Научная статья на тему 'Деловая игра как метод интерактивного обучения юристов на примере тактики осмотра места происшествия: теоретические основы'

Деловая игра как метод интерактивного обучения юристов на примере тактики осмотра места происшествия: теоретические основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ (ОМП) / ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INTERACTIVE TEACHING METHODS / BUSINESS GAME / INVESTIGATIVE ACTION / INSPECTION OF THE SCENE OF AN INCIDENT (WMD) / GAME SITUATION / FORENSIC TOOLS / TECHNIQUES AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крегель А. П.

Статья посвящена теоретическим основам деловой игры на примере тактики осмотра места происшествия, как актуального метода интерактивного обучения юристов. Представленный материал характеризуется существенной новизной по подготовке и производству данного следственного действия в формате деловой игры. Работа будет полезной не только для преподавателей, но и для студентов юридического факультета.The publication is devoted to the theoretical foundations of conducting a business game using the tactics of inspecting a scene as an actual method of interactive training for lawyers as an example. The material presented is characterized by significant novelty in the preparation and production of this investigative action in the format of a business game. The work will be useful not only for teachers, but also for law students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как метод интерактивного обучения юристов на примере тактики осмотра места происшествия: теоретические основы»

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важна профилактическая работа в среде молодежи, так как именно молодое поколение в силу ряда различных факторов является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, ее психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи.

В ходе проделанной работы был сделан вывод, что профилактика - одно из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в обществе. Превентивные меры являются основой воспитания толерантности, патриотизма и человеколюбия, а значит, сохранения здоровья социума. Профилактические мероприятия всё чаще проводятся на базе учебных заведений, что в дальнейшем должно способствовать сокращению правонарушений, связанных с экстремизмом и терроризмом. Профилактика экстремизма и терроризма намного выгоднее для государства и общества, чем ликвидация последствий подобных страшных и опасных общественных явлений [1].

1.Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // «Парламентская газета». - 2002. - 30 июля. - № 142-143.

2.Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 11-1146.

3 .Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утв. Президентом Российской Федерации 28.12.2019 г.).

4. «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014, №Пр-2753).

5. Статистические данные преступлений экстремистской и террористической направленности за 2018 год // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offen-ses map (дата обращения 15.05.2019).

УДК 343.98

А.П. Крегель

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ НА ПРИМЕРЕ ТАКТИКИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Статья посвящена теоретическим основам деловой игры на примере тактики осмотра места происшествия, как актуального метода интерактивного обучения юристов. Представленный материал характеризуется существенной новизной по подготовке и производству данного следственного действия в формате деловой игры. Работа будет полезной не только для преподавателей, но и для студентов юридического факультета.

Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивные методы обучения, деловая игра, следственное действие, осмотр места происше-

стеия (ОМП), игровая ситуация, криминалистические средства, приемы и методы.

BUSINESS GAME AS A METHOD OF INTERACTIVE TRAINING OF LAWYERS ON THE EXAMPLE OF TACTICS FOR INSPECTING A PLACE OF ACCIDENT:

THEORETICAL BASES

The publication is devoted to the theoretical foundations of conducting a business game using the tactics of inspecting a scene as an actual method of interactive training for lawyers as an example. The material presented is characterized by significant novelty in the preparation and production of this investigative action in the format of a business game. The work will be useful not only for teachers, but also for law students.

Key words: innovative technologies, interactive teaching methods, business game, investigative action, inspection of the scene of an incident (WMD), game situation, forensic tools, techniques and methods.

Стратегической целью образования в наше время должно стать создание нового поколения специалистов, способных быстро осваивать знания, расширять их, приобретать и активно использовать умения и навыки, необходимые для дальнейшей практической деятельности.

Суть изменений в образовательной системы состоит в переходе от трансляции набора готовых знаний к управлению познавательной деятельностью обучающихся. Инновационные технологии позволяют полнее удовлетворять запросы экономики, общества и государства в сотрудниках ключевых специальностей, в том числе в области юриспруденции. Особая роль в этом, естественно, отводится будущим выпускникам [1].

В последние годы внедрение инновационных технологий, методов интерактивного обучения, в том числе метода деловой игры, в практику высшего образования, приобрело особую актуальность в связи с курсом на его модернизацию, переходом на новые требования образовательного стандарта, изменением степени (квалификации) и направления подготовки выпускников АмГУ.

В представленной статье изложены теоретические основы проведения деловой игры как метода интерактивного обучения юристов, на примере тактики осмотра места происшествия.

Интерактивные методы обучения позволяют избежать сухости, неэмоциональности, монотонности изложения материала. Они способствуют развитию у студентов самостоятельного мышления, умению работать в команде, находить наиболее рациональные решения поставленной проблемы [2].

Эти методы являются самым эффективным путем обучения, одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов. Их использование способствует оптимальному усвоению нового и закреплению пройденного материала, формированию необходимых профессиональных компетенций. Интерактивные методы обучения позволяют студентам взаимодействовать между собой, это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности.

Внедрение интерактивных методов обучения - обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. Формирование заявленных профессиональных компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, от знаний - к дея-

тельности, соединение теоретических знаний, умений и навыков студентов с их практическими потребностями.

Определяя в самом общем виде суть деловой игры, можно сказать, что это метод имитации (подражания, изображения) какого-либо события, в нашем случае - осмотр места происшествия при различных способах совершения преступлений, в различных ситуациях и обстоятельствах - по заданным преподавателем или самими участниками игры правилам.

Интерактивное обучение рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». Таким образом, сущность интерактивных методов обучения состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя, здесь нет пассивных наблюдателей, в процесс познания включены все студенты группы без исключения [1]. Интерактивные методы направлены на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, на пробуждение активности студентов в процессе обучения. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задача преподавателя - создание условий для их инициативы. Вместе с тем роль преподавателя как организатора и координатора совместных усилий студентов для решения поставленных целей и задач при проведении деловой игры неоценима. Ведь именно он не только профессионал, обладающий теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками, но он для студентов - образец и пример реализации заложенных в человеке способностей.

Осмотр места преступления (далее - ОМП) является, несомненно, исключительно важным, неотложным следственным действием [4]. Скрупулезность и тщательность его проведения обеспечивают объективность, полноту и качество осуществления уголовного судопроизводства. ОМП, как следственное действие, является основой, фундаментом всего процесса раскрытия и расследования преступлений. Под следственными (процессуальными) действиями понимается процесс собирания, проверки, использования и оценки доказательств в целях эффективности предварительного расследования.

ОМП - это, как правило, неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии участниками осмотра участка местности или помещения в целях изучения его обстановки, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и других вещественных доказательств [3]. Особую значимость ОМП имеет при раскрытии и расследовании неочевидных тяжких и особо тяжких преступлений - убийства, кражи, разбоя, преступлений, совершенных с применением взрывных устройств, и др.

Проведение ОМП на примере инсценированной квартирной кражи со взломом двери, замка и др. в формате деловой игры способствует получению и углублению студентами необходимых знаний, умений и навыков.

К проведению деловой игры в рамках учебного процесса необходим подготовительный этап, т.е. подготовка, которая включает лекцию по рассматриваемой теме (излагаются основные теоретические вопросы по тактике ОМП, даются основные понятия, цели, задачи, содержание, принципы и методы осмотра), до всех участников доводится роль данного следственного действия, порядок, алгоритм действия каждого из них и т.д.

На лабораторных занятиях проводится опрос по основным вопросам темы и самое главное -начинается подготовка к непосредственному проведению деловой игры. Прежде всего излагается сценарий игры, ставятся цели и задачи, называется форма проведения. Деловая игра - это работа команды, когда конечный результат целиком и полностью зависит от каждого участника. Целью игры является практическая отработка тактических приемов и правил ОМП, направленных на самостоятельное осуществление инсценированного осмотра, применение криминалистических приемов и методов в части обнаружения, фиксации, изъятия и упаковки следов и других вещественных доказательств, составление фрагмента протокола, фиксирующего ход и результаты проведенного осмотра.

Подготовка к непосредственному проведению деловой игры по тактике ОМП включает: распределение ролей участников осмотра среди студентов по их процессуальному положению (следователь, специалист, оперативные сотрудники, понятые, потерпевшие, свидетели и т.д.);

наличие и создание игровой ситуации (инсценировка места происшествия, моделирование). То есть создание надлежащих условий, имитаций, необходимых предпосылок, обеспечивающих достижение поставленных в ходе ОМП целей. Данные подготовительные действия осуществляются потерпевшими, которые должны как можно правдивее инсценировать совершение квартирной кражи со взломом (создать беспорядок, что-то перевернуть, открыть, переместить, разбросать и т.д.), тем самым создать зрительное восприятие совершенной квартирной кражи;

при создании игровой ситуации (имитации) особая роль отводится оставленным преступниками следам и другим вещественным доказательствам, которые должны быть обнаружены, зафиксированы, изъяты, надлежащим образом упакованы, описаны в протоколе и сфотографированы. «Позаботиться» о различных видах следов (пальцев рук, орудий взлома, обуви, следов биологического происхождения и т.д.) должен руководитель игры (преподаватель) совместно с потерпевшими.

Далее проводится игровой, рабочий этап, направленный на эффективное решение стоящих целей и задач. Следует отметить, что подготовка к рабочему этапу начинается со звонка потерпевшего в отдел полиции о совершенном преступлении и заканчивается составлением протокола о ходе и результатах проведенного осмотра.

При проведении игры студенты в ходе непосредственного ОМП должны проявлять активность и самостоятельность, демонстрировать умение и навыки применять тактические и методические приемы и правила осмотра, направленные на полную и объективную фиксацию всех обстоятельств произошедшего, на самостоятельное применение криминалистических средств, приемов и методов с целью обнаружения, фиксации и изъятия следов [5].

Завершающий этап игры включает обсуждение проведенного осмотра, оценку и анализ полученных результатов. После окончания игры проводится ее анализ, в ходе которого выясняется, почему принимались те или иные решения, к каким результатам они привели, каким стратегиям отдавалось предпочтение. Студентам даются вопросы для рефлекции:

Что нового узнали участники деловой игры, какова ее эффективность? Что было наиболее сложным и важным для каждого участника? Что осталось непонятным, к чему необходимо вернуться? Интересно ли прошла игра, какова ее польза?

Хорошо ли были сыграны роли, налажено ли было взаимодействие, удалось ли сформировать команду?

Подводя итог изложенному, следует сказать, что внедрение интерактивных форм обучения путем проведения деловой игры — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки юристов в современном вузе. Предложенный метод стимулирует у студентов развитие организаторских способностей, позволяет им проявлять самостоятельность, эрудицию, логические и риторические знания, умения и навыки, формирует и совершенствует их профессиональные компетенции, необходимые в процессе дальнейшей практической деятельности.

1. Плаксина, И.В. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 151 с. - (Бакалавр. Академический курс). - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/434374 (дата обращения: 18.12.2019).

2. Кругликов, В.Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Н. Кругликов, М.В. Олейникова. -Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019.-353 с. - (Бакалавр. Академический курс). - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/ 438288 (дата обращения: 18.12.2019).

3. Криминалистика: учебник для бакалавриата и магистратуры / И.В. Александров [и др.]; под ред. И.В. Александрова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 376 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/432982 (дата обращения: 18.12.2019).

4. Криминалистика: учебник для вузов / Л.Я. Драпкин [и др.]; ответственный ред. Л.Я. Драпкин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 845 с. - (Бакалавр. Академический курс). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/378924 (дата обращения: 18.12.2019).

5. Криминалистика. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И.В. Александров [и др.]; под ред. И.В. Александрова. - М.: Юрайт, 2016. - 353 с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/433050 (дата обращения: 18.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.