Научная статья на тему 'Демократия и гражданское общество: поиск оптимальных моделей и путей развития'

Демократия и гражданское общество: поиск оптимальных моделей и путей развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4182
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / DEMOCRACY / INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY / POLITICAL PARTY / STATE POWER / VERTICAL OF POWER / NON-GOVERNMENT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галкина Елена Вячеславовна

Построение любого демократического государства невозможно без деятельного гражданского общества. Россия строит правовое государство, преодолевая сложности демократического транзита, находясь в поисках оптимальной модели устойчивого развития. Дискуссии о путях дальнейшего развития страны продолжаются в настоящее время.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the main ideas of the democracy and civil society are given. The formation of any democratic state is impossible withought active civil society. Russia constructs a legal state and overcomes the difficulties of democratic transit. All materials are represented in the context of the world and Russian political practice. The main attention is attracted to the theory of «sovereign democracy» in Russia.

Текст научной работы на тему «Демократия и гражданское общество: поиск оптимальных моделей и путей развития»

Государство и общество

Елена ГАЛКИНА

ДЕМОКРАТИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО (поиск оптимальных моделей и путей развития)

Построение любого демократического государства невозможно без деятельного гражданского общества. Россия строит правовое государство, преодолевая сложности демократического транзита, находясь в поисках оптимальной модели устойчивого развития. Дискуссии о путях дальнейшего развития страны продолжаются в настоящее время.

In the article the main ideas of the democracy and civil society are given. The formation of any democratic state is impossible without active civil society. Russia constructs a legal state and overcomes the difficulties of democratic transit. All materials are represented in the context of the World and Russian political practice. The main attention is attracted to the theory of «sovereign democracy» in Russia.

Ключевые слова:

демократия, институты гражданского общества, политическая партия, государственная власть, вертикаль власти, некоммерческие организации; democracy, institutes of civil society, political party, state power, vertical of power, nongovernment organizations.

ГАЛКИНА

Елена Вячеславовна — к.и.н., доцент; доцент кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета

В середине 90-х гг. XX в. как результат широких культурных влияний, прежде всего западного цивилизационного типа, наблюдался рост массового стремления государств к демократическим моделям развития.

Демократия имеет политический характер и предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, то есть без оппозиции и плюралистической политической системы общества. Это находит своё проявление в том, что демократия выступает как принцип деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений и идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократический политический процесс основывается на равных правах граждан в сфере управления делами общества и государства, и прежде всего на равенстве избирательных прав. Такое равенство даёт возможность альтернативного выбора между различными политическими вариантами, то есть политическими возможностями развития.

Цель демократии — достижение предельного разнообразия политической и социальной жизни общества. Сегодня необычайно возрос интерес к различным национальным и цивилизационным версиям демократии, нашедшим своё отражение в мировом политическом процессе.

Одно из наиболее обнадёживающих событий последних нескольких десятилетий заключается в том, что значительное количество стран перешло или переходят к демократии, совершая демократические транзиты. Переход к демократии представлял собой важнейшую особенность мировой политики в последние 20—30 лет. Нынешние демократические транзиты происходят в более благоприятной международной обстановке по сравнению с эпохой «холодной войны». Демократия стала сейчас своего рода «духом времени». Она является достаточно привлекательной и модной в плане государственного устройства1.

1 См.: Демократия в современном мире : сб. ст. / Сост., предисл. Я.И. Пляйс, А.Б. Шатилов. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

С. Хантингтон говорил о современном движении и направлении демократии как о «третьей волне» всемирной демократизации1. Первая из этих волн началась в XIX в. и достигла высшей точки с образованием после Первой мировой войны ряда новых демократий. Однако в последующие 20 лет произошёл откат, и многие демократии были захвачены авторитарными государствами. В ходе второй демократической волны, проходившей с 1943 г. до начала 1960-х гг., образовались новые независимые государства (такие как Индия и Нигерия), а в разгромленных во Второй мировой войне авторитарных государствах (Германии, Японии и др.) были установлены формальные институты демократии. Целый ряд стран стали в эти годы формально демократическими, но многие из них быстро переродились в авторитарные. Значительная часть этих мнимых демократий потерпела крах в первое же десятилетие своего существования; вторая «откатная волна» 1960-х — начала 1970-х гг. «смела с лица земли» и некоторые более старые демократии (например, Грецию). Третья волна, начавшаяся в 1974 г., «унесла с собой» Южную Европу, Восточную Азию, Латинскую Америку, а недавно и Восточную Европу и государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве2.

Демократические транзитные волны определяются как многообразные процессы общественно-политических трансформаций, объединяемые попытками перехода от недемократических форм правления к более демократическим3.

После распада СССР ряд авторитетных зарубежных политологов уделили большое внимание концептуализации посткоммунизма в рамках транзитологических моделей, выявляя общую тенденцию переходов от авторитаризма к демократии, происходивших в разных странах мира в последние два с лишним десятилетия4. С этой точки зрения горбачёвская перестройка, распад СССР, крах коммунизма, последующие преобразования в постком-

1 См.: Хантингтон С. Будущее демократических перемен: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 6.

2 Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор : учебное пособие / Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. — М. : Аспект Пресс, 2002, стр. 65.

3 O’Donnell G., Schmitter P.C. Transitions from Authoritarian Rule: Tentative Conclusions 8bout Uncertain Democracies. — Baltimore, 1994.

4 Di Palma G. To Craft Democracies. - Berkeley, 1990.

мунистической России — всё это звенья одного глобального процесса — всемирной демократизации.

Демократия всегда сопутствует утверждению институтов гражданского общества. В нашем понимании гражданское общество — это общество людей, которые они самоорганизуются и пытаются совершать какие-то социальные действия без давления со стороны государства.

В нашей стране термин «гражданское общество» стал актуальным в конце 80-х гг. ХХ в., после огромного перерыва, вызванного всеобъемлющим давлением государства на все стороны жизни общества в советский период. Перераспределение собственности через приватизацию создало объективные возможности для формирования среднего класса — социальной основы гражданского общества. Развитие частной собственности и рыночных отношений создало условия для того, чтобы гражданское общество стало необходимым элементом политической жизни современной России.

Становление гражданского общества в РФ осложняется также рядом факторов, связанных с «транзитным характером общественных отношений»5. Это проявляется и в слабости социальных институтов, и в трудностях в проведении политических реформ в стране.

Обратимся к реалиям гражданского общества в нашей стране. На наш взгляд, в последние десятилетия существуют положительные сдвиги в процессе его становления. За несколько лет реформ возникли многочисленные политические партии, неправительственные организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они также появились во всех сферах общественной жизни — экономической, социальной, политической, духовной и др.

Сферы и направления деятельности гражданских организаций в России чрезвычайно многообразны. Панорама общественной добровольческой деятельности институтов и организаций гражданского общества чрезвычайно широка. Прежде всего, они в своих программах, заявлениях провозглашают идеи, затрагивающие

5 Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Полис, 1998, № 1, стр. 148.

интересы населения, такие как защита прав граждан и правовое просвещение, охрана природы и экологическая защита, добровольные спасательные отряды, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, защита прав потребителей, работа с детьми и подростками из неблагополучных семей и многое другое. Эти лозунги привлекают к участию в их работе широкие слои населения.

Однако налицо и ряд проблем становления и дальнейшего развития гражданского общества в нашей стране — дальнейшее укрепление вертикали власти, слабость государственной поддержки некоммерческих организаций и институтов гражданского общества в целом, социально-политические проблемы в обществе (слабость среднего класса — основы гражданского общества, растущая бедность и др.), коррумпированность общества, правовой нигилизм (гражданское общество должно формироваться одновременно с правовым государством, когда принятием ряда законов гарантируются права граждан) и т.д.

К. Поппер считает, что совершенствование демократических институтов — это «всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами»1. В самом деле, любая демократия есть не что иное, как постоянная борьба граждан за свои права, за партнёрскую, ответственную, честную и эффективную государственную власть. Поэтому всё зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления.

Для эффективного достижения своих целей государственная власть обязана перейти к поощрению формирования самими гражданами общественных структур, соответствующих потребностям прав и свобод человека институтов государства.

Гражданское общество никто специально не построит, оно развивается самостоятельно. Но для этого требуются определённые условия. Чем они благоприятнее, тем эффективней и целенаправленней развивается гражданское общество. Вместе с тем роль демократического государства, его социально-политическая деятельность, очевидно, проявляются в фун-

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992, стр. 167.

кционировании и развитии гражданского общества.

Необходимо отметить, что, несмотря на некоторые успехи, гражданское общество в нашей стране делает только первые шаги. Становление его в России имеет свою специфику, национальные особенности, но в целом оно развивается в русле демократических транзитивных моделей.

На наш взгляд, для жизнедеятельности гражданского общества необходимы следующие условия:

- создание в стране всех условий для развития разнообразных форм собственности, чтобы каждый член общества имел право на участие в любой из них;

- в обществе должна сложиться социальная структура, представляющая интересы всех групп и слоёв населения;

- гражданское общество должно формироваться одновременно с правовым государством, когда принятием ряда законов гарантируются права граждан, регламентируются отношения между гражданами и государством;

- активизация в общественном сознании гражданской политической культуры.

В реализации этих условий и кроются современные проблемы российского гражданского общества. В решении этих задач далеко не всё зависит от государственной власти, многое зависит и от самих граждан, от их ответственности, зрелости их гражданской позиции.

По мнению ряда исследователей, сегодня перед гражданским обществом в России открываются различные пути и сценарии развития2. Это могут быть:

- сценарий уничтожения, который реален в том случае, если государство столкнётся с ресурсным кризисом и должно будет усилиться для выполнения собственных социальных функций в ущерб общественному развитию;

- реформаторский сценарий, который представляет известная модернистская модель — импульсы развития, идущие из мегаполисов, достигают цели и преобразуют страну;

- стабилизационный сценарий, предполагающий медленное продвижение вперёд через трудный процесс постепен-

2 Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / Под общ. ред. С.А. Попова. — М., 2001, стр. 204-205.

ного выращивания новых российских институтов.

Анализ показывает, что сейчас разворачивается последний из обозначенных сценариев, чему способствуют реализация национальных проектов, мощные инвестиции в экономику, проведение парламентских и президентских выборов в стране и др.

Характер формирующегося граждан -ского общества органически связан с построением в России своей особой модели демократии — «суверенной демократии». Её определяют как «образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всём её многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, её образующими»1. Здесь укрепление государственной власти является немаловажным фактором для дальнейшего развития российской государственности, что, в свою очередь, при благоприятных социально-политических условиях может служить толчком и для созревания гражданского общества в стране.

Модель «суверенной демократии» не безупречна. Она постоянно подвергается

1 Сурков В.Ю. Национализация будущего // Эксперт, 2006, № 43.

критике со стороны оппонентов (А.А. Казанцева, В.М. Сергеева, К.Е. Коктыша, Е. Примакова, Л. Шевцовой и др.)2. В то же время она дает новый импульс пониманию демократии в современной России, исследованию границ между государством и гражданским обществом. Предпочтение в этой модели взаимоотношений отдается патерналистскому сценарию: сильное государство поддерживает слабое гражданское общество. Демократия трактуется здесь в сугубо элитистских формах. Таким образом, обладательницей суверенитета оказывается политическая элита страны.

На наш взгляд, для полноценного развития любого демократического государства (или стремящегося к демократии) необходимо действенное гражданское общество, выступающее партнёром государственной власти, помогающее ему в условиях кризиса и нестабильности. Партнёрские взаимоотношения гражданского общества и государства наиболее приемлемы для современного демократического общества, каким Россия пытается действительно стать.

2 Отчёт о заседании межрегионального семинара «Политические идеи и идеологии в публичной сфере». 15.03.07. г. Москва // www.rapn.ru; см. также: Пляйс Я.А. «Суверенная демократия» — новый концепт «партии власти» // Демократия в современном мире : сб. ст. / Сост., предисл. Я.А. Пляйс, А.Б. Шатилов. — М. : РОССПЭН, 2009, стр. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.