лец лотерейного билета, на который выпал вещевой выигрыш, мог при желании получить его стоимость наличными в сберкассе.
В лотерее 1960 г. разыгрывались 13 млн двести тыс. выигрышей на сумму 495 млн руб. В том числе: 66 автомобилей "Волга". 330 туристических, путевок, 132 автомобиля "Москвич", 858 мотоциклов, велосипеды мужские и женские, холодильники, кухонные комбайны, ковры, часы, 660 пианино, 1320 аккордеонов, 13 тыс. радиол "Рекорд" и столько же патефонов, 924 баяна, 990 гармоний "Хромка", свыше 5 тыс. радиоприемников.
В 1960 г. население дальневосточного региона с трудом выполняло правительственное задание по размещению денежно - вещевой лотереи. Отставали даже сберкассы Сахалинской области. Распространители прикладывали максимум усилий. Так, в прошлую лотерею коллективу ремонтно-строительной конторы продали билеты на 1000 руб., теперь же в 10 раз больше, областной больнице - вместо 2 на 8 тыс. руб., каждый уполномоченный распространял в среднем от 300 до 1000 билетов. Денежные накопления населения были весьма ограничены. Начальник бюджетного отдела Сахалинского облисполкома Н.Синеглазое назвал причиной невыполнения плана размещения денежно - вещевой лотереи на Сахалине "сокращение доходных источников у населения, направляемые ранее в сбережения, в связи с отменой выплат по перезаключению договоров и снижением северных районных надбавок". В 1960 г. от населения Сахалина по лотерее в госбюджет поступили всего 3,5 млн. руб. , I
Таким образом, социальную сущность послевоенных лотерей составляла двухфазовая система общественных отношений - организация лотерей и их проведение. Рисковым договор лотереи был только для населения - собственников лотерейных билетов. Организатор лотереи -государство заранее знало "распределение" выигрышей в каждом тираже (на реализованные и нереализованные) и устанавливало размер выигрышного фонда так, чтобы исключить для себя какой - либо риск. Об этом свидетельствовали ежегодно получаемые доходы от проведения лотерей.
В послевоенные годы денежно - вещевая лотерея была идеальной формой азартной игры для дальневосточников, так называемой "надеждой в кредит". Власть покровительствовала лотереям, а официальные издания твердили, что советские лотереи носят производительный характер и осуществляются при добровольном участии народных масс.
I I
1 ' | ЛИТЕРАТУРА
1. ГАХК. Ф. р-1392, оп! 4, д. 38, л. 1
2. ТАМ же. Оп. 4, д. 41; л. 83
3. Там же. Оп.4, д. 44, л. 7
4 ГАСО. Ф. 144, од. 1, |д. 523, л. 10
Селезнева Е.Ю.
[
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
СЕР. 1940-х - 1950-е гг. XX ВЕКА
В годы войны Наркомат финансов СССР был центральным органом руководства финансовой, кредитной и денежной системами страны. Его структура сложилась к 1938 г. и почти не менялась в течение 20 лет. В 1946 г. Наркомат финансов был переименован в Министерство финансов, которое в послевоенные годы проводило финансовую, б том числе и фискальную политику. В структуру Министерства входили три главных управления, в том числе трудовых сберегательных касс, и 12 управлений (доходов, контрольно -ревизионное, кредита, валютное, налоговое, бюджетное и др.) Финансовыми органами на местах были финансовые отделы исполкомов Советов народных депутатов. Горфинотделы контролировали и координировали работу районных финотделов, которые функционировали в составе исполкомов. В своей деятельности они подчинялись как городскому Совету народных депутатов и его исполнительному комитету, так и финансовому управлению крайисполкома.
Война обострила кадровую проблему в регионе. Сотни финансовых работников воевали добровольцами в рядах народного ополчения, несмотря на имеющуюся у них бронь для работы в наркоматах, Финансисты того периода сумели обеспечить все потребности войны, ее победоносное завершение, восстановление народного хозяйства в небывало короткие сроки и последующие экономические, научные и другие достижения страны. В послевоенные годы десятки тысяч работников финансовой системы были удо-
стоены за самоотверженный труд высших наград Родины. Они участвовали в кампаниях по мобилизации денежных средств населения в госбюджет и одними из первых подписывались на займы "Восстановления и развития народного хозяйства". | | ,
После войны в связи с ускоренным развитием народного хозяйства на Дальнем Востоке и административным реформированием правительство приняло решения об улучшении работы аппарата краевых и областных финансовых отделов дальневосточного региона. В 1947 г. из состава Хабаровского края была выведена Сахалинская область и, соответственно из подчинения финансового отдела Хабаровского крайисполкома вышел финансовый отдел Сахалинского облисполкома, а в 1948 г. - финансовый отдел Амурского облисполкома за исключением финансового отдела Верхнебуреинского райисполкома. В 1956 г. из состава Хабаровского края выделилась Камчатская область, соответственно, из состава финорганов края вышел Камчатский областной финансовый отдел. Одновременно ликвидировалась Нижнеамурская область, ее районы перешли в непосредственное подчинение крайисполкома, а финорганы этих районов стали подчиняться краифинотделу.
Административно-территориальная реорганизация создала дополнительные трудности в деятельности финансовых органов. Важную роль в те годы сыграл профессионализм финансистов — руководителей. В послевоенный период в дальневосточном регионе на руководящие должности выдвигались партийные работники, а на должности руководителей высшего звена - специалисты-финансисты. Секретом их профессионального долголетия было знание дела, которому они преданно служили.
Поскольку основной задачей финорганов была мобилизация доходов в госбюджет, то в первые послевоенные годы бюджетный отдел был ведущим подразделением в структуре краевых и областных финансовых отделов исполкомов. Сотрудники отдел занимались планированием, контролем за ценами и использованием предприятиями и организациями отпущенных средств, формировали местные бюджеты, доводили контрольные цифры до финотделов городрв и районов. Начальник бюджетного отдела был на правах заместителя заведующего крайфо. Вторым по значимости считался отдел госдоходов, в который входили сектор налога с оборота, налогов с населения и прочих доходов, сектор отчислений от прибыли предприятий. Сотрудники штатного отдела исполкома контролировали расходование средств фонда зарплаты, соблюдение смет расходов на содержание зданий и помещений, на командировки и приобретение инвентаря. «Штатники» проверяли в организациях, учреждениях и на предприятиях множество документов, контролировали соблюдение штатного расписания и должностные оклады. Такие проверки приносили дополнительные средства в местные бюджеты. Министерство финансов РСФСР поддерживало специалистов штатных отделов, руководители предприятий считались с их заключениями. Важные функции выполнял контрольно - ревизионный отдел. Ревизоры проверяли правильность расходования бюджетных средств предприятиями и бюджетными учреждениями. Отдел возглавлял главный контролер-ревизор, который подчинялся заведующему финансовым отделом исполкома. Хозяйственный отдел включал архивариуса и трех шоферов.
В послевоенные годы режим работы финотделов практически не отличался от военного и оставался жестким. Каждая рабочая неделя начиналась с короткого совещания, на котором заведующие ставили производственные задачи и разъясняли молодежи вопросы финансов - экономического развития страны. Финработники имели персональные звания и носили форму серо - зеленого цвета: берет, китель, юбку, шинель. За дисциплиной следили секретари финотделов. Рабочий день начинался в 8 часов утра. Опоздание на 5 минут наказывалось административным взысканием. | I
В послевоенные годы вакантные должности в низовых финансовых звеньях часто укомплектовывались малоподготовленными, и даже незнакомыми с финансовой работой людьми. В 1947 - 1948 гг. в городские и районные финотделы требовались старшие и участковые налоговые инспекторы, налоговые бухгалтеры и агенты, не хватало начальников секторов сельских платежей и ревизоров по налогам. На эти должности часто назначались кадры с семилетним 'образованием и небольшим опытом работы.
В те годы правительство, при всех сложностях финансового положения страны решало кадровую проблему в финансовых структурах северных регионов Дальнего Востока, предоставляло молодым специалистам льготы, к зарплате северян применялись повышенные коэффициенты, оплачивался проезд к месту проведения отпуска. В конце 1940-х заработная плата у молодых финансовых специалистов составляла в северных районах около 3 тыс. руб., но высокими были и «камчатские запредельные» цены - килограмм свежих помидоров стоил почти тысячу рублей. Заработная плата не играла решающей роли в кадровом вопросе. Дефицит кадров и низкая квалификация многих финработников отрицательно сказывались на качестве финансовой работы. Штатные расписания финотделов исполкомов утверждались министром финансов РСФСР и начальником отдела финансирования местных финорганов.
Районные финотделы исполкомов контролировали правильность и полноту уплаты подоходного налога служителями церквей и правильность показанных кустарями и ремесленниками доходов, для чего посещали плательщиков три раза в месяц. Инспекторы дежурили на рынках, выявляли лиц, занимавшихся запрещенными промыслами, проводили налоговый учет по категории плательщиков налога со строений и земельной ренты - частных домовладельцев, которые имели более 15 соток земельного участка и платили подоходный налог. С домовладельцами работали в клубах, в красных уголках, начисляли налоги и вручали плательщикам извещения, затем контролировали поступление налогов и проводили ликвидацию недоимок.
В 1950-е годы 'в стране менялось руководство и вводились изменения, в том числе касающиеся финансовой системы. В 1952 г. Министерство финансов открыло Всесоюзную Высшую школу в г. Ленинграде, куда исполкомы Дальнего Востока откомандировали на обучение многих начальников краифо. Большинство закончили учебу с отличием и вернулись на работу в финорганы дальневосточ] юго региона.
Сотрудники, занимавшие в 1950-е гг. руководящие должности, были опытными специалистами — финансистами. Так в финорганах Сахалинской области трудились 22 специалиста с высшим образованием -выпускники Иркутского, Ташкентского, Ленинградского, Ростовского и Казанского финансово - экономических институтов. Причиной серьезных недостатков в работе финансовых учреждений Приморского края партийное руководство считало большую текучесть кадров и низкую общеобразовательную и специальную подготовку работников. Из 109 заведующих райгорфо, управляющих госбанка, заведующих райсберкасса-ми 80 человек не имели среднего образования и 87 человек - специального образования.
В 1954 г. более половины работников финотделов исполкомов в финансовых структурах Дальнего Востока повышали "идейно —■ политический уровень и расширяли экономический кругозор". "Избранные" учились в Вечернем Университете марксизма - ленинизма, четвертая часть сотрудников самообучалась по программам заочных отделений финансовых учебных заведений, остальные - посещали лекции, "рекомендованные" РК КПСС. Основными положительными характеристиками сотрудников считались: знание финансовой работы, политическая подготовка, дисциплинированность, исполнительность, настойчивость, заинтересованность в работе. Не приветствовалось отсутствие усидчивости, технической подготовки, инициативы, принципиальности и, главное, стремления к повышению политических знаний. Все проступки, совершаемые финработниками, обсуждались на заседаниях расценочно-конфликтных комиссий в присутствии коллектива финансовых отделов.
В 1956 г. сберегательные учреждения Дальнего Востока были укомплектованы в основном женщинами, освоившими бухгалтерский учет. На должности заведующих центрсберкасс и низовых звеньев часто назначали мужчин, имевших опыт работы в финансовых структурах дальневосточного региона.
Структура финотделов исполкомов оставалась Неизменной до второй половины 1950-х гг., но "обновлялись" коллективы. Молодежь приобретала опыт путем наставничества, технической и экономической учебы. Молодые специалисты посещали в краевом финансовом отделе персональные занятия. Коллективно разбирались наиболее сложные вопросы, материалы проверок. Финансисты имели общественные нагрузки, возглавляли комсомольские организации, назначались в ревизионные комиссии крайкомов комсомола и райкомов партии, заместителями секретаря партийного бюро, были пропагандистами в коллективах. В 1956 г. в финансовых структурах дальневосточного региона руководящие должности занимали, в основном, кадры, имевшие высшее образование и опыт работы, 2/3 из них были партийными и комсомольскими лидерами.
В 1957 г. в сберкассах Дальнего Востока работали в основном женщины (83 %), треть из них были членами КПСС и ВЛКСМ. Высшее образование имели 1 % работников, среднее специальное и незаконченное высшее - 20 %, опыт работы от 1 -5 лет - 50 %, до года - пятая часть сотрудников.
Постановлением Совета министров СССР от 10 апреля 1959 г. № 417 правительство отменило выплату процентных надбавок за выслугу лет работникам финансовых органов, должностной оклад которых вместе с процентными надбавками за выслугу лет превысил 800 руб. в месяц. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1959 г. была отменена статья № 2 Указа Президиума ВС СССР от 3 октября 1942 г. «О прекращении начисления процентных надбавок к заработной плате рабочим и служащим и предоставлении им других льгот, связанных с работой в отдаленных местностях, вне крупных городских поселениях на Крайнем Севере». В связи с этим с 1 июня 1959 г. были прекращены выплаты процентных надбавок за выслугу лет, а с 16 мая 1959 г. -периодических надбавок за работу в низовых финансовых органах, расположенных в сельских местностях и рабочих поселках. Отменены были так же выплаты процентных надбавок за работу в отдаленных местностях и на Крайнем Севере. Оклад начальника отдела госдоходов облисполкома Сахалинской области составил 1 650 руб.; старшего экономиста, инспектора и ревизора - 1 350 руб.; инспектора, ревизора и экономиста-1 125 руб., курьера-машинистки- 630 руб.
Изменения социально - политической ситуации послевоенных лет требовали от финансовой системы соответствия велению времени. Работники финансовых структур Дальнего Востока активно участвовали в восстановительных процессах, преданно служили выбранной профессии и были проводниками фискальной политики на местах. Финансисты обеспечивали не только доходность государственною бюджета, но и гибкость послевоенной финансовой системы.
j
ЛИТЕРАТУРА
Ветераны финансовых органов Хабаровского края: история в документах и судьбах. - Хабаровск: Частная коллекция, 2005. С. 182. 1 Там же. С.69. Там же. С. 287
ГАСО. Ф. 144, оп. 1, д.251, л. 30; д. 252, л. 3-5. ГАСО. Ф. 144, оп. ], д. 124, л. 6, 6 об. TACO. Ф. 144, оп. 1, д. 457, л. 33.
ГАСО. Ф. 144,оп. 1,д. 457,л. 5-8;д.400,л. 163, 176, 180,221 -225.
ОгневаА.Ю
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
! i В условиях высокой конкуренции на мировом рынке машиностроительной продукции вопросы качества продукции приобретают особую важность. Таким образом, вопросы обеспечения качества продукции с минимальными затратами становятся весьма актуальными. Проблема качества является весьма многоплановой и касается практически всех сфер деятельности предприятия:
В настоящее время наиболее изученными являются вопросы назначения, контроля и обеспечения показателей качества готовой продукции и совершенно не изучены вопросы обеспечения качества технологических процессов. При изготовлении сложной, наукоемкой продукции, например, в авиастроении, технологическим процессам отводится весьма важная роль, но в то же время отсутствует какая-либо нормативная база, определяющая понятия качества технологических процессов, нет методики и математических моделей расчета и назначения основных показателей качества, нет даже определенной терминологии в этой области. Особенно остро вопросы качества стоят при изготовлении сложных корпусных деталей авиационной техники.
Учитывая, что авиационные технологии отнесены к числу критических, а направления исследований в этой области определены как. приоритетные, представляется важным начать работы по формированию системы менеджмента качества технологических процессов авиационного производства.
Проблема усугубляется тем, что такие детали имеют низкую жесткость, что связано с требованиями снижения массы летательных аппаратов. Кроме этого, в современных авиационных конструкциях широко применяются высокопрочные сплавы и стали, имеющие низкую обрабатываемость резанием. Все это приводит к тому, что при изготовлении корпусных деталей авиационной техники велика вероятность возникновения отказов в осуществлении технологических процессов, что приводит к дефектам как на стадии получения заготовок, так и на этапе механической обработки. Наличие такой проблемы требует проведения специальных исследований в области качества технологических процессов. Нужно отметить, что само понятие качества применительно к технологическим процессам, в технической литературе освещено недостаточно полно. ¡ i
Стандарт ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей. Среди основных принципов менеджмента качества, устанавливаемых стандартами ИСО 9000, следует особое внимание обратить на процессный подход, который гласит, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.