Научная статья на тему 'Деловая игра: «я работаю в лучшей фирме по выпуску игрушек»'

Деловая игра: «я работаю в лучшей фирме по выпуску игрушек» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая игра: «я работаю в лучшей фирме по выпуску игрушек»»

ДЕЛОВАЯ ИГРА: «Я РАБОТАЮ В ЛУЧШЕЙ ФИРМЕ ПО ВЫПУСКУ ИГРУШЕК»

И.Н. Алёшина

Тема занятия: «Влияние игрушки на психическое развитие ребенка»

Цель занятия: Самостоятельное изучение влияния игрушки на психическое развитие ребенка.

Задачи:

1. Осознание студентами роли различных видов игрушки в психическом развитии ребенка.

2. Воспитание коммуникативных способностей будущих воспитателей дошкольных учреждений.

3. Активизация познавательной деятельности студентов.

4. Развитие индивидуальных способностей, творческого потенциала студентов.

План проведения игры:

1. Мини-беседы «Игрушка в моем доме».

2. Деловая игра «Я работаю в лучшей фирме по выпуску игрушек».

а) распределение ролей между участниками игры;

б) изучение теоретического материала;

в) выступления участников игры;

г) подведение итогов выступления.

Оборудование:

Учебник Л.А. Венгера и В.С. Мухиной «Психология». М., 1988.

Игрушки, влияющие на общее развитие и эмоционально-нравственное развитие ребенка.

К первой группе относятся: пирамидки, матрешки, различные виды вкладышей, погремушки, сборно-разборные игрушки, наборы детской посуды (чайные, столовые сервизы), кухонная посуда (ножи, скалки, мясорубки и т. п.), лопатки, ведерки, лейки и др.

Ко второй группе относятся: различные виды кукол («прекрасные», характерные, народные), игрушки - изображения животных различной фактуры (мягкие, пушистые, шершавые, резиновые).

Примечание. Желательно подобрать по несколько однотипных игрушек, чтобы у участников игры было право выбора, например:

пирамидки трех видов (с кольцами одинакового цвета; с кольцами, окрашенными во все цвета радуги; с кольцами, окрашенными в неестественные цвета);

игрушки - копии животных различной фактуры (резиновые, пластмассовые, мягкие);

куклы (пластмассовые, резиновые, одетые в различные виды одежды).

Игрушки подбираются заранее и помещаются все вместе на отдельном столе, к которому можно было свободно подойти во время занятия, рассмотреть их и взять нужную.

Все виды игрушек и их влияние на психическое развитие ребенка описаны в учебниках по психологии. Можно также добавить игрушки, описания которых нет в учебнике, например, куклу Барби, тамагочи, различные виды динозавров и т. п., наличие которых заставляет студентов самостоятельно решить, на какую сторону психического развития ребенка оказывает влияние данная игрушка.

Ход занятия:

1. Мини-беседа на тему «Игрушка в моем доме».

Цель: выявить у студентов

представление об игрушках и отношение к ним. Во время беседы студенты отвечают на вопросы преподавателя: расскажите о своих игрушках и игрушках своих родителей, которые, возможно, сохранились в вашем доме; как вы относитесь к этим игрушкам; назовите черты сходства и различия между вашими игрушками и игрушками ваших родителей; сравните их с игрушками, продающимися в магазинах сегодня; назовите свои любимые игрушки; почему вы сохранили (не сохранили) свои игрушки?

После проведения беседы студенты совместно с преподавателем делают вывод: внешний вид игрушек, имеющих одинаковое назначение, очень быстро меняется; появляются новые виды игрушек; количество игрушек быстро увеличивается и «игровая

индустрия», расширяясь с каждым годом и используя новейшие электронные и компьютерные разработки, становится очень прибыльным бизнесом.

2. Деловая игра «Я работаю в лучшей фирме по выпуску игрушек».

а) Распределение ролей между участниками игры.

После подведения итогов беседы преподаватель предлагает студентам разделиться на три подгруппы: две подгруппы — «фирмы», выпускающие различные виды игрушек и конкурирующие между собой; третья подгруппа — «фирма», дающая разрешение выпускать тот или иной вид игрушек, своеобразный «экспертный совет по игрушке».

Преподаватель сообщает студентам, что часть игрушек, которые предстоит выпускать «фирмам», оказывают влияние на общее развитие ребенка, другая часть - на эмоционально-нравственное развитие, и предлагает каждой подгруппе выбрать какое-то одно направление.

Цель работы первых двух подгрупп: обосновать «выпуск» игрушек различных видов.

Цель работы третьей подгруппы: следить за правильностью обоснования «выпуска» той или иной игрушки.

б) Изучение теоретического материала.

После распределения ролей каждая

подгруппа получает задание изучить содержание учебников: первая подгруппа знакомится с содержанием § 4, гл. 9 и § 3, гл. 10, а вторая подгруппа — с содержанием § 4, гл. 11 и § 4, гл. 12 из учебника Л.А. Венгера и В.С. Мухиной «Психология».

На основе теоретического описания каждый студент выбирает по одной игрушке (т. е. становится ответственным за «выпуск» этой игрушки).

Третья подгруппа изучает весь материал, чтобы иметь возможность оценить выступления всех членов обеих «фирм».

Примечание:

- в зависимости от времени, отведенного для проведения игры, один студент может быть ответственным за «выпуск» не одной, а двух - трех игрушек. При этом он должен рассказать о каждой из игрушек отдельно;

- члены третьей подгруппы из-за недостаточного количества времени, необходимого для изучения всего учебного материала, могут разделить между собой обязанности: часть из них знакомится с двумя первыми параграфами и оценивает выступление членов первой «фирмы», другая часть знакомится с двумя последними параграфами и, тем самым, оценивает выступление членов второй «фирмы».

в) Выступления участников игры.

Чтобы получить право на «выпуск»

игрушки, студент должен обосновать свой выбор, построив свое выступление по следующему плану (с планом выступления студент знакомится заранее, перед началом изучения теоретического материала):

- сообщить присутствующим название игрушки;

- указать, на какую сторону психического развития воздействует данная игрушка;

- назвать действия, которыми ребенок овладевает в процессе игры, или качества личности, которые развиваются у него в процессе игры с такой игрушкой.

Время выступления каждого участника — не более одной минуты.

После выступления членов первых двух «фирм» выступают члены «экспертного совета», которые выражают свое согласие или несогласие с предыдущими выступающими, давая тем самым право на «выпуск» той или иной игрушки или отказывая в нем.

г) Подведение итогов выступления.

Результаты работы первых двух фирм

оцениваются следующим образом:

- за каждый выбор игрушки с правильным обоснованием - 1 балл;

- если игрушка выбрана правильно, но студент не может достаточно аргументированно объяснить свой выбор -0,5 балла;

- если члены одной «фирмы» выбрали однотипные игрушки (игрушки, которые различаются между собой по незначительным признакам и направлены на развитие одной и той же психической функции), то право на «выпуск» получает только одна игрушка, а студенты получают только один балл вместо двух - трех возможных;

Образовательные технологии

- если члены одной «фирмы» ошибочно выбирают игрушки, предназначенные для выпуска другой «фирмой», их выступление не засчитывается - 0 баллов;

- если один из членов «фирмы» передает по каким-либо причинам свое выступление другому члену «фирмы», которому, таким образом, приходится выступать дважды, то за первое выступление студент получает 1 балл, а за второе - 0,5 балла.

Подведение итогов работы членов «экспертного совета» проводится следующим образом:

- если дается положительная оценка и выражается согласие с обоснованным ответом члена первых подгрупп - 1 балл;

- если дается отрицательная оценка и выражается несогласие с неверным ответом - 1 балл;

- если дается положительная оценка неправильному ответу - 0 баллов;

- за каждую правильную рекомендацию по выпуску игрушки взамен неправильного выбора - 1 балл;

- за второе выступления вместо отказавшегося выступать другого члена «экспертного совета» — 0,5 баллов.

Особой оценке подлежит выбор игрушек, которые не описаны в учебниках по психологии: динозавров, тамагочи и др. При выборе таких игрушек также оценивается обоснованность выбора, при этом за каждый правильный ответ студент получает не один, а два балла.

Дополнительные баллы группа получает за удачно выбранное название для своей «фирмы». Победившей считается подгруппа, которая набрала большее количество баллов.

Подведение итогов для оценки работы группы в целом может производиться следующим образом.

Если подгруппа состоит из 10 человек, то максимальное количество баллов, которое они могут набрать за обоснованный выбор игрушек, описанных в учебнике, равно 10. К ним прибавляются баллы за выбор названия для своей «фирмы»: 10 + 2 =12 (баллов). Если хотя бы один из членов «фирмы» сделал обоснованный выбор игрушек, не описанных в учебнике, то сумма набранных баллов увеличивается: (9 + 2) + 2 = 13 (баллов) и т. д. Таким образом, если:

- общий результат больше 1 2 баллов, то «фирму» можно признать «ведущей», а ее продукцию - «вне конкуренции» (все студенты этой подгруппы получают оценку «отлично»);

- группа набрала от 8 до 12 баллов, то этой «фирме» можно разрешить выпуск игрушек при условии, что ее члены пройдут «курсы повышения квалификации» для работников этой сферы (все студенты этой подгруппы получают оценку «хорошо»);

- общий результат меньше 8 баллов, то эта «фирма» закрывается, а ее члены считаются некомпетентными в выпуске данного вида игрушек (все студенты этой подгруппы получают оценку «удовлетворительно»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.