Также группа компаний «Мать и дитя» (MD Medical) объявила, что становится налоговым резидентом России. До этого ее российскими подразделениями владела кипрская MD Medical Group Investments. В декабре Андрей Молчанов стал напрямую владеть 57,6% акций группы ЛСР, до этого они принадлежали AEM Asset Management Ltd. Отток средств из Люксембурга связан с выплатой долгов. По данным ЦБ, на долги приходится 6 млрд долл. США. Через Люксембург часто структурируют облигации. А в 2015 г., по данным ЦБ, новых кредитов не было, значит, и баланс отрицательный.

«Антиофшорные» инициативы в общем смысле нацелены на ограничение вывода капитала из России, но на деле скорее представляют собой попытку применить российское налогообложение к иностранным структурам, управляемым из России.

С учетом изменений и исключения неточностей механизм применения норм о КИК по замыслу законодателя должен снизить степень офшоризированности российской экономики. Но на данный момент, несмотря на принимаемые усилия по деофшоризации, увеличения притока капиталов из офшоров не происходит. Кроме того, существует риск, что, если продолжать прессинг КИК, могут появляться новые, более сложные схемы налогового планирования, обхода Закона о деофшоризации. Поэтому ради прозрачности экономики целесообразно бороться с выводом российских средств в офшоры не столько путем императивных мер и ограничений, сколько путем разумной налоговой политики без жестокого налогового давления, способствованием улучшению деловой среды.

Таким образом, «антиофшорные» инициативы в общем смысле нацелены на ограничение вывода капитала из России, но на деле скорее представляют собой попытку применить российское налогообложение к иностранным структурам, управляемым из России. Пытается ли государство полностью запретить использование иностранных юрисдикций? Нет. Скорее государство надеется на более «открытое» взаимодействие с бизнесом, результат которого мы сможем увидеть только спустя несколько лет.

Литература

1. Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information. URL: http://www.oecd.org (дата обращения: 23.10.2016).

2. Официальный сайт ЦБ РФ. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 12.11.2016).

3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12.11.2016).