Научная статья на тему 'Демографическая ситуация в России и проблемы образования'

Демографическая ситуация в России и проблемы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1771
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РОЖДАЕМОСТЬ / МИГРАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ / ШКОЛЬНОЕ И ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ / DEMOGRAPHICS / POPULATION CRISIS / FERTILITY / MIGRATION / PRE-SCHOOL / SCHOOL AND HIGHER EDUCATION / EDUCATION IN RURAL AREAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцов Алексей Васильевич, Глотов Михаил Борисович

В статье демографическая ситуация в России определена как кризисная. Основное внимание уделено проблемам дошкольного, школьного, среднего профессионального и вузовского образования, обусловленным процессами естественного воспроизводства и миграции населения. В статье особо выделены проблемы состояния системы образования в сельской местности, которые обусловлены современной демографической ситуацией, и представлены меры для их решения, предлагаемые «Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demographic Situation in Russia and Problems of Education

In the article the demographic situation in Russia is defined as a crisis. The main attention is paid to the problems of pre-school, basic school, secondary vocational and higher education, due to the processes of natural reproduction and migration. The article highlighted problems of the state education system in rural areas, which are caused by the current demographic situation and presented measures to address them, proposed «the concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period till 2020».

Текст научной работы на тему «Демографическая ситуация в России и проблемы образования»

Воронцов А. В., Глотов М. Б.

Демографическая ситуация в России и проблемы образования

о ©

о

о

Воронцов Алексей Васильевич

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Декан факультета социальных наук, заведующий кафедрой социологии и религиоведения Доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга vorontsov@assembly.spb.ru

Глотов Михаил Борисович

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Профессор кафедры социологии и религиоведения Доктор социологических наук glotov.45@mail.ru

РЕФЕРАТ

В статье демографическая ситуация в России определена как кризисная. Основное внимание уделено проблемам дошкольного, школьного, среднего профессионального и вузовского образования, обусловленным процессами естественного воспроизводства и миграции населения. В статье особо выделены проблемы состояния системы образования в сельской местности, которые обусловлены современной демографической ситуацией, и представлены меры для их решения, предлагаемые «Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

демографическая ситуация, демографический кризис, рождаемость, миграция, дошкольное, школьное и вузовское образование, образование в сельской местности

Vorontsov A. V., Glotov M. B.

Demographic Situation in Russia and Problems of Education Vorontsov Aleksei Vasilievich

Herzen State Pedagogical university of Russia (Saint-Petersburg, Russian Federation) Dean of faculty of Social Sciences, head of the Chair of Sociology and religious Studies Doctor of Science (Philosophy), Professor, honored Worker of higher School of the russian federation deputy of Legislative Assembly of Saint-Petersburg vorontsov@assembly.spb.ru

Glotov Mikhail Borisovich

Herzen State Pedagogical university of Russia (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Chair of Sociology and religious Studies Doctor of Sciences (Sociology) glotov.45@mail.ru

ABSTRACT

In the article the demographic situation in Russia is defined as a crisis. The main attention is paid to the problems of pre-school, basic school, secondary vocational and higher education, due to the processes of natural reproduction and migration. The article highlighted problems of the state education system in rural areas, which are caused by the current demographic situation and presented measures to address them, proposed «the concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period till 2020».

KEYWORDS

demographics, population crisis, fertility, migration, pre-school, school and higher education, education in rural areas

з Основным демографическим процессом, который оказывает непосредственное влияние на функционирование системы образования, выступает воспроизводство 0 половозрастной структуры населения. От того, каким будет количественный и ка-£ чественный состав населения страны, каковы тенденции рождаемости и смерт-^ ности людей, в каких направлениях и количествах происходит миграция населения, ° во многом зависит функционирование системы образования. о В ежегодном Докладе Фонда ООН в области народонаселения современная д демографическая ситуация в России определяется как демографический кризис. ш О существовании в России демографического кризиса свидетельствуют резкое падение рождаемости и увеличение смертности. Общий коэффициент рождаемости в современной России подтверждает наличие суженного воспроизводства, начавшегося в 1990-е годы. При значении общего коэффициента рождаемости меньше 16%, уровень рождаемости считается низким. Если в 1960 г. в России общий коэффициент рождаемости был равен 21,9%, то в 2015 г. — 13,8%.

В связи с увеличением возраста вступления в брачные отношения и откладыванием беременности на более зрелый возраст для достижения материальных и карьерных целей в настоящее время резко сокращается число женщин, рожающих в молодом возрасте. Это приводит к тому, что максимальное рождение детей приходится на женщин в возрасте 20-30 лет, а после 35 лет большинство женщин уже отказываются от рождения детей. Согласно опросам, российские женщины все чаще отдают предпочтение карьере, а не рождению детей. В 2016 г. российские женщины возглавили мировой рейтинг по количеству женщин-руководителей. В России их больше, чем в США. Зато по рождаемости среди 40 развитых стран Россия на 33-м месте. Одной из причин снижения уровня рождаемости в современной России является распространение регулирования рождаемости посредством контрацептивов и абортов. Сегодня абортами заканчиваются более 60% всех беременностей российских женщин. При этом около 10% женщин после абортов становятся бесплодными.

Незначительному увеличению общего коэффициента рождаемости в России за последние пять лет способствовали принятые правительством социально-экономические меры, направленные на ослабление негативных процессов в демографической ситуации. Однако общий уровень рождаемости все еще остается достаточно низким. При таком уровне рождаемости, по прогнозу ООН, к 2050 г. население России по сравнению с 2010 г. может сократиться на 40 млн человек.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г. по сравнению с переписью 2002 г. население России сократилось на 2,2 млн человек. За последнее пятилетие в нашей стране каждый год умирает на 1 млн человек больше, чем рождается. В Санкт-Петербурге смертность превысила рождаемость в 1,9 раза. Сокращение, вызванное превышением смертности над рождаемостью, не компенсирует даже миграционный прирост. Если в 1994 г. иммиграция полностью покрывала естественную убыль населения России, то в настоящее время — только на 24%.

По данным Всемирного банка, Россия в настоящее время занимает второе место в мире по количеству въезжающих в страну мигрантов. Согласно данным российских миграционных служб, в 2015 г. официально насчитывалось более 10 млн иммигрантов. Девяносто процентов приезжающих в Россию трудовых мигрантов — мужчины (в возрасте 18-29 лет — 74%, 30-36 лет — 26%). Среди российских иммигрантов 24% имеют незаконченное среднее образование, 37% — среднее, 34% — среднее специальное и только 5% — высшее. Владеют русским языком свободно — 34%, говорят по-русски плохо — 52%, не знают русского языка — 14%. Среди петербургских мигрантов 60% не имеют профессионального образования, 20% — не могут говорить по-русски, 50% — знают отдельные слова и фразы.

Увеличение потока трудовых мигрантов и членов их семьи, которые в преобла- з дающем большинстве не знают русского языка и не имеют специального образо- ^ вания, ставит проблему их обучения. В настоящее время в средних школах крупных § городов России формируются классы для детей определенной национальности, £ в которых они одновременно изучают русский язык, историю и культуру России, ^ а ряд предметов преподается на их национальном языке. Взрослым мигрантам ° предлагается обучение на курсах по русскому языку и истории России. В принятой о 13 июня 2012 г. «Концепции государственной миграционной политики Российской ^ Федерации на период до 2025 года» предлагается расширить контингент студентов ш в российских вузах и в учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств СНГ.

Сложившаяся современная демографическая ситуация в России ставит перед государственной системой образования ряд важных проблем. Эти проблемы касаются учащихся всех ступеней образования.

Наметившаяся в последнее время положительная тенденция роста рождаемости выявила проблему обеспечения детей дошкольного возраста детскими садами, которые дополняют образование в семье специально организованными формами первичной социализации. На сегодняшний день получение места в детских садах ожидают более 1,6 млн семей. Увеличивают число нуждающихся в детских садах мигранты, приезжающие на работу в Россию из ближнего зарубежья с малолетними детьми. В ближайшие годы планируется активное строительство новых детских садов, которые должны обеспечить 500 тыс. дополнительных мест, однако это в три раза меньше, чем необходимо. Недостаточность детских садов, в которых дети получают необходимые знания и навыки дошкольного образования, отрицательно влияет на их успешность обучения в школе.

Из-за резкого сокращения за последние 20 лет рождаемости в России уменьшилась численность школьников, а следовательно, и потенциальный контингент среднего профессионального и высшего образования. В настоящее время предлагаемых некоторыми вузами число бюджетных мест абитуриентов превышает количество выпускников средних школ. В связи с этим под предлогом оптимизации функционирования учебных заведений Министерство образования и науки РФ с 2012 г. приступило к процессу ликвидации так называемых неэффективных государственных учебных заведений, их многочисленных филиалов, непрофильных факультетов и кафедр. Наряду с этим происходит объединение вузов в университетские конгломераты, объединяются также факультеты и кафедры.

В соответствии с новым Государственным образовательным стандартом сокращен вдвое объем аудиторных занятий по ряду, главным образом, непрофильных дисциплин, резко уменьшился перечень изучаемых социально-гуманитарных дисциплин. Максимально была увеличена почасовая учебная нагрузка преподавателей. В результате значительно сокращается преподавательский корпус учебных заведений. Для того чтобы сохранить штатную ставку преподаватели вынуждены соглашаться вести два-три, а в некоторых случаях и более смежных предметов. Некоторые преподаватели переводятся на половину и даже на четверть ставки. При существующей низкой оплате педагогического труда в составе большинства кафедр резко сократилось число ассистентов и старших преподавателей, а также желающих поступать в магистратуру, аспирантуру и докторантуру, способных в будущем заменить доцентов и профессоров.

Особенно остро в связи с демографическим кризисом в России встала проблема образования в сельской местности. В настоящее время демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн человек (23% общей численности населения страны). За период между переписями населения 2002 и 2010 гг. численность населения России сократилась на 1,6%, а сельского населения — на 3,1%,

з т. е. в два раза больше. Внутренняя миграция сельского населения с 2000 по 2015 гг. составила 37,1 млн человек. В 2014 г. сельские поселения покинули ^ 176,8 тыс. человек.

£ Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, ^ из которых 13,1 тыс. сельских населенных пунктов не имеют постоянных жителей. ° Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г. больше всего поселений без о населения оказалось в Центральном федеральном округе — 9732 и в Северо-За-д падном федеральном округе — 5920. В сельском расселении преобладает мелко-ш дисперсность — 72% сельских населенных пунктов имеют численность жителей О менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. человек составляют всего 2%.

В настоящее время 70% российских школ являются сельскими, в них преподают более 40% учителей. Преобладающее большинство из них — женщины в возрасте за 45 лет. За годы реформ с карты России было стерто почти 39 тыс. сельских поселений деревень, что вкупе с резким падением рождаемости в предыдущие годы привело к сокращению средних и малокомплектных школ.

После того как Министерство образования и науки РФ сочло, что содержание этих школ требует слишком больших затрат, было закрыто в сельской местности 15 тыс. «лишних» школ. Малокомплектная сельская школа — это важнейшая социальная инфраструктура села, выполняющая образовательную и воспитательную функции не только для детей, но и для взрослых. Без этих школ значительно снижается мотивация к получению как общего, так и дополнительного образования. Закрытие малокомплектных школ породило ряд дополнительных проблем в образовании сельских учащихся. Так, например, транспортная удаленность школ от места проживания учеников и оторванность детей от их семей (в случаях, когда они проживают в школе-интернате или у родственников) не только разрушают необходимый для воспитания детей привычный образ жизни в семье, но и негативно влияют на успешность обучения и на профессиональную ориентацию работы по прежнему месту жительства.

Снижение рождаемости в сельской местности привело к тому, что в сельских средних школах сокращается количество учеников. В некоторых школах число выпускников составляет единицы. Это приводит к тому, что школы вынуждены уменьшать контингент преподавателей, а оставшиеся должны совмещать обучение по нескольким непрофильным для них предметам.

Малочисленность учащихся в сельских поселениях приводит к ликвидации некоторых ранее созданных там специальных профессиональных учебных заведений, готовящих для сельского хозяйства квалифицированные кадры. Те, кто выезжают в города для получения профессионального образования, в родные места возвращаются редко.

Сложившаяся в России неблагоприятная демографическая ситуация негативно влияет на экономику и на сектора социально-культурной сферы, в том числе на образование. Эксперты обращают внимание на то, что уже через 10 лет число женщин в активном репродуктивном возрасте, на которые приходится две трети рождений, сократится почти вдвое. Одновременно ожидается большое сокращение населения трудоспособного возраста — к 2020 г. на 7-8 млн, к 2050 г. — более чем на 26 млн.

Может ли государственная система образования ответить на этот вызов? Мы полагаем, что если даже в целом эти демографические прогнозы оправдаются, образование в состоянии существенно смягчить многие экономические и социально негативные последствия, вызванные ожидаемым сокращением населения. Во-первых, существенно возрастет уровень компьютеризации трудовых процессов и уровень автоматизации производства, что потребует меньшего числа работников. Во-вторых,

расширение государственных мер стимулирования рождаемости и поддержки семей, з у которых более двух детей, позволит изменить демографическую ситуацию в по- ^ зитивную сторону, а стране реализовать стратегию расширенного демографическо- § го воспроизводства. В-третьих, государство будет вынуждено вернуться к политике £ восстановления и развития школ и специальных профессиональных учебных заве- ^ дений в сельских регионах, что усилит социально-экономическую и демографическую ° устойчивость сельских поселений. о

В «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации ^ на период до 2020 года» для этого предусмотрены следующие меры по улучшению ш функционирования образовательных учреждений:

• восстановление и развитие сети детских дошкольных учреждений и малокомплектных школ на основе создания учреждений образования типа «детский сад — школа», детских дошкольных учреждений семейного типа, групп кратковременного пребывания в детском дошкольном учреждении для подготовки детей к школе, разновозрастных групп и других вариативных форм дошкольного образования;

• развитие сети образовательных учреждений с учетом демографических факторов, а также на обеспечение пешеходной доступности для детей начальной школы и организацию подвоза детей на специализированных автобусах к основной и средней школе в пределах 30-минутной транспортной доступности;

• создание на региональном и муниципальном уровнях базовых школ и определение транспортных схем доставки обучающихся, использование передвижных учебных лабораторий, внедрение новых моделей образовательных и социокультурных комплексов, интеграция и кооперация образовательных учреждений различных типов и ступеней;

• улучшение материально-технической оснащенности сельских школ, в том числе спортивным инвентарем и оборудованием, завершение их компьютеризации, а также развитие дистанционного обучения и других современных технологий образования и воспитания, в том числе с использованием сети интернет;

• восстановление и развитие в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве и других значимых на селе сферах деятельности;

• обеспечение функционирования учебных хозяйств образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

• совершенствование условий и процессов получения профессионального образования, достижение соответствия набора профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям инновационного производства;

• осуществление мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в том числе повышение квалификации сельских работников образования, грантовая поддержка выпускников вузов для работы в сельских школах и создание условий для организации профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.