АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 7(223)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_74 УДК 342.8.01 (470)
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ DEMOCRATIC PRINCIPLES OF ELECTORAL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION
САМИГУЛЛИН Рафис Минниханович,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры управления в органах внутренних дел ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». 450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, д. 2. E-mail: srm0204@mail.ru;
ИСАЕВА Регина Минияровна,
кандидат юридических наук, доцент, руководитель Научно-исследовательского и информационного центра Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. 450002, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Тукаева, 46. E-mail: regina12@mail.ru;
SAMIGULLIN R.M.,
Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of Management in the Internal Affairs Bodies of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Associate Professor. 450103, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: srm0204@mail.ru;
ISAEVA R.M.,
Candidate of Legal Sciences, Head of the Research and Information Center of the Bashkir Academy
of State Agricultural Service and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan, Associate Professor.
450002, Republic of Bashkortostan, Ufa, ul. Tukaeva, 46.
E-mail: regina12@mail.ru
Краткая аннотация: в статье проводится анализ демократических принципов пассивной и активной формы избирательного права. Рассматриваются выборы с точки зрения демократизации общества. Также раскрывается вопросу проведения выборов в течении нескольких дней, что является новшеством для избирательного процесса.
Abstract: Abstract: the article analyzes the democratic principles of passive and active forms of suffrage. The elections are considered from the point of view of the democratization of society. The issue of holding elections within a few days is also being revealed, which is an innovation for the electoral process.
Ключевые слова: права человека, демократия, избирательное право, публичная власть, выборы.
Keywords: human rights, democracy, electoral law, public authority, elections.
Для цитирования: Самигуллин Р.М., Исаева Р.М. Демократические принципы избирательного права в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 74-75. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_74.
For citation: Samigullin R.M., Isaeva R.M. Democratic principles of electoral law in the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 74-75. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_74.
Статья поступила в редакцию: 20.04.2023
Права человека в эпоху мировой демократизации являются той базовой ценностью, которая направлена на создание комфортных условий жизни для каждого человека. Права человека - незыблемая и общепринятая мировым социумом категория, представляющая собой систему обеспечиваемых самим обществом минимальных благ, которые необходимы индивиду для реализаций жизненных процессов. Обществу необходимо функционировать по правилам, которые являются общеобязательными для всех людей, в связи с этим баланс между правами человека и его обязанностями является наивысшей точкой развития государственно-правового статуса личности.
Для осуществления прав и свобод человека и гражданина, а также для осуществления контроля за выполнением ими своих обязанностей общество в лице государства использует аппарат государственной власти и органов местного самоуправления, иными словами институты публичной власти. Несомненно, необходимость власти коррелируется с правами человека, в частности с избирательным правом.
Существует активная и пассивная форма обозначенного права. Активная предполагает нормативно-обособленные действия для изъявления своей воли по формированию органов публичной власти, а пассивная - действия, направленные на возможность быть избранным в органы публичной власти. Для того, чтобы избирательное право осуществлялось повсеместно и единообразно, как условия честности реализации прав, необходимо внедрение базовых и основополагающих положений, обеспечивающих такое избирательное право. Обозначенные положения представляют собой принципы, которые формируются на платформе историко-национального опыта и степени современной демократизации общества.
В отечественной правовой доктрине избирательному праву посвящено множество нормативных правовых источников, однако, конституционные положения являются главенствующими. В частности, из положений ст. 32 Конституции Российской Федерации можно определить несколько исследуемых принципов - равенство, свобода выбора и другие. Кроме того, несколько специальных законов федерального и регионального уровней также закрепляют принципы избирательного права.
Важным представляется то, что нормативное закрепление принципов в настоящее изменяющееся мировое время все же оставляет дискуссионные вопросы как в научной среде, так и среди правоприменителей. Например, цельность системы принципов избирательного права,
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
направления их взаимосвязей, иерархия относительно друг друга. С точки зрения правоприменителей интересны проблемные вопросы о применении различных форм реализации своего выбора субъектами избирательного права, что, несомненно, указывает на историческую сложившуюся политико-правовую традицию в государстве, а также интеграцией современных технических средств. Речь идет о голосовании по почте в таких странах, как США, Австралия, Канада, и электронного голосования, которое недавно было внедрено в российскую правовую традицию. Вместе с тем, новшества в отечественном избирательном праве, которые касаются возможности реализовывать свой выбор в течении нескольких дней, ставят под сомнение честность и объективность выборов, о чем свидетельствуют многочисленные исследования жалоб научными деятелями.
Разносторонность в национальных подходах организации и проведения выборов, в то же время, должна коррелировать с общепринятым мировым сообществом принципами избирательного права. Такой подход обеспечит отсутствие двойных стандартов в вопросах, связанных с правами человека. Наличие публичной власти для демократического государства обуславливается необходимостью установления правил жизнедеятельности социума посредством различных общественных регуляторов. Платформой публичной власти в стране является механизм ее выборов. Кроме того, публичная власть базируется на ее формах, конституционно-правовом статусе субъектов власти, на взаимосвязи между этими субъектами, а также с субъектами гражданского общества. Для эффективности достижения целей публичной власти важна реализация паритета всех субъектов органов власти во избежание концентрации властных полномочий в одной точке публичной власти. Принципы избирательного права создают тот базис, на котором возможно осуществление избирательного права. Легитимность выборов является лакмусом демократизации общества, однако, стоит учитывать и исторический опыт конкретного государства и его народов по поводу общественных отношений в сфере избирательного права. В ст. 81 Конституции Российской Федерации нормативное закрепление представлено в усеченном виде. Иными словами, в отечественной системе права существуют общепризнанные принципы избирательного права, не закрепленные нормативно.
Считаем необходимым выделить несколько основных принципов, на фундаменте которых реализуются выборы в России. Первая группа принципов связанна с участием граждан в выборах. Всеобщее избирательное право несет в себе свободу социальных характеристик для реализации права избирать и быть избранным. Единственным условием в данном принципе является возраст субъекта реализации права. Принцип равенства тесно коррелирует с принципом правового государства о равенстве всех перед законом. Действительно, равное избирательное право связано с такими категориями как равенство избирателей между друг другом, равенство их голосов, а также равенство кандидатов. Прямое избирательное право, как принцип, связан с выборами кандидатов лично населением. Тайное голосование необходимо для исключения производства выборов под контролем. Сделанный выбор остается известен только субъекту, реализовавшему свое право. Принцип свободы выборов и добровольности исключает выборы под давлением третьих лиц.
Следующая группа принципов объединяет в себе непосредственно связанные с организацией и проведением выборов. Принцип обязательности и периодичности крепко связан с принципом правового государства о сменяемости власти. Действительно, периодичность производства выборов организовывается органами, наделенными на то полномочиями. В случае уклонения от организации выборов избиратели правомочны обратиться в суд. Альтернативность выборов как принцип предполагает наличие оппонирующих кандидатов в целях реализации политического плюрализма. Гласность выборов реализуется посредством информационного обеспечения избирателей о проведенных выборах, об общественном мнении и т.д.
Одним из дискуссионных вопросов остается введенное недавно право на производство выборов в течении нескольких дней. Нами поддерживается мнение о росте нарушений избирательного процесса в рамках несколько дневного голосования. Учеными также поднимается вопрос о категории справедливости выборов, которая должна предполагать гарантии честности, прозрачности и открытости. Принцип тайны голосования также имеет ряд проблемных аспектов, например, реализация выборов вне помещения, дистанционное голосование. Тайна голосования коррелирует с такой категорией как личная свобода гражданина. Вместе с тем, нормативно-правовое закрепление электронного голосования как способа реализации права на выбор, с одной стороны, является необходимостью времени и условий, в том числе, пандемий, с другой стороны, может быть нарушена тайна голосования, т.к. этот голос будет известен должностному лицу или компьютерной программе, осуществляющих подсчет этих бюллетеней. Таким образом, считаем важным интегрирование научной правовой мысли об избирательном праве в нормативно-закрепленные, сложившиеся исторически принципы. Такое интегрирование должно реализовываться на законодательном уровне и создавать условия для реализации основ демократического государства.
Библиогра фия:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законом Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ. - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2023).
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2023).
3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный СПС Консультант Плюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2023).
4. Воронин А. Г. Особенности демократии / А. Г. Воронин // Государство и право. 2020. №11. C. 174-178.
5. Волошина С. Э. К истории становления и развития избирательного права в России / С. Э. Волошина, Е. С. Балашова // Школа молодых новаторов. Курск: Юго-Западный государственный университет. 2022. С. 153-156.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993, taking into account the amendments introduced by the Law of the Russian Federation. Of the Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation. Federation of 14.03.2020 N 1 -FKZ. - Text : electronic // Official Internet portal of legal information : [website]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 03/20/2023).
2. Federal Law No. 67-FZ of 12.06.2002 (as amended on 28.06.2022) "On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation" - Text : electronic // Official Internet Portal of Legal Information : [website]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed: 03/20/2023).
3. The Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated 03/14/2020 No. 1 -FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power" // Official SPS Consultant Plus : [website]. - URL: http://www.consultant.ru (date of address: 03/20/2023).
4. Voronin A. G. Features of democracy / A. G. Voronin // State and Law. 2020. №11. C. 174-178.
5. Voloshina S. E. On the history of the formation and development of electoral law in Russia / S. E. Voloshina, E. S. Balashova // School of young innovators. Kursk: Southwest State University. 2022. pp. 153-156.