Научная статья на тему 'Демографическая ситуация в России: необходимость философского анализа'

Демографическая ситуация в России: необходимость философского анализа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHICS / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / DEPOPULATION / ЦЕННОСТИ / VALUES / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / РОЖДАЕМОСТЬ / FERTILITY / СМЕРТНОСТЬ / MORTALITY / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯLOSOPHY / SOCIAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мосиенко Л. И.

В статье обосновывается необходимость философского анализа для понимания современной демографической ситуации в России, недостаточность одних только социологических исследований и несостоятельность экономического редукционизма. Автор считает, что истоки депопуляционных процессов следует искать в системном кризисе российской культуры, в трансформации ценностной сферы жизни общества, в экзистенциальных основах жизни современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC SITUATION IN RUSSIA: THE NEED OF PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article proves the need for philosophical analysis for the understanding of the current demographic situation in Russia, insufficiency alone sociological studies and insolvency of economic reductionism. Author maintains that the origins of depopulation processes to be found in a systemic crisis, Russian culture, in the transformation of value spheres of social life, in the existential foundations of modern man.

Текст научной работы на тему «Демографическая ситуация в России: необходимость философского анализа»

УДК 101.1: 316: 314.12

Л.И. Мосиенко, L. Mosienko, e-mail: Mosienko_liliya@mail.ru Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

DEMOGRAPHIC SITUATION IN RUSSIA: THE NEED OF PHILOSOPHICAL ANALYSIS

В статье обосновывается необходимость философского анализа для понимания современной демографической ситуации в России, недостаточность одних только социологических исследований и несостоятельность экономического редукционизма. Автор считает, что истоки депопуляционных процессов следует искать в системном кризисе российской культуры, в трансформации ценностной сферы жизни общества, в экзистенциальных основах жизни современного человека

The article proves the need for philosophical analysis for the understanding of the current demographic situation in Russia, insufficiency alone sociological studies and insolvency of economic reductionism. Author maintains that the origins of depopulation processes to be found in a systemic crisis, Russian culture, in the transformation of value spheres of social life, in the existential foundations of modern man.

Ключевые слова: демография, депопуляция, ценности, общество, культура, цивилизация, рождаемость, смертность, социальная философия

Keywords: Demographics, depopulation, values, society, culture, civilization, fertility, mortality, social philosophy

Согласно конкретным демографическим исследованиям, демографическая ситуация в современной России является критической: население страны в последние два десятилетия настолько стремительно сокращается, что можно говорить о процессе депопуляции. Депопуляция носит всерос-

сийский характер и обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения - уровнями рождаемости и смертности, приведших (начиная с 1992 г.) к устойчиво отрицательным значениям естественного прироста. Стабилизация этих показателей в 2012-13 годов большинством исследователей интерпретируется как незначительная для общероссийских масштабов и вызванная временно действующими факторами.

Среди трех основных показателей, из которых складывается, демографическая ситуация -рождаемость, смертность и миграция, в нашем случае решающим является показатель рождаемости, который держится на отметке 1.2-1.3 ребенка на семью. При нулевом показателе миграции этот коэффициент означает сокращение населения в каждом поколении на одну треть. Очевидно, что реальное сокращение население у нас будет меньше за счет миграции. Однако, как считают исследователи, в сочетании с низкой рождаемостью, приток мигрантов уже в ближайшие десятилетия поставит страну перед серьезными этническими и конфессиональными проблемами.

Низкая рождаемость характерна, конечно, не только для России, но и для множества других стран, втянутых в процесс, который принято называть «цивилизацией». Однако есть просто низкая рождаемость, а есть критически низкая - когда воспроизводства населения не обеспечивается: такова именно российская специфика в этом вопросе [4].

Признано, что депопуляция в России представляет собой долгосрочное явление, поэтому расчеты на быстрый выход из нее несостоятельны. Часть исследователей оценивает демографическую ситуацию в России не только как депопуляционную, но и как кризисную, катастрофическую (см., например: [2], [7]). Более того - можно подозревать, что в обществе запущены механизмы самоистребления: «... воздержание от семьи и деторождения, даже неполное - на уровне малодетности - можно приравнять к суициду всего общества, растянутому во времени». [1]

При исследовании характера демографических процессов в нашей стране выделяются два основных подхода [5]. Сторонники первого считают, что депопуляция представляет собой неизбежную плату за прогресс, однако не является катастрофой для развитого общества, поскольку его экономический рост достигается за счет новейших технологий, развития науки. Второй подход основан на оценке сложившейся демографической ситуации с точки зрения геополитического положения и национальных интересов России. Его представители считают, что депопуляция в России обладает особыми чертами, имеющими принципиальный характер с точки зрения геополитических интересов страны не только в настоящее время, но и в обозримом будущем. Автор солидарен с представителями второго подхода и считает, что повод для оптимизма имел бы место, если бы отечественная наука не пребывала в кризисе, и если бы Россию можно было отнести к постиндустриальным странам без оговорок.

К сожалению, анализ демографической проблемы, как политиками, так и учеными, осуществляется по преимуществу в рамках экономического детерминизма. Особенно очевидна несостоятельность такого подхода при анализе проблемы деторождения. Конечно, «.репродуктивная активность животных напрямую зависит от количества доступных для них ресурсов и, прежде всего, пищи и «качественной» территории. Однако попытки перенести подобные модели на человека не дали положительного результата. Даже, похоже, проявилась обратная зависимость - в развитых странах с ростом потребления уровень рождаемости снижается» [3].

Истоки проблемы следует искать в системном кризисе российской культуры, т.е., в трансформации ценностной сферы жизни общества (в том числе - в изменении отношения современной личности к смерти, к ценностям труда, патриотизма и т.д.). Поэтому демографическая проблема должна стать объектом исследования не только социологов, политологов и демографов, но и философов, призванных увидеть глубинные основания процесса депопуляции, а именно - социокультурные и экзистенциально-личностные. Имеет ли современная личность экзистенциальную потребность в деторождении? Какое место занимают дети в ее системе ценностей, какой смысл она усматривает в деторождении?

Имеющиеся философские исследования демографической проблемы, немногочисленны и ограничиваются, как правило, анализом только политических, экономических и социальных факторов. Ряд исследователей, понимающих всю сложность проблемы и необходимость системного исследования факторов депопуляции, бывают все же недостаточно последовательны, как ученые, когда речь заходит о необходимости принятия мер на государственном уровне. Например, известный философ и социолог А. И. Антонов очень справедливо утверждает: «Факт массовой малодетности говорит о том, что для самой семьи, для полного удовлетворения потребности родителей в семейном образе жизни

вполне достаточно в принципе одного ребенка, и что прежние социальные и экономические стимулы обзаведения двумя и более (несколькими) детьми перестали действовать в обществе...» [1] Однако после замечания, что «новые стимулы такого рода само собой не появляются в социальной системе и специально не создаются социальными институтами, государством в целом» [там же], автор заканчивает свою статью призывом к срочному принятию мер со стороны государства. Эти меры, конечно, необходимы, но, если учесть логику самого автора, они носят только паллиативный характер.

Думается, правы те исследователи, которые считают, что «проблема низкой рождаемости упирается в ценностную сферу. История снижения рождаемости — это по большому счету история отказа людей от религиозности и нравственных идеалов.» [2] Ценность деторождения находится в неразрывной связи с отношением к смерти, характерным для данной культуры. «Возможно именно кардинальное изменение отношения человека к своей смертности, произошедшее в последние века развития западной цивилизации, решающим образом повлияло на экзистенциальную потребность современного человека в рождении и воспитании детей». [6, с. 20].

Для понимания этой связи представляется продуктивной концепция ряда западных исследователей, разделяющих фрейдовскую концепцию Эроса и Танатоса: если в культуре табуирована тема секса, то под запретом оказывается тема смерти, и наоборот. Действительно, забвение темы смертности в современной культуре (отрицание ее как естественного завершения жизни, превращение лишь в медицинскую ошибку или несчастный случай), обессмысливает и деторождение. Поэтому освобожденная от табу сексуальность, как ни парадоксально это на первый взгляд, «продуцирует» гораздо меньше рождений, чем сексуальность табуированная. Депопуляционные процессы можно увидеть в контексте ситуации постмодерна: постмодернистское сознание нивелирует любую господствующую логику смыслополагания.

Анализ поставленных проблем целесообразно осуществить при помощи классической отечественной философии, как уже имеющегося опыта самоосмысления российской культуры. В трудах Н. Ф. Федорова, В.С. Соловьева и Н. А. Бердяева содержится чрезвычайно показательный анализ соотношения рождающей «родовой стихии» и личностного начала как антиподов. У В.В. Розанова [8] тоже имеет место противопоставление деторождения и творчества в виде сравнения семитских и арийских культурных традиций. Однако это противопоставление осуществляется, скорее, не как антитеза, а как дилемма личностного и культурного развития. Западноевропейская, арийская в своих истоках, культура, зайдя в тупик рационализма, имеет возможность выбраться из него именно за счет присутствия в ней в скрытой, латентной форме той «религии инстинктов», носительницей которой является рождающая женщина. В. В. Розанов предвосхищает здесь идею гендерной философии ХХ века о необходимости выявления женского начала в культуре ради преодоления односторонности современной западной «фаллогоцентристской» культуры.

Возможно, что такой - философский - анализ выявит тот факт, что для кардинального изменения демографической ситуации в современном российском обществе сделать уже ничего нельзя, и можно лишь стоически принять ее как факт вымирания нации. Однако он необходим для целостного понимания современных социальных процессов и перспектив развития человека.

Библиографический список

1. Антонов, А. И. Причины и последствия депопуляции в РоссииПричины и последствия депопуляции в России [Электронный ресурс] / А. И. Антонов. - Режим доступа: http://kfcnsr.ru/voprosy-demografii/184-2011-12-16-02-32-42.html - Загл. с экрана

2. Белобородов, И. И. Демографическая ситуация в России в 1992-2010 гг. Два десятилетия депопуляции [Электронный ресурс] / И. И. Белобородов. - Демография.ру, 30.06.2011. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://demographia.ru/articles_N/index.html?idR=21&idArt=1926 - Загл. с экрана

3. Ильясов, Ф. Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение [Электронный ресурс] / Ф. С. Ильясов // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 1. - С. 168-177. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://iliassov.info/2013/potreb-v-detiah.html - Загл. с экрана

4. Клупт, М. А. Демография регионов Земли / М. А.Клупт. - СПб. : Питер, 2008. - 347 с.

5. Крылова, И. А. Демографический кризис в современной России и его возможные негативные социальные последствия [Электронный ресурс] / И. А. Крылова. // Философия и общество. -2008. - №3 (51) — Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/130214/-Загл. с экрана

6. Мосиенко, Л. И. Рождение и смерть человека современной цивилизации : Омские социально-гуманитарные чтения-2009 : материалы II регион. науч.-практ. конф. - Омск, 2009. - С. 20-24.

7. Новые идеи в социальной философии / отв.ред. В. Г. Федотова. - М. : ИФ РАН, 2006. - 324 с.

8. Розанов, В. В. Женщина перед великою задачей / В. В. Розанов // Сочинения : в 2-х т. Т. 1. Религия и культура. - М., 1990. - С. 228-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.