Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / BUSINESS REPUTATION / INTANGIBLE ASSET / POSITIVE BUSINESS REPUTATION / MATERIAL ASSESSMENT / FACTOR MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овцынова Татьяна Анатольевна

В юридической науке преобладает точка зрения, согласно которой деловая репутация субъектов предпринимательства представляет собой нематериальный актив. С одной стороны указанный феномен обладает абстрактным характером, однако, с другой стороны, подлежит реальной денежной оценке, влияя на финансовое состояние субъекта предпринимательства. В настоящем исследовании проводится соотношение экономического и юридического подхода в понимании деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Также представлен существующий на сегодняшний день механизм оценки деловой репутации субъектов предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS REPUTATION AS AN INTANGIBLE ASSET OF THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The prevailing point of view in legal science is that the business reputation of business entities is an intangible asset. On the one hand, this phenomenon has an abstract nature. However, on the other hand, it is subject to a real monetary value, affecting the financial condition of the business entity. This study analyzes the relationship between the economic and legal approaches in understanding the business reputation of business entities. Additionally, the existing mechanism for assessing the business reputation of business entities is presented.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 347.211

Овцынова Татьяна Анатольевна Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики» Факультет права Россия, Москва taovtsynova@edu. hse. ru Ovtsynova Tatiana National Research University Higher School of Economics Law Faculty Russia, Moscow

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: в юридической науке преобладает точка зрения, согласно которой деловая репутация субъектов предпринимательства представляет собой нематериальный актив. С одной стороны указанный феномен обладает абстрактным характером, однако, с другой стороны, подлежит реальной денежной оценке, влияя на финансовое состояние субъекта предпринимательства. В настоящем исследовании проводится соотношение экономического и юридического подхода в понимании деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Также представлен существующий на сегодняшний день механизм оценки деловой репутации субъектов предпринимательства.

Ключевые слова: деловая репутация, нематериальный актив, положительная деловая репутация, материальная оценка, факторная модель.

BUSINESS REPUTATION AS AN INTANGIBLE ASSET OF THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

£ Ш

Annotation: The prevailing point of view in legal science is that the business reputation of business entities is an intangible asset. On the one hand, this phenomenon has an abstract nature. However, on the other hand, it is subject to a real monetary value, affecting the financial condition of the business entity. This study analyzes the relationship between the economic and legal approaches in understanding the business reputation of business entities. Additionally, the existing mechanism for assessing the business reputation of business entities is presented.

Key words: business reputation, intangible asset, positive business reputation, material assessment, factor model.

Системное толкование статей 128, 150 и 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - «ГК РФ») позволяет приравнять деловую репутацию к нематериальному благу [1]. В то же время исследователи отмечают, что деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности является «нематериальным благом особого рода», что вызвано экономической природой и материальным содержанием данного института [2, с. 44]. Действительно, деловая репутация субъекта предпринимательства обладает особенностями, позволяющими выделить ее из перечня иных нематериальных благ [3, с. 260]. В частности, существует возможность оценить деловую репутацию в денежном эквиваленте и передать. Кроме того, деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности имеет непосредственную связь с имущественными интересами лица и играет важнейшую роль при осуществлении предпринимательской деятельности [4, с. 15].

Особая роль деловой репутации заключается в ее способности влиять на материальное благополучие субъекта. Наиболее очевиден данный факт применительно к субъектам предпринимательской деятельности, ведь не зря деловая репутация подлежит отражению при бухгалтерском учете. Кроме того, если обратиться к международным стандартам финансовой оценки коммерческой деятельности, в том числе к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы», введенному в

440

È È

действие Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, мы видим, что под нематериальным активом, понимается идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы [5]. Как указывают исследователи нематериальный актив должен приносить его владельцу уверенность в экономической выгоде от использования [6, с. 34]. В частности, в разделе VIII Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)», деловая репутация учитывается в качестве нематериального актива особого рода [7]. С помощью расчетов возможно определить стоимость деловой репутации как «разницу между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения)».

Пункт 43 ПБУ 14/2007 выделяет два вида деловой репутации: положительная и отрицательная. Положительная деловая репутация характеризуется как надбавка к цене, которую покупатель оплачивает с целью получения будущей экономической выгоды, кроме того, данный вид деловой репутации учитывается в качестве инвентарного объекта.

Что касается деловой репутации, то ее следует рассматривать в качестве скидки с цены, которая предоставляется покупателю из-за отсутствия у субъекта предпринимательской деятельности факторов наличия постоянных покупателей, репутации качества, умений сбыта товаров (работ, услуг), деловых контактов, опыта в управлении, высокой степени профессионализма персонала.

Обращаясь к пункту 6 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), где деловая репутация учитывается в процессе определения схожести товаров, работ, услуг, также можно сделать вывод о том, что анализируемый институт влияет на денежную оценку деятельности, предоставляемой субъектом предпринимательской деятельности [8].

Подход, согласно которому деловая репутация влияет на имущественное благополучие субъекта предпринимательской деятельности нашел свое отражение и в судебной практике. Так, Верховный суд Российской Федерации,

441

Ш

рассуждая об определении действительной стоимости доли, в своем определении по делу № А65-24096/2017 указал, что действительная стоимость доли формируется в том числе с учетом такого нематериального актива, как деловая репутация, при этом деловая репутация способна существенно повысить стоимость доли участника общества [9].

Итак, позиция законодателя и судебной практики заключается в возможности преобразования нематериальных активов субъекта в реальные преимущества, которые влияют на имущественное состояние субъекта предпринимательской деятельности в положительном или отрицательном ключе. Однако, обращаясь к статье 257 НК РФ очевидно, что законодатель не включает деловую репутацию в перечень нематериальных активов. В связи с этим мы полагаем, что необходимо изменить соответствующую норму НК РФ, включив туда такой вид нематериального актива, как «деловая репутация». Это не только будет согласовываться с принятыми международными стандартами, но и приведет уже существующие правовые нормы в единство.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует единый механизм оценивания деловой репутации субъектов предпринимательства (далее - «Стандарт») [10]. Также созданы системы оценки деловой репутации для отдельных видов деятельности, например, строительных организаций, организаций, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование [11; 12]. В пункте 3.1. Стандарта дано определение деловой репутации как совокупности характеристик субъекта предпринимательства, которая определяет оценку его деятельности. При чем к субъектам предпринимательства стандарт относит не только организации, но и индивидуальных предпринимателей (пункт 3.2.).

В связи с этим проблемным является вопрос о деловой репутации как нематериального актива для физических лиц, незарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, лиц, имеющих статус самозанятого. Мы полагаем, что действие Стандарта должно распространяться и

на лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, для чего в тексте Стандарта возможны соответствующие изменения.

В соответствии со Стандартом оценка проводится на договорной основе, по запросу заявителя (пункт 6.2). По результатам оценки выдается сертификат о соответствии субъекта предпринимательства государственному стандарту относительно конкретного вида деятельности, поименованного в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, присваивается также индекс деловой репутации, подлежащий актуализации не менее разу в год (пункты 6.3 и 6.16 Стандарта) [13]. При проведении оценки используется факторная модель при которой учитывается в качестве факторов в том числе учитываются: объем выполненных работ/оказанных услуг/поставки товара, опыт и квалификация сотрудников субъекта, вероятность банкротства, участие субъекта в судебных разбирательствах, упоминания о нем в средствах массовой информации и так далее (раздел 7 Стандарта). По итогам оценки организации или индивидуальному предпринимателю присваивается итоговая оценка индекса с максимальным значением 100. Данный подход к оценке применяется в основном среди субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в рамках Закона о закупках, что не дает вести речь о его общераспространенном характере.

Таким образом, анализ правоотношений, связанных с определением деловой репутации как нематериального актива субъекта предпринимательства, отмечается несовершенство положения данного явления в системе существующих правовых норм. Законодатель, с одной стороны, придает деловой репутации нематериальные характеристики, а с другой, делает ее ценным экономическим активом, обладающим имущественным содержанием. Возможность оценить деловую репутацию, передать права на ее использование входит в полное противоречие с правовым режимом, закрепленным в статье 150 ГК РФ.

Список литературы:

I

ш

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

2. Карайчева, О.В. Деловая репутация как объект гражданских прав: дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / О.В. Карайчева. Краснодар, 2014. 215 с.

3. Колосова, И.В. Деловая репутация: понятие, проблемы правового регулирования и охраны [Текст] / И.В. Колосова, Т.Ю. Вавилычева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 3 (1). С. 258-266.

4. Кушнир, В.С. Деловая репутация юридического лица как объект гражданского права [Текст] / В.С. Кушнир // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2015. № 9. С. 13-17.

5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Усольцева С.В. Правовые аспекты оценки нематериальных активов / С.В. Усольцева // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 8. С. 34-38.

7. Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 № 10975) // Российская газета. № 22. 02.02.2008.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.

9. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.12.2019 № 306-ЭС19-13175(2) по делу № А65-24096/2017 // СПС «КонсультантПлюс».

10. ГОСТ Р 66.0.01-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.11.2017 № 1795-ст) // СПС «КонсультантПлюс».

444

J

11. ГОСТ Р 66.1.03-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст) // СПС «КонсультантПлюс».

12. ГОСТ Р 66.1.01-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1388-ст). М.: Стандартинформ, 2015. 16 с.

13. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №2 14-ст) // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.