Научная статья на тему 'Деловая репутация как объект гражданского права'

Деловая репутация как объект гражданского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5168
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ПРАВООТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусалова Анжела Руслановна

В данной статье предпринята попытка определения деловой репутации как объекта гражданского права. Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации это вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага. Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах, лишенных материального (имущественного) содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая репутация как объект гражданского права»

Гусалова Анжела Руслановна

соискатель кафедры гражданского и трудового права Северо-Осетинского государственного университета

(тел.: 89183271713)

Деловая репутация как объект гражданского права

Аннотация

В данной статье предпринята попытка определения деловой репутации как объекта гражданского права. Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага.

Annotation

In this article the attempt of determination of business reputation is undertaken as an object of civil law. Question about honour, dignity and business reputation is a question about human rights, about their real providing. A civil legal concept and interpretation of these categories is supposed by the presence of legal norm, reflecting these blessings.

Ключевые слова: нематериальные блага, физическое лицо, нормативно-правовой акт, законодательство, деловая репутация, честь, достоинство, правоотношения, субъект права.

Key words: non-material blessings, physical person, normatively-legal act, legislation, business reputation, honour, dignity, legal relationships, subject right.

Особую группу защищаемых нематериальных благ составили честь, достоинство и деловая репутации, образующие особый правовой институт (ст. 152 ГК РФ). В данной статье рассмотрено также соотношение понятий нематериальных благ и неимущественных прав, в результате чего автором сделан вывод о том, что нематериальные блага - это разновидность объектов гражданских прав, которые характеризуются отсутствием экономического и вещественного характера.

Нематериальные блага присущи конкретному физическому или юридическому лицу и могут носить переменный характер. Личные неимущественные права - субъективные личные права лица (физического или юридического), объектом которых выступает нематериальное благо. Личные неимущественные права отличны от иных прав их нематериальным характером, направленностью на развитие индивидуума, спецификой оснований возникновения и прекращения. Предметом регулирования и охраны личного неимущественного права выступает особый объект -нематериальное благо. Нематериальные блага характеризуются двумя неразрывно связанными между собой признаками: 1) отсутствие материального (имущественного) содержания и 2) неразрывная связь с личностью носителя, предопределяющая

неотчуждаемость и непередаваемость этого блага. Именно эти признаки объединяют нематериальные блага как объекты гражданских прав и правоотношений.

Последнее десятилетие XX в. принесло в наше общество новые социально-экономические отношения, обусловленные переходом экономики страны на рыночные отношения. Одновременно в научно-методическом обороте в области социально-экономических отношений появилось много новых понятий и слов, ранее совершенно неизвестных нашим гражданам: инновации, менеджмент, бизнес-план, маркетинг, моральный вред, деловая репутация и т.д. При этом оказалось, что для разъяснения этих понятий, лавиной обрушившихся на головы неискушенных людей, оказалось недостаточным использование ранее изданных словарей и энциклопедий. Также оказалось, что современные специальные (в области экономико-правовых отношений) издания не содержат достаточно обоснованных, корректных способов количественной оценки таких понятий. Определенные особенности возникают в случае использования этих новых понятий в сфере экономико-правовых отношений. Дело в том, что в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами такие понятия, как стоимость интеллектуальной собственности, денежная компенсация морального вреда, деловая репутация уже введены в официальные документы судопроизводства, бухгалтерского

113

672) определяет его следующим образом: "...репутация - преобладающее в определенной общественной среде мнение об отдельном лице или о группе, коллективе людей". Словарь

учета, другой отчетности в качестве количественных характеристик, имеющих денежное выражение.

Однако до настоящего времени не разработаны доступные обычному пользователю научном ет од и ч е с к и й а п п арат, об ес п еч ив а ю щ и й корректный расчет таких характеристик, общепонятные определения и т.д. По этой причине в официальных документах (например, бухгалтерском балансе предприятия) в графе стоимость (в частности, для понятия "деловая репутация") ставится ноль или прочерк (данная характеристика не имеет места).

Указанные обстоятельства обусловили необходимость более детального рассмотрения этого вопроса, в частности обоснования методического подхода к определению количественной оценки деловой репутации. Следует отметить, что в настоящее время книжный рынок в достаточной степени насыщен литературой по финансово-экономическим вопросам. В то же время ряд вопросов не нашел достаточного освещения в литературе, в частности вопросы управления интеллектуальной собственностью (инвентаризация, оценка стоимости, правовая защита, вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот). Одним из таких вопросов, вынесенных, в частности, в заголовок статьи, является понятие "деловая репутация".

Здесь уместно отметить, что изучение любого явления, особенно в области социальных отношений, как правило, идет от определений, терминологии, методических вопросов, т.е. теоретических разработок в направлении к разработкам нормативно-правовых документов различного уровня. Вопросы обсуждаются на конференциях, в статьях и лишь после подобных обсуждений выносятся как проекты соответствующих документов для утверждения в органы государственной власти. В случае с деловой репутацией, как и с многими другими понятиями в сфере интеллектуальной собственности (ИС), вначале появились нормативно-правовые акты, предписывающие необходимость их использования в официальных документах и проведения соответствующих оценок.

Понятие "репутация" в разных литературных источниках в разное время имело различные оттенки. Так, до 1990-х гг. это определение носило в основном нравственно-эмоциональную окраску, и словосочетания, в которых имелось слово "репутация", употреблялись преимущественно в беллетристике и относились к отдельным личностям или группам людей. Так, Большая Советская энциклопедия (1955, изд. 2-е, т. 36, с.

И4

иностранных слов [5] определял понятие "репутация" как "...создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо, общественная оценка".

Справочная литература конца 1990-х гг., которая, как правило, уже содержала достаточно формализованные формулировки, применительно к понятию "деловая репутация" представляла такие определения, как степень доверия клиентов, уровень доброжелательности во взаимоотношениях с партнерами, показатель взаимности и т.д. Понятие "деловая репутация научного учреждения (НИИ, КБ)" носило в общем эмоционально-литературную окраску и не нуждалось в количественных характеристиках, в том числе и в денежном выражении. Справочные издания по экономике, вышедшие в последнее время [1 - 4], разъясняют понятие "деловая репутация" через английский термин "гудвилл". Это новое слово для русского читателя означает - условная стоимость деловых связей фирмы, "цена" накопленных нематериальных активов фирмы (престиж торговых марок, опыт деловых связей, устойчивая клиентура); доброжелательность, благорасположение клиентуры; денежная оценка предполагаемого будущего превышения прибыльности данной фирмы по сравнению со средней прибыльностью аналогичных фирм в данной сфере деятельности.

Гудвилл - разница на определенный момент времени между рыночной оценкой фирмы и суммой ее чистых активов, записанных в балансе. Если другая фирма намерена приобрести данную фирму, то гудвилл - премия, которую покупателю придется заплатить при покупке фирмы сверх стоимости ее активов. Это объясняется наличием торговых контактов и связей фирмы, репутации, торговых марок, управленческого опыта и "ноу-хау". При этом необходимо иметь в виду, что если дела фирмы шли неудачно, ее рыночная оценка покупателем может быть ниже, чем стоимость ее активов по балансу, и в этом случае гудвилл является отрицательной величиной [1, 4].

В литературе отмечается, что гудвилл принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия, т.е. перехода права собственности, и является неамортизируемым активом. Расчет стоимости гудвилла в принципе основан на разнице ожидаемой прибыли (с учетом функционирования всех составных элементов этого загадочного гудвилла) и средней прибыли в данной области (в области деятельности фирмы). Гудвилл возникает, когда предприятие получает

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

стабильно высокую прибыль, причем эта прибыль выше среднеотраслевого уровня. Интересно заметить, что яркая эмоциональная оценка этого понятия нашла отражение в отечественной истории. Иностранные предприниматели, приезжавшие из-за границы в Россию для ведения дел в XVII - XIX вв., были поражены тем, что русские купцы совершали многомиллионные сделки, не прибегая к составлению договоров. Причем зачастую не делалось никаких записей. Основой такой сделки был самый востребованный во все времена товар настоящей коммерции -деловая репутация.

Теоретическую основу настоящей работы составили труды дореволюционных российских цивилистов - Д. И. Мейера, И. А. Покровского,

B. М. Хвостова, Г. Ф. Шершеневича, а также труды советских цивилистов и современных отечественных ученых: М. М. Агаркова,

C. С. Алексеева, В. А. Белова, С. Н. Братуся,

A. Б. Венгерова, В. Г. Вердникова, А. А. Власова, Д. М. Генкина, К. И. Голубева, В. А. Дозорцева, Н. Д. Егорова, А. А. Ерошенко, О. С. Иоффе, Л. О. Красавчиковой, О. А. Красавчикова,

B. А. Лапача, М. Н. Малеиной, Н. С. Малеина, А.В. Мицкевича, С.В. Нарижнего,

C.В. Потапенко, В.И. Сенчищева,

A. П. Сергеева, М. С. Строговича, Е. А. Суханова, Е. А. Флейшиц, P. O. Халфиной, М. Д. Шаргородского, A. 1№. Эрделевского,

B. Ф. Яковлева, К. Б. Ярошенко и других авторов. Статья 1 Конституции РФ провозгласила

Россию демократическим правовым государством, а ст. 2 установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Для реализации этих положений важнейшее значение должно придаваться защите чести и достоинства гражданина. По правовой природе названные нематериальные блага входят в состав объектов гражданских прав. Конституционные основы регулирования защиты чести и достоинства гражданина составляют следующие правила: принцип охраны достоинства личности, состоящий в том, что достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления (п.1 ст.21); каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (п.1 ст.23).

Нередко распространением недостоверных порочащих сведений нарушается деловая репутация юридических лиц, что в условиях рыночной экономики неизбежно приводит к существенному снижению уровня конкурентоспособности организации. Это требует

адекватного гражданско-правового регулирования.

Специальные средства гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации закреплены в ст. 152 ГК РФ, п.1 которой устанавливает, что лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь или достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Честь, достоинство и деловая репутация реально существуют в силу того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда один субъект -носитель права, другой - носитель субъективной обязанности.

Для того чтобы раскрыть понятие и содержание права на честь, достоинство и деловую репутацию, необходимо уяснить, какие действия может совершать субъект этого права, каким должно быть его поведение.

Каждый субъект права помимо возможности иметь субъективные права и обязанности наделяется определенной совокупностью политических, имущественных, личных субъективных прав, определяющих его правовое положение. В число этих прав входит право на честь, достоинство и деловую репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности гражданина или организации.

Гражданское право до момента нарушения чести и достоинства или деловой репутации личности либо иного объекта охраняет эти личные неимущественные отношения путем всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения. Только с момента их нарушения нормы гражданского права способны регулировать возникшие отношения.

Право на честь и достоинство следует рассматривать как особое субъективное право, ибо его сущность заключается в праве каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права. Честь и достоинство - это личные права человека, существующие постоянно, независимо от того, будут ли они нарушены. В момент нарушения возникает лишь необходимость защиты этого права, а не само право. ^

Между тем право на честь, достоинство и ^^

115

деловую репутацию является абсолютным субъективным правом ввиду того, что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц. Суть этой обязанности заключается в воздержании от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию индивида, трудового коллектива или организации. Для права на честь, достоинство и деловую репутацию определяющее значение имеют не действия управомоченного, а действия, вернее воздержание от действий, обязанных лиц.

Российское государство охраняет честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций установлением всеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на эти личные блага и предоставлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право Российской Федерации исходит из того, что для каждого субъекта важны его доброе имя, престиж, уважение окружающих.

Нормы закона, устанавливающие правила поведения обладателя субъективного права на честь, достоинство и деловую репутацию, оказывают воздействие на других лиц. Эти нормы выполняют не только регулирующую и охранительную функции, но и имеют большое воспитательное значение. Эти нормы выполняются гражданами добровольно, в силу убеждения и сознания долга перед обществом. Возникновение конфликтных правоотношений, связанных с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, происходит лишь в случаях нарушения норм, устанавливающих указанное право.

Наделяя то или иное физическое или юридическое лицо определенными правами, государство обеспечивает необходимую систему гарантии осуществления прав и их защиты. В соответствии с этими гарантиями каждый гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав. Закон предусматривает, что гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию, от лиц, их распространивших, тем самым законом определяются участники этого отношения. В данном случае право одного лица корреспондирует обязанность других лиц.

Правомочие по владению характеризуется возможностью обладать честью, достоинством, деловой репутацией независимо от третьих лиц и требовать от любого юридического или физического лица не нарушать эти блага.

Правомочие по пользованию заключено в возможности пользоваться сложившимся о себе представлением в самых различных сферах.

Правомочие по поддержанию и (или) изменению содержания своей деловой репутации заключается в возможности совершать определенные действия (заключать с этой целью договоры, публиковать информацию и рекламу и др.).

Норма о праве на честь, достоинство и деловую репутацию позволяет тому или иному лицу пользоваться всей совокупностью субъективных прав, составляющих его честь, достоинство и деловую репутацию. Субъекты права получили уверенность в том, что их поведение и деятельность будут надлежащим образом правильно оценены, что они не будут ущемлены распространением в отношении их ложных порочащих сведений. Они имеют возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения и деятельности соответствовала тому, как они действительно выполняют требования закона, морали, правил поведения в обществе.

Право на честь, достоинство и деловую репутацию является неотъемлемым правом любого физического лица, трудового коллектива или организации. Его нарушение причиняет существенный моральный вред, ущерб в общественном положении и свободе действий, производя на окружающих невыгодное впечатление. Поэтому государство должно защищать это личное неимущественное право.

Литература

1. Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация: Гоажданско-правовая защита. М., 1994

2. Гоажданское право. В 2-х тт. Учебник / Под редакцией Е. А. Суханова, М., 1993

3. Гражданское право. В 2-х тт. Учебник / Под редакцией Ю. К. Толстого, А. М. Сергеева, М, 1996

4. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991, № 52.

5. Ерошенко А. А. Гражданско-правовая защита чести и достоинства личности // Советское государство и право. 1980, № 10.

6. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г.

7. Малеина М. Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя // Законодательство и экономика. 1993, № 24.

8. Соловьева Л. А. Рассмотрение дел о защите деловой репутации юридических лиц // Юридический мир. 1997, № 5. _

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.