Научная статья на тему 'Демонстрация имиджа государств на Всемирных выставках'

Демонстрация имиджа государств на Всемирных выставках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА / WORLD EXHIBITIONS / ЯРМАРКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТОРЫ / INTERNATIONAL ACTORS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / FAIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терновая Людмила Олеговна

Актуальность обращения к теме Всемирных выставок определяется не только моментом открытия очередной выставки в Милане, но и более важной задачей определения роли таких масштабных экспозиций, показывающих достижения отдельных государств в приоритетных областях экономики и науки, в совершенствовании практики международного общения. Выставки становятся широкой площадкой демонстрации имиджа стран-участниц. Они способствуют росту международной конкурентоспособности государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demonstration of the image at the World Exhibitions

The relevance of the treatment to the topic of the World Exhibitions is determined not only by the time of opening of the next Expo-2015 in Milan, but also by even more important task of definition of the role of large-scale exhibition showing achievements of particular states in the priority areas of the economy and science, by the improvement of the practice of international communications. The World Exhibitions show a wide platform of demonstration of the image of the participating countries. They also promote the growth of international competitiveness of the states.

Текст научной работы на тему «Демонстрация имиджа государств на Всемирных выставках»

Демонстрация имиджа государств на Всемирных выставках

Людмила Терновая

В Милане 1 мая 2015 г. открылась очередная Всемирная выставка. Девиз «ЭКСПО-2015» - «Накормить планету». Более полутора веков с данным мероприятием ассоциируется возможность визуального сравнения успеха государств в их промышленном и социокультурном развитии, а в последние десятилетия - ещё и вклада в сохранение окружающей среды. Однако история распорядилась так, что Россия, участвуя в этих выставках, ни разу не становилась их организатором.

Возникновение Всемирных выставок

Первое упоминание о выставках относится к 558 г. до н.э. Тогда производители разных товаров из Месопотамии и Египта собрались в Тире, чтобы обменяться образцами своей продукции на городских площадях. Учитывая большую потребность в совершении покупки, чем в ознакомлении с чьим-то даже уникальным опытом, выставки оказались гораздо моложе ярмарок. Рождение выставок стало знаком соци-

альных, культурных и политических перемен, произошедших в Европе.

Сначала на них выставлялись произведения искусства исключительно для знати. Неслучайно выставки ведут историю от французских музеев, начало которым было положено такими политиками, как Дж.Мазарини и Ж.-Б.Кольбер, а также деятелями культуры. Позже к творениям искусства начали добавлять промышленные изделия, например,

ТЕРНОВАЯ Людмила Олеговна - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления МАДИ. E-mail: ludmilaternovaya@yandex.ru; SPIN-код -2300-9676

Ключевые слова: Всемирная выставка, ярмарка, международные акторы, конкурентоспособность.

земледельческие машины, ткацкие и прядильные станки. Но всё же на выставках в Дрездене (1765 г.), Берлине (1786 г.), Мюнхене (1788 г.) преобладали экспонаты для состоятельных людей: предметы роскоши, образцы мануфактурного производ-тва, парфюмерии. Рассчитывая на богатую аудиторию, организаторы выставок преследовали цели содействовать развитию отечественной промышленности. 19 сентября 1798 г. в Париже открылась экспозиция, на которой более сотни промышленников демонстрировали продукцию в деревянных витринах, разрисованных придворным архитектором Наполеона Ж.-Ф.Шальгре-ном. Бонапарт лично открыл выставку, заявив, что главной её целью станет содействие развитию французской промышленности [1]. Специально созданное жюри, называвшееся судом присяжных, рассмотрело качество выставленных экспонатов и выдало награды, в том числе золотые медали.

Предложение о поведении в Париже европейской, или всемирной, выставки было высказано в 1833 г. В основе идеи лежала задача соединения в одном пространстве изобретений того времени с продукцией художественного и интеллектуального творчества. Однако план не реализовался: промышленники боялись иностранной конкуренции, а среди представителей власти преобладали сторонники протекционизма. Для организации такой выставки требовалась как чётко артикулируемая производителями потребность удов-

летворения расширяющегося спроса на новые рынки для массово производимых товаров, так и помощь власти.

Первая Всемирная универсальная выставка, названная «фестивалем мира», прошла при патронаже принца Альберта в 1851 г. в Англии под девизом «Пусть все народы работают совместно над великим делом -совершенствования человечества». В выставке приняли участие 32 страны. Ярким символом этого нового международного явления стало сооружение специального павильона -Хрустального дворца.

В 1853 г. в Нью-Йорке была проведена вторая Всемирная выставка с участием 23 стран. Устроители Парижской выставки 1855 г. поддержали проект Дворца промышленности, который для повышения престижа Второй империи называли «храмом мира». Эта выставка продемонстрировала публике технические достижения (сельскохозяйственные машины и оборудование) и новые материалы (цемент, алюминий, прорезиненные ткани). В 1862 г. принц Альберт решил опять провести выставку в Лондоне. На выставке в качестве спецкора венской газеты Presse работал К.Маркс. Но с экономической точки зрения она оказалась не такой успешной, как её предшественница.

На первых Всемирных выставках сразу же обозначились их отличия от ярмарок.

Во-первых, выставки являлись однократными мероприятиями.

Во-вторых, они располагались в сооружениях, построенных специ-

1 ОлешкевичН. Света представление // Энергия промышленного роста. 2008. № 8-9.

ально для них, постепенно формируя тенденцию развития индустрии выставочных центров.

В-третьих, несмотря на то что ярмарки проводились регулярно, они не были чётко налаженным мероприятием с ясно выраженной общей идеей, на них отсутствовал строгий контроль за лицами, продающими свои товары и регламентирующими их количество, расположение, стоимость. Выставки, напротив, были высокоорганизованными, курировались правительственными структурами и ставили своей целью продвижение национальных товаров на международный рынок, для чего обеспечивались необходимой рекламой.

В-четвёртых, в отличие от ярмарки, задача которой часто ограничивалась продажей товара, на выставках коммерческая деятельность или продажа выставленных товаров, как правило, не происходила, она лишь закладывалась в проект, помогая производителям просчитывать возможных покупателей и находить потенциальные рынки.

В истории Всемирных выставок на основе различий условий проведения и концепций выставок выделяются четыре периода [2].

Первый период (1851-1897 гг.) -суммирование условий для проведения выставок и определение приоритетов их назначения.

Второй период (1900-1940 гг.) -соревнование стран в своём могуществе с опорой, в качестве аргумента, на архитектурную деятельность.

Третий период (1958-1970 гг.) -моделирование единого комплекса на территории экспозиции.

Четвёртый период (1974-2015 гг.) -характерной чертой выставок становится мозаичность. Общей линией является постепенно нарастающее самоопределение выставок как площадки для обсуждения актуальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Особое значение национальной выставочной архитектуры выводит на первый план этот вид творчества. Средствами архитектурного воздействия страны - участницы Всемирной выставки стремятся показать собственное видение проблемной ситуации и предложить свой вариант дальнейшего развития. В результате центральными выставочными экспонатами, обсуждаемыми на таких выставках, становятся национальные павильоны, воплощающие страной-участницей архитектурное видение своих свершений.

Условием успеха Всемирных выставок считается тема, заявленная принимающей страной, выраженная в девизе выставки. Ей должна соответствовать не только организация выставочного пространства в целом, но и постройки, экспозиции, мероприятия государств. Первые темы выставок касались поощрения достижений участвующих сторон в промышленности, науке, искусстве, поэтому не предполагали постановки цели выставки в проблемном ключе, что являлось следствием существующей социокультурной и экономической ситуации.

2 Коновалова Н.А. Сохранение и развитие исторических традиций в современной архитектуре Японии (на материале Всемирных выставок): Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2006.

Девизы формулировались достаточно просто, например: «Изделия сельскохозяйственной промышленности и изобразительного искусства» (1855 г.), «Промышленность и искусство» (1862 г.) и др.

Ярким выражением праздника научно-технического и художественного творчества становилась особая выставочная архитектура, соответствовавшая главной цели - демонстрации результатов.

Ко второму периоду Всемирные выставки заметно расширили свои функции, включив заботу о национальной самоидентификации, актуализации национального самосознания. К участию во Всемирных выставках привлекались выдающиеся деятели культуры и искусства.

Специальные музыкальные произведения для выставок писали Р.Вагнер, Й.Штраус, Дж.Верди.

С самого начала выставки воспринимались как художественные галереи, где находилось место для работ авторов различных направлений и стилей.

Э.Мане делал зарисовки Всемирной выставки (1867 г.), П.Пикассо выставил «Гернику» (1937 г.), С.Дали оформил павильон сюрреализма (1939 г.).

Определённой периодичности первые Всемирные выставки не имели и устраивались с промежутками от двух до семи лет. В основном демонстрировались успехи промышленности, в дальнейшем их тематика расширялась. В 1867 г. в Париже прошла Всемирная ярмарка, положившая начало традиции размещать экспозиции стран-участниц в специально построенных национальных павильонах.

Посетители познакомились с тирольской деревней, русской избой, египетским караван-сараем, восточным минаретом, турецкими банями, китайским театром, английским коттеджем, американским ранчо, голландской фермой и др.

Была показана история человека на базе археологических раскопок от каменного века до 1800 г. и одновременно демонстрировались «образцовые» дома для рабочих.

Наука была представлена лекциями, публичными опытами, приборами, интересующими естествоиспытателей.

В то же время знаком приближавшейся франко-прусской войны была выставленная на обозрение пушка Круппа.

Наполеон III, давая оценку выставки, в своём выступлении на вручении наград сказал: «Древние поэты прославляли торжественные игры, на которых различные греческие народности добивались пальмы первенства. Что они сказали бы теперь, если бы смогли присутствовать на этих Олимпийских играх всего мира, где все народы состязаются разумом и бегут наперегонки по бесконечному пути прогресса, стремясь и постоянно приближаясь к идеалу, который всё-таки остаётся недостижимым» [3].

Каждая следующая выставка раскрывала новые подходы к показу результатов технических и научных поисков.

Особенностью Всемирной выставки 1873 г. в Вене являлись отдельные экспозиционные павильоны, а в главном из них зрителей удивило разграничение экспозиционных залов.

Выставку 1876 г. в Филадельфии «Лошадиная сила» устроили в честь столетия основания США. То была первая официальная мировая выставка, проведённая в Америке. Из-за наплыва посетителей по её территории был пущен небольшой паровой поезд.

3 Российский союз выставок и ярмарок / / URL: http://www.uefexpo.ru/?id=44956

На выставке в Париже (1878 г.) впервые состоялись международные научные конгрессы и конференции.

Две последующие выставки проводились в Австралии (Сидней, 1879 г. и Мельбурн, 1880 г.).

В Сиднее нововведением стал раздел художественной фотографии.

В 1889 г. выставка вновь прошла в Париже и была приурочена к столетию Французской революции. Выставка оставила миру Эйфелеву башню, ставшую эмблемой столицы Франции.

Всемирная выставка в Чикаго в 1893 г. была посвящена 400-летию открытия Колумбом Америки и названа «Колумбовской». Она разместилась на живописном берегу озера Мичиган и стала одной из самых

масштабных в истории. Подготовка проходила одновременно с восстановлением города после пожара 1871 г. Экспозиция перестала быть статичной: использовались динамические формы показа промышленных изделий, посетители передвигались по движущимся тротуарам, приподнятым над землёй, по территории курсировал электропоезд. Созданием Дворца женщин была сделана попытка отразить проблему эмансипации женщин.

В 1900 г. Всемирную выставку в Париже посетило рекордное количество зрителей - почти 50 млн чел., которые с помощью экспонатов хотели подвести итог уходящему столетию, поэтому выставка называлась «Итоги века».

Достижения XX века

В 1907 г., чтобы упорядочить выставочный процесс, выставочные комитеты европейских стран объединились в международную федерацию, а в 1912 г. в Берлине была созвана дипломатическая конференция, подготовившая Конвенцию о международных выставках, но начавшаяся Первая мировая война помешала ей вступить в силу. Это произошло только в 1928 г. Тогда же было учреждено Международное бюро выставок, в задачу которого входила координация соответствующих проектов.

В шести разделах конвенции оговаривались сроки и частота проведения выставок, а также обязательства приглашающей и участвующих стран [4].

через призму ЭКСПО

Когда в 1915 г. в Европе шла Первая мировая война, Всемирная выставка проходила за океаном, в Сан-Франциско. Её назвали «Яркая ночь» в честь двух событий - завершения постройки Панамского канала и восстановления Сан-Франциско после того, как в 1906 г. он практически был уничтожен землетрясением.

После войны мир быстро менялся.

В 1922 г. выставка в Европе ещё была невозможна, а потому проводилась в Рио-де-Жанейро, но через два года она вновь была устроена в Лондоне.

А в 1925 г. СССР для демон стра-ции успехов новой советской социальной фармации участвует во Всемирной выставке в Париже, прошед-

4 Конвенция о международных выставках (заключена в г. Париже 22 ноября 1928 г.) / / URL: http: //www.lawmix.ru/abrolaw/16712

шей под девизом «Только новое, только простое и удобное».

В условиях мирового экономического кризиса стало важным знаком времени, что чикагская Всемирная выставка 1933-1934 гг. восстановила традицию девиза, избрав лозунг «Век прогресса».

В 1935 г. прошла брюссельская Всемирная выставка под девизом «Мир всем народам», но на этот раз без советского участия.

В 1937 г. во Всемирной выставке в Париже, проходившей под девизом «Искусство и техника в современной жизни», приняли участие 44 страны.

Крупнейшими стали советский и немецкий павильоны, стоящие друг против друга. Советский был облицован самаркандским мрамором и увенчан знаменитой 24-метровой скульптурой В.Мухиной «Рабочий и колхозница».

Павильон Германии, по замыслу А.Шпеера, был построен в форме римской цифры III, указывающей на Третий рейх. Перед входом установили обнаженную скульптурную группу Й.Тораха «Товарищество». И всё же неукротимая динамика композиции Мухиной, подчёркнутая нарастанием архитектурных масс павильона, доминировала в панораме берега Сены.

Последняя предвоенная Всемирная выставка (1939 г.) прошла в Нью-Йорке под девизом «Мир завтрашнего дня». В ней приняли участие представители 60 стран. Центральный сектор выставки был разделён на семь тематических зон, в частности, средства связи и информация, градостроительство, сельское хозяйство и т.д. После закрытия выставки была замурована «капсула времени», со-

державшая различные предметы из повседневной жизни США, которую следует открыть через пять тысяч лет.

Лишь в 1958 г. в Брюсселе вновь открылась выставка «Человек и прогресс». Центральное место занимал символ века атома и стали «Атоми-ум», выполненный в виде гигантской модели молекулы железа. Однако технических новинок представлено почти не было, поскольку производители боялись их выставлять, опасаясь конкурентов, а техника в основном была военной. Главной интригой считалось противостояние СССР и США, выразившееся в соперничестве павильонов этих стран и их экспозиций.

От экспозиции «Выставка XXI века» в Сиэтле (1962 г.) остался ретро-футуристический фонтан в виде полусферы.

В 1964 г. в выставке в Нью-Йорке не приняли участие не только СССР, но и Канада, Австралия, большинство стран Европы.

В 1967 г. Всемирная универсальная выставка, прошедшая в Монреале под девизом «Земля людей», первой получила закрепившееся затем название «ЭКСПО». Для проведения выставки было создано несколько островов на реке Святого Лаврентия. Символом экспозиции стал «Хаби-тат» - жилой комплекс, спроектированный малоизвестным за пределами Канады израильско-канадским архитектором Моше Сафди. Идея автора состояла в том, чтобы подчеркнуть тему справедливого мира, объединив одним зданием более 350 идентичных сборных домов, пропагандируя перенесение преимуществ пригорода в город.

К 70-м годам расцвета достигла японская экономика, поэтому решение о проведении в 1970 г. в Осаке первой на Азиатском континенте Всемирной выставки «Прогресс и гармония для человека» было органичным. В ней приняли участие 77 стран. С того времени ЭКСПО начали превращаться в шоу, изумляя зрителей мультимедийными представлениями и выходами в виртуальное пространство.

Тогда же в тематике вставок стала отражаться идея защиты природы: «За обновлённую, свежую окружающую среду завтрашнего дня» (Спокане, 1974 г.); «Море - каким мы его хотим видеть» (Окинава, 1975 г.), «Энергия, что движет миром» (Ноксвилл, 1982 г.).

Местом проведения Всемирной специализированной выставки 1985 г. вновь стала Япония, проводившая в г. Цугуба выставку под девизом «Дом и быт - наука и техника на службе у человека». Благодаря новейшим компьютеризированным системам её назвали техническим Диснейлендом.

С выставки 1988 г. в Брисбене (Австралия) стартовал новый период национального брендинга, когда государства стали активно использовать Всемирные выставки как площадки для выражения своего имиджа и продвижения национальных брендов. Это потребовало переосмысления характера презентации традиционных форм, элементов и орнаментов в архитектурных формах национальных павильонов.

В 1992 г. Всемирная выставка в Севилье (Испания) была посвящена 500-летию открытия Колумбом Но-

вого Света. Если до 1994 г. страны -хозяйки ЭКСПО были свободны в выборе их направленности, выражаемой девизом, то после этого Международный комитет по проведению всемирных выставок обязал их самой тематикой подчёркивать заботу об экологии, необходимость защищать экологию от последствий индустриализации и урбанизации.

В 1998 г. в поддержку выставки в Лиссабоне «Океан. Наследство для будущего» ЮНЕСКО провозгласила 1998 г. Международным годом Мирового океана. «ЭКСПО-2000» под девизом «Человек - Природа - Техника» работала в Ганновере. Эта выставка оказалась убыточной, потому что одновременно проводились чемпионат по футболу в Европе и Олимпийские игры в Сиднее, что резко снизило интерес к ЭКСПО. Специалисты связали убытки выставки с неучастием США, мотивированным невозможностью оплатить затребованные оргкомитетом 40 млн долл. за право постройки павильона. Возможно, организаторы в чём-то предугадали финансовую неудачу, изобразив в тематическом павильоне «Планета Вижен» апокалиптическую картину будущего Земли как предупреждение человечеству.

В 2005 г. на выставке в Нагое (Япония) было представлено более 100 стран, каждая из которых стремилась по-своему выразить девиз «Мудрость природы». Основная тематика российского павильона «Гармония ноосферы» отражала понятие «жить в гармонии с природой».

В Сарагосе (2008 г.) девиз «Вода и устойчивое развитие» передавал беспокойство в связи с возможным водным кризисом.

Россия в международном выставочном процессе

Достойное участие России в международном выставочном процессе стало вопросом престижа государства.

В 1889 г. была устроена постоянная экспортная выставка образцов русской промышленности в Бухаресте.

Первую Всемирную выставку на Европейском континенте, прошедшую в Париже (1855 г.), Россия пропустила из-за Крымской войны.

Спустя десять лет Александр II принял приглашение Наполеона III участвовать в Парижской выставке. Особый интерес вызывал художественный раздел российской экспозиции, где наряду с гигантскими алмазами и бриллиантами кабинета Его Величества были выставлены мозаики Исаакиевского собора. О выставке в Париже оставили воспоминания Ф.Достоевский, И.Тургенев, И.Гончаров, А.Герцен, Д.Менделеев, бывший помощником генерального комиссара Российского отдела выставки. После закрытия выставки вся российская коллекция образцов деревьев, произрастающих в России, была передана лесному институту в Нанси.

Русская промышленность была представлена на Всемирной выставке в Чикаго (1893 г.) и Париже (1900 г.). Открытия, изобретения русских благодаря всемирным выставкам вышли на мировую арену. Именно через экспозицию стало известно анилиновое производство, выросшее на основе знаменитой «ре-

акции Зимина». В 1878 г. русский электротехник П.Яблочков популяризовал электрическое освещение. Всё это способствовало укреплению престижа страны, более близкому знакомству народов мира с её историей и культурой. В 1925 г. на выставке в Париже вывеска «Россия» сменилась на «СССР». Каталог советской экспозиции подготовил В.Маяковский, получивший за это серебряную медаль. Но страна не удостаивалась чести принимать такие огромные экспозиции.

В 1960 г. ЦК КПСС постановил устранить пробел и провести Всемирную выставку в Москве [5].

Сначала руководство Австрии убедили снять кандидатуру Вены. Затем после пяти раундов голосования советская столица одолела Монреаль. 5 мая 1960 г. проведение «ЭКСПО-67» в Москве утвердил Международный выставочный комитет.

Проектная работа закипела. Советская сторона предложила для «ЭКСПО-67» девиз «Прогресс и мир». «Мир» - как географическое понятие соединялся с актуальной в начале 60-х годов политической идеей мирного сосуществования двух систем. Понятие «прогресс» включало в себя прогресс не столько социальный, сколько научно-технический. Но затем случилось то, чего никто не ожидал: Н.С.Хрущёв передумал проводить в Москве такую выставку, возможно, из-за финансовых проблем СССР. В результате «ЭКСПО-67» прошла в Монреале.

5 Казакова О.В. Несостоявшаяся выставка: о неосуществлённом проекте Всемирной выставки 1967 года в Москве / / Московский журнал. 2009. № 7. С. 85-91.

На право проведения «ЭКСПО-2010» претендовала Москва, но победителем стал Шанхай, организовавший ЭКСПО «Лучше город - лучше жизнь». Выставка предложила кон-

цептуальное решение проблем, касающихся сокращения ресурсов, снижения уровня преступности, загрязнения окружающей среды посредством моделирования городов будущего.

Перспективы выставочного процесса

В Париже 23 ноября 2012 г. города-претенденты презентовали заявки на право проведения выставки «ЭКСПО-2010». Среди претендентов был Екатеринбург [6]. Российская делегация сделала акцент на том, чтобы показать проработанность плана и раскрыть тему своей заявки «Глобальный разум». Но местом проведения выставки 2020 г. был назван Дубай, первый город на Ближнем Востоке, где будет проводиться выставка глобального масштаба. Среди факторов, повлиявших на победу ОАЭ в гонке за право проведения Всемирной выставки, главными стали выгодное географическое расположение, культурная составляющая страны, инфраструктура международного уровня, финансово-экономическая и политическая стабильность, активное развитие туристической индустрии, безопасность, а также наличие финансовой стабильности. Помимо подготовки к выставке в ОАЭ регулярно организуются другие экспозиции в сфере инноваций и информационных технологий, современных производств и пр.

Основной темой Всемирной выставки станет организация эффективной и плодотворной работы международных партнёров по бизнесу, планируется рассмотрение проблемных вопросов:

- стабильное развитие - создание и использование рациональных энергетических источников;

- показатель мобильности - внедрение новинок в сфере транспорта и транспортной логистики;

- расширение возможностей -поиск методов и путей для мирового экономического роста.

Международный выставочный процесс способствует появлению новых негосударственных акторов. Всемирная ассоциация выставочной индустрии (The Global Association of the Exhibition Industry - UFI) - отраслевая организация выставочной индустрии, действует по всему миру и охватывает международные и национальные ассоциации в этой области, а также их партнёров. UFI объединяет, по состоянию на 2014 г., более 600 членов из 85 стран. Практические вопросы организации выставок решает созданное в 1928 г. и расположенное в Париже Международное бюро выставок (International Exhibitions Burea - BIE) - межправительственная организация, созданная для контроля выставок, подпадающих под юрисдикцию Конвенции о международных выставках. По данным 2013 г., 167 стран присоединились к этой конвенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всемирные выставки благоприятствуют выявлению успехов, достигну-

6 Сухова С. И себя показать // Итоги. 2012. № 49.

тых странами в самых разных областях. Неслучайно крупнейшие из них оцениваются современниками как сосредоточие наиболее важных интересов человечества, идеология эпохи, итоги века. Проведение ЭКСПО, даже когда в её названии не заявлена тема подведения итога или какой-либо юбилейной даты (100-летия Французской революции, 100-летие образования США, 400-летие и 500-летие открытия Америки, 200-летие открытия Австралии и пр.), всегда можно считать мероприятием, на которое выносятся результаты работы в области науки, техники и культуры к моменту открытия выставки. И как в любых соревнованиях, это только подчёркивает наличие лидеров, а также догоняющих и отстающих.

Поскольку вариантов презентации много, то у государств есть возможность показать свои преимущества в какой-либо из областей жиз-

недеятельности. Более того, эти преимущества смогут оценить не только специалисты, но и широкая публика, имеющая разный уровень образования и интересов. Потому такие выставки служат пропагандистским целям куда больше, чем торговым или научным. Отсюда понятны геополитический эффект Всемирных выставок, картина их отнюдь не равномерного распределения по планете. Подавляющее большинство экспозиций было устроено в Западной Европе, меньше - на Американском континенте, ещё меньше - в Юго-Восточной Азии и Австралии.

Если исходить из учёта позитивного внутреннего эффекта выставки для страны-хозяйки, то очень жаль, что этот инструмент развития не дошёл до государств Восточной Европы, Африки, да и Россия остаётся обойдённой его благотворным влиянием.

Библиография

Казакова О.В. Несостоявшаяся выставка: о неосуществлённом проекте Всемирной выставки 1967 года в Москве / / Московский журнал. 2009. № 7. С. 85-91. [Kazakova O.V. Nesostoayavshayasaya vistavka: o neocushestvlenom proekte Vsemirnoy

vistavki 1967 goda v Moskve // Moskovskii jurnal. 2009. № 7. S. 85-91] Коновалова Н.А. Сохранение и развитие исторических традиций в современной архитектуре Японии (на материале Всемирных выставок): Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2006.

[Konovalova N.A. Soxranenie i razvitie istoricheskix traditchii v sovremennoi arxitecture Yaponii (na materiale Vsemirnix vistavok): Diss.... kand. iskusstvovedenia. M., 2006. -217 s.]

Олешкевич Н. Света представление // Энергия промышленного роста. 2008. № 8-9. [Oleshkevich N. Sveta predstsavlenie // Energiya promishlennogo rosta. 2008. № 8-9.

Sentiayabr-oktiyaybr] Сухова С. И себя показать // Итоги. 2012. № 49. [Syxova S. I sebya pokozat // Itogi. 2012. № 49]

Конвенция о международных выставках (заключена в г. Париже 22 ноября 1928 г.) //

URL: http://www.lawmix.ru/abrolaw/16712 [Konvenciaya o mejdunarodnyx vistavkax (Zakluchena v g. Parije 22 nojabrja 1928 g.) //

http://wwwlawmix.ru/abrolaw/16712] Российский союз выставок и ярмарок / / URL: http://www.uefexpo.ru/?id=44956 [Rossiiski souz vistavok i yarmarok / / http: //www.uefexpo.ru/?id=44956]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.