Научная статья на тему 'Особенности функционирования образной парадигмы "листья - информация" в русской поэзии XIX-XX веков'

Особенности функционирования образной парадигмы "листья - информация" в русской поэзии XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ОБРАЗНАЯ ПАРАДИГМА / МАЛАЯ ПАРАДИГМА / ПРОДУКТИВНОСТЬ И ОБРАТИМОСТЬ ПАРАДИГМЫ / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / ДЕНДРОНИМЫ / АССОЦИАТИВНАЯ СЕМАНТИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗНОСТЬ / КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА / POETIC IMAGE / FIGURATIVE PARADIGM / A SMALL PARADIGM / PRODUCTIVITY AND REVERSIBILITY PARADIGMS / RUSSIAN POETRY / NAMES OF THE TREES / ASSOCIATIVE SEMANTICS / DESCRIPTIVE AND EXPRESSIVE MEANS / IMAGERY / SYMBOL / POETIC FUNCTION / COGNITIVE METAPHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Марина Геннадьевна

В статье особенности реализации образной парадигмы «листья информация» в русской поэзии XIX-XX веков рассматриваются в аспекте теории поэтических парадигм Н.В. Павлович. Выявлены особенности структуры парадигмы «листья информация», наиболее частотные основания для отождествления понятий в составе образной парадигмы, продуктивность малых парадигм «листья (дерево) письменные знаки (лист бумаги)», «листья (дерево) книга (страницы)», «листья (дерево) поэтическое слово» , определены тропеические средства реализации парадигмы «листья информация», охарактеризованы функции тропеических образов и их символические значения. Установлено, что в качестве правого члена образной парадигмы чаще всего выступают следующие понятия: 1) наименования видов письменных знаков, изображений или бумаг с написанным текстом или рисунком; 2) наименования жанров поэзии, стихотворных форм и размеров, обозначения ситуации чтения стихов, 3) наименования разновидностей книг или их частей. Образная парадигма «листья (дерево) информация» в поэтическом тексте реализуется посредством тропов, которые выполняют перцептивно-изобразительную и оценочно-характеризующую функцию. Поэтические образы листьев (деревьев) наполняются индивидуальными авторскими аксиологическими и эмотивными ассоциациями, которые придают им смысловую двуплановость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the figurative paradigm “leaves - information” in the Russian poetry of XIX-XX centuries

The article deals with the peculiarities of realization of the figurative paradigm “leaves-information” in the Russian poetry of XIX-XX centuries in the aspect of the theory of poetic paradigms N.V. Pavlovich. The features of the structure of the paradigm “leaves-information”, the most frequent grounds for comparing of the concepts in the figurative paradigm, the productivity small paradigms by the number of images included in the paradigm, the figurative means of implementing the paradigm “leaves information” are determined, the functions of tropes and their symbolic meanings are characterized. It is established that the figurative paradigm “leaves (tree) information” includes three subordinated small paradigms: “leaves (tree)-written signs (sheet of paper)”, “leaves (tree) book (pages)”, “leaves (tree) poetic word”. As a right element of the figurative paradigm most often are the following concepts: 1) the names of the types of written marks, images, or papers with written text or figure; 2) the names of the genres of poetry, poetic forms and dimensions, situation read poetry, 3) the naming of varieties of books or parts thereof. Shaped paradigm “leaves (tree) information” in a poetic text is realized through tropes that perform perceptive-visual and assessment-characterizing function. Poetic images of leaves (trees) are filled with individual author's axiological and emotive associations that convey the semantic ambiguity of images.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования образной парадигмы "листья - информация" в русской поэзии XIX-XX веков»

УДК 81'373.612.2:801.631.5

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗНОЙ ПАРАДИГМЫ «ЛИСТЬЯ - ИНФОРМАЦИЯ» В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX-XX ВЕКОВ

PECULIARITIES OF THE FIGURATIVE PARADIGM "LEAVES - INFORMATION" IN THE RUSSIAN POETRY OF XIX-XX CENTURIES

©2018

М.Г. Соколова M.G. Sokolova

В статье особенности реализации образной парадигмы «листья - информация» в русской поэзии XIX-XX веков рассматриваются в аспекте теории поэтических парадигм Н.В. Павлович. Выявлены особенности структуры парадигмы «листья - информация», наиболее частотные основания для отождествления понятий в составе образной парадигмы, продуктивность малых парадигм «листья (дерево) - письменные знаки (лист бумаги)», «листья (дерево) - книга (страницы)», «листья (дерево) - поэтическое слово», определены тропеи-ческие средства реализации парадигмы «листья - информация», охарактеризованы функции тропеических образов и их символические значения. Установлено, что в качестве правого члена образной парадигмы чаще всего выступают следующие понятия: 1) наименования видов письменных знаков, изображений или бумаг с написанным текстом или рисунком; 2) наименования жанров поэзии, стихотворных форм и размеров, обозначения ситуации чтения стихов, 3) наименования разновидностей книг или их частей. Образная парадигма «листья (дерево) - информация» в поэтическом тексте реализуется посредством тропов, которые выполняют перцептивно-изобразительную и оценочно-характеризующую функцию. Поэтические образы листьев (деревьев) наполняются индивидуальными авторскими аксиологическими и эмотивными ассоциациями, которые придают им смысловую двуплановость.

Ключевые слова: поэтический образ; образная парадигма; малая парадигма; продуктивность и обратимость парадигмы; русская поэзия; дендронимы; ассоциативная семантика; изобразительно-выразительные средства; образность; когнитивная метафора.

The article deals with the peculiarities of realization of the figurative paradigm "leaves-information" in the Russian poetry of XIX-XX centuries in the aspect of the theory of poetic paradigms N.V. Pavlovich. The features of the structure of the paradigm "leaves-information", the most frequent grounds for comparing of the concepts in the figurative paradigm, the productivity small paradigms by the number of images included in the paradigm, the figurative means of implementing the paradigm "leaves - information" are determined, the functions of tropes and their symbolic meanings are characterized. It is established that the figurative paradigm "leaves (tree) - information" includes three subordinated small paradigms: "leaves (tree)-written signs (sheet of paper)", "leaves (tree) - book (pages)", "leaves (tree) - poetic word". As a right element of the figurative paradigm most often are the following concepts: 1) the names of the types of written marks, images, or papers with written text or figure; 2) the names of the genres of poetry, poetic forms and dimensions, situation read poetry, 3) the naming of varieties of books or parts thereof. Shaped paradigm "leaves (tree) - information" in a poetic text is realized through tropes that perform perceptive-visual and assessment-characterizing function. Poetic images of leaves (trees) are filled with individual author's axiological and emotive associations that convey the semantic ambiguity of images.

Keywords: poetic image; figurative paradigm; a small paradigm; productivity and reversibility paradigms; Russian poetry; names of the trees; associative semantics; descriptive and expressive means; imagery; symbol; poetic function; cognitive metaphor.

Изучение образных средств поэтического языка в аспекте интертекстуальности и воспроизводимости является актуальной проблемой филологических исследований. В настоящее время решение данной проблемы осуществляется на уровне выявления межтекстовых мотивов [1], образных парадигм [2], когнитивных метафор [3]. В научных работах отмечается активный интерес

к теории образных парадигм при исследовании образной системы определенного произведения или идиостиля автора [4 ; 5]. Однако функционирование отдельных образных парадигм на материале поэтических текстов не становилось предметом специального рассмотрения в лингвистических работах.

Цель статьи - выявить особенности реализации образной парадигмы «листья - информация» в русской поэзии Х1Х-ХХ веков в аспекте теории инвариантности и воспроизводимости поэтических образов. Материал исследования - фрагменты текстов поэтических произведений Х1Х-ХХ веков, содержащих тропеические образы, репрезентирующие образную парадигму «листья - информация». Источником материала для исследования послужил поэтический корпус Национального корпуса русского языка [6], «Словарь поэтических образов...» Н.В. Павлович [7]. Общий объем выборки составил 35 поэтических фрагментов.

В данной статье мы исходим из идеи инвариантности и воспроизводимости словесных образов, в соответствии с которой в поэтической традиции существуют устойчивые образные парадигмы. Под парадигмой образов понимается инвариант группы сходных образов, который состоит из двух устойчивых смыслов, связанных отношениями отождествления [2, с. 14], например, «листья (дерево) - информация». Инвариант образов выделяется путем сопоставления, суммирования текстов одного или нескольких авторов, содержащих повторяющиеся образы. В поэтических текстах образный инвариант воплощается во множестве вариантов, получающих индивидуальное языковое выражение и идейное содержание.

Прежде чем мы охарактеризуем парадигму «листья (дерево) - информация» как единицу поэтического языка, отметим, что данная ассоциация свойственна и общенародному языку и отражает общее для всего народа видение мира. В системе современного русского языка эта ассоциация реализуется в виде омонимов «лист растений - лист бумаги, книги и т.п.», образовавшихся в результате распада полисемии [8]. Очевидно, здесь изначально наблюдается два вида переноса значения: метафора (сходство по признакам «тонкий, плоский») и метонимия (книга состоит из листов, книга изготавливалась из дерева). Подтверждение этому предположению можно найти, обратившись к

этимологии общеславянского слова лист, которое родственно, например, др.-прусск. laiskas «книга» [9]. Слово, называющее часть растения (лист), послужило наименованием предмета. Пример метонимического переноса с участием дендронимов в немецком языке приведен в исследовании А.Р. Хисма-товой: «Buch «книга» < Buche «бук». Явление метонимии обусловлено развитием древ-негерманского письма: буковые дощечки служили удобным писчим материалом. Лексемы русского языка буква, букварь, букинист, букинистический этимологически связаны с нем. Buche именно благодаря названной метонимии и ее проникновению в славянские языки» [10, с. 63]. Приведенный факт из немецкого языка позволяет предположить, что парадигма «листья (дерево) - информация» может быть лексической универсалии.

В русской поэзии парадигма «листья (дерево) - информация» значительно расширяет образные возможности, заданные системой языка. Названная парадигма включает три малых парадигмы, выделяемых на основе правого компонента - слова-ассоци-ата: «листья (дерево) - письменные знаки (лист бумаги)», «листья (дерево) - книга (страницы)», «листья (дерево) - поэтическое слово» [7, с. 625-626]. Рассмотрим обозначенные образные парадигмы.

1. Самой многочисленной по количеству образов, её реализующих, является парадигма «листья (дерево) - письменные знаки (лист бумаги)», насчитывающая 19 образов. Основанием сопоставления при создании образов дендронимов являются существительные, обозначающие виды письменных знаков, изображений или бумаг с написанным текстом или рисунком: тетрадь, узор, архив, письмо, записка, расписка, письмена, транспарант, карточки, иероглифы, лист бумаги, резьба. Перечисленные слова образуют частные парадигмы в составе рассматриваемой парадигмы. При этом нами выделены три частные парадигмы, отсутствующие в «Словаре поэтических образов...» Н.В. Павлович: «клен - тетрадь», «тополь - архив», «клен - резьба».

Наиболее многочисленной является частная парадигма «листья (дерево) - узор» (включает 5 образов). Из-за ограничений в объеме статьи приводим малую часть примеров: Изнежена малина. Клен разузо-рен. Ночами тьма бездонна (И. Северянин. Вуалетка. 1908-1912); Клен отдает со вздохом и поклоном последний свой узорный образок (В.В. Набоков. Осень. 1922); Я смотрю, как в ясном небе надо мной / Обнимается зеленый клен с сосной, / Как рисуется по дымке облаков / Подвижной узор причудливых листов (К.К. Случевский. На кладбище. 1860) и др. [6].

Далее по количеству образов следуют парадигмы «листья (дерево) - письмо» (3 образа), «листья (дерево) - записки (расписки)» (2 образа): По стенам комнатушки разбросаны / Наших кленов последние письма (И.В. Елагин. «По стенам комнатушки разбросаны.». 1939-1953) [6]; Ещё и осени не близко, /Еще и свет гореть - не связан, / а я прочел тоски записку, / потерянную желтым вязом (Н. Асеев. 1919) и др. [7, с. 625].

Остальные частные парадигмы представлены единичными образами дендрони-мов (в совокупности 9 образов). Например: «клен - архив» (Снега нет в полях тоскливых, / И опять, уйдя с полей, / Память роется в архивах / Пожелтевших тополей (И.П. Уткин. Память. 1937), «клен - тетрадь» (Клен ревнует (экой дядя), / Он трясет листы тетрадью: Audiatur nostra pars! (И.Л. Сельвинский. Осень. 1923), «клен -резьба» (Раскинет резьбу изумрудного клена / И долгою песней зеленого звона / Чарует дремотную лень (К.Д. Бальмонт. Славянское древо. 1907) [6], «листок - транспарант» (Светила и преисподни / Дитя: виноград! смарагд! / Твой каждый листок - Господня / Величия - транспарант (М. Цветаева. 1935), «листья - лист бумаги» (Наш сад многолистажен (В. Соснора. 1979) [7, с. 626] и др.

По данным словаря Н.В. Павлович, парадигма «листья (дерево) - письменные знаки (лист бумаги) » является обратимой, то есть способной менять направленность

отождествления двух понятий [2, с. 97]. Так, с листьями могут сопоставляться такие понятия, как бумаги, телеграммы, объявления, карточки. Например: Жизнь меняет оперенье, / и летят, как лист в леса, / телеграммы, / объявленья, милых женщин адреса (А. Вознесенский. Римские праздники. 1996) [7, с. 695].

2. Второй по продуктивности является парадигма «листья (дерево) - поэтическое слово», включающая 11 образов дендрони-мов. В качестве основания для сопоставления выступают наименования жанров поэзии, стихотворных форм и размеров, обозначения ситуации чтения стихов: гимн, стихи, поэма, секстина, силлабически, просить слова. В рамках данной парадигмы нами выделено два оригинальных образа, отсутствующих в «Словаре поэтических образов...» Н.В. Павлович: «листья - гимн», «листья просят слова».

Больше всего образов основано на сопоставлении «листья - стихи» (4 образа): У меня есть тоже дом и сад / С вишнею, шиповником, сиренью. /Пусть они сейчас прошелестят, / Словно ветер, по стихотворенью (И.В. Елагин. «С перевала вновь на перевал...». 1976-1982) [6]; Мне лишь бы смысл в стихах листва приподнимала, / Братался листьев шум со строчкой стиховой (А. Кушнер. «Когда шумит листва, тогда мне горя мало.») [7, с. 626].

Остальные образы дендронимов распределяются по частным парадигмам «листья - поэтическая форма» (2 образа), «листья - поэма» (1 образ), «крона читала Тацита» (1 образ) [7], «листья - гимн» (1 образ), «листья просят слово» (1 образ). Проиллюстрируем приведенные парадигмы некоторыми примерами: А под влагою целебной /Дождевых алмазных слез /Шепчут тучам гимн хвалебный Василек и колос хлебный, /Листья кленов и берез. (Е.Е. Нечаев. Дождь. 1892); Я вышел снова, / Стихом размеренным звеня, / И тополя просили слова / В порядке прений у меня [А.А. Прокофьев. «Любимая...». 1927-1928) [6].

3. Парадигма «листья - книга (страницы)» включает 5 образов дендронимов, основанных на сопоставлении с лексемами, обозначающими разновидности книг или их части: книга, страница, Коран. Приведем иллюстративные фрагменты: Вот и сердцу легче стало, / Ветра теплая рука / По листу перелистала Книгу клена-старика (В Т. Шала-мов. «Упоительное бегство...». 1937-1956) [6]; Шуршала листва, как страницы Корана (Е. Евтушенко. Петух в Бейруте. 1967) [7, а 626].

По нашим наблюдениям, парадигма «листья (дерево) - информация» реализуется в поэтических произведениях с помощью метафоры (По стенам комнатушки разбросаны / Наших кленов последние письма (И.В. Елагин. «По стенам комнатушки разбросаны.». 1939-1953), олицетворения (Снега нет в полях тоскливых, / И опять, уйдя с полей, /Память роется в архивах /Пожелтевших тополей (И.П. Уткин. Память. 1937) [6]; сравнения (Силлабически литья шуршат (И.В. Одоевцева. «Золотой Люксембургский сад.» 1961) [7, с. 626], эпитета (узорчатые клены, / Густые липы Севра и Медона, / Ваш черный дым встает под небеса! (Е.Г. Полонская. Дубы Сен-Клу. 1940), сочетания тропов - олицетворение + метафора + эпитет (Я смотрю, как в ясном небе надо мной / Обнимается зеленый клен с сосной, / Как рисуется по дымке облаков / Подвижной узор причудливых листов (К.К. Случевский. На кладбище.1860) [6].

Большинство представленных тропеи-ческих образов имеют ассоциативную семантику, базирующуюся на аналогиях между любыми объектами действительности [11, с. 60]. По своему функциональному значению данные образы можно распределить на две группы.

К первой группе относятся те из образов, которые основаны на ассоциативном сходстве сопоставляемых денотатов в реальной действительности. Они выполняют, как правило, перцептивно-изобразительную функцию, связанную с усилением выразительности и наглядности изображе-

ния объекта восприятия. Например, шелест листьев подобен шелесту книги (И как книга, раскрытая сразу на всех страницах, / лавр шелестит на выжженной балюстраде (И. Бродский), шелест листьев может напоминать человеческую речь (Шурши, осенний царственный виссон, / Нашептывай секстину о поэте (Б. Лившиц); про поэму / Чуть шелестят у листьев лезвия (В. Соснора), разлетающиеся на ветру листья вызывают ассоциацию с листами бумаги (И летят листы златые, / словно карточки твои. / Твои карточки, как листья, / так сухи, печальны так (Т. Кибиров. 1990) [7] и т.п.

Ко второй группе относятся поэтические образы, основанные на индивидуальных ассоциациях и выполняющие оценочно-характеризующую функцию, связанную с передачей субъективных функциональных значений. Листья как объект восприятия лирического героя включаются в контекст его судьбы и приобретают символические смыслы: аксиологические (выражающие социальные и культурные интересы, предпочтения) и эмотивные (отражающие различные чувства и эмоции) [12, с. 78]. Рассмотрим данные символические значения, выделенные в соответствии с устойчивыми поэтическими ассоциациями в семантической сфере «информация»:

- листья (дерево) - творческое вдохновение: деревья становятся собеседниками лирического героя, читают стихи (Что взгляд окрест - багряный стих (Вяч. Иванов),

- листья (дерево) - воспоминания и психологический мир лирического героя (тоска, минувшая любовь и др.): Память роется в архивах / Пожелтевших тополей (И.П. Уткин); Наших кленов последние письма (И.В. Елагин) и др.

- листья (дерево) - пророчество, тайный поворот в судьбе (записки с Гефсиман-скими прожилками. / Сладко и страшно развернуть! (А. Вознесенский) и др.

В формировании данных образов большую роль играет семантика глаголов и глагольных форм: листья бегут, струятся,

срываются, летят, стелются, шуршат на ветру, кружатся в воздухе, опадают. Характер движения определяет включение образа листьев в смысловую оппозицию -«возвышенное - низкое». С одной стороны, образы листьев имеют положительную коннотацию: листья - транспарант величия Господня, крона читала Тацита, листва -страницы Корана, с другой - отрицательную: листья - сухие карточки, смятая в руке и опавшая смета и др.

Таким образом, образная парадигма «листья (дерево) - информация» имеет сложную структуру, включает три подчиненные малые парадигмы: «листья (дерево) - письменные знаки (лист бумаги)», «листья (дерево) - книга (страницы)», «листья (дерево) - поэтическое слово». Выделяются три группы понятий семантической сферы «информация», с которыми сопоставляются листья в поэтических текстах:

1) наименования видов письменных знаков, изображений или бумаг с написанным текстом или рисунком; 2) наименования жанров поэзии, стихотворных форм и размеров, обозначения ситуаций чтения стихов, 3) наименования разновидностей книг или их частей.

Образная парадигма «листья (дерево) - информация» в поэтических произведениях реализуется двумя группами образов, которые выделяются на основе функционального значения: 1) образы, выполняющие перцептивно-изобразительную функцию, 2) образы, выполняющие оценочно-характеризующую функцию. Поэтические образы листьев (деревьев) наполняются индивидуальными авторскими аксиологическими и эмотивными ассоциациями, которые придают им смысловую двуплановость.

* * *

1. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной. »: Система пейзажных образов в русской поэзии. М. : Высшая школа, 1990. 303 с.

2. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. 2-е изд., исправ. и доп. М. : Азбуковник, 2004. 527 с.

3. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка : монография. Екатеринбург : Урал. ун-т ; Омск : Омский гос. ун-т, 1999. 268 с.

4. Павлова Л.В. Парадигмы 1907 года: «Ярь» С. Городецкого и «Эрос» Вяч. Иванова : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Смоленск : СГПИ, 1994. 20 с.

5. Смагина О.А. Поэтический мир Николая Гумилёва: «Огненный столп» : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Смоленск : СГПИ, 2000. 18 с.

6. Национальный корпус русского языка. URL: http:// ruscorpora.ru (дата обращения: 23.04.2018).

7. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XVIII-XX веков. В 2 т. Т. 2. 2-е изд., стереотип. М. : Эдиториал УРСС, 2007. 848 с.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL: https://dic.academic.ru /dic.nsf/ogegova/277929 (дата обращения: 23.04.2018).

9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. URL: https://dic.academic.ru /dic.nsf/vasmer/42617 (дата обращения: 23.04.2018).

10. Хисматова А.Р. Дендронимы в башкирском и немецком языках : дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2005. 145 с.

11. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. 2-е изд., стереотип. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2004. 166 с.

12. Климовская Г.И. Лингвопоэтика : учебное пособие. М. : Флинта, 2016. 141 с. URL: https://e.lanbook.com/book/78119#authors (дата обращения: 31.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.