Научная статья на тему 'Честь, достоинство и деловая репутация бизнесмена'

Честь, достоинство и деловая репутация бизнесмена Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2352
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / БИЗНЕС / ПРАВО / HONOR / DIGNITY / BUSINESS REPUTATION / HUMAN RIGHTS / HUMAN RIGHTS PROTECTION / THE PROTECTION OF STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулиуш Олег Анатольевич

Когда нарушаются права на защиту чести, достоинства и деловой репутации предпринимателей, что пока в нашей стране случается довольно часто, то падает тень на все бизнес сообщество и подрываются его правовые экономические основы. Потому предлагаю скрупулезно рассмотреть содержание права на честь, достоинство и деловую репутацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal protection of individual honor, dignity and business reputation

In today's scientific literature the notions of protection and defense are understood in a variety of ways, which makes it necessary to specify their meaning more strictly. The generic notion in relation to protection and defense is provision. This notion integrates the whole system of legal, economic, political, social, cultural and other instruments and conditions that maximize the range of social values available to the citizen. The scholars either understand the notions protection and defense as identical or use the protection as a more narrow notion in comparison with defense or treat them as completely independent from each other.

Текст научной работы на тему «Честь, достоинство и деловая репутация бизнесмена»

ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ БИЗНЕСМЕНА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Кулиуш Олег Анатольевич, соискатель

Российская академия госслужбы при Президенте РФ

Аннотация. Когда нарушаются права на защиту чести, достоинства и деловой репутации предпринимателей, что пока в нашей стране случается довольно часто, то падает тень на все бизнес сообщество и подрываются его правовые экономические основы. Потому предлагаю скрупулезно рассмотреть содержание права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Ключевые слова: честь, достоинство, деловая репутация, бизнес, право

THE LEGAL PROTECTION OF INDIVIDUAL HONOR, DIGNITY AND BUSINESS REPUTATION

Kuliush O.A., postgraduate student

Russian Academy for Public Administration under the President of the Russian Federation

Annotation. In today’s scientific literature the notions of “protection" and “defense” are understood in a variety of ways, which makes it necessary to specify their meaning more strictly. The generic notion in relation to “protection” and “defense” is “provision”. This notion integrates the whole system of legal, economic, political, social, cultural and other instruments and conditions that maximize the range of social values available to the citizen. The scholars either understand the notions “protection” and “defense” as identical or use the “protection” as a more narrow notion in comparison with “defense” or treat them as completely independent from each other.

Key words: honor, dignity, business reputation, human rights, human rights protection, the protection of state

Честь, достоинство и деловая репутация реально существуют в силу того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда один субъект - носитель права, другой -носитель субъективной обязанности.

В содержание права на честь, достоинство, деловую репутацию входят правомочия по владению, пользованию и изменению чести, достоинства, деловой репутации.

Правомочие по владению заключается в возможности обладать честью, достоинством и деловой репутацией без обращения за содействием треть-

их лиц и требовать от любого и каждого не нарушать эти блага. Правомочие пользования дает возможность использовать сложившиеся в обществе представления о себе в личной, трудовой, общественной и иных сферах деятельности. Иногда в правовых актах фиксируются последствия умаления чести гражданина в связи с его противоправным или реже правомерным, но негативным с точки зрения морали, поведением. Так, не могут быть назначены опекунами или попечителями лица, лишенные родительских прав. Приведенный пример указывает на то, что лишение родительских прав рассматривается законодателем как основание для изменения общественной оценки качеств и свойств бывшего родителя.

Правомочие по изменению содержания чести и деловой репутации может быть реализовано, в частности, путем заключения сделок, направленных на формирование имиджа. В настоящее время в России и за рубежом созданы фирмы (чаще - рекламные агентства), которые занимаются за плату в соответствии с соглашением с конкретным лицом созданием и утверждением его имиджа (основную часть которого составляет формирование общественной оценки личности, т.е. чести),

Теперь, несколько слов в отношении деловой репутации юридических лиц. Субъектами гражданско-правовых отношений наряду с гражданами являются и юридические лица - организации, которые согласно ст. 48 ГК РФ имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, имеют самостоятельный баланс или смету.

Как и граждане, юридические лица обладают определенными нематериальными благами, присущими каждому из них в большей или меньшей степени. Пункт 7 ст. 152 ГК гарантирует юридическому лицу право требовать по суду опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Названное положение распространяет правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина и на случаи защиты таковой репутации юридического лица, под которой следует признать приобретаемую им общественную оценку о качествах, достоинствах и недостатках, относящихся к его работе и профессиональной деятельности.

С момента создания юридического лица все, что, так или иначе, относится к его существованию, влияет на формирование общего представления о его репутации, которая может иметь не только положительное содержание, но и отрицательно характеризовать ее обладателя. Сведения о юридическом лице, составляющие его репутацию, могут

быть достоянием различного круга лиц, в зависимости от того, насколько информация о нем носила или носит публичный характер и представляет интерес для ознакомления с его деятельностью.

Репутация формируется главным образом благодаря публичной деятельности, открыто распространяемой информации, а также благодаря ставшим в силу различных причин известными сведениям, которые нередко скрываются самой организацией во избежание дискредитации.

Информация о юридическом лице, касающаяся общественной оценки его деловой репутации, имеет двоякое происхождение. С одной стороны, она воспринимается в результате ее публичного распространения, в том числе посредством рекламы. С другой - это результат достоверно получаемых сведений, касающихся деятельности организации. Формирование общественной оценки деловой репутации не должно строиться на желаемом и приукрашенном поведении, поскольку заинтересованные лица могут выяснить истинную репутацию.

Деловая репутация юридического лица носит динамичный характер и может в разное время быть как положительной, так и отрицательной. От этого во многом зависит место организации в системе общественных отношений как таковых и ее успешное развитие в дальнейшем. Правовая защита данного блага организации осуществляется в случае нарушения или причинения вреда именно положительной деловой репутации. Если у организации объективно сложилась порочная деловая репутация, то защищать ее невозможно.

Юридическому лицу дается возможность пользоваться сложившимися в обществе представлениями о себе в предпринимательской, общественной, иных сферах деятельности. Деловая репутация правообладателя может быть предоставлена другому лицу (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока для использования в предпринимательской деятельности в комплексе с иными объектами и исключительными правами по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).

Юридическое лицо может также совершить определенные действия по поддержке и (или) изменению своей деловой репутации, в частности, путем корпоративной (нетоварной) рекламы о своей деятельности, заключения специальных договоров, направленных на создание, поддержание или изменение деловой репутации. Созданию позитивной деловой репутации косвенно способствует заключение договоров спонсорства и дарения в общеполезных цепях (пожертвования), например, воспитательным, научным учреждениям, музеям, религиозным организациям.

Нарушение права на деловую репутацию происходит путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений. Федеральный Закон «О конкуренции» называет такие действия одной из форм недобросовестной конкуренции. Потерпев-

шее юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих ложных сведений, а также возмещения убытков и компенсаций морального вреда, причиненных их распространением.

Возникающее при нарушении права на честь, достоинство и деловую репутацию охранительное правоотношение обладает рядом особенностей, которые заслуживают самостоятельного рассмотрения.

Рассмотрим, кто вправе требовать опровержения в данном случае. В суде в качестве истцов по данной категории дел могут выступать граждане и организации, пользующиеся правами юридического лица. В тех случаях, когда распространением сведений нарушены моральные интересы структурных и иных подразделений организации (цеха, отдела, служб, лаборатории и др.), права защищает организация, в состав которой входит данное подразделение.

В литературе нередко можно встретиться с понятием чести и достоинства общности людей (нации, класса, профессионального союза, партии и т. п.). Однако честь и достоинство всякой общности могут подлежать гражданско-правовой защите только в случае, если общность эта обладает правами юридического лица. Гражданин как представитель той или иной общности может требовать защиты личных чести и достоинства, но не защиты чести и достоинства общности в целом.

Применительно к неполностью дееспособным (недееспособным гражданам) действует общее процессуальное правило - их права и интересы защищают их законные представители, Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах и самих несовершеннолетних (если они в возрасте от 14 до 18 лет) или граждан, признанных ограниченно дееспособными.

Если порочащие сведения были распространены в отношении умершего, то иск вправе предъявить всякое заинтересованное лицо и, в первую очередь, родственники умершего.

Правоотношение, вытекающее из субъективного права лица на честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным, однако с момента нарушения права лица на честь, достоинство и деловую репутацию его следует считать относительным, так как в этом случае неограниченный круг лиц, обязанных не нарушать субъективное право, сужается до конкретно оскорбивших лица (лиц), честь и достоинство гражданина или организации.

Современное российское законодательство, регулирующее защиту чести, достоинства и деловой репутации, позволяет осуществлять защиту данных нематериальных благ несколькими способами.

Во-первых, это внесудебный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации; во-вторых, уголовно-правовой порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации; в-третьих, об-

ращение в суд за защитой нарушенных нематериальных благ прав в порядке гражданского судопроизводства.

Внесудебный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации регламентируется ст. 43-46 Закона РФ «О средствах массовой информации». Особенностью данного способа защиты нарушенных личных неимущественных прав является возможность лица, в отношении которого были распространены не соответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство сведения, требовать непосредственно от редакции опровержения данных сведений. При этом гражданин или организация могут требовать опровержения только в том СМИ, которое их распространило. Таким образом, данный способ предполагает урегулирование конфликта между редакцией СМИ и гражданином или организацией без обращения в суд. Значение удовлетворения требований, предъявленных опороченным лицом во внесудебном порядке, заключается в том, что такое удовлетворение происходит в форме, наиболее адекватной способу нарушения его прав, Опороченное лицо, получив удовлетворение во внесудебном порядке, может не обращаться в суд. С одной стороны, это согласуется с его интересами, поскольку избавляет его от длительных судебных процедур и уплаты судебных расходов. С другой стороны, в досудебном порядке разрешения конфликтов с участием СМИ опороченное лицо не может требовать взыскания с редакции компенсации вреда (морального и материального), причиненного публикацией. Поэтому удовлетворение интересов опороченного лица во внесудебном порядке может оградить редакцию от иска о возмещении причиненного публикацией вреда.

Гражданский кодекс РФ предоставляет лицу, в отношении которого распространены не соответствующие действительности сведения, следующие права: право через суд требовать опровержения распространенных сведений; право на опубликование своего ответа; право требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением таких сведений; право на обращение в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

Гражданами и организациями наиболее активно для защиты нарушенных нематериальных благ (чести, достоинства, деловой репутации) используется обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства. Как правило, лицо, считающее, что в отношении его средством массовой информации распространены не соответствующие действительности и порочащие его сведения, обращается сразу в суд, минуя редакцию, для разрешения конфликта. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что гражданин (организация) как не верит в эффективность внесудебного разрешения кон-

фликта, так и зачастую не знает о возможности разрешения конфликта без участия суда.

Государство защищает право на честь достоинство и деловую репутацию не только гражданско-правовыми способами, но и предоставляет возможность уголовно-правового порядка защиты указанных нематериальных благ. Поэтому мы считаем целесообразным рассмотреть отличия гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты данных прав.

Статья 152 ГК РФ указывает, что гражданин, или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Из этого следует, что закон предусматривает защиту чести, достоинства и деловой репутации от такого нарушения, как клевета. Должен быть установлен факт распространения порочащих честь и достоинство сведений. Форма изложения сведений значения не имеет. Если сведения, соответствующие действительности распространяются в порочащей форме, то для осуждения распространителя по ст. 152 ГК РФ оснований нет. Ст. 152 ГК РФ не предусматривает ответственности за оскорбление. Необходимо различать гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту интересов личности.

Уголовное право, сосредотачивая свое понимание на ответственности и наказании считает возможным применять их за такие сравнительно менее общественно опасные действия лишь при распространении заведомо ложных позорящих другое лицо сведений, то есть ответственность за умышленно совершаемые такие действия. Распространение клеветнических измышлений без умысла уголовным правом не предусматривается. Лицо, распространяющее позорящие другого не соответствующие действительности сведения, услышанные от кого-то, уголовной ответственности не подлежит, если оно поверило им. Нетрудно, однако, понять, что для потерпевшего не столь уж важно, злостно его порочат или «добросовестно», хотя общественная опасность тех и других действий, конечно, различна. Но ему предоставляется право преследовать обидчика либо в уголовном, либо в гражданском порядке, либо и в том, и другом.

И это, на мой взгляд, справедливо потому, что понятие «справедливость» пронизывает все сферы человеческой деятельности, ибо оно является в содержательно плане нормативно-правовой основной легитимации органов государственной и политической власти, методологией формирования и становления инновационных социальных связей и отношений в обществе, одним из факторов идеологии, ратифицирующей цивилизационную необ-

ходимость и «жизнеспособность неравных отношений между людьми»1.

Социальная справедливость традиционно включает определенную форму организации, распределения эффективного функционирования общества, социальной кооперации и самореализации граждан. «Поэтому ученые, разрабатывающие теорию социальной справедливости, сосредотачивают внимание либо на принципах должного общественного устройства, либо проблемах прогресса, либо критикуют существующие общественные отношения и развивают идеи наилучшего общественного обустройства»2. Этот поиск с успехами и издержками включает и российский этап современных реформ.

Социальная справедливость - это принцип, «регулирующий взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного, социальных ценностей... Это -свобода, благоприятные возможности самореализации личности, доходы и богатство, знаки престижа и уважения и т.д.»3. Такой подход позволяет утверждать: социальная справедливость отражает совокупность общественных отношений обменного и распределительного типа, а также выработанные на основе социальной практики правовые ценности.

Использованная литература:

1 Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод// Журнал российского права. 2008. № 12.

2 Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2007.

3 Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного и конституционного осмысления. Ростов н/Д., 2003.

4 Суяркова Т. Социальная справедливость: проблемы институализации в современном обществе//Власть, 2007, № 11.

5 Young I. Цит. по: Smith D. Geography and Social Justice. New York, 2008.

Рецензия

Актуальность статьи «Честь, достоинство и деловая репутация бизнесмена» диктуется необходимостью повышения авторитета и значимости чести, достоинства и деловой репутации российских бизнесменов. Автор совершенно справедливо пишет, что честь, достоинство и деловая репутация реально существуют в силу того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности.

Далее О.А. Кулиуш акцентирует свое внимание на необходимости формирования этих институтов морали. Репу-

1 Young I. Цит. по: Smith D. Geography and Social Justice. New York, 1995, Р. 26.

2 Суяркова Т. Социальная справедливость: проблемы институализации в современном обществе//Власть, 2007, № 11,

С. 28.

3 Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2007, С. 61.

тация, к примеру, формируется главным образом благодаря публичной деятельности, открыто распространяемой информации, а также благодаря ставшим в силу различных причин известными сведениям, которые нередко скрываются самой организацией во избежание дискредитации.

Исходя из вышеназванных и других фактов, приведенных в статье, она вполне пригодна для публикации в периодической печати.

Научный руководитель, зав. кафедры РаГСа, профессор

В. Зайцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.