Научная статья на тему 'Денежно вещевая лотерея как метод привлечения денежных средств населения дальневосточного региона госбюджет послевоенные годы в послевоенные годы'

Денежно вещевая лотерея как метод привлечения денежных средств населения дальневосточного региона госбюджет послевоенные годы в послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1208
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Денежно вещевая лотерея как метод привлечения денежных средств населения дальневосточного региона госбюджет послевоенные годы в послевоенные годы»

быть изложены в работе. Если у дипломника имеются публикации (статьи или тезисы), то в конце реферата следует составить их список В данном случае работа аналогична автореферату на диссертационное исследование и выполняется она в виде брошюры Для того чтобы сделать брошюру, используется специальная программа "Вёрстка''1, которую получают все студенты. Работа выполнятся в формате Л5, или в программном обеспечении компьютера «Брошюра» (также в формате А5).

Важным моментом защиты реферата является представление содержания будущей дипломной работы. После освещения актуальности исследования и цели дипломной работы студент обязан показать примерное изложение будущей работы.

Публичная защита перед студентами (и преподавателем) своих позиций, изложенных в реферате, помогает студентам в дальнейшем при подготовке и защите дипломной работы.

В связи с 'этим следует отметить, что, по мнению большинства преподавателей по форме данная дисциплина имеет, и будет иметь различные названия, однако по содержанию она останется той же самой. Поскольку, по мнению студентов, что весьма важно в новых условиях работы, она формирует у них основные принципы подготовки дипломной работы и обязывает их знать. В связи с этим перечислять все аспекты нет смысла, для этого необходима предметная дисциплина, направленная на получение знаний в конкретном направлении. Поэтому практическую значимость курса «Основы научных исследований» трудно переоценить, В настоящее время, когда появилось великое множество форм обучения (дневная, заочная экстернат) выполнение реферата и представление его содержания, в основном необходимо для составления проекта плана будущей дипломной работы. Так как данный план затрагивает как минимум две дисциплины (а в исключительном порядке - три: бухгалтерский учет, анализ и аудит), то вполне понятно, что он практически проверяет теоретическую подготовку студента. I |

Поэтому, на наш взгляд, будет сделано более рационально, если при формировании учебных дисциплин для бакалавров специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», курс «Основы научных исследований» будет включен в перечень общеобразовательных дисциплин с названием «Основы дипломного проектирования по специальности». Тогда, у других кафедр университета, не появится возможность дублирования данной дисциплины, что положительно скажется на всём учебном процессе. '

Селезнева Е.Ю.

I

ДЕНЕЖНО-ВЕЩЕВАЯ ЛОТЕРЕЯ КАК МЕТОД ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА В ГОСБЮДЖЕТ

| | В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ м

Великая Отечественная война послужила новым толчком для развития сберегательного дела на Дальнем Востоке!. Денежные потоки от населения не только не прекратились, но и усилились. В послевоенные годы советское правительство корректировало потребительский спрос на товары, сдерживало инфляцию в стране и пополняло бюджет путем регулирования денежного предложения с помощью разных инструментов стерилизации, таких как госзаймы, вклады и лотереи, что создавало ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

15 марта 1958 г. правительство завершило расчеты с населением по займам народного хозяйства выпуска 1957 г. Прекращение выпуска займов, размещаемых по подписке, изменения в налогообложении, распространение слухов о непопулярности 3% внутреннего выигрышного займа среди населения дальневосточного региона открыли государству дополнительные возможности для дальнейшего привлечения вкладов в сберегательное кассы и проведения денежно - вещевой лотереи. К лотереям страна вернулась в 1957 г., поскольку в предвоенные и военные годы этот фискальный инструмент был фактически вытеснен военными займами, а затем займами "Восстановления и развития народного хозяйства СССР".

Проведение лотерей было выгодным для государства. После второй мировой войны 60 % стоимости лотерейных билетов предназначалось на выплату выигрышей, а остальные средства поступали в государственный бюджет. В отличие от лотерей 20-30-х гг., проводимых общественными организациями, послевоенные денежно - вещевые лотереи представляли собой крупные массово - политические акции. Лотерейные билеты распространяли не мечтающие о почетной грамоте энтузиасты, а материально-ответственные, получающие вознаграждение профессионалы. После второй мировой войны акцент в пропаганде лотерей сместился в сторону материального интереса, возможно-

сти быстрого и легкого обогащения. Вещевые выигрыши стали более желаем'ымй для населения и составляли большую ценность, чем деньги. В 1950-х назначение лотерейных билетов стало сугубо мирным, государство привлекало граждан к спорту и искусству. | |

12 декабря 1957 г. Совет министров РСФСР принял постановление "О проведении денежно -вещевой лотереи", в соответствии с которым размещение билетов денежно - вещевой лотереи па территории РСФСР планировалось в 1958 г. на 1 млрд руб. Половина доходов от продажи ло]ерейных билетов предназначалась в республиканский бюджет и 50 % в бюджеты краев и областей Дальнего Востока.

Размещение лотерейных билетов началось 1 февраля 1958 г. сразу после опубликования Советом министров РСФСР решения о проведении денежно - вещевой лотереи, которая отличалась от предыдущих большим процентом выигрышей (из ста билетов выигрывали семь). Государство предлагало населению денежные выигрыши от 20 руб. до 5 тыс. руб. и вещевые - до стоимости автомашины "Волга". ! !

Торговые предприятия дальневосточного региона реализовали денежно - вещевые лотереи особенно успешно. Работники прилавка вместе с председателями комсодов развешивали объявления, по радио в магазинах передавали информацию о продаже билетов всеми кассами торговых залов. Много лотерейных билетов продали универмаги краевых и областных центро^ Дальнего Востока и магазины горпищеторгов. |

Размещение второй денежно - вещевой лотереи на сумму 1 млрд руб. началось на Дальнем Востоке 1 сентября 1958 г. Общая сумма возможных выигрышей составила 400 млн руб. Если по первой лотерее разыгрывалось 100 тыс. вещевых и около 14 млн денежных выигрышей, то во второй -13 млн. 945 тыс. и 55 тыс. соответственно. Государство повысило вероятность выигрышей - выигрывали 8 билетов из ста. Во второй лотерее разыгрывались пальто меховые, швейные машинки, пылесосы, стандартные щитовые дома; легковые автомашины "Волга" и "Москвич", мотоциклы, мотороллеры, пианино, радиолы, радиоприемники, магнитофоны, аккордеоны, баяны, охотничьи ружья и другие ценные вещи, а также путешествия по Черноморскому побережью. Тираж выигрышей состоялся 20-27 декабря 1958 г.

8 января 1959 г. Совет министров СССР принял постановление "О проведении денежно -вещевой лотереи в 1959 г." Лотерея была выпущена на сумму 640 млн руб., четырьмя выпусками: первый - на 150 млн руб., второй и третий - по 165 млн руб. и четвертый - на 160 млн. руб. Лотерейный билет стоил 3 руб., а общая сумма возможных выигрышей составила 320 млн. руб. (50 % от общей стоимости выпущенных билетов). Распространителям лотерейных билетов, как и прежде, выплачивалось вознаграждение в размере 2 % от реализованных билетов. Продажа лотерейных билетов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях не разрешалась. Вырученные средства зачислялись в размере 75 % в республиканский бюджет и 25 % - в бюджеты краев областей дальневосточного региона. Сберегательные кассы производили выплату денежных выигрышей по билетам денежно - вещевой лотереи, а торгующие организации выдавали вещевые выигрыши. Выигрыши стоимостью до ста рублей дальневосточники получали сразу, а свыше 100 руб. - только после экспертизы лотерейных билетов в сберегательной кассе. 1

Инспекторы сберкасс разъясняли населению значение для государства лотерейных билетов и привлекали к реализации все организации, учреждения, отделения связи, зрелищные предприятия, агентства аэропорта и даже аптеки. Распространители подбирали разные номера и серии лотерейных билетов, стимулируя покупки. Хорошие результаты давали продажи в парках в воскресные дни и в других местах массовых гуляний, на железнодорожных станциях ^ перекрестках главных улиц. |

Постановление Совета министров РСФСР от 14 ноября 1959 г. № 1819 ",0 проведении денежно - вещевой лотереи в 1960 г." содержало указания по размещению денежно - вещевой лотереи на сумму 990 млн руб. четырьмя выпусками: первый и второй по 255 млн. руб., третий и четвертый по 240 млн руб. Тиражи выигрышей планировались 19 марта 1960 г. в г. Кемерово, по второму выпуску 18 июня 1960 г. в г. Челябинске, по третьему - 17 сентября 1960 г. в г. Казани. Правительство установило стоимость лотерейного билета - 3 руб. и общую сумму выигрышей - 495 млн руб. (50 % от суммы выпущенных билетов). Лотерейные билеты выпускались разрядами, каждый из которых состоял из 50 тыс. серий. Министерство финансов РСФСР определяло количество и сумму выигрышей на каждый выпуск лотереи в соответствии с настоящими условиями и количеством разрядов. Владе-

лец лотерейного билета, на который выпал вещевой выигрыш, мог при желании получить его стоимость наличными в сберкассе.

В лотерее 1960 г. разыгрывались 13 млн двести тыс. выигрышей на сумму 495 млн руб. В том числе: 66 автомобилей "Волга". 330 туристических, путевок, 132 автомобиля "Москвич", 858 мотоциклов, велосипеды мужские и женские, холодильники, кухонные комбайны, ковры, часы, 660 пианино, 1320 аккордеонов, 13 тыс. радиол "Рекорд" и столько же патефонов, 924 баяна, 990 гармоний "Хромка", свыше 5 тыс. радиоприемников.

В 1960 г. население дальневосточного региона с трудом выполняло правительственное задание по размещению денежно - вещевой лотереи. Отставали даже сберкассы Сахалинской области. Распространители прикладывали максимум усилий. Так, в прошлую лотерею коллективу ремонтно-строительной конторы продали билеты на 1000 руб., теперь же в 10 раз больше, областной больнице - вместо 2 на 8 тыс. руб., каждый уполномоченный распространял в среднем от 300 до 1000 билетов. Денежные накопления населения были весьма ограничены. Начальник бюджетного отдела Сахалинского облисполкома Н.Синеглазое назвал причиной невыполнения плана размещения денежно ~ вещевой лотереи на Сахалине "сокращение доходных источников у населения, направляемые ранее в сбережения, в связи с отменой выплат по перезаключению договоров и снижением северных районных надбавок". В 1960 г. от населения Сахалина по лотерее в госбюджет поступили всего 3,5 млн. руб. , I

Таким образом, социальную сущность послевоенных лотерей составляла двухфазовая система общественных отношений - организация лотерей и их проведение. Рисковым договор лотереи был только для населения - собственников лотерейных билетов. Организатор лотереи -государство заранее знало "распределение" выигрышей в каждом тираже (на реализованные и нереализованные) и устанавливало размер выигрышного фонда так, чтобы исключить для себя какой - либо риск. Об этом свидетельствовали ежегодно получаемые доходы от проведения лотерей.

В послевоенные годы денежно - вещевая лотерея была идеальной формой азартной игры для дальневосточников, так называемой "надеждой в кредит". Власть покровительствовала лотереям, а официальные издания твердили, что советские лотереи носят производительный характер и осуществляются при добровольном участии народных масс.

I I

1 ' | ЛИТЕРАТУРА

1. ГАХК. Ф. р-1392, оп! 4, д. 38, л. 1

2. ТАМ же. Оп. 4, д. 41; л. 83

3. Там же. Оп.4, д. 44, л. 7

4 ГАСО. Ф. 144, од. 1, |д. 523, л. 10

Селезнева Е.Ю.

[

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

СЕР. 1940-х - 1950-е гг. XX ВЕКА

В годы войны Наркомат финансов СССР был центральным органом руководства финансовой, кредитной и денежной системами страны. Его структура сложилась к 1938 г. и почти не менялась в течение 20 лет. В 1946 г. Наркомат финансов был переименован в Министерство финансов, которое в послевоенные годы проводило финансовую, б том числе и фискальную политику. В структуру Министерства входили три главных управления» в том числе трудовых сберегательных касс, и 12 управлений (доходов, контрольно -ревизионное, кредита, валютное, налоговое, бюджетное и др.) Финансовыми органами на местах были финансовые отделы исполкомов Советов народных депутатов. Горфинотделы контролировали и координировали работу районных финотделов, которые функционировали в составе исполкомов. В своей деятельности они подчинялись как городскому Совету народных депутатов и его исполнительному комитету, так и финансовому управлению крайисполкома.

Война обострила кадровую проблему в регионе. Сотни финансовых работников воевали добровольцами в рядах народного ополчения, несмотря на имеющуюся у них бронь для работы в наркоматах, Финансисты того периода сумели обеспечить все потребности войны, ее победоносное завершение, восстановление народного хозяйства в небывало короткие сроки и последующие экономические, научные и другие достижения страны. В послевоенные годы десятки тысяч работников финансовой системы были удо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.