Научная статья на тему 'Региональная Гребневая модель для оптимизации системы образования'

Региональная Гребневая модель для оптимизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / DEMOGRAPHIC PROCESSES / РОЖДАЕМОСТЬ / FERTILITY / КОГОРТНЫЙ АНАЛИЗ / COHORT ANALYSIS / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ECONOMETRIC MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Римашевская Наталья Михайловна, Крошилин Сергей Викторович, Медведева Елена Ильинична

Современная демографическая ситуация в России обусловлена изменением возрастной структуры. Это приводит к необходимости пересмотра социальных стратегий, в том числе в системах образования и подготовки кадров. В статье на данных статистики ряда субъектов РФ демонстрируется разработанная авторами Региональная гребневая модель возрастной структуры детей и молодежи, позволяющая прогнозировать влияние складывающейся демографической динамики на оптимизацию работы системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional ridge model for optimization of the education system

The current demographic situation in Russia is caused by changes in the age structure. This necessitates revision of the social strategies, including those in the system of education and training. On the basis of statistical data from several RF subjects the article presents the regional ridge model of the age structure of youth and children, developed by the authors, which makes it possible to forecast the impact of the present demographic dynamics on optimization of the education system.

Текст научной работы на тему «Региональная Гребневая модель для оптимизации системы образования»

Римашевская Н.М., Крошилин С.В., Медведева Е.И.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ГРЕБНЕВАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

(исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ, проект №14-02-00250)

Демографические проблемы Росс ии сказываются на динамике ее социально-экономического развития. Наблюдаются кардинальные изменения возрастной структуры населения, когда малочисленные группы молодежи и трудоспособных не могут замещать значительно превышающие их когорты «пожилых». Такая ситуация приводит к необходимости пересмотра государственных социальных стратегий, включая систему образования.

На протяжении 1990-х гг. в России шло неуклонное падение рождаемости. Численность родившихся в

1999 г. снизилась до минимума в послевоенный период. В этом году в стране родилось детей в 2,1 раза меньше, чем в 1987 году.

Однако уже на стыке веков (с

2000 г.) начался медленный рост, превысивший в 2005 г. уровень 1999 года более чем на 240 тыс. человек. Произошло это, прежде всего, вследствие увеличения в репродуктивной структуре населения числа лиц, родившихся в восьмидесятые годы. Население в возрасте 20-29 лет

(наиболее активный репродуктивный контингент) к 2005 г. составило 11,6 млн. человек против 10,7 млн. в 2000 году. Тем не менее, прирост численности родившихся не устранил естественной убыли населения, что обусловлено чрезвычайно высокой смертностью. Естественная убыль вплоть до 2005 г. держалась на отметке, превышающей 0,8 млн. человек (840 тыс. в 1995 г. и почти 850 тыс. — в 2005 г.). За период 19912005 гг. Россия от сверхсмертности потеряла примерно 9-10 млн. человеческих жизней, численность населения сократилась почти на 5 млн. человек [1].

Сегодня наблюдается позитивная динамика рождаемости, но ситуация остается достаточно сложной. Только в конце 2013 г. рождаемость превысила смертность, естественный прирост составил 24013 человек, а в 2014 году — 30336 человек. К 2018 г. число рожденных станет почти на 100 тыс. человек меньше, чем в 2015 г., что будет усугубляться ростом смертности (почти на 15,5 тыс. человек) и естественный прирост вновь станет отрицательным, достигнув почти 43

тыс. человек. В 2020 г. убыль населения может составить 147 тыс. человек [1; 2; 3].

Негативной динамики не удастся избежать даже при увеличении количества мигрантов. При более оптимистическом варианте официального прогноза Росстата [4], естественная убыль населения России уже в начале следующего десятилетия превысит 0,5 млн. человек в год и будет увеличиваться.

Однако сложность этого периода состоит в том, что необходимость сохранения достигнутых результатов в повышении рождаемости и сокращении смертности совпадает с наступающей демографической впадиной, последствием которой является, во-первых, сокращение численности женщин фертильного возраста (15-49 лет); во-вторых, постарение населения [1; 2].

В ближайшие годы это будет существенно влиять на динамику рождений. Так, в 2020 г. численность женщин репродуктивного возраста будет меньше нынешней примерно на 4 млн., а в 2025 г. — почти на 5 млн. Причем это сокращение придется на самый активный воспроизводственный период: в возрасте 20-29 лет их будет меньше на 30-40%. Для компенсации такого сокращения репродуктивных контингентов необходимо существенное увеличение рождаемости.

К 2025 г. в населении также возрастет доля лиц старше трудоспособного возраста. С 2005 г. по 2015 г. эта доля выросла на 4,4 процентных пункта, а в 2025 г. по отношению к 2015 г., согласно прогнозам Росстата, она увеличится на 4,6-4,8 п.п. Таким образом, если в период с 2015 г. до 2025 г. достигнутые уровни рождаемости и продолжительности жизни удастся повысить, то сохранится и восходящая демографическая дина-

мика, обеспечиваемая наряду с миграционной, также воспроизводственной компонентой [2].

Сложная демографическая ситуация заключается в необходимости устойчивости тренда превышения рождаемости над смертностью. Депопуляция лишает общество динамизма, присущего странам с растущим населениям. Этот процесс во много раз опаснее для нашей страны с ее огромной, мало заселенной территорией.

Авторским коллективом был разработан и апробирован подход для решения ряда демографических проблем с помощью Гребневой модели структуры детей и молодежи, позволяющей выявить зависимость рождаемости и численности населения разного возраста, а, следовательно, и прогнозировать количество учащихся на различных уровнях образования. Для этого необходимо на основе эконометрического моделирования увязать демографическую динамику и изменения в системе образования [6; 7].

Гребневая модель строится следующим образом.

1. На базе государственной статистики формируется массив численности детей по возрастным группам: дети до 1 года; дошкольного возраста (ясли и детский сад, в возрасте от 3 до 7 лет); начальной школы (от 7 лет до 12 лет); старших классов или СПО (до 16 лет); вуз (с 18 лет).

Сущность отбора заключается в выборе когорты, например, рожденных в 1990 г. Затем они рассматриваются в 1991 г., что соответствует возрасту в 1 год, в 1993 г. (3 года — детский сад), в 1997 г. (поступают в школу), в 2006 г. (16 лет — СПО или переход в старшие классы) и 2008 г. (18 лет — окончание общеобразовательной школы, поступление в вуз). Далее аналогичным образом осу-

ществляется процесс формирования массива данных, касающихся когорты родившихся в 1991 г., 1992 г. и т.д. Их количество отслеживается до достижения 18-летнего возраста [6. С. 64].

2. Сформированный по различным возрастным группам массив служит основой для эконометриче-ского моделирования. Для каждой группы детей на основе анализа ла-говых эндогенных и экзогенных переменных подбирается собственная зависимость. В результате определяются функции для каждой из анализируемых групп:

Y (до 1 года) = 27725,08 + 0,9856 • X;

Y (3 года) = 43479,99 + 0,9873 • X;

Y (7 лет) = -29455,06 + 1,0478 • X;

У (16 лет) = -25592,96 + 1,0922 • X;

У (18 лет) = 191128,81 + 1,0012 • X.

С помощью идентификации модели и оценивания неизвестных параметров, выполняется верификация и осуществляется расчет возрастной структуры детей и молодежи. Таким образом, модель позволяет при известном значении показателя «рождаемость» спрогнозировать количество детей в возрастных группах: до 1 года, 3 года, 7 лет, 16 лет, 18 лет, что соответствует уровням образования.

Последняя разработка авторов — это Региональная гребневая модель, применение которой дает возможность выявить необходимое количество мест в дошкольных учебных заведениях, в школах, в системе СПО и ВПО. Для этого проводится анализ статистических данных, соответствующих численности детей различных возрастов, на основе которого выстраивается регрессионная зависимость между показателями рождаемости в регионе и численностью детей, соответствующих определенным ступеням системы образования.

Полученные результаты по неко-

торым из регионов РФ представлены ниже. Расчеты показывают, что численность населения Московской области постоянно увеличивается и, согласно прогнозам, в 2020 г. может составить 7,4 млн. человек.

Применение Региональной Гребневой модели позволило спрогнозировать численность детей по различным уровням образовательной системы в зависимости от количества рожденных в определенном году (рис. 1).

В Московской области наблюдается положительный прирост численности практически по всем рассматриваемым возрастным группам. Сложнее ситуация с 16 и 18-летними, так как начиная с 2004 г. наблюдается спад. Однако к 2020 г. тенденция должна измениться.

Иная ситуация складывается в Рязанской области. Численность населения постоянно снижается и в 2020 г. может составить около 1,1 млн. человек. Применение рассматриваемого подхода позволило смоделировать численность в определенных возрастных группах. Количество детей до 1 года в Рязанской области растет на протяжении последнего десятилетия. Именно данная тенденция объясняет положительный рост практически по всем рассматриваемым возрастным группам (рис. 2).

В Тульской области численность населения снижается, но более медленными темпами по сравнению с Рязанской, и в 2020 г. может составить 1,5 млн. человек. Результаты применения Региональной Гребневой модели приведены на рис. 3. В Тульской области сложнее всего ситуация с 3-х летними детьми. Так же, как и в других субъектах страны происходит постоянное снижение численности когорт 16-ти и 18-летних, что требует адаптации деятельности образовательных учреждений СПО и ВПО. Для

сохранения образовательного потенциала региона необходимо активнее осуществлять агитационную работу и предлагать свои образовательные услуги в «соседних» территориях.

Во Владимирской области численность населения снижается медленнее, чем в Рязанской и Тульской, и в 2020 г. может составить 1,4 млн.

человек. В пятилетней перспективе (2016-2020 гг.) наблюдается снижение численности 7-ми, 16-ти и 18-летних. Возрастная группа 3-х летних имеет позитивную динамику, что может потребовать увеличения числа мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях (рис. 4).

100655 ■ 105852 ■ 110604 ■

1990 1995 2009 2005 2010 2015 201« 2017 201В 2019 2020

■ до 1 года ШЗ года S7 лет Q16 лет В18 лет ''

Рис. 1. Региональная Гребневая модель возрастных когорт в Московской области

(1990-2020 гг.), человек

Рис. 2. Региональная Гребневая модель возрастных когорт в Рязанской области

(1990-2020 гг.), человек

Рис. 3. Региональная Гребневая модель возрастных когорт в Тульской области

(1990-2020 гг.), человек

Рис. 4. Региональная Гребневая модель возрастных когорт по Владимирской области

(1990-2020 гг.), человек

Для проверки адекватности Региональной Гребневой модели были рассмотрены и северные регионы страны.

Приведем полученные результаты по Вологодской области. Численность населения в области снижается быстрее, чем в центральном округе, начиная с 1990 г., и согласно прогно-

зам, в 2020 г. оно достигнет 1,2 млн. человек. При этом с 2016 по 2020 гг. наблюдается рост числа детей в возрасте до 1-го года, 3-х и 7-ми лет. Более сложная ситуация с группами 16-ти и 18-летних (рис. 5).

Аналогичные расчеты были проведены по Российской Федерации в целом (рис. 6).

Рис. 5. Региональная Гребневая модель возрастных когорт в Вологодской области

(1990-2020 гг.), человек

Рис. 6. Гребневая модель возрастных когорт в РФ (1990-2020 гг.), человек

Полученная модель отражает изменение численности изучаемых возрастных групп и позволяет спрогнозировать перспективные потребности в образовательных услугах. Незначительный спад следует ожидать 18-летних (2016-2020 гг.), который может быть компенсирован в дальнейшем ростом последующих возрастных групп.

Таким образом, выявленные особенности субъектов РФ и России в целом, позволяют сделать следующие выводы и сформулировать определенные предложения для оптимизации работы системы образования: • в изучаемых регионах и по РФ в целом наблюдается положительная тенденция увеличения рождаемости с 2015 года. Если по

стране в целом, численность когорты «До 1-го года» увеличится на 5% к 2020 г., что составит около 104 тыс. человек, то в Московской области рост прогнозируется на 26%, в Рязанской — на 12%, Владимирской — на 10%, Вологодской — на 6%. Диаметрально противоположная тенденция выявлена в Тульской области, где численность данной группы уменьшиться на 9%;

• относительно детей в возрасте «3 года» лет, были определены следующие особенности: по стране рост их числа составит около 12% (216 тыс. человек), а в регионах (Московской, Рязанской, Владимирской и Вологодской областях) прирост будет варьировать от 33 до 9%, соответственно; в Тульской области наблюдается негативный тренд (уменьшение на одну пятую);

• аналогичная ситуация и с возрастной группой «7 лет». Во всех изучаемых регионах, кроме Тульской области и по России в целом, наблюдается рост;

• по России в целом увеличение численности детей в возрасте «16 лет» на пятилетнею перспективу составит 25% (340 тыс. человек). В регионах ситуация неоднозначна: например, в Московской области рост на 30%, в Рязанской — на 23%. Во Владимирской, Вологодской и Тульской областях произойдет уменьшение от 23 до 15%;

• сложная ситуация складывается относительно детей 18-летней группы. Если по Московской области их численность сохраняется на достаточно стабильном уровне, то в Рязанской, Владимирской, Вологодской, Тульской областях, а также в целом по

стране сократиться (на 13% по РФ);

• Гребневая модель для РФ показала, что количество мест в дошкольных и школьных образовательных учреждениях к 2020 г. должно быть увеличено примерно на 12 и 10%, соответственно; для 16-летних требуется расширение на четверть сети учреждений СПО;

• современная реформа высшего образования и оптимизация вузов (а именно: сокращение числа учебных заведений, уменьшение бюджетного финансирования, переход к двухуровневой системе подготовки в высшей школе) ориентирована на ограничение доступности образовательных услуг, что в перспективе может спровоцировать эффект «стеклянного потолка» [7];

• дальнейшее применение подушевого финансирования в системе образования должно учитывать особенности демографической и социальной ситуации в регионах. Применение Гребневой модели

на примере различных российских регионов доказало целесообразность использования данного когортного подхода в рамках структуризации уровней образования.

Модель может быть адаптирована под региональные социально-демографические особенности и с учетом незначительных изменений применяться для оптимизации и повышения эффективности работы территориального образовательного ландшафта.

От эффективной работы образовательной системы в большей степени зависит качество человеческого потенциала и уровень квалификации рабочей силы, что является локомотивом развития любого субъекта РФ.

Литература

1. Рыбаковский Л.Л. Результаты современной демографической политики России // Народонаселение. — 2014. — № 1. — С. 4-5.

2. Рыбаковский Л.Л., Хасаев Г.Р. Стратегия демографического развития России, понятие и содержание // Народонаселение. — 2015. — № 3. — С. 59-60.

3. Доброхлеб В.Г., Медведева Е.И., Крошилин С.В. Новые подходы к моделированию возрастной динамики численности детей и молодежи // Экономический журнал. — 2014. — №3 (35). — С. 30-37.

4. Численность постоянного населения по возрастам на 1 января по регионам [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения 03.04.2016)

5. Архангельский В.Н. Воспроизводство населения России. — М.: Гардарика, 2000.

6. Римашевская Н.М., Медведева Е.И., Крошилин С.В. Гребневая модель прогноза половозрастной структуры детей и молодежи // Народонаселение. — 2014. — №3. — С. 57-68.

7. Медведева Е.И., Слабонь Е.В. Особенности прогнозирования демографических процессов на основе построения региональной гребневой модели // Социально-экономический потенциал территорий и перспективы развития: сборник материалов международной научно-практической конференции. Россия, Коломна, 21 апреля 2016 г. — Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. — С. 229-237.

Bibliography

1. Rybakovsky L.L. Rezul'taty sovremennoy demograficheskoy politiki Rossii [Results of the modern Russian demographic policy]. Narodonaseleniye [Population]. 2014. No. 1. P. 4-5.

2. Rybakovsky L.L., Khasayev G.R. Strategiya demograficheskogo razvitiya Rossii, ponyatiye i soderzhaniye [Strategy of the demographic development of Russia, the notion and contents]. Narodonaseleniye [Population]. 2015. No. 2. P. 59-60.

3. Dobrokhleb V.G., Medvedeva E.I., Kroshilin S.V. Novyye podkhody k modelirovaniyu voz-rastnoy dinamiki chislennosti detey i molodezhi [New approaches to modeling the age dynamics of the population of children and youth]. Ekonomicheskiy zhurnal [Economic Journal], Moscow. Calligrapher. 2014. №3 (35). P. 30-37.

4. Chislennost' postoyannogo naseleniya po vozrastam na 1 yanvarya po regionam. Feder-al'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Interaktivnaya vitrina. [Resident population by age as of 1 January by regions. Federal State Statistics Service. Interactive showcase]. Available at: http://cbsd.gks.ru/ (Accessed: 3 April 2016)

5. Arkhangelsky V.N. Vosproizvodstvo naseleniya Rossii [Reproduction of the Russian population]. Moscow. Gardarika. 2000.

6. Rimashevskaya N.M., Medvedeva E.I., Kroshilin S.V. Grebnevaya model' prognoza polovoz-rastnoy struktury detey i molodezhi [Ridge model for projections of the age-sex structure of children and youth]. Narodonaseleniye [Population]. 2014. No. 3. P. 57-68.

7. Medvedeva E.I., Slabon E.V. Osobennosti prognozirovaniya demograficheskikh protsessov na osnove postroyeniya regional'noy grebnevoy modeli [Specifics of the forecasting of demographic processes on the basis of the regional ridge model]. Sotsial'no-ekonomicheskiy potentsial territoriy i perspektivy razvitiya: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Rossiya, Kolomna, 21 aprelya 2016 g. [Socio-Economic Potential of Territories and Prospects of Development. Proceedings of the international scientific and practical conference held in Kolomna on 21 April 2016]. Kolomna. Gosudarstvennyy sotsi-al'no-gumanitarnyy universitet [State University of Humanities and Social studies]. 2016. P. 229-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.