Научная статья на тему 'Демонстрационно-технологический полигон как средство инноватизации результатов научной деятельности в области управления муниципальными образованиями'

Демонстрационно-технологический полигон как средство инноватизации результатов научной деятельности в области управления муниципальными образованиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОССИБИЛИТИКА / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ИНИЦИАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭФФЕКТИВНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNIQUES / TECHNOLOGIZATION OF MUNICIPAL ACTIVITIES / POSSIBILITIKA / UNCERTAINTY / THE MUNICIPAL ENVIRONMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF HOUSEHOLDS / INITIATIVE ACTIVITY / SOCIAL AND EFFICIENT CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дончевский Григорий Никифорович, Шафиров Леонид Александрович, Устина Нина Александровна

Демонстрационно технологический полигон рассматривается как новое средство освоения органами власти инновационных технологий управления развитием муниципальных образований. Обоснована связь между теоретическими аспектами инноваций и организационными принципами построения полигона. Демонстрируется социально экономическая эффективность полигона, обозначены направления формирования полигона для внедрения технологий социально эффективного кредитования домохозяйств проблемных шахтерских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дончевский Григорий Никифорович, Шафиров Леонид Александрович, Устина Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demonstration-technological ground as a means of scientific findings implementation in municipal governance

Demonstration-technological ground is considered as a new means of developing the innovative management techniques in municipal governance. The authors substantiate the existence of the relations between the theoretical aspects of innovations and the organizational principles of the ground construction. The social-economic efficiency of the ground is being demonstrated, as well as the directions of the ground formation, for the implementation of socially effective lending for households residents of the deprived mining territories.

Текст научной работы на тему «Демонстрационно-технологический полигон как средство инноватизации результатов научной деятельности в области управления муниципальными образованиями»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

www.hjournal.ru

ДЕМОНСТРАЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛИГОН КАК СРЕДСТВО ИННОВАТИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

ДОНЧЕВСКИЙ ГРИГОРИЙ НИКИФОРОВИЧ,

доктор экономических наук, профессор, ИЭ и ВЭС ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»,

e-mail: [email protected]

ШАФИРОВ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ,

кандидат социологических наук, МВА, депутат Законодательного Собрания Ростовской области,

e-mail: [email protected]

УСТИНА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА,

кандидат исторических наук, доцент, АМОУ ВПО Самарская академия государственного и муниципального управления,

e-mail: [email protected]

Демонстрационно-технологический полигон рассматривается как новое средство освоения органами власти инновационных технологий управления развитием муниципальных образований. Обоснована связь между теоретическими аспектами инноваций и организационными принципами построения полигона. Демонстрируется социальноэкономическая эффективность полигона, обозначены направления формирования полигона для внедрения технологий социально-эффективного кредитования домохозяйств проблемных шахтерских территорий.

Ключевые слова: инновационные управленческие технологии; технологизация муниципальной деятельности; поссибилитика; неопределенность; муниципальная среда; устойчивое развитие домохозяйств; инициативная активность; социально-эффективное кредитование.

DEMONSTRATION - TECHNOLOGICAL GROUND AS A MEANS OF SCIENTIFIC FINDINGS IMPLEMENTATION IN MUNICIPAL GOVERNANCE

DONCHEVSKY GREGORY, N.,

PhD, professor,

Institute of Economics and International Economic Relations, Southern Federal University,

e-mail: [email protected]

SHAFIROV LEONID, A.,

candidat of sociological sciences (PhD), MBA, Member of the Legislative Assembly of the Rostov region,

e-mail: [email protected]

USTINA NINA, A.,

candidat of historical sciences (PhD), associate professor, Samara Academy of Municipal Management, e-mail: nina [email protected]

© Г Н. Дончевский, Л. А. Шафиров, Н. А. Устина, 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

Demonstration-technological ground is considered as a new means of developing the innovative management techniques in municipal governance. The authors substantiate the existence of the relations between the theoretical aspects of innovations and the organizational principles of the ground construction. The social-economic efficiency of the ground is being demonstrated, as well as the directions of the ground formation, for the implementation of socially effective lending for households - residents of the deprived mining territories.

Keywords: innovative management techniques; technologization of municipal activities; possibilitika; uncertainty; the municipal environment; sustainable development of households; initiative activity; social and efficient crediting.

JEL: G21, G28, H54, Rll, R58.

Крупные структурные сдвиги в современной экономике, обусловленные смещением акцентов в производстве от товаров и услуг к нематериальным активам, основанным на знаниевых, информационных компонентах, делают актуальным новый ракурс моделирования инновационных процессов. Подходы к организации инновационного процесса, отработанные на моделях материального производства, перестают работать при внедрении инновационных технологий в практику управленческой деятельности. Особенность инновационных управленческих технологий заключается в их преобразующем характере воздействия на все без исключения звенья цепи управления, что позволяет надлежащим образом обеспечить и поддержать процессы развития.

Проблемы внедрения продуктовых и сервисных инноваций сводятся к ограниченности ресурсов на инноватизацию. В современной инноватике они решаются путем создания институциональной среды взаимодействия заинтересованных сторон для насыщения инновационных процессов необходимыми ресурсами. Преобразующая направленность управленческих технологий диктует особые требования к содержанию инновационного процесса и его организации. Неопределенность результатов инновационного процесса, отложенность эффекта внедрения новой управленческой технологии, потребность формирования необходимых компетенций у субъектов управления, их готовности встраиваться в новые управленческие модели являются ориентирами, задающими конфигурацию инновационного процесса и ставящими проблему разработки механизмов перехода от чистой науки к инновациям.

Инновации в области управления процессами социально-экономического развития муниципальных образований в настоящее время представляют собой сравнительно новое направление внедрения научных разработок в практическую деятельность. Между тем, абсолютная ограниченность ресурсов, которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления для обеспечения качества жизни населения, делает неотложной разработку и внедрение в практику муниципального управления новых научно обоснованных управленческих технологий, направленных на активизацию внутреннего (эндогенного) потенциала, задающего социально-экономическое развитие территории.

Поиск наиболее коротких и в то же время продуктивных путей перехода от чистой науки к инновациям в сфере управления процессами социальноэкономического развития муниципальных образований привел нас к разработке модели демонстрационно-технологического полигона, на котором в практической управленческой деятельности отрабатываются современные инновационные концепции управления муниципальными образованиями.

Целью разработки нами модели демонстрационно-технологического полигона стало внедрение в практику деятельности органов местного самоуправления инновационных управленческих технологий, повышающих внутреннюю деловую, социальную, инвестиционную активность домохозяйств как

основного источника возможностей для развития муниципальных образований.

Сущность демонстрационно-технологического полигона как инструмента инноватизации восходит к нашей идее о необходимости перехода от разработки технологий муниципальной деятельности к технологизации самой этой деятельности. Технологизация строится на установке, требующей приспособления управленческих технологий к уникальным особенностям кадровой ситуации каждого из муниципальных образований. При этом сами технологии деятельности в ходе такого приспособления должны сохранять свою высокую инновационность (Дончевский, 2008. С. 68).

С 2008 года демонстрационно-технологический полигон по внедрению инновационных управленческих технологий действует в г. Гуково Ростовской области. В настоящее время разрабатывается проект демонстрационно -технологического полигона в г. Зверево Ростовской области. Выбор Гуково и Зверево в качестве площадки для внедрения инновационных управленческих технологий обусловлен острейшей потребностью этих шахтерских моногородов в разработке механизмов поддержки внутреннего инвестирования процессов социальноэкономического развития, повышения инвестиционной активности домохозяйств в условиях абсолютной ограниченности ресурсов муниципалитетов и экономической неэффективности внешних инвестиционных вливаний.

На демонстрационно-технологической площадке г. Гуково отрабатываются технологии внедрения процессной модели управления социальными и деловыми инициативами развития города. По результатам внедрения был создан и получил права интеллектуальной собственности («ноу-хау») интеллектуальный продукт «Способ управления инициативами общегородского развития, заключающийся в последовательности управленческих операций, реализуемых муниципальными служащими в процессе взаимодействия с населением муниципального образования».

Принципы и характеристики демонстрационно-технологического полигона, на котором внедряются новые технологии управления процессами социальноэкономического развития муниципального образования, определяются содержанием основных блоков, которые составляют инновацию:

- инновационная теоретическая концепция управленческой деятельности;

- инновационный предмет деятельности;

- инновационная конфигурация организационно-деятельностных принципов;

- инновационная технология управленческой деятельности.

В качестве теоретической платформы инноваций в сфере управленческих технологий, активизирующих возможности территории и населения муниципального образования, нами была определена поссибилитарная управленческая парадигма. Поссибилитика выросла из теоретического осознания того глубокого системного кризиса, который обусловлен переходом хозяйственной деятельности человека из состояния относительной ограниченности ресурсов (что само по себе было стимулом развития деятельности) в состояние их абсолютной ограниченности (что стало причиной невозможности осуществления этой деятельности, как таковой). Данный переход обозначил «появления утренней зари «противоэкономики» - цивилизации, которая базируется на принципиально

неограниченных возможностях» (Дончевский, 2011. С. 29).

Ограниченность ресурсов, как их родовое свойство, приводит к неизбежности их постоянного распределения. Распределение ресурсов составляет основное содержание процессов взаимодействия субъектов экономического пространства, а побудительным мотивом вступления в отношения по поводу ресурсов для всех субъектов, в соответствие с положениями поссибилитики, является стремление к выгоде, которая заранее рассчитывается. Родовое свойство возможностей — безграничность. В поссибилитарной управленческой парадигме способом введения возможностей в общественный оборот выступает игра. Разыгрывание возможностей в процессе взаимодействия обеспечивает доступ субъектов к выигрышу,

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

представления о котором, в отличие от выгоды, заранее не определены и уникальны для каждого участника взаимодействия.

Понятие неопределенности, как характеристики среды взаимодействия, является основополагающим в современной инноватике. Й. Шумпетер одним из первых исследователей еще в первой половине прошлого века обратил внимание на высокую неопределенность инновационной деятельности (Шумпетер, 1995). Однако развитие институциональных подходов к формированию инновационных процессов привело к тому, что понятие неопределенности потеряло всеобъемлющий характер и получило статус служебного, описывающего исходное состояние инновационных процессов актуализирующих создание правовых, инфраструктурных, финансовых институтов инновационной среды.

В поссибилитарной парадигме управленческой деятельности понятие неопределенности среды взаимодействия имеет и более глубокие трактовки, которые относятся не только к процессу создания новых теорий и технологии их внедрения в практическую деятельность. Она воспринимается как безграничность процессов взаимодействия и является необходимым условием поддержания инновационного процесса, активизации возможностей заинтересованных сторон для внедрения инновационных управленческих технологий.

Отправной точкой получения доступа к возможностям в процессе взаимодействия заинтересованных сторон является процесс отсвоения собственности. Ресурсное поле ограничивается процессами отчуждения-присвоения. Отчуждая ресурс, его собственник теряет доступ к нему. Пространство возможностей насыщено процессами отсвоения собственности для получения доступа к благу. В отличие от отчуждения процесс отсвоения собственности построен на неэквивалентном взаимодействии, с заранее неопределенным, непросчитывемым результатом. Отсваивая собственность, субъект получает доступ к возможностям других участников процесса взаимодействия, которые никогда не будут «у него», но становятся благами «для него» (Дончевский, 2008. С. 29).

Таковой была та теоретическая концепция, которая подлежала отработке на гуковском демонстрационно-технологическом полигоне.

Предметом инновационной деятельности для демонстрационно -технологического полигона в г. Гуково были выбраны деловые и социальные инициативы жителей города, направленные на развитие муниципального образования. Роль деловой, социальной, инвестиционной инициативной активности населения в обеспечении процессов социально-экономического развития муниципального образования задается основными характеристиками инициативы. Инициатива определяется нами как публично заявляемое конкретным носителем (отдельным человеком/ группой людей или организацией/группой организаций) твердое намерение совершить реальные действия, ведущие к ощутимому благу для города и его жителей, которые он готов совершить, задействуя как свои собственные ресурсы, так и привлекая дополнительные возможности для реализации этой инициативы (Дончевский, Карлина и Устина, 2011).

Поссибилитарная управленческая парадигма как методологическая основа внедряемых инновационных технологий управления муниципальным образованием управления нашла свое отражение в принципах построения демонстрационно-технологического полигона. Эти принципы направлены на формирование у всех заинтересованных сторон, участвующих в процессе социально-экономического развития, особых компетенций как способности освоить возможности, находящиеся за границами классических организаций и имеющихся ресурсов.

Инновационную конфигурацию организационно-деятельностных принципов нашего первого демонстрационно-технологического полигона составили:

1. Принцип взаимодействия. Идею «технологизации» демонстрационнотехнологический полигон реализует за счет того, что принципиально изменяет сложившуюся позиционную структуру. Вместо позиционной структуры «учитель — учение», вместо позиционной структуры «единомышленники», мы избрали

позиционную структуру «соратники». И в отличие от «учителя-ученика», и в отличие от «единомышленников», все участники реализации инновации являются деятелями» (Дончевский, 2008) и овладевают новыми технологиями в процессе взаимодействия с разработчиками инновационной технологии, инициаторами, участниками реализации инициатив.

2. Принцип инициативности. Разрабатывая и внедряя процессную модель реализации инициатив общегородского развития, мы вышли на проблему инициативности самих сотрудников организации, которые будут реализовывать в своей практике новые управленческие технологии как участники инновационного процесса, а не функционеры с жесткими должностными установками. Характерно, что, в процессе внедрения управленческой технологии работы с инициативами, значительное число инициатив было выдвинуто самими муниципальными служащими, что стало фактором, пусковым механизмом повышения инициативной активности населения города Гуково.

Принцип инициативности, как основа взаимодействия, распространяется и на разработчиков инновационных управленческих технологий. Позиции ученого, учителя, консультанта, заменяются ролью инициатора, выступающего с управленческой инициативой и готового отсваивать собственные ресурсы для получения доступа к уникальной ценности. Например, отправной точкой для разработки и внедрения в городах Гуково и Зверево инновационных управленческих технологий стали инициативы авторов данной статьи:

- Стратегическая логистическая инициатива в г Гуково (Дончевский, 2008).

- Организация кооперативной деятельности домохозяйств получателей благотворительной помощи и заемщиков социально-эффективных потребительских кредитов на монопроизводственной территории г. Зверево (Шафиров, 2013).

Внедрение инновационной управленческой технологии как инициативного проекта противоречит традиционной практике управленческого консалтинга и организационного проектирования, но раскрывает перед разработчиком инновационной технологии доступ к неограниченным возможностям всех участников инновационного процесса.

3. Принцип неопределенности. Неопределенность, при внедрении инновационных управленческих технологий, поддерживается постоянным созданием ситуаций взаимодействия, которую мы определяем как «такое стечение обстоятельств, для выхода из которых нет, и не может быть готового решения» (Дончевский, 2011. С. 31).

Демонстрационно-технологический полигон в Гуково включает механизмы поддержки ситуаций неопределенности, обеспечивающих активизацию возможностей всех участников внедрения управленческой инновации с помощью ситуационных подходов к организации взаимодействия и оценке результатов внедрения инновации. Эти механизмы нашли свое отражение в разработке гибких организованностей (Совет по реализации инициатив, Совет инициаторов, Дом инициаторов), в которых муниципальные служащие, инициаторы могли разыгрывать ситуации взаимодействия с заранее неопределенными и административно независимыми заинтересованными сторонами. В них создавались условия для реализации личных свобод человека и прав отсвоения собственности для получения доступа к возможностям других участников взаимодействия. Основными характеристиками новых организованностей является децентрализация процессов взаимодействия, разнообразие и вариативность, в построении ситуаций разыгрывания возможностей. Эти характеристики отражают основную идею Д. Старка о создании организованностей, которые способны воспроизводить ситуации неопределенности, чтобы непрерывно осуществлять инновации (Старк, 2009. C. 61).

4. Принцип гетерархии и диссонанса. В процессе внедрения инновационной технологии все устоявшиеся функциональные связи внутри администрации муниципального образования и за ее пределами должны быть дезорганизованы для создания ситуации организационного диссонанса (Stark, 2009. C. 23). Каждый

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

муниципальный служащий, принимающий решение участвовать в процессе внедрения инновационной технологии, отказывается от функциональной иерархической позиции, занимаемой им в администрации, и самостоятельно выбирает роль в соответствии с уникальными представлениями о ценности, создаваемой в процессе внедрения новой технологии (гетерархия). Только персонализированные представления мэра города, муниципальных служащих, инициаторов о благе, доступ к которому они получат в процессе взаимодействия, позволяют участникам инновационного процесса занять деятельностную позицию инициатора или участника реализации инициатив, готового отсваивать собственные ресурсы для внедрения инноваций.

При этом фундамент иерархических связей (вертикальная и унифицированная система оценивания муниципальных служащих) разрушается, уступая место диссипативному оцениванию результатов совместной деятельности (Старк, 2009. С. 58), на основе уникальных представлений каждого сотрудника о выигрыше (диссонанс). Оставаясь в пространстве общей идеи внедрения и освоения инновационной управленческой технологии, муниципальные служащие пропускают свою деятельность через призму различных моделей оценивания промежуточных результатов, которые служат для них ориентирами и отражают собственные уникальные представления о благе.

Принципы диссонанса и гетерархии нашли отражение в дивизионной модели Сити-менеджмента, которая построена на основе позиционности процессов взаимодействия и накладывается на функциональную структуру администрации муниципального образования, создавая новый пласт отношений, не связанных иерархическими связями, но основанных на различном уровне освоенных муниципальными служащими компетенций (сити-бюрократ, сити-администратор, сити-менеджер) (Дончевский, 2011. С. 126).

Предлагая принципы технологизации инновационных управленческих технологий, полигон одновременно работает как демонстрационная и методическая площадка инновационного процесса. Особенности построения демонстрационно -технологического полигона как площадки для знакомства с инновационными технологиями отражены в принципе партисипаторности (Ивашиненко, 2011. С. 24).

5. Принцип партисипаторности предполагает организацию особого типа взаимодействия, основанного на вовлечении органов местного самоуправления, домохозяйств, всех заинтересованных сторон, в процесс освоения новой технологии.

Партисипаторность как принцип построения демонстрационно -технологического полигона является необходимым условием реализации управленческих технологий, созданных на теоретическом фундаменте поссибилитики и отражает одно из ее основных положений — создание ситуаций взаимодействия по разыгрыванию возможностей.

Дело в том, что поссибилитарные процессы взаимодействия предполагают определенный этап, связанный с приятием решения каждым участником об отсвоении собственности для получения доступа к возможностям. Для участника взаимодействия эта трансформация предполагает осознание готовности и способности к разыгрыванию возможностей и ожидание выигрыша. Ф. Найт, один из ведущих американских теоретиков предпринимательства и неопределенности начала прошлого века, описал процесс «трансформации неопределенности в риски» (Найт, 2008). В определении Ф. Найта риск является измеримой неопределенностью. Однако любые измерения и расчеты рисков мгновенно переводят участника в ресурсное поле взаимоотношений, где он вступает во взаимодействие только если способен рассчитать и спрогнозировать риски, что в значительной степени ограничивает его пространство доступа. Поэтому в поссибилитарном пространстве взаимодействия процесс трансформации неопределенности предполагает не расчет участником рисков, а ожидание им выигрыша. При этом встает вопрос о механизмах этого включения, трансформации неопределенности в ожидание выигрыша. Принцип партисипаторности

предполагает формирование социальных институтов, под которыми понимается, в первую очередь, выработка норм и правил поведения, которые в ситуации неопределенности позволят человеку получить доступ к возможностям других участников взаимодействия.

Механизмом освоения участниками новых норм поведения взаимодействия в ситуации неопределенности является так называемая «маршрутная карта».

Классические механизмы внедрения новых технологий предполагают обучение всех участников инновации новым принципам организации деятельности. В тоже время опыт построения демонстрационно-технологического полигона в г. Гуково показал, что знаниевая составляющая инновационного процесса, формирующая человеческий капитал, является недостаточной для освоения базовых принципов поссибилитарной управленческой технологии. Эти принципы предполагают развитие социального капитала - актива, который формируется благодаря ценностям, имеющим общественный характер, отражающем принципы взаимодействия в процессе хозяйственной деятельности. А потому носителем социального капитала является индивид, участник взаимодействия, но формируется он в процессе тех общественных отношений, которые индивид выстраивает в своей локальности в рамках конкретных организаций или местного сообщества (Фукуяма, 2008. С. 35).

В связи с этим, основное назначение маршрутной карты как механизма построения демонстрационно-технологического полигона представляется нам как трансформация человеческого капитала в социальный капитал, отраженный в особых компетенциях участников взаимодействия как способности действовать в условиях неопределенности и трансформировать неопределенность в ожидаемый выигрыш.

Маршрутная карта предназначена для тех, кто хочет ознакомиться с процессом и результатами внедрения инновационных технологий в практику муниципального управления, изучить опыт организации работы с инициативами населения на основе процессного подхода.

Маршрутная карта представляет собой графическую схему учебного маршрута, по которому предлагается перемещаться каждому, желающему ознакомится с инновацией. Маршрут охватывает позиции не только сотрудников администрации города, но и инициаторов, жителей города, присоединившихся к инициативе, благоприобретателей.

Задача учебного маршрута — показать, в каких точках процесса реализации инициатив происходит выявление, активизация и консолидация возможностей, насыщение инициатив возможностями, преобразование возможностей в ресурсы. Каждая из таких точек описывается в маршрутной карте посредством соотнесения этапов реализации инициатив с организационными ролями, организационными единицами, информационными каналами, которые определяют механизмы прохождения этапа. Кроме того, в маршрутной карте указан перечень регламентирующей документации, знакомство с которой позволит увидеть процессы встраивания модели управления инициативами в функциональную структуру администрации муниципального образования, не разрушая ее, а обогащая новыми компетенциями, связями.

Уникальность организации учебного маршрута заключается в привлечении самих муниципальных служащих, инициаторов, участников реализации инициатив в качестве популяризаторов идеи и инструментов работы в рамках инновационных технологий. Каждая демонстрационная площадка — это рабочее место муниципального служащего, офис общественной организации, открытое оборудованное информационными стендами место в жилом дворе. Организатор демонстрационной площадки самостоятельно проводит демонстрацию, предлагает посетителю на практике поработать с инициативами, находящимися в процессе реализации, пообщаться с благоприобретателями.

В маршрутной карте демонстрационно-технологического полигона Гуково

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

отражены следующие позиции:

1. Основные положения управленческой инновации «Процессная модель управления социальными и деловыми инициативами общегородского развития».

2. Содержание управленческой деятельности по реализации инициатив. Логика маршрутной карты соответствует логике вызревания инициативы, которая отражена в основном процессе процессной модели управления инициативами.

3. Роли участников процесса работы с инициативами на каждом этапе.

4. Ситуации взаимодействия участников работы с инициативами, выявляющие и поддерживающие инициативную активность.

5. Критерии оценки процесса работы с инициативами каждым участником в ситуациях взаимодействия в соответствии с индивидуальными представлениями о создаваемой ценности.

6. Результаты и эффекты, полученные в процессе работы с инициативой и отклики на ее реализацию.

Важнейшим компонентом маршрутной карты являются позиции участников взаимодействия по реализации инициатив. Они, в первую очередь, формируют представление о нормах поведения необходимых участникам для получения доступа к возможностям. Нормы поведения каждого участника взаимодействия в ситуации неопределенности нашли свое отражение в позициях маршрутной карты и включают готовность:

- отсвоения собственных ресурсов для получения доступа к возможностям других участников взаимодействия;

- нести ответственность за результат каждого участника процесса взаимодействия в зависимости от выбранной им позиции и представления о выигрыше;

- взаимодействовать в условиях неопределенности результата, условиях

риска;

- выстраивать каналы распространения и доступа к информации (устранение информационной асимметрии);

- разыгрывать возможности в ситуации взаимодействия с целью получения выигрыша (понимание мотива взаимодействия).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особым компонентом маршрутной карты являются позиции, отражающие роль органов местного самоуправления в процессе организации взаимодействия по реализации инициатив. Она заключается в реализации управленческих механизмов включения жителей города в процессы активизации возможностей для развития муниципального образования. К ним относятся:

- механизмы мотивации участников взаимодействия в поссибилитарном пространстве;

- формирование информационного пространства реализации инициатив (устранение информационной асимметрии);

- механизмы координации участников взаимодействия путем организации ситуаций разыгрывания возможностей.

Одним из основных результатов отработки инновационных управленческих технологий на базе демонстрационно-технологического полигона в г. Гуково можно назвать формирование новых компетенций муниципальных служащих, всех участников реализации инициатив, позволяющих активизировать для обеспечения процессов социально-экономического развития неограниченные возможности территории и населения муниципального образования. До реализации проекта подавляющее число инициатив реализовывалось при поддержке бюджета города и организационных усилий администрации муниципального образования. Из-за ограниченности бюджетных ресурсов, значительное число инициатив оставались нереализованными (см. рис. 1). Итогом развития компетенций муниципальных служащих стало значительное число инициатив, реализуемых инициаторами с привлечением внебюджетных источников. Процент нереализованных инициатив снизился (см. рис. 2).

Отказано в реализации Иные причины отказа от Реализовано Реализовано при

из-за oicyicioiiH реализации % муниципальными организационной

бюджетных средств % от служащими поддержке

поступивших самостоятельной от администрации1}!] от

поступивших поступивших

Рис. 1. Результаты работы с инициативами до внедрения инновационной управленческой

технологии.

Рис. 2. Итоги реализации инициатив в процессе внедрения инновационной управленческой

технологии.

Демонстрационно-технологический полигон в Гуково стал площадкой для освоения всеми участниками процесса реализации инициатив новых форм взаимодействия, обусловливающих трансформацию человеческого капитала в социальный, который обеспечивает повышение инициативной активности и готовности населения участвовать своими ресурсами в процессах социальноэкономического развития муниципального образования.

Теми важными свойствами, на которые настраивается нами весь механизм демонстрационно-технологического полигона, как тиражируемого инструмента инноватизации управленческой деятельности, являются свойство наиболее полного и свойство наиболее устойчивого захвата им ключевых теоретических решений и разработок. Для этого в структуре полигона нами была выделена цепочка соответствия между организационно-деятельностными принципами его построения, организационными порядками и позициями маршрутной карты полигона. Конкретный вид построения этой цепочки отображен в Приложении 1.

Таким образом, демонстрационно-технологический полигон создает среду взаимодействия, в которой выявляются наиболее инициативные участники процессов развития муниципального образования, формируются такие новые компетенции, как готовность и способность отсваивать собственные ресурсы для получения доступа к неограниченным возможностям. Инициативная среда

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

формирует кадровые, организационные образовательные условия для внедрения инновационных управленческих технологий в деятельность органов местного самоуправления. Связь поссибилитарных теоретических установок внедряемой управленческой инновации с принципами построения демонстрационно -технологического полигона позволяет технологизировать на его платформе любые инновационные подходы к управлению процессами повышения деловой и

социальной активности населения. Связь принципов построения полигона с теоретико-технологическими элементами управленческих инноваций отражены в Приложении 2.

Применение ключевых установок поссибилитики при построении процесса управления инициативами населения на демонстрационно-технологическом полигоне г. Гуково позволило создать принципиально новую конструкцию управления развитием муниципального образования на основе технологии

процессного подхода. Инновационность процессной технологии управления

муниципальным образованием заключается в применении ее по отношению к процессам, проходящим вне границ администрации города, в пространстве возможностей территории и населения муниципального образования, что существенно отличается от традиционных моделей управления бизнес-процессами, ориентированных на эффективное использование ресурсов в строгих рамках локальных организаций.

Внедрение процессной управленческой технологии в практику деятельности органов местного самоуправления предполагало разрушение организационных границ администрации МО, иерархических связей и разработку технологии

организационного моделирования процессов взаимодействия участников социально -экономического развития в неопределенной среде муниципального образования.

Механизмы поддержки неопределенности взаимодействия в процессной модели управления инициативами нашли свое отражение в особом порядке организации ситуаций по выявлению инициатив населения, консолидации и насыщения фондом возможностей. Эти ситуации поддерживают организационные отношения, которые в отличие от организационных связей основаны на диссонансе — диссипативном принципе построения взаимодействия. Примером таких ситуаций может служить Ярмарка инициатив. В противовес конкурсам социальных и бизнес-проектов, распределяющих ограниченные ресурсы администрации на реализацию социальных, деловых инициатив, Ярмарка инициатив открывает возможности всем инициаторам привлечь заранее неопределенные заинтересованные стороны, готовые поддержать инициативу своими ресурсами.

Наиболее значимым эффектом внедрения инновации стало преумножение готовности жителей осваивать собственные ресурсы для создания общественно значимых благ. Эта готовность проявилась в увеличении масштаба и числа социальных, деловых инициатив общегородского развития выдвинутых и реализованных жителями города не за счет бюджета города, а путем организации взаимодействия заинтересованных сторон (Карлина и Устина, 2010. С. 50).

Эффекты внедрения процессной модели управления социальноэкономическим развитием отражены в показателях мультипликации бюджетных средств, которая была достигнута за счет активизации возможностей населения по реализации вопросов местного значения. (см. табл. 1).

Сравнительный анализ бюджетной эффективности моделей работы с инициативами демонстрирует соотношение ресурсов администрации, выделяемых на организацию работы с инициативами населения и объем активизированных возможностей за 2008-2010 гг. (см. табл. 2). Процессная модель работы с инициативами реализованная на демонстрационно-технологическом полигоне в г. Гуково позволила при наименьших затратах бюджетных средств получить наибольший эффект в виде активизированных возможностей населения, направленных на повышение качества муниципальных услуг.

Таблица 1

Объемы привлеченных возможностей инициаторов (тыс. руб.)

Год Сферы муниципального управления Всего

Благо- устройство Культура и досуг Образо- вание Соц. об-служива ние Здраво- охране ние Моло- дежная полити- ка Спорт WIJ’Y ЖКЛ

2008 125,0 2 022 - 492,0 - 141,4 270,0 50,0 3 100,4

2009 86,0 167,0 100,0 72,0 35,0 45,0 13,0 50,0 588,0

2010 30,0 240,0 - 140,0 25,0 260,0 - 50,0 745,0

Всего 241,0 2 429,0 100,0 704,0 60,0 446,4 283,0 150,0 4 433,4

Источник: Ежегодные отчеты Отдела инвестиционной политики и реализации инициатив Администрации г. Гуково.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа бюджетной эффективности различных моделей работы с инициативами (в среднем за год)

Модели работы с инициативами жителей Активизированные возможности инициаторов (руб,) Аср Ресурсы администрации (руб.) Бср Эффективность Эб = Аср / Бср

Всего На 1 жителя Всего

г. Гуково 1 477 800 21,7 21 800 67,7

г. Пермь 2 000 000 2,2 10 000 000 0,2

г. Самара 1 900 000 1,7 19 930 000 0,095

В 2008 г. Общероссийский совет муниципальной службы признал процессную модель управления социальными и деловыми инициативами в г. Гуково перспективной управленческой инновацией, а созданный на основе этой модели демонстрационно-технологический полигон — значимой инновацией в сфере образовательно-методической деятельности. Решением Совета модель была рекомендована к распространению на территории других муниципальных образований. Председатель Совета В. А. Шамахов (Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации 2008) предложил назвать новый химический элемент Таблицы Менделеева — «гуково»: «Это будет сплав угля, науки и инициативы»1.

Управленческие технологии повышения инициативной активности населения муниципального образования в решении вопросов местного значения, отработанные на демонстрационно-технологическом полигоне в Гуково, позволяют в полной мере сформировать условия, необходимые для выявления инициаторов готовых отсваивать собственные ресурсы и привлечь участников реализации инициатив. В тоже время инициативное пространство является обязательным, но недостаточным фундаментом для запуска процессов формирования новых эндогенных источников инвестиций инвестирования экономики муниципального образования.

Процесс трансформации социального капитала в финансовый капитал представляется нам новым этапом освоения поссибилитарных технологий

1 См.: Инновационные технологии в деятельности органов местного самоуправления. Материалы выездного заседания Общероссийского совета муниципальной службы в г Гуково Ростовская обл. 22 октября 2008 г. / Под ред. Г. Н. Дончевского. Институт экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ. Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. фед. ун-та, 2008, с. 167.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

повышения внутренней инвестиционной активности муниципальных образований.

На демонстрационно-технологическом полигоне в г. Зверево предлагается отработать финансовые инструменты, способные запустить процесс само- и взаиморазвития домохозяйств, и на этой основе - повышения их инвестиционной активности. В числе таких инструментов стоит коренным образом переосмысленная идея потребительского кредита, в основе которой лежит его преобразование в ссуду капитала. Основные принципы построения полигона отражены в Приложении 1-2 и включают как общие поссибилитарные установки, так и декомпозицию управленческих механизмов организации взаимодействия банков, домохозяйств, органов местного самоуправления в повышении деловой и инвестиционной активности населения муниципального образования.

Поссибилитарная природа процессов развития нашла свое отражение в предлагаемых инновационных управленческих технологиях организации взаимодействия кредитных учреждений, органов местного самоуправления, других, заранее неопределенных заинтересованных сторон. Эта среда взаимодействия создает условия для синхронизации задач социально-экономического развития муниципального образования, потребностей домохозяйств в кредитах на создание собственного пространства благополучия, и возможностей финансово-кредитных учреждений.

В качестве новой технологии управления процессами потребительского кредитования домохозяйств предлагается организационное моделирование среды взаимодействия заинтересованных сторон в развитии модели социальноэффективного кредитования.

Эта технология развивает отработанные на полигоне в г. Гуково организационные механизмы управления процессами повышения деловой и социальной активности населения муниципального образования. Она предполагает освоение новых направлений взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов социально-экономического развития муниципального образования по проблемам устойчивого развития домохозяйств.

Принципы построения демонстративно-технологического полигона для реализации инновационных технологий и механизмы его функционирования захватывают основные компоненты технологии организационного моделирования процесса социально-эффективного кредитования, к которым относятся предмет инновации и субъекты вовлечения в инновационный процесс (домохозяйства, кредитные учреждения, органы местного самоуправления, заинтересованные стороны), управленческие технологии и организационные модели кредитования.

Предмет инновации - ссуда капитала в нашей инновации рассматривается как механизм, обеспечивающий не «демонстрационное потребление» (Веблен, 2011), а устойчивое развитие домохозяйств (Лаврушин, 2013), и, следовательно, повышающий их инвестиционную активность в процессе социально-экономического развития муниципального образования.

Мы рассматриваем домохозяйство как первичный уровень организации социально-экономических процессов в муниципальном образовании. Модель экономической деятельности, которую реализуют домохозяйства, отличается рядом особенностей, задающих требования к организации его взаимодействия с финансовокредитными институтами. Побудительным мотивом деятельности домохозяйств является не получение прибыли, а достижение семейного благополучия, представление о котором для каждого домохозяйства уникально. Эта особенность делает домохозяйства самым устойчивым субъектом экономических процессов в кризисных для экономики ситуациях. В то же время домохозяйства оказываются уязвимыми в условиях закредитованности. Корень опасности кроется в том, что некоммерческая природа домохозяйства вступает в прямое противоречие с коммерческой природой кредита.

До сих пор попытки разрешения этого противоречия, касались эволюции самого потребительского кредита. Основные инновации здесь направлены на

разрешение противоречия между задачами организации социально-эффективного потребительского кредита и необходимостью обеспечить эффективное функционирование банковской системы, которая чрезвычайно чувствительна как к любым популистским мероприятиям по законодательному ограничению процентных ставок, так и к попыткам навязать банкам выполнение несвойственных для кредитных учреждений функции (Шафиров, 2013а).

Признавая высокую степень рациональности существующих инноваций в области организации потребительского кредитования, следует отметить, что все они в совокупности образуют различные инновационные формы предоставления услуги по потребительскому кредитованию, а не инновационные технологии управления процессами устойчивого развития домохозяйств. Оставаясь в границах качества предоставляемой услуги, современные инновационные модели предлагают организационные механизмы предоставления социально-ориентированных потребительских кредитов. Тогда как необходимость создания условий для развития домохозяйств требует не просто обеспечивает доступ к кредитам возможно большего числа домохозяйств к заемным финансовым ресурсам, но — главное! -принципиального преобразования самой модели поведения домохозяйства за счет, в условиях и на базе их кредитования.

Механизмы вовлечения домохозяйств, отрабатываемые на полигоне, располагаются в пространстве поддержания неопределенности как основной характеристики ситуации взаимодействия. Наблюдающееся ныне создание системы социально-ориентированных кредитов (ипотечных, на развитие личных подсобных хозяйств), при всей ее многоплановости и многообразии, направлено на борьбу с неопределенностью деловой среды, которая заключается в стремлении участников процессов кредитования использовать различные алгоритмы и модели, чтобы спрогнозировать результативность потребительского кредита. В результате, за границами пространства потребительского кредитования остаются возможности малообеспеченных домохозяйств, способных к предпринимательской, производственной деятельности с целью получения дополнительного дохода и поддержки благополучия в своей семье.

Ареал деловой активности поддерживается в неопределенной среде взаимодействия личностями, носителями предпринимательских черт. Й. Шумпетер подчеркивает, что только предпринимательская модель поведения поддерживает уникальные, творческие способности, готовность реализовать новые идеи в среде рисков, порождаемых отсутствием у домохозяйств четких представлений о том выигрыше, который может выпасть в процессе взаимодействия (Шумпетер, 1995).

Инновационная управленческая технология организации взаимодействия заинтересованных сторон на основе средового подхода предполагает сохранение ситуаций неопределенности, которая является необходимым условием активизации возможностей участников управления финансовыми продуктами, специально ориентированными на развитие домохозяйств. Управление процессом преобразования ссуды денег, предоставляемой ныне в рамках потребительского кредита, в ссуду капитала для домохозяйств (а вернее — для кластера домохозяйств) представляется нам ядром этой инновационной технологии. Вытекающие из этого необходимость кластеризации, с одной стороны, и необходимость перехода от потребительского к инвестиционному инструментарию и являются теми фундаментальными сигналами, на базе которых должна будет, мало-помалу, преобразоваться сама модель поведения домохозяйств. Преобразоваться под воздействием особой притягательной силы ссуды капитала.

Новые методологические подходы к решению проблем повышения деловой активности населения муниципального образования нацелены на экспериментирование с неопределенностью, как основной характеристикой среды взаимодействия, поддерживающей конкуренцию и создающую условия для вовлечения возможностей территории и населения в процессы социальноэкономического развития муниципального образования.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

Предлагаемая нами организационная модель взаимодействия заинтересованных сторон сохраняет за кредитными учреждениями только те функции по организации ссуды капитала, которые обеспечивают их капитализацию и ликвидность. С другой стороны, функции поддержки и развития домохозяйств в условиях ссудной задолженности берут на себя заинтересованные стороны, которые принимают решение о взаимодействии с банками исходя из собственных ожиданий выигрыша, а потому не претендуют на ресурсы муниципального бюджета и кредитных учреждений. Такими заинтересованными сторонами должны будут стать, прежде всего, кластеры домохозяйств. Роль органов местного самоуправления в этой организационной модели — создание ситуаций взаимодействия, в которых заранее неопределенные и административно независимые заинтересованные стороны выразят готовность участвовать своими ресурсами в мероприятиях по преобразованию ссуды денег в ссуду капитала для кластеризованных домохозяйств и поддержке устойчивого развития самих домохозяйств.

Предложенная в г. Зверево технология развивает отработанные на полигоне в г. Гуково организационные механизмы управления процессами повышения деловой и социальной активности населения муниципального образования. Она предполагает освоение новых направлений взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов социально-экономического развития муниципального образования по проблемам устойчивого развития домохозяйств.

Ожидаемым эффектом реализации нашей инновационной организационноуправленческой модели должно стать повышение внутренней инвестиционной активности монопроизводственной территории, поддержка инициативной инвестиционной среды, в которой основную роль играют кластеризованные домохозяйства, тесно связанные со своим местом проживания и готовые к освоению своих ресурсов для создания собственного ареала благополучия и поддержки процессов развития города.

Таким образом, полигонная модель внедрения инновационных управленческих технологий выступает эффективным средством инноватизации решений высокого теоретического уровня, иначе говоря, средством обеспечения наиболее полного, наиболее точного, наиболее быстрого и наиболее прочного захвата теоретических ценностей практической управленческой средой.

Реализация принципов организации демонстрационно-технологического полигона позволяет отладить инновационную модель управленческой деятельности под кадровый, организационный потенциал конкретной муниципальной администрации, под специфический уровень деловой, социальной активности жителей, степень и глубину понимания всем населением проблем экономической и социальной эффективности местного самоуправления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Веблен Т. (2011). Теория праздного класса. М.: Либроком, 368 с.

Дончевский Г. Н. (2008). Обзор инновационных решений полигона ЮФУ «Гуково» // Инновационные технологии в деятельности органов местного

самоуправления. Материалы выездного заседания Общероссийского совета муниципальной службы в г. Гуково Ростовская обл. 22 октября 2008 г. / Под ред. Г.Н. Дончевского. Институт экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ. Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. фед. ун-та, 184 с.

Дончевский Г. Н. (2011). Поссибилитика, или искусство овладения невозможным (очерки технологии эры индиго). М.: Вузовская книга, 376 с.

Дончевский Г. Н., Карлина А. А. и Устина Н. А. (2011). Механизмы формирования инициативного пространства муниципального образования в контексте поссибилитарной управленческой парадигмы // Профсоюзы в системе гражданского общества: коллективная научная монография / Под научной

редакцией канд. экон. наук В. Г. Роговой. Курган: Курганский филиал ОУП ВПО "АТиСО", 270 с.

Ивашиненко Н. Н. (2011). Диагностика потенциала внедрения механизма общественного участия для преодоления бедности: Модели и реальность. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки, № 1 (21), с. 23-31.

Инновационные технологии в деятельности органов местного

самоуправления. Материалы выездного заседания Общероссийского совета муниципальной службы в г. Гуково Ростовская обл. 22 октября 2008 г. / Под ред. Г. Н. Дончевского. Институт экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ. Ростов -на-Дону: Изд-во Юж. фед. ун-та, 2008, 184 с.

Карлина А. А. и Устина Н. А. (2008). Процессная модель управления социальными и деловыми инициативами населения: Первые результаты, уроки и перспективы // Проблемы регионального и муниципального управления развитием Шахтерских территорий / Материалы международной научно-практической интернет-конференции декабря 2009 г.- 20 января 2010 г. под общ. Ред. Т. В. Карпенко, Д. В. Олянича. Ростов-на-Дону, Изд-во ЮФУ, с. 47-56.

Лаврушин О. И. (2013). Кредитная экспансия и управление кредитом. М.: КноРус, 264 с.

Найт Ф. Х. (2003). Риск, неопределенность и прибыль. М.: «Дело», 360 с.

Старк Д. (2009). Гетерархия: организация диссонанса. Экономическая социология, Т. 1, № 10. Январь, с. 57-84, с. 58.

Фукуяма Ф. (2008). Великий разрыв. М. АСТ, 474 с.

Шафиров Л. А. (2013а). Повышение социальной эффективности кредитования населения как императив устойчивого развития. Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 4, № 1, с. 124-135.

Шафиров Л. А. (2013б). Швейная машинка как средство пополнения бюджета. Солидарность. Центральная профсоюзная еженедельная газета, 23.05.2013, № 3. (http://www.solidarnost.org/thems/news/in-Russia/events_2946.html, дата обращения 13.06.2013).

Шумпетер Й. А. (1995). Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. М.: Экономика, 540 с.

Stark D. (2009). The Sense of Dissonance: Accounts of worth in economic life. Princeton, NJ: Princeton University Press. Ch.1.

REFERENCES

Veblen T. (2011). Theory of the Leisure Class. M.: Librokom, 368 p. (in Russian).

Donchevsky G. N. (2008). Overview of innovative landfill SFU "Gukovo" // Innovative technologies in the activities of local governments. Proceedings of the All-Russian Council of visiting session of the municipal service in Gukovo Rostov region. October 22, 2008 / Ed. GN Donchevsky. Institute for Economics and Foreign Economic Relations of SFU. Rostov^n-Don. Publ. house of the Yuzh. fed. University Press, 184 p. (in Russian).

Donchevsky G. N. (2011). Possibilitika, or the art of mastering the impossible (essays technology era indigo). M.: Vuzivska book, 376 p. (in Russian).

Donchevsky G. A., Karlina A. A. and Ustina N. A. (2011). The formation mechanisms of proactive space municipality in the context of the administrative paradigm possibilitarnoy // Unions in the civil society: collective monograph / under the editorship of Candidate of Sciences Economics V. G. Rogovoy. Kurgan: Kurgan branch PMO VPO "ATIS", 270 p. (in Russian).

Ivashinenko N. N. (2011). Diagnosis of capacity to implement the mechanism of public participation for poverty reduction: Models and reality // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. NI Novgorod. Series of Social Sciences, № 1 (21), p. 23-31. (in Russian).

Innovative technologies in the activities of local governments. Proceedings of the All-Russian Council of visiting session of the municipal service in Gukovo Rostov region. October 22, 2008 / Ed. GN Donchevsky. Institute for Economics and Foreign Economic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

Relations of SFU. Rostov-on-Don. Publ. house of the Yuzh.fed. University Press, 2008. 184 p. (in Russian).

Karlina A. A. and Ustina N. A. (2010). Process model of social management and business initiatives of the population: first results, lessons and perspectives // "Problems of regional and municipal development of mining areas / International Scientific and Practical Internet Conference in December 2009 - January 20, 2010 under the Society. Ed. T. V. Karpenko, D. V. Olyanicha. Rostov-on-Don. Publ. house of the SFU, p. 47-56. (in Russian).

Lavrushin O. I. (2013). Credit expansion and credit management. M. KnoRus, 264 p. (in Russian).

Knight F. H. (2003). Risk, Uncertainty and Profit. M.: "Delo", 360 p. (in Russian).

Stark D. (2009). Heterarchy: the organization of dissonance. Economic Sociology, vol. 1, no. 10. January, pp. 57-84, p. 58. (in Russian).

Fukuyama F. (2008). The Great Disruption. M.AST. 474 p. (in Russian).

Shafirov L. A. (2013a). Improving of the social effeciency of lending to individuals assustainable development imperative. Journal of Economic Regulation, volume 4, no. 1, p. 124-135. (in Russian).

Shafirov L. A. (2013b). A sewing machine as a means of replenishment. Solidarity. The Central trade Union weekly newspaper, 23.05.2013, no. 3. (http:// www.solidarnost.org/thems/news/in-Russia/events_2946.html, date accessed 13.06.2013). (in Russian).

Schumpeter J. A. (1995). Capitalism, Socialism and Democracy: Per. from English. / Pre. and Society. Ed. VS Avtonomova. M.: Economics, 540 p. (in Russian).

Stark D. (2013). The Sense of Dissonance: Accounts of worth in economic life. Princeton, NJ: Princeton University Press. Ch.1 2009. 12. (in Russian).

Приложение 1

Поссибилитарные принципы построения демонстрационнотехнологического полигона для внедрения инноваций

Теоретические элементы ин-новационн ых управленческих технологий Принципы построения полигона Полигонная модель внедрения инновации в г. Гуково Полигонная модель внедрения инновации в г. Зверево

Организационные порядки/ акторы операций маршрутной карты Позиции маршрутной карты Организационные порядки/ акторы операций маршрутной карты Позиции маршрутной карты

Безграничность как свойство возможностей Принцип неопреде- ленности Неопределенные заинтересованные стороны Неопределенные заинтересованные стороны Безграничная среда возможностей МО

Разыгрывание возможностей Принцип взаимодей- ствия Инициаторы, ОМС, участники реализации инициатив, благопри-обретатели Ситуационное проектирова- ние Процессы выявления и активизации инициаторов и участников реализации инициатив Домохозяйства ОМС, кредитные учреждения, общественные организации Кластерное проектирование Процессы выявления домохозяйств, способных к устойчивому развитию на базе доступа к ссуде капитала и кластеризации

Отсвоение собственно- сти Принцип инициатив- ности Участники реализации инициатив как владельцы личной собственности, легко поддающейся отсвое-нию в интересах участников реализации инициатив Реализация личных свобод участника ситуации взаимодействия по реализации инициативы Домохозяйства как как владельцы личной собственности, легко поддающейся отсвое-нию в интересах участников кластера и более широкой среды его обитания. Процесс развития личных свобод заемщика ссуды капитала

Уникальность процессов вза-имодействи я Принцип диссонанса Участники процессов реализации инициатив Процесс выбора индивидуальной модели поведения каждого участника взаимодействия Кластеризованные домохозяйства Процесс выбора индивидуальной модели поведения каждого участника кластера на базе кластерного проекта

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

Приложение 2

Теоретическо-технологические элементы инновационных управленческих технологий в полигонной модели внедрения инноваций на демонстрационно-технологическом полигоне

Принципы построения полигона Полигонная модель внедрения инновации в г. Гуково Полигонная модель внедрения инновации в г. Звере-во

Технологические элементы инновационных управленческих технологий Организационные порядки/ акторы операций маршрутной карты Позиции маршрутной карты Технологические элементы инновационных управленческих технологий Организационные порядки/ акторы операций маршрутной карты Позиции маршрутной карты

Предмет инновационной деятельности

Принцип инициа- тивности Инициативы населения муни-ципально го образования Инициато- ры Нормы и правила поведения в ситуации неопределенности поддерживающие процессы трансформации в ожидание выигрыша Социальноэффективные ссуды капитала Кластеризованные домохозяйства - потребители ссуды капитала.

Инновационная технология

Процессная модель управления инициативами общегородского развития (г.Гуково) Организационное моделирование среды взаимодействия заинтересованных сторон в развитии кластеризации домохозяйств на базе доступа преобразования потребительского кредита в ссуду капитала

Принцип партисипа- горности Технологии вовлечения заинтересованных сторон в процесс реализации инициатив (партисип аторные технологии) Участники процессов реализации инициатив населения Проектирование каналов получения цоступа к информации (устранение ас-симетричности информации) Разработка механизмов мотивации участников реализации инициатив Участие заинтересованных сторон в преобразовании потребительского кредита в ссуду капитала для кластеризованных домохозяйств Ситуации взаимодействия домохозяйств и заинтересованных сторон по выработке новой модели поведения домохозяйств - получателей ссуды капитала Проектирование ситуаций вовлечения домохозяйств процесс кластерного взаимодействия Механизмы материальной заинтересованности

Принцип неопреде- ленности Организационное моделирование процессов по созданию общественно значимых ценностей Разнообразие и вариативность организационных форм Позиции личной ответственности за результат взаимодействия Каналы обеспечения доступа к информации о возможностях участников взаимодействия Условия мотивации процессов взаимодействия Моделирование предпринимательских норм поведения домохозяйств как условие устойчивого развития Домохозяйства, использующие ссуду капитала для организации дополнительных доходов и развития среды благополучия Развитие у собственника чувства личной ответственности за принимаемые решения Условия потенциальной финансовой заин-тересованност и

Принцип гетерархии и диссонанса Модель децентра- лизации процессов взаимо- действия Модель оценки эффектив- ности взаимо- действия Совет по реализации инициатив Дом инициаторов Система Сити-менеджмента Процесс выстраивания организационных отношений Процесс диссипативного оценивания результатов взаимодействия Дезорганизация процесса управления потребительским кредитом для домохозяйств Децентрализация принятия решений по кредитным операциям Модель самостоятельной оценки цомохозяйствами, кредитными учреждениями, участниками взаимодействия эффектов кластеризации Заинтересованные стороны Создание системы альтернативных интерфейсов (создание сети общественных организаций, осуществляющих функции посредников между ОМС, домохозяйствами и банками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.