Научная статья на тему 'Деловая репутация региона как комплексный показатель социально-экономического развития территории'

Деловая репутация региона как комплексный показатель социально-экономического развития территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
596
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ТЕРРИТОРИЯ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ГУДВИЛЛ / BUSINESS REPUTATION / TERRITORY / REGION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENTS / GOODWILL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Васин С. М., Плешакова Н. А.

В статье показано значение деловой репутации региона для территориального развития. Представлены возможности оценки деловой репутации. Отмечена взаимосвязь между инвестиционной активностью и репутационными характеристиками территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business reputation of the region as complex indicator of social and economic development of the territory

In article value of business reputation of the region for territorial development is shown. Possibilities of an assessment of business reputation are presented. The interrelation between investment activity and reputational characteristics of the territory is noted.

Текст научной работы на тему «Деловая репутация региона как комплексный показатель социально-экономического развития территории»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 332.146:330.322

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РЕГИОНА КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

© С. М. ВАСИН, н. А. ПЛЕШАКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра менеджмента и экономических теорий e-mail: plnat@bk.ru

Васин С. М., Плешакова Н. А. - Деловая репутация региона как комплексный показатель социально-экономического развития территории // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 272-274. - В статье показано значение деловой репутации региона для территориального развития. Представлены возможности оценки деловой репутации. Отмечена взаимосвязь между инвестиционной активностью и репутационными характеристиками территории.

Ключевые слова: Деловая репутация, территория, регион, социально-экономическое развитие, инвестиции, гудвилл.

Vasin S. M., Pleshakova N. A. - Business reputation of the region as complex indicator of social and economic development of the territory // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 272-274. -

In article value of business reputation of the region for territorial development is shown. Possibilities of an assessment of business reputation are presented. The interrelation between investment activity and reputational characteristics of the territory is noted.

Keywords: Business reputation, territory, region, social and economic development, investments, goodwill.

В настоящее время регионы Российской Федерации, равно как и хозяйствующие субъекты, находятся в высококонкурентной среде. Происходит борьба за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, креативные эксклюзивные идеи. Наконец, за специалистов, способных эффективно управлять процессами конкурентного взаимодействия. При этом в выигрышном положении находятся те регионы, которые не только обладают востребованными региональными ресурсами, но и умеют с выгодой для своего развития воспользоваться ими. В этих условиях значительно возрастает роль удачного позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития. В рыночном понимании позиционирование - это создание (воссоздание) привлекательного образа продукта, товара или услуги, повышающего его конкурентоспособность. С такой точки зрения любой регион можно рассматривать как специфический товар, потребителями полезных свойств которого выступают жители, инвесторы, предприниматели, туристы [3].

Когда говорят о развитии города, области или государства, прежде всего имеют в виду транспортные сети, технологический прогресс и социальное обеспечение. И достаточно редко упоминают маркетинг, хотя

именно он - сердце тех процессов, которые делают богатые города богатыми.

Фактически территории во все времена выстраивали свою политику интуитивно на основе маркетинговых технологий. Взглянув на историю средневековья, мы обнаружим, что города и их правители стремились обрести те или иные атрибуты - привлечь кафедру архиепископа, чтобы увеличилось количество паломников, открыть университет для привлечения студентов и ученых, и т. д. Целью всех этих мероприятий было увеличение возможностей для совершения различных сделок на территории города: между городом и компаниями, между городом и жителями, между компаниями и жителями, между жителями и посетителями [1]. Говоря иначе, проводились мероприятия для повышения имиджа региона.

имидж региона можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений. Имидж региона - разноплановый, эмоциально-окрашенный, искусственно создаваемый образ, кото-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

рый складывается в сознании людей. Имидж конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением, как данного региона, так и населенных пунктов, входящих в состав данного региона [3].

Также для точной идентификации города и подобных действий всегда использовались различные визуальные и вербальные решения: начиная с герба города, который нередко отражал не только историю его возникновения или родословную правителей, но и некоторые отличительные особенности, широко известные (или должные быть известными) за его пределами, и, заканчивая девизом, который в лаконичной форме расшифровывал визуальную символику [1].

В современном мире идентификацией любой территории является ее бренд. Бренд региона - совокупность непреходящих ценностей, отражающих неповторимые оригинальные потребительские характеристики региона и сообщества, получившие общественное признание и известность, пользующиеся стабильным спросом потребителей. Бренд региона формируется на основе ярко выраженного позитивного имиджа региона, и является высшим проявлением асоциальных потребительских предпочтений, важнейшим фактором конкурентных преимуществ региона, активом региональной экономики [3].

В настоящее время можно говорить о критической зависимости региона от того, насколько эффективно на его территории осуществляется привлечение партнеров для формирования договорных отношений. При этом таким партнерам важно понимание территориальных различий, так называемой региональной

дифференциации, в целях выбора одного из субъектов для совершения сделки. Решение этой проблемы требует последовательного решения ряда задач, таких как, идентификация сильных и слабых сторон региона, выявление его конкурентных преимуществ и конкурентной позиции, определение целевой аудитории, разработки стратегии и инструментария достижения этой целевой аудитории [1].

комплекс возможностей для реализации существенных интересов членов различных групп целевой аудитории олицетворяет собой репутация региона. Репутация региона - динамическая характеристика жизнедеятельности региона, формирующаяся в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени. Это ценностные убеждения, мнение человека (группы лиц) на основе полученной достоверной информации о регионе, личного опыта взаимодействия в социуме региона. Это гарантия эффективного использования конкурентных преимуществ данной территории для жизни, бизнеса, капиталовложения, отдыха, учебы. говоря иными словами, деловая репутация региона может послужить тем самым комплексным показателем социально-экономического развития региона, ориентируясь на который инвесторы и смогут оценить свои инвестиционные возможности вклада по отношению к конкретному региону [3].

Попробуем выразить деловую репутацию графически с помощью лепестковой диаграммы, построенной с помощью логарифмической шкалы (рис. 1). Рассмотрим две территории - Пензенскую и Белгородскую области, относящихся к Приволжскому и Центральному федеральным округам соответственно.

Пензенская область Бепгородсткая область

Мощность амбулаторно- 2-3 2^.,-'

лйлнелиничвс кик ^ 1 : з учр ежденип на 10 ООО V чел.; пгсешешш е смену

Ур з в ень зконошічк кж активного населения. %

Удельный БЄС

ЗЕТОМОЙИЛЬНЬБІ дороге

усовершенствованным покрытием Е протяженности автомобильных дороге ТБ ер д ым покрытием ойщего пользования.

Доля населения с денежными доходами выше величины прожиточного минимума, %

642

Выпуск специалистов

ВУЗами, тыс. чел.

Рис. 1. Социально-экономические показатели регионов (приведены данные за 2010 год)

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 28 2012 г.

На рисунке даны лишь некоторые показатели, которые, на наш взгляд, явно отражают социальноэкономическое состояние региона и должны интересовать потенциальных инвесторов. Диаграмму можно дополнить уровнем цен на жилье и продукты питания, показателями по культуре, правонарушениям, транспорту и окружающей среде и прочими.

Можно представить, что площадь образованных многоугольников отражает деловую репутацию регионов: чем больше площадь, тем выше репутация.

Также может быть интересен анализ количества и качества инвестиций прошлых лет, отражающих региональную динамику и, как следствие, репутацию субъекта. На рис. 2 представлена такая взаимосвязь).

Традиционно, экономической интерпретацией деловой репутации был гудвилл (стоимостная оценка деловой репутации). Эта характеристика может служить обоснованием инвестиционной активности региона.

Конечно, говоря о деловой репутации региона как о комплексном показателе его социально-экономического развития для инвесторов, нужно сделать ряд допущений, связанных с субъективным отношением потенциальных инвесторов, не исключая человеческий фактор:

- особенности исторического развития региона, которые могут повлиять на психоэмоциональное поведения инвестора;

- географическое положение территории;

- различные политические факторы, включая черный пиар власти и другие.

Итак, стремительное развитие межрегиональных экономических, культурных и социальных связей в конце XX века привело к развитию острой конкуренции регионов за инвестиционные ресурсы, позицию на экспортных рынках, туристические потоки и высококвалифицированных жителей и мигрантов. для того, чтобы повысить свою привлекательность, территории стали прибегать к использовании традиционного коммерческого инструмента - брендинга - в реализации своих программ социально-экономического развития [2]. Имея положительную деловую репутацию,

регионы привлекают новых инвесторов, что в будущем вновь ведет к росту имиджа региона.

Благодарности. Статья опубликована в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стась А., Шестопалов А. Роль брендинга в реализации стратегии развития территории [Электронный ресурс]. Slideshare.net. Режим доступа: http://www. slideshare.net/andreistas/marketing-territorii2006.

2. Стась А. Новая геральдика. Как страны, регионы и города создают и развивают свои бренды. М.: Группа ИДТ, 2009. 208 с.

3. Шаталов Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? [Электронный ресурс]. Regionpr.ru. Режим доступа: http://regionpr.ru/page122.html.

4. Васин С. М., Плешакова Н. А. Богатство региона как целевой индикатор социального развития // Проблема бедности и богатства в контексте концепции дер-жавности: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. В. М. Юрьева, И. В. Налетовой. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 168-171.

5. Васин С. М., Бычков А. Д. Предпосылки высокой социально-экономической дифференциации регионов федеративного государства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Сер. Общественные науки. Пенза: ПГУ, 2010. № 1 (13). С. 159-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.