Научная статья на тему 'Об особенностях воспитания профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел в белгородском юридическом институте мвд России с использованием возможностей криминалистического полигонного комплекса'

Об особенностях воспитания профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел в белгородском юридическом институте мвд России с использованием возможностей криминалистического полигонного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ / КРИМИНАЛИСТИКА / EDUCATION / TEACHING OF POLICE OFFICERS / POLICE STUDENTS RESEARCH / FORENSIC SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитраков А. М., Озеров И. Н., Чиненов Е. В.

В статье рассматриваются особенности современного подхода к воспитанию профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД на примере обучения криминалистике за счет методических и научных возможностей криминалистического полигонного комплекса института, оснащенного новейшим оборудованием и технико-криминалистическими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитраков А. М., Озеров И. Н., Чиненов Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On pecularities of professional and personal qualities of police officers teaching in Belgorod Law Institute of the Russia’s MIA using possibilities of forensic training site

The article deals with the pecularities of the contemporary approach to professional and personal qualities of police officers teaching taking as an example Forensic Science studies using methodology and research possibilities of forensic training site of the institute equipped with the novel equipment and forensic expertise means.

Текст научной работы на тему «Об особенностях воспитания профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел в белгородском юридическом институте мвд России с использованием возможностей криминалистического полигонного комплекса»

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОлИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

внутренних дел в белгородском юридическом институте мвд россии с использованием возможностей криминалистического полигонного комплекса

on pecularities of professional and personal qualities of police officers teaching in belgorod law institute of the Russia’s mia using possibilities of forensic training site

УДК 343.98:351.74:378.6(470.325)

А.М. ДМИТРАКОВ, И.Н. ОЗЕРОВ,

заместитель начальника по работе кандидат юридических наук, с личным составом (Белгородский доцент (Белгородский юридичес-юридический институт МВД России) кий институт МВД России) тел. (4722) 55-71-16 e-mail: rio.belui@mail.ru

Е.В. ЧИНЕНОВ,

кандидит экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: k-krim-nachalnik@bpi.ru

A.M. DMITRAKOV,

Deputy Head (Staff work) (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

I.N. OZEROV,

the candidate of Jurisprudence , assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

E.V. CHINYONOV,

PhD (Economics) , associate professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности современного подхода к воспитанию профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД на примере обучения криминалистике за счет методических и научных возможностей криминалистического полигонного комплекса института, оснащенного новейшим оборудованием и технико-криминалистическими средствами.

Ключевые слова: воспитание сотрудников ОВД, образование, научная работа курсантов, криминалистика.

Abstract: The article deals with the pecularities of the contemporary approach to professional and personal qualities of police officers teaching taking as an example Forensic Science studies

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

13

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

using methodology and research possibilities of forensic training site of the institute equipped with the novel equipment and forensic expertise means.

Keywords: teaching of police officers, education, police students research, Forensic Science.

Реформационные процессы, происходящие в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, предъявляют повышенные требования к уровню компетенций его сотрудников [3]. Одним из важнейших качеств современного полицейского выступают личностные и профессионально-деловые, от уровня которых напрямую зависит эффективность и продуктивность функционирования всей правоохранительной системы страны. Сегодня очевидно, что деятельность сотрудника полиции относится к тем видам, которые сопряжены с особой общественной значимостью и вниманием, в связи с чем она должна отвечать высокому уровню не только профессиональной компетентности, но и социально-личностного, духовного развития. На современном этапе одной из задач ведомственного образования нам видится формирование качественно нового сотрудника органов внутренних дел, не только профессионально пригодного к выполнению оперативно-служебных задач, но и развитого личностно, способного к дальнейшему саморазвитию. Проблема воспитания профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел в реформируемых условиях пока еще изучена недостаточно, а потому попадает в поле зрения научных изысканий ученых и практиков Белгородского юридического института МВД России.

В настоящее время в Белгородском юридическом институте одним из методов осуществления воспитания профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел является интеграционное привитие гуманитарного, естественно-научного и профессионально-ориентированного знания (в большей степени криминалистического), обеспечивающего становление и развитие целостной личности, способной к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. Реализация такого воспитания осуществляется, в том числе, за счет использования возможностей криминалистического полигонного комплекса института [2].

Для этого в 2013 году в институте была создана современная полигонная база - межкафедральный криминалистический

полигонный комплекс, располагающий аудиторным фондом, включающим специализированные аудитории криминалистической техники, тактики, методики расследования преступлений, судебной медицины, осмотра места происшествия, видовые полигоны: «Участок местности», «Квартира», «Рабочее место следователя», «Рабочее место эксперта-криминалиста», «Автомобиль», «Магазин», «Бухгалтерия», «Интерактивный осмотр места происшествия на объектах железнодорожного транспорта», криминалистическую лабораторию, оборудованные современными технико-криминалистическими и мультимедийными средствами, копировально-множительной техникой, программными продуктами, макетами, позволяющими комплексно, в обстановке, максимально приближенной к реальной, прививать профессионально-личностные качества сотрудника органов внутренних дел, отрабатывать задачи, возложенные на органы внутренних дел, являясь стартовой площадкой вхождения курсанта (слушателя) в профессиональную деятельность [4].

Межкафедральный криминалистический полигонный комплекс позволяет в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к подготовке сотрудника органов внутренних дел, проводить все виды занятий, закрепленных за профильными кафедрами института (криминалистики, уголовного процесса, психологии и педагогики, оперативно-разыскной деятельности, административного права и административной деятельности ОВД) [1]. В таких условиях при воспитании профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел основой является неразрывная связь теории и практики, включающая работу филиалов вышеуказанных кафедр института в УМВД России по Белгородской области, основанная на комплексной отработке вопросов по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, моделированию обстановки, максимально приближенной к реальной, соблюдению учетно-регистрационной дисциплины, а также решению ситуационных задач, типичных для современной полицейской практики.

Проведенное анкетирование выпускников

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

14

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

института, изучавших криминалистику до введения в учебный процесс межкафедрального криминалистического полигонного комплекса, и курсантов 4 курса, изучавших криминалистику в условиях видовых криминалистических полигонов и специализированных аудиторий, выявило существенные различия в уровне обладания профессионально-личностными компетенциями в пользу тех обучаемых, которые знакомились с теорией и практикой криминалистики при помощи новых возможностей (возможностей межкафедрального криминалистического полигонного комплекса).

При анализе и обобщении результатов анкетирования установлено, что учебно-воспитательный процесс в условиях ситуационных полигонов и специализированых аудиторий позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовленности, деловой компетентности обучаемых, но и привить личностные качества, которыми должен обладать полицейский сегодняшнего дня.

Условия межкафедрального криминалистического полигонного комплекса института дают расширенные возможности в проведении научно-исследовательской деятельности, повышая уровень теоретической подготовки, воспитывая самостоятельность и творческий подход курсантов к овладению профессиональными знаниями, навыками и умениями. Научное становление полицейского, безусловно, важно, так как является интеллектуальным потенциалом по овладению нормами и принципами поисковой, экспериментальной и статистической деятельности как необходимого условия профессиональной компетенции.

Как показывает практика, научно-изыскательской работой в той или иной мере занимается большая часть курсантов и слушателей института, притом что овладение навыками научного исследования не предусмотрено учебными планами. Определить круг научных интересов талантливых курсантов, помочь им увидеть перспективы исследова-

тельской работы призваны преподаватель и современная криминалистическая база, выполняющие при этом функции научного руководителя и научно-методической (практической, лабораторной) базы.

Для научного становления будущего специалиста МВД на кафедре криминалистики организован научный кружок и учебно-научная криминалистическая лаборатория.

Примечательно, что на кафедре криминалистики предметный научный кружок организуется на первом году обучения криминалистике, и представляет собой первый шаг курсанта в научно-исследовательской деятельности. Задачи перед участниками кружка ставятся простые, но интересные, обязательно имеющие познавательную ценность. Чаще всего они реализуются путем подготовки докладов, рефератов, презентаций, заслушиваемых на заседаниях кружка.

Проблемная курсантская криминалистическая лаборатория - более высокая ступень сложности научной работы обучаемых. Занятия в лаборатории предполагают определенный запас знаний и навыков, а потому выполняются обучаемыми выпускного курса. Результаты работы лаборатории призваны оказать существенную помощь институту и УМВД России по Белгородской области, поскольку ее цель - содействие делу научно-технического прогресса в раскрытии и расследовании преступлений, а также совершенствования процесса преподавания специальных дисциплин.

Таким образом, очевидно, что использование полигонного комплекса обеспечивает профессионально-личностное становление сотрудника органов внутренних дел путем более «зрелой» мотивации на процесс практического обучения с использованием достижений современной криминалистической науки. Иными словами, обучаемый на такой базе приобретет не только необходимые теоретические знания, но и опыт, а также практические навыки с учетом своих личных устремлений.

Литература —

1. Амельчаков И.Ф. О повышении практической направленности обучения в Бел ЮИ МВД России //Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. №1. С.3-8.

2. АмельчаковИ.Ф., ЧиненовЕ.В. О возможностях использования межкафедрального криминалистического полигонного комплекса в деятельности Белгородского юридического института МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. №1. С.2-5.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции». - Консультационносправочная система «Консультант +».

4. Чиненов Е.В., Чурсин А.В. Обстановка места происшествия - источник получения данных о неизвестном преступнике // Проблемы правоохранительной деятельности. 2012. №1. С.12-17.

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

15

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

References

1. Amelchakov I.F. On increasing of practice oriented training in Begorod Law Institute of the Russia’s MIA // Problems of Law Enforcement. 2013. №1. PP.3-8.

2. Amelchakov I.F., Chinyonov E.V. On possibilities of interchair forensic training site use during training at Begorod Law Institute of the Russia’s MIA // Papers of Begorod Law Institute of the Russia’s MIA. 2012. №1. PP.2-5.

3. Federal Law of the Russian Federation “On police” №3-FL of February 7, 2011 - Legal Reference System “Consultant+”.

4. Chinyonov EV, Chursin A.V. Crime scene environment - the source of getting information about unknown offender // Problems of Law Enforcement. 2012. №1. PP.12-17.

(Статья сдана в редакцию 23.01.2014)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В БЕЛГОРОДСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ институте мвд россии

GENDER FEATuREs of TEAcHING AND EDucATioNAL process at the belgorod law institute of the ministry of internal affairs of russia

УДК 159.922.1:378.6(470.325)

В.А. ХРИСАНОВ,

доктор географических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России) тел. (4722)52-88-26

В.Л. МИХАЙЛИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: mihailikov.vitalii/@mail.ru

С.В. СВИРИДОВ

(Белгородский юридический институт МВД России ) тел. (4722)52-88-26

V.A. KHRISANOV,

the doctor of geographical sciences, the professor

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

V.L. MIKHAJLIKOV,

the candidate of jurisprudence assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

S.V. SVIRIDOV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы гендерного воспитания курсантов (слушателей) в ведомственных вузах на примере Белгородского юридического института МВД России. Акцентируется внимание на особенностях гендерного воспитания с учетом половозрастных характеристик обучающихся, специфики службы в ОВД, что позволяет соПроблемы правоохранительной деятельности 2’14

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.