ОТ РЕДАКТОРА / EDITOR'S NOTE
День Сибири — несостоявшийся праздник / The Day of Siberia - a Holiday that Has not Taken Place
Уважаемый читатель, добрый день нового, 2022 года!
В 2021 г. отмечалось 440-летие со дня вступления русских казаков под предводительством атамана Ермака в столицу Сибирского ханства Искер (она же Сибирь и Кашлык). 8 ноября малоизвестный праздник - День Сибири отмечался в 140-й раз. Появился он в 1881 г. в день 300-летия присоединения Сибири к Российскому государству - 26 октября 1581 г. (или 8 ноября по новому стилю).
Сибирь понимается автором как территория от Уральских гор до Дальнего Востока, а более конкретно - до водораздельных хребтов, идущих вдоль Тихого океана. Последующее многократное сокращение относившейся к ней территории, осуществленное в советский и постсоветский периоды из политических соображений, не имеют особого значения в контексте рассмотрения данной проблематики. В терминологическом смысле автор определяет ее как мегарегион.
У значительной части населения России, да и Сибири, бытуют представления о том, что до прихода русских это была малонаселенная территория, на которой проживали редкие и нецивилизованные племена аборигенов, не знавшие, что такое государство и мировые религии. Однако это совсем не так. Политическая история мегарегиона, именуемого Сибирью, ничем не уступает европейской и североамериканской. Первобытные люди появились здесь около 800 тыс. лет назад. Заселение Евразии, в том числе юга Сибири, происходило с запада с первой миграционной волной древнейших гоминидов (homo erectus), вышедших за пределы Африки почти 2 млн лет назад. В Прибайкалье, по мнению ученых, человек пришел не менее 300-400 тыс. лет назад. Самые древние обнаруженные стоянки по побережью озера датируются возрастом 20-25 тыс. лет, и жили в них европеоиды. Появление монголоидов в этом районе фиксируют 7 тыс. лет назад.
Первым государством на территории Сибири была держава хунну. В IV в. до н. э. они образовали племенной союз. В I в. до н. э. их правитель Модэ создал могучую державу с населением около 1,5 млн человек. В ней жили представители монголоидной и европеоидной рас, но уже преимущественно первой. Могущество державы хунну продолжалось до I в. н. э., когда она угрожала Китаю и контролировала центральноазиатскую часть Великого шелкового пути. В ходе непрерывных войн с Китаем и соседними народами держава ослабела и распалась. Но в IV в. из разбитых родов хунну и муюнов сложилось государство жужаней. В 411 г. их вождь Шелунь покорил саянских динлинов и кыргы-зов, а в 424 г. - разгромил столицу северокитайской империи Тоба-Вэй. Жу-жаньский каганат владел землями на север от песчаной степи до Байкала, а на юг - до пустыни Гоби.
С другой стороны нашей страны в V-VII вв. славянские земледельцы, пчеловоды, охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по ВосточноЕвропейской равнине и к VIII в. стали там доминировать. Их многочисленные
племена географически разделились на южных, западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы.
А в будущую центральную часть страны пришли тюрки и в 552 г. под руководством своего вождя Тумэна разгромили жужаней и создали Тюркский каганат, власть которого распространялась по всей полосе евразийских степей от Желтого моря до Черного. Но в 581 г. великая держава распалась на два враждующих и неустойчивых объединения - Западный каганат с центром в Семиречье и Восточный - с центром в Монголии. Последний быстро пришел в упадок и в 630 г. пал под ударами армии Китайской империи, а через 20 лет пал и Западный. В 682 г. образовался второй Тюркский каганат восточных тюрок, основателем которого считается Гудулу, ходивший на север и покоривший степь. Его брат и преемник Мочжо разбил киданей и объединил тюркоязычные и мон-голоязычные народы Центральной Азии. Вскоре каганат распространил свою власть на земли Забайкалья, Семиречья, Маньчжурии. Территории Алтая и Тувы представляли его северную окраину. В 742 г. объединенные силы уйгуров, карлуков и басмылов разбили ослабленных внутренней борьбой тюрков, а спустя два года, в 744 г., погиб его последний каган Озимш.
На месте Тюркского каганата возник Уйгурский каганат, территория которого уже при первом его кагане Пейло расширилась от Маньчжурии до Алтая и от Китая до Байкала. По всей его площади велось массовое строительство городов. Основной отраслью хозяйства было пастбищное скотоводство. Большую роль играло земледелие, производство железа, добыча цветных и драгоценных металлов, ремесло. Уйгуры пользовались рунической письменностью, имевшей широкое распространение в государстве. Часть населения исповедовала буддизм, многие остались шаманистами. В 763 г. государственной религией было провозглашено манихейство. В Уйгурии была и христианская община, но за участие в оппозиции она была уничтожена. В борьбе с Кыргызским каганатом на территории современной Тувы уйгуры создали огромную систему пограничных укреплений с 17 крепостями. В 840 г. уйгуры были разбиты, каган убит в результате предательства военачальников.
История победителей уйгуров - кыргызов началась в VI в., когда в Минусинской котловине в процессе смешения ряда племен сформировался новый племенной союз, получивший наименование хягассов. Это были белокожие рыжеволосые и голубоглазые европеоиды. В VI-VII вв. енисейские кыргызы с подвластными таежными народами образовывали периферийный удел цен-тральноазиатских государств во главе с наместником. В начале VIII в. местные беки и иналы начали борьбу за отделение от Тюркского каганата и образование собственного государства. В начале IX в. Кыргызское государство обрело независимость, его правитель объявил себя каганом. В ответ уйгуры начали в 820 г. войну с кыргызами, которая продолжалась с переменным успехом около 20 лет. В 840 г., как уже упомянуто выше, кыргызы, разбив уйгурские войска и захватив их столицу - Орду-Балык, стали новыми хозяевами степей. В середине IX в. Кыргызский каганат на западе ограничивался Иртышом, на востоке - Ангарой и Селенгой, на юге - пустыней Гоби.
Кыргызский каганат находился на пике своего могущества до 925 г. Управление государством осуществлялось сложным бюрократическим аппаратом, во главе которого стоял каган из рода Ажо. Чиновники были разделены на шесть разрядов. Развитая экономика опиралась на комплексное многоотраслевое хозяйство: плужное, в основном орошаемое, земледелие, пастушеское скотоводство, горное дело и различные ремесла. Велась широкая внутренняя и внешняя торговля. Использовалась енисейская руническая письменность. В IX в. среди населения распространяются мировые религии - буддизм, манихейство, которые были восприняты частью знати. Кыргызы, по-видимому, стали причиной ухода древних угров-мадьяр из Приуралья, которые, двигаясь на запад, основали государство на Дунае. Как и большинство подобных ранне-государственных образований, Кыргызский каганат распался из-за внутренних неурядиц. Но его ядро на Верхнем Енисее оставалось до завоеваний Чингисхана (1293 г.). В Х-ХШ вв. он занимал всю Западную Сибирь и Минусинскую котловину до Ангары. Здесь он граничил с землями курыкан, которые для своей защиты выстроили линию крепостей.
Новый виток политической истории современной Сибири связан с кида-нями, в чьих племенных образованиях с середины IX в. начался переход к оседлости, а через это развитие ремесел, добычи и обработки железной руды и изготовления оружия. В 870-890 гг. кидани покорили соседние тюрко-монголь-ские и тунгусские племена. После падения династии Тан в Китае положение киданей резко изменилось. Начавшаяся в Поднебесной феодальная междоусобица и распад Уйгурского ханства, чьими вассалами они являлись, создали благоприятные условия для их усиления, и они стали играть большую роль в жизни Китая. После падения Кыргызского каганата территории Монголии оказались свободными, что позволило киданям включить их в состав собственного государства. Государство киданей, называвшееся империей Ляо, просуществовало более 200 лет до 1125 г., когда его уничтожили чжурчжэни. В его составе оказалась южная часть нынешней Сибири. Язык киданей лег в основу монгольского литературного языка. Значительное распространение получил буддизм. Численность населения достигала 3 млн 800 тыс. человек, оно вело оседлый и частично кочевой образ жизни. В стране было 5 столиц и 150 крепостей.
Судьбоносные процессы, оказавшие радикальное влияние на тогдашний мир и Древнерусское государство в том числе, начались в прибайкальской части нашего мегарегиона в VII в., когда сюда стали проникать кочевые племена - носители раннемонгольской культуры. В XI в. Восточное Забайкалье вошло в состав государственного объединения Хамаг Монгол Улс, первым ханом которого стал Хабул, дед Чингисхана. В 1190 г. Темучин в возрасте 28 лет занял в нем трон. Он объединил монгольские земли, и в 1206 г. на р. Онон на курултае монгольская феодальная знать провозгласила его Чингисханом, т. е. Великим ханом. В 1207 г. о своей покорности ему заявили кыргызы, и держава Чингисхана включила в свой состав всю южную и центральную части Восточной Сибири, хотя отдельные племена продолжали сопротивляться до 1217 г. В течение 12201270 гг. образовалась Монгольская империя, простиравшаяся от берегов Желтого
моря до Передней Азии и Восточной Европы. В ходе распада Монгольской империи ее западносибирские владения отошли Золотой Орде, в которой в XIV в. выделилось Тюменское ханство - ядро будущего Сибирского ханства.
Вот мы и подошли к завершающей части сибирской политической драмы. В 1469 г. хан Ибак при поддержке ногайских мурз Мусы и Ямгурчи захватил власть в Тюменском улусе. При поддержке хана Большой Орды Ахмада они нанесли поражение сыну Абулхайра Шейх-Хайдару. В результате произошел политический раскол Кок-Орды и оформление владений Сибирского ханства в Западной Сибири. Во время правления Ибака ханство достигло наибольшего могущества, противостоя кочевым узбекам в Приаралье и хану Большой Орды Ахмаду. На следующий год после Великого стояния русских и монгольских войск на р. Угре, в 1481 г., Ибак совместно с Мусой и Ямгурчи нанес поражение Ахмаду, после чего началась совместная история России и Сибири. В том же году Ибак заключил с великим князем московским Иваном III договор о торговле, в 1483 г. - о дружбе и союзе.
В 1495 г. хан Ибак был убит во время мятежа знати, которую возглавил мурза Махмет Тайбуга. Этот год принято считать годом основания Сибирского ханства. Тайбуга объединил татарские улусы по рекам Тобол и Иртыш и сделал столицей город Кашлык (Искер, Сибирь). Сибирское ханство включало территорию Прииртышья, Притоболья, Барабинской степи, Приобья, населенные тюрко- и угроязычными племенами, которые постепенно консолидировались в татарский этнос. Сибирское ханство представляло собой объединение улусов, практически не зависимых друг от друга и слабо связанных с Кашлыком - ставкой хана. Однако все улусы платили хану дань. На западе ханство подпирали Уральские горы, а по восточной стороне тянулись владения «Пегой Орды» -союза племен селькупов и кетов, бывших с Сибирским ханством в хороших отношениях. На севере ханство подступало к дельте р. Оби, а на юге граничило с Ногайской Ордой и Казахским ханством. Также в земли Сибирского ханства входили бассейны рек Иртыша и Оби. Государственной религией в ханстве был ислам. Население занималось кочевым скотоводством, земледелием, охотой, ремеслами (гончарным, скорняжным, прядением, ткачеством, металлообработкой), торговлей со Средней Азией, Ногайской Ордой, Казанским ханством, Монголией, Западным Китаем, Русским государством.
А в это время на другой стороне земли, в Центральной Америке, развивались похожие процессы. В 1519-1521 гг. испанский авантюрист Э. Кортес по собственной инициативе покорил могущественное государство ацтеков и расширил испанские владения в Южной Америке.
С усилением русского давления на Сибирское ханство в середине XVI в. власть ханов из рода Махмета Тайбуги ослабла, и в 1555 г. Едигер признал себя вассалом Русского государства. Но в 1563 г. шибанид Кучум из Бухарского ханства, свергнув тайбугидов Едигера и Бекбулата, захватил власть в Сибирском ханстве. Он демонстрировал лояльность и платил дань Москве, пока не нарастил силы, а затем убил московского посла. Дипломатически это означало объявление войны. Но Иван Грозный не отреагировал, так как вел Ливонскую войну. Кучум в 1572 г. начал борьбу против русского влияния в Приуралье.
В ответ на это были организованы русские походы на Сибирское ханство. В 1581 г. казачий атаман Ермак, нанятый промышленниками Строгановыми, так же без царского ведома, как Кортес, организовал поход в Сибирь, разгромил Кучума и занял Кашлык. Сибирское ханство распалось на ряд улусов. Но только после гибели Кучума (1598 г.) оно было присоединено к Русскому государству. На юге Восточной Сибири после распада Монгольской империи в XIV в. образовалось Ойратское ханство. К приходу русских оно находилось в состоянии внутреннего распада, что существенно облегчило казакам продвижение на его земли. Но весь XVII и начало XVIII в. русским в Южной Сибири пришлось воевать с Джунгарским ханством, претендовавшим на эти земли. В Забайкалье же и Приамурье они столкнулись с Маньчжурской империей Цин.
И в заключение несколько слов о наименовании этой части континента. Топоним «Сибирь» употреблялся русскими как минимум с 1407 г., когда летописец указал, что убийство хана Тохтамыша произошло в «Сибирской земле». Поскольку это указание неопределенно, большинство историков считает первым русским источником, где Сибирь впервые употребляется как географическое название, «Архангельскую летопись» 1483 г. Согласно ей, по западным и восточным склонам Уральских гор, вплоть до Иртыша, лежала Югорская страна, а на юго-запад от Югры, за Тюменью, простиралась земля Сибирская, населенная самоядью. С тех пор в русских летописях название «Сибирь» употреблялось регулярно. Сибирское ханство - это чисто русское название. Сам Кучум не именовал себя ханом Сибирским, ему достаточно было быть потомком Чингисхана из династии Шибанидов, внуком хана Ибака, наследником Большой Орды. А сегодня сибиряк - это самоназвание проживающих в мега-регионе людей, значимый элемент их политической культуры.
Так почему же не отмечается 8 ноября День Сибири? Да потому, что история ее началась гораздо раньше Ермака. Эта история для сибиряков - память их земли, следовательно, и изучать ее нужно с самого начала и во всех школах мегарегиона.
Ю. А. Зуляр