Научная статья на тему 'День народного единства: изобретение праздника'

День народного единства: изобретение праздника Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1814
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «День народного единства: изобретение праздника»

В.Н. Ефремова

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА: ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРАЗДНИКА

День народного единства - самый молодой праздник современной России. Он был утвержден Государственной Думой в декабре 2004 г. Первое празднование состоялось спустя год - в 2005 г. В пояснительной записке к проекту закона были указаны его глубокие исторические корни: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов» и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе» [Стенограмма... 2004].

Известно, что идея учреждения праздника была высказана Межрелигиозным советом России и позже поддержана комитетом по труду и социальной политике Госдумы. По сути, предложенный праздник является попыткой возвеличивания исторического прошлого Российской империи (в котором День народного единства отмечался как День Казанской иконы Божией Матери с середины XVII в.) и символического отказа от революционного праздника -7 ноября, годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Так, подчеркивалось, что «среди российских праздников нет ни одного, который отражал бы славные и видные даты дореволюционной России» [там же], а «Годовщина Октябрьской революции, или День согласия и примирения, - праздником до сих пор, к сожалению, не стал» и «в той или иной мере является источником напряжения в обществе» [там же].

По мнению авторов проекта, новая дата должна была бы исправить затруднительное положение и «стать символом единения

всех граждан», «сплотить весь народ, восполнить пробелы в исторической памяти россиян» [Стенограмма... 2004].

При президенте Д. Медведеве для объяснения значения нового праздника была введена символическая категория «Русский мир», под которой понимались история, русский язык, российская культура, некая целостность и многообразие. Подчеркивалось, что «это явление не имеет границ, оно не подвержено политической конъюнктуре, а иногда, по сути, политической цензуре» [Выступление ... 2008]. Тогда же, в 2008 г., для популяризации «Русского мира» Д. Медведевым был учрежден одноименный фонд.

День народного единства с полным основанием можно отнести к категории не просто «изобретенных», но изобретаемых традиций [см.: The invention of tradition, 1983], поскольку для современного российского общества он имеет совсем недавнее происхождение и не успел укорениться в сознании россиян. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов. Так, по данным «Левада-Центра» только 36% россиян в 2010 г. знали, как на самом деле называется этот праздник, при том, что в 2005 г. их доля составляла 8% [Знаете ли Вы. 2010]. А 71% населения в 2011 г. не планировал его как-либо отмечать [Опрос населения, 2011]. В этой связи институцио-нализация праздника оказывается проблематичной в силу того, что для большинства граждан России его смысл остается непонятным.

Интерпретация значения нового праздника СМИ, профессионально работающими с информацией, могла бы сыграть решающую роль в решении данной проблемы. Как отмечает Е. Шейгал, «благодаря СМИ граждане предстают в роли свидетелей, наблюдателей политических событий, однако они подвержены такому аналитическому прессингу, что интерпретация событий нередко приобретает большую значимость, чем само событие» [Шейгал, 2004, с. 58]. Во многом поэтому влияние на общественное мнение СМИ, претендующих на участие в выработке символических и идеологических форм, «никем не ставится под сомнение» [Ле, 2001, с. 95]. Иными словами, количество совпадений транслируемых через СМИ значений праздника может выступать косвенным показателем того, как навязываемые властью ценности и смыслы усваиваются обществом, а также в целом успешности символической политики вокруг государственных праздников.

Задачи данного обзора - выявить, какими смыслами СМИ наделяют День народного единства, а также проследить их трансформацию с момента первого празднования в ноябре 2005 до ноября 2011 г.

В качестве источников для анализа были выбраны публикации в общественно-политических газетах («Российская газета», РГ), деловых газетах («Коммерсант»), общественно-политических журналах («Коммерсант - Власть») и популярных газетах («Комсомольская правда» (КП), «Аргументы и факты» (АиФ)). Выбор этих изданий опирается на рейтинг популярности российских печатных СМИ, который ежеквартально представляет Агентство медийных исследований Ex Libris, полномочный член Международной ассоциации по медиаизмерениям и оценке коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication). Количество появления статей в этих изданиях по случаю празднования Дня народного единства зависит как от политики издания (степени лояльности к власти, независимости издания), так и от периодичности выпуска самих газет, поскольку часть из них являются ежедневными («Коммерсант»), часть - еженедельными («Коммерсант - Власть», АиФ), а другие выпускают номер несколько раз в неделю (КП, РГ).

В ходе исследования были отобраны статьи, опубликованные за несколько дней до, во время и после празднования Дня народного единства. Всего было проанализировано 100 статей: 16 в ежедневной газете КП, четыре статьи в пятничном выпуске КП; 10 статей - в АиФ; 36 статьей в ежедневной газете «Коммерсант», 10 статей журнале «Власть» и 24 статьи в федеральных выпусках «Российской газеты».

Для удобства проведения анализа издания были поделены на две группы: (1) общественно-политические и деловые (РГ, «Коммерсант», «Власть) и (2) популярные (КП, АиФ). Разделение основано, в первую очередь, на разграничении изданий по целевым аудиториям (деловая, со специфическим сленгом и массовая, общедоступная пресса).

Дискурс Дня народного единства в общественно-деловой прессе

Как показывает анализ дискурса газетных публикаций в газете «Коммерсант», «Российской газете» и журнале «Власть», за прошедшие семь лет основными стали вопросы интерпретации политических, гражданских, национальных, а также этнокультурных и религиозных особенностей самосознания россиян и России.

Наибольшее количество публикаций по случаю празднования Дня народного единства вышло в ежедневной газете «Коммер-

сант». Обилие статей вызвано главным образом вниманием издания к проведению националистических «Русских маршей», которые стали конкурирующим источником, идеологическим «полюсом» продуцирования смыслов Дня народного единства. К числу основоположников «Русского марша» (изначально - «Правый марш») можно отнести «Евразийский союз молодежи», «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), национально-патриотический фронт «Память», движение «Русский порядок» и др. Еще в 2005 г. они «присвоили» себе праздник, чтобы отстаивать «русскую нацию и национализм» [Козенко, 2005, с. 8]. Одним из центральных символических смыслов дискурса власти является идея «внутреннего единства». Однако в праворадикальном дискурсе она трансформируется и получает ярко выраженный этнонациона-листический крен: «единство и готовность к борьбе за национальные интересы русского народа» [Савина, 2008, с. 7], «освобождение России от оккупантов» [Савина, 2005, с. 6].

Воспроизводя в своих статьях дискурс «Русского марша», «Коммерсант» стремится опровергнуть смыслы, приписываемые празднику 4 ноября властью: «Из государства Россия превращается в нацию, не ограниченную историческими рамками конкретного государственного устройства, а значит, не имеющую общегосударственных ценностей и идеалов, кроме "единства"» [Русский праздник, 2006, с. 8]. День народного единства в таком случае -это «стремление <...> дистанцироваться от символического наследия 1990-х годов» [там же], «символ путинского золотого века» [Приглашение., с. 9], «надуманный праздник правящей боярщины» [там же], «смутный праздник» [Бородина, 2007, с. 6].

Смысловое наполнение праздника в «Коммерсанте» из года в год связано с интенсивностью символической борьбы властного и националистического дискурсов. В 2005 г. прозвучали первые поздравительные выступления президента по случаю празднования Дня народного единства, в которых было обозначено, что это праздник «мира, дружбы и социальной политики государства», «праздник единения государства с народом» [Колесников, 2005, с. 7]. Тогда же о себе заявили крайне правые, провозгласившие 4 ноября «днем народного гнева» [Савина, 2005, с. 6], выбрасывавшие руки в фашистском приветствии и выкрикивавшие: «Heil Hitler» и «Zig Heil», шагая колонной по Чистопрудному бульвару. Кроме этого, в этой колоне марширующих в 2005 г. также присутствовали евразийцы и активисты Союза православных граждан с иконами в руках.

Уже в 2006 г., во вторую годовщину празднования, «Коммерсант», цитируя обращение четырех депутатов Госдумы, недовольных проведением националистического марша, заключает, что власти «не удалось превратить День народного во всенародное торжество», а его введение является путинским планом «взбаламутить страну фальшивой угрозой русского фашизма» [Савина, 2006, с. 2]. В этот же год активисты молодежного движения «Наши» проводят альтернативный «Русскому маршу» Форум гражданских инициатив, на который в Ярославль были привезены студенты из разных регионов страны [Владимирова, 2006, с. 5]. В дальнейшем движение неоднократно меняло форматы мероприятий, что говорит об искусственном насаждении традиции празднования 4 ноября и поисках наиболее подходящей формы, которая бы органично вписывалась в предлагаемое смысловое поле и практики, которые также еще находятся в процессе продолжающегося «изменения»1.

В целом, 2006-2007 гг. можно считать периодом наибольшего идейного доминирования националистического дискурса. Несмотря на неоднородность состава участников, «Русские марши» использовали практически схожие профашистские лозунги: «Вся власть славянам!», «В России - русский порядок!» [Тяжлов, 2006, с. 3], «Русскому народу - русскую власть», «Россия для русских!» [Козенко, Ухова, 2007, с. 5]. Власть оказалась растерянна и не сразу смогла найти адекватный ответ нарастающему смысловому доминированию экстремистских идей.

Активное вмешательство в борьбу за смыслы со стороны Кремля началось в 2009 г., когда движение «Наши» буквально попыталось отнять у националистов «Русский марш». Речь идет о символическом вызове смысловому содержанию праздника, удачно оккупированного националистами. Лозунг «Россия для русских» был, таким образом, перевернут с национального на гражданский лад как «Русские - все, у кого есть российский паспорт» [Козенко, 2009, с. 4]. В дальнейшем в Москве стали проводиться два «Русских марша» - националистический (локализированный на юго-восточной окраине города) и движения «Наши», который

1 Известно, что одной из тактик пропаганды властного дискурса было разбрасывание поздравительных листовок партии «Единая Россия» среди участников националистического «Русского марша».

проводится в Центре и сопровождается концертами популярных артистов эстрады.

Осенью 2011 г. на фоне предстоящих парламентских и президентских выборов интерес СМИ к празднику заметно упал, но «российские официальные праздники все равно проигрывают "Русским маршам"», - утверждает «Коммерсант», цитируя слова журналиста Олега Кашина [Черных, Козенко, 2011, с. 3].

Постепенное уменьшение количества публикаций, связанных с проведением Днем народного единства, в ежедневной газете «Коммерсант» (2005 г. - 9, 2006 г. - 8, 2007 г. - 5, 2008 г. - 6, 2009 г. - 4,

2010 г. - 3, 2011 г. - 1) и общественно-аналитическом журнале «Власть» (2005 г. - 3, 2006 г. - 1, 2007 г. - 2, 2008 г. - 2, 2009 г. - 0, 2010 г. - 2,

2011 г. - 0) объясняется несколькими причинами. Во-первых, снизилась активность самого движения «Русский марш». Получив разрешение властей на проведение шествий с 2009 г., организаторы «Русского марша» приняли условия символической борьбы, негласно согласившись с доминированием официального дискурса. Во-вторых, за вытеснение националистического дискурса стали активно бороться другие акторы, и прежде всего - движение «Наши». Показательно, что проведение националистического «Русского марша» начиная с 2005 по 2011 г. полностью игнорировалось центральными телеканалами (Первый, Россия 1 и НТВ), которые ежегодно выполняют госзаказ на освещение официальных церемоний и проведение согласованных властью акций. Как подчеркивает «Коммерсант», самим каналам «никак не удается поймать смысл нового российского праздника» [Бородина, 2007, с. 6] и приходится заполнять эфир одними и теми же, но в разное время, патриотическими фильмами, не имеющими подчас отношения к Смутному времени.

В свою очередь, «Российская газета» стала проводником официального дискурса Дня народного единства. Наибольшая смысловая концентрация национальных и политических ценностей в публикациях газеты также приходится на 2006-2007 гг. Именно в этот период разворачивается активная борьба между официальным и националистическим дискурсами.

Всего из 24 статей в «Российской газете» по случаю Дня народного единства о «Русском марше» были опубликованы только две (обе в 2006 г. [Закатнова, 2006, с. 2; Камынин, Шмылёва, 2006, с. 2]), еще в семи «Русский марш» лишь упоминается. Газета оценивает националистов и экстремистов с позиции власти, проводя параллель с семейными ценностями: «марш "правых недорослей"»

[Радзиховский, 2005, с. 3], «в семье не без урода - вот в России ДПНИ» [Закатнова, 2006, с. 2].

В «Российской газете» националистический дискурс вытесняется дискурсом прокремлевского молодежного движении «Наши» и молодежной организации «Молодая гвардия». В первые годы празднования это были «уроки дружбы», «многонациональная дружба между народами РФ» [Михайлов, 2007, с. 3].

Кроме того, транслируя дискурс власти, РГ часто цитирует президента, который неоднократно в своих речах проводит параллели исторически тесной связи государства, гражданского общества и Русской Православной Церкви. Поэтому в газетных публикациях по случаю Дня народного единства на первый план выходят религиозные ценности («заступничество Казанской иконы Божией Матери» [Закатнова, 2007, с. 3], «крестный ход в честь Казанской иконы Божьей Матери» [Богушева, Бондаренко, Волкова, Горлов, Решетникова, Сибина, 2007, с. 9]) и гражданские ценности («укрепление единства нашего общества» [Белов, 2008, с. 2], «свобода личная, индивидуальная, слова» [Выжутович, 2008, с. 3]). Помимо этого, в РГ подчеркивается значимость истории Российского государства («преодоление Смуты» [Кузьмин, 2006, с. 2]), политических ценностей («великая страна» [Кузьмин, 2007, с. 2], «символ уважения к новой, современной, демократической России» [Кузьмин, 2010, с. 2], «видеть Россию сильной и процветающей державой» [Балагаев, Ермошкина, Неробеева, Павловская, Сибина, 2007, с. 2]) и этнокультурных особенностей («развитие культурных связей», «множество самых разных традиций, укладов и обычаев культуры» [Кузьмин, 2010, с. 2]). Для газеты 4 ноября - это символ «патриотизма и подлинной национальной русской идеи» [Никонов, 2006, с. 1], «сплочения нации», «всенародного единения», «гражданской консолидации» [Выжутович, 2008, с. 3]. Причем из года в год фактически не наблюдается трансформации смыслового содержания, что может свидетельствовать о его статичности, кризисе смыслового наполнения (в том числе и со стороны властных элит) или о том, что такой поиск завершен.

Особо подчеркивается роль Русской Православной Церкви в поддержании «единения» благодаря «введению в школьную программу основ религиозной культуры», «спасению душ»: «Хотя современная Россия является светским государством, это не значит, что власть не стремится к взаимодействию с церковью» [Петров, 2011, с. 2].

В подтверждение своей позиции газета применяет тактику обращения к мнению тех, кто так или иначе вписывается или поддерживает по собственным основаниям предлагаемые властью смыслы праздника («этот праздник может воспитать человека, способного к солидарности с другими людьми, так как его содержанием должно быть действие - добродеяние» [Пятунина, 2005, с. 1]): президента фонда «Политика» Вячеслава Никонова («идеи национального единства, служения Родине, готовность к добровольному самопожертвованию, которые отражены в этом новом празднике» [Пятунина, 2005, с. 1]), зав. отделом социальной и политической философии Института философии РАН Алексея Кара-Мурзы («этот праздник имеет шансы стать общенародным» [Пятунина, 2005, с. 1]), политолога Леонида Радзиховского (праздник - «символ могучего государства» [Радзиховский, 2005, с. 3]).

Таким образом, символическое наполнение дискурса Дня народного единства в общественно-деловой прессе определяется, в большей степени, исходя из позиции редакции по отношению к власти, ее независимости.

Дискурс Дня народного единства в популярных СМИ

В отличие от РГ и «Коммерсанта», которые занимают определенные позиции по отношению к тем, кто продуцирует смыслы вокруг государственного праздника, АиФ и КП занимают сдержанную позицию и воздерживаются от транслировании крайних идей. Такое осторожное (практически лояльное властному дискурсу) отношение изданий к оценке праздника объясняется тем, что они нацелены на широкую аудиторию с разным уровнем образования и опытом политического участия. И как следствие этого -количество статей, посвященных смысловому содержанию 4 ноября, на порядок ниже, чем в общественно-деловых изданиях: КП - 16, АиФ - 10.

Пожалуй, центральной темой дискуссий на страницах АиФ становится обоснование исторических основ нового праздника. Из 10 статей пять представляют собой историческую справку, «напоминание значимости» праздника [Грачёв, 2007, с. 7], того, как «в 1612 г. россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному миру» [Миодушевская, 2008, с. 2]. И только в трех статьях АиФ упоминается об угрозе «Русских маршей», которые «сильно пощекотали нервы и властям, и простым прохожим» [Коптев,

2007, с. 3]. «Стабильность», «героизм» и «сплоченность», к которым апеллирует президент в своих поздравительных выступлениях, - это те концепты, которыми наполняется смысловое поле праздника в АиФ.

Однако при всей в целом позитивной оценке введения нового праздника 4 ноября воспринимается газетой как искусственное «насаждение», перенос праздника с 7 ноября, годовщины Великой Октябрьской социалистической революции [Миодушевская, 2008, с. 2]. Эту же тему продолжает КП: «Основной причиной переноса выходного дня с 7 на 4 ноября, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской революции (7 ноября 1917 г.)» [Судакова, 2007, с. 8].

Новый праздник - это «хорошо забытые старые традиции» [Рожаева, 2009]. День народного единства также сравнивается с одним из главных советских праздников - Днем Победы, как равный ему благодаря «Божьему чуду» в устах Патриарха Кирилла [Поленова, 2011].

Как РГ и АиФ, КП из-за отсутствия четкого смыслового содержания обращается к цитированию президентских речей: «Патриотизм, гражданственность, любовь к Отечеству - фундаментальные ценности, которые всегда отличали многонациональное Российское государство, они и сегодня являются нашей нравственной опорой» [Кафтан, 2011]. Народное единство - «не только красивая метафора, но и особый смысл, неоспоримая ценность, основа существования и развития нашего многонационального, многоконфессионального, весьма сложного государства, нашей богатой истории» [Кафтан, 2010], или то, что Д. Медведев называл «Русским миром».

«Русские марши», которым также не придается значимого внимания, в комичной манере называются «манифестациями ура-патриотов» [Народный, 2005, с. 6]; «реальные дела» проводит лишь движение «Наши» [Зайцев, 2010], они «могут всей стране вернуть государственный праздник» [Михов, 2009].

Дискуссии вокруг Дня народного единства, таким образом, в самых популярных российских газетах остаются в пределах официального дискурса, а главным механизмом смыслового наполнения праздника в газетных публикациях является трансляция дискурса власти и РПЦ.

* * *

День народного единства, как праздник, который должен был стать главным государственным праздником существующего режима, за семь лет существования не смог оправдать надежды его инициаторов. За это время 4 ноября так и не приобрело однозначного смыслового содержания. Специфика его исторических корней и противоречивость его восприятия в массовом сознании нашли отражение в транслируемых СМИ дискурсах, которые фактически оказались противоположны друг другу (от национального единства, мультикультурности, пропагандируемых властью, до идей сегрегации, транслируемых националистическими движениями). Причем последние (националистические идеи «русскости») представляют собой угрозу «единству» государства, поскольку являются наиболее понятными и поддаются усвоению среди широких масс населения. Все попытки заглушить и отобрать у «Русского марша» символически присвоенный им праздник 4 ноября, даже несмотря на широкую медийную поддержку гостелеканалов, печатных СМИ и кризис самого движения, терпят крах. Очевидно, что успех институционализации Дня народного единства будет зависеть от того, насколько удачно будут трансформированы смысловое содержание праздника и его усвоение массовым сознанем.

Литература

30 самых главных праздников // Аргументы и факты. - М., 2007. - 31 октября, № 44. - С. 6.

А вы спросили у мамаш, насколько русским был их марш? // Комсомольская

правда. - М., 2006. - 9 ноября. - С. 3. Акунин Б. Праздничный показ в День народного единства // Комсомольская правда. - М., 2011. - 2 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/25780/ 2764309/ (Дата посещения: 18.02.2012.) Александров Г. Кто шагает по Москве? // Аргументы и факты. - М., 2011. -

9 ноября, № 45. - С. 3. Алексеев М. Праздник войны и мошны // Коммерсант «Власть». - М, 2005. -

7 ноября, № 44 (647). - С. 5-6. Балагаев К., Ермошкина Т., Неробеева Е., Павловская Т., Сибина С. Нам по пути //

Российская газета. - М., 2007. - 6 ноября, № 4510. - С. 1-2. Белов С. Единство сквозь историю // Российская газета. - М., 2008. - 5 ноября, № 4785. - С. 2.

Богушева Е., Бондаренко А., Волкова М., Горлов А., Решетникова Н., Сибина С. Кто сегодня рядом с Мининым // Российская газета. - 2007. - 2 ноября, № 4509. - С. 9.

Бородина А. Подарок для Владислава Суркова // Коммерсант. - М., 2008. -12 ноября, № 205 (4022). - С. 6.

Бородина А. Смутный государственный праздник // Коммерсант. - М., 2010. -10 ноября, № 207 (4507). - С. 4.

Бородина А. Телелидеры // Коммерсант. - М., 2007. - 8 ноября, № 205 (3781). - С. 6.

Бородина А. Федеральные телеканалы митинг националистов не показали // Коммерсант. - М., 2005. - 7 ноября, № 208/П (3292). - С. 1.

Вконец обрусели // Коммерсант «Власть». - М., 2005. - 7 ноября, № 44 (647). - С. 6.

Владимиров Д. Пожертвование - дело частное // Российская газета. - М., 2006. -3 ноября, № 4214. - С. 2.

Владимирова Н. Праздник в чуме // Коммерсант. - 2006. - 7 ноября, № 207/ В (3538). - С. 5.

Выжутович В. От революции - к единству // Российская газета. - М., 2006. -8 ноября, № 4216. - С. 6.

Выжутович В. Ресурсы единства // Российская газета. - М., 2008. - 7 ноября, № 4788. - С. 3.

Выступление на торжественном приеме, посвященном Дню народного единства // Официальный сайт Президента России. - М., 2008. - 4 ноября. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/transcripts/1966 (Дата посещения 08.04.2010.)

Вяхирев В. Как отметить годовщину Октября прогулкой по «советским» местам Москвы // Комсомольская правда. - М., 2008. - 6 ноября. - Режим доступа: http://msk.kp.ru/daily/24193.3/399520/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Гвоздь программы // Коммерсант. - М., 2005. - 31 октября, № 205/П (3289). - С. 2.

Где вы будете праздновать: дома или на улице? // Российская газета. - М., 2011. -3 ноября, № 5624. - С. 8.

Граждан вывели на улицы за третьим сроком // Коммерсант. - М., 2007. -6 ноября, № 203/В (3779). - С. 4.

Грачев С. Владимир Хотиненко: «Патриот - это уже не оскорбление!» // Аргументы и факты. - М., 2007. - 31 октября, № 44. - С. 7.

Гулютин А. Власти Москвы разрешили провести националистам «Русский марш» в одном из самых криминогенных районов города // Комсомольская правда. -М., 2011. - 4 ноября. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/24382/562777/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Гуляем в парке, смотрим мультфильмы и ходим на концерты // Комсомольская правда. - М., 2010. - 3 ноября. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/ 24586/755234/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Зайцев А. Молодежь отметила день народного единства // Комсомольская правда. - М., 2010. - 8 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/24586.5/756330/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Закатнова А. В моде - антикризис // Российская газета. - М., 2008. - 5 ноября, № 4785. - С..

Закатнова А. Время для праздника // Российская газета. - М., 2007. - 3 ноября, № 4510. - С. 3.

Закатнова А. Митингуют все Церкви // Российская газета. - М., 2011. - 7 ноября, № 5625 (249). - С. 2.

Закатнова А. Ответ националистам // Российская газета. - М., 2006. - 6 ноября, № 4214. - С. 2.

Закатнова А., Сидибе П. Где вы будете 4 ноября? // Российская газета. - М.,

2006. - 3 ноября, № 4214. - С. 3. Знаете ли Вы, какой праздник будет отмечаться 4 ноября? // Сайт аналитического центра Юрия Левады. - 2010. - 30 октября. - Режим доступа: http://www.levada.ru/ archive/prazdniki/znaete-li-vy-kakoi-prazdnik-budet-otmechatsya-4-noyabrya (Дата посещения 28.02.2012.) Зубов Н. Националисты прошлись маршем по Москве // Коммерсант «Власть». -

М., 2010. - 15 ноября, № 45 (899). - С. 6. Ильин А. Праздник с историческими корнями // Российская газета. - М., 2008. -

31 октября, № 4785. - С. 2. Камынин А., Шмелева Е. Русские пришли и ушли // Российская газета. - М.,

2006. - 6 ноября, № 4214. - С. 2.

Кафтан Л. В День народного единства Президент вручил в Кремле награды // Комсомольская правда. - М., 2010. - 4 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/ daily/24587.3/755815/ (Дата посещения: 18.02.2012.) Кафтан Л. Медведев и Путин отметили День народного единства в Нижнем Новгороде // Комсомольская правда. - М., 2011. - 4 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/25782/2765858/ (Дата посещения: 18.02.2012.) Кашин О., Коробов П. Чудо шаговой доступности // Коммерсант «Власть». - М.,

2010. - 1 ноября, № 43 (897). - С. 13. Козенко А. «Правый марш» дал задний ход // Коммерсант. - М., 2005. - 9 ноября, № 210 (3294). - С. 8.

Козенко А. «Русские марши» пойдут друг на друга // Коммерсант. - М., 2009. -

5 октября, № 184/П (4239). - С. 4.

Козенко А. В день единства в единственном месте // Коммерсант. - М., 2010. -

27 октября, № 200 (4500). - С. 5. Козенко А., Еловский Д., Савина Е. «Русскому маршу» показали «кирпич» //

Коммерсант. - М., 2008. - 28 октября, № 196 (4013). - С. 7. Козенко А., Туровский Д., Коцар Ю., Андрианов К. Единство и борьба противоположных // Коммерсант. - М., 2009. - 5 ноября, № 206 (4261). - С. 5. Козенко А., Ухова М. Националисты готовят пешие порядки // Коммерсант. - М.,

2007. - 5 ноября, № 182 (3758). - С. 5.

Колесников А. Президент прошел тост на благотворительность // Коммерсант. -

М., 2005. - 7 ноября, № 208/П (3292). - С. 7. Коптев А. Радикалов призвали к порядку // Аргументы и факты. - М., 2007. -

7 ноября, № 45. - С. 3. Костиков В. Зачем народу патриотический кафтан? // Аргументы и факты. - М.,

2005. - 9 ноября, № 45. - С. 3. Кудряшов К. 1612 год: как это было. Карта событий // Аргументы и факты. - М.,

2008. - 4 ноября, № 45. - С. 2.

Кузьмин В. Говорите по-русски // Российская газета. - М., 2006. - 3 ноября, № 4214. - С. 2.

Кузьмин В. Единство - на благо Отечества // Российская газета. - М., 2007. -

6 ноября, № 4510. - С. 2.

Кузьмин В. Как по нотам // Российская газета. - М., 2009. - 3 ноября, № 5032. - С. 2. Кузьмин В. Онегин по-абхазски // Российская газета. - М., 2010. - 8 ноября, № 5330 (251). - С. 2.

Кузьмин В., Заваржин К. Дмитрий Медведев и Владимир Путин отметили праздник в Нижнем // Российская газета. - М., 2011. - 7 ноября, № 5625 (249). - С. 2.

Куколевский А. Националистов разогнали за несогласие // Коммерсант--«Власть». - М., 2008. - 10 ноября, № 44 (798). - С. 5-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ле Э. Лингвистический анализ политического дискурса: язык статей о чеченской войне в американской прессе // Полис. - М., 2001. - № 2. - С. 93-112.

Ломанова Е. Тир на весь мир // Коммерсант. - М., 2005. - 7 ноября, № 208/П (3292). - С. 7.

Миодушевская Т. «Объединяемся во имя стабильности»: 4 ноября отмечается дата окончания смутного времени в России // Аргументы и факты. - М., 2008. -

4 ноября, № 45. - С. 2.

Михайлов А. Народный выходной // Российская газета. - М., 2009. - 3 ноября, № 5032. - С. 1.

Михайлов А. Уличное единение // Российская газета.-2007. - 6 ноября, № 4510. - С. 3.

Михов С. «Наши» очистили День народного единства от свастик и фашистских приветствий // Комсомольская правда. - М., 2009. - 4 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/24388/567587/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Михов С. День народного единства: «Русский марш» «Наших» и нацистский парад ДПНИ // Комсомольская правда. - М., 2009. - 6 ноября. - Режим доступа: http://www.kp.rU/daily/24389.4/568089/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

На ДНЕ // Коммерсант - «Власть». - М., 2007. - 12 ноября, № 44 (748). - С. 7.

Народный Д. Правильная мысль пришла кому-то: нас объединяет только смута! // Комсомольская правда. - М., 2005. - 3 ноября. - С. 6.

Национальная обесточенность // Коммерсант - «Власть». - М., 2006. - 13 ноября, № 45 (699). - С. 8-9.

Никонов В. О национальном и либеральном // Российская газета - М., 2006. -3 ноября, № 4214. - С. 1.

Новый российский праздник еще не самый старый // Коммерсант. - М., 2005. -

5 декабря, № 228/П (3312). - С. 11.

Образцова И. Праздник: Народное единство или раскол? // Аргументы и факты. -М., 2006. - 1 ноября, № 44. - С. 3.

Опрос населения. 4 ноября - День народного единства // Фонд Общественное Мнение - М., 2011. - № 44. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/pdf/d44dne11.pdf (Дата посещения 21.01.2012.) С. 18-20.

Петров В. Без смуты // Российская газета. - М., 2010. - 3 ноября, № 5328. - С. 1-2.

Петров В. Президент и патриарх убеждены в общих целях государства и Церкви // Российская газета. - М., 2011. - 7 ноября, № 5625 (249). - С. 2.

Подъяблонская Т. Где отметить День народного единства // Комсомольская правда. - М., 2008. - 1 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/24191/398442/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Приглашение в путинский золотой век // Коммерсант «Власть». - М., 2007. -12 ноября, № 44 (748). - С. 9-10.

Пчелкина Е. В День народного единства на улицы Москвы выйдут 6,5 тысяч милиционеров // Комсомольская правда. - М., 2009. - 3 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/24388/567226/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Пятунина Е. Добрый день // Российская газета - М., 2005. - 3 ноября, № 3917. - С. 1.

Радзиховский Л. Бесконечные праздники // Российская газета.-2005. - 8 ноября, № 3918. - С. 3.

Развели на царство // Коммерсант. - М., 2009. - 5 ноября, № 206 (4261). - С. 14.

Репов С., Фуфырин А. Шило в мИшке // Аргументы и факты. - М., 2011. -

9 ноября, № 45. - С. 5.

Рожаева Е. День народного единства под покровом Богородицы // Комсомольская правда. - М., 2009. - 4 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/24388/567262/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Русский марш встал смирно // Коммерсант. - М., 2006. - 11 ноября, № 211 (3542). - С. 3.

Русский праздник // Коммерсант. - М., 2006. - 3 ноября, № 207 (3538). - С. 8.

Русских А. Мистер Икс российской истории // Комсомольская правда. - М., 2011. - 3 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/25782.4/2765047/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Савина Е. «Русский марш» взялся за имперский флаг // Коммерсант. - М., 2008. -

10 октября, № 184 (4001). - С. 4.

Савина Е. «Русский марш» доводят до президента // Коммерсант. - М., 2006. -

11 ноября, № 211 (3542). - С. 3.

Савина Е. «Русскому маршу» дали ход // Коммерсант. - М., 2008. - 6 ноября, № 201 (4018). - С. 7.

Савина Е. День националистического единства // Коммерсант. - М., 2005. - 7 ноября, № 208/П (3292). - С. 6.

Савина Е. Прокремлевская молодежь обошла «Русский марш» // Коммерсант. -М., 2008. - 21 октября, № 191 (4008). - С. 7.

Савина Е., Козенко А. «Русский марш» пройдет втемную // Коммерсант. - М., 2007. - 3 ноября, № 203 (3779). - С. 1-2.

Савина Е., Козенко А., Коробов П. Русские прошли // Коммерсант. - М., 2006. -7 ноября, № 207/В (3538). - С. 1.

Савина Е., Трифонов В., Петрушин А. Патриотическое движение почти обездвижено // Коммерсант. - М., 2006. - 3 ноября, № 207 (3538). - С. 2

Сарычева М. Россияне привыкают ко Дню народного единства // Комсомольская правда. - М., 2010. - 4 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/ 24587.3/754814/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Семенов А. День народного единства по значимости не уступает Дню Победы // Комсомольская правда. - М., 2011. - 4 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/ daily/25782/2765825/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Семенов А. Дмитрий Медведев поздравил россиян через Twitter // Комсомольская правда. - М., 2011. - 4 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/25782/2765860/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Соловьев В. Народное единство расширили до международного // Коммерсант. -М., 2009. - 5 ноября, № 206 (4261). - С. 5.

Соревнование по любви к Родине // Коммерсант. - М., 2007. - 6 ноября, № 203/В (3779). - С. 6.

Стенограмма заседания 23 ноября 2004 г. № 61(775) // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - М., 2004. - 23 ноября - Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru/node/1197/#sel= (Дата посещения: 14.12.2011.)

Судакова Т. Все никак не могу понять, какой праздник мы отмечаем 4 ноября? // Комсомольская правда. - М., 2007. - 1 ноября. - С. 8.

Тростников В. Конец смуты // Аргументы и факты. - М., 2005. - 2 ноября, № 44. - С. 2.

Туровский Д., Козенко А., Савина Е. Выселительная программа праздника // Коммерсант. - М., 2008. - 5 ноября, № 200/С (4017). - С. 6.

Тяжлов И. «Русский марш» с препятствиями // Коммерсант. - М., 2006. -7 ноября, № 207/В (3538). - С. 3.

Фаризова С. ЛДПР прошлась по своим рядам «Русским маршем» // Коммерсант. -М., 2006. - 1 ноября, № 205 (3536). - С. 4.

Хамраев В. Российствующие молодчики // Коммерсант. - М., 2005. - 7 ноября, № 208/П (3292). - С. 1.

Хамраев В., Гулько Н. Правая рука Кремля // Коммерсант «Власть». - М., 2005. -14 ноября, № 45 (648). - С. 3-5.

Ходнев С. Смутный праздник // Коммерсант. - М., 2005. - 7 ноября, № 208/П (3292). - С. 21.

Черных А., Иваницкая А. «Русские марши» прошли не в ногу // Коммерсант. -М., 2010. - 8 ноября, № 205/П (4505). - С. 3.

Черных А., Козенко А. «Русский марш» обернулся хороводом // Коммерсант. -М., 2011. - 7 ноября, № 207. - С. 3.

Чинкова Е. Патриарх Кирилл: Никто не будет вкладывать деньги в то, что не нужно! // Комсомольская правда. - М., 2011. - 4 ноября. - Режим доступа: http://kp.ru/daily/25782/2765869/ (Дата посещения: 18.02.2012.)

Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - М.: ИТДГК «Гнозис».-326 с.

The invention of tradition / Ed. by Hobsbawm E. and Ranger T. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1983. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.