Научная статья на тему 'Демографические проблемы страны и их отражение в высшем профессиональном образовании'

Демографические проблемы страны и их отражение в высшем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИКУМ / ВУЗ / DEMOGRAPHY / CONTINUING EDUCATION / HIGHER EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / TECHNICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожухов Александр Александрович

Связан демографический спад с проблемами высшей школы, предложен опыт организации новой разновидности дополнительного профессионального образования – встроенного образования. Предложены критерии сочетаемости основного и дополнительного образования. Обоснованы некоторые преимущества встроенного образования над другими формами дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографические проблемы страны и их отражение в высшем профессиональном образовании»

Ежеквартальный

8 научно-практический К Ставрополья

журнал

УДК 378

Кожухов А. А.

Kojukhov A. А.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ

В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

DEMOGRAPHIC PROBLEMS OF THE COUNTRY AND THEIR REFLECTION IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Связан демографический спад с проблемами высшей школы, предложен опыт организации новой разновидности дополнительного профессионального образования - встроенного образования. Предложены критерии сочетаемости основного и дополнительного образования. Обоснованы некоторые преимущества встроенного образования над другими формами дополнительного образования.

Ключевые слова: демография, дополнительное образование, высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование, техникум, вуз.

The article offers experience in organizing new type of continuing professional education - integrated education and puts forward criteria for compatibility of main and integrated education. Some of the advantages of integrated education over other forms of supplementary education are presented.

Keywords: demography, continuing education, higher education, vocational education, technical college

Кожухов Александр Александрович -

кандидат технических наук, доцент кафедры механики и компьютерной графики Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (8652) 24-45-81 E-mail: walenta@yandex.ru

Kojukhov Alexander Alexandrovich

Ph. D. of Technical Sciences,

Docent of Department

of Mechanics and Computer Graphics

Stavropol State

Agrarian University

Tel.: (8652) 24-45-81

E-mail: walenta@yandex.ru

Одной из серьёзных проблем современного российского социума является демографический спад. Ряд политиков и этнографов признавали совсем недавно демографическую ситуацию в стране катастрофической. Например, председатель Российской миграционной трудовой биржи В. Моденов утверждает, что за первые десять лет новейшей истории России численность населения страны сократилась на 10 млн человек и продолжала снижаться со скоростью 5,2 человека на тысячу населения в год [1](табл.).

Таблица - Среднестатистические показатели прироста населения за период 1992-2008 гг

Регион Значение и качество прироста населения, чел/тыс. насел. в год

Россия -5,2

страны евросоюза -0,7

США +5,6

Мир + 14,5

Это несравнимо низкий показатель. По мнению экспертов Российской миграционной трудовой биржи [1] и А. Г Вишневского [2], при

сохранении данной тенденции население России к 2020 г. составит всего 120 млн человек, что не отвечает современным представлениям об условиях безопасного развития индустриального государства. Поэтому в последние годы за счёт мощного государственного вмешательства, серьёзных финансовых и геополитических мер демографическая проблема в нашей стране приобрела обнадёживающую перспективу. Но вопрос продолжает оставаться острым.

Демографический спад неожиданно быстро создал цепь государственных по масштабу и значению проблем: сокращение рынка труда; спад производства; ослабление безопасности границ (кстати, самых протяжённых в мире) и самого государства и другие. Важнейшей в этом ряду является проблема сокращения обучающейся части населения. Так, число выпускников средних школ в стране составило, например, в 2008 г. 1,4 млн школьников, а в 1 классы пришло около 1 млн детей. Очевидно, что через десять лет к моменту окончания ими средней школы в стране будет, по крайней мере, на треть меньше потенциальных студентов высших учебных заведений, т. е. в будущем наиболее образованной и организованной части населения, способной и призванной возглавить

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 4(8), 2012 =

дальнейшее развитие страны. И если другие перечисленные выше последствия демографического спада можно устранить или ослабить некоторыми косвенными методами и мерами, например контролируемой миграцией, созданием объединённых структур коллективной безопасности и т. д., то компенсировать сокращение обучающейся части населения возможно только реальным ростом населения. Это, однако, потребует немалого времени, а пока неминуемо обостряется конкуренция между вузами за привлечение на свои факультеты сократившегося числа абитуриентов. Наибольшей привлекательностью в этой конкуренции обладают столичные вузы. Дело не только в том, что многие из них давно и заслуженно стали брэндами образования, а их дипломы - почти всегда гарантией высокого профессионализма выпускников. Привлекает возможность провести годы учёбы в замечательном историческом и культурном центре страны, закрепиться в динамично развивающемся регионе с богатым рынком труда, высоким уровнем жизни и перспективами в карьере.

У остальных высших учебных заведений имеется весьма ограниченный набор мер по привлечению абитуриентов:

- заметное снижение стоимости обучения (в обозримом будущем нереально, поскольку современное высшее профессиональное образование является продуктом дорогостоящим с постоянно растущими прямыми затратами);

- создание для студентов максимально комфортных социально-бытовых условий на время обучения (обеспечение современными общежитиями всех нуждающихся; питание в льготных студенческих столовых; медицинское обслуживание в профилакториях и прочее) - несомненный резерв для привлечения в вуз, но требует в современных условиях колоссальных капиталовложений и потому маловероятный для большинства учебных заведений;

- предоставление по окончании обучения диплома европейского образца, востребованного на европейских рынках труда (время признания странами Европы российских дипломов о высшем профессиональном образовании не установлено, а потому не очевидно).

Таким вузам, как Ставропольский государственный аграрный университет - один из несомненных лидеров отраслевого образования, укрепляющий свой авторитет в Европе, постоянно развивающийся, реализовавший социально-бытовые возможности для своих студентов, - необходим качественно новый уровень привлечения абитуриентов. Он может быть основан на предоставлении студентам более широких компетенций, построенных на приобретении дополнительных специальностей, профессий, подтверждённых

Проблемыаграрногообразования

документами и делающих выпускников более конкурентоспособными и востребованными на рынке труда. Это реальная и малозатратная технология привлечения в вуз способных молодых людей, инструментом которой является встроенное образование. Смысл его состоит в том, что студентам, например, инженерных факультетов аграрного университета предоставляется возможность получить одновременно с высшим образованием среднее специальное по иной, хотя и родственной специальности [3-6]. Первым партнёром Ставропольского аграрного университета по встроенному образованию стал Ставропольский строительный техникум. Благодаря договору об оказании взаимных образовательных услуг между партнёрами в первый же год удалось привлечь на факультет механизации сельского хозяйства дополнительно около тридцати студентов (21 % от приёма). Привлекательность встроенного образования состоит в значительном сокращении времени на получение среднего специального образования за счёт поглощения высшим образованием совпадающих дисциплин среднего специального образования. Значительный объём таких совпадений позволяет достаточно комфортно встроить получение среднего специального образования в процесс получения студентом основного высшего образования.

Определение данного резерва времени является наиболее значимым и тонким элементом планирования встроенного образования.

Представим в общем виде графоаналитический метод планирования встроенного образования. Условимся индексом «1» отмечать характеристики вуза, а индексом «2» - характеристики техникума. При этом:

Т1, Т2 - время обучения (час) в семестре, соответственно в вузе и техникуме;

^, N2 - число семестров, необходимых для получения среднего специального образования во временном интервале высшего образования;

Э - откорректированное суммарное время (час) дисциплин по нормам техникума, изучаемых и в техникуме, и в вузе.

Тогда предельная семестровая нагрузка (Тп) на студента вуза будет

Тп = Т + 1

где t - количество дополнительных часов в семестре.

В таком случае условие реализации встроенного образования при фиксированном сроке обучения в техникуме (N2 = 6) за время N семестров обучения в вузе:

N1 (Т1 +1) > N1X1 + 6Т2 - Э. (1)

Из выражения (1) следует зависимость N от Э:

N1 > (6Т2 -Э) / 1. (2)

Ежеквартальный 10 научно-практический журнал

Нижние предельные значения для N (при знаке равенства в выражении (2) будут:

- при Э = 6Т2, N1 =0, то есть дополнительное время для получения среднего специального образования не требуется, а вуз может одновременно предоставить оба образования;

- при Э = 0, N = 6Т2Д то есть исключается полностью совпадение учебных дисциплин в планах высшего и среднего специального образования, что невозможно в существующей системе образования.

Используя данные аналитические зависимости, можем построить в координатах Э и N график нижней границы для выражения (2): в масштабе Т2 - для координаты Э, а в масштабе Т2Д - для координаты N (рис.).

Рисунок - К определению нижней границы значений N1

График на рисунке позволяет определить минимальное время N (в семестрах) для реализации встроенного образования по известному параметру Э.

Используя возможности численного анализа для оценки сочетания специальностей при реализации встроенного образования, можно предложить сочетание пар специальностей для вуза и техникума по степени их близости (объёму совпадающих дисциплин). Для четырёхлетнего обучения в вузе можно выделить следующие группы сочетаний специальностей вуза и техникума.

В случае сочетания родственных для вуза и техникума специальностей (объём совпадающих дисциплин значительно превосходит половину времени обучения в техникуме) срок получения диплома техникума по системе встроенного образования составит до полутора лет.

В случае сочетания близких для вуза и техникума специальностей (объём совпадающих дисциплин достигает половины времени обучения в техникуме) время получения диплома техникума по системе встроенного образования составит 2,5-3,0 года.

Для слабо связанных между собой специальностей вуза и техникума (объём совпадающих дисциплин около трети времени обучения в техникуме) срок получения диплома техникума по системе встроенного образования составит 4,5-5,0 лет и превысит время обучения в вузе. В этом случае встроенное образование не может быть реализовано.

Литература

1. Моденов В. А., Носов А. Г Интеграция труда иностранных граждан на территории Российской Федерации // Доклад Российской миграционной трудовой биржи. М., 2004. 74 с.

2. Вишневский А. Г, Андреев Е. М., Трей-виш А. И. Перспективы развития России: роль демографического фактора. М., 2003. 84 с.

3. Кожухов А. А., Очинский В. В., Кобозев М. А. Факультет механизации сельского хозяйства, Quo Vadis? // Физикотехнические проблемы создания новых технологий в АПК : сб. материалов конференции. Ставрополь : АГРУС, 2007. С. 299-313.

4. Кожухов А. А., Очинский В. В. К вопросу о подготовке специалистов для села // Актуальные проблемы научно-технического прогресса в АПК : сб. материалов конференции. Ставрополь : АГрУс, 2006. Ч. 1. С.174-177.

5. Кожухов А. А., Очинский В. В., Михайлова Л. А. и др. Встроенное образование - рациональная форма подготовки специалистов для села // Механизация

References

1. Modenov V. A. Nosov A. G. Integration of foreign nationals working in the Russian Federation // Report of the Russian Labor Market Migration. M., 2004. P. 74.

2. Vishnevsky A. G., Andreev E. M., Treyvish A. I. Prospects for Russia’s development: the role of demographic factors. M., 2003. P. 84.

3. Kozhuhov A. A., Ochinsky V. V., Kobozev M. A. Faculty of Agricultural Mechanization, Quo Vadis? // Physical and technical problems of new technologies in agriculture: Conference Proceedings, Stavropol : AGRUS, 2007, P. 299-313.

4. Kozhuhov A. A., Ochinsky V. V. On the question of training for rural areas // Urgent problems of scientific and technological progress in agriculture : Conference Proceedings. Stavropol : AGRUS, 2006. Part 1. P. 174-177.

5. Kozhuhov A. A., Ochinsky V. V., Mikhailova L. A. et al. Integrated education - rational form of training for rural areas // Mechanization and electrification of agriculture. 2007. N 7. P. 24-25.

6. Ochinsky V. V., Ivanov D. V. Integrated education. Experience in organizing // The Journal KubGau. 2011. № 73 (09).

Проблемыаграрногообразования

11

Вестник АПК

Ставрополья

-----№ 4(8), 2012 =

и электрификация сельского хозяйства. 2007. № 7. С. 24-25.

6. Очинский В. В., Иванов Д. В. Встроенное образование. Опыт организации // Научный журнал КубГау. 2011. № 73(09).

7. Трухачев В. И. СтТГАУ: по пути инновационного развития // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 20-28.

8. Трухачев В. И. ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»: качество, профессионализм, международное сотрудничество // Стандарты и качество. 2010. № 9. С. 106-107.

7. Trukhachev V. I. Stavropol State Agrarian University: on the way of innovative development // Higher Education in Russia. 2009. № 6. P. 20-28.

8. Trukhachev V. I. Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Stavropol State Agrarian University»: quality, professionalism, international cooperation // Standards and Quality. 2010. № 9. P. 106-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.