Научная статья на тему 'ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И МЕГАРЕГУЛИРОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ'

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И МЕГАРЕГУЛИРОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕГАРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ / ЦБ РФ / МЕГАРЕГУЛЯТОР / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Анастасия Валерьевна

В статье автор ставит перед собой цель формирование путей совершенствования денежно-кредитного регулирования и мегарегулирования в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели автором рассмотрена эволюция денежно-кредитного регулирования в РФ, а также система и особенности мегарегулирования в РФ. Подобный анализ позволяет выявить эффективные достижения и проблемы, связанные с денежно-кредитным регулированием и мегарегулированием в РФ. Итогом статьи является выявление путей совершенствования по выявленным проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONETARY REGULATION AND MEGA-REGULATION: PROGRESS TOWARDS A UNIFIED SYSTEM AND CHALLENGES TO BE ADDRESSED

In this article, the author sets himself the goal of forming ways to improve monetary regulation and mega-regulation in the Russian Federation. To achieve this goal, the author considers the evolution of monetary regulation in the Russian Federation, as well as the system and features of mega-regulation in the Russian Federation. Such an analysis makes it possible to identify effective achievements and problems associated with monetary regulation and mega-regulation in the Russian Federation. The result of the article is to identify ways to improve the identified problems.

Текст научной работы на тему «ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И МЕГАРЕГУЛИРОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ»

Денежно-кредитное регулирование и мегарегулирование: достижения на пути создания единой системы и проблемы, требующие решения

Monetary regulation and mega-regulation: progress towards a unified system and challenges

to be addressed

Алексеева Анастасия Валерьевна

Магистрант 1 курса Факультет Экономики и управления Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Конева-36-37 e-mail: 89029660601@list.ru

Alekseeva Anastasia Valerievna

Master student 1 term Faculty of Economics and Management Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Koneva-36-37 e-mail: 89029660601@list.ru

Аннотация.

В статье автор ставит перед собой цель формирование путей совершенствования денежно-кредитного регулирования и мегарегулирования в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели автором рассмотрена эволюция денежно-кредитного регулирования в РФ, а также система и особенности мегарегулирования в РФ. Подобный анализ позволяет выявить эффективные достижения и проблемы, связанные с денежно-кредитным регулированием и мегарегулированием в РФ. Итогом статьи является выявление путей совершенствования по выявленным проблемам.

Annotation.

In this article, the author sets himself the goal of forming ways to improve monetary regulation and megaregulation in the Russian Federation. To achieve this goal, the author considers the evolution of monetary regulation in the Russian Federation, as well as the system and features of mega-regulation in the Russian Federation. Such an analysis makes it possible to identify effective achievements and problems associated with monetary regulation and megaregulation in the Russian Federation. The result of the article is to identify ways to improve the identified problems.

Ключевые слова: Денежно-кредитное регулирование, мегарегулирование, эволюция, ЦБ РФ, мегарегулятор, финансово-экономическая система, национальная экономика.

Key words: Monetary regulation, mega-regulation, evolution, the Central Bank of the Russian Federation, mega-regulator, financial and economic system, national economy.

Денежно-кредитное регулирование является важнейшей составной частью государственного экономического регулирования в целом. Исторические события, уникальный и противоречивый путь развития нашего государства предопределили особенности становления денежно-кредитной политики, который следует рассматривать как эволюцию. Для достижения целей данного исследования целесообразно рассматривать историю развития денежно-кредитного регулирования относительно Российского Федерации. Безусловно, денежно-кредитное регулирование существовало и в Советском Союзе, и в Российской Империи, и даже в Царской Руси. Однако такой массив информации не позволит провести анализ и выявить положительные и отрицательные тенденции корректно.

На сегодняшний день ученые выделяют 5 основных эволюционных этапов развития денежно-кредитного регулирования в России:

I. Эмиссионный период - 1990-1994 гг. [7]

II. Период относительной стабилизации - 1995-август 1998 гг. [7]

III. Восстановительный период - август 1998-2008 гг. [7]

IV. Период финансовой стабильности - 2009-август 2014 гг. [7]

V. Кризисный период - сентябрь 2014-настоящее время [7].

Первый период характеризуется сохранением управляемости в единственной из возможных к тому времени отраслью - в народном хозяйстве. Этот период был достаточно сложным для экономики страны, т.к. произошел резкий скачок цен, а также в связи с тем, что Центральные Банки союзных республик начали бесконтрольное эмитирование денежной массы с ее последующим проникновением на территорию России. В связи с этим государство пыталось поддерживать ликвидность предприятий и противостоять инфляционному давлению. Главным образом это осуществлялось за счет централизованного кредита, установление учетных ставок и маржей коммерческим банкам, формирования фондов обязательных резервов и операций с ценными бумагами. Новым механизмом денежно-кредитного регулирования того времени стали государственные краткосрочные обязательства. Появление Конституции РФ в 1993 году обусловило формирование статуса ЦБ РФ, главной составляющей которого стало регулирование курса рубля. Предпосылкой появления подобных полномочий у ЦБ РФ стала девальвация, вызванная введением рыночного курса рубля к иностранным валютам. Применение перечисленных инструментов привело к снижению темпов инфляции и общего спада в экономике, а также помогло создать условия для стабилизации процессов производства, институциональных и структурных сдвигов [5].

В период с 1995 года по август 1998 года продолжалось плавное снижение инфляции в среднем на 6% в месяц в течение всех лет описываемого этапа, в соответствие пришли динамика денежного предложения и задачи курса, направленного на снижение уровня инфляции в стране. Влияние ЦБ РФ продолжает расти, в связи с чем принимается Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации». Укрепляется курс национальной валюты при условии, что ограничение бюджета держится на отметке 4% от ВВП. В указанный период именно валютное регулирование становится важнейшим условием восстановления неинфляционного экономического роста. Говоря о ВВП того времени стоит отметить, что темп роста данного показателя составлял в среднем 100-102%. Помимо перечисленного период относительной стабилизации характеризуется:

• кризисом на рынке межбанковских кредитов, обусловленным бесконтрольной эмиссией прошлого этапа развития и отсутствием институциональных основ банковской системы;

• ростом денежной массы, вызванным чрезмерным приобретением банками государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;

• введением обязательности банковского резервирования;

• кризисом мировых финансовых рынков, дестабилизировавшим финансовую ситуацию на внутренних рынках России (повышение ставок);

• взятием курса на сохранение внушительного притока средств нерезидентов с целью стабилизации различных сфер жизнедеятельности страны, что в конечном итоге привело к кризису 17 августа 1998 года -технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств [1].

Восстановительный период сдерживанием инфляции (сначала до 30%, затем до 18%, 12-14%, 10-12%, 810%, 7-5-8,5%, 6-7%, 5-6%, 4,5-5,5%, 4-5% соответственно по всем годам исследуемого периода) с учетом сдерживания спада производства и созданием возможностей для его роста (сначала до 1,5% роста ВВП, затем до 4%). Параллельно с перечисленными создаются условия для снижения уровня безработицы и роста реальных доходов граждан страны - т.е. для последовательного увеличения уровня жизни населения. Происходит развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики. Специалисты отмечают, что благоприятные условия на мирровых рынках позволила РФ проще пережить последствия кризиса 1998 года. Что касается вопросов валютной политики, то здесь решались задачи оказания поддержки нестабильному курсу рубля, а также определялись субъекты деятельности на валютном рынке и устанавливались общие требования данной

деятельности. Главной проблемой данного периода стало то, что все силы ЦБ РФ и иных субъектов денежно -кредитного регулирования были брошены именно на валютную политику, тогда как такие инструменты, как реформирование финансового рынка, развитие банковского сектора и стимулирование кредитования становятся лишь обеспечивающими второстепенными механизмами [7].

Во время четвертого периода развития денежно-кредитного регулирования в России происходит рост кредитования организаций и граждан, подкрепленный доступом к относительно дешевым западным кредитам и значительно высокими ценами на нефть. Меняются приоритеты ЦБ РФ - теперь ключевой целью является снижение уровня инфляции (с 10% до 7-8%, затем до 5-7%, 5-6% и в конечном итоге до 4-5% за все года исследуемого периода). Однако, описанное ранее развитие показывает, что денежно-кредитное регулирование в России не являлось идеальным. Доказательством данного тезиса явилась абсолютная неготовность экономики нашей страны к «Черному вторнику» декабря 2014 года (обвальное падение рубля по отношению к доллару и евро), проявившаяся в низких значениях коэффициента монетизации - 43%, в «отпущении» ситуации ЦБ РФ «на самотек» и в отсутствии диверсификации экономики в целом [5].

Многие специалисты называют 16 декабря 2014 года точкой отсчета нового финансово-экономического и валютного кризиса в РФ. Следующий эволюционный этап как раз называется кризисным и длится по сей день. Стоит отметить, что с 2015 года и по сегодняшний день главной задачей денежно-кредитного регулирования является поддержание инфляции на уровне 4%. Данный факт обусловлен тем, что основной целью деятельности ЦБ РФ в данной области является поддержание ценовой стабильности. Основными принципами денежно -кредитного регулирования на сегодняшний день являются:

• установление открытой и постоянной цели по инфляции в количественном измерении;

• установление зависимости между режимом таргетирования инфляции и плавающим валютным курсом (т.к. осуществляется влияние спроса и предложения на валютном рынке);

• определение основным инструментом денежно-кредитного регулирования ключевой ставки;

• определяющим фактором решений денежно-кредитной политики является макроэкономический прогноз, формируемый на основе большого массива данных;

• принцип информационной открытости ЦБ РФ с целью избегания недопониманий и недоверия со стороны граждан касаемо принимаемых решений в области денежно-кредитного регулирования, а также для создания возможностей прогнозирования деятельности различных субъектов внутри экономической среды [9].

Рассмотрим систему и особенности мегарегулирования в РФ. Еще в период кризиса 2008-2009 гг. поднимались вопросы о формировании условий создания мирового финансового центра в столице РФ - Москве. Инструментом достижения данной цели выдвигалось создание финансового мегарегулятора. Значимость данного института обосновывается сохранением притока ликвидности в национальную экономику [3].

До 2013 г. функции института, под которым сегодня мы понимаем мегарегулятор, были распределены между несколькими органами власти, в том числе Федеральной службой по финансовым рынкам, подконтрольной Правительству РФ, а также органом ЦБ РФ. К функциям Федеральной службы по финансовым рынкам до её упразднения относились:

• нормативно-правовое регулирование в сфере финансовых рынков;

• контроль и надзор в сфере финансовых рынков;

• контроль за страховым рынком [2].

В 2012 году Правительством РФ было решено упразднить Федеральную службу по финансовым рынкам, а ее функции регулятора возложить на ЦБ РФ. Стоит отметить, что описанное решение не осталось без внимания научного и экономического сообщества, которые задавались вопросами целесообразности создания в РФ

мегарегулятора. 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Он закрепил за ЦБ РФ функции по контролю за небанковскими финансовыми организациями, в т.ч. страховыми компаниями, компаниями по управлению активами, пенсионными фондами, брокерскими компаниями, микрофинансовыми организациями помимо имеющихся у него ранее полномочий по надзору над коммерческими банками [3].

Данные изменения были обоснованы необходимостью обеспечения поступательного развития финансового рынка и его устойчивости. Однако, ряд ученых считает, что подобная цель определяет координаты разнонаправленного движения и провоцирует образование противоречия «развитие - устойчивость», поскольку развитие сопровождается нарушением равновесного состояния системы [2].

Выбор ЦБ РФ в качестве мегарегулятора обусловлен значительной независимостью данной структуры, которая безусловно шире, чем у упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам. Помимо этого, также стоит отметить, что ЦБ РФ, обладая большей самостоятельностью, после расширения своих полномочий сконцентрирует в своем ведении широкие возможности унифицированного контроля. Некоторые специалисты считают, что возведение ЦБ РФ в статус мегарегулятора объясняется также наибольшим успешным опытом в регулировании финансовых структур, а также масштабами банковского сектора, инструменты контроля над которым формировались многолетней практикой ЦБ РФ, на современном финансовом рынке [3].

Обобщая существующие ранее и приобретенные полномочия ЦБ РФ, можно выявить общий перечень функций ЦБ РФ как мегарегулятора:

1) обладание правом законодательной инициативы для внесения проектов законов и нормативных актов, работа над созданием и совершенствованием собственной нормативной базы регулятора, направленной на защиту интересов граждан в сфере страхования;

2) установления стандартов страховой деятельности;

3) технический осмотр автомобилей в рамках работы по развитию новых видов страхования и устранения проблем с ОСАГО;

4) распространение требований, предъявляемых к банковской системе, на других участников финансового рынка;

5) контроль и регулирование всего фондового рынка;

6) разработка и предъявление требований к системе управления рисками и капиталом кредитной организации;

7) регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений [6].

Перед ЦБ РФ, как перед мегарегулятором, стоит ряд первостепенных задач:

• формирование эффективной и обоснованной системы регулирования финансового рынка, а также системы контроля и надзора за ним;

• сокращение расходов в части надзора и регулирования в установленной сере;

• снижение системных рисков финансово-экономической системы государства;

• формирование оперативной и эффективной системы нормативного регулирования [3].

Рассмотрим перспективные задачи, которые стоят перед ЦБ РФ - мегарегулятором финансово-

экономической системы РФ.

Во-первых, это формирование эффективной документарной системы надзора, препятствующей возможным нарушениям законодательства в соответствующих областях. Инструментом реализации данной функции является комплексный анализ, направленный на своевременное выявление зон с повышенным уровнем риска. Таким образом формируется система предупреждений, тогда как применение санкций не является панацеей надзорной деятельности - превентивная система контроля и надзора [3].

Во-вторых, реформирование системы представления отчетности и уведомлений. В данном случае ЦБ РФ должен стать единым информационно-аналитическим центром, который, посредством мониторинга состояния различных финансовых институтов и показателей, принимает обоснованные по их регулированию. Единство организации такой структуры должно находить отражение и в единстве порядка предоставления отчетности, что говорит о необходимости унификации форм, сроков, порядка сдачи отчетности, методов регулирования для всех видов организаций и т.д. В этих же целях, а также для снижения бюрократических барьеров необходимо также систематизировать и максимально упростить процедуру представления отчетности [2].

В-третьих, модернизация существующего уравнивающего подхода в регулировании (игнорирование при учете степени риска деятельности отдельного участника с установлением идентичных требований к размеру собственного капитала для всех) в целях выстраивания гибкой системы воздействия на субъекты секторов финансового рынка. В данном случае речь идет о создании нормативов ликвидности и риска с учетом параметров собственного капитала [3].

В-четвертых, необходима оптимизация лицензионных требований к субъектам финансового рынка. Данный шаг позволит как усилить контроль за деятельностью описываемых субъектов, так и поддерживать высокий уровень конкуренции [2].

В-пятых, создание условий для формирования системы саморегулирования на финансовом рынке, а также параллельное законодательное закрепление принимаемых в данном направлении решений и делегирование полномочий в сфере регулирования саморегулируемым организациям. Взаимодействие с последними необходимо обеспечить также через проведение аттестаций сотрудников финансовых организаций, осуществление проверок субъектов финансового рынка, сопровождение процедур лицензирования и т.д. Важным обстоятельством при описываемой работе с саморегулируемыми организациями будет являться сохранение прямого непосредственного контроля над процессами со стороны ЦБ РФ [2].

И в-шестых, создание комфортного инвестиционного климата через повышение доверия к российской юрисдикции как среди иностранных, так и среди отечественных инвесторов, а также среди потребителей финансовых услуг. В связи с этим планируется создание в ЦБ РФ координационно-совещательного органа с привлечением перечисленных инвесторов и представителей государственной власти; повышение финансовой грамотности населения; реформирование налоговой системы (в части повышения привлекательности для граждан вложений в инструменты национального финансового рынка) и т.д. [3].

Определим достижения и проблемы развития денежно-кредитного регулирования и мегарегулирования в РФ. Для удобства восприятия положительных и отрицательных сторон развития денежно-кредитного регулирования и мегарегулиования в РФ все выводы объединены в сводную таблицу.

Таблица 1. Достижения и проблемы развития денежно-кредитного регулирования и мегарегулирования в РФ

Денежно-кредитное регулирование

Достижения Проблемы

1 2

Политика высоких ставок, «спасшая» национальную экономику во время кризисных явлений 2014 года, а также способствующая борьбе с высокими темпами инфляции и, как следствие, снижению уровня цен. Денежно-кредитное регулирование и структурная политика обособлены друг от друга; приоритеты реформирования реального сектора не совпадают с приоритетами денежно-кредитной политики.

Использование нормы обязательного резервирования при необходимости оперативного регулирования на изменения финансово-экономической системы, которая позволяет снижать уровень риска банковской системы и гарантирует выплату вкладов случае банкротства банка. Некорректность постановки цели ЦБ РФ «защита и обеспечение устойчивости национальной валюты», которая нарушает экономическое развитие т.к. все усилия ЦБ РФ в данном случае направлены не на устранение проблем денежной обеспеченности национального реального сектора, а на фактическое финансирование экономики других государств. Устойчивость рубля должна быть связана с экономическим развитием страны, а не с долларами или евро.

Рефинансирование банков как инструмент повышения привлекательности кредитования банками реального сектора; содействие беспрерывному функционированию системы безналичных расчетов. Независимость ЦБ РФ проявляется в независимости от ответственности руководящего состава.

Приобретение иностранной валюты, способствующее пополнению валютных резервов и сохранению относительно стабильного курса рубля. Неэффективность трансмиссионного механизма, проявляющаяся в блокировке шагов денежно -кредитного регулирования на уровне финансовых рынков

Оперативное нивелирование возможного давления свободных средств на валютный рынок посредством депозитных операций Отсутствие четких критериев и оценки необходимого и достаточного для эффективного функционирования финансово-экономической системы объема денежной массы

Осуществление операций с ценными бумагами, позволяющих покрывать разрывы между текущими доходами и расходами федерального бюджета, погашать внутренний государственный долг и сглаживать избытки ликвидности Приоритет в регулировании отдается макропоказателям, что не демонстрирует полную картину развития экономики, отсутствие связи между макро- и микроэкономикой в рамках регулирования; не учитываются возможности регулирования регионов; преобладание административного подхода в регулировании и гиперболизация возможностей государства в обеспечении устойчивости национальной валюты и установления балансов показателей.

Слабая степень влияния инструментов ЦБ РФ на кредитную деятельность коммерческих банков, в большей степени в сфере кредитования реального сектора экономики.

Выпуск №6 (58), июнь 2021 Продолжение таблицы 1

Мегарегулирование

Достижения Проблемы

Возможность консолидированного надзора, способствующая снижению рисков финансово-экономической системы Возможность возникновения конфликта интересов с другими структурами в связи широким спектром полномочий ЦБ РФ, которая может стать причиной бюрократизации, а также снижения гибкости надзора и обратной связи с поднадзорными органами

Унификация процедур, позволяющая уменьшать вероятность ухода от регулирования или оттока капитала из одной сферы финансового рынка в другую Сложности надзора за новыми субъектами финансово-экономической сферы в связи с отсутствием опыта данной деятельности; рост нагрузки на ЦБ РФ в сфере надзора

Введение новых стандартов и ужесточение регулирования, приводящие в перспективе к получению государством дополнительной выгоды от исключения издержек, связанных с регулирующими функциями (т.к. все эти функции сосредоточены в одном органе отпадает необходимость финансового обеспечения деятельности нескольких органов) Смещение акцента регулирования с нивелирования общесистемных рисков на макрорегулирование, связанное с недостаточным уровнем развития фондовых рынков; финансирование национальной экономики осуществляется больше эндогенно (через банковское кредитование), чем экзогенно (через финансовые рынки).

На основе проанализированного материала, а также выявленных проблем системы денежно-кредитного регулирования и мегарегулирования в РФ можно сформировать перечень путей её совершенствования:

1. Реформирование целей денежно-кредитного регулирования с учетом приоритета в сохранении независимости и стабильности национальной финансово-экономической системы и её особенностей: обращение внимания на внутренние процессы и источники финансирования, а также установление тесной взаимосвязи между макро-и микроэкономикой; четкая формулировка экономической стратегии.

2. Определение четких приоритетов таких показателей как объем денежной массы, коэффициент монетизации, дополнительного налога на обязательное резервирование и т.д.; установление баланса между положительными и отрицательными сторонами политики высоких процентных ставок.

3. Формирование системы сдержек и противовесов для исключения чрезмерного вмешательства государства в финансово-экономическую систему страны и злоупотребления ЦБ РФ своими полномочиями.

4. Внедрение системы оценивания влияния внешних рисков на субъекты финансового рынка и зависимости разных секторов финансового рынка друг от друга, а также актуализация их стресс-тестирования. Данный пункт как нельзя актуален в современных условиях, когда санкционные войны возникают все чаще; внедрение оценки деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в систему стресс-тестирования.

5. Усиление контроля и надзора за институтами развития (Внешэкономбанк, Агентство по ипотечному кредитованию и т.д.) по вопросам повышенных нормативов по достаточности капитала и запасу ликвидности, что позволит повысить уровень устойчивости финансово-экономической системы.

6. Осуществление докапитализации только тех системно значимых институтов, состояние которых может угрожать стабильности финансово-экономической системы.

7. Продолжение внедрения цифровых технологий в регулятивную деятельность с одновременным совершенствованием системы законодательства по соответствующим вопросам.

Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что поставленная цель исследования достигнута, все вспомогающие задачи выполнены.

Важнейшей задачей органов государственной власти является стабилизация и развитие национальной экономики, обеспечение экономического роста и снижение инфляции. Государство активно этому способствует, используя инструменты денежно-кредитного регулирования, а также введя систему мегарегулирования. Денежно-кредитное регулирование является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. В свою очередь формирование системы мегарегулирования обусловлено глобализацией и растущей интеграцией финансовых рынков, которые предполагают возникновение тенденции к концентрации надзорных функций в руках мегарегулятора.

Важнейшую роль в исследуемой теме играет ЦБ РФ. Деятельность ЦБ РФ, регулирующего денежно -кредитные отношения, позволило сгладить негативные проявления формирующейся рыночной системы при сохранении свободы частного предпринимательства. Денежно-кредитное регулирование ЦБ РФ включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изменение показателей совокупного денежного оборота. Оно оказывает огромное влияние на жизнь общества, нарушения экономических законов при ее разработке и реализации могут повлечь за собой тяжелые экономические последствия. До момента передачи функций мегарегулятора ЦБ РФ он занимался надзором только банков и небанковских кредитных организаций. После присвоения статуса мегарегулятора ЦБ РФ стал принимать решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов, заниматься регулированием и контролем некредитных финансовых организаций, а также утверждать стандарты бухгалтерского учета для этих организаций.

Эволюция становления денежно-кредитного регулирования в России показала, что руководство только оперативной деятельностью в рамках исследуемого направления недопустима. Для того, чтобы эффективно регулировать экономику такого большого государства, как Российская Федерация, необходима не только четкая последовательность действий и установление обусловленных конкретной ситуацией приоритетов, но и всесторонний анализ и прогнозирование всех аспектов: и экономических, и социальных, и политических, а также общемировых тенденций. Денежно-кредитное регулирование должно сочетать в себе и перспективную, и оперативную, и, что немаловажно, исходя из изложенного, ретроспективную деятельность.

Как было установлено в рамках исследования, основная деятельность мегарегулятора должна ориентироваться на решение давно существующих проблем финансово-экономического сектора, которые препятствуют формированию в РФ финансового центра мирового уровня.

Одни и те же решения и инструменты денежно-кредитного регулирования и мегарегулирования могут нести как положительные, так и отрицательные последствия одновременно. Многие из проблем связаны с историей развития денежно-кредитного регулирования в нашей стране, а также с «неокрепшей» системой мегагерулирвания, которую взял на себя ЦБ РФ. Положительные же стороны также сформированы на основе существующего опыта, а также с учетом успешных мировых практик и общего инновационного развития РФ.

Перечень представленных в работе путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим, т.к. сложно охватить все аспекты денежно-кредитного регулирования и мегарегулирования в одном научном исследовании. Их реализация позволит не только продолжить политику формирования устойчивости национальной экономики и повышения уровня благосостояния граждан, но и станет отправной точкой выхода системы денежно-кредитного регулирования и мегарегулирования в общем, а также ЦБ РФ в частности, на качественно новый уровень развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список используемой литературы:

1. Гордиенов, О. Е. Эволюция инструментов денежно-кредитного регулирования экономики / О. Е. Гордиенов / Вестник Омского университета. Серия «Экономика» - Омск, 2017. - №. 4. - С. 26-33.

2. Клевцов, В. В., Замелый, А. Ю. Мегарегулирование и развитие финансово-кредитной системы Российской Федерации: результаты, риски, тенденции / В. В. Клевцов, А. Ю. Замелый // Экономические науки. - Москва, 2017. - с. 55-58.

3. Лисачев, А. Н. Вопросы мегарегулирования финансового рынка в Российской Федерации Банком России / А. Н. Лисачев // Научно-методический электронный журнал Концепт. - Киров, 2016. - С. 196-200.

4. Макарова, С. Н., Осколкова, Н. С. Теоретические аспекты системы денежно-кредитного регулирования экономики / С. Н. Макарова, Н. С. Осколкова / Финансы и кредит. - Москва, 2016. - С. 37-46.

5. Мусаева, Б. М. Эволюция денежно-кредитной политики и особенности современной денежной системы России / Б. М. Мусаева // Деловой вестник предпринимателя. - 2020. - № 2 (2). - С. 80-83.

6. Овсянникова, Ек. В., Овсянникова, Ел. В. Центральный Банк Российской Федерации как мегарегулятор Российского финансового рынка / Ек. В. Овсянникова, Ел. В. Овсянникова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - Орёл, 2015. - С. 236-239.

7. Овчинникова, О. П. Эволюция денежно-кредитной политики в современной России / О. П. Овчинникова / Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - Воронеж, 2016. - № 1. - С. 36-42.

8. Толкаченко, Г. Л., Головин, А. О. Мегарегулирование финансового рынка / Г. Л. Толкаченко, А. О. Головин / Финансы и кредит. - Москва, 2017. - С. 11 -17.

9. Банк России // Цели и принципы денежно-кредитной политики - Режим доступа: https://www.cbr.ru/dkp/obiective and principles/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.