Научная статья на тему 'Основные проблемы безопасности игрушек'

Основные проблемы безопасности игрушек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ИГРУШКИ / TOYS / РЫНОК / MARKET / ПОТРЕБИТЕЛИ / КАЧЕСТВО / QUALITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL / МАРКИРОВКА / MARKING / CONSUMER / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оганесян А.О.

Учитывая хрупкость психологии и здоровья детей, в настоящее время требуется более тщательно относиться к требованиям безопасности игрушек, так как в мире сегодня смертельные случаи детей занимают удушье и другие повреждения. Важное значение имеет также психологическое воздействие игрушек и риски в этой части немало важны для детей. Предлагается создать новый стандарт по психологической безопасности игрушек для детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF TOYS’ SAFETY

As far as fragile psychology and health of children is concerned, now days we need to determine all the requirements of toys’ safety, because there are lots of cases of suffocation and other types of injury, that ends with death. Toyspsychological influence plays an important role on children as well. We offer to make a new standard of toyspsychological safety.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы безопасности игрушек»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК А.О. Оганесян, ассистент

Армянский государственный экономический университет (Республика Армения, г. Ереван)

Аннотация. Учитывая хрупкость психологии и здоровья детей, в настоящее время требуется более тщательно относиться к требованиям безопасности игрушек, так как в мире сегодня смертельные случаи детей занимают удушье и другие повреждения. Важное значение имеет также психологическое воздействие игрушек и риски в этой части немало важны для детей. Предлагается создать новый стандарт по психологической безопасности игрушек для детей.

Ключевые слова: безопасность, игрушки, рынок, потребители, качество, психологические требования, маркировка.

Как говорил известный педагог Макаренко А.С., игра и игрушка имеют в жизни ребенка такое значение, какое работа и творческая деятельность в жизни взрослого человека.

Игрушки являются средством познания мира, развития логики формирования характера для ребенка. Игрушки имеют также эстетическое воспитательное значение, формируют вкус, правильное сопоставление цветов и др. Игрушка с гармоничной раскраской, изготовленная в правильных форматах, способствует также формированию у ребенка вкуса, восприятию красивого.

Сегодня практически невозможно представить ребенка, чьё детство прошло без игрушек. Игрушка - первый друг ребенка, с которой он разговаривает, спорит, смеется и делит свои чувства.

Поэтому важное значение придается безопасности этого «друга» и нужно иметь серьезный подход в выборе этого «друга»[1].

Согласно статистическим данным, среди причин несчастных случаев с детьми, игрушки занимают 2-е место. По этой причине разработаны очень жесткие требования со стороны ISO и EN и установлены многочисленные стандарты, которые предназначены регулировать проблему, связанную с безопасностью игрушек. Наша страна также участвует в процессе урегулирования указанного вопроса и со стороны Правительства Республики Армения в 2004 году были утверждены технические правила игрушек, установив правила их безопасности, разработки и выхода на рынок, порядок сертификации.

На сегодняшний день рынок переполнен многообразием, большим ассортиментом игрушек, но потребитель не застрахован и нет гарантий, что приобретенная игрушка соот-

ветствует всем нормам безопасности. Говоря о безопасности игрушки, не нужно ограничиваться только химическими, механическими, физическими, оптическими, акустическими, электрическими требованиями, требованиями пожарной безопасности. По нашему мнению очень важна психологическая безопас-ность,которое также влияет на здоровье ребенка. Игра развивает и укрепляет память, представления ребенка, развивает мышление, воображение. В ходе игр дети знакомятся со свойствами и функциями предметов, дают решения предъявленным задачам, проявляя изобретательность, находчивость, наблюдательность, мышление. Роль игр велика также в деле развития речи, бесед детей. Игры воспитывают чувство времени, способствуют абстрактному мышлению, вводя их действия в реальность. Конкурсные игры порождают желание быть первым. Игрушка - это та материальная база, на которой строится игра. Сегодня с уверенностью можно сказать, что игрушка прямым образом влияет на формирование характера ребенка.

Говоря о мощной роли и многозначности игрушек, можно констатировать, что игрушки считаются сложной товарной группой и по своей значимости их можно классифицировать по педагогическому значению, возрастной особенности и виду сырья изготовления.

По педагогической значимости, игрушки делятся на следующие подгруппы:

- игрушки, предусмотренные для развития первых движений и восприятия детей (летучие мыши, пискливые, кольца и др.)

- игрушки, предусмотренные для ознакомления с окружающей средой и природой (мебель, посуда, одежда, обувь, фигуры животных и др.)

- игрушки, развивающие физические способности ребенка (мячи, сани, велосипед, ружье и др.)

- игрушки, имеющие обучающее значение (книга с картинками, настольные игры и др.)

- игрушки, которые ознакомляют с техникой (автомобили, краны, утюги и др.)

- игрушки, которые ознакомляют с процессами трудами (ведра, лопатки, лейки, строительные инструменты и др.)

- игрушки, которые способствуют развитию художественных, музыкальных, творческих способностей.

По возрастной особенности, игрушки делятся на 3 основные группы:

- для детей ясельного возраста (до 3 лет)

- игрушки дошкольного возраста (4-7 лет)

- игрушки для детей школьного возраста (8-14 лет).

По сырью изготовления, игрушки бывают полимерными, деревянными, резиновыми, металлическими, керамическими, из ткани, бумаги и картона[2].

Сырье, выбранное для производства игрушек нужно использовать только при положительном заключении гигиенической экспертизы.

Многообразие игрушек на рынке и неполноценный контроль за их безопасностью и качеством приводит к большим рискам, связанным с глотанием мелких деталей, удушьем, применение опасного материала - с аллергическими явлениями, интоксикацией и др.

Виды возможных рисков, связанных с использованием игрушек:

- физические, механические (риски, связанные с получением травм)

- риски, связанные с легковоспламенением (последствия: пожары, ожоги)

- риски, связанные с химическими свойствами

- риски, связанные с электрическими свойствами

- риски, относящиеся к гигиеническим свойствам.

Игрушки не должны иметь острые концы, толщина полимерных пленок должна быть больше 0,038 мм, мелкие детали должны быть больше 3 см.

Игрушки, несущие массу ребенка (качели, автомобили, велосипеды и др.) должны выдержать тяжесть в 50 кг, игрушки на колесах должны иметь тормозные устройства, перед-

нее колесо двухколесных велосипедов должно обеспечивать поворот в 90о, цепь педалей, должен быть покрыт защитным устройством.

Игрушки, которые ставятся на пол весом 5 кг и более, должны быть прочными и стойкими.

Игрушки должны быть прочными к ударам, падению, чтобы не возникли мелкие детали.

Материалы игрушек со снарядами должны быть неметаллическими и одновременно диаметром не меньше 20мм.

Игрушки, предусмотренные для игр в воде должны закрываться герметическими пробками. Швы надувных игрушек должны быть прочными. К игрушкам детей до 3 лет предъявляются особые требования: масса игрушки на должна превышать 100г, а порог акустической безопасности не должен превышать 60 дб.

Максимальный уровень звука игрушек, предусмотренных для игр в закрытых помещениях не должен превышать 65 дб, а для игр на открытом воздухе - 75 дб. Тексты настольных игр должны быть контрастными цветами, противоположными фону. Буквенно-цифровые выражения должны иметь черный или белый рельеф. Величина букв для детей до 10 лет должна быть 2,3 мм, а для детей старше 10 лет - 1,75 мм. Краски должны быть стойкими и четкими [4].

Важно также соблюдение педагогических психологических требований, поскольку их нарушения могут стать причиной бессонницы, плохих снов, нервного, напряженного состояния и стрессов. Игрушки не должны проявлять у ребенка агрессию, грубость, или страх и ужас. Изображения не должны быть некрасивыми, страшными. Цвета должны быть гармоничными, тонкими и воздействуя на зрение и вкус ребенка, должны привести к поднятию настроения. В этой связи считаем, что ISO должно разработать стандарты, предъявляющие психологические требования к игрушкам.

Строгие требования предъявляются к пожарной безопасности игрушек: игрушки с ворсинками длиной более 50 мм не должны гореть больше 2 секунд [3].

Питание электрических игрушек должно быть не выше 24 вольт номинального напряжения.

В производстве игрушек в качестве сырья не разрешается использование удвоенных полимерных пленок толщиной меньше 0,038 мм,

размером больше 100x100 мм, грубое дерево, стекло - в игрушках детей до 3 лет, отходы, натуральный мех и кожа.

Части духовых музыкальных инструментов, которые прикасаются к губам детей, а также щелкающие должны быть изготовлены из материалов, стойких к влаге, легкомоющихся материалов и дезинфицирующихся материалов.

Для всех видов игрушек, интенсивность запаха не должно превышать:

- для игрушек до 1 года - 1 балл, для детей старше 2 года - 2 балла.

Декоративное защитное покрытие игрушек должно быть стойким к влажности, поте и слюне.

При разговоре о химической безопасности игрушек, необходимо указать, что без химического анализа невозможно узнать - какие вещества содержит данная игрушка.

Допустимые уровни токсичных элементов в 1кг материала, мг:[5]

- Антимон (БЬ) 60

- Мышьяк (Аб) 25

- Барий (Ва) 1000

- Кадмий (Сё) 75

- Хром (Сг) 60

- Купрум (Рё) 90

- Ртуть (И§) 60

- Селен (Бе) 500

На упаковках или этикетках игрушек должны быть исчерпывающие указания относительно рисков, связанных с использованием игрушек и возможностей их предотвращения, а также указание о возрасте ребенка. На упаковке игрушки должно быть указано наименование игрушки, наименование производителя, местонахождение, товарный знак, возраст пользователя, предупреждения об опасности, указание нормативного документа, согласно которого изготовлена игрушка.

Для некоторых игрушек может быть указана только надпись "Внимание: использовать только под наблюдением старших.

На упаковках или этикетках игрушек кроме предупредительных инструкций встречаются также следующие информационные знаки.

СЕ - этот знак принят в целях осуществления свободных грузоперевозок на территории Евросоюза. Это по существу является паспортом для игрушек, размещается рядом с наименованием или адресом фирмы изготовителя.

Этикетка «знак льва» разработана со сто-

роны Британского Союза Игр (ВТНА) в 1988 г., для того, чтобы обратить внимание покупателя на безопасность и качество игрушек. Любая организация, ставшая членом этого союза прежде всего должна удовлетворять и выполнять строгие требования по безопасности и качеству игрушек, установленные этим союзом. В случае их нарушения, производитель лишается патента. Наличие этого знака обеспечивает покупателям гарантию безопасности и качества игрушек.

В 1991 г. Британский Союз Поставщиков Игрушек (BATR) объединившись с Британским Союзом Игр (ВТНА), создал новый «знак льва». Этот новоиспеченный союз также установил строгие требования безопасности игрушек согласно требованием европейского стандарта ЕН-71. Наличие этого информационного знака подсказывает, что игрушки прошли тест "Безопасности игрушек" и являются гарантией качества для потребителей [6].

Возрастные предупреждения на упаковках и этикетках игрушек могут быть изображены также в графическом виде. Это изображение предупреждает, что данная игрушка не разрешается детям до 3 лет. Линия рубежа графического изображения должна быть красного цвета и не меньше диаметра 10 мм. Фон должен быть белым, а возраст, указанный в изображении и контур лица - черного цвета.

Сегодня более чем 80% рынков мира наполнено игрушками из Китая, большая часть которых содержит некачественные и опасные материалы. Правда, есть также магазины брендовых игрушек, но они недоступны для большей части потребителей с низкой плате-жоспособностью.

А сейчас несколько советов при покупке игрушек обращайте внимание:

- на размеры игрушки, наличие мелких деталей, особенно, если игрушка приобретается для ребенка младше 3 лет

- не покупайте игрушку без упаковки, поскольку упаковка является носителем маркировки, а добросовестный производитель по правилам должен указать надлежащую маркировку, где дается необходимая информация покупателю

- убедитесь, что выбранная игрушка соответствует возрасту, предпочтениям, умственному, физическому и эмоциональному состоянию ребенка

- внимательно осмотрите игрушку, она не

ные игры, которые они сами не смогут собрать - проверьте звук игрушки и недоступность батареек для детей.

Следуя этим правилам, вы оградите ребенка от некачественных игрушек и не повредите его здоровье.

должна иметь острые концы, неприятный запах

- проверьте прочность игрушки и стойкость окраски

- новую игрушку обязательно помойте тёплой водой и мылом, потом дайте ребенку

- не покупайте для маленьких детей слож-

Библиографический список

1. Гаврилова Л.А. Друг детей. М.: Государственное издательство. 1962.

2. Гаврилова Б.Д. Производство игрушек. М.: Экономика 1972.

3. ISO 8124-2: 2014 Safety of toys- Part 2: Flammability

Жукова И.В. Контроль качества игрушек в торговле. М.: Экономика 1979.

4. ISO 8124-3: 2010 Safety of toys- Part 3: 6. ЕН 71-1-98 Безопасность игрушек. Механические и физические свойства

5. ГОСТ25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля.

THE MAIN PROBLEMS OF TOYS' SAFETY

A.O. Oganesyan, assistant Armenian state university of economics (Republic Armenia, Yerevan)

Abstract. As far as fragile psychology and health of children is concerned, now days we need to determine all the requirements of toys' safety, because there are lots of cases of suffocation and other types of injury, that ends with death. Toys' psychological influence plays an important role on children as well. We offer to make a new standard of toys' psychological safety.

Keywords: safety, toys, market, consumer, quality, psychological, requirements, marking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.