Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
5. Gevorkyan I.S., Khrisanov V.A, Mikhajlikov V.L. Executing the social order of a society, we prepare modern policemen // Problems of law-enforcement activity. 2013. № 1. P.8-15.
6. Litvinenko L. Psychological preconditions of professional career of women-military officers // An access Mode: http://utopiya.spb.ru/index.php.
(Статья сдана в редакцию 02.04.2014)
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ СИТУАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ОПЕРАТИВНОГО
уПРАВЛЕНИЯ
role play as one of the means of problem
TRAINING AT A SITuATION cENTRE OF Operative
management
УДК 378.147:378.6
В.В. МАНЫШЕВ,
доцент
(Белгородский юридический институт МВД России) Тел. (4722) 54-54-36
V.V. MANYSHEV,
assistant professor
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
А.А. БРАГИН,
кандидат социологических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) Тел. (4722 )54-54-36
A.A. BRAGIN,
candidate of sociological sciences, assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются способы реализации проблемного обучения при проведении деловых игр в учебном ситуационном центре оперативного управления, которые развивают у курсантов оперативное мышление и формируют практические навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах. Проведение деловых игр в ситуационных центрах позволит значительно повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Ключевые слова: проблемное обучение, деловая игра, анализ оперативной обстановки, решение.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
22
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Abstract: This article deals with certain ways of role play organization within problem training at a Situation centre of operative management which aim to develop an operative thinking at police students and form practical skills of their actions in the state of emergency situations. The role play application at the Situation centre of operative management will enhance significantly the level of police officers professional training.
Keywords: problem training, role play, analysis of operative situation, decision.
Проводимые на современном этапе реформы в образовании и науке требуют качественно нового подхода ко всему делу обучения и воспитания кадров МВД России, поэтому особое значение в этих условиях приобретает повышение профессионализма и применение новых педагогических приемов, что существенно повысит эффективность и качество подготовки сотрудников ОВД.
Мы видим, что развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит, с одной стороны, к усложнению и росту объема и системы знаний и умений, а с другой - требует совершенствования самостоятельности и познавательной активности обучаемых.
В настоящее время программы подготовки курсантов традиционно ориентированы на объяснительно-иллюстративный тип обучения, но наряду с традиционными формами существует объективная необходимость применения в учебном процессе новых методов обучения. Такие методы развивают оперативное мышление и формируют у курсантов навыки действий в чрезвычайных условиях, способность быстро и правильно реагировать на изменения оперативной обстановки, выбирать оптимальные методы принятия решений, самостоятельно решать сложные оперативно - служебные задачи. Одним из таких методов является проведение деловых игр в ситуационных центрах.
Проблемное обучение наряду с программным относится к активным технологиям. Сейчас уже нельзя представить учебный процесс без проблемных методов обучения, так как именно они позволяют активно вовлекать обучаемых в важный и трудный процесс познания, вырабатывать на практике навыки исследовательской работы, формировать творческое мышление.
Проблемное обучение не противостоит другим системам и методам обучения. Его специфика и те новые проблемы, которые им поставлены на современном этапе развития, ограничиваются одним звеном процесса обучения - усвоением новых знаний, способов или условий выполнения нового действия. И на этом ограниченном этапе проблемное обучение специально исследует
прежде всего особенности овладения тем учебным материалом, который может быть усвоен творчески, т.е. путем поиска нового знания в проблемной ситуации [1].
Под проблемным обучением понимается система методов, обеспечивающая целенаправленные действия преподавателя по созданию в процессе обучения проблемной ситуации при активной самостоятельной деятельности обучаемых по ее разрешению, при которой будет происходить творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.
Основу теории проблемного обучения составляют проблемная задача (проблемная ситуация) и способ ее разрешения. Проблемная задача (проблемная ситуация) предполагает осуществление определенных познавательных действий курсантами с целью поиска новых знаний для разрешения возникшей проблемы.
Под проблемной ситуацией понимается ситуация, ставящая обучаемого в условия, требующие от него необходимости применять различные средства и методы, делать выбор, принимать эффективные управленческие решения в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Приемами и способами для создания проблемных ситуаций будут являться побуждение курсантов к объяснению условий сложившейся оперативной обстановки, непосредственно сама оценка обстановки и решение противоречий между возможными способами выполнения поставленной задачи.
При проведении занятий успешность этого вида обучения определяется степенью сложности поставленной проблемы и мерой творческого участия всех обучаемых (личного и коллективного) в процессе решения проблемной ситуации.
Цель создания проблемной ситуации состоит в том, что преподаватель должен поставить такое практическое или теоретическое задание перед курсантами, чтобы они в процессе его решения смогли открыть для себя подлежащие усвоению новые знания или действия в сложной оперативной обстановке.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
23
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
При этом преподаватель должен предусмотреть различные уровни (варианты) про-блемности, обычно применяются три.
Первый характеризуется тем, что на первом занятии по определённой теме преподаватель сам анализирует проблемную ситуацию и сложившуюся оперативную обстановку, выявляет проблему, а далее формулирует задачу обучаемым на самостоятельный поиск путей решения.
Второй отличается тем, что преподаватель вместе с обучаемыми анализирует ситуацию, размышляет, выдвигает гипотезы, обсуждает их вместе с курсантами и подводит их к проблеме её решения, а они уже самостоятельно формулируют задачу и решают ее.
Третий уровень является самым высоким и предполагает следующее: преподаватель доводит до обучаемых проблемную ситуацию, курсанты ее анализируют, выявляют проблемы, формулируют задачи и выбирают оптимальный вариант её решения.
По мере накопления у обучаемых опыта решения проблемных ситуаций, уровень проблемности необходимо повышать.
Одной из форм реализации проблемного обучения являются деловые игры, в основе которых лежит имитационная модель содержания будущей профессиональной деятельности сотрудника полиции [2].
Деловая игра предназначена для развития личности специалиста, что достигается благодаря усвоению обучающимися знаний, умений и навыков, приобретению профессиональной и социальной компетенции (навыки взаимодействия в коллективе, навыки профессионального общения с гражданами и управления подчиненными). Они позволяют стимулировать внимание и повышать интерес к занятиям, активизировать и обострять восприятие учебного материала.
Деловые игры способствуют развитию тактического мышления и формированию практических умений и навыков, они позволяют повысить уровень профессиональной подготовки обучаемых и могут быть признаны одним из самых результативных, но в тоже время и самым сложным в разработке и применении методом обучения.
Деловая игра основывается на воссоздании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, на моделировании проблем, противоречий и затруднений, встречающихся в типичных ситуациях оперативной обстановки.
Основная цель деловой игры заключается
в отработке практических навыков и умений курсантов по принятию решений, умению прогнозировать развитие событий, выработке у них эмоционально-волевой психологической устойчивости, внутренней готовности и способности преодолевать трудности в решении задач в моделируемых ситуациях чрезвычайных обстоятельств.
Специфика деловой игры состоит в том, что рациональный правильный вариант решения преподавателю заранее известен. Такой вариант решения преподаватель разрабатывает на подготовительном этапе проведения деловой игры.
По уровню сложности деловые игры подразделяются на следующие виды:
1. Анализ конкретных ситуаций (сложившейся оперативной обстановки). Обучающиеся знакомятся с ситуацией, оценивают обстановку, производят все виды расчётов и предлагают свои решения. Все решения подлежат коллективному обсуждению с дальнейшим выбором наиболее оптимального.
2. Выполнение определённых должностных обязанностей сотрудников оперативного штаба (разыгрывание ролей). Обучающимся доводится оперативная обстановка, в которой они исполняют свои обязанности по предназначению. Это происходит в присутствии всего игрового коллектива, который потом оценивает действия каждого участника. Коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы и решения одной и той же проблемы или задачи.
3. Полномасштабная деловая игра, как правило, проводится в учебном ситуационном центре. Деловая игра, имитируя реальную оперативную обстановку, обеспечивает возможность моделирования чрезвычайной ситуации, позволяет значительно сократить время принятия решений, дает возможность всем участвующим психологически подготовиться к решению задач, возникающих в реальной обстановке и в целом обеспечивает наглядность принимаемых решений и их последствий.
В ходе деловой игры преподаватель может давать различные вводные, усложняющие оперативную обстановку, при этом дополнительная информация в некоторых случаях может носить и противоречивый характер.
Большое внимание надо уделять заключительной части занятия, на котором преподаватель отмечает активность обучаемых, указывает на ошибки и недостатки в работе оперативного штаба в ходе деловой игры, оценивает умение чётко докладывать и за-
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
24
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
щищать свои решения. После чего проводит анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры.
Успех деловой игры и подведение ее итогов будут зависеть от умения преподавателя вести дискуссию в ходе всего занятия.
Таким образом, проведение деловых игр в
учебном ситуационном центре оперативного управления позволяет повышать эффективность обучения, развивать у курсантов творческий потенциал, при этом новые методы проведения занятий не исключают «старых», они должны использоваться в тесной связи с традиционными.
Литература —
1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении - М.: Педагогика, 1972.
2. Чирков Е.Н. Тактика обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД при остановке автотранспорта, проверке документов и груза.- Орёл: 2010.
References
1. Matyushkin А.М. Problem situations in thinking and education. - M.: Pedagogika, 1972.
2. Chirkov E.N. Tactics of police officers’ personal security during vehicle stops, documents and load checks. - Orel.: 2010.
(Статья сдана в редакцию 07.04.2014)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
деятельности будущего специалиста органов
внутренних дел
informative and communicative technologies as the factor of brisking up self-educational activity of the future expert of law-enforcement agencies
Н.В. БЫХТИНА,
кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
N.V. BYKHTINA,
PhD in Education , associate professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
УДК 371.315.7:372.881.1
Аннотация: статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникативных технологий на занятиях по иностранному языку. Рассматриваются вопросы интенсификации самообразовательной деятельности обучающихся с помощью информационнокоммуникативных технологий. Акцентируется внимание на электронных учебных изданиях, активизирующих самообразовательную деятельность будущих специалистов правоохранительных органов.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
25