Научная статья на тему 'ДЕМОКРАТИЯ В БОЛГАРИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ'

ДЕМОКРАТИЯ В БОЛГАРИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
226
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛГАРСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ / «ДЕФЕКТНАЯ ДЕМОКРАТИЯ» / КОРРУПЦИЯ / ИНСТИТУТЫ ДЕМОКРАТИИ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / СМИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попов А. В.

Цель. Анализ становления и оценка динамики развития институтов демократии в Болгарии с конца 1980-х гг. до настоящего времени.Процедура и методы. Методологической основой исследования служит теория «дефектной демократии» В. Меркеля и А. Круассана. Изучение становления и развития демократических институтов в Болгарии осуществлено на основе компаративного и институционального подходов. Процесс демократизации болгарского государства и общества оценён по трём критериям: становление и развитие партийной системы, деятельность СМИ и их взаимодействие с государственными политическими институтами, уровень коррупции и бюрократизации в стране. Эмпирической основой исследования стали анализ политических кейсов последних лет, а также оценка динамики индексов свободы, свободы СМИ, восприятия коррупции и т. п.Результаты. Установлено, что функционированию «дефектной демократии» в Болгарии способствует целый ряд факторов: зависимость СМИ от аппарата публичной власти и финансовых олигархических структур, отсутствие эффективной судебной системы, изменения в партийном ландшафте (увеличение популярности популистских, ультрарадикальных и антиевропейских партий), высокий уровень коррупции. Однако, несмотря на наличие целого ряда проблем, которые испытывает Болгария, в настоящее время общего кризиса демократии в стране не наблюдается.Теоретическая и практическая значимость. Исследование даёт представление об особенностях демократии в Болгарии, причинах неудач реципированной западной модели демократии, кризисов в социально-экономической и в политической сферах. Автор предлагает объяснение имеющегося у части болгарского общества недовольства проводимой политикой. Основные положения и выводы работы могут использоваться в учебном процессе при преподавании целого ряда политологических дисциплин («Основы демократии», «Политические режимы»), а также в практической деятельности общественных активистов и других субъектов политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRACY IN BULGARIA: ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES

Aim. To analyze the formation and assess the dynamics of the development of democratic institutions in Bulgaria since the late 1980s until now.Methodology. The methodological basis of the study is the theory of “defective democracy” by V. Merkel and A. Croissant. The study of the formation and development of democratic institutions in Bulgaria was carried out on the basis of comparative and institutional approaches. The process of democratization of the Bulgarian state and society was evaluated according to three criteria: the formation and development of the party system, the activities of the media and their interaction with state political institutions, the level of corruption and bureaucratization in the country. The empirical basis of the article was the analysis of political cases of recent years, as well as an assessment of the dynamics of freedom indices, freedom of the media, perceptions of corruption, etc.Results. It has been established that the functioning of “defective democracy” in Bulgaria is facilitated by a number of factors: the dependence of the media on the apparatus of public power and financial oligarchic structures, the lack of an effective judicial system, changes in the party landscape (increasing popularity of populist, ultra-radical and anti-European parties), a high level of corruption. However, despite the presence of a number of problems that Bulgaria is experiencing, at present there is no general crisis of democracy in the country.Research implications. The study gives an idea of the features of democracy in Bulgaria, the reasons for the failures of the received Western model of democracy, crises in the socio-economic and political spheres. The author offers an explanation for the dissatisfaction of a part of the Bulgarian society with the current policy. The main provisions and conclusions of the work can be used in the educational process when teaching a number of political science disciplines (“Fundamentals of Democracy”, “Political Regimes”), as well as in the practical activities of social activists and other political subjects.

Текст научной работы на тему «ДЕМОКРАТИЯ В БОЛГАРИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ»

УДК 324, 329 Попов А. В.

Независимый исследователь, г. София, Республика Болгария

ДЕМОКРАТИЯ В БОЛГАРИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

АННОТАЦИЯ

Цель. Анализ становления и оценка динамики развития институтов демократии в Болгарии с конца 1980-х гг. до настоящего времени.

Процедура и методы. Методологической основой исследования служит теория «дефектной демократии» В. Меркеля и А. Круассана. Изучение становления и развития демократических институтов в Болгарии осуществлено на основе компаративного и институционального подходов. Процесс демократизации болгарского государства и общества оценён по трём критериям: становление и развитие партийной системы, деятельность СМИ и их взаимодействие с государственными политическими институтами, уровень коррупции и бюрократизации в стране. Эмпирической основой исследования стали анализ политических кейсов последних лет, а также оценка динамики индексов свободы, свободы СМИ, восприятия коррупции и т. п.

Результаты. Установлено, что функционированию «дефектной демократии» в Болгарии способствует целый ряд факторов: зависимость СМИ от аппарата публичной власти и финансовых олигархических структур, отсутствие эффективной судебной системы, изменения в партийном ландшафте (увеличение популярности популистских, ультрарадикальных и антиевропейских партий), высокий уровень коррупции. Однако, несмотря на наличие целого ряда проблем, которые испытывает Болгария, в настоящее время общего кризиса демократии в стране не наблюдается. Теоретическая и практическая значимость. Исследование даёт представление об особенностях демократии в Болгарии, причинах неудач реципированной западной модели демократии, кризисов в социально-экономической и в политической сферах. Автор предлагает объяснение имеющегося у части болгарского общества недовольства проводимой политикой. Основные положения и выводы работы могут использоваться в учебном процессе при преподавании целого ряда политологических дисциплин («Основы демократии», «Политические режимы»), а также в практической деятельности общественных активистов и других субъектов политики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

болгарская модель демократии, «дефектная демократия», коррупция, институты демократии, партийная система, СМИ, гражданское общество

СТРУКТУРА

Введение

Институты демократии в Болгарии глазами экспертов Критерии демократизации болгарского государства и общества

«СОДЕРЖАНИЮ

Заключение "»»г»

A. Popov

An Independent researcher, Sofia, Republic of Bulgaria

DEMOCRACY IN BULGARIA: ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES

ABSTRACT

Aim. To analyze the formation and assess the dynamics of the development of democratic institutions in Bulgaria since the late 1980s until now.

Methodology. The methodological basis of the study is the theory of "defective democracy" by V. Merkel and A. Croissant. The study of the formation and development of democratic institutions in Bulgaria was carried out on the basis of comparative and institutional approaches. The process of democratization of the Bulgarian state and society was evaluated according to three criteria: the formation and development of the party system, the activities of the media and their interaction with state political institutions, the level of corruption and bureaucratization in the country. The empirical basis of the article was the analysis of political cases of recent years, as well as an assessment of the dynamics of freedom indices, freedom of the media, perceptions of corruption, etc.

Results. It has been established that the functioning of "defective democracy" in Bulgaria is facilitated by a number of factors: the dependence of the media on the apparatus of public power and financial oligarchic structures, the lack of an effective judicial system, changes in the party landscape (increasing popularity of populist, ultra-radical and anti-European parties), a high level of corruption. However, despite the presence of a number of problems that Bulgaria is experiencing, at present there is no general crisis of democracy in the country.

Research implications. The study gives an idea of the features of democracy in Bulgaria, the reasons for the failures of the received Western model of democracy, crises in the socioeconomic and political spheres. The author offers an explanation for the dissatisfaction of a part of the Bulgarian society with the current policy. The main provisions and conclusions of the work can be used in the educational process when teaching a number of political science disciplines ("Fundamentals of Democracy", "Political Regimes"), as well as in the practical activities of social activists and other political subjects.

KEYWORDS

Bulgarian model of democracy, "defective democracy", corruption, democratic institutions, party system, media, civil society

ВВЕДЕНИЕ

С конца 80-х гг. ХХ столетия в Болгарии происходит переход от однопартийной политической системы и плановой экономики советского образца к реципированной по западным стандартам многопартийности, выборной на альтернативной основе государственной власти и рыночной экономике. С приходом в страну западных ценностей и демократических институтов, у большинства болгарских граждан возникала иллюзия, что не пройдёт и пяти - десяти лет, как в стране установится эффективная социально-экономическая и политическая система, позволяющая развиваться частному бизнесу, национальная валюта (болгарский лев) сможет конкурировать с ино-

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

странными валютами передовых западноевропейских стран, уровень жизни и благосостояния большинства граждан будет постоянно расти, а институты прямой демократии (выборы, референдумы) сформируют конкурентную многопартийную систему, выражающую интересы различных социальных групп.

Однако, как показала практика, не все ожидания болгарского народа смогли воплотиться в жизнь. За прошедшие более чем тридцать лет, с момента перехода Болгарии от социалистической к капиталистической модели развития, продолжает снижаться общественное доверие к институтам государственной власти в целом и к судебным инстанциям, выступающим одним из барометров демократизации политической системы, в частности.

Всё это обусловило цель исследования - осуществить анализ становления и развития институтов демократии в Болгарии с конца 1980-х гг. до настоящего времени. К числу задач исследования относятся определение и развёрнутая характеристика демократических структур современного болгарского государства, оценка достоинств и недостатков демократизации Болгарии по трём критериям:

1) становление и развитие партийной системы;

2) деятельность СМИ и их взаимодействие с государственными политическими институтами;

3) уровень коррупции и бюрократизации.

Об актуальности выбранной проблематики свидетельствует тот факт, что различным аспектам демократизации Болгарии, таким как: процесс пар-тизации политической жизни, используемые избирательные системы, соблюдение и реализация прав и свобод человека, особенности легитимации политических институтов и т. п., - посвящены труды таких выдающихся учёных, как Дж. Доусон [9; 10], А. А. Жуковская [2], П. Кандель [3], Г. Карасимео-нов [4], Т. Карозерс [51 С. Кристова [8], Н. А. Подчасов [7], Е. Станоева [11; 12] и др. Однако, несмотря на значительные достижения, специализированного исследования, касающегося достоинств и недостатков болгарской модели демократии в сравнительно-политологическом ключе, в полной мере до настоящего времени не осуществлялось.

ИНСТИТУТЫ ДЕМОКРАТИИ В БОЛГАРИИ ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТОВ Стремление Болгарии к демократизации политической системы и рыночной экономике после 1989 г. не в последнюю очередь было обусловлено распространением среди граждан ценностей либеральной демократии,

НОМЕРА

ставших популярными в постсоциалистических государствах в конце 80-х -начале 90-х гг. ХХ вв. Национальный сценарий демократического развития в Болгарии амбивалентно сочетал прогрессивные либеральные новации с остаточными нелиберальными формальными и неформальными института-

■<1

ми, присущими постсоциалистическим государствам, которые не до конца отказались от элементов системы госуправления предшествующего политического режима. Поверхностно-либеральные институциональные реформы скрывали зачастую нелиберальные параметры политической жизни Болгарии, соответственно, сдерживая дальнейшие конструктивные изменения в стране.

Сегодня среди политических экспертов всё чаще выказывается скептицизм по отношению к демократии в Болгарии. Одни определяют эволюцию страны как движение к самодержавию, в котором государственные ресурсы и институты используются для обслуживания частных интересов власти, тем самым порождая коррупцию на разных уровнях социума1. Другие исследователи определяют Болгарию как «новейшую автократию»2, в которой существует нелиберальный консенсус, что сближает страну с такими государствами, как Венгрия и Польша, серьёзно отступившими от ценностей либеральной демократии.

Не присоединяясь ни к одной из точек зрения, предпримем попытку объективно разобраться в вынесенном в заголовок вопросе.

Стоит отметить, что импульс к демократическим преобразованиям в конце 1980-х гг. начался «не снизу вверх», т. е. не от гражданского общества (как в большинстве тогдашних стран социалистического лагеря), а «сверху вниз» - от руководящей на тот период Болгарской коммунистической партии. Соответственно, понимание будущих изменений в Болгарии отличалось от того, как их трактовали национальные гражданские общества и оппозиция Польши, Чехословакии и других стран Восточной Европы. Именно этим обстоятельством можно объяснить экономический и технократический варианты либеральной модели (получившие широкое развитие после 1989 г.), сочетающейся с такими нелиберальными нарративами, как этнический национализм и социальный консерватизм.

Как отмечают Дж. Доусон и Ш. Ханли, Болгария является одним из тех государств Восточной Европы, которые страдают от «полости» демократии [10, р. 23]. Демократизации политической системы Болгарии способствовал и тот факт, что в 2007 г. страна стала членом Европейского Союза. Вместе с тем она так и не приобрела права на вхождение в Шенгенскую зону, поскольку в связи с высоким уровнем коррупции в государстве решение было заблокировано рядом стран ЕС (среди которых - Нидерланды и Финляндия)3.

ШЬ

Vassileva R. Is Bulgaria the EU's next rule of law crisis? [Электронный ресурс]. URL: https:// s3.eu-central-1 .amazonaws.com/euobs-media/00b17c366ea78c061 bdaa337 (дата обращения: 18.01.2022).

Vassileva R. Bulgaria's autocratic model [Электронный ресурс]. URL: http://neweasterneurope. eu/2018/09/27/bulgarias-autocratic-model (дата обращения: 18.01.2022). Входит ли Болгария в ЕС и Шенгенскую зону // Visasam.ru. URL: https://visasam.ru/emigration/ europe-emigration/bolgariya-evrosoyuz-i-shengen.html (дата обращения: 21.01.2022). ст«ть"

2

3

Таким образом, страна попала в посткоммунистическую «ловушку», оказавшись, по мнению А. Семиженко, «в серой зоне между социализмом и капитализмом, где старые правила не действуют, а новые - до сих пор нечёткие», когда несколько «обеспеченных семей формируют всю болгарскую политику, решают, кого выдвигать на выборы и каким будет процесс голосования»4. Солидаризируется с данной точкой зрения и Т. Карозерс, отнёсший Болгарию к числу гибридных государств, исходя из следующих её особенностей:

1) интересы граждан недостаточно учитываются или игнорируются;

2) низкий уровень политического участия в межвыборный период (как в «делегативной демократии»);

3) частое нарушение правовых норм;

4) выборы дают неопределённые результаты, а следовательно, имеют низкую легитимность;

5) низкий уровень доверия к институтам государства;

6) несовершенное функционирование государства [5, с. 59].

На взгляд П. Канделя [3, с. 22], опирающегося на концепцию «дефектной демократии» В. Меркеля и А. Круассана [6, с. 20], в Болгарии установилась демократическая политическая система, в которой проводятся свободные выборы, присутствуют частично свободные СМИ, закрепляются и реализуются гражданские права и свободы граждан, но одновременно с этим присутствуют проблемы в системе госуправления, изъяны в судебной системе при невысоком уровне участия в политических процессах граждан и слаборазвитой политической культуре, что не позволяет стране провести демократизацию политического режима, затрагивающую все политические институты болгарского государства.

По мнению болгарской исследовательницы Э. Станоевой, современное положение дел в болгарской политике и обществе демонстрирует антидемократические тенденции и обращение к воинствующему национализму [11, р. 194]. Не в последнюю очередь это можно объяснить особенностями политической культуры болгар, в которой присутствуют патриархальные и подданнические черты и которая в значительной степени является амбивалентной, сочетающей интерес граждан к политике с нежеланием приобщаться к ней, приобретать политические знания, быть политически информированными. Т. Чавдарова отмечает хрупкость и нестабильность демократической морали болгар5.

Наряду с этим у граждан Болгарии старшего поколения по-прежнему сохраняется «остальгия» (в переводе с нем. "о51а!д1е") - ностальгия по временам |-

5

Семиженко А. Болгария: голоса. Политолог // Дал1 буде : [сайт]. URL: http://dalibude.com.ua/ daniel-smilov18 (дата обращения: 23.01.2022).

Чавдарова Т. Коррупция в посткоммунической Болгарии [Электронный ресурс]. URL: https:// docplayer.com/37688705-Bolgarii-ponyatie-korrupcii-t-chavdarova.html (дата обращения: кидчйлу 27.01.2022).

4

коммунизма, соседствующая с настроениями «демостальгии» ("Сето$1а!д1е") средних возрастных групп - романтизацией событий 1989 г., когда оппозиция отстаивала права человека, гражданские свободы и иные демократические ценности.

Как нам представляется, мнения экспертов свидетельствуют о том, что путь Болгарии от нелиберальной политической культуры к либеральному плюрализму зачастую может быть долгим и мучительным.

КРИТЕРИИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

Рассмотрев мнения представителей научного сообщества по поводу процесса демократизации постсоветской болгарской политической системы, проведём оценку современного состояния демократии в стране на основе таких критериев, как: состояние партийной системы, деятельность СМИ и их взаимодействие с аппаратом публичной власти, уровень коррупции и бюрократизации властных структур.

Одним из базовых элементов политической системы в любом государстве выступают политические институты, к числу которых относятся политические партии, т. к. установившаяся в стране партийная система оказывает влияние на расстановку политических сил в парламенте, порядок формирования кабинета министров, взаимодействие с институтами гражданского общества. В начале 1990-х гг. в стране ключевую роль играли две политические партии - Болгарская социалистическая партия и Союз демократических сил, но уже к концу ХХ вв. болгарский парламент (Национальная ассамблея) пополнился рядом новых политических партий6. Несмотря на различный идеологический спектр представленных в Национальной ассамблее партий, между ними вплоть до середины 2000-х гг. не возникало серьёзных разногласий по политической повестке и принимаемым решениям, однако с появлением в 2005 г. партии «Атака», придерживающейся крайне правой идеологии, обострилась дискуссия по поводу выбора позиции евроскептицизма или евро-оптимизма относительно вхождения в состав ЕС.

Спустя всего лишь несколько лет после вхождения Болгарии в ЕС в стране возросла популярность антиевропейских и националистически ориентированных партий (прежде всего партии «Атака»). Причина успеха евро-скептиков объясняется тем, что, несмотря на евроинтеграцию, уровень благосостояния большинства болгар существенно не изменился. Это отрезвило болгарское общество и способствовало снижению евро-оптимистических настроений. «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), ставшая

_ „ „ _ _ НОМЕРА

правящей партией в 2009 г., во многом дискредитировала себя действиями,

6 Партийная система Республики Болгария: евро-социализм [Электронный ресурс]. URL: https://

studbooks.net/1873534/ekonomika/partiynaya_sistema_respubliki_bolgariya_evro_sotsializm_ кидчйлу revisited (дата обращения: 25.01.2022).

способствующими превращению правоохранительных органов и судебных инстанций в политически зависимых от исполнительной власти, негласной поддержке теневой экономики, схем различного давления в попытке получить политическую, экономическую и другие виды ренты.

Накануне проведения досрочных выборов в болгарский парламент (2021 г.) с обвинением партии ГЕРБ выступил министр внутренних дел Б. Раш-ков, заявивший о подкупе избирателей (за один голос потенциальным избирателям предлагали по 30 левов)7. Данный инцидент оказал влияние на электоральные предпочтения избирателей, и ГЕРБ, выступающая в альянсе с партией «Союз демократических сил» (СДС), уступила свои лидирующие позиции партии «Есть такой народ»8.

Однако в результате июньских выборов 2021 г. (равно как и выборов, состоявшихся в апреле того же года) 5 партиям, преодолевшим четырёхпроцентный барьер, не удалось договориться о формировании коалиционного кабинета министров, и следующие досрочные парламентские выборы состоялись уже осенью 2021 г. В ходе третьих досрочных парламентских выборов поддержку со стороны избирателей получила образованная в 2021 г. коалиционная партия «Продолжаем перемены» (набравшая 25,65%)9, а один из её лидеров К. Петков возглавил кабинет министров.

Анализируя сложившуюся в Болгарии партийную систему, нельзя не согласиться с мнением профессора Г. Карасимеонова, считающего, что она переживает «кризис легитимности» [4, с. 33]. Это подтверждают и социологические исследования, по данным которых доверяют партиям лишь 8-9% болгар10. Столь печальные итоги опросов объясняются тем, что практически все сформированные после 2000-х гг. партии являются централизованными и зависимыми от исполнительной власти. К тому же в отличие от партий в странах Западной Европы они не имеют длительной истории, а следовательно, не укоренены в болгарском социуме. Это объясняет частую смену партий, представленных в болгарском парламенте, появление новых партий, стремящихся вступить в коалицию с уже существующими более крупными партиями, а также готовность избирателей голосовать за новые политические силы в надежде на проведение реформ (подтверждает правильность

7

шь

В Болгарии обвинили партию ГЕРБ в подкупе избирателей перед выборами // Regnum.ru. URL: https://regnum.ru/news/3312960.html (дата обращения: 25.01.2022).

Bulgaria faces fresh elections as Socialists refuse to form a government // Reuters : [сайт].

[01.05.2021]. URL: https://www.reuters.com/world/europe/bulgaria-faces-fresh-elections-socialists-refuse-form-government-2021-05-01 (дата обращения: 27.01.2022). Окончателно: ЦИК обяви кой колко мандата получава в новия парламент [Электронный ресурс]. URL: https://blitz.bg/politika/okonchatelno-tsik-obyavi-koy-kolko-mandata-poluchava-v-noviya parlament (дата обращения: 27.01.2022).

Новинков А. Развитие политических партий в Болгарии // In Bulgaria online. [14.06.2010]. URL: https://in-bulgaria.online/politika/Razvitie-politicheskih-partiiy-v-Bolgarii (дата обращения: 27.01.2022).

8

9

концепции перспективного голосования), направленных на улучшение благосостояния большинства граждан.

Не менее важным критерием уровня демократии выступает деятельность СМИ, освещение ими различных политических событий, открытость и доступность информации, возможность формировать общественное мнение и оказывать воздействие на властно-управленческие процессы. В Болгарии, как и в ряде постсоциалистических стран, присутствует монополизм в медиасфере. Так, например, Медиа-Группа политика-олигарха Д. Пеевского насчитывает 12 крупных газет, им контролируется почти 80% распространения печатных медиа11.

Взаимоотношения власти и немногочисленных независимых национальных медиа в Болгарии являются напряжёнными. Как справедливо замечает Дж. Доусон, болгарская медиасфера является заложницей неформальных соглашений между экономическими элитами и их политическими союзниками [9, p. 12]. В силу этого даже часть молодых и высокообразованных болгар тяготеет к отнюдь нелиберальным идеалам, ратует за этнический национализм и социальный консерватизм, входящие в противоречие с либерально-демократическими ценностями.

В Болгарии имеются примеры противоправного обращения с представителями «четвёртой ветви власти», принимающими участие в антикоррупционных расследованиях. В 2008 г. главному редактору сайта новостей Frognews.bg А. Стефанову были нанесены тяжкие телесные повреждения за деятельность в рамках проекта «Опасные» («Opasnite»), связанного с раскрытием злоупотреблений болгарских чиновников12. Ещё одним примером воздействия на СМИ служит безосновательное задержание полицией осенью 2018 г. журналистов независимых изданий «Rise Romania» и «Bivol Bulgaria» А. Биро и Б. Д. Стоянова, расследовавших коррупционный кейс мошенничеств с фондами ЕС, выделенными Болгарии13. Их задержание произошло в тот момент, когда ими был зафиксирован факт сожжения компрометирующих документов лицами, в отношении которых проводилось журналистское расследование.

Наиболее резонансным случаем воздействия на независимые СМИ можно рассматривать совершённое осенью 2018 г. убийство известного журналиста В. Мариновой, расследовавшей факты хищения средств из фондов ЕС,

ШЬ

Разрыв с Пеевски //The economist : [сайт]. [20.09.2013]. URL: https://www-economist-com. translate.goog/eastern-approaches/2013/09/20/breaking-up-with-peevski?_x_tr_sl=en&_x_tr_ tl=ru&_x_tr_hl=ru (дата обращения: 27.01.2022).

Brunwasser M. Bulgarian journalist critically hurt in attack // The New York Times : [сайт]. URL: https://www.nytimes.com/2008/09/24/world/europe/24iht-24bulgaria.html (дата обращения: 19.01.2022).

Why two journalists investigating EU funds fraud were arrested in Bulgaria [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecpmf.eu/news/threats/why-two-journalists-investigating-eu-funds-fraud-were-arrested-in-bulgaria (дата обращения: 21.01.2022). ст«ть"

предназначенных для строительства объектов инфраструктуры Болгарии. Основным фигурантом этого коррупционного дела выступает компания «GP Group». Маринова доказывала причастность к нецелевому использованию денежных средств из фондов ЕС премьер-министра Б. Борисова и руководителя компании «Lukoil-Bulgaria» В. Златева14. Примечательно то, что, несмотря на быструю реакцию Европейской комиссии, потребовавшей скорейшего расследования убийства, болгарское правительство отрицало, что преступление совершено из-за журналистской деятельности В. Мариновой. По официальным данным, гибель журналистки произошла на бытовой почве и была связана с сокрытием другого преступления (изнасилования)15. Однако этот и подобные ему инциденты позволили Европейской комиссии констатировать тот факт, что при отсутствии свободных СМИ в стране не может идти речи о наличии полноценной демократии.

Стоит отметить и то обстоятельство, что в соседней с Болгарией Словакии убийство журналиста Я. Куцяка, расследовавшего дела о налоговых мошенничествах политиков у себя в стране, вызвало масштабные протесты и отставку правительства Г. Фицо16. Тогда как убийство В. Мариновой и доказательства, представленные властью после изобличения преступника, не повлекли за собой ни политических протестов, ни постановки вопроса об отставке премьер-министра Б. Борисова.

Резюмируя сказанное, отметим, что в Болгарии, несмотря на наличие монополистических тенденций в печатных СМИ, присутствует конкуренция на медиарынке. С 1989 г. издание различных газет не регулируется законодательно, отсутствует какой-либо ревизионный орган, следящий за количеством опубликованных печатных материалов. На 2007 г. в стране насчитывалось свыше 900 печатных СМИ, однако в последующем из-за частых экономических кризисов их число существенно сократилось.

Несмотря на столь неплохие показатели, свобода болгарских СМИ западными экспертными сообществами оценивается не столь позитивно. Так, например, на основе оценки международной неправительственной организации «Фридом Хаус» в 2018 г. болгарские масс-медиа названы несвободными (занимают 111 место с индексом 32,55 баллов). В 2021 г. положение дел в лучшую сторону не изменилось: 112 место (37,29 баллов). Состояние свободы СМИ в стране в целом было определено как «плохое»17.

ШЬ

Журналистка Виктория Маринова найдена убитой после эфира о коррупции // BBC News :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[сайт]. [08.10.2018]. URL: https://www.bbc.com/russian/news-45780590 (дата обращения: 23.01.2022).

Поймай меня. Что известно об убийце болгарской журналистки // Телеканал 360° : [сайт]. [18.10.2018]. URL: https://360tv.ru/news/tekst/pojmaj-menja (дата обращения: 21.01.2022). Последнее расследование убитого журналиста // OCCRP : [сайт]. URL: https://www.occrp.org/ ru/amurderedjournalistslastinvestigation (дата обращения: 21.01.2022).

Всемирный индекс свободы прессы // Nonews : [сайт]. URL: https://nonews.co/directory/lists/ countries/worldwide-press-freedom-index (дата обращения: 24.01.2022). ст«ть"

Стоит отметить, что индекс свободы слова, предлагаемый «Репортёрами без границ», осуществляющими оценку свободы СМИ в 180 странах на основании целого ряда критериев (независимость, плюрализм, нормативно-правовые ограничения, прозрачность и т. д.), снижается в Болгарии ежегодно с 2000-х гг. Для примера: на 2003 г. страна занимала 34 место в рейтинге, в 2007 г. - 51, а в 2012 г. - 80. В 2018 г. в Индексе свободы Болгария занимала уже 111-е место из 180 представленных в рейтинге стран18, показав худший результат из всех стран ЕС. В течение 2020 г. показатели Болгарии не изменились, тогда как в 2021 г. на основании данных «Репортёров без границ» страна опустилась ещё на одну позицию, заняв 112 место (снова продемонстрировав худшие показатели среди стран ЕС)19.

Всё это характеризует болгарскую прессу как испытывающую серьёзные ограничения в свободе информации. В представленном докладе представители экспертного сообщества отметили, что журналисты, проводящие независимые расследования, подвергаются «преследованиям, запугиванию и насилию со стороны государства»20, что негативно сказывается на свободе СМИ. К числу вышеуказанных обстоятельств добавляется и применение властью в Болгарии так называемой «мягкой цензуры», включающей в себя упрощение процедуры лицензирования для проправительственных СМИ, которые в перспективе могут оказывать воздействие на редакционную политику издательств и контент публикуемых материалов.

Не менее важным показателем демократизации любого государства выступает отсутствие либо низкий уровень коррупции в политической системе [1, с. 39], что свидетельствует о транспарентности деятельности политических институтов, их подотчётности гражданскому обществу. В Болгарии данная проблема оказывает серьёзное воздействие на общественное сознание и вызывает недоверие со стороны определённой части болгарского социума к аппарату публичной власти. Свидетельством этого может послужить отчёт 2016 г. Центра по изучению демократии в Болгарии, в соответствии с которым было установлено (в ходе опросов болгарских граждан), что в течение жизни каждый пятый гражданин этой страны хотя бы один раз сталкивался с заключением коррупционных сделок (т. е. брал или давал взятку) [7, с. 23].

Подсчитываемый организацией Transparency International индекс восприятия коррупции (ИВК) (чем меньше его значение, тем ниже коррумпированность) неуклонно снижается с конца 1990-х гг. Так, например, в 1998 г. ИВК

ШЬ

18 World Press Freedom Index // Reporters Without Borders : [сайт]. URL: https://rsf.org/en/ranking (дата обращения: 24.01.2022).

19 Болгария заняла 112-е место по свободе слова // Русская Болгария : [сайт]. [20.04.2021]. URL: https://rus.bg/obschestvo/obschestvo/32567-bolgariya-zanyala-112-e-mesto-po-svobode-slova (дата обращения: 24.01.2022).

20 Там же.

в Болгарии был минимальным, составляя всего 29 баллов. В 2000 г. он уже достигал 35 единиц, в 2007 г. - 41, а в 2014 г. - 43 балла21. В 2017 г. Болгария была признана самым коррумпированным государством ЕС, и данные показатели не улучшились ни в 2018, ни в 2020 гг.22. К 2021 г. Болгария ещё более ухудшила свои позиции, заняв лишь 78 место в глобальном рейтинге, по-прежнему сохраняя за собой последнее место в ЕС (со средним показателем в 66 баллов по региону)23. Она уступает по целому ряду антикоррупционных показателей таким странам, как Словения, Мальта, Италия, Польша, Греция и Румыния. Таким образом, на протяжении длительного периода времени ИВК колеблется от 41 до 43 баллов. К числу самых коррумпированных инстанций в стране отнесены государственные и муниципальные органы власти.

Аналогичного мнения придерживаются и представители Европейской комиссии, уличившие болгарских чиновников в хищении 113 млн. евро, которые были предоставлены стране в качестве инвестиций на поддержку речной и морской отраслей с 2014 по 2020 гг.24. Несмотря на задержание ряда высокопоставленных чиновников, подозреваемых в совершённом преступлении в трёх болгарских городах (Бургасе, Софии, Ямболе), похищенные денежные средства вернуть не удалось. Данное обстоятельство позволило Европейской комиссии сделать вывод о ряде проблем, негативно сказывающихся на уровне демократизации страны: аморфная, подверженная частым изменениям законодательная база, создающая негативные условия для ведения бизнеса, высокий уровень коррупции, невысокий уровень доверия граждан судебной системе; это не в последнюю очередь подтверждается тем фактом, что Болгария с 2007 г. (с момента включения её в состав ЕС) находится под евромониторингом за национальными судебными инстанциями и иными органами власти.

На основании доклада Европейской комиссии, созданного в 2017 г., был сделан вывод относительно неисполнения страной в полном объёме ни одной из данных ей рекомендаций25. В связи с тем, что Европейская комиссия признала неудовлетворительными результаты противодействия коррупции в Болгарии, был продлён внешний мониторинг за политическими институ-

Индекс коррупции в Болгарии 2022 // Take-profit.org : [сайт]. URL: https://take-profit.org/ statistics/corruption-index/bulgaria (дата обращения: 28.01.2022).

«Богадельня Европы»: что не так с Болгарией. Почему уровень жизни в Болгарии оказался самым низким в ЕС // Газета.ш. URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/06/08/12396559. shtml?updated (дата обращения: 28.01.2022).

Коррупция в Болгарии процветает // Бургас : [сайт]. [26.01.2022]. URL: https://bourgas.ru/ korrupciya-v-bolgarii-procvetaet (дата обращения: 28.01.2022).

«Богадельня Европы»: что не так с Болгарией. Почему уровень жизни в Болгарии оказался самым низким в ЕС // Газета.ш. URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/06/08/12396559. shtml?updated (дата обращения: 28.01.2022).

Доклад на Комисията до Европейския Парламент и Съвета 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/comm-2017-750_bg.pdf (дата обращения: 28.01.2022).

шь

ЕЪ

21

22

23

25

тами в стране26. В начале 2020 г. болгарская прокуратура начала проверку в отношении главы государства Р. Радева в связи с предположением его причастности к коррупционным действиям, связанным с использованием им должностного положения и махинациями с недвижимым имуществом, в период занятия им должности командующего ВВС Болгарии27.

В ответ на действия правоохранителей, поддерживаемых премьер-министром Б. Борисовым, Р. Радев заявил о лишении доверия правительства, обвинив кабинет министров в отстаивании интересов различных лоббистских групп, что может привести к распаду государства. Противоборство президента (избранного в 2017 г. и поддерживаемого большинством избирательного корпуса) и правительства (в лице главы правительства Б. Борисова) завершилось победой главы государства Р. Радева и переизбранием его на второй срок в 2021 г.

Ещё один скандал с коррупционной подоплёкой разразился в марте 2022 г. в связи с изданием Министерством сельского хозяйства Болгарии постановления о запрете добычи мидий весной и летом в акватории Чёрного моря28, что послужило основанием для проведения работниками рыболовецких артелей юго-восточной Болгарии (для которых данный промысел является единственным источником средств к существованию) пикета с требованием снять данные ограничения, а в случае невыполнения данных требований обещанием перекрыть железнодорожные пути и автомобильные трассы.

Частые коррупционные скандалы вызывают недоверие болгар к властным институтам. По сей день контроль над процессами принятия решений в государстве неформально (теневые зоны политики, экономики и юстиции) принадлежит неформальным группировкам преимущественно из числа членов бывшей коммунистической номенклатуры. Коррупция существенно снижает эффект от финансовой помощи ЕС, препятствует принятию Болгарии в Шенгенскую зону ЕС. По оценкам «Freedom House» («Нации в транзите 2018»), Болгария названа полуконсолидируемой демократией29, и, начиная с 2009 г., когда впервые был подготовлен такой отчёт, позиции Болгарии неизменно ухудшаются. Авторы отчёта, апеллируя к усреднённым результатам раз-

26 Еврокомиссия сохранит мониторинг коррупции в Болгарии // Российская газета : [сайт]. URL: https://rg.ru/2020/05/21/evrokomissiia-sohranit-monitoring-korrupcii-v-bolgarii.html (дата обращения: 28.01.2022).

27 «Идёт дело к распаду государства». Обвиненный в коррупции президент Болгарии по телевизору объявил о недоверии правительству // Новая газета : [сайт]. [04.02.2020]. URL: https:// novayagazeta.ru/articles/2020/02/04/83774-prezident-bolgarii-lishil-pravitelstvo-svoego-doveriya (дата обращения: 28.01.2022).

28 В Болгарии рыбаки вышли на акцию протеста // Regnum.ru. URL: https://regnum.ru/news/ society/352931 1.html (дата обращения: 10.03.2022).

29 Zankina E., Gurov В. Nations in Transit 2018. Bulgaria. Country Profile // Freedom House : [сайт]. URL: https://freedomhouse.org/report/nations-transit/2018/bulgaria (дата обращения: 27.01.2022).

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

личных аналитических методик за 2015-2017 гг., отнесли Болгарию к числу электоральных (минимальных) демократий. Такая оценка в полной мере соответствует определению политической системы Болгарии как «дефектной демократии», данной в работах В. Меркеля и А. Круассана [6].

В отчёте 2021 г. «Freedom House» процесс демократизации в Болгарии, несмотря на вступление страны в ЕС и НАТО, проведение президентских, парламентских и иных выборов на транспарентной основе, оценивается как «крайне низкий» в связи с «ослаблением судебной системы», нестабильностью политической системы (в стране за короткий период сменилось три кабинета министров), что сказывается на эффективности борьбы с преступностью и коррупцией. В отчёте также отмечается, что последние двенадцать лет болгарская модель демократии пребывает в стагнации, абсолютно перестав развиваться с 2019 г. По мнению экспертов, страна по-прежнему являет «дефектную демократию» с самыми низкими оценками в графе «коррупция» (4,25 балла) и «независимые СМИ» (4 балла). Страна получила общую оценку демократии всего в 3,29 из 7 баллов и занимает 52-е место, попав в число стран ЕС с самыми низкими оценками демократии (её соседями выступают Венгрия (55-е место) и Румыния (62-е))30.

Проанализировав национальную модель болгарской демократии по трём ключевым критериям: состояние партийной системы и конкуренция партий в борьбе за власть, наличие независимых СМИ и их взаимодействие с аппаратом публичной власти, уровень коррупции и бюрократизации властных структур, - приходим к выводу о наличии как положительных, так и отрицательных тенденций развития институтов демократии в Болгарии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенность Болгарии состоит в том, что процесс демократизации политической системы и переход к рыночной экономике дались стране нелегко, не в последнюю очередь потому, что сопровождались ошибками, допускаемыми руководством государства [2, с. 9]. Не избежала Болгария и тенденций, характерных практически для всех бывших социалистических стран, вставших на путь копирования западной модели политических и экономических отношений без учёта национальных особенностей страны.

Болгария пошла на ряд уступок Западу для того, чтобы войти в состав ЕС и НАТО, однако даже это не изменило отношения к ней с их стороны, по-прежнему считающих Болгарию «дефектной демократией», т. е. демократией с рядом недостатков. Рецепция западной модели демократии во многом

30 The Economist: Болгария продолжает попадать в группу «дефектных демократий» // Nachedeu :

[сайт]. URL: https://www.nachedeu.com/the-economist-болгария-продолжает-попадать-в-гру кидчйлу (дата обращения: 28.01.2022).

определила евроатлантический курс внутренней и внешней политики страны, проводимый зачастую в ущерб национальным интересам.

Проблемой болгарской демократии является идейная разобщённость болгарского социума, оказывающая влияние на развитие гражданского общества. После всплеска гражданской активности в 1989 г. она быстро пошла на спад из-за неудачно проведённых социально-экономических реформ. Несмотря на то, что на настоящее время в стране действуют различные некоммерческие организации, большинство из них либо малочисленны, либо имеют ограниченные финансовые ресурсы и функционируют в основном в неполитической сфере (образование, культура и т. д.).

Проведённый анализ позволил установить, что проблемы болгарской демократии обусловлены наличием ряда факторов: зависимости СМИ от аппарата публичной власти и финансовых олигархических структур, отсутствия эффективной судебной системы, изменений в партийном ландшафте (увеличения популярности популистских, ультрарадикальных и антиевропейских партий), высокого уровня коррупции. Однако, несмотря на наличие проблем, которые испытывает Болгария, в настоящее время общего кризиса демократии в стране не наблюдается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Р. А. Противодействие коррупции, как один из ключевых векторов государственной политики: мировой и российский опыт // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 1. С. 38-53. DOI: 10.12737/2587-6295-2020-38-53

2. Жуковская А. А. Национальный опыт трансформации процессов в республике Болгария // Studia Humanitatis : [сайт]. 2017. № 2. URL: www. st-hum.ru (дата обращения: 28.01.2022).

3. Кандель П. «Балканская» демократия между историей и «транзитоло-гией» // Власть. 2007. № 10. С. 15-25.

4. Карасимеонов Г. Партийная система в Болгарии в 2001-2009 гг.: трансформация и эволюция политических партий // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2011. № 1. С. 24-41.

5. Карозерс Т. Конец парадигмы транзита // Политическая наука. 2003. № 2. С. 42-65.

6. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях (II) // Полис. Политические исследования. 2002. № 2. С. 20-30.

7. Подчасов Н. А. Тема коррупции в политической жизни современной Болгарии // Страны Восточной Европы: Власть, бизнес, коррупция / отв. ред. Л. Н. Шаншиева. М.: ИНИОН РАН, 2018. С. 23-36.

8. Cristova C. Populism: the Bulgarian case // Sociedade E Cultura. 2010. № 13 (2). P. 221-232.

9. Dawson J. Cultures of democracy in Serbia and Bulgaria: how ideas shape publics. London: Routledge; Farnham: Ashgate, 2014. 212 p.

■Ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

10. Dawson J., Hanley S. East Central Europe: The Fading Mirage of the "Liberal Consensus" // Journal of Democracy. 2016. № 27 (1). P. 20-34.

11. Stanoeva E. Bulgarien: politik der nostalgie // Transit: Europaische Revue. 2017. № 50. P. 192-205.

12. Stanoeva E. Illiberal Consensus without an Authoritarian Core: The Case of Bulgaria // Cultures of History Forum. 2017. № 12. URL: https://cultures-of-history.uni-jena.de/ (дата обращения: 27.01.2022). DOI: 10.25626/0068

REFERENCES

1. Alekseev R. A. [Anti-corruption as one of the key vectors of state policy: world and Russian experience]. In: Zhurnalpoliticheskikh issledovanii [The Journal of Political Studies], 2020, vol. 4, no. 1, pp. 38-53. DOI: 10.12737/2587-62952020-38-53

2. Zhukovska A. A. [The National experience of the transformation processes in the Republic of Bulgaria]. In: StudiaHumanitatis, 2017, no. 2. Available at: www.st-hum.ru (accessed: 28.01.2022).

3. Kandel P. ["Balkan" democracy between history and "transitolog"]. In: Vlast' [The Authority], 2007, no. 10, pp. 15-25.

4. Karasimeonov G. [The Party System in Bulgaria 2001-2009: Transformation and Evolution of Political Parties]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki [Moscow State University Bulletin. Series 12: Political science], 2011, no. 1, pp. 24-41.

5. Carothers T. [End of the transition paradigm]. In: Politicheskaya nauka [Political Science], 2003, no. 2, pp. 42-65.

6. Merkel W., Croissant A. [Formal and Informal Institutions in Defective Democracies (II)]. In: Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2002, no. 2, pp. 20-30.

7. Podchasov N. A. [The topic of corruption in the political life of modern Bulgaria]. In: Shanshieva L. N., ed. Strany Vostochnoi Evropy: Vlast, biznes, korruptsiya [Eastern European countries: Power, business, corruption]. Moscow, INION RAN Publ., 2018, pp. 23-36.

8. Cristova C. Populism: the Bulgarian case. In: Sociedade E Cultura, 2010, no. 13 (2), pp. 221-232.

9. Dawson J. Cultures of democracy in Serbia and Bulgaria: how ideas shape publics. London, Routledge, Farnham, Ashgate, 2014. 212 p.

10. Dawson J., Hanley S. East Central Europe: The Fading Mirage of the "Liberal Consensus". In: Journal of Democracy, 2016, no. 27 (1), pp. 20-34.

11. Stanoeva E. Bulgarien: politik der nostalgie. In: Transit: Europaische Revue, 2017, no. 50, pp. 192-205.

12. Stanoeva E. Illiberal Consensus without an Authoritarian Core: The Case of Bulgaria. In: Cultures of History Forum, 2017, no. 12. Available at: https:// cultures-of-history.uni-jena.de/ (accessed: 27.01.2022). DOI: 10.25626/0068

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 12.03.2022 Статья размещена на сайте: 04.04.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Попов Александър Валериев - независимый исследователь (г. София, Республика Болгария); e-mail: [email protected]

Alexander V. Popov - an independent researcher, (Republic of Bulgaria); e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Попов А. В. Демократия в Болгарии: достижения и проблемы // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 2. URL: www. evestnik-mgou.ru

Popov A. V. Democracy in Bulgaria: achievements and challenges. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2022, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

■Ъ

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.