13. Фалалеева И. Н. Проблемы управления калмыками Астраханской губернии и Земли войска Донского в сравнительном отношении // Политика и общество. 2014. № 11.
14. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (ред. от 24.11.2014) //Собрание законодательства РФ. 2005. № 50. Ст. 5245.
15. URL: http://www. 1 tv.ru/news/polit/285351
the Don Cossacks in comparative terms // Politics and society. 2014. № 11.
14. Federal law of05.12.2005 № 154-FZ «On state service of the Russian Cossacks» (24.11.2014) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2005. № 50. Art. 5245.
15. URL: http://www. 1 tv.ru/news/polit/285351
УДК 316.6 ББК 60.5
О. Ю. Ангел
ДЕЛОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ - ФИКТИВНЫЙ АТРИБУТ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
В статье выявляются закономерности и основные факторы, влияющие на имидж делового человека в процессе построения его профессиональной карьеры. Автор приходит к выводу, что для достижения делового успеха необходимо не только обладать определенными профессиональными навыками, но и тщательно продумывать собственный имидж.
Ключевые слова: карьера, успех, профессия, статус, образ, имиджмейкер, стереотипы, деловая репутация.
BUSINESS AND SOCIAL IMAGE - FICTITIOUS ATTRIBUTE OF SUCCESSFUL
PROFESSIONAL CAREER
The article seeks to identify patterns and key factors that affect the relationship of the image of a business person and a professional career. In the analysis the author comes to the conclusion to build a successful professional career, not only do you need to possess certain skills, but also need to think carefully about the image.
Keywords: career, success, career, status, image, image-maker, stereotypes, business reputation.
Развитие конкуренции во всех областях жизни, рыночные отношения привели к актуализации понятия «имидж» - преднамеренного создания образа в сознании людей как эффекта личной презентации. В мире постоянно растет роль информации, поэтому имидж неизбежно будет привлекать все большее внимание и теоретиков, и практиков. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностной и профессиональной характеристике делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. В 60-х годах XX века в деловой оборот понятие «имидж» ввел американский экономист Болдуинг и обосновал его полезность для делового человека. Затем имидж как специфический феномен был взят на вооружение политологами, которые увидели в нем важное направление своей работы. Кроме того, в трудах Н. Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма» дано на-
учно-прикладное обоснование практической ценности этого феномена. Н. Макиавелли убедительно показал, какое значение для государственного лица имеет обладание соответствующей «личиной» (маской), а Г. Лебон интерпретировал «имиджирование» как средство достижения политического успеха благодаря эффекту «личного обаяния».
Слово «имидж» в России стало звучать с экранов телевизоров в эпоху перестройки, которая впервые за историю Советского Союза широко открыла двери частному предпринимательству. Если в 90-х годах прошлого столетия характеристика политика непременно включала в себя не менее звучное слово «харизма», то, когда речь шла об уважаемом бизнесмене, упоминание о деловом имидже было признаком хорошего журналистского тона. Стоит заметить, что в развитых странах этому понятию не придают такого большого смысла, как в России, так как все ду-
мающие граждане прекрасно понимают, что современные PR-технологии позволяют создать практически любой имидж любому человеку или компании [1]. Значение модного слова «имидж» зачастую путают с понятием «деловая репутация», что позволяет имиджмейкерам умело вводить разнообразную аудиторию в серьезное заблуждение. Расставляя все точки над «и», следует отметить, что имидж - это образ человека, продукта или компании, который создается исключительно искусственным путем. В то время как деловая репутация формируется годами и отражает реальные достижения бизнесмена или предприятия, подтвержденные финансовым и социальным успехом. Имидж является некоторой фикцией, которая с успехом используется в деловых кругах и рекламе для максимально выгодного представления личности или коммерческого проекта. Конечно, встречаются случаи, когда положительный имидж и деловая репутация соответствуют реальному положению вещей, однако эту популярную характеристику все равно следует относить к искусственно изготовленным инструментам современного бизнеса и общественных взаимоотношений. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.
Для того чтобы построить успешную профессиональную карьеру, нужно не только обладать определенными профессиональными навыками, но и соответствовать требованиям, предъявляемым к внешнему виду. Одним словом, современному деловому человеку просто необходимо тщательно продумывать свой образ, или, как мы сегодня говорим, имидж.
Имидж выступает как информация о человеке, его положении в обществе, передаваемая окружающим посредством созданного образа. В переводе с английского слово image обозначает «образ», искусственно созданный продукт масс-медиа. Другой перевод этого слова - «идол» более точно отражает сущность имиджа личности, товара или компании, который иногда является предметов бездумного поклонения [2]. И еще одно значение данного понятия - это «призрак», при внимательном осмыслении оно полностью раскрывает все тайны этой знаковой составляющей современного делового мира [3]. Сущность данного процесса состоит в том, что имидж выступает в качестве упрощенного способа донесения информации до широких масс в целом и отдельного человека в частности. Формируя свой образ, каждый член общества воспринимает образы окружающих людей посредством своей индивидуальной системы ценностей. Восприятие
человека человеком является обязательным условием любой совместной деятельности людей. Восприятие - это динамичный процесс, обусловленный многочисленными психологическими и социально-демографическими характеристиками общающихся между собой людей.
Имидж связан с таким социально-психологическим явлением, как общественное мнение. Конкретный объект или ситуация, событие, являющееся объектом формирования общественного мнения, никогда не выступает изолированно, а дано во взаимодействии с другими объектами и процессами, с которыми он сравнивается, которые учитываются при его оценке и влияют на него.
Поскольку имидж - это впечатление о нас или наш внешний и внутренний облик в понимании других, то, как следствие, деловой имидж есть представление, которое человек создает сам о себе, внешнее отражение его личности и показатель его деловых и человеческих качеств. Чем оно удачнее, тем выше профессиональный авторитет, тем легче находить общий язык с окружающими и завоевывать их признание и должное уважение. К представителям разных профессий общество предъявляет вполне определенные требования. Правильно создать профессиональный имидж - значит оправдать те ожидания, которые другие ждут от внешнего облика человека. Образ человека на рабочем месте должен демонстрировать те качества, которые общество требует от представителей данной специальности. В основе формирования собственного имиджа лежит работа над собой, над своей внешностью, которая зависит не только от внешних атрибутов, но и от состояния здоровья и работоспособности человека, его настроения и душевного комфорта, от умения управлять собой в стрессовых ситуациях и условиях профессиональной деятельности.
Можно выделить следующие функции имиджа [4]: 1) личностно возвышающую - благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности она становится социально востребованной. Суть этой функции состоит в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а также нравственную меру терпимости и такта; 2) психотерапевтическую - личность благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе; 3) межличностную адаптацию - благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе
внимание, оперативно установить доброжелательные отношения; 4) затенение негативных личностных характеристик - посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, прически и так далее можно отвлечь людей от недостатков человека; 5) организацию внимания - привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что человек говорит или демонстрирует; 6) преодоление возрастных рубежей - искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста. Главное назначение имиджа -достичь эффекта личного притяжения.
Целесообразно разделять имидж на корпоративный (образ компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и так далее) и индивидуальный (образ политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т. п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, то есть по отношению к организации и индивиду можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж формируется во внешней, окружающей среде, в сознании контрагентов - клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности в целом. Он складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения. Исследователи предлагают три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных условиях; сопоставительный, предусматривающий сравнение близких имиджей.
Феномен имиджа основан на особой чувствительности человека к социальному влиянию. В нашей стране внимание и оценка выступают сильнейшим регулятором поведения людей, поэтому они и ведут себя в группе совершенно иначе, чем наедине с собой, меняя стиль общения и поведения, активность и скорость мышления, способы взаимодействия в зависимости от значимости оценки их другими людьми. В настоящее время актуальными становятся исследования имиджа лидерского поведения в связи с практической значимостью рационализации и эффективности управления, особенно в высших эше-
лонах политической и экономической власти. Бурное развитие таких отраслей, как политическая психология, PR-деятельность, коммерческая и политическая реклама, психология менеджмента, требует знания психологических особенностей лидерства, особенно внешних его проявлений. Опыт проведения политических кампаний, презентаций бизнес-лидеров свидетельствует о появлении таких специалистов в этой сфере, как консультант по имиджу.
Имиджмейкеры используют богатейший материал, накопленный в психологических исследованиях поведения, историческую и мемуарную литературу о выдающихся полководцах и властителях. Создание имиджа обусловлено стремительным развитием высоких технологий, усложнением сферы управления, переизбытком информации, стремительной сменой событий. Имидж становится ярлыком, знаком, символом. Для его конструирования используется стереотип, который является порождением конкретной ситуации. Существование стереотипа ограничено временем существования ситуации. Технологи-имиджмейкеры обычно используют стереотип для стимуляции примитивных потребностей людей, вызывая тем самым упрощенность видения ситуации. Стереотипы используются ТВ-каналами, связаны с конкретным представлением о человеке. Лидер идентифицируется как «свой» или «чужой». Эксплуатация стереотипа приводит к стимуляции примитивных форм восприятия - эротизации рекламы, кино, эстрадных шоу.
Необходимо помнить, что стереотип и имидж упрощают реальные представления, имеют максимальный социальный результат. При этом обязательным условием является сохранение этического принципа работы с имиджем, несоблюдение которого обусловливает поражение лидера.
Итак, формирование имиджа должно осуществляться с учетом трех основных позиций. Во-первых, важной составляющей имиджа является индивидуальность, так как она представляет собой единство свойств и качеств человека, радикально отличающих его от других. Во-вторых, человек - это общественное существо, потребность которого в общении проявляется в двух противоположных тенденциях. С одной стороны, он нуждается в усвоении социального опыта, в результате которого его поведение становится адекватным требованиям общества. С другой стороны, каждый человек воспринимает себя как нечто самостоятельное, автономное. Он противопоставляет свое «Я» обществу, что есть индивидуализация. Продолжением этого процесса является утверждение индивида в обществе, завое-
вание уважения, авторитета. Данное явление получило название «персонализация». В-третьих, вступая в разнообразные взаимоотношения, индивид входит в состав различных социальных групп и принимает на себя ту или иную социальную роль. Имидж представляет собой неповторимое сочетание индивидуальных черт личности и ее поведения, однако положение и успех зависят и от того, в какой степени она согласует свое поведение с правилами, которые существуют в данном обществе.
Имидж человека со временем претерпевает изменения под воздействием внешних факторов.
Человечество пережило несколько символических типов. Первым был человек, ориентированный на традицию, который поступал так, как предписывалось ему сообществом. Затем основным типом стала внутренне ориентированная личность, поведение которой определялось заложенными внутренними принципами и нормами. Сегодня актуален внешне ориентированный тип, который не только полностью нацелен на внешнее признание, но и в принципе не уверен в себе и не может существовать без этой внешней поддержки.
Литература
Bibliography
1. Голиков О. И. Деловой и социальный имидж - фиктивный фасад успеха. URL: http:// copdoc.ru/articles/51 .html
2. Черных П. Я., Шесторико И. Этимологический словарь. М., 2007. Т. 1.
3. Гусарова Ю. В. О некоторых основаниях разделения понятий «образ» и «image» // Вестник Амурского государственного ун-та. 1999. Вып. 7.
4. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002.
5. Шепель В. М. Имиджелогия. М., 1996.
6. Петрова Е. А. Имидж как социально-психологический феномен. М., 2006.
7. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии. М., 2007.
8. Скорев М. М., Кирищиева И. Р. Качество трудовой жизни через реновацию трудовых ресурсов // Инженерный вестник Дона. 2012. № 2.
9. Гафарова Л. А. Социальные детерминанты экономического роста: неравенство в распределении доходов // Инженерный вестник Дона. 2014. № 4.
10. Jodelet D. Represetations sociales: un domaine en expansion // Les represetations sociales. Paris, 1989.
11. Weilbacher W. Cases in advertising. N.Y.; L., 1981.
1. Golikov I. O. Business and social image - fictitious facade of success. URL: http://copdoc.ru/ar-ticles/51.html
2. Black P. Yu., Shestoriko I. Etymological dictionary. Vol. 1.
3. Gusarova Y. V. On certain grounds for drawing a distinction between «image» and «image» // Bulletin of the Amur state university. 1999. Vol. 7.
4. Shepel V. M. Imageology. How to make people like. Moscow, 2002.
5. Shepel V. M. Imageology. M., 1996.
6. Petrova E. A. The image as a socio and psi-hology phenomenon. Moscow, 2006.
7. Panasyuk A. Yu. Image Formation: Strategy, psycho, psycho. Moscow, 2007.
8. Skorew M. M., Kirishiev I. R. Quality of work life through the renovation of labour// Engineering journal of Don. 2012. № 2.
9. Gafarova L. A. Social determinants of economic growth: inequality in income distribution // Engineering journal of Don. 2014. № 4.
10. Jodelet D. Represetations sociales: un domaine en expansion // Les represetations sociales. Paris, 1989.
11. Weilbacher W. Cases in advertising. New York; London, 1981.