Научная статья на тему 'Деловая репутация как объект гражданских прав'

Деловая репутация как объект гражданских прав Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
918
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ / LAW / CIVIL LAW / BUSINESS REPUTATION / INTANGIBLE ASSET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валевская Ангелина Анатольевна

Введение: деловая репутация является исключительно специфическим объектом гражданских прав. С одной стороны, Гражданский кодекс Российской Федерации на деляет ее признаками нематериальности и неотчуждаемости, с другой стороны, значение деловой репутации в экономических отношениях и системный анализ по ложений законодательства позволяют поставить эти признаки под сомнение. Цель: определить место и свойства деловой репутации в системе объектов гражданских прав. Методологическая основа: в основу исследования положены системный анализ, дедукция, индукция, а также формально-юридический метод. Результаты: изложена авторская позиция относительно сущности, оценки и признаков деловой репутации как объекта гражданских прав. Вывод: несмотря на нематериальный характер, дело вая репутация имеет вполне определенную денежную стоимость, поскольку может быть оценена в денежном выражении за причиненный ей вред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS REPUTATION AS AN OBJECT OF CIVIL RIGHTS

Background: business reputation is an extremely specific object of civil rights. On the one hand, the Civil code of the Russian Federation gives it the intangible and inalienable features, on the other hand, the importance of business reputation in economic relations and a systematic analysis of the provisions of the legislation allow to cast doubt. Objective: to determine the place and properties of business reputation in the system of objects of civil rights. Methodology: the study is based on the system analysis, deduction, induction, as well as formal legal method. Results: the author’s position on the nature, assessment and signs of business reputation as an object of civil rights is stated. Conclusion: despite its intangible nature, business reputation has a definite monetary value, since it can be assessed in monetary terms for the damage caused to it.

Текст научной работы на тему «Деловая репутация как объект гражданских прав»

УДК 347.122

А.А. Валевская

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ

КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Введение: деловая репутация является исключительно специфическим объектом гражданских прав. С одной стороны, Гражданский кодекс Российской Федерации наделяет ее признаками нематериальности и неотчуждаемости, с другой стороны, значение деловой репутации в экономических отношениях и системный анализ положений законодательства позволяют поставить эти признаки под сомнение. Цель: определить место и свойства деловой репутации в системе объектов гражданских прав. Методологическая основа: в основу исследования положены системный анализ, дедукция, индукция, а также формально-юридический метод. Результаты: изложена авторская позиция относительно сущности, оценки и признаков деловой репутации как объекта гражданских прав. Вывод: несмотря на нематериальный характер, деловая репутация имеет вполне определенную денежную стоимость, поскольку может быть оценена в денежном выражении за причиненный ей вред.

Ключевые слова: право, гражданское право, деловая репутация, нематериальный актив.

A.A. Valevskaya

BUSINESS REPUTATION AS AN OBJECT OF CIVIL RIGHTS

Background: business reputation is an extremely specific object of civil rights. On the one hand, the Civil code of the Russian Federation gives it the intangible and inalienable features, on the other hand, the importance of business reputation in economic relations and a systematic analysis of the provisions of the legislation allow to cast doubt. Objective: to determine the place and properties of business reputation in the system of objects of civil rights. Methodology: the study is based on the system analysis, deduction, induction, as well as formal legal method. Results: the author's position on the nature, assessment and signs of business reputation as an object of civil rights is stated. Conclusion: despite its intangible nature, business reputation has a definite monetary value, since it can be assessed in monetary terms for the damage caused to it.

Key-words: law, civil law, business reputation, intangible asset.

Деловая репутация рассматривается как общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах лица, появляющаяся в процессе предпринимательской или иной деятельности [1].

В условиях развития свободной рыночной экономики и высокой конкуренции деловая репутация приобретает роль фактора, влияющего на осуществление предпринимательской деятельности [2].

© Валевская Ангелина Анатольевна, 2019

Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: k_civil@ssla.ru © Valevskaya Angelina Anatolievna, 2019

Candidate of law, Associate professor, professor, Civil law department (Saratov State Law Academy) 113

К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА Ю.Х. КАЛМЫКОВА

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 150) относит деловую репутацию, наряду с жизнью и здоровьем, достоинством личности, личной неприкосновенностью, честью и добрым именем, неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, свободой передвижения, авторством и иными благами, к неотчуждаемым нематериальным объектам гражданских прав.

Однако такой признак деловой репутации, как неотчуждаемость, некоторыми авторами справедливо ставится под сомнение [3].

Несомненно, данный признак характеризует деловую репутацию физического лица, является неотделимым от его личности. Что касается рассмотрения данного признака применительно к деловой репутации юридического лица, то в силу прямого указания закона он не является неотъемлемым. Так, ГК РФ предусматривает возможность отчуждения деловой репутации юридического лица по договору коммерческой концессии (п. 2 ст. 1027 ГК РФ) и договору простого товарищества (п. 1 ст. 1042 ГК РФ).

Можно также оспорить тезис об абсолютной «нематериальности» деловой репутации, полном отсутствии у нее экономического содержания и согласиться с позицией ученых, которые указывают на экономическую ценность, «оцениваемость» этого блага в финансовом выражении [4; 5].

Например, Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н^11закрепляет учет в составе нематериальных активов деловой репутации при покупке предприятия.

Данный факт свидетельствует о наличии имущественной составляющей деловой репутации как объекта гражданского оборота, что позволяет говорить о наличии имущественной и нематериальной составляющей в характеристике деловой репутации, что в целом определяет двойственный характер данного института [6].

«Пятно» на репутации может негативно повлиять на компанию в целом, привести к потере клиентов и убыткам, в том числе и репутационным.

Принято отождествлять деловую репутацию с понятием «гудвилл» (англ. — goodwill), под которым следует понимать установленную разницу между ценой покупки предприятия, отраженной в договоре, и фактической стоимостью всех его активов. Гудвилл ассоциируют с приобретенной деловой репутацией и учитывают в качестве надбавки к цене, уплаченной покупателем в целях получения будущей экономической выгоды.

Отрицательную деловую репутацию чаще оценивают как фактор уменьшения цены в связи с тем, что нет стабильного положения на рынке, отсутствуют навыки маркетинга и сбыта, деловые связи незначительны или отсутствуют и пр.

Влияние деловой репутации на деятельность компании можно оценивать с точки зрения взаимодействия с заинтересованными лицами (англ. — Stakeholder).

Стейкхолдеры заинтересованы в положительной репутации компании, с которой они имеют деловые отношения. Сотрудники и руководство становятся более мотивированными и удовлетворенными работой в компании с хорошей репутацией, потенциальные сотрудники стремятся получить работу в такой компании. Потребители склонны выбирать продукцию компании, которая зарекомендовала

1 Приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)» (в ред. от 16 мая 2016 г.) // Российская газета. 2008. 2 февр.

себя на рынке. Партнеры охотнее сотрудничают с компаниями с положительной репутацией, инвесторы вкладывают в такие компании финансовые активы [7].

Таким образом, несмотря на отнесение законодателем деловой репутации к объектам нематериальных благ, она имеет вполне определенную стоимостную оценку, равно как может быть оценен в денежном выражении и причиненный ей вред. Данный вывод позволяет отнести деловую репутацию к объектам имущественного характера, в связи с чем она подпадает под режим действия Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»2.

Что касается репутационных рисков юридических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности, то на сегодняшний день они не подлежат защите посредством применения института деловой репутации, а чаще всего находят отражение в требованиях о возмещении убытков, что не решает вопроса компенсации юридическим лицам репутационного вреда в полном объеме.

Библиографический список

1. Бичерова А.Д. Защита деловой репутации юридического лица в сети Интернет: проблемы правового регулирования // Юстиция. 2018. № 3. С. 15-21.

2. Мордохов Г.Ю. Деловая репутация: генезис, определение понятия, правовое регулирование // Право и экономика. 2017. № 8. С. 26-32.

3. Фроловский Н.Г. Защита деловой репутации юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4. С. 48-52.

4. Березин Д.А. Нематериальные блага — объекты оценки // Юрист. 2017. № 24. С. 14-18.

5. Маркина М.В. Деловая репутация в составе объектов гражданских прав // Конкурентное право. 2016. № 2. С. 26-28.

6. Еременко В.И. Вопросы защиты деловой репутации юридических лиц // Адвокат. 2017. № 2. С. 9-17.

7. Крымов С.М., Никитина НА.. Гудвилл как инструмент управления стоимостью компании // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 26. С. 69-72.

References

1. BicherovaA.D. Protection of Bbusiness Reputation of a Legal Entity on the Internet: Problems of Legal Regulation // Justice. 2018. No. 3. P. 15-21.

2. Mordokhov G.Yu. Business Reputation: Genesis, Definition, Legal Regulation // Law and Economics. 2017. No. 8. P. 26-32.

3. Frolovskiy N.D. Protection of Business Reputation of a Legal Entity // Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice. 2012. No. 4. P. 48-52.

4. Berezin A.D. Intangible Assets — the Evaluation of Objects // the Lawyer. 2017. No. 24. P. 14-18.

5. MarkinaM.V. Business Reputation as a Part of Objects of Civil Rights // Competition law. 2016. No. 2. P. 26-28.

6. Eremenko V.I. Questions of Protection of Business Reputation of Legal Entities // Lawyer. 2017. No. 2. P. 9-17.

7. Krymov S.M., Nikitina NA. Goodwill as a Company Value Management Tool. // Bulletin Of SUSU. 2010. No. 26. P. 69-72.

2 См.: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 октября 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации .1998 г. № 31, ст. 3813; 2018. № 49, ч. I, ст. 7523. 115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.