10. Цыпин А.П. Изучение развития промышленности России в 19302011 годах с использованием статистических методов / Д.Н. Тимофеев, А.П. Цыпин // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 1 (39). -С. 54-59.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© Корниенко Е.Л., Краевский Л.М.
Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
г. Челябинск Уральский институт бизнеса, г. Челябинск
В статье рассмотрены основные аспекты денежно-кредитной политики, а также методы и инструменты, проводимые Банком России в текущих условиях и на перспективу, с учетом вызовов внешней среды на социально-экономическое развитие страны.
Ключевые слова денежно-кредитная политика, ключевая ставка, сценарии развития, развитие экономики России.
В настоящее время, ситуация складывающаяся во внешней и внутренней среде в Российской Федерации, а также текущие вызовы на фоне данных проблем и ухудшающихся внешнеэкономических условий, ставят перед российским экономическим сообществом, а прежде всего перед Банком России непростые задачи.
Возрастающая неопределенность, создает благоприятную почву для сокращения долгосрочных инвестиционных проектов, для роста инфляции, для сокращения производительности труда, а также спада совокупного спроса, и прочих проблем, с которым приходиться «бороться» Правительству РФ и Банку России.
Проблема обеспечения высокой эффективности денежно-кредитного (монетарного) регулирования экономики является одной из центральных в современной экономической теории. Существует мнение, что среди экономистов нет принципиальных разногласий в определении высшей цели и инструментов монетарной политики, то промежуточные цели ее проведение трактуются представителями различных научных направлений не однозначно [2, с. 639].
Прежде всего необходимо понимать какова цель денежно-кредитной политики и в чем состоит комплекс ее инструментов и задач.
Согласно мнения зарубежных ученых, таких как К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю [1]: «Основополагающая цель кредитно-денежной политики со-
стоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Кредитно-денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это означает увеличение денежно--кредит-ного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения ресурсов». Среди основных инструментов денежного контроля они выделяют:
- операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа на открытом рынке государственных облигаций;
- изменение резервной нормы, которая в свою очередь влияет на способность коммерческих банков к кредитованию;
- изменение учетной ставки, которая влияет на интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов посредством заимствований у Центрального банка.
Согласно, современным взглядам отечественных ученых-экономистов [3, с. 485-486], денежно-кредитная политика - это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы, осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.
Основная цель денежно-кредитной политики - создание условий способствующих поддержанию сбалансированного развития экономики и ускорению экономического роста. Она предполагает изменение предложения денег для стабилизации производства, обеспечения занятости и сдерживания инфляции. Ее интересы прямо противоположны интересам коммерческих банков: она ограничивает предложение денег в периоды обострения инфляции и увеличивает денежные массы во время спада.
Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым инструментам относят лимиты кредитования, прямое регулирование процентной ставки.
К косвенным инструментам, которые наиболее часто применяются в рыночной экономике, относятся операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).
Денежно-кредитная политика, осуществляемая центральным банком и направленная на стимулирование или замедление экономического роста, проводится посредством политики дешевых или дорогих денег.
Политика «дешевых денег» присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивая денежное предложение, понижает процентную ставку, сти-
мулирует рост инвестиций; происходит повышение совокупного спроса, что стимулирует увеличение ВНП. Главными инструментами этой политики являются: снижение нормы обязательных банковских резервов, снижение учетной ставки процента и покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Политика «дорогих денег» сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, тормозит рост ВНП, понижает доступность кредита, тем самым сокращая инвестиции и совокупные расходы и ограничивая инфляцию.
Денежно-кредитная политика, как и фискальная политика, в конечном счете воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Но ее действие более эффективно, так как она более гибко и быстро реагирует на изменения в экономике, а в том числе более независима от исполнительной власти, которая могла бы оказывать на нее давление, в отличии от фискальной.
В том числе следует отметить еще одну точку зрения отечественного ученого-экономиста Б.В. Салихова [2], который дает следующее определение денежно-кредитной политике, как деятельности государства по регулированию денежного предложения в экономике. Высокая эффективность данной политики имеет место лишь при четком целеполагании и умелом использовании соответствующих инструментов. Цели монетарной политики подразделяются на высшую цель, краткосрочные и долговременные цели. Высшая цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении полной занятости, стабильности цен и роста реального объема производства. Здесь, денежно-кредитная политика определяется более широко: это деятельность государства по изменению предложения денег с целью обеспечения экономического роста при стабильности цен и полной занятости ресурсов. Достигается высшая цель путем реализации краткосрочных и долговременных целей монетарного регулирования.
Краткосрочная цель денежно-кредитной политики может состоять как в фиксации количества находящихся в обращении денег, так и в стабилизации нормы процента.
Долговременная цель денежно-кредитной политики заключается в регулировании важнейших макроэкономических переменных на продолжительных (годичных и более) интервалах времени. Среди основных целей долговременной денежно-кредитной политики выделяют:
1. соответствие темпов роста денежной массы темпам роста естественного уровня реального объема производства на долгосрочных интервалах времени;
2. постоянство темпов роста номинального объема ВВП;
3. обеспечение постоянства общего уровня цен.
Практика показала, что ни одна из рассмотренных целей денежно-кредитной политики не является идеальным средством достижения устойчи-
вых темпов экономического роста при полной занятости и отсутствии инфляции. Очевидно, что объектом монетарного регулирования экономики должны быть одновременно несколько различных макроэкономических составляющих [2, с. 639-644].
Если рассматривать более кратко основные инструменты денежной кредитной политики за последние двадцать лет, то здесь наблюдается следующая тенденция [4, 5]:
1. Начиная с августа 1995 года основным инструментом денежно-кредитной политики был курс рубля. До кризиса 1998 года - фиксированный в коридоре (сначала постоянных номинальных значений, а с 1996 - наклонный, определяемый условием постоянного реального курса к доллару). Для уравновешивания влияния интервенций, требовавшихся для удержания курса в коридоре, на ликвидность и ставки денежного рынка, широко применялись покупки госдолга (ГКО-ОФЗ) на баланс Центрального Банка РФ (Банка России). Также был либерализован режим движения иностранного банковского капитала в инструменты госдолга. Данная политика привела к арбитражу процентных ставок. В это время ставка рефинансирования варьировалась с уровня 200 % по состоянию на 6 января 1995 г. до уровня 60 % (на момент кризиса 1998 года). В разные периоды времени она опускалась и до 21 % (период 6 октября 1997 г. - 10 ноября 1997 г.) и резко поднималась с 50 % до 150 % (период 27 мая 1998 года по 4 июня 1998 года).
2. В последующие 10 лет основным инструментом денежно-кредитной политики стал - управление курсом рубля. Курс - сначала к доллару, затем к бивалютной корзине, удерживался интервенциями, через которые заодно происходило поддержание ликвидности банковской системы. Когда это приводило к ускорению инфляции из-за слишком сильного платежного баланса, ЦБ РФ корректировал курс, уменьшая объемы интервенций и объемов предоставления ликвидности банковской системе, а заодно и снижая цены импортных товаров. Как отмечают эксперты [4], главным недостатком этой денежно-кредитной политики стала недостаточная «гибкость» рубля и предсказуемость движения его курса. Данный период времени характеризуется постепенным снижением ставки рефинансирования с 60 % на 24 июля 1998 года до 11 % на период 14 июля 2008 года по 11 ноября 2008 года. В том числе, в это время отмечается резкий «кредитный бум», на который не было возможности влиять ставками по операциям ЦБ РФ, поскольку ставки в условиях предсказуемости курса привязывались к стоимости кредита на зарубежных рынках. Особенно низкими оставались ставки на денежном, межбанковском рынке. В реальном исчислении они составляли минус
6-7 % год. Помимо просто инфляции, это дало толчок также надуванию «пузырей» на рынках акций и недвижимости. Вторым негативным процессом стало формирование сильной отрицательной валютной позиции у российских заемщиков [4, 5].
3. Еще до кризиса 2008 года, ЦБ РФ провел борьбу с притоком капитала. Первым шагом стало увеличение норм резервирования по внешним кредитам для банков. Затем - увеличение объемов операций на валютном рынке. Итогом стал адаптивный механизм валютных интервенций, позволяющих курсу двигаться довольно свободно, но все же не слишком резко. Постепенно появляются операции рефинансирования / абсорбирования ликвидности банковской системы. В данное время ставка рефинансирования колеблется с 11 % (на 14 июля 2008 года) до 8,25 % по настоящее время, при этом достигая своего максимума лишь до уровня 13 % на период с 1 декабря 2008 года по 23 апреля 2009 года [4, 5].
Ершов М.В. пишет: «Спектр задач ЦБ с учетом мощного потенциала его инструментов нужно расширить, дополнив чисто финансовые задачи -контроль за инфляцией и валютным курсом - целями поддержания экономического роста и занятости» [6].
Ерохина Ю.В. выделят следующие традиционные каналы денежного предложения ЦБ: покупка иностранной валюты; кредитование коммерческих банков; кредитование правительства (операции на открытом рынке государственных ценных бумаг). В том числе, Ю.В. Ерохина в своем автореферате «Денежное предложение центрального банка и экономический рост: теоретический аспект» предполагает, что на динамику денежного предложения влияет как изменение внешней и внутриэкономической ситуации, так и сезонные циклические колебания, характерные для каждого рассматриваемого периода, которые тоже зависят от специфических особенностей внешнеэкономической и внутриэкономической ситуации каждого года [7].
В целом Ю.В. Ерохина провела значительную аналитическую работу по поводу денежно-кредитной политики Банка России до 2008 года и после до 2010 года. Основные выводы из ее аналитической работы [7] следующие (кратко):
1. изменения в денежном предложении Центрального банка РФ зависят не только в связи от его активных операций, но и от динамики доходов и расходов расширенного правительства;
2. как показывает проведенный анализ данных Платежного баланса РФ и баланса Банка России, с 2002 по 2008 год (до III квартала включительно) покупка валюты ЦБ полностью обусловливалась ввозом капитала как заемного ресурса, следовательно, ресурсы, привлекаемые ЦБ для покупки валюты, замещали привлеченный
из-за рубежа капитал и служили реальными долгосрочными источниками кредитования экономики;
3. в 2009 и 2010 годах эмиссия денег ЦБ, в конечном счете, использовалась для финансирования дефицита, что, само по себе, нормально, однако другим, и количественно преобладающим конечным источником финансирования дефицита явилось сжатие внутреннего кредита ЦБ, что не могло не оказывать сдерживающего воздействия на выход из кризиса.
Еще с первого полугодия 2013 год темпы роста ВВП снизились до 1,4 % к соответствующему периоду 2012 года. Рост производства товаров и услуг поддерживался за счет повышения потребительского спроса и роста экспорта. Валовое накопление, по оценке, внесло отрицательный вклад в прирост ВВП. В январе - сентябре объем инвестиций в основной капитал сократился на 1,4 % вследствие значительного снижения прибыли нефинансовых организаций, а также неопределенности перспектив экономического развития. Темпы роста расходов населения на покупку товаров и оплату услуг замедлились, по оценке, до 4 %. В январе - сентябре 2013 года инфляция находилась выше целевого диапазона, установленного на 2013 год (5-6 %). Сформировавшиеся темпы инфляции были связаны прежде всего с ускоренным удорожанием продовольственных товаров, обусловленным низким урожаем 2012 года, повышением акцизов на отдельные товары, а также с индексацией цен на услуги естественных монополий.
В январе-сентябре 2013 года краткосрочные изменения конъюнктуры денежного рынка были связаны с изменением уровня ликвидности банковского сектора. В январе - феврале под влиянием сезонного повышения объема ликвидности, связанного со значительным ростом бюджетных расходов в декабре 2012 года, процентные ставки денежного рынка находились вблизи середины процентного коридора по операциям Банка России. В последующие месяцы по мере увеличения структурного дефицита ликвидности, обусловленного накоплением средств на счетах расширенного правительства в Банке России, а также чистыми продажами иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке, произошел сдвиг рыночных процентных ставок к верхней границе этого коридора: средневзвешенная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам повысилась с 5,4 % в январе до 6,2 % годовых в сентябре 2013 года. В январе-сентябре 2013 года ситуация на денежном рынке не оказывала существенного влияния на состояние рынка государственных и корпоративных долговых ценных бумаг, которое в значительной мере определялось движением средств иностранных инвесторов. В январе-августе 2013 года наблюдалось снижение процентных ставок по рублевым депозитам физических лиц, а также по долгосрочным кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам. В то же время процентные ставки по рублевым краткосрочным кредитам нефи-
нансовым организациям и физическим лицам оставались относительно стабильными. В январе-сентябре 2013 года наблюдалось увеличение годовых темпов роста денежного агрегата М2 и широкой денежной массы. Рост кредитной активности оставался основным источником увеличения денежного предложения. Темпы роста кредитов нефинансовым организациям за тот же период существенно не изменились, при этом банки продолжали более активно кредитовать субъекты малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными заемщиками. В то же время наблюдалось замедление темпов кредитования физических лиц, что было в том числе обусловлено влиянием мер Банка России по регулированию рисков на рынке потребительских кредитов посредством ужесточения порядка их резервирования и учета при расчете достаточности капитала.
В 2013 году Банк России продолжил осуществление курсовой политики в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, сохранив механизм реализации курсовой политики неизменным по сравнению с 2012 годом. В качестве операционного ориентира курсовой политики Банк России использовал рублевую стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара США и 0,45 евро), не устанавливая при этом какие-либо фиксированные ограничения на уровень валютного курса. Диапазон допустимых значений стоимости бивалютной корзины задавался плавающим операционным интервалом шириной 7 рублей.
Исходя из оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста Банк России в январе - октябре 2013 года не изменял направленность денежно-кредитной политики и сохранил уровень ставок по основным операциям предоставления ликвидности.
В то же время Банк России принял ряд решений по совершенствованию системы процентных инструментов с целью усиления действенности денежно-кредитной политики. Банк России объявил 13 сентября 2013 года о введении ключевой ставки - индикатора направленности денежно-кредитной политики (ею стала единая ставка по основным операциям на аукционной основе на срок 1 неделя). Одновременно было завершено формирование границ процентного коридора Банка России, образованных ставками по операциям постоянного действия на срок 1 день, путем снижения ставок по кредитам «овернайт» и кредитам, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами, на срок 1 день. Данному решению предшествовало последовательное снижение с апреля 2013 года ряда ставок по операциям предоставления ликвидности, направленное в том числе на формирование верхней границы процентного коридора [8].
На наш взгляд механизм ключевой ставки значительно прост, а именно: - заморожена (остается на прежнем уровне - 8,25 %) ставка рефинансирования, что позволяет одновременно не увеличивать налоговую нагрузку на организации в основном за счет налога на прибыль (льготы в НК РФ), сохраняя ставку на прежнем уровне;
- повышение ключевой ставки делает политику Банка России как политику «дорогих денег» и по законам рассмотренным нами ранее включается механизм сокращения денежной массы в стане посредством снижения доступности кредитных средств. Данная политика, в том числе, позволяет избавить банковскую систему от чрезмерно рискованных активных операций.
В настоящее время Банк России, завершил многолетний переход к свободному курсу, кроме того в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры и ограничений ухудшаются основные макроэкономические показатели социально-экономического развития страны.
На внутреннем валютном рынке в 2014 году наблюдались значительные колебания курса рубля. В первые месяцы 2014 года усиление неопределенности относительно развития ситуации на Украине и ее последствий для российской экономики, а также введение санкций против России рядом стран привели к ослаблению рубля относительно большинства мировых валют. Во II квартале 2014 года произошло укрепление рубля после повышения Банком России ключевой ставки, ограничившего спекуляции против национальной валюты, и по мере стабилизации внешнеэкономической ситуации. Однако во второй половине 2014 года внешние условия вновь ухудшились, вызвав ослабление рубля.
На 1.11.2014 г. стоимость бивалютной корзины составила 46,80 рубля, увеличившись на 22,4 % по сравнению с началом года. Номинальный эффективный курс рубля к валютам стран - основных торговых партнеров России снизился в октябре 2014 года по отношению к декабрю 2013 года на 11,9 %.
Совокупное действие внешних факторов и факторов структурного характера привело к снижению темпов роста российской экономики. Вместо ожидавшегося ранее ускорения роста ВВП (с 1,3 % в 2013 году до 2,0 % в 2014 году) Банк России теперь прогнозирует его замедление до 0,3 % в 2014 году [9].
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов» Банк России предусмотрел пять сценариев макроэкономического развития экономики России, где основные индикативные показатели колеблются следующим образом (в зависимости от сценария развития):
- цена на нефть марки «Юралс», средняя за год, долларов США за баррель - от 105 до 80;
- ВВП, год к предыдущему году - от 3,4 до -0,7;
- инфляция (прогноз), декабрь к декабрю предыдущего года - от 6,9 до 3,8;
- денежная масса в национальном определении, прирост за год - от 15 до 7;
- денежная база в узком определении, прирост за год - от 9 до 2.
Следует отметить, что с момента принятия данного документа цена на
нефть марки «Юралс» не поднималась выше 80 долларов США за баррель с
04 ноября 2014 года и имеет тенденцию к снижению. В том числе следует вспомнить, что цена той же марки опускалась до уровня 34,20 долларов США за баррель по состоянию на 02.01.2009 год [10].
На наш взгляд следует учитывать исторические факты и текущие внешнеполитические тенденции в целях уточнения некоторых индикаторов макроэкономического развития страны.
Проводя операции с кредитными организациями, Банк России непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочные ставки денежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой ставке.
В настоящее время Банк России с помощью системы инструментов денежно-кредитной политики управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.
Система инструментов денежно-кредитной политики следующая:
1. основные аукционные операции (цель - управление уровнем ставок денежного рынка);
2. операции постоянного действия на срок 1 день (цель - ограничение диапазона колебаний ставок денежного рынка границами процентного коридора);
3. операции «тонкой настройки» (цель - предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора);
4. операции на длительные сроки (цель - улучшение условий проведения основных операций и повышение степени их воздействия на процентные ставки денежного рынка).
Основным инструментом Банка России для управления уровнем процентных ставок денежного рынка являются операции на аукционной основе на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы РЕПО) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы).
Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентная ставка, по которой банки получают (размещают) средства, определяется по итогам аукциона.
Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, акции, иностран-
ная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям, поручительства, золото).
В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционные операции «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Как и основные операции на срок 1 неделя, данные операции проводятся в форме аукционов РЕПО либо депозитных аукционов.
Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции рефинансирования на сроки более 1 месяца, которые позволяют банкам привлекать средства под залог нерыночных активов (прав требования по кредитным договорам, заключенным с нефинансовыми организациями), поручительств, золота. Применение данных инструментов обусловлено ограниченностью объема ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, которые служат обеспечением по основным операциям, а также устойчивым характером и масштабом структурного дефицита ликвидности. Использование операций рефинансирования на сроки более 1 месяца направлено на улучшение условий проведения основных операций и повышение степени их воздействия на процентные ставки денежного рынка, а также на ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций.
Банк России может также осуществлять другие виды операций, в частности эмиссию облигаций Банка России (ОБР), покупку или продажу ценных бумаг на открытом рынке, однако в настоящее время эти операции не проводятся [5].
В заключении следовало отметить, что необходимо продолжать политику Банка России по увеличению достаточности собственного капитала коммерческих банков, сокращения рискованных активных операций в банковской системе, за счет влияния ключевой ставки и эффективного мониторинга, а также учет более «жестких» условий в сценариях развития экономики РФ, в условиях ужесточения внешнеполитической обстановки и внешнеэкономической конъюнктуры.
Список литературы:
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т. 1: пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - XXVI, 486 с.
2. Салихов Б.В. Экономическая теория: учебник / Б.В. Салихов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 724 с.
3. Экономическая теория: учебник / И.П. Николаева, В.Ф. Протас и др. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 528 с.
4. Денежно-кредитная политика тандема Игнатьев-Улюкаев: что они изменили? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhu-s.livejournal. com/269343.html.
5. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cbr.ru.
6. Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски // Вопросы экономики. - 2006. - № 12. - С. 35.
7. Ерохина Ю.В. Денежное предложение Центрального банка и экономический рост: теоретический аспект: автореф. дисс. ... кандидата экономических наук: специальность 08.00.01 - «Экономическая теория». - Москва, 2012 - 36 с.
8. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и на период 2015 и 2016 годов». Утверждено Банком России 8 ноября 2013 года [Электронный ресурс] / Использован официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.
9. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов». Утверждено Банком России 6 ноября 2014 года [Электронный ресурс] / Использован официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.
10. График котировок нефти. Нефтетранспортная территория [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nefttrans.ru/info/quotes/gr.php.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
© Москвина А.В.*
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Рассматривается возможность формирования показателя экономической добавленной стоимости как объёмного показателя качества экономического роста, формирующего ресурсы воспроизводства потенциала развития территорий региона. Проведен сравнительный анализ экономической добавленной стоимости, позволяющей кластеризиро-вать территории с целью формирования управленческих решений по ее увеличению и созданию ресурсов качественного роста.
Ключевые слова экономическая добавленная стоимость, муниципальные образования, качеств экономического роста, потенциал экономического роста, качество воспроизводственной структуры, структура экономической добавленной стоимости, кластеры территорий.
* Старший преподаватель кафедры Экономики и управления бизнес-процессами.