УДК 316.3 (571.1/.5)
И.И. Золотарев СГГ А, Новосибирск
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИБИРИ
Демографический кризис - одна из главных проблем в нашей стране: сокращение рождаемости, отрицательный прирост, сокращение численности населения. Как в развитых экономических странах, так и в России, есть факторы, влияющие на низкий уровень рождаемости. Это высокая доля городского населения, высокий образовательный уровень, высокий уровень занятости женщин в общественном производстве. Однако в России, и особенно в Сибири, на низкий уровень здоровья, низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни населения, высокий уровень потерь, снижение человеческого потенциала большое влияние оказывают недостаточная модернизация социальных и экономических институтов, серьезные кризисные явления в обществе.
В мире существует сравнение социально-экономического развития стран по индексу развития человеческого потенциала. Он рассчитывается из трех составляющих: индекса продолжительности жизни, индекса образованности населения и индекса реального валового внутреннего продукта на душу населения. По данным Программы развития ООН за 2002 год, Россия занимает 57-е место. Она находится в одной группе с Болгарией, Малайзией, Латвией, Румынией. В 2000 году у нас было 62-е место. А в пятерку стран, имеющих самые высокие показатели развития человеческого потенциала, входят Канада, Норвегия, США, Австралия, Исландия.
С 90-го года наблюдается колоссальный спад продолжительности жизни
- с 69 до 64 лет. Пик спада приходится на 1993 - 94-й годы. Потом некоторый подъем до 1998 года. И снова спад до настоящего времени.
В России демографическая ситуация ухудшается от центра к востоку страны: в Западной Сибири - хуже, в Восточной - еще хуже.
Все субъекты Российской Федерации можно поделить на три группы: с относительно высоким показателем продолжительности жизни, со средним и низким. Новосибирская область (24-е место), Омская (25-е) и Томская область (44-е) попали во вторую группу. Остальные территории Сибири относятся к третьей группе - с низкой продолжительностью жизни. Последнее место по всей России занимает Тыва - 88-е место.
С 1980 по 1992 годы естественный прирост был положительным, потому что рождаемость была выше смертности. После 1992 года происходит сокращение рождаемости и рост показателя смертности. По данным за 2004 естественный прирост в России составил минус 0,6 %.
Наиболее острые проблемы, которые вызывают тревогу: увеличение врожденных аномалий, ухудшение здоровья новорожденных детей и подростков, рост заболеваемости и смертности от так называемых социальных болезней - туберкулеза, наркомании, алкоголизма, венерических
заболеваний. В результате демографическая ситуация по сравнению с прошлыми годами оказалась отброшенной на десять лет назад. Мы в своем демографическом развитии еще не достигли уровня 1989 года.
За 1995 - 2002 годы население Сибирского федерального округа сократилось на 1 млн. 84 тыс. человек. По сравнению с прошлой переписью сокращение составило пять процентов. Уменьшается численность городских жителей. Население Новосибирской области сократилось на 3%. Единственная область - Томская - увеличила свое население.
Существует парадокс. При отрицательном естественном приросте населения в целом растет прирост населения трудоспособного возраста. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст входят группы людей, которые были рождены в годы высокого уровня рождаемости, а выходит из трудоспособного возраста когорта людей, которая была рождена во время войны. Но это продлится недолго - до 2007 года. По оценкам специалистов, трудовые ресурсы будут самым дефицитным ресурсом среди всех ресурсов территорий, в том числе Сибири.
В Россию за десять лет из стран СНГ прибыло около семи миллионов человек. Сибирские территории были на четвертом месте по интенсивности принятия потоков из Средней Азии и бывших республик СССР. И даже в это время происходит сокращение численности населения. Лишь в 199495 годах миграция компенсировала естественную убыль населения.
Проблема обезлюдения недооценена. Значительное снижение численности Сибири порождает геополитическую опасность и грозит безопасности страны. Демографический вакуум будет искусственно заполняться национальными группами из сопредельных стран. Другие государства найдут десятки аргументов, чтобы претендовать на наши территории. Проблема еще и в том, что из Сибири уезжают высококвалифицированные специалисты, а прибывают в настоящее время на рынок труда люди из Средней Азии, у которых очень низкий уровень образования и квалификации. Вот такая несбалансированность обмена.
По данным Госкомстата, к 2050 году в Сибири останется 12 -13 миллионов человек, если ничего не изменится в демографической политике.
По расчетам специалистов, население Сибири и Дальнего Востока к 2015 году может сократиться на два с лишним миллиона человек, а доля населения этих регионов в общей численности населения России снизится до 19,1 процента. Очень существенно сократится доля детей и увеличится доля старого населения. Уменьшится число трудоспособного населения, и это чревато негативными последствиями. Даже при некотором росте рождаемости отрицательный естественный прирост в Сибири будет сохраняться.
Ученые так видят основные пути выхода из сложившейся ситуации. Первый путь - конструктивный. Это улучшение демографической ситуации путем проведения разумной демографической политики. Он возможен при наличии политической воли руководства страны.
Для сохранения численности населения необходимо, чтобы в каждой семье было не менее двух детей. Уровень образования - не ниже, чем теперь в Новосибирской области. Нужно развивать медицину, повышать уровень доходов и рост благосостояния и социального благополучия населения.
Второй путь - деструктивный. Опустить «железный занавес», чтобы не допустить широкомасштабной миграции коренного населения из Средней Азии, Вьетнама, Кореи, Китая. В течение трех лет проводились исследования этих процессов. Миграционное давление со стороны Китая будет усиливаться со временем. Причем, как утверждают специалисты, вне зависимости от сценариев социально-экономического развития самого Китая. К этому нужно быть готовым.
И третий вариант - строить свои взаимоотношения с соседними государствами на трезвом расчете и экономической целесообразности.
Главное - чтобы решение демографических проблем в Сибири, как и в целом в России, стало государственной задачей.
Ряд субъектов Сибирского федерального округа входит в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Это - часть республик Алтай, Бурятия, Тыва, Красноярского края (Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский и Туруханский районы; города Игарка и Норильск), Томской, Иркутской и Читинской областей, а также все районы Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского и Усть-Ордынского Бурятского автономных округов.
На севере продолжительность жизни в среднем меньше на 10 лет, чем в южных широтах. Суровый климат хорош для оленя, человеку он, увы, противопоказан. Не прибавляет здоровья и полярная ночь, которая может длиться до полугода. Недостаток солнечного света истощает организм.
В 2004 году программа финансирования переселения северян за счет федерального бюджета выделила Красноярскому краю 56 миллионов рублей. В первую очередь на жилищные сертификаты могут претендовать инвалиды 1
- 2 группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, инвалиды, получившие трудовое увечье, имеющие северный стаж не менее 15 лет. Людей много, а денег мало. Только в зоне затопления Богучанской ГЭС находится 12 населенных пунктов, где люди практически отрезаны от остального мира. Почти 400 семей уже несколько лет живут без электричества, телефонной связи, квалифицированной медицинской помощи.
Оплата труда работников предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работникам гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего районного коэффициента к заработной плате.
Но даже с учетом северных надбавок и коэффициентов зарплата бюджетников лишь немногим превышает прожиточный минимум, тогда как продукты питания на Севере обходятся в 2-2,5 раза дороже, чем в европейской части России. Население Крайнего Севера и приравненных к нему территорий практически потеряло преимущества в жизнеобеспечении. Нарастают условия дискомфорта, деформируется социальный потенциал северных городов, разбалансирована их экономика.
Несоответствие нормативов и стандартов бюджетных расходов реальным затратам в условиях Заполярья существенно снижает уровень финансовой помощи и бюджетной обеспеченности северных субъектов. Ухудшение качества жизни в регионах Крайнего Севера выражается, прежде всего, в потере здоровья людей, сокращении продолжительности их жизни. Статистика показывает, что в условиях севера уровень заболеваемости взрослого населения на 40% выше, чем в среднем по России, детей - в 2,5 раза. По данным проведенных обследований, более 70% дошкольников и школьников страдают различными хроническими заболеваниями. Детская смертность в районах Крайнего Севера в 1,7 раза выше среднероссийской. На севере выше уровень сердечно-сосудистых заболеваний.
Накопленные учеными данные свидетельствуют, что северный приполярный климат требует от человека особого механизма адаптации.
К природным факторам, сказывающимся на здоровье населения Крайнего Севера, относятся полярная ночь, длительная и холодная зима, короткое и прохладное лето, недостаток ультрафиолетовой радиации.
Природно-климатические условия - это фактор постоянного действия. Их нельзя изменить или улучшить, поэтому время отпусков следует проводить за пределами холодных зон.
Некоторая стабилизация показателей смертности малочисленных народностей Сибири в 1999 и 2000 годах не снимает, тем не менее, серьезной проблемы снижения показателей здоровья коренного населения. Особенно остро эта проблема проявила себя в период последнего десятилетия реформирования России на фоне мощного социально обусловленного стресса. Так, в 1993 году в период максимальных социальных потрясений смертность коренного населения в Таймырском автономном округе (АО) увеличилась по сравнению с 1990 годом на 58,9%. За этот же период показатели смертности в Эвенкийском АО увеличились на 44,3%, в Усть-Ордынском Бурятском округе - на 36,4%, в республике Тыва - на 51,1 %, в республике Хакасия - на 3 8%, в республике Алтай - на 20,2%, в республике Бурятия - на 28,5%. Повышение показателей смертности коренных жителей Сибири зафиксировано и в последующие годы. Высока смертность по причинам самоубийств, несчастных случаев, сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, туберкулеза. Отмечены и высокие показатели уровня младенческой смертности. Картину ухудшения здоровья коренных жителей Сибири можно отметить по данным анализа
показателей заболеваемости. Общая заболеваемость коренных жителей продолжает превышать показатели 1990 года на Таймыре и других территориях. Сохраняется высокая заболеваемость инфекционными болезнями. Речь идет об острых кишечных заболеваниях, вирусном гепатите, бактериальной дизентерии, туберкулезе. Более того, выборочные обследования жителей Сибири показали, что состояние здоровья коренных жителей в ряде случаев становится хуже, чем у пришлого населения.
Сейчас в районах Крайнего Севера Красноярского края проживают эвенки, эвены, ненцы, энцы, долганы, нганасаны, кеты и селькупы.
Чем объяснить нарастающее ухудшение уровня здоровья коренного населения Сибири в последнее десятилетие? Ведь именно эти жители Сибири имеют эволюционно выработанные механизмы выживания в неблагоприятных климато-географических условиях этих регионов. Данные ученых из Сибирского отделения РАМН показали, что снижение устойчивости к заболеваниям у коренных жителей Сибири обусловлено, прежде всего, негативным действием социально обусловленного стресса. Как отмечают специалисты, малочисленные народы оказались сегодня на большинстве территорий Сибири одной из самых незащищенных групп населения. Среди главных причин такого положения: тяжелые бытовые условия, недостаточный учет этнического своеобразия коренных народностей, их традиций, и обычаев. Известно, что наиболее эффективно сохранять здоровье, полноценную жизнедеятельность и воспроизводить новые поколения в экстремальных климато-географических условиях, коренные жители Сибири смогли за счет подбора уклада жизни, особенностей языка, ритуалов, рационов питания, режимов труда и отдыха, семейных и культурных традиций, основных видов промыслов. Это был тип экологически сбалансированной жизнедеятельности человека со всеми элементами окружающей его биосферы. Одновременно вся деятельность человека, его кочевой образ жизни обеспечивали возможность воспроизводства всех затраченных природных ресурсов, растительного и животного мира.
Именно поэтому все попытки сменить коренным народам уклад жизни не увенчались успехом. При этом совершенно не учитывалось, что исторически сложившееся здоровье каждого отдельного северного народа определяется комплексом семейных, общинных, культурных традиций, которые во многом прямо противоположны образу жизни, свойственному технократической цивилизации.
В целом следует сказать, что выживание и здоровье сегодняшнего и будущих поколений северян зависит, в значительной степени, от того принесут ли преобразования в Сибири уверенность в завтрашнем дне. В этой связи вопросы развития экономики, социальных преобразований, элементов материальной и духовной культуры на территории проживания коренных народов, степень сочетания традиционных и новых отраслей производства, должны определяться органами самоуправления территорией с обязательной
экспертизой в независимых от территориальной администрации экспертных советах при руководстве Сибирского федерального округа с учетом: государственных интересов, требований рационального природопользования и эффекта для здоровья проживающих в этом регионе людей.
Здоровье коренных и пришлых жителей Крайнего Севера, их благосостояние должны в первую очередь стать мерилом любой социальной и экономической политики. Должна быть подготовлена и реализована соответствующая государственная программа, в которой экономика, промышленное развитие, экологические и социальные проблемы должны диктоваться потребностями духовного и биологического здоровья человека в экстремальных климато-геофизических условиях Сибири.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. http://www.vn.ru/15.03.2005/society/40860/
2. http://krsk.kp.ru/daily/home/doc18368/
3. http://www.bilibino.ru
4. http://sirena.siberia.net/pb/has2.html
5. http://www.altairegion.ru/data/2005/04/12/news/22238.shtml
6. Агаджанян, Н.А. Уровень здоровья и адаптации у населения Крайнего Севера. М., 2002. - 118 с.
© И.И. Золотарев, 2006