Научная статья на тему 'Деловой этикет как фактор эффективного воздействия в управлении'

Деловой этикет как фактор эффективного воздействия в управлении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3238
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловой этикет как фактор эффективного воздействия в управлении»

Погребнова Н.М., заведующий муниципальным учреждением «Отдел культуры, физической культуры и спорта Администрации Каменского района Ростовской области»

Деловой этикет как фактор эффективного воздействия в управлении

Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей, ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и так далее. Умелое деловое общение во многом определяет успех деятельности.

Все большее распространение в деловых кругах получает деловой этикет, отражающий накапливающийся опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.

Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время презентации, на приеме, за столом; предписывает, как дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку....

Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управлять отрицательными и положительными эмоциями, манере разговаривать.

Знание правил этикета - залог успеха любых переговоров, а следовательно, помощь руководителю учреждения в установлении деловых и финансовых контактов, позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных

действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Нарушение этикетных норм может привести к нежелательному результату в процессе общения, поставить человека в нелепое положение, создать анекдотическую ситуацию.

Деловое общение немыслимо без соблюдения правил вербального (речевого) этикета, связанного со стилем речи (манерой говорить, словарным запасом), принятым у данного круга людей. Однако, необходимо использовать и невербальные приемы общения, например приветствие, помимо «Здравствуйте!», «Добрый день», может сопровождаться поклоном, кивком, взмахом руки и так далее.

Обращение по имени, а лучше по имени и отчеству, демонстрирует душевное расположение и говорит о воспитанности человека. Среди деловых людей имеет право на жизнь и обращение «господа». Оно подчеркивает, что собеседники свободны и независимы в своих действиях более чем какая-либо другая социальная группа в современной России.

В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос, соблюдая всегда чувство меры и такт.

В вербальном общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них - «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи Вам!», «Желаю успеха», «Ни пуха, ни пера!» и тому подобное, произносимые с различными оттенками.

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты собеседнику:

- выражающие одобрение, положительную оценку его деятельности;

- подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность

поступков делового партнера;

- оценивающие его умственные достоинства.

Комплименты всегда воодушевляют, придают уверенность. Если вы имеете дело с новичком особенно важно помнить о комплименте. Деловой этикет предписывает при переговорах неукоснительное соблюдение правил

поведения, принятых на родине партнера. Какими бы ни были эти традиции, их стоит выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха.

Не стоит быть излишне говорливым: болтливость - признак дурного тона. Избегайте и другой крайности - замкнутости, мрачного вида, нелюдимости.

Служебная переписка - это очень важная часть делового этикета. Одно из главных требований к письму - оно не должно быть длинным. Чтобы ваше письмо прочли, постарайтесь уложиться на полутора, а еще лучше - на одной странице машинописного листа. Старайтесь избегать в деловом письме многосложных, непонятных слов и выражений. Письмо должно отражать индивидуальность автора и стиль учреждения, где он работает.

При деловой переписке надо помнить, что впечатление, производимое письмом на адресата, помимо содержания, немало зависит от таких «мелочей», как конверт, фирменный бланк и так далее.

Письмо должно строиться по следующей схеме:

Внимание - интерес - просьба - действие.

Надо помнить, что, формулируя просьбу, вы должны предоставить адресату ограниченный выбор вариантов. Чем меньше вариантов, тем больше вероятность успеха.

Деловые беседы, совещания. Надо стараться проводить их как можно реже и в короткие сроки. Если они затягиваются - значит, плохо подготовлены.

Коллективное решение вопросов - исключение из правил, а не правило. Если вы хотите решить серьезную проблему, пригласите только тех специалистов, которых она касается непосредственно.

Старайтесь проводить совещания регулярно в одни и те же дни, в одно и то же время, в одном и том же помещении. В противном случае вам никогда не удастся собрать всех участников.

Для ответственного совещания речь нужно готовить самому. Специалисты сразу поймут, владеете ли вы вынесенной на обсуждение проблемой.

Завершая совещание:

- подведите итоги;

- соотнесите окончательное решение с поставленными задачами;

- корректно оцените прозвучавшие на совещании предложения.

При деловом общении руководителя с подчиненными, партнерами, в выступлениях перед аудиторией, в печати, деловой переписке и т.д. залогом успеха является речь не только правильная, но и красивая.

Точные, емкие, красочные изречения, оставленные нам в наследство коллективным разумом предшествующих поколений и осторожное, оправданное смыслом введение их в речь сделают ее более эмоциональной и доходчивой:

Истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.

Франсуа де ЛарошФуко (французский писатель XVIII в).

Глупые мысли бывают у каждого, только умный их не высказывает.

Такое изречение немецкого поэта 19 века Вильгельма Буш (немецкий поэт XIX в.)

Старайся знать всё о чем-нибудь и что-нибудь обо всем.

Генри Питер Брум (английский политик XVIII в).

Культура поведения руководителя должна проявляется на каждом шагу: во время мимолетного разговора с подчиненными, коллегой, на производственном совещании, в общении с деловыми партнерами.

Так как успех вашего предприятия, учреждения, отдела тесно связан с этикетом, для овладения которым требуется время, желание и настойчивость.

Список литературы:

1.Венедиктова В.И, «О деловом этике и этикете», Москва 1994г.

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Культура и искусство речи», Ростов-на-Дону, издательство «Феникс» 1996г.

3. Власова Л.В, Сементовская В. К. «Деловое общение», Ленинград

1980г.

4. Павленок П. Д. «Основы социальной работы», М., НФРА-М, 2004г.

5. Справочник руководителя учреждения культура, «Деловой этикет», Е.Дашковой, Е.Виноградовой, М. 2004г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.