Научная статья на тему 'Деловая репутация юридического лица в современном деловом обороте'

Деловая репутация юридического лица в современном деловом обороте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая репутация юридического лица в современном деловом обороте»

себя избирательную систему Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и избирательную систему Ямало-Ненецкого автономного округа (далее ХМАО и ЯНАО).

Одновременно, целесообразно говорить не о совокупности избирательных систем, входящих в состав сложносоставного субъекта регионов. Избирательная система в частности Тюменской области, явление самостоятельное, базирующееся на практике взаимодействия области и автономных округов по формированию органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, уставами данных субъектов РФ, региональными законами и договорами (соглашениями) между их органами власти.

Также отметим, что особенности избирательной системы Тюменской области зависят от политической обстановки в регионе, политических предпочтений избирателей, социально-экономических факторов, интересов и мнения коренных малочисленных народов региона.

По мнению автора, в рамках проводимой модернизации избирательной системы в целом, избирательная система Тюменской области, обладающей статусом сложносоставного субъекта Российской Федерации, нуждается в приближении выборных процедур к населению. Она должна решать задачу отражения в законодательном (представительном) органе общих для регионов целей.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017).

3. ЧиркинВ.Е. Современное федеративное государство. М.: Изд-во МНИИМП, 1997. С. 6.

4. King P. Federalism and Federation, London, 1982. P. 76.

5. Прохоров А.В. Понимание федерации и федерализма в современной юридической литературе / А.В. Прохоров // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 3. Ч. 2. С. 54.

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СОВРЕМЕННОМ

ДЕЛОВОМ ОБОРОТЕ Гонтарь Б.А.

Гонтарь Богдан Александрович — магистрант, направление: юриспруденция, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Южный институт менеджмента, г. Краснодар

Из всех видов нематериальных благ, которые предусматривает ст. 150 ГК РФ, юридическому лицу может принадлежать доброе имя, деловая репутация, имя (наименование). К нематериальным объектам относят коммерческую тайну и интеллектуальную собственность.

Законодательством нематериальные блага характеризуются как неотчуждаемые и непередаваемые, иначе можно сказать, что не допускает использование нематериальных благ, как объектов гражданско-правовых сделок по отчуждению и не признает их «товарности», оборотоспособности [1]. Таким образом, деловая репутация юридического лица не относится к нематериальным благам.

Однако, следует отметить, что деловую репутацию нельзя однозначно причислить ни к материальным, ни к нематериальным объектам. Деловая репутация физическим объектом не является и не наделена определенными характеристиками.

Относительно отсутствия у нематериального блага имущественного эквивалента и невозможности точно оценить его в деньгах можно сказать, что большинство нематериальных благ оценить нельзя. Действительно, трудно даже предположить, что можно найти какой-нибудь денежный эквивалент чести человека и его достоинству. Однако деловая репутация юридического лица данному признаку не отвечает, т.к. в ряде случаев получает денежную оценку.

В этой связи следует обратиться к Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [3], п. 55, где деловая репутация юридического лица относится к нематериальным активам, а в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 [4], п. 4 определяет, что в состав нематериальных активов включается деловая репутация организации. Деловая репутация юридического лица отнесена указанными нормативными актами к нематериальным активам, а учет нематериальных активов является учетом имущества. Таким образом, современная методология введения бухгалтерского учета относит деловую репутацию к имуществу юридического лица.

Бухгалтерский учет определяет деловую репутацию юридического лица как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, которая отражена в бухгалтерской отчетности. Анализируя данное положение, следует признать, что в некоторых случаях деловая репутация юридического лица оценивается в денежном выражении.

Данное утверждение подвергает сомнению представление, что деловая репутация юридического лица не поддается денежной оценке и заставляет пересмотреть взгляд на деловую репутацию как объект гражданских прав. Но здесь следует отметить, что указанное положение распространяется не на понятие «деловая репутация» вообще, а только на деловую репутацию такого субъекта гражданского оборота, как коммерческое юридическое лицо.

Стоимость деловой репутации стала реальной величиной в современных деловых правоотношениях, которые влияют на экономические показатели товара, а иногда, и на его стоимость.

Например, в целях пресечения предоставления недостоверных сведений о таможенной стоимости отдельных товаров, ввозимых на территорию РФ и обеспечения взыскания таможенных платежей в полном объеме, ГТК России определил информацию, которая используется в обязательном порядке при осуществлении контроля таможенной стоимости. В некоторых случаях при определении стоимости некоторых ввозимых товаров, на территорию РФ, учитывается и стоимость деловой репутации юридического лица. Например, в Письме ГТК РФ от 31.03.2003 № 01-06/13755 «О контроле таможенной стоимости отдельных товаров, классифицируемых кодом 3701 30 000 0 ТН ВЭД России» [5] указано: основными факторами, оказывающими влияние на стоимость фотополимерных пластин, являются следующие:

1) стоимость сырья и материалов, количество и состав которых определяется в зависимости от предназначения по видам печати;

2) технологические и производственные затраты;

3) коммерческие условия сделки, предусмотренные внешнеторговым контрактом (количество закупаемой продукции, базис поставки, условия оплаты, уровень продажи, репутация продавца на рынке и т.д.).

Зарубежный опыт также относит деловую репутацию к нематериальным активам, но при этом данный показатель учитывается при продаже и, что интересно, амортизируется на период, имеющий свои особенности в различных странах: в Японии максимальный период амортизации составляет 5 лет, в Нидерландах и Швеции - 10, в Австралии - 20, в Канаде и США - 40.

Таким образом, можно сказать, что в современном деловом обороте невозможность эквивалентной денежной оценки деловой репутации юридического лица преодолевается. В мировом деловом сообществе деловая репутация юридического лица капитализируется и является одним из ключевых факторов при оценке стоимости юридического лица, финансовых показателей, устойчивости и стабильности развития.

Положительная деловая репутация юридического лица в современном деловом сообществе содействует привлечению инвестиций. При получении заемных денежных средств определяющую роль играет деловая репутация заемщика, на основании которой формируется степень доверия. В данном случае деловая репутация юридического лица определяется следующими факторами:

1) кредитная история заемщика, является самым объективным фактором, который имеет количественное описание (какие и где заемные средства были получены ранее, исполнение договорных обязательств по кредитам, имеющиеся просрочки и т. д.). В большинстве случаев кредитная история представляет собой определяющий фактор при принятии решения о выдаче кредита, его сумме, а так же размера процентной ставки;

2) история деятельности заемщика. При определении рисков, связанных с выдачей заемных денежных средств определённому заемщику, важным фактором является представление заимодавца о состоянии дел заемщика, как определены тенденции развития и как эффективно

65

заемщик способен решать возникающие проблемы. Формирует данное представление история деятельности заемщика (финансовые показатели за определённый период времени, объемы реализованных товаров или услуг, показатели изменения размера чистых активов, судебные процессы юридического лица и т.д.);

3) рекомендации лиц, в том числе юридических, а так же государственных и муниципальных властей, которым заимодавец, по его мнению, имеет основания доверять;

4) компетентность руководящего состава и сотрудников заемщика. Например, увольнение ведущих специалистов или приход высококвалифицированных специалистов может повлиять на имеющееся представление заимодавца о перспективах деятельности и рисках, связанных с предоставлением заемных денежных средств.

Как показывает статистика, то 63% руководителей различных предприятий считают, что деловая репутация представляет собой одни из трех основных факторов, который учитывается инвесторами, а 79% считают, что инвесторы и кредиторы деловую репутацию юридического лица относят к важным или исключительно важным факторам.

Современное деловое сообщество оценивает деловую репутацию юридического лица по качественным и по количественным показателям. Например, к качественным показателям относят следующие:

1) качество товара или услуг;

2) квалификация руководителя;

3) успех на рынке (как внутреннем, так и внешнем), т. е. узнаваемость и известность компании;

4) лидерство в своем направлении;

5) инвестиции и перспективы развития;

6) финансовое состояние.

Таким образом, деловая репутация юридического лица в современном деловом обороте определяется тем, что подлежит денежной оценке и учету на балансе этого юридического лица, а также может быть отчуждена в составе имущественного комплекса. Современная наука определяет, что деловая репутация юридического лица представляет собой нематериальное благо, на основании деловой репутации формируется представление о компании в современном деловом сообществе.

Можно сказать, что деловая репутация юридического лица индивидуализируют его, как, например, фирменное наименованием или товарный знак. Именно положительная или отрицательная оценка деловой репутации юридического лица формирует степень его надежности, исполнительности принятых на себя обязательств, аккуратности и уровень соответствия требованиям партнеров.

Нематериальные блага составляют группу объектов гражданских прав, которые характеризуются отсутствием экономического содержания, невозможностью денежной оценки, «нетоварностью», необоротоспособностью, отсутствием возмездности. Но следует отметить, что проведенное исследование деловой репутации юридического лица такой характеристики не дает и применить к ней указанные признаки в современном деловом обороте уже невозможно. В настоящий момент деловая репутация юридического лица представляет собой объект гражданских прав, который имеет собственные характеристики.

Список литературы

1. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51 -ФЗ (с измен. от 5 декабря 2017 г. № 381-ФЗ) // Российская газета, 8 декабря 1994 г. № 238-239.

2. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с измен. от 5 декабря 2017 г. № 381-Ф3) // Российская газета, 6, 7, 8 февраля 1996 г. № 23, 24, 25.

3. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с измен. от 29 марта 2017 г. №47н) // Ведомственное приложение к Российской газете, 31 октября 1998 г.

4. Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (с измен. от 16 мая 2016 г. № 64н) // Российская газета, 2 февраля 2008 г. № 22.

5. Письмо ГТК РФ от 31 марта 2003 г. № 01-06/13755 «О контроле таможенной стоимости отдельных товаров, классифицируемых кодом 3701 30 000 0 ТН ВЭД России» // Бюллетень Таможенные ведомости, 2003 г. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.