DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.063
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Научная статья
Жалова И.Н.1, *, Хутько Т.В.2 1 2 ФГБОУВО КрФ «РГУП», Симферополь, Россия
* Корреспондирующий автор (innakirichevskaia[at]mail.ru)
Аннотация
Авторами на основе статистических данных проведено научное исследование тенденции развития демографической политики в Российской Федерации на современном этапе. Выявлены периоды демографического кризиса в отечественной истории и установлены причины демографического провала в приросте населения, что обусловлено, прежде всего, низким социально-экономическим фактором. Проанализированы методы, принимаемые государством на законодательном уровне в области семейной политики, в условиях пандемии с целью достижения положительной динамики развития демографической ситуации в стране в целом.
Ключевые слова: демография, численность населения, государственная семейная политика.
DEMOGRAPHIC PROBLEM IN THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL ASPECT
Research article
Zhalova I.N.1, *, Hutko T.V.2
1 2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Crimean republic, Russian State University of Justice
(RSUJ), Simferopol, Russian Federation
* Corresponding author (innakirichevskaia[at]mail.ru)
Abstract
Based on statistical data the authors conducted a scientific study of the development trend of demographic policy in the Russian Federation at the present stage. The authors identified the periods of the demographic crisis in domestic history and the established the causes of the demographic failure in population growth, which is primarily due to the low socio-economic factor. They analyzed the methods adopted by the state at the legislative level in the field of family policy in a pandemic in order to achieve positive dynamics in the development of the demographic situation in the country as a whole.
Keywords: demography, population, state family policy.
Одним из показателей успешного развития любого государства является стабильная и положительная демографическая ситуация в стране. Когда речь идёт о высокой численности населения, можно говорить и о ведении успешной политики. Реальное выполнение условий поддержания достойного уровня жизни показывает демографическая политика, означающая комплекс мероприятий, направленных на стимулирование уровня населения, снижение смертности.
В Российской Федерации происходит стимуляция, ввиду демографического спада, который преследует Россию с XIX и XX веков. Это последствия Первой Мировой войны и революции (отток оценивается в 18 млн. чел.); голод 1933-1934 гг. (6,5 млн. чел.); Великая Отечественная война (в целом упирается в страшные и колоссальные цифры -до 24 млн. чел.)
Численность населения России на январь 2020 г. составляет 146 млн. 745,1 тыс. человек, это 9 место в мире. На 1 января 2019 года численность населения в РФ равнялась 146 млн. 780,7 тыс. человек, на 1 января 2018 года - 146 млн. 880,4 тыс. К сожалению, уже несколько лет в России смертность превышает рождаемость. Как отмечает Росстат: в первом полугодии 2019 года количество новорожденных составило 719 тыс., что, на 63,1 тыс. меньше, чем за такой же период 2018 года. Количество умерших сократилось, что составило 3,1% [8].
Рождаемость и смертность в России
млн человек/год
1980 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2025 2030 2035
—Родившиеся —Умершие , , свобод
(2017-2035 - текущии прогноз)
Рис.1 - Рождаемость и смертность в России 134
7 мая 2018 года Президентом РФ подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» [1], планируется решение демографической проблемы через повышение основополагающих факторов успешного государства и снижение уровня смертности, а также создание конкурентоспособной экономики и на этой основе улучшение жизни населения, что и будет способствовать решению проблемы. Основная цель - это «осуществление прорывного научно технологического и социально экономического развитие Российской Федерации. Прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и в социальной сфере, на чём акцентировал внимание Президент страны В.В. Путин, возможен только через фактор работающего, финансово обеспеченного, морально и психологически устойчивого человека. Не решая социальных вопросов, экономические задачи решить проблематично или невозможно» [5].
Заместитель заведующего отделом экономики «Независимой газеты» Анастасия Башкатова отметила, что на сегодняшний день в России очередная демографическая катастрофа и показатель достиг максимальной отметки, что является худшим показателем после 2008 года, следуя из отчета статистического ведомства. Ссылаться, что этот демографический провал является «эхом войны» становится все сложнее. На сегодняшний день, в большей степени причина обусловлена экономическими факторами [6].
«Это действительно рекордные показатели естественной убыли населения, и, видимо, нас ждут еще более рекордные показатели», - комментирует данные Росстата заместитель заведующего Международной лабораторией демографии и человеческого капитала РАНХиГС Сергей Шульгин.
Ольга Лебединская, доцент Российского экономического университета, указала на факторы оказывающие влияние на убыль населения: возраст матери переходящий порог детородного, и далее, «смертность населения», с особенностью трудоспособного и молодого возрастов. Одновременно подвела и позитивные итоги о снижении процента младенческой смертности почти на 8% 2019 года по отношению 2018 году.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что показатели Росстата говорят о том, что демографическая проблема в стране существует и не решится окончательно до тех пор, пока имеет место быть низкий социально-экономический фактор. Министерство труда и социальной защиты, проводя анализ данной ситуации, также указывал на возрастающую и негативно сказывающуюся роль, именно низкоэффективной экономики и не растущего уровня доходов семей. Решение проблемы - экономическое стимулирование.
20 июня 2019 года после «Прямой линии» президент Владимир Путин увеличил размер пособия на ребенка после 1,5 лет (который до этого составлял 50 руб. и не менялся с 1998 года) до 10000 - 13000 тыс. руб., в зависимости от региона.
Пособия по уходу за ребёнком от рождения до 3-х лет с 2020 года будут получать около 856 тыс. семей. Но, все же, данные изменения в социальной политике и подобные экономические меры некоторые эксперты считают хоть и позитивными, но недостаточно масштабными [6].
Государственная семейная политика - есть свод социальных норм, направленных на поддержку, укрепление и защиту семей. Можно вывести предположительные государственные меры в семейной политике по повышению рождаемости, ведь главными и основными функциями семьи являются: репродуктивная (то есть рождение нового поколения), затем воспитательная (функция социализации) и духовная (приобщение ребёнка к нормам, традициям и ценностям общества):
1. Финансовое стимулирование в зависимости от суммарного дохода всех членов семьи.
2. Увеличение периода ухода за ребёнком (по необходимости).
3. Материальная государственная поддержка: льготы, пособия.
4. Обязательные единоразовые выплаты (материнский капитал).
5. Пособия семьям на первого ребенка, чей прожиточный минимум ниже среднего.
6. Увеличение дошкольных образовательных учреждений.
7. Улучшение жилищных условий семей с детьми: льготная ипотека и бесплатное жилье.
8. Воспитание и обучение нового поколения семейным ценностям через социальные институты.
9. Доступное предоставление квот на ЭКО семьям, не имеющим возможности естественным способом родить ребёнка.
Весной 2020 года, мир столкнулся с новым явлением и угрозой для всего человечества - эпидемия коронавируса (СОУГО-19). По официальным данным оперативного штаба по борьбе с заболеванием, диагноз СОУГО-19 в России поставили почти 7,5 тыс. пациентов. Впервые за сутки (по состоянию на 07 апреля 2020 года) выявили более тысячу новых больных — 1154 человека. В Москве число зараженных достигло 5181 человек. По всей стране с подтвержденным диагнозом СОУГО-19 умерли 58 человек. 494 пациента выздоровели [7]. В целях дальнейшего нераспространения инфекции правительством РФ были приняты множественные меры по борьбе с вирусом: карантин в течение 30 дней на всей территории РФ; самоизоляция граждан; принятие законов, вносящих поправки в Уголовный кодекс РФ ст. 236 и ст. 207.1. (штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей). Возможно, лишение свободы на срок до двух лет. Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 до 2 млн. рублей, срок лишения свободы — от трех до пяти лет) и в Кодекс об административных правонарушениях РФ - ст. 6.3. и ст.ст. 20.6.1., 13.15. (штрафы в размере от 15 до 40 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 до 500 тыс. рублей. Если же эти нарушения повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но не содержат уголовно наказуемого деяния, штрафы для граждан составят от 150 тыс. до 300 тыс. рублей) [2], [3]. Оба закона содержат нормы о наказаниях: за действия, связанные с нарушением карантина; за злоупотребление свободой слова и распространение фейковых новостей о коронавирусе [9].
Оперативно рассмотрены и приняты Государственной Думой поправки в десятки законов. В частности, законопроектом, что направлен на защиту граждан в условиях эпидемии коронавируса и касающимися поддержания государственной семейной политики, является законопроект № 931441-7 «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого
или второго ребенка». Министерством труда и социальной защиты РФ предложено установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 г. в размере 12 130 рублей; увеличение выплаты по больничным, то есть такие выплаты должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Относительно поддержки семей с детьми -все государственные выплаты могут производиться автоматически, то есть семьям, получающим выплату за первого и второго ребенка, не нужно будет до 1 октября 2020 года подавать заявление о назначении этих выплат на новый срок, извещать органы соцзащиты о смене жительства и т.д. [4].
Таким образом, в следствии, проведения анализа действующей демографической политики в РФ, систематизации статистических показателей рождаемости и смертности, включая кризис, вызванный пандемией коронавируса (COVID-19) предложены государственные меры в области семейной политики по повышению рождаемости в современный период. Считаем, что данные возможности эффективным образом скажутся на положительную динамику прироста населения и стабильность в семейной и социальной политике.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Федеральный закон от 01.04.2020 N 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
3. Федеральный закон от 01.04.2020 N 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
4. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://duma.gov.ru/news/48209/ (дата обращения: 01.03.2020)
5. Елин А.М., Пашин Н.П. Проблемы демографии и пути их решения в современной России // Вестник науки и образования. 2019. № 17(71).
6. Независимая газета. 1997-2020 [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/authors/9274/_(дата обращения: 01.03.2020)
7. РБК [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e8c73099a7947865684c341 (дата обращения: 01.03.2020)
8. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: https://www.gks.ru/_(дата обращения: 01.03.2020)
9. [Электронный ресурс] URL: https://www.law.ru/article/22749-popravki-v-koap-i-uk-v-svyazi-s-koronavirusom_(дата обращения: 01.03.2020)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024]. [in Russian]
2. Federal Law of 01.04.2020 No. 99-FZ O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh [On Amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses]. [in Russian]
3. Federal Law of 01.04.2020 N 100-FZ O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i stat'i 31 i 151 Ugolovno-protsessual'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii [On Amendments to Criminal Code of Russian Federation and Articles 31 and 151 of Criminal Procedure Code of Russian Federation]. [in Russian]
4. The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. [Electronic resource] URL: http://duma.gov.ru/news/48209/ (accessed: 01.03.2020) [in Russian]
5. Elin A.M., Pashin N.P. Problemy demografii i puti ikh resheniya v sovremennoy Rossii [Problems of demography and ways to solve them in modern Russia] // Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education]. - 2019. - No 17 (71). [in Russian]
6. Independent newspaper. 1997-2020 [Electronic resource] URL:http://www.ng.ru/authors/9274/ (accessed: 01.03.2020) [in Russian]
7. RBC: [Electronic resource] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e8c73099a7947865684c341(accessed: 01.03.2020) [in Russian]
8. Federal State Statistics Service. [Electronic resource] URL:https://www.gks.ru/ (accessed: 01.03.2020) [in Russian]
9. [Electronic resource] URL:https://www.law.ru/article/22749-popravki-v-koap-i-uk-v-svyazi-s-koronavirusom (accessed: 01.03.2020) [in Russian]