УДК 81'373.221:801.631.5
Тольяттинский государственный университет
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры русского языка, литературы
и лингвокриминалистики
Соколова М.Г.
Россия, г. Тольятти,
e-mail: [email protected]
Togliatti State University, Department of Russian language, literature and linguistic criminalistics Ph.D. (Pedagogy), Associate Professor, Sokolova M. G. Russia, Togliatti e-mail: [email protected]
М.Г. Соколова
ДЕНДРОНИМ КЛЁН КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА С.А. ЕСЕНИНА
В статье рассматриваются компаративные тропы с компонентом-дендронимом клён в поэтических текстах С. А. Есенина как средство репрезентации образной поэтической картины мира автора. Цель статьи - выявить образные парадигмы с компонентом-дендронимом клён и определить специфику их функционирования в поэтических текстах С. А. Есенина. В исследовании анализируется ассоциативно-образный уровень репрезентации поэтической картины мира С. А. Есенина с позиций теории воспроизводимости и парадигматичности поэтических образов, а также лексической семантики. В результате проведенного исследования установлено, что в репрезентации авторской поэтической картины мира преобладают компаративные тропы с образами сравнения двух тематических сфер - Человек и Животное: 1) клён - поведение человека; 2) клён - части тела человека; 3) человек - клён; 4) клён - социальные признаки человека; 5) клён - библейские, мифологические существа; 6) клён - звери. Определены универсальные (клён - кудри, клён - одежда, клён - сторож, лирический герой - клён) и индивидуальные (кленёночек - детеныш животного и клён - конь) образы сравнения. Выявлены способы семантической трансформации традиционных для русской поэзии образных средств: олицетворяющий контекст, авторские тропы, индивидуальные символические значения («клён - предчувствие трагической гибели поэта», «клён - потеря жизненной опоры и стойкости»). Автор приходит к выводу, что существенными особенностями поэтической картины мира С. А. Есенина являются гармоническое единство человека, растительного и животного мира; отношение к дереву как модели человека и мироустройства; связь с народнопоэтической традицией образного параллелизма, посредством которого клён характеризует внешний образ и внутренний мир лирического героя стихотворений.
Ключевые слова: С. А. Есенин, дендроним, поэтическая картина мира, символ, тропы, образная парадигма, семантическая трансформация.
DENDRONYM MAPLE AS A REFLECTION OF THE POETIC IMAGERY OF THE
WORLDVIEW OF S. A. YESENIN
The article deals with comparative tropes with the component-the dendronym maple in the poetic texts of S. A. Yesenin as a means of figurative representation of the author's poetic picture of the world. The purpose of this article is to identify the figurative paradigms with he component-the dendronym maple and to define specifics of their functioning in poetic texts by S. A. Esenin in the aspect of the reflection shaped picture of the world. The study analyzes the associative-figurative level of the representation of the poetic picture of the world by S. A. Yesenin from the standpoint of the theory of reproducibility and paradigmaticity of poetic images, as well as lexical semantics. As a result of the research, it was found that the representation of the author's poetic picture of the world is dominated by comparative tropes with images of comparison of two thematic spheres - Man and Animal: 1) maple - human behavior; 2) maple -parts of the human body; 3) man - maple; 4) maple - social signs of man; 5) maple - biblical, mythological creatures;
© Соколова М.Г., 2020
M.G. Sokolova
6) maple - animals. Universal (maple - curls, maple - clothes, maple - watchman, "yrical hero - maple) and individual images of comparison (maple - baby animal and maple - horse) are defined. The author reveals the ways of semantic transformation of traditional Russian poetry images of comparison: context personifying, author's tropes, individual symbolic means ("maple - poet's tragic death premonition", "maple - loss of stability"). The author comes to the conclusion that the essential features of the poetic picture of the world S. A. Yessenin are the harmonious unity of human, plant and animal life; author's attitude to the tree-like model of man and world; the relationship with the folk poetic tradition of figurative parallelism, through which maple characterises the external image and the inner world of the lyrical poems.
Key words: S. A. Yesenin, dendronym, poetic worldview, the symbol, tropes, figurative paradigm, semantic transformation.
Всесторонний анализ образной картины мира является важнейшей задачей современной лингвистики. Под образной картиной мира понимается «способ образного отражения» окружающей действительности [1; с. 183]. Специфика данной картины мира заключается в том, она формируется прежде всего как поэтическая картина мира: «нормированный язык непосредственно связан с концептуальной картиной мира, язык поэтический (в его специфике) - с образной моделью мира» [1; с. 182]. Это обусловлено значимостью образных средств языка в передаче художественных смыслов поэтического слова. Посредством поэтической картины мира осуществляется авторское мировидение «через отбор, оценку, установление существенных для автора отношений» [2; с. 135].
При этом минимальной единицей - способом выражения образной картины мира - является конкретное слово в поэтическом языке как «исторически изменяющаяся, обогащающаяся и постепенно усложняющая упорядоченная структура» [1; с. 154]. В научных исследованиях данная единица не получила однозначного обозначения: слово-образ [3], понятие-образ [4], экспрессема [1], идеосемантика слова [5].
Структура слова как единицы выражения образной картины мира включает поэтические контексты образного употребления слова в составе тропов различного вида (олицетворения, сочетания с генитивом, сравнения-метафоры, сравнения, метафорические перифразы и т. п.) [1; 6].
Предметом рассмотрения в настоящей статье являются компаративные тропы с компо-нентом-дендронимом клён в поэтических текстах С. А. Есенина как средство репрезентации поэтической картины мира автора. Роль дендронимов в образной системе автора раскрывалась в филологических работах в связи с исследованием идиостиля автора [7-9]. Непосредственно к поэтическому образу клёна в лирике С. А. Есенина обращался М. Н. Эпштейн [10]. Динамика функционирования данного образа в аспекте языковых средств репрезентации в творчестве С. А. Есенина рассмотрена в нашей статье [11]. Несмотря на имеющиеся публикации в области исследуемой проблемы, описание дендронима клён как важного элемента образной поэтической картины мира С. А. Есенина еще не получило исчерпывающего и глубокого освещения в лингвистической литературе. Этим определяется актуальность настоящего исследования.
Цель статьи - выявить образные парадигмы с компонентом-дендронимом клён и определить специфику их функционирования в поэтических текстах С. А. Есенина в аспекте отражения образной картины мира. Достижение поставленной цели связывается нами с решением следующих задач: 1) определить состав образов сравнения, характеризующих клён; 2) установить тематические сферы, послужившие их источником; 3) выявить семантические трансформации универсальных образов сравнения в поэтических произведениях С. А. Есенина.
В предлагаемой работе ассоциативно-образный уровень репрезентации поэтической картины мира С. А. Есенина анализируется с позиций теории воспроизводимости и парадиг-матичности поэтических образов [12; 13], а также лексической семантики [14; 15]. В соответствии с обозначенными позициями компаративные тропы как минимальные единицы ре-
125
презентации авторского поэтического мировидения объединяются в более крупные единицы - образные парадигмы, т. е. инварианты группы близких поэтических образов, связанных отношениями отождествления [13], например, клён - человек.
Кроме того, предпринимаемый анализ осуществляется в аспекте оппозиции «универсальное - индивидуальное», понимаемой нами как устойчивое, повторяющееся в общепоэтическом языке - отражающее специфику авторского идиостиля.
Материалом для исследования послужили 17 поэтических контекстов С. А. Есенина, содержащих 23 примера тропеического словоупотребления дендронима клён. Источником исследуемого материала явился поэтический подкорпус Национального корпуса русского языка1. Новизна проведенного исследования определяется тем, что в нем выявляется семантический потенциал клёна как способа выражения образной картины мира С. А. Есенина.
Как показал анализируемый материал, самыми активными источниками образов сравнения, характеризующих клён, послужили две тематические сферы - Человек и Животное (65% образов сравнения). Активность данных сфер объясняется особенностями миропонимания автора, в соответствии с которым человек, растительный и животный мир неразрывно связаны, образуют гармоническое единство [7].
Представим состав выявленных антропоморфных и зооморфных образов сравнения:
1) клён - поведение человека: Как будто бы на корточки погреться /Присел наш клён перед костром зари (С. А. Есенин. Исповедь хулигана. 1920); Где-то на поляне клён танцует пьяный (С. А. Есенин «Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся...». 1925);
2) клён - части тела человека: Оттого что тот старый клён / Головой на меня похож (С. А. Есенин «Я покинул родимый дом...». 1918); И клёны морщатся ушами длинных веток (С. А. Есенин. Русь советская. 1924);
3) человек - клён:
- состояние лирического героя - клён: Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, /Не дойду до дома с дружеской попойки (С. А. Есенин «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...». 1925);
- возраст лирического героя - клён: Нынче - юность моя отшумела, /Как подгнивший под окнами клён (С. А. Есенин. Сукин сын. 1924); Сам себе казался я таким же клёном, / Только не опавшим, а вовсю зеленым (С. А. Есенин «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...». 1925);
4) клён - социальные признаки человека:
- клён - парень: Или что увидел? Или что услышал? / Словно за деревню погулять ты вышел (С. А. Есенин «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...». 1925);
- клён - сторож: Стережет голубую Русь / Старый клён на одной ноге (С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом.». 1918); и как пьяный сторож, выйдя на дорогу, / Утонул в сугробе, приморозил ногу (С. А. Есенин «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...». 1925);
- клён - бедняк (как социальное понятие): Мой бедный, клён! / Прости, что я тебя обидел. / Твоя одежда в рваном виде, /Но будешь /Новой наделен. /Без ордера тебе апрель / Зеленую отпустит шапку (С. А. Есенин. Весна. 1924);
5) клён - библейские, мифологические и т. п. существа: Вот приходит осень / С цепью клёнов голых, / Что шумит, как восемь / Чертенят веселых (С. А. Есенин. Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве. 1925);
1 Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http:// ruscorpora.ru (дата обращения: 03.01.2020). Все примеры приводятся по данному источнику.
6) клён - звери: Кленёночек маленький матке / Зеленое вымя сосет (С. А. Есенин «Там, где капустные грядки...». 1910); Клён и липы, в окна комнат /Ветки лапами забросив, /Ищут тех, которых помнят (С. А. Есенин «Дорогая, сядем рядом...». 1923).
Специфика функционирования антропоморфных и зооморфных парадигм проявляется в том, что с их помощью характеризуются такие онтологические свойства изображаемой реалии, как густая крона, тонкий ствол дерева, резной лист, движения дерева, падение листьев, послужившие основанием для представленных авторских ассоциаций.
Другой аспект, отражающий специфику функционирования образов сравнения, характеризующих дендроним клён в поэтических контекстах, заключается в их описании по признаку «универсальные (устойчивые, повторяющиеся в русской поэзии) и индивидуальные образы сравнения».
Универсальные для русской поэзии и идиостиля автора парадигмы представлены следующими поэтическими формулами (соответствующие иллюстративные примеры из произведений С. А. Есенина приведены выше): клён - кудри (встречается у В. К. Кюхельбекера, Н. Н. Зарудина, И. О. Лялечкина, А. И. Тинякова); клён - одежда (реализуется у А. С. Хомякова, С. А. Андреевского, П. Н. Васильева, С. В. Петрова, И. Л. Сельвинского, Н. А. Клюева); клён - сторож (используется И. Н. Молчановым, В. В. Маяковским); лирический герой -клён (использует И. Ф. Анненский, А. А. Фет, А. А. Блок).
К индивидуальным образам сравнения, передающим особенности крестьянского авторского мировидения, относятся кленёночек - детеныш животного и клён - конь. С помощью первого образа сравнения картина природы (изображение двух клёнов) уподобляется ситуации кормления детеныша матерью (посредством окказионального диминутива кленёночек и лексемы матка), что позволяет воссоздать гармонию и красоту поэтического мира. Во втором метафорическом сопоставлении осенний листопад ассоциируется с очесыванием коня скребницей: И жёлтый ветер осенницы /Не потому ль, синь рябью тронув, / Как будто бы с коней скребницей, / Очёсывает листья с клёнов (С. А. Есенин. Сорокоуст. 1920).
С. А. Есенин, используя универсальные поэтические формулы и продолжая тем самым общепоэтическую традицию изображения клёна, творчески трансформирует и обновляет их, что также отражает специфику репрезентации поэтической картины мира. Так, в стихотворениях С. А. Есенина впервые в русской поэзии семантический признак 'кудрявый', актуализируемый образом сравнения клён - кудри, реализуется в сочетании с другими признаками ('голова', 'нога', 'смотреть'), формирующими детализированный персонифицированный образ клёна: «множество «клёнов» воссоединилось и обрело образное ядро в клёне, созданном С. Есениным» [10; с. 7]. Данный образ получает воплощение в творчестве последующих поколений поэтов, в частности И. Л. Сельвинского: Только вдруг мой старый клён / Вскинул весело кудрями /И пошел в полупоклон, /Подбоченившись ветвями (И.Л. Сельвинский. Клён. 1934).
Традиционная для русской поэзии метафора клён - одежда получает в творчестве С. А. Есенина обновление в контексте авторского тропа, в котором весеннее расцветание дерева сравнивается с одеванием человека: наделен одеждой, без ордера отпустят шапку.
Устойчивая общепоэтическая ассоциация «лирический герой - клён» в контексте произведений С. А. Есенина получает семантическое осложнение в виде я-дерева, т. е. отождествления лирического героя с клёном. Данное отождествление соответствует авторской концепции дерева как модели человека и мироустройства, сформулированной поэтом в «Ключах Марии» [16]. Кроме того, рассматриваемый персонифицированный образ я-дерева восходит к народно-поэтической традиции образного параллелизма [17].
Дендроним клён в контексте персонифицированного образа я-дерева наполняется индивидуальными символическими значениями и трагической коннотацией: 1) клён - предчувствие трагической гибели поэта, 2) клён - потеря жизненной опоры и стойкости. Данные символические значения выделены нами в контекстах поэтических произведений «Метель»
(1924), «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...» (1925), «Я усталым таким еще не был...» (1923).
Символическое значение «клён - предчувствие трагической гибели поэта» актуализируется с помощью деструктивных образов сравнения клён - позорный столб, клён - гнусавит хрипло: Он просто столб позорный - / На нем бы вешать / Иль отдать на слом (С. А. Есенин. Метель 1924). В контексте стихотворения отмечается параллелизм двух образов - казни дерева и казни лирического героя, которую предчувствует поэт: И первого / Меня повесить нужно, / Скрестив мне руки за спиной / За то, что песней / Хриплой и недужной / Мешал я спать / Стране родной. Поэтический образ сна объясняет причину такого трагического исхода: «мешал спать / Стране родной», т. е. не мирился пассивным бездеятельным существованием.
Символическое значение «клён - потеря жизненной опоры и стойкости» репрезентируется образом сравнения клен - пьяный человек (образ повторяется при характеристике другого дендронима - тополь): Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, / Не дойду до дома с дружеской попойки (С.А. Есенин «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...». 1925) Буря воет, буря злится, / Из-за туч луна, как птица, / Проскользнуть крылом стремится, / Освещая рыхлый снег. / Страшно хочется подраться / С пьяным тополем в саду (С.А. Есенин. Буря воет, буря злится. 1925). Представленный образ сравнения выражает деструктивные значения «хулиганства» лирического героя, жажды разрушения, вызванной внутренним разладом из-за проводимой политики в отношении русской деревни.
Таким образом, дендроним клён является важной частью образной поэтической картины мира С. А. Есенина. В её репрезентации преобладают компаративные тропы с образами сравнения двух тематических сфер - Человек и Животное: 1) клён - поведение человека: гуляет, гнусавит, танцует и др.; 2) клён - части тела человека: ноги, кудрявая голова, уши; 3) человек - клён: лирический герой; 4) клён - социальные признаки человека: бедняк, парень, сторож; 5) клён - библейские, мифологические и т. п. существа; 6) клён - звери: детеныш животного, конь, животное, протягивающее лапу.
По отношению к поэтической традиции образы сравнения, используемые поэтом, распределяются на универсальные (повторяющиеся) для русской поэзии и идиостиля автора парадигмы и индивидуальные, отражающие особенности авторского мировидения. К числу универсальных образов сравнения отнесены клён - кудри, клён - одежда, клён - сторож, лирический герой - клён, которые в образной поэтической картине мира С. А. Есенина получают семантическую трансформацию. Индивидуальными образами сравнения являются кленё-ночек - детеныш животного и клён - конь.
К способам трансформации традиционных для русской поэзии образов сравнения относятся олицетворяющий контекст, с помощью которого формируется детализированный персонифицированный образ клёна, и авторские тропы, обновляющие традиционную для русской поэзии поэтическую формулу клён - одежда.
Семантическое осложнение приобретает общепоэтическая ассоциация лирический герой - клён, которая в контексте произведений С. А. Есенина реализуется в виде «я-дерева» и наполняется индивидуальными символическими значениями и трагической коннотацией: 1) клён - предчувствие трагической гибели поэта, 2) клён - потеря жизненной опоры и стойкости.
Специфика функционирования антропоморфных и зооморфных образов сравнения заключается в том, что они не только ярко и экспрессивно изображают онтологические свойства реалии, но и репрезентируют существенные особенности поэтической картины мира С. А. Есенина. Среди них следует выделить гармоническое единство человека, растительного и животного мира; авторское отношение к дереву как модели человека и мироустройства; связь с народно-поэтической традицией образного параллелизма. С помощью выявленных
образов сравнения характеризуется также внешний образ и драматичный внутренний мир лирического героя стихотворений.
Библиографический список
1. Григорьев В. П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. М. : Наука, 1979. 343 с.
2. Ревзина О. Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике // Проблемы структурной лингвистики. 1985-1987: сборник / Отв. ред. В. П. Григорьев. М. : Наука, 1989. С. 134-151.
3. Кожина М. Н., Баженова Е. А. Художественный стиль речи // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М. : Флинта: Наука, 2003. С. 594-608
4. Поцепня Д. М. Семантика слова в языке и художественной речи // Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография, сост. Л. А. Ивашко и др.; отв. ред. Д. М. Поцепня. Санкт-Петербург, 2002. С. 114-127.
5. Абаев В. И. Понятие идеосемантики // Язык и мышление = Le langage et la mentalité: [сборник статей]. Вып. 11 / Акад. наук СССР, Ин-т языка и мышления. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1948. С. 13-28.
6. Иванян Е. П., Иванова П. С. Прием смешения средств разных стилей в окказиональных сравнениях художественного текста // Наука и культура России. 2016. Т.1. С.155-158.
7. Доманский, В. А. Дендронимы в творчестве С. Есенина // Есенинская энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы: материалы Международной научной конференции, посвященной 111-летию со дня рождения С. А. Есенина / [редкол.: О. Е. Воронова и др.]. М. ; Константиново : Пресса, 2007. С. 189-200.
8. Кур-Кононович И. Роль ивы в поэзии С. А. Есенина // Acta Universitatis lodziensis. Folia lingüistica rossica 14: Jezyk, pragmatyka, komunikacja mi^dzykulturowa = Язык, прагматика, межкультурная коммуникация / pod red. Blumental. Lódz : Wydaw. Uniw. lódzkiego, 2017. С. 99-111.
9. Юшин П. Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М. : Изд-во Московского университета, 1969. 479 с.
10. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М. : Высшая школа, 1990. 303с.
11. Соколова М. Г. Динамика образа клена в лирике С. А. Есенина: лингвопоэтический аспект // Русистика без границ. 2017. Т. 1. № 4. С. 35-40.
12. Кожевникова Н. А. Гнезда тропов русской литературы XIX-XX веков // Избранные работы по языку художественной литературы / Сост. Е. В. Красильникова, Е. Ю. Кукушкина, З. Ю. Петрова; под общ. ред. З. Ю. Петровой. М. : Знак, 2009. С.601-604.
13. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. 2-е изд., исправ. и доп. М. : «Азбуковник», 2004. 527 с.
14. Никитин М. В. Курс лингвистической семантики: учебное пособие по направлению «Филологическое образование». Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 819 с.
15. Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М. : Ленанд, 2006. 184 с.
16. Есенин С. А. Ключи Марии // Сочинения / Сост., вступ. статья и коммент. А. Козловского. М. : Художественная литература, 1991. С. 584-602.
17. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Вступ. ст. И. К. Горского; Коммент. В. В. Мочаловой. М. : Высш. шк., 1989. 404 с.
References
1. Grigor'ev V.P. Poetics of the word: on the material of Russian Soviet poetry. Moscow, Nauka, 1979. 343 p. (In Russ.)
2. Revzina O.G. System-functional approach in linguistic poetics // Problems of structural linguistics. 1985-1987: a collection / ed. V.P. Grigor'ev. Moscow, Nauka, 1989. P. 134-151. (In Russ.)
3. Kozhina M.N., Bazhenova E.A. Artistic style of speech // Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language / ed. M.N. Kozhina. Moscow, Flint: Nauka, 2003. P. 594-608. (In Russ.)
4. Potsepnya D.M. The semantics of the word in language and speech art // Modern Russian language: Lexicology. Phraseology. Lexicography / comp. L.A. Ivashko et al.; ed. D.M. Potsepnya. Saint Petersburg, 2002. P. 114-127. (In Russ.)
5. Abaev V.I. the Concept of ideosemantic // Language and thinking: [collection of articles]. Vol. 11 / Acad. Sciences of the USSR. Moscow; Leningrad, Akad. sciences of the USSR publ., 1948. P. 13-28. (In Russ.)
6. Ivanyan E.P., Ivanova P.S. Reception of mixing of means of different styles in occasional comparisons of the literary text // Science and culture of Russia. 2016. Vol. 1. P. 155-158. (In Russ.)
7. Domanskiy, V. A. Dendronyms in the works of Esenin // Yesenin's encyclopedia: the Concept. Problems. Prospects: materials of the International scientific conference dedicated to the 111th anniversary of S. A. Yesenin's birth / [ed. O. E. Voronova et al.]. Moscow; Konstantinovo, Press, 2007. P. 189-200. (In Russ.)
8. Kur-Kononovich I. The role of eve in the poetry of S.A. Yesenin // Acta Universitatis lodziensis. Folia linguistica rossica: Language, pragmatics, communication intercultural / Ed. I. Blumental. 2017. No 14. P. 99-111. (In Russ.)
9. Yushin P.F. Sergey Yesenin: Ideological and creative evolution. Moscow, Moscow University publ., 1969. 479 p.
10.Jepshtejn M.N. «Nature, the world, hiding of the universe...»: a system of landscape images in Russian poetry. Moscow, Higher school, 1990. 303 p. (In Russ.)
11.Sokolova M.G. The dynamics of the image of a maple in Sergei Yesenin's lyrics: linguistic and poetic aspect // Rusistics without borders. 2017. Vol. 1. No. 4. P. 35-40 (In Russ.)
12.Kozhevnikova N.A. Nests of tropes of Russian literature of the XIX-XX centuries // Selected works on the language of fiction / comp. E.V. Krasil'nikova, E.Yu. Kukushkina, Z.Yu. Petrova; under the general ed. Z.Yu. Petrovoy. Moscow, Sign. 2009. P. 601-604. (In Russ.)
13.Pavlovich N.V. Language of images. Paradigm images in Russian poetry of the language. Moscow, Azbukovnik, 2004. 527 p. (In Russ.)
14.Nikitin M.V. Course of linguistic semantics: textbook. Saint-Petersburg, Herzen university, 2007. 819 p. (In Russ.)
15.Moskvin V.P. Russian metaphor: Essay of semiotic theory. 2nd edition, revised and supplemented. Moscow, Lenand, 2006.184 p. (In Russ.)
16.Veselovsky A.N. Historical poetics. Introduction I.K. Gorsky; Comment. V.V. Mochalova. Moscow, Higher school, 1989. 404 p. (In Russ.)
17.Esenin S.A. Keys of Mary // Essays / Comp., introductory article and commentary by A. Kozlovsky. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, 1991. P. 584-602. (In Russ.)