Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
521
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
власть / выборы / демократия / избирательная система / избирательный процесс / Российская Федерация / government / elections / democracy / electoral system / electoral process / Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В К. Самигуллин, М З. Файрушина

Статья посвящена проблематике избирательной системы. При подготовке статьи учтён закон, который легализовал понятие публичная власть. Ныне по Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления разделены и вместе с тем входят в единую систему публичной власти Российской Федерации. Публичная власть находится в ведении Российской Федерации. Сегодня в Российской Федерации сложилось обширное законодательство, посвященное выборной проблематике избирательной системы. В статье проведен его анализ в единстве с практикой его реализации, применения. Выявлены основные тенденции развития российской избирательной системы на современном этапе. В качестве таковых обозначены: демократизация, централизация, децентрализация, технологизация современной избирательной системы Российской Федерации. Отмечается, что действующая избирательная система не свободна от коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ELECTORAL SYSTEM

The article is devoted to the problems of the electoral system. When preparing the article, the law that legalized the concept of public authority was taken into account. Now, according to the Constitution of the Russian Federation, state authorities and local self-government bodies are divided and at the same time are part of the unified system of public power of the Russian Federation. Public authority is under the jurisdiction of the Russian Federation. Today, the Russian Federation has developed extensive legislation on electoral issues and the electoral system. The article analyzes this legislation in unity with the practice of its implementation and application. The main trends in the development of the Russian electoral system at the present stage are identified. As such, the following are designated: democratization, centralization, decentralization, technologization of the modern electoral system of the Russian Federation. It is noted that the current electoral system is not free from corruption.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

ЛИТЕРАТУРА

1. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3 : принят Гос. Думой 28 янв. 2011 г. : одобр. Советом Федерации 2 фев. 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Демидова-Петрова Е. В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 3 (17). С. 45 - 52.

3. Александров Ю. Н., Смирнов В. М., Глушко М. В. Социальные сети как актуальный инструмент формирования работы с населением участковым уполномоченным полиции // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей 2020. № 3. С. 330 - 336.

© Каримова Г. Ю.

УДК 342.8 (470)

В. К. САМИГУЛЛИН, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

V. K. SAMIGULLIN, Professor of the Department of Constitutional Law of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor of law (Ufa)

М. З. ФАЙРУШИНА, заместитель начальника научно-исследовательского отдела Уфимского юридического института МВД России, кандидат политических наук (г. Уфа)

M. Z. FAYRUSHINA, Deputy Head of the Research Department of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Political Sciences (Ufa) M. Z. Fayrushina, Deputy Head of the Research Department of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Political Sciences (Ufa)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN

ELECTORAL SYSTEM

Аннотация. Статья посвящена проблематике избирательной системы. При подготовке статьи учтён закон, который легализовал понятие публичная власть. Ныне по Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления раз-

делены и вместе с тем входят в единую систему публичной власти Российской Федерации. Публичная власть находится в ведении Российской Федерации. Сегодня в Российской Федерации сложилось обширное законодательство, посвященное выборной проблематике избирательной системы. В статье проведен его анализ в единстве с практикой его реализации, применения. Выявлены основные тенденции развития российской избирательной системы на современном этапе. В качестве таковых обозначены: демократизация, централизация, децентрализация, технологизация современной избирательной системы Российской Федерации. Отмечается, что действующая избирательная система не свободна от коррупции.

Ключевые слова и словосочетания: власть, выборы, демократия, избирательная система, избирательный процесс, Российская Федерация.

Annotation. The article is devoted to the problems of the electoral system. When preparing the article, the law that legalized the concept of public authority was taken into account. Now, according to the Constitution of the Russian Federation, state authorities and local self-government bodies are divided and at the same time are part of the unified system ofpublic power of the Russian Federation. Public authority is under the jurisdiction of the Russian Federation. Today, the Russian Federation has developed extensive legislation on electoral issues and the electoral system. The article analyzes this legislation in unity with the practice of its implementation and application. The main trends in the development of the Russian electoral system at the present stage are identified. As such, the following are designated: democratization, centralization, decentralization, technologization of the modern electoral system of the Russian Federation. It is noted that the current electoral system is notfree from corruption.

Keywords and phrases: government, elections, democracy, electoral system, electoral process, Russian Federation.

Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года [1], кардинально изменив систему органов публичной власти, определила, что основным способом их формирования являются свободные выборы, выступающие формой реализации своей власти многонациональным народом России. В части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Заметим, сегодня понятие «публичная власть» -уже конституционная правовая категория, признанная на конституционно-правовом уровне. В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» №1-ФКЗ от 14 марта 2020 года [2] понятие «публичная власть» включено в статьи 67, 71, 80, 83, 131, 132 Конституции Российской Федерации. Согласно пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Фе-

дерации организация публичной власти находится в ведении Российской Федерации. А в части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Таким образом, в пределах Российской Федерации ясно различаются следующие виды публичной власти: государственная власть и местное самоуправление. При этом, согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. К теме выборов относится и статья 130 Конституции Российской Федерации. В части 2 этой стать говорится, что местное самоуправление осуществляется гражда-

нами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

На сегодня в Российской Федерации сложилось обширное законодательство, посвященное выборной проблематике, избирательной системе. Анализ этого законодательства в единстве с практикой его осуществления позволяет сделать выводы относительно его содержания, функции, структуры, характера, тенденций развития избирательной системы.

Отличительная черта современной российской публичной власти - демократичность.

Известно, что слово «демократия» производно от греческого слова, где demos - народ, а kratos - власть. Отсюда: демократия означает народовластие. Демократия, возникнув изначально в Древней Греции, прежде всего, в Ионии, как государственная система опиралась на прогрессивные по тем временам хозяйственные и национальные отношения.

Существует ряд теорий (концепций, учений) о демократии. Демократия - это не анархия и не бюрократизм в их классических проявлениях. В современных условиях под демократией чаще всего понимают власть большинства при соблюдении прав меньшинства. В качестве характеристик демократии указывают также на господство права, верховенство закона, разделение властей, выборность основных органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц при наличии широких прав и свобод человека и гражданина. Принято также различать непосредственную и представительную демократию.

Сегодня ведущей тенденцией (по существу, закономерностью) развития российского общества и его государственности является демократизация всех сторон социальной жизни. Это, естественно, распространяет свое значение и на развитие избирательной системы.

Демократизм российской избирательной системы проявляется в том, что избирательная система формируется не одним лицом, авторитарно, а многонациональным народом и его представителями - депутатами. Она предполагает вовлечение в избирательный процесс широких масс избирателей. В соответствии со сложившейся избирательной системой всякий и каждый, имеющий пассивное избирательное право, может быть избран в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. Контролируемость хода избирательных кампаний и результатов выборов, возможность их оспаривания тоже могут рассматриваться как показатели демократичности современной российской избирательной системы.

Сложившаяся российская избирательная система не закостенелое образование, а развивающаяся система. Ее развитию присущи две тенденции - централизация (централизм) и децентрализация (децентрализм, нонцентрализм).

Централистское начало в развитии избирательной системы заложено в Конституции Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации (пункт «г» статьи 71) формирование федеральных органов государственной власти относит к ведению Российской Федерации. Соответственно, поскольку выборы в органы государственной власти являются одним из важнейших способов их формирования, подготовка и проведение выборов в федеральные органы государственной власти относятся тоже к ведению Российской Федерации. Важнейшим (после Конституции Российской Федерации) нормативным правовым актом, регулирующим в централизованном порядке вопросы избирательной системы, особенно в части ее процедурно-процессуальной стороны, является Федеральный закон № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации» [3]. Большая часть норм этого федерального закона относится ко всем выборам в Российской Федерации. Так, он определяет статус зарегистрированных депутатов вне зависимости от того, в выборах какого уровня участвуют кандидаты. Все выборы в Российской Федерации проходят в рамках единой процедуры, которая в самом общем виде выглядит следующим образом: назначение выборов, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, период предвыборной агитации, голосование, подведение итогов голосования и определение результатов выборов. Важно то, что нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеют прямое действие. По существу, сегодня этот Федеральный закон в российской избирательной системе играет роль системообразующего интегративного законодательного акта. В централизации правового регулирования общественных отношений, образующихся при проведении выборов, положительным является то, что принципиальные стороны избирательной системы унифицированы, что способствует обеспечению правозаконности и правопорядка при выборах. Вместе с тем российской избирательной системе свойственна и децентрализация. Это обусловлено, по меньшей мере, следующим: федеративным устройством современной российской государственности; особенностями распределения предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами, которых, как известно, 85, а также полномочий между федеральными органами государственной власти и региональными органами государственной власти; тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и в пределах своих полномочий они самостоятельны.

В условиях действиях трех тенденций (демократизации, централизации, децентрализации) можно было бы вести речь о демократическом централизме и демократическом децентрализме в развитии избирательной системы. Но об этом не принято говорить. Идея демократического централизма отвергается как свойственная режиму советской демократии, который ныне некоторыми отождествляется с тоталитаризмом, а идея демократического децентрализма еще попросту не прижилась.

В деле гармонизации взаимодействия централизации и децентрализации в современной российской избирательной системе возникают сложности в связи с тем, что в Конституции Российской Федерации нечетко проведено разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в вопросе о правовом регулировании избирательных отношений. Не вполне ясно в чьем ведении находятся те или иные вопросы избирательного законодательства -в ведении Российской Федерации, в ведении субъектов Российской Федерации или в совместном ведении. Следовательно, вопрос требует внимания и анализа.

Развитие науки и техники сказывается и на современной российской избирательной системе в том смысле, что она технологизируется, то есть во имя успешного выдвижения кандидатов в основные выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления в избирательном процессе активно используются определенные технические и информационные средства; приемы и способы, ведущие к виртуализации выборных процедур. Следовательно, в качестве тенденции развития современной российской избирательной системы может рассматриваться ее технологизация.

Во время предвыборных кампаний предметом особой критики обычно является бюрократия и бюрократизация властных структур. Бюрократизация (от

французского bureaucratie - бюрократия) характерна и для избирательной системы. Причем, дело представляют иногда таким образом, что бюрократизация имеет место быть только на уровне централизованного правового регулирования, центральных органов избирательной власти. Между тем бюрократизация получила развитие и на уровне децентрализованного правового регулирования, региональных и территориальных органов избирательной власти. И чего больше в бюрократизации избирательной систе-

мы - пользы или вреда - вопрос, который нуждается в основательном изучении. Во всяком случае, в бюрократии можно обнаружить и позитив: специализацию в служебной и трудовой деятельности, наличие стандартов (правил и норм), показателей (критериев) оценки деятельности соответствующего лица, установления степени его компетентности.

Избирательный процесс несвободен от коррупционности, но это уже вопрос другого свойства, требующий специального рассмотрения.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2021).

2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации : Федеральный конституционный Закон от 14.03.2020 г. №1-ФКЗ : одобрен Гос. Думой 11 марта 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2021).

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ : Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

© Самигуллин В. К.

© Файрушина М. З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.