Научная статья на тему 'День памяти «про́клятых солдат»: коммеморативные практики в современной Польше'

День памяти «про́клятых солдат»: коммеморативные практики в современной Польше Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
675
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Партия «Право и справедливость» / партия «Гражданская платформа» / «проклятые солдаты» / Армия Крайова / историческая политика / коммеморация / Институт национальной памяти в Польше / Витольд Пилецкий / „Law and Justice” party / „Civic Platform” party / „cursed soldiers” / Armia Krajowa / historical policy / commemoration / Institute of National Remembrance in Poland / Witold Pilecki

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анна Романовна Лагно

С 1 марта 2011 г. в Польше отмечается Национальный день памяти «прóклятых солдат» (Narodowy Dzień Pamięci «Żołnierzy Wyklętych») — участников антикоммунистического подполья 40–50‑х годов XX в., которые пытались не допустить советизации Польши и подчинения ее СССР. Учреждение этого государственного праздника инициировал в 2010 г. тогдашний президент Польши, один из лидеров партии «Право и справедливость» (ПиС) Л. Качиньский. На обсуждении закона о Национальном дне памяти «прóклятых солдат» в Сейме депутаты двух главных противоборствующих партий почти в единодушном порыве проголосовали за принятие этого закона, Сенат принял законопроект, не внеся в него никаких поправок. После подписания его президентом Б. Коморовским, с 1 марта 2011 г., в Польше стал отмечаться еще один государственный праздник. В 2015 г., после того как ПиС одержала победу и на президентских, и на парламентских выборах, тема «прóклятых солдат» стала одной из ключевых в исторической политике правящей команды. Партия «Гражданская платформа», вынужденная пересесть в парламенте на скамьи оппозиции, забила тревогу, обвиняя ПиС в переписывании истории и примитивизации образа антикоммунистического подполья. Таким образом, память о «прóклятых солдатах» из элемента, объединяющего политических противников, превратилась в тему для дискуссий и политической борьбы. В статье предпринимается попытка показать, каким образом ПиС использует увековечивание памяти о «прóклятых солдатах» в своих политических целях, в том числе и для борьбы с оппозицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Day of Remembrance of the “Cursed Soldiers”: commemorative practices in contemporary Poland

Since 1 March 2011 Poland has marked the National Day of Remembrance of the „Cursed Soldiers” (Narodowy Dzień Pamięci “Żołnierzy Wyklętych”) — members of the anti-Communist underground in the 1940s and 1950s who tried to prevent Poland’s sovietisation and subordination to the USSR. The idea of establishing such a state memorial day was expressed in 2010 by Lech Kaczyński, the then President of Poland and one of the leaders of the Law and Justice Party (L&J). During the debates on the Bill of the National Day of Remembrance in the Sejm, the deputies of the two main opposing parties voted in favour almost unanimously and the Senate approved it without making any changes. After President Bronisław Komorowski signed it on 1 March 2011, Poland acquired an additional state holiday. In 2015, after the Law and Justice Party won both the presidential and parliamentary elections, the issue of the „cursed soldiers” turned into one of the key questions in historical policy. The „Civic Platform” party, forced to move over to the opposition benches in parliament, sounded the alarm, accusing the L&J party of rewriting history and primitivising the image of the anti-Communist underground. Thus, the memory of the “cursed soldiers” transformed from an issue that united political opponents to a topic for arguments and political struggle. The article attempts to show how the L&J party used the preservation of the memory of the “cursed soldiers” for its own political purposes, including its fight against the opposition.

Текст научной работы на тему «День памяти «про́клятых солдат»: коммеморативные практики в современной Польше»

ЦЕИ. 2018. 1 (10). С. 269-288 ISSN 2619-0877

Анна Романовна Лагно

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Восточной Европы после Второй мировой войны Института славяноведения РАН; старший преподаватель кафедры международных организаций и проблем глобального управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия. E-mail: [email protected]

День памяти «проклятых солдат»: коммеморативные практики в современной

Польше

С 1 марта 2011 г. в Польше отмечается Национальный день памяти «проклятых солдат» (Narodowy Dzien Pami^ci «Zolnierzy Wyklgtych») — участников антикоммунистического подполья 40-50-х годов XX в., которые пытались не допустить советизации Польши и подчинения ее СССР. Учреждение этого государственного праздника инициировал в 2010 г. тогдашний президент Польши, один из лидеров партии «Право и справедливость» (ПиС) Л. Качиньский. На обсуждении закона о Национальном дне памяти «проклятых солдат» в Сейме депутаты двух главных противоборствующих партий почти в единодушном порыве проголосовали за принятие этого закона, Сенат принял законопроект, не внеся в него никаких поправок. После подписания его президентом Б. Коморовским, с 1 марта 2011 г., в Польше стал отмечаться еще один государственный праздник. В 2015 г., после того как ПиС одержала победу и на президентских, и на парламентских выборах, тема «проклятых солдат» стала одной из ключевых в исторической политике правящей команды. Партия «Гражданская платформа», вынужденная пересесть в парламенте на скамьи оппозиции, забила тревогу, обвиняя ПиС в переписывании истории и примитивизации образа антикоммунистического подполья. Таким образом, память о «проклятых солдатах» из элемента, объединяющего политических противников, превратилась в тему для дискуссий и политической борьбы. В статье предпринимается попытка показать, каким образом ПиС использует увековечивание памяти о «проклятых солдатах» в своих политических целях, в том числе и для борьбы с оппозицией.

Ключевые слова: Партия «Право и справедливость», партия «Гражданская платформа», «проклятые солдаты», Армия Крайова, историческая политика, коммеморация, Институт национальной памяти в Польше, Витольд Пи-лецкий

DOI 10.31168/2619-0877.2018.1.14

Человек, находящийся на краю гибели, всегда избирает некоторую стратегию выживания. В ряде случаев его поведение заслуживает всяческого восхищения. Но строить на этом целый миф для достижения собственных политических целей и продвигать этот миф в массы я как историк решительно отказываюсь.

Л. Нитхаммер

С1 марта 2011 г. в Польше отмечается Национальный день памяти «пр0клятых солдат» (Narodowy Dzien Pamiqci «Zolnierzy Wyklqtych») — участников антикоммунистического подполья 4050-х годов XX в., которые пытались не допустить советизации Польши и подчинения ее СССР. Учреждение этого государственного праздника инициировал в 2010 г. тогдашний президент Польши, один из лидеров партии «Право и справедливость» (ПиС) Лех Ка-чиньский. После его гибели в авиакатастрофе под Смоленском эта идея была подхвачена вице-председателем партии «Гражданская платформа» (ГП) Брониславом Коморовским, который на досрочных выборах 2010 г. стал польским президентом.

Обсуждение закона о Национальном дне памяти «пр0клятых солдат» в Сейме сопровождалось овациями, причем депутаты двух главных противоборствующих партий — ПиС и ГП — почти в единодушном порыве проголосовали за принятие этого закона (см. табл. 1)1. Сенат принял законопроект, не внеся в него каких-либо поправок. Президент Коморовский подписал его 8 февраля этого же года2, соответственно, с 1 марта 2011 г. в Польше стал отмечаться еще один государственный праздник3. В 2015 г., после того как ПиС одержала победу и на президентских, и на парламентских выборах, тема «пр0клятых солдат» стала одной из ключевых в исторической политике правящей

1 Glosowanie nr 18 na 84. posiedzeniu Sejmu dnia 03-02-2011 r. o godz. 19:07 // Senat Rzeczypospolitej Polskiej. URL: http://orka.sejm.gov.pl/SQL.nsf/glosowania?OpenA-gent&6&84&18 (дата обращения: 26.05.2018).

2 Lista ustaw podpisanych przez Prezydenta RP w lutym 2011 roku // Prezydent.pl. URL: http://www.prezydent.pl/archiwum-bronislawa-komorowskiego/legislacja/ustawy/ podpisane/art,8,luty-2011-r-.html (дата обращения: 26.05.2018).

3 Ustawa z dnia 3 lutego 2011 r. o ustanowieniu Narodowego Dnia Pami^ci «Zolnierzy Wykl^tych» // Dziennik Ustaw. 2011. № 32. Poz. 160. URL: http://dziennikustaw.gov.pl/ DU/2011/s/32/160/1 (дата обращения: 26.05.2018).

команды. ГП, вынужденная пересесть в парламенте на скамьи оппозиции, забила тревогу, обвиняя ПиС в переписывании истории и примитивизации образа антикоммунистического подполья. Как же получилось, что память о «проклятых солдатах» из элемента, объединяющего политических противников и укрепляющих солидарность польского общества, стала элементом политической борьбы?

табл. 1. результаты голосования в сейме по законопроекту об установлении национального дня памяти «проклятых солдат»

(03.02.2011)

Партия Количество мандатов Приняли участие в голосовании Результаты голосования

«За» «Против»

Гражданская платформа 204 196 191 5

Право и Справедливость 147 131 131 -

Союз демократических левых сил 44 35 31 1

Польская крестьянская партия 31 26 26 -

Польша превыше всего 18 16 16 -

Беспартийные 9 7 5 2

Польская социал-демократическая партия 4 4 4 -

Депутатское объединение Союза демократов 3 2 2 -

Итого 460 417 406 8

Тематика, связанная с исследованиями памяти и политик памяти, является предметом анализа многих ученых, причем в рамках самых разных научных дисциплин. Для того чтобы объединить исследователей, изучающих память, в 2017 г. была образована Междисциплинарная ассоциация (The Memory Studies Association4). О. Ю. Малинова отмечает, что в современной литературе существует множество понятий (например, «политика памяти», «историческая политика», «историческая память», «коллективные представления о прошлом» и многие другие), которые обозначают «если не идентичные, то весьма сходные явления и процессы», однако внятные определения этих терминов зачастую отсутствуют5. В данной статье будем использовать тер-

4 The Memory Studies Association. URL: https://www.memorystudiesassociation. org (дата обращения: 31.05.2018).

5 Малинова 2017: 8.

мин «историческая политика» (роШука кЫотусгпа), поскольку, на наш взгляд, именно он, с одной стороны, наиболее четко отражает те манипуляции историей, которые имеют место в Польше, с другой же стороны, сами польские политики используют именно это понятие.

Термин «историческая политика» появился в ФРГ в 1980-х годов (СвзсккЫзроИйк), когда федеральный канцлер Гельмут Коль (19821998 гг.) призвал пересмотреть официальную позицию в отношении периода национал-социалистического прошлого Германии, что вызвало острую дискуссию в среде немецких историков и интеллектуалов. Этот спор закончился победой той группы, которая считала, что нельзя релятивизировать нацистские преступления, и с тех пор основой политического самосознания немцев стало признание двух ключевых тезисов. Во-первых, то, что Холокост — это беспрецедентное явление в мировой истории, которое нельзя сравнить ни с каким другим геноцидом. Во-вторых, то, что была выдвинута альтернатива этнической идентичности немцев — «конституционный патриотизм», опирающийся на готовность граждан идентифицировать себя с политическим строем и с принципами основного закона6. Таким образом, в 1980-е годы понятие «историческая политика» получило в Германии в основном негативную коннотацию.

В 2004 г. термин «историческая политика» (как подчеркнул А. И. Миллер, в качестве буквального перевода СвзсЫсЫзроИйк) появился и прочно утвердился в Польше7. Причем после заимствования из немецкого языка этот термин полностью утратил свою негативную коннотацию8. Польский исследователь коллективной памяти Бартош Коженевский также отметил, что с понятием «историческая политика» в польский публичный дискурс не пришло глубокое осмысление особенностей его функционирования в Германии9.

Миллер уделил много внимания исследованию этого феномена и выделил ряд характерных черт:

1) историческая политика может проводиться только в демократических обществах или обществах «более или менее плюралистических» (т. е. в таких, в которых существует, пусть даже частичная, свобода слова);

6 Бергер 2012: 43-48; Хабермас 2005: 114-136.

7 Миллер 2012: 7.

8 Миллер 2016: 113.

9 Korzeniewski 2010: 206.

2) историческая политика в Восточной Европе в основном «работает» над периодом строительства коммунизма, поскольку считается, что тогда над историками довлел диктат из Москвы и поэтому оценки тех или иных событий и исторических личностей были пред-взятыми10;

3) историческая политика разрушает пространство для диалога: цель диалога — представить свою точку зрения, сделать себя понятным и убедительным, цель «диалога» политиков — не выдать своих подлинных замыслов, подорвать доверие к оппоненту, в конечном счете — победить его11.

Таким образом, Миллер определяет историческую политику как использование «избирательно подобранных элементов из прошлого в конъюнктурных политических целях»12.

Роберт Траба отметил, что в начале XXI в. польские историки и политики, которые стояли на позициях «конституционного патриотизма», не смогли предложить обществу альтернативу национально-романтической и героической истории13. Они считали, что признание темных страниц национального прошлого (например, еврейские погромы с участием польского населения в Едвабне или Кельцах) — это показатель социальной зрелости общества и вместе с тем моральный долг этого общества; их оппоненты же были убеждены, что патриотизм требует защищать доброе имя народа, а признание ответственности польского народа за ошибки, допущенные в прошлом, может привести к ослаблению национальной идентичности. Эта дискуссия в среде польских историков и интеллектуалов завершилась победой той стороны, которая считала, что нельзя допускать плюрализма наррати-ва, ибо это вредит и польскому государству, и польскому народу14. Таким образом, историческая политика в современной Польше призвана пробуждать у поляков патриотизм, чувство собственного достоинства, дать им «настоящих героев». Такими героями, а одновременно и жертвами тоталитарных диктатур, являются «проклятые солдаты».

Увековечивание памяти о «проклятых солдатах» не только помогает правящей партии воплотить свои идеалы в жизнь, но и является

10 Миллер 2012: 9-12.

11 Миллер 2011а.

12 Миллер 2011Ь.

13 Траба 2012: 68.

14 Траба 2012: 77.

Стратегии основных мнемонических акторов

• Цели

• Позиция по отношению к другим игрокам

Соотношение конкурирующих исторических нарративов

• Основная идея

• Сюжетная линия

• Отбор элементов-событий

• Антагонисты и протагонисты

• «Уроки»

Изменения социально-культурной инфраструктуры памяти о событии

• Праздники

• Символы-знаки, ритуалы

• Памятники

• Музеи и мемориалы

• Топонимия публичных пространств

• Художественные произведения и др.

Рис. Три составляющих анализа коммеморации исторического события

оружием для борьбы с оппозицией. Малинова предлагает методику изучения коммеморации исторических событий и фигур (см. рис.)15, которая в несколько модифицированном варианте используется в данной статье. Для того чтобы ответить на вопрос, каким образом память о «пр0клятых солдатах» стала элементом борьбы оппозицией, сперва сравним политические стратегии ПиС и ГП (мнемонические акторы); затем опишем продвигаемые ими исторические нарративы, касающиеся темы «пр0клятых солдат»; и наконец, обозначим изменения, произошедшие в социально-культурной инфраструктуре памяти о коммеморируемом событии после 2015 г.

ПиС возникла в 2001 г. как консервативная партия, обозначив уже в самом названии свою главную цель: «Сегодня в Польше очень мало права и справедливости, но вместе с успехом ПиС права и справедливости будет значительно больше» (из выступления Л. Качинь-ского16). С предвыборной гонки 2005 г. партия последовательно отстаивает идею необходимости перехода к IV Речи Посполитой. III Речь Посполитая (РП), т. е. современная Польша, возникшая в ре-

15 Малинова 2017: 17.

16 Konwencja Komitetu Wyborczego Prawo i Sprawiedliwosc Lecha Kaczynskiego (09.06.2011) // Prawo i Sprawiedliwosc. URL: http://old.pis.org.pl/artide.php?id=1360 (дата обращения: 16.05.2018).

зультате компромисса между властями социалистической ПНР (Польской Народной Республики) и оппозиционным профсоюзом «Солидарность» в 1989 г., не является, по мнению ПиС, истинно демократическим государством. Ярослав Качиньский обвиняет тогдашнюю оппозицию в том, что она не провела декоммунизацию, из-за чего в жизни III РП сохранились пережитки прежней системы: госаппарат погряз в коррупции и связан с криминальными элементами; спецслужбы не прошли верификацию и образовали своего рода государство в государстве; те или иные группы лоббируют принятие выгодных только им решений; бывшие партийцы контролируют многие сферы общественной жизни и т. п.17. Однако самым отвратительным воплощением всех пороков III РП, с точки зрения ПиС, стала «лжеэлита»18, которая за период правления ГП (2007-2015 гг.), распространяла идеи, не свойственные польской культуре, и тем самым спровоцировала у поляков «деконструкцию национальной идентичности»19. Я. Качиньский постоянно подчеркивает, что полякам «надо вернуть национальную гордость»20, что двадцать с лишним лет «педагогики стыда»21 уже оказали свое тлетворное влияние на нацию, однако, по его мнению, за несколько лет эту ситуацию можно ис-править22.

Отсюда такое внимание ПиС к прошлому. Как отметили в статье И. С. Синицына и Н. А. Чудакова, еще во время работы Сейма V созыва в 2005-2007 гг., в котором ПиС вместе с национально-консервативной «Лигой польских семей» и крестьянской партией «Самооборона» составляла коалицию, «было принято 47 законов, негативно оценивших весь период социалистического развития Польши»23.

17 Бухарин 2010: 484; Носкова (ред.) 2012: 891; Волобуев 2018: 263-264.

18 Понятие, придуманное Я. Качиньским (см. его интервью в книге: Sadecki J. Trzynastu: premierzy wolnej Polski. Krakow: TAiWPN Universitas Krakow, 2009. S. 314).

19 Program PiS 2014. S. 26-28. URL: http://pis.org.pl/dokumenty (дата обращения: 16.05.2018).

20 См., например, его интервью в книге: Sadecki J. Trzynastu. S. 312.

21 Под «педагогикой стыда» подразумеваются попытки рефлексии над недостойными страницами истории Польши и принятие ответственности за ошибки, допущенные в прошлом.

22 Sygnaly Dnia 3 lutego 2018 roku, rozmowa z Jaroslawem Kaczynskim // Polskie Radio S. A. URL: https://www.polskieradio.pl/7/129/Artykul/2014721 (дата обращения: 16. 05. 2018).

23 Синицина, Чудакова 2008: 127.

При этом любопытно отметить, что всего за это время нижняя палата парламента собиралась 48 раз.

Таким образом, ПиС полагает, что полякам, надо «напомнить» их историю, вернуть им героев. Хотят ли этого сами поляки? Согласно данным Центра исследования общественного мнения (Centrum Badania Opinii Spolecznej, далее — CBOS), в 2016 г. наблюдался гораздо больший интерес к истории, нежели это было в 1987 г.24. Достаточно большой процент опрошенных также полагал, что история им может пригодиться в жизни (см. табл. 2).

ГП, которая была образована тоже в 2001 г., называет себя консервативно-либеральной партией и в области мировоззрения старается уравновесить либеральные и консервативные ценности. Как говорил польский историк и политик Владислав Бартошевский: «ГП является партией благоразумия, умеренности, центра, а не безумств и крайностей»25. ГП, в отличие от ПиС, не стремится создать какую-то новую Польшу. Среди главных ее ценностей выделены две: служба и солидарность. Первая подразумевает, что «государство должно служить гражданину, а не гражданин государству», а вторая, что благосостояние общества основано на солидарности26. ГП принципиально не разрабатывает какую-либо идеологию, подчеркивая, что является «партией для всех»27. Внимание этой партии к прошлому выстраивалось в зависимости от ситуации28, чаще всего как ответ на действия ПиС и по большей части как критика этих действий.

24 CBOS. Komunikat z badan nr 68/2016. Swiadomosc historyczna Polakow. Warszawa, 2016. S. 15. URL: https://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2016/K_068_16. PDF (дата обращения: 17.05.2018). Сравнивается с 1987 г. потому, что именно тогда в последний раз проводился опрос общественного мнения на подобную тематику: Komunikat CBOS «Przesztosc jako przedmiot zainteresowan i dyskusji we wspolczesnym spoleczenstwie polskim», lipiec 1988.

25 Bartoszewski: PO partim umiaru i rozs^dku // Wprost. 06.10.2007. URL: https:// www.wprost.pl/kraj/115393/Bartoszewski-PO-partia-umiaru-i-rozsadku.html (дата обращения: 16.05.2018).

26 Platforma Obywatelska. URL: http://www.platforma.org/o-nas (дата обращения: 16.05.2018).

27 Носкова (ред.) 2012: 885.

28 Здесь можно вспомнить вызвавшее много шума интервью Гжегожа Схетыны, исполнявшего в 2014-2015 гг. обязанности министра иностранных дел Польши, о том, что «украинцы освобождали концлагерь в Освенциме»: «Это был Первый украинский фронт, и украинцы освобождали концлагерь в Освенциме. Там были украинские солдаты в тот январский день, они открывали ворота лагеря, и они освобождали лагерь».

Табл. 2. Результаты ответа поляков на вопрос: «Необходимо ли знать историю современному человеку?»29

Интерес к истории среди опрошенных (%)

очень большой средний не очень большой

Да, знание истории очень необходимо 71 40 18

Знание истории скорее необходимо 25 51 50

Знание истории не очень необходимо или без этого вообще можно обойтись 3 7 27

Сложно сказать 1 2 5

Отношение этих партий друг к другу можно охарактеризовать как крайне негативное. ПиС систематически дискредитирует ГП и наоборот. Конфликт между ними, или «польско-польская война», тянется еще с парламентских выборов 2005 г. Так, Я. Качиньский в свое время жаловался, что со стороны ГП были постоянные нападки: «Я брал в руки газеты <...> читал, что я — психопат, параноик»30. Туск, в свою очередь, отметил, что нынешнее польское правительство считает его «публичным врагом номер один»31.

Тема «проклятых солдат» в программе ПиС 2014 г. упоминается трижды32. Во-первых, констатируется, что «проклятые солдаты» — это символ борьбы за свободу, во-вторых, о них упоминается в разделе, посвященном критике предыдущего правительства, т. е. критике основного политического соперника партии — ГП, которая, по мнению ПиС, использовала образ «проклятых солдат» для прикрытия своих сомнительных действий, в частности, нежелания проводить люстрацию, и, наконец, ПиС обещает всестороннюю поддержку проекта создания музея «проклятых солдат» в городе Остроленка33.

(Schetyna: Auschwitz wyzwolili Ukraincy // Rzeczpospolita. 2015. 22 I. URL: http://www. rp.pl/artykul/1173586-Schetyna--Auschwitz-wyzwolili-Ukraincy.html (дата обращения: 16.05.2018)).

29 CBOS. Komunikat z badan nr 68/2016. S. 5.

30 Sadecki 2009. S. 314.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Tusk: Dla nowego rz^du jestem wrogiem publicznym numer jeden // Newsweek.pl. 17.01.2017. URL: http://www.newsweek.pl/polska/donald-tusk-kontra-pis,artykuly 377651,1. html (дата обращения: 04.06.2018).

32 Program PiS 2014. S. 10, 33, 140. URL: http://pis.org.pl/dokumenty (дата обращения: 16.05.2018).

33 Инициаторами этого проекта были члены парламентарной группы по сохранению традиций и памяти о «проклятых солдатах» (120 депутатов и 1 сенатор), а также члены

Само выражение «проклятые солдаты» появилось в 1993 г. в названии выставки «"Проклятые солдаты" — антикоммунистическое вооруженное подполье после 1944 г.» (¿оЫктгв — ап^котпт-styczne ройгктк гЪто^пвро 1944 г.), организованной Республиканской лигой в Варшавском университете. Этот термин стал популярен благодаря журналисту Ежи Сласкому (1926-2002), который в 1996 г. выпустил книгу под таким названием34. Выражение «проклятые солдаты» не является выдуманным, оно было взято из письма, полученного вдовой одного из солдат Армии Крайовей (АК), в котором она уведомлялась об исполнении смертного приговора суда над ее мужем:

Вечный позор и ненависть наших солдат и офицеров будет сопутствовать ему и после смерти. Каждый, у кого в жилах течет польская кровь, проклинает его, так пусть же отречется от него его собственная жена и ребенок35.

День 1 марта тоже был выбран неслучайно, его предложил председатель Института национальной памяти (ИНП) в 2005-2010 гг. Януш Куртыка (1960-2010). Именно в этот день в 1951 г. в варшавском следственном изоляторе тюрьмы Мокотув казнили семерых участников организации «Вольность и Независимость» (ВиН)36. После роспуска АК 14 августа 1945 г. эта законспирированная военно-политическая организация должна была объединить все польское подполье в целях свержения коммунистической власти и установ-

органов местного самоуправления от ПиС. См.: Senat Rzeczypospolitej Polskiej. URL: http:// www.sejm.gov.pl/sejm7.nsf/agent.xsp?symbol=SKLADZESP&Zesp=127 (дата обращения: 26.05.2018). Торжественное основание музея состоялось 2 октября 2017 г., открытие планируется в 2018 г., зато музей уже вполне функционирует в виртуальном пространстве, см.: Muzeum Zolnierzy Wykl^tych w Ostrol^ce. URL: http://muzeumzolnierzywykletych.pl/ (дата обращения: 26.05.2018).

34 Najwazniejszym celem Zolnierzy Wykl^tych byla obrona niepodleglosci wobec sowietyzacji Polski po 1944 r. // wPolityce.pl. 01.03.2018. URL: https://wpolityce.pl/ historia/383857-najwazniejszym-celem-zolnierzy-wykletych-byla-obrona-niepodleglosci-wobec-sowietyzacji-polski-po-1944-r (дата обращения: 04.06.2018).

35 Zebrowski: Poj^cie «Zolnierze Wykl^ci» nie jest sztuczne. Pochodzi z listu do zony zamordowanego // RMF FM. 01.03.2016. URL: http://www.rmf24.pl/tylko-w-rmf24/danie-do-myslenia/news-zebrowski-pojecie-zolnierze-wykleci-nie-jest-sztuczne-pochod,nId,2154397#utm_source=paste&utm_medium=paste&utm_campaign=chrome (дата обращения: 04.06.2018).

36 Zolnierze Wykl^ci // IPN. URL: https://wykleci.ipn.gov.pl/zw/historia (дата обращения: 04.06.2018).

ления в Польше демократического правительства. Командир ВиН полковник Ян Жепецкий считал, что они должны сосредоточиться на агитационной и пропагандистской работе, применение оружия допускалось только в исключительных случаях. Однако не все члены антикоммунистического подполья разделяли эти взгляды, вооруженные действия не прекратились, и очень часто от этого страдало мирное население37. Видение тактики борьбы и политического будущего Польши у многих подпольных организаций существенно различалось, и нередко доходило до вооруженных столкновений между ними38. Таким образом, польское антикоммунистическое подполье было очень разнородным как по своему составу (были как демократические, так и крайне националистические организации), так и по методам борьбы (от информационно-агитационной деятельности и до вооруженных акций с элементами уголовно наказуемых деяний — грабежами и убийствами мирного населения).

Основная идея праздника 1 марта, которую популяризирует ПиС, состоит в том, что «проклятые солдаты» — это настоящие герои, до последнего сражавшиеся за свободу, за независимость своей родины. Коммунистическая пропаганда исказила их образ, сделала из них бандитов и предателей. Власти ПНР всеми силами старалась не только физически уничтожить самих подпольщиков, но и память о них. Отсюда вытекает главная задача — исправить эту историческую несправедливость, и ключевую роль в этом играет ИНП.

ИНП был основан 18 декабря 1998 г., задачами этого учреждения являются:

1) хранение, обработка, упорядочение, обеспечение сохранности архивов Службы госбезопасности Польши, управления военной разведки и контрразведки, а также органов безопасности Третьего Рейха и СССР (как отмечает Дариуш Столя, на сегодняшний день архивное собрание ИНП — самое объемное в Польше39);

2) расследование преступлений, совершенных по отношению к лицам польской национальности или польским гражданам других национальностей в период с 1917 по 1990 г., и судебное преследование по ним, а с 2006 г. ИНП отвечает также за люстрацию;

37 Носкова (ред.) 2012: 491; см. также: Wnuk (red.) 2007.

38 Wnuk 2016.

39 Столя 2012: 109.

3) проведение исторических исследований и просвещение, и эта деятельность ИНП по-настоящему масштабна как по своему бюджету, так и по численности сотрудников. Так, штат ИНП в 2017 г. насчитывал 2 344 человек40, а бюджет составлял более 289 млн злотых41 (почти 5 млрд рублей);

4) в 2016 г. добавились еще и археологические разыскания. 16 июня было образовано Бюро поисков и идентификации, целью которого является поиск останков всех, кто «потерял жизнь в результате борьбы с навязанной тоталитарной системой», а также тех, кто стал жертвами этнических чисток в период с 8 ноября 1917 г. по 31 июля 1990 г.42;

5) с 1 августа 2016 г. ИНП стал также заниматься деятельностью, связанной с увековечиванием памяти об исторических событиях и людях, а также местах, связанных с неравной борьбой и мученичеством польского народа43.

Фигура, воплощающая в себе идеальный образ «проклятого солдата», — это Витольд Пилецкий (1901-1948). Именно в нем сосредоточены такие ценности, как «служба, верность, любовь к родине, патриотизм, готовность жертвовать собой»44. Внук участника Польского восстания 1863 г., в юности он был членом запрещенного царскими властями харцерского движения, участвовал в советско-польской войне 1920-1921 гг., сражался против немцев. После окончания польской кампании 1939 г. стал одним из создателей подпольной организации «Тайная польская армия». В 1940 г. Пилецкий добровольно сдался немцам во время уличной облавы в одном из варшавских районов. Его целью было попасть в концентрационный лагерь и лагерь смерти Аушвиц, где он пытался организовать польское лагерное подполье и регулярно писал доклады, направляемые затем в Варшаву и дальше на Запад. После того как с 1943 г. начались аресты среди его

40 Instytut Pami^ci Narodowej (IPN) — Komisja Scigania Zbrodni przeciwko Naro-dowi Polskiemu. Informacja o dzialalnosci. 1 stycznia 2017 r. — 31 grudnia 2017 r. S. 322. URL: https://ipn.gov.p1/download/1/148732/SprawozdanieIPNzarok2017pomniejszone. pdf (дата обращения: 04.06.2018).

41 IPN. S. 299.

42 IPN. URL: https://ipn.gov.p1/p1/poszukiwania/38751,Poszukiwania-i-identyfika-cja.html (дата обращения: 04.06.2018).

43 IPN. URL: https://ipn.gov.p1/p1/upamietnianie/38749,Upamietnianie-wa1k-i-me-czenstwa.html (дата обращения: 04.06.2018).

44 Wysocki 2009. S. 7.

соратников Пилецкий вместе с двумя товарищами сумел разоружить охрану и бежать из лагеря. В 1944 г. участвовал в Варшавском восстании, потом до 1945 г. находился в немецком плену. Осенью 1945 г. стал организовывать разведывательную сеть в Польше, собирая в том числе информацию о солдатах АК, о действиях НКВД и коммунистов на территории Польши. 8 мая 1947 г. он был арестован, подвергнут пыткам. 3 марта 1948 г. начался процесс над так называемой группой Витольда. Пилецкий был обвинен в нелегальном владении оружием, подготовке покушения, использовании подложных документов. Он и еще двое из его «группы» были приговорены к смертной казни. 25 мая 1948 г. в Мокотувской тюрьме на Раковецкой улице в Варшаве Пилецкий был растрелян, место его погребения до сих пор неизвест-но45. 1 октября 1990 г. Пилецкий и осужденная с ним «группа» были признаны невиновными46. К 60-й годовщине со дня его смерти Сенат принял закон о «восстановлении в коллективной памяти поляков героической личности ротмистра Витольда Пилецкого», подчеркнув в этом документе то, что с этого дня память об этом незаурядном человеке «должна быть одним из элементов, которые создают коллективную идентичность поляков»47.

В качестве антагонистов «пр0клятых солдат» выступают польские коммунисты, судьи, представители служб безопасности 1944-1956 гг. При этом очень часто «находится» связь между действующими лицами исторических нарративов и современными политическими противниками ПиС. Например, известный диссидент, участник заседаний «Круглого стола», основатель и главный редактор популярного издания «Gazeta Wyborcza» («Газета избирателя») Адам Михник нередко оказывается в центре скандала, связанного с его старшим братом Стефаном48. Последний в юности был убежденным коммунистом, в начале 1950-х годов исполнял обязанности

45 Swierczek [s.d.].

46 Wysocki 2009: 174.

47 Uchwala Senatu rzeczypospolitej polskiej z dnia 7 maja 2008 r. w sprawie przywróce-nia pami^ci zbiorowej Polaków bohaterskiej postaci rotmistrza Witolda Pileckiego // Senat Rzeczypospolitej Polskiej. URL: http://ww2.senat.pl/k7/dok/uch/011/108uch.pdf (дата обращения: 26.05.2018).

48 См., напр.: Adam Michnik do dziennikarza portalu tvp.info: «Kiedy ty, skur***y-nu, zm^drzejesz» // TVP.info. 16.07.2017. URL: https://www.tvp.info/33238541/adam-michnik-do-dziennikarza-portalu-tvpinfo-kiedy-ty-skurynu-zmadrzejesz (дата обращения: 14.06.2018).

судьи Варшавского военного округа, в том числе вел процессы над участниками антикоммунистического подполья. Вынес девять смертных приговоров, пять из которых были приведены в исполнение. После антисемитской кампании 1968 г. серьезно пересмотрел свою политическую позицию, выехал в Швецию, где сблизился с польской оппозиционной эмиграцией, выступал в поддержку диссидентов. Однако многие в Польше, несмотря на то, что Стефану Михнику уже исполнилось 90 лет, продолжают считать его преступником, палачом, «сталинским судьей». В 2010 г. военный суд Варшавы выдал европейский ордер на его арест, но шведский суд отказался экстрадиро-вать своего гражданина, поскольку согласно законодательству Швеции срок давности преступлений, вменяемых ему в вину, уже истек49. Сам Адам Михник достаточно болезненно реагирует на провокации журналистов. О своем брате он как-то написал, что в те сложные времена Стефан был очень молодым человеком и многого не понимал, что, конечно, нисколько не умаляет его вину, но все же и не делает его главным злодеем судебных преступлений сталинской эпохи50.

В программе ГП 2015 г. тема «проклятых солдат» не затрагивается, исторической проблематике посвящен только один небольшой абзац, касающийся музея истории Польши51. Лидер ГП Гжегож Схе-тына отметил, что до 2015 г. польское правительство не занималось историей, считая это прерогативой историков. Однако после того, как ПиС сделало историю «полем политической битвы», ГП уже не может сидеть сложа руки и наблюдать за тем, как «правительственный лагерь хочет ее выиграть с помощью лжи и пропаганды»52.

По мнению ГП, из «проклятых солдат» ПиС сделало миф, навязав польскому обществу простую для уяснения сказку, где четко обозначено добро и зло. Оппозиция стремится выступить в роли

49 Stan sledztwa IPN dotycz^cego Stefana Michnika // IPN. URL: https://ipn.gov.pl/ pl/aktualnosci/38697,Stan-sledztwa-IPN-dotyczacego-Stefana-Michnika.html (дата обращения: 14.06.2018).

50 Albin М. Stefan Michnik, czyli «bezwiedne narz^dzie terroru». Kim jest brat Adama Michnika, o ktorym lubi przypominac prawica? // Na Temat.pl. 28.10.2016. URL: http:// natemat.pl/193331,stefan-michnik-czyli-bezwiedne-narzedzie-terroru-kim-jest-brat-adama-michnika-o-ktorym-lubi-przypominac-prawica (дата обращения: 14.06.2018).

51 Polska przysztosci. Program Platformy Obywatelskiej RP 2015. S. 38.

52 Pami^c do odzyskania // Instytut Obywatelski. URL: http://www.instytutobywa-telski.pl/26170/komentarze/polityka-komentarze/pamiec-do-odzyskania (дата обращения: 22.06.2018).

«защитников исторической правды». На встрече с историками, организованной ГП 12 сентября 2016 г. в Люблине, было высказано мнение, что широкие слои польского общества не будут систематически разбираться во всех сложностях исторической ситуации, сложившейся в Польше после войны; им сложно понять, что история не может писаться только по упрощенной черно-белой схеме, отражающей споры о преступниках и жертвах; полякам нужны эмоциональные символы53.

Любые заявления оппозиции относительно того, что историю нельзя упрощать, высмеиваются проправительственными СМИ. Так, 1 мая 2017 г. в вечернем выпуске новостей Первого польского телеканала (Program Pierwszy Telewizji Polskiej, далее — TVP1) была процитирована фраза Схетыны о «проклятых солдатах». Он сказал, что абсурдно делать из тех, кто не вышел из подполья после второй амнистии 22 февраля 1947 г., «великих национальных героев», потому что в продолжении сопротивления, по его мнению, уже «не было никакой политической логики», и кроме того, среди оставшихся подпольщиков многие были самыми обычными бандитами54. Журналисты TVP1 не преминули упрекнуть его за то, что лидер ГП не чтит польских героев, а повторяет слова коммунистической пропаганды о том, что подполье руководствовалось бандитскими устремлениями, было отягощено коллаборацией с немецкими оккупантами и т. п.55.

Изменения, которые произошли в социально-культурной инфраструктуре памяти о «проклятых солдатах» после победы ПиС на выборах 2015 г. можно свести к тому, что правительство с утроенной энергией взялось за коммеморативные практики. Например, TVP1 за несколько дней до 1 марта начинает включать в вечерние выпуски новостей сюжеты о «проклятых солдатах». В день праздника в новостях показывают торжественное возложение венков к памятникам, выступления членов правительства, а потом еще в течение нескольких дней возвращаются к этим сюжетам. Причем редко обходится без того, чтобы не обвинить оппозицию в невнимании к истории

53 Ibidem.

54 Schetyna do Sierakowskiego: celem PO jest odsuni^cie PiS od wladzy // Kry-tyka Polityczna. 14. 06. 2017. URL: http://krytykapolityczna.pl/kraj/schetyna-do-sierakowskiego-celem-po-jest-odsuniecie-pis-od-wladzy/ (дата обращения: 22.06.2018).

55 Wiadomosci TVP1. 01. 05. 2017. URL: http://wiadomosci.tvp.pl (дата обращения: 02.05.2017).

и польским героям, поскольку представители ГП стараются отмежеваться от официальной исторической политики и популяризации мифа о «проклятых солдатах». В вечерних выпусках новостей очень часто затрагиваются те или иные исторические сюжеты, связанные с антикоммунистическим подпольем, а выпуски 13 и 25 мая всегда посвящены Пилецкому (день его рождения и смерти соответственно).

Таким образом, коммеморация Дня памяти «проклятых солдат» для нынешнего польского правительства играет ключевую роль в проводимой ими исторической политике. Антикоммунистическое польское подполье для них — это символ сопротивления польского общества навязанной ему тоталитарной системе, а увековечивание памяти о нем — моральный долг правящей партии, ведь именно этим она возвращает Польше и полякам чувство собственного достоинства. Память о «проклятых солдатах» не только помогает ПиС сплачивать своих сторонников, но и активно использовать эту тему для политической борьбы с оппозицией. Последней достаточно сложно этому противостоять, поскольку в распоряжении правящей партии находятся огромные административные возможности, историки ИНП и контроль над частью СМИ.

Список сокращений

АК — Армия Крайова

ВиН — «Вольность и независимость»

ГП — партия «Гражданская платформа»

ИНП — Институт национальной памяти

ПиС — партия «Право и справедливость»

ПНР — Польская Народная Республика

РП — Речь Посполитая

IPN — Instytut Pami^ci Narodowej

TVP1 — Program Pierwszy Telewizji Polskiej

Литература

Бергер 2012 — Бергер Ш. Историческая политика и национал-социалистическое прошлое Германии, 1949-1982 гг. // Историческая политика в XXI веке / под ред. А. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 43-48. Бухарин 2010 — Бухарин Н. И. Польша: отстаивая права // Вишеградская Европа: Откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии,

Польше, Словакии и Чехии / нод ред. Л. Н. Шишелиной. М.: Весь мир, 2010. С. 479-506.

Волобуев 2018 — Волобуев В. В. Польша в советском блоке: от «оттепели» к краху режима. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2018. 272 с.

Малинова 2017 — Малинова О. Ю. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 4 (87). С. 6-16.

Миллер 2011а — Миллер А. Вызов из прошлого // Россия в глобальной политике. 2011. № 5. URL: https://www.globalaffairs.ru/number/Vyzov-iz-proshlogo-15354 (дата обращения: 26.05.2018).

Миллер 2011b — Миллер А. Лабиринты исторической политики // Россия в глобальной политике. 2011. № 3. URL: https://www.globalaffairs. ru/number/Labirinty-istoricheskoi-politiki-15219 (дата обращения: 26.05.2018).

Миллер 2012 — Миллер А. И. Историческая политика в Восточной Евроне начала XXI в. // Историческая политика в XXI веке / нод ред. А. И. Миллера, М. А. Линман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 7-32.

Миллер 2016 — Миллер А. И. Политика памяти в носткоммунистической Евроне и ее воздействие на европейскую культуру памяти // Полития. 2016. № 1 (80). С. 113-121.

Носкова (ред.) 2012 — Польша в ХХ веке. Очерки политической истории / отв. ред. А. Ф. Носкова. М.: Индрик, 2012. 952 с.

Синицина, Чудакова 2008 — Синицина И. С., Чудакова Н. А. Польша: два «потерянных года» // Свободная мысль. 2008. № 5. С. 117-130.

Столя 2012 — Столя Д. Польский ИНП становится «Министерством памяти»? // Историческая политика в XXI веке / нод ред. А. И. Миллера, М. А. Линман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 103-123.

Траба 2012 — Траба Р. Польские споры об истории в XXI в. // Историческая политика в XXI веке / нод ред. А. И. Миллера, М. А. Линман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 43-68.

Хабермас 2005 — Хабермас Ю. Историческое сознание и носттрадиционная идентичность. Западная ориентация ФРГ // Хабермас Ю. Политические работы. М.: Праксис, 2005. С. 114-136.

Albin 2016 — Albin М. Stefan Michnik, czyli «bezwiedne narzçdzie terroru». Kim jest brat Adama Michnika, o którym lubi przypominac prawica? // Na Te-mat.pl 28.10.2016. URL: http://natemat.pl/193331,stefan-michnik-czyli-bezwiedne-narzedzie-terroru-kim-jest-brat-adama-michnika-o-ktorym-lubi-przypominac-prawica (дата обращения: 14.06.2018).

Korzeniewski 2010 — Korzeniewski B. Transformacja pamiçci: przewartoscio-wania w pamiçci przeszlosci a wybrane aspekty funkcjonowania dyskursu

publicznego o przeszlosci w Polsce po 1989 roku. Poznan: Wyd-wo Poznan -skiego Towarzystwa Przyjaciol Nauk (PTPN), 2010. 246. s.

Swierczek [s.d.] Swierczek L. Biogram // Rotmistrz Pilecki. URL: https://pi-lecki.ipn.gov.pl/rp/biogram/7081,Rotmistrz-Witold-Pilecki.html (дата обращения: 14.06.2018).

Wnuk (red.) 2007 — Atlas polskiego podziemia niepodleglosciowego: 19441956 / red. R. Wnuk, S. Poleszak, A. Jaczynska, M. Sladecka. Warszawa; Lublin: Instytut Pami^ci Narodowej, 2007. 574 s.

Wnuk 2016 — Wnuk R. Wokol mitu „Zolnierzy Wykl^tych" // Przegl^d Politycz-ny. 2016. № 136. URL: http://przegladpolityczny.pl/wokol-mitu-zolnierzy--wykletych-rafal-wnuk/ (дата обращения: 21.06.2018).

Wysocki 2009 — Wysocki W.J. Rotmistrz Witold Pilecki 1901-1948. Warszawa: Swiatowy Zwi^zek Zolnierzy Armii Krajowej, 2009. 240 s.

References

Albin, М., 2016. Stefan Michnik, czyli «bezwiedne narz^dzie terroru». Kim jest brat Adama Michnika, o ktorym lubi przypominac prawica? Na Te-mat.pl. 28.10.2016. URL: http://natemat.pl/193331,stefan-michnik-czyli-bezwiedne-narzedzie-terroru-kim-jest-brat-adama-michnika-o-ktorym-lubi-przypominac-prawica (accessed: 14.06.2018).

Berger, Sh., 2012. Istoricheskaya politika i nacional-socialisticheskoe proshloe Germanii, 1949-1982 gg. [Historical policy and National-Socialist Past of Germany, 1949-1982] In: Miller, A., Lipman, M., eds., 2012. Istoricheskaya politika v XXI veke [Historical policy in the twenty-first century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 43-48.

Buharin, N. I., 2010. Pol'sha: otstaivaya prava [Poland: defending the rights]. In: Sishelina, L. N., ed., 2010. Vishegradskaya Evropa: Otkuda i kuda? Dva desyatiletiya po puti reform v Vengrii, Pol'she, Slovakii i Chekhii [Visegrad Europe: From where and where? Two decades along the path of reforms in Hungary, Poland, Slovakia and the Czech Republic]. Moscow: Ves' mir, pp. 479-506.

Habermas, Yu., 2005. Istoricheskoe soznanie i posttradicionnaya identichnost'. Zapadnaya orientaciya FRG [Historical consciousness and posttraditional identity. Western orientation of FRG]. In: Habermas, Yu., 2005. Politicheskie raboty [Political work]. Moscow: Praksis, pp. 114-136.

Korzeniewski, B., 2010. Transformacja pamigci: przewartosciowania w pamigci przeszlosci a wybrane aspekty funkcjonowania dyskursupublicznego oprzeszlosci w Polsce po 1989 roku. Poznan: Wyd-wo Poznanskiego Towarzystwa Przyjaciol Nauk (PTPN), 246 p.

Malinova, O.Yu., 2017. Kommemoraciya istoricheskih sobytij kak instrument si-mvolicheskoj politiki: vozmozhnosti sravnitel'nogo analiza [Commemoration

of historical events as a tool of symbolic politics: opportunities for comparative analysis]. Politiya. Analiz. Hronika. Prognoz, 4 (87), pp. 6-16.

Miller, A., 2011a. Labirinty istoricheskoj politiki [Labyrinths of historical policy]. Rossiya v global'noj politike, 3. URL: https://www.globalaffairs.ru/number/ Labirinty-istoricheskoi-politiki-15219 (accessed: 26.05.2018).

Miller, A., 2011b. Vyzov iz proshlogo [Challenge of the past]. Rossiya v global'noj politike, 5. URL: https://www.globalaffairs.ru/number/Vyzov-iz-prosh-logo-15354 (data accessed: 26.05.2018).

Miller, A. I., 2012. Istoricheskaya politika v Vostochnoj Evrope nachala XXI v. [Historical policy in Eastern Europe of the early twentieth century] In: Miller, A., Lipman, M., eds., 2012. Istoricheskaya politika v XXI veke. [Historical policy in the twenty-first century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 7-32.

Miller, A. I., 2016. Politika pamyati v postkommunisticheskoj Evrope i ee vozdej-stvie na evropejskuyu kul'turu pamyati [The politics of memory in post-Communist Europe and its impact on European culture of memory]. Politiya, 1 (80), pp. 113-121.

Noskova, A. F., ed., 2012. Pol'sha v XXveke. Ocherkipoliticheskoj istorii [Poland in the twentieth century. Essays on political history]. Moscow: Indrik, 952 p.

Sinicina, I. S., Chudakova, N. A., 2008. Pol'sha: dva „poteryannyh goda" [Poland: "two lost years"]. Svobodnaya mysl', 5, pp. 117-130.

Stolya, D., 2012. Pol'skij INP stanovitsya „Ministerstvom pamyati"? [The Polish IPN becomes the "ministry of memory"?] In: Miller, A., Lipman, M., eds., 2012. Istoricheskaya politika v XXI veke [Historical policy in the twenty-first century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 103-123.

Swierczek, L., [s.d.]. Biogram. Rotmistrz Pilecki. URL: https://pilecki.ipn.gov.pl/ rp/biogram/7081,Rotmistrz-Witold-Pilecki.html (accessed: 14.06.2018).

Traba, R., 2012. Pol'skie spory ob istorii v XXI v. [Polish controvercies about history in the twenty-first century] In: Miller, A., Lipman, A., eds., 2012. Istoricheskaya politika v XXI veke [Historical policy in the twenty-first century]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, pp. 43-68.

Volobuev, V. V., 2018. Pol'sha v sovetskom bloke: ot «ottepeli» k krahu rezhima [Poland in the Sovjet bloc: from the thaw to the collapse of the regime]. Moscow: Russkij fond sodejstviya obrazovaniyu i nauke, 272 s.

Wnuk, R., Poleszak, S., Jaczynska, A., Sladecka, M., eds., 2007. Atlas polskiego podziemia niepodlegiosciowego: 1944-1956. Warszawa; Lublin: Instytut Pa-miçci Narodowej, pp. 574.

Wnuk, R., 2016. Wokol mitu „Zolnierzy Wyklçtych". Przeglqd Polityczny, 136. URL: http://przegladpolityczny.pl/wokol-mitu-zolnierzy-wykletych-rafal--wnuk/ (accessed: 21.06.2018).

Wysocki, W.J., 2009. Rotmistrz Witold Pilecki 1901-1948. Warszawa: Swiatowy Zwi^zek Zolnierzy Armii Krajowej, 240 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anna R. Lagno

PhD, Senior Research Fellow at the Department of History of Eastern Europe after the Second World War, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Science; Senior Lecturer at the Department of International Organisations and Global Governance, Faculty of Public Administration, Moscow Lomonosov State University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

The Day of Remembrance of the "Cursed Soldiers": commemorative practices in contemporary Poland

Abstract. Since 1 March 2011 Poland has marked the National Day of Remembrance of the „Cursed Soldiers" (Narodowy Dzien Pami^ci "Zolnierzy Wykl^tych") — members of the anti-Communist underground in the 1940s and 1950s who tried to prevent Poland's sovietisation and subordination to the USSR. The idea of establishing such a state memorial day was expressed in 2010 by Lech Kaczynski, the then President of Poland and one of the leaders of the Law and Justice Party (L&J). During the debates on the Bill of the National Day of Remembrance in the Sejm, the deputies of the two main opposing parties voted in favour almost unanimously and the Senate approved it without making any changes. After President Bronislaw Komorowski signed it on 1 March 2011, Poland acquired an additional state holiday. In 2015, after the Law and Justice Party won both the presidential and parliamentary elections, the issue of the „cursed soldiers" turned into one of the key questions in historical policy. The „Civic Platform" party, forced to move over to the opposition benches in parliament, sounded the alarm, accusing the L&J party of rewriting history and primitivising the image of the anti-Communist underground. Thus, the memory of the "cursed soldiers" transformed from an issue that united political opponents to a topic for arguments and political struggle. The article attempts to show how the L&J party used the preservation of the memory of the "cursed soldiers" for its own political purposes, including its fight against the opposition.

Keywords: „Law and Justice" party, „Civic Platform" party, „cursed soldiers", Armia Krajowa, historical policy, commemoration, Institute of National Remembrance in Poland, Witold Pilecki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.