Научная статья на тему 'Демография ислама'

Демография ислама Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
698
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малашенко Алексей

«Исламская альтернатива и исламистский проект», М., 2006 г., с. 20-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демография ислама»

несрочной перспективе останутся высокими. В начале 80-х, накануне обвального падения нефтяных цен, все тоже так думали. А потом была гибель страны под названием Советский Союз. Вопрос в том, с чем останется Россия, когда это случится.

«Московский комсомолец», М., 5 июля 2006 г.

Алексей Малашенко, доктор исторических наук ДЕМОГРАФИЯ ИСЛАМА

В 1980 г. число мусульман во всем мире равнялось 780 млн., а на начало 2004 г. оно превысило 1,3 млрд., что составляет приблизительно 22% от 6,1 млрд. населения планеты. Примерно по 20% приходится на более чем миллиардные Китай и Индию (в которой мусульманское меньшинство превосходит 100 млн.). Наибольший прирост населения Земли с 1995 по 2000 г. приходится на Индию (20,6%) и Китай (14,7%). Далее в первой десятке следуют мусульманские Пакистан (5,2%), Индонезия (3,8%), Бангладеш (2,7%) и Нигерия (3,2%). Однако с учетом роста народонаселения в остальных мусульманских странах оказывается, что совокупность всего прочего мусульманского сообщества превышает численность приверженцев ислама в двух странах-лидерах. Среди му сульманских стран, население которых перевалило 100-миллионный рубеж, - Индонезия (242 млн.), Пакистан (162 млн.), Бангладеш (144 млн.). Упомянем африканского гиганта Нигерию - 130 млн. жителей, среди которых примерно половина — мусульмане.

Рост мусульманского населения, запрет исламской традицией любых средств контроля над рождаемостью порождают алармистские настроения у соседей мусульман в Европе, России, Индии, Юго-Восточной Азии, а в последнее время и в Соединенных Штатах. Насколько оправдан такой страх? Сам по себе опережающий рост населения в мусульманском мире не есть нечто совершенно нежданное. После решения проблем здравоохранения и детской смертности именно так и должно было случиться. Однако демографический анализ уже давно повязан политикой и потому имеет право рассматриваться именно под этим углом зрения. Де-

мографический подсчет, исходящий из религиозного принципа, некорректен, хотя бы потому, что универсальных критериев принадлежности людей к религии до сих пор не существует (да и могут ли они существовать вообще?). Например, в России в зависимости от используемого подхода количество мусульман колеблется от 3 до 15 или даже 20 млн. человек. Одни полагают, что мусульманином можно назвать лишь того, кто три или пять раз в день совершает молитву, регулярно посещает мечеть, соблюдает все обряды. Другие - что правильнее говорить об «этнических мусульманах», отталкиваясь от принадлежности к этнической культуре. И здесь срабатывает правило этноконфессиональной идентичности, а не просто религиозность. На наш взгляд, целесообразно исходить из самоидентификации человека, иными словами, из того, кем он сам себя считает.

Очень важна идентификация со стороны, т. е. кем полагают человека в социуме, во внешнем по отношению к его культуре мире. Исходя из такой оценки, к мусульманам относят всех представителей этносов, традиционно исповедующих ислам. Мусульмане рассматриваются как конфессиональная общность, которая корре-лируется с нерелигиозными, но политическими, географическими и этническими общностями. Например, говорится об отношениях с мусульманским миром США, Европы, России, оценивается мусульманская миграция, упоминаются запасы нефти в мусульманском мире (при этом никто никогда не рассуждал о запасах, например, железной руды в христианском мире). Критерий принадлежности к умме выходит далеко за собственно религиозные рамки. Под таким углом зрения и принято осмысливать численность населения в мусульманском мире.

И все-таки рост численности мусульман на планете не повод для разговора о планетарной «демографической революции». К тому же за последние 30 лет наблюдается сокращение числа детей в мусульманских семьях. В 1975 г. на среднестатистическую мусульманскую семью приходилось 6,5 ребенка, в 2004 г. - уже 4 (в среднем во всем мире эта цифра составляет 2,68), причем в некоторых странах - в Алжире, Индонезии, бывших советских республиках Центральной Азии - этот показатель еще ниже, а, например, в Азербайджане и Турции вообще близок к европейским стандартам. И все же есть регионы и страны, где вопрос мусульманской

демографии становится достаточно болезненным, что связано с увеличением численности мусульман в непосредственной близости от немусульманских территорий, ростом местных мусульманских меньшинств, активной мусульманской миграцией. В последних двух случаях увеличение числа правоверных, как правило, происходит параллельно с сокращением рождаемости в той или иной стране у немусульманского большинства.

Другим обстоятельством, вызывающим повышенный интерес к демографическому фактору, является политическая и социальная конкуренция различных групп, которая в последние десятилетия все чаще облекается не только в давно ставшую привычной этническую, но и в конфессиональную форму. В научном и публицистическом обиходе утвердилось понятие «христианско-мусульманское (или мусульмано-христианское) пограничье». Прежде оно имело географический смысл: например, в России использовалось, чтобы лишний раз подчеркнуть ее близость к мусульманскому миру, а также поликонфессиональный характер российского общества. Правильнее говорить о более широком меж-конфессиональном пограничье, пересекающем почти весь земной шар (за исключением, пожалуй, Латинской Америки), где границы соприкосновения христиан или индуистов и мусульман проходят не по государственным рубежам, но по улицам, площадям и домам.

Есть территории, где межконфессиональное пограничье наполнено конкретным драматическим содержанием. К регионам, где демографический фактор может привести к социальным, политическим и культурным изменениям, относятся Ближний Восток, Европа, Юг России, Индия. Прежде чем приступить к «расшифровке» и детализации этого положения, обратим внимание на особую роль упомянутых регионов в геополитике, их подверженность конфликтам разной направленности и степени откровенности, в которые вписываются межконфессиональные противоречия. И тогда вопросы «Кого больше?» и «Кого больше становится?» приобретают особую интригу.

Начнем с Ближнего Востока, где собственно демографический фактор не кажется столь существенным. Однако, например, для исламизирующегося палестинского сопротивления именно растущий численный перевес арабов над евреями видится едва ли

не главным залогом необратимой победы. Во-первых, опережающими темпами растет рождаемость у являющихся гражданами самого Израиля арабов-мусульман. В 2004 г. в Израиле проживали свыше 1070 тыс. мусульман (16% населения), причем возраст 450 тыс. из них ниже 15 лет. Уровень рождаемости среди мусульман Израиля составляет 3,4% против 1,4% у евреев. Во-вторых, население Палестинской автономии уже превысило 3,5 млн. человек. Например, в секторе Газа, где проживают 1,25 млн. мусульман, уровень рождаемости достиг абсолютного мирового рекорда - 4%. В среднем рост палестинского населения в три раза превосходит рост еврейского населения в Израиле. В-третьих, не решена проблема палестинских беженцев, число которых вместе с населением грядущего палестинского государства превосходит еврейское население более чем вдвое. В целом же Израиль с его 5,7-миллионным населением (2004) вообще выглядит островком посреди «мусульманского моря» - население только непосредственно граничащих с ним государств (Ливана, Сирии, Иордании, Египта) превышает 100 млн. человек. Численное превосходство арабо-мусульманского населения особенно заметно на фоне снижающегося уровня еврейской миграции, возможности которой почти исчерпаны. В 2003 г. в Израиль въехали только 23 200 мигрантов, что на 31% меньше, чем в предыдущем году. К тому же среди части израильтян, отчаявшихся обрести безопасность и мир, все заметнее «чемоданные» настроения. Люди стремятся в Америку, Европу. Некоторые выходцы из России стараются приобрести «на всякий случай» квартиры на своей бывшей родине.

Нельзя пройти мимо такого обстоятельства, как уменьшение на землях Ближнего Востока (в Египте, Ираке, Ливане, Палестине, Сирии) христианского населения, которое в 1914 г. составляло 26%, а к 1995 г. снизилось до 9,2%.

Озабочена падением рождаемости среди коренного христианского населения Европа. По прогнозам ООН, ее население к 2050 г. сократится на 14% и составит приблизительно 630 млн. человек. Одновременно нарастает миграция, значительную часть которой составляют мусульмане. Доля мусульман в Европе с 1950 по 2000 г. выросла с 1% до примерно 3%, а их абсолютное число колеблется от 14 до 20 млн. Воистину мусульманским демографическим взрывом окажется для Европы вступление в Европейский

союз 70-миллионной (сегодня) Турции, которая по численности населения займет второе место после Германии, на 15-20 'млн. опережая Великобританию, Францию и Италию. По росту населения Турция неумолимо приближается к ФРГ и раньше или позже превзойдет ее (кстати, 57% немцев против вступления Турции в ЕС). Некоторые эксперты и политики, драматизируя ситуацию, высказывают предположения, что к 2050 г. мусульмане составят треть или даже половину европейцев. Влиятельный голландский политик, комиссар Единого Европейского рынка Фриц Болкен-стейн предупреждал, что «если демография и миграция “ислами-зируют” Европу, то освобождение Вены в 1683 г. (от турок) было напрасным». Во Франции количество мусульман превысило 5 млн., в Италии подскочило с 240 тыс. в 1992 г. до 650-700 тыс. в

1999 г. 3 млн. мусульман насчитывается в Германии, свыше 1,8 млн. - в Великобритании (перепись 2001 г.), 730 тыс. - в Нидерландах (в 2004 г. здесь среди новорожденных мальчиков самым распространенным именем было Мухаммад), 710-720 тыс. - в Швейцарии. Более чем в 400 тыс. оценивается мусульманское население в Швеции и Испании, в 340 тыс. в Австрии, около 300 тыс. в Бельгии, около 200 тыс. в Дании. Пожалуй, меньше остальных мусульманской миграции подвержена Финляндия. В 1999 г. там проживали чуть больше 10 тыс. мусульман, среди которых было много выходцев из Сомали. Кроме того, «в наследство» от Российской империи Финляндии досталась не очень крупная, насчитывающая ныне 1 тыс. человек татарская община. Стремительно возросло количество мусульман в Греции. В 2003 г. в разговоре с автором этих строк высокопоставленный греческий чиновник назвал цифру 500 тыс. и сказал, что на самом деле скорее всего их раза в два больше.

В Восточной Европе мусульманская миграция незначительна. Мусульманской же «страшилкой» чаще оказываются выходцы с Северного Кавказа, прежде всего чеченцы, к которым, заметим, с настороженностью относятся и в Западной Европе.

Заметно выросло местное мусульманское население на Балканах, на территории бывшей Югославии, которое сегодня насчитывает свыше 4 млн. человек (против 2,1 млн. в начале 50-х). Мусульманами являются 40% населения Боснии и Герцеговины и 70% населения Албании. От присутствия на Старом континенте

мусульманских стран европейцы уже давно «отвыкли». После распада Оттоманской империи, в том числе в коммунистический период, Албания никогда не ассоциировала себя с мусульманским миром. Исключением из общего правила пока является Болгария, мусульманское население которой сократилось в 90-х годах с 17,2 до 7%, что связано с массовым выездом местных турок в соседнюю Турцию.

В западноевропейских городах формируются крупные мусульманские анклавы, жизнь в которых регулируется неписаными законами и население которых де-факто оказывается за пределами официальной юрисдикции. Например, 85% жителей района Бри-кард в Марселе составляют мусульмане - выходцы из Северной Африки. «Мусульманским» считается пригород Парижа Сен-Дени, где осенью 2005 г. произошли самые массовые за всю историю Европы волнения мусульман. 85% составляют мигранты, большинство которых мусульмане, в районе Розенгард второго по величине города Швеции - Мальме. В Лондоне, где проживает примерно 1 млн. мусульман, таким районом является Уайтчеппел, а в Берлине, где насчитывается 200 тыс. мусульман, - Крейцберг. Тенденция к их компактному проживанию будет сохраняться по мере роста мусульманской миграции. Понятно, что большинство вновь прибывших будет стремиться облегчить свое пребывание на новой родине, а жизнь в «своей» общине дает гарантию (или иллюзию) поддержки и помощи.

Устойчивость мусульманской (как и любой другой) миграции в Европу более чем предсказуема. Главный ее движитель -простое и понятное желание человека устроить свою жизнь. «Мусульманская миграция на Запад стала главным подтверждением кризиса. Иммиграция, особенно в Западную Европу и Северную Америку, есть результат асимметрии в возможностях экономик Запада и ислама». Европа сохранит притягательность для мусульман, которые к тому же все меньше будут ощущать себя на старом континенте чужаками. Миграции способствует и неуклонное увеличение населения на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Южной Азии и других частях мусульманского мира. Сверхбыстрый демографический рост происходит в 15 странах, 11 из которых -Алжир, Бангладеш, Египет, Иордания, Иран, Йемен, Ливия, Мали, Нигер, Пакистан, Турция - мусульманские. Страны из этого спи-

ска и обеспечивают наибольший приток мусульман в Европу. Так, пакистанцы и бангладешцы составляли в 90-х годах почти половину мусульманской миграции в Великобританию, алжирцы - почти половину мусульман Франции. Что касается турок, уже составляющих примерно 68% мусульман Германии, то в недалеком будущем они станут чисто внутренней проблемой Европы. Боснийцы и албанцы, число которых стремительно растет, особенно в Италии и Австрии, вообще не есть фактор демографического давления извне.

Некоторые европейские политики, а в унисон с ними и местные мусульманские лидеры, склонны к преувеличению количества приверженцев Аллаха. Делают они это по диаметрально противоположным соображениям: первые хотят напугать соотечественников и одновременно обрести дополнительную поддержку среди националистически настроенной части общества. Вторые же стремятся таким образом легитимировать мусульманское присутствие и подтвердить его, так сказать, неизбежность. Например, в Италии численность мусульман поднимают до 2 млн., во Франции - до 67 млн., в Голландии - до 5 млн. и т. д. Интересно, что специалисты по исламу в Европе также высказывают мысль, что истинное число мусульман, включая тех, кто принял гражданство, легальных и нелегальных мигрантов, в действительности значительно больше, чем это может быть документировано. Ислам стал второй по численности приверженцев европейской религией. Наступает время для осознания его в качестве коренной религии континента, иными словами, миллионы мусульман родятся на свет в самой Европе. С этой точки зрения она становится похожа на Россию, где присутствие мусульман столь же естественно, как наличие православных.

В ближайшие десятилетия Европе предстоит «коррекция» ее идентичности. Французам, немцам, англичанам, скандинавам, итальянцам (в Милане самая большая мечеть в Европе) предстоит осознать, что исламская традиция при всей неоднозначности ее восприятия становится неотъемлемой и легитимной частью европейской культуры. Постоянными жителями континента окажутся десятки миллионов мусульман, которые наряду со стремлением вписаться в европейскую традицию будут сохранять генетическую и конфессиональную привязанность к своим «историческим оча-

гам». В центре столицы Норвегии Осло на площади Совета Европы расположена забегаловка под немыслимым названием «Viking Kebab». И это не символ, это тенденция.

В Северной Америке удельный вес мусульман с 1950 по

2000 г. увеличился с 0,1 до 1,4%. В США их оценка, по данным опросов, колеблется в пределах 2-5 млн. и достигает 15 млн. у Исламского верховного совета Америки. Чаще других называют цифру 6-7 млн. (менее 3%), из них свыше 42% - черные мусульмане. Мусульманином является каждый пятый афроамериканец. Примерно 25% мусульман имеют южноазиатские корни (Индия, Юго-Восточная Азия, Пакистан), 15-17% - арабы. Число мигрантов с Ближнего Востока, из Ирана, Пакистана, Индонезии, по свидетельству Американского бюро переписи, с 1980 по 1996 г. составило свыше 1,2 млн. Несмотря на начавшиеся после 11 сентября 2001 г. жесткие проверки всех тех, кто въезжает в США из стран мусульманского мира, миграция продолжается; причем примерно в тех же пропорциях, что и прежде. По данным Государственного департамента, в США 1209 мечетей, половина которых была основана в течение последних 20 лет. И все же говорить о демографической «экспансии» мусульман не приходится.

В СССР/СНГ доля мусульман с 1950 по 2000 г. возросла с

8,5 до 5%. К настоящему времени, если бы Советский Союз сохранился в своих прежних границах, доля мусульман среди его населения достигла бы примерно 20%, а с учетом высокой рождаемости в Средней Азии к концу 90-х годов составила бы примерно четверть советских людей. В 80-e годы рост численности мусульман больше всего беспокоил советский генералитет, опасавшийся, что опережающий рост военнослужащих-мусульман негативно скажется на боеспособности Советской армии, ибо их образовательный уровень и физическая подготовка не соответствовали нормативным требованиям.

В последнее десятилетие было принято говорить, что в России 20 млн. мусульман. Эта оценочная цифра была «узаконена» несколькими выступлениями президента России, в частности, в 2003 г. на заседании Организации Исламская конференция в Куала-Лумпуре, а также российским МИДом. Однако она нуждается в комментариях. В середине 90-х годов в оценке количества российских мусульман существовал заметный разнобой. Одни, исходя из

результатов переписи 1989 г., определяли их количество в

11,5 млн. человек, МИД России называл цифру 17 млн., председатель Духовного управления мусульман Центральной России (ДУМЦЕР) и Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин - 19 млн., бывший заместитель председателя Комитета Верховного Совета России по свободе совести и вероисповеданию Мурад Заргишиев -20 млн., заместитель председателя ДУМЦЕР Фарид Асадуллин -23 млн. В 2002 г. один из руководителей Информационноаналитического центра при Совете муфтиев России Али Вячеслав Полосин написал о 26 млн. мусульман. Всероссийская перепись 2002 г. выявила, что совокупная численность граждан, принадлежащих к мусульманской культуре, составляет 14,5 млн. человек. Этот результат вызвал разочарование у мусульманских духовных лидеров, привыкших оперировать более солидными числами. Р.Гайнутдин объяснял, что уменьшение числа мусульман произошло по причине несовершенства самого механизма подсчета. На самом деле их количество может оказаться большим при полном учете проживающих в России граждан других государств и мигрантов. Так, по официальной статистике, на территории страны проживает 621 тыс. азербайджанцев, в то время как в действительности их число давно превысило миллион. Нет точных сведений о сезонной миграции в Россию из стран Центральной Азии. По неофициальной информации от сотрудников министерств иностранных дел соответствующих стран и России, число мусульман из Узбекистана, Казахстана и Таджикистана, единовременно находящихся на территории России, превышает миллион. Неясно, к какой конфессии следует отнести детей от смешанных браков. По исламской традиции дети от таких браков автоматически считаются мусульманами. А, например, по данным «Мусульманской газеты», в Татарстане 50% детей рождаются в смешанных браках. Все это действительно дает основания увеличить указанную выше численность мусульман.

Несколько слов о динамике роста численности российских мусульман за минувшие полтора десятилетия. Прежде всего, разговоры о предстоящей России в ближайшее время «исламской демографической революции» выглядят неуместными. Так, прирост численности крупнейшего (5,6 млн.) мусульманского этноса России - татар - от переписи 1989 г. до переписи 2002 г. составил

лишь 36 тыс. человек. С другой стороны, на фоне сокращения славянского населения (количество русских с 1989 г. снизилось со 119 до 115 млн.) число мусульман - граждан России действительно возрастает в абсолютном и относительном значении. Последнее особенно характерно для мусульман Северного Кавказа, рост численности которых с 1989 по 2002 г. составил: у ингушей - 91%, кумыков - 52, даргинцев - 44, аварцев - 39, кабардинцев - 34%. Практически невозможно оценить прирост самого многочисленного кавказского этноса - чеченцев. В 1989 г. их численность составляла примерно около 1 млн., по переписи 2002 г. - 1 млн. 360 тыс. Однако вследствие потерь в ходе военных действий, а также миграции определить истинный рост их численности не представляется возможным. Отсутствуют подтвержденные данные о числе погибших в ходе двух чеченских войн (количество жертв колеблется от 45 до 200 тыс., причем первая цифра представляется более реальной). С другой стороны, некоторые эксперты полагают, что на самом деле данные о количестве чеченцев завышены, а их общее число колеблется в пределах 1,0-1,1 млн. человек. Замечу также, что выросло население и второго по численности мусульманского этноса России - башкир. Их рост с 1989 по 2002 г. составил 124%. Но, повторю, обгоняющий рост численности мусульман не приведет к конфессиональному «перелому», и Россия останется «православным обществом» с постепенно растущим мусульманским присутствием. Разговоры о том, что примерно к 2050 г. мусульмане составят чуть ли не треть, а то и половину населения России, носят эмоционально-спекулятивный характер.

Причина, по которой Россия оказалась в списке стран и регионов, где демографический фактор обрел остроту, состоит в том, что рост мусульманского населения происходит в ее наиболее конфликтогенном регионе - на Северном Кавказе. Здесь рост мусульман на фоне сокращения славяно-христианского населения действительно производит внушительное впечатление. В северокавказских республиках мусульмане составляют свыше 70%, и их численность за последние два десятилетия возросла почти вдвое, в то время как доля славянского населения сократилась с 29,3% в 1980 г. до 19% в 2000 г. Мусульманский анклав на Юге России постепенно расширяется, что в условиях нелегкой экономической ситуации, высокого уровня безработицы приводит к выплескива-

нию избыточного населения мусульманских республик в соседние регионы, где отношение к пришельцам, как правило, негативное. К тому же мигранты стараются держаться особняком, защищая свои групповые этнические и конфессиональные интересы. Имеют значение и различия в культурных традициях, нормах поведения. Таким образом, хотя увеличение численности мусульман само по себе не может быть угрозой стабильности, оно способно, наклады-ваясь на негативные социально-экономические условия, провоцировать межконфессиональную и межэтническую напряженность. (Продолжение в следующем номере.)

«Исламская альтернатива и исламистский проект»,

М., 2006 г., с. 20-29.

Сергей Новохатский,

публицист (г. Волгоград)

«ИСЛАМИЗАЦИЯ» РОССИИ?

В райцентре Бетлица на границе Калужской и Брянской областей прямо на свежем настиле деревянного моста через плотину, построенного недавно всенародно, ночью приехавшие чеченцы, обосновавшиеся в заброшенной деревне, развели костер. Варили баранину в котле. Хозяина близлежащего двора, осмелившегося высказать возмущение, убили. Точно так же поступили с русскими сотни татар, которые ворвались на машинах с карабинами, металлическими прутами, битами в русские села Архангельское и Чаа-даевка Пензенской области и устроили там погром, стреляя в воздух, круша автомобили местных жителей. Несколько человек оказались серьезно ранены. Татары из села Елюзань, занимаясь автоперевозками, торговлей, а также нередко кражами нефтепродуктов, скота у соседей, подпали под духовное влияние ваххабитов. По мнению муфтия Аббаса Хазрата Бибарсова, возглавляющего Единое духовное управление мусульман Пензенской области, четыре из семи мечетей села находятся под контролем ваххабитов. Деньги они получают из Саудовской Аравии, а литературу и инструкции - из Москвы. По мнению муфтия, вся молодежь села подпала под влияние ваххабитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.