Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО МОРЯКА'

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО МОРЯКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая игра / иноязычная коммуникативная компетентность / проблемная ситуация / кейс-стади / морское образование / профессиональная деятельность / business simulation game / foreign language communicative competence / problem situation / case study / maritime education / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курпешева Алия Ивановна, Ибляминова Марьям Рашидовна

Статья посвящена проблеме профессиональной языковой подготовки современного специалиста в морской отрасли. Обосновывается преимущества использования деловой игры в учебном процессе. Рассматриваются особенности деловой игры по английскому языку как средства формирования иноязычной коммуникативной компетентности моряка. Раскрывается сущность деловой игры с ограничением времени на основе диалектических методов исследования проблемы, дающие обучающемуся представление о функции будущей профессиональной деятельности моряка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курпешева Алия Ивановна, Ибляминова Марьям Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of professional language training of a modern specialist in the maritime industry. The advantages of using a business simulation game in the educational process are substantiated. The features of the business simulation game in English as means of forming a foreign language communicative competence of a sailor are considered. The essence of a business simulation game with a time limit based on dialectical methods of studying the problem, giving the student an idea about the function of a sailor's future professional activity is revealed.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО МОРЯКА»

8. Еутерман, Л.А. Инклюзивные процессы в оценках родителей / Л.А. Еутерман, Л.С. Деточенко // Человек. Общество. Инклюзия. - 2022. - № 3(51).-С. 18-26

9. Ефимов, B.C. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности / B.C. Ефимов, A.B. Лаптева, В.А. Дадашева // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 3 (79). - С. 13-48

10. Огороднова, О.В. Родители обучающихся в условиях инклюзивного образования / О.В. Огороднова, Е.А. Кукуев, Л.М. Волосникова // Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Орел, 25 февраля 2022 года / Редколлегия: Т.М. Бакурова [и др.]. - Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2022. - С. 782-787

11. Патрушева, И.В. Отношение субъектов образовательного процесса к инклюзивной трансформации школы / И.В. Патрушева, О.В. Огороднова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2022. - №9 (сентябрь). ART 3119. - URL: http://emissia.Org/offline/2022/3119.htm

12. Симаева, И.Н. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся / И.Н. Симаева, В.В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2015. - Вып. 11. - С. 54-62

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранные языки и речевые коммуникации Курпешева Алия Ивановна

ФЕБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет» (г. Астрахань); старший преподаватель кафедры иностранные языки и речевые коммуникации Ибляминова Марьям Рашидовна

ФЕБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет» (г. Астрахань)

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО МОРЯКА

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной языковой подготовки современного специалиста в морской отрасли. Обосновывается преимущества использования деловой игры в учебном процессе. Рассматриваются особенности деловой игры по английскому языку как средства формирования иноязычной коммуникативной компетентности моряка. Раскрывается сущность деловой игры с ограничением времени на основе диалектических методов исследования проблемы, дающие обучающемуся представление о функции будущей профессиональной деятельности моряка.

Ключевые слова: деловая игра, иноязычная коммуникативная компетентность, проблемная ситуация, кейс-стади, морское образование, профессиональная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of professional language training of a modern specialist in the maritime industry. The advantages of using a business simulation game in the educational process are substantiated. The features of the business simulation game in English as means of forming a foreign language communicative competence of a sailor are considered. The essence of a business simulation game with a time limit based on dialectical methods of studying the problem, giving the student an idea about the function of a sailor's future professional activity is revealed.

Key words: business simulation game, foreign language communicative competence, problem situation, case study, maritime education, professional activity.

Введение. Владение иностранным языком для современного моряка - необходимость, связанная с особенностями работы. Большую часть времени они проводят за границей и должны уметь общаться с местными жителями, заказчиками и администрацией порта. Высокий уровень профессиональной подготовки российских моряков в последнее время обусловливает выбор зарубежных судовладельцев в пользу отечественных специалистов. Это объясняется тем, что политика многих иностранных государств направлена на привлечение профессионалов, квалификации которых представлены на отечественном рынке труда морских специалистов. Зарубежные владельцы судов склонны снижать объем инвестиций в трудовые ресурсы, стремясь нанимать сравнительно недорогую рабочую силу. В свою очередь, морской рынок труда в России отчетливо ориентирован в сторону экспорта. Еще одной его особенностью и, в то же время, конкурентным преимуществом, является профессионализм, опыт и знания российских моряков. С другой стороны, существенным недостатком компетенциях отечественных морских специалистов является низкий уровень владения профессионально-ориентированным морским английским языком.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью внедрения в учебный процесс инновационных методов обучения морскому английскому языку.

Цель исследования: изучение сущности и особенностей использования серии деловых игр в формировании иноязычной коммуникативной компетенции для конкурентоспособности моряков на рынке труда.

Задачи научной статьи: анализировать существующие точки зрения в научной литературе, раскрывающие особенности и классификацию деловых игр в образовательном процессе; ЕК-определить преимущества деловой игры как инструмента эффективного изучения английского языка в учебных профессионально-ориентированных ситуациях.

Методы исследования: анализ и систематизация научных данных; обобщение информации; изучение и классификация признаков; дефиниция понятий.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования при планировании учебно-воспитательного процесса в вузах, а также разработке стратегий педагогического сопровождения студентов.

Методы исследования: анализ и систематизация научных данных; обобщение информации; изучение и классификация признаков; дефиниция понятий, результатов исследования при планировании учебного процесса в вузах, а также на курсах по повышению квалификации.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе морское образование в России является системной государственной подготовкой и профессиональной переподготовкой специалистов, обеспечивающей потребности и заказ морской отрасли. Профессиональная языковая подготовка также является компонентом этой системы.

На базе Института морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского государственного технического университета на протяжении десятилетий успешно ведется профессиональная языковая подготовка моряков в «Marlins Approved Test Centre», открыт Морской инновационный центр. Ключевые направления работы Аккредитованного центра тестирования компании Marlins - это:

1) реализация образовательных программ «Isf Marlins Test For Searfarers» (Английский тест для моряков) и «Isf Marlins Test Of Spoken English» (Собеседование по английскому языку);

2) обучение студентов учебных заведений среднего профессионального и высшего образования, а также членов экипажей рыбопромысловых, морских и речных судов по дополнительной профессиональной программе (ДПП) повышения квалификации (ПК) «Деловой английский язык для моряков». Основная задача - формирование иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК) выпускника.

Рассмотрим особенности деловой игры по английскому языку как средства формирования иноязычной коммуникативной компетентности моряка.

Определяя игру как «замечательнейшее явление жизни», Н.П. Аникеева пишет, что эта деятельность кажется бесполезной, но, вместе с тем, игра необходима, ведь она привлекательна сама по себе как жизненный феномен, и одновременно представляет внушительное проблемное поле для науки [1]. Игра в научной литературе рассматривается, как

• вид человеческой деятельности, способный воссоздавать другие виды человеческой деятельности [5];

• вид непродуктивной деятельности, которая мотивирована процессом, а не результатом [14];

• действенный инструмент преподавания, активизирующий мыслительную деятельность участников игры, придающий учебному процессу увлекательность, заставляющий обучающегося волноваться и переживать [10];

• коллективная обучающая и воспитывающая деятельность, направленная на развитие психических функций и мышления, на повышение мотивации;

• деятельность как выражение личностного отношения [2] и др.

Значение игры в обучении трудно переоценить. Так, А. Чеккини пишет, что учиться играя, не означает «учиться без труда»: в игре вы потеете, стараетесь вовсю, переносите стресс; но эти усилия были выбраны свободно: нельзя заставить играть, так же, как заставить учиться» [12]. Д.Н. Кавтарадзе обращает наше внимание на то, что игра компенсирует «событийную (средовую) монотонность повседневной жизни» [8]. Одни игры, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, уводят человека от реальности, а другие, напротив, помогают в ней адаптироваться.

С.А. Шмаков пишет о том, что «игра является действенным инструментом социализации личности, «адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализации стрессопорождающих нагрузок и, следовательно, средством оздоровления» [13]. Игра в процессе преподавания создает позитивный микроклимат в коллективе, атмосферу непосредственного общения в обучении.

Игра вовлекает в активную работу всех ее участников, снимает напряжение. В игре человек может проявить свое воображение, умение наблюдать, проявлять инициативу. Действительно, в игре человек действует от имени персонажа, и это позволяет ему раскрепоститься, раскрыть свои внутренние способности, не боясь ошибиться. В игре часто время воспринимается по-другому, наполняется интеллектуальными и эмоциональными событиями.

В игре надо принимать решения - что сказать, как выполнить задание, как выиграть. Это активизирует мыслительную деятельность обучающегося, здесь люди интериоризируют общественные функции, нормы поведения, легко преодолевают психологические и коммуникативные барьеры. Согласно Л.С. Выготскому, игра развивает, и эта ее способность заложена в самой природе игры - т.е. игра всегда активизирует эмоциональную сферу личности, а где эмоции там всегда активность, внимание, воображение, мышление.

Кавтарадзе Д.Н. считает, что подлинная цель игры - приобретение опыта [8].

Остановимся на особенностях деловой игры (ДИ), которая обрела своё начало как средство осуществления поиска стратегических при неопределённости и мультифакторности - она учит строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество, вступать в коллегиальные отношения.

A.B. Духавнева пишет, деловая игра начинается еще с магических обрядов древнего человека, с ритуальных танцев, которые воспроизводили процесс охоты до её начала и решали только магические, но и обучающие задачи. Предшественником деловой игры можно назвать военную игру, зародившуюся в XVII веке («Потешные войска» Петра I).

В Советском Союзе (в Ленинграде) в 1932 году деловая игра (далее ДИ, деловая игра) впервые была использована в обучении М.М. Бирштейн. Сама М.М. Бирштейн определяет ДИ как метод, позволяющий имитировать процесс принятия решений управленцем и специалистом в тех или иных производственных ситуациях, который осуществляется по некоторым заданным правилам в режиме диалога, конфликта, неопределенности.

М.М. Бирштейн выделены особенности деловой игры:

1) наличие модели процесса управления и специалиста при разработке стратегического решения;

2) в игре, в отличие от кейс-стади всегда присутствует не одно решение одной задачи, а целая «цепочка решений»: решение, которое принято на начальном этапе, влияет на модель производства, изменяя ее исходное состояние;

3) происходит распределение ролей между участниками игры;

4) цели реализации каждой роли различны и противоречивы, актуализируется конфликт интересов;

5) в игре обязательно присутствует контролируемая драматичность;

6) происходит взаимодействие исполнителей тех или иных ролей;

7) при этом у коллектива есть одна общая цель, и решения принимаются тоже коллективно;

8) решения многоальтернативны;

9) обязательно должна быть система индивидуальной или групповой оценки деятельности участников игры.

Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако незадолго до Второй мировой войны деловые игры запретили в СССР. Их стали разрабатывать в США с 1956 года.

B. А. Трайнев определяет учебную ДИ как целенаправленно сконструированную модель какого-либо реального процесса, имитирующую профессиональную деятельность; цель такой модели - сформировать и закрепить профессиональные навыки и умения [10].

Сегодня в научной и практической литературе можно найти огромное количество классификаций деловых игр: учебная ДИ, исследовательская ДИ, управленческая ДИ, аттестационная ДИ.

Одна из наиболее полных классификаций есть в работе Л.В. Ежовой. Автор разграничивает ДИ, используя такие основания, как методология проведения, конечная цель, конечный результат, оценка деятельности и время првоедения.

Учитывая особенности разных видов деловой игры, мы будем относить деловые игры по английскому языку на базе Морского инновационного центра к ДИ, ограниченным по времени и предполагающим балльную оценку участников ДИ. Они могут проводиться в различных игровых форматах: ролевом, имитационном, в форме групповой дискуссии.

На основании выше сказанного, методологическая ценность применения ДИ в образовательном процессе заключается в высоком мотивационном потенциале, обеспечении динамичности и эмоциональной насыщенности процесса обучения, поддержке профессиональной направленности и практикоориентированности учебной деятельности слушателей.

Ограничениями могут выступать сложность и ресурсозатратность в подготовке, и в проведении игры, недостаточная готовность обучающегося работать в таком режиме.

Эффективность ДИ в развитии когнитивной деятельности обучающихся достигается посредством применения диалектических методов анализа вопроса или проблемной ситуации; организации совместной учебной деятельности, неотъемлемой частью которой является выполнение функций будущей профессиональной деятельности.

Проблема - вопрос (теоретический или практический), не имеющий однозначного решения и требующий анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решения проблемы) с проверкой и подтверждением в опыте.

Учебные профессионально ориентированные ситуации, заложенные в основу ДИ, по своему психологическому профилю являются проблемными, так как целью их реализации является разрешение препятствия, проблемы, вокруг которых выстроен кейс.

Проблемная ситуация - актуальное психологическое состояние, детерминирующее интеллектуальную активность студента. Проблемная ситуация возникает, когда обучающийся принимает проблему определенной ситуации, которая заложена в основу кейса; придаёт ей личностный смысл; осознаёт такую ситуацию как препятствие, мешающее немедленному решению учебной задачи в структуре кейса и требующее поиска новых знаний или новых способов действий, позволяющих снять возникшее затруднение.

ДИ проектируются как серии деловых игр (принцип комплексного проектирования). Серия ДИ - система ДИ, специфические ситуации которых выстроены на основе проблем конкретного вида профессиональной деятельности, отдельной компетенции или трудовой функции (рисунок 1).

/ ДИ 2 ч

^_ _/

Вид профессиональной деятельности / трудовая функция / компетенция морского специалиста

Рисунок 1. Структура серии ДИ

На исследовательском этапе деятельность преподавателя ориентирована на анализ содержательных характеристик профессиональной деятельности будущего выпускника высшего учебного заведения. Поиск справочной информации целесообразно проводить в профессиографических источниках, включая должностные инструкции, квалификационные требования, профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), нормативные документы и т.д. Перечисленные источники содержат сведения о задачах, видах и сферах профессиональной деятельности.

Следующей задачей исследовательского этапа является поиск поиск информации о специфических ситуациях или критических инцидентах. Это могут быть реальные, воображаемые или прогнозируемые ситуации, которые могут или могли бы иметь место в профессиональной деятельности будущего специалиста.

Следующий этап педагогической деятельности можно назвать проектировочным: разрабатываются кейсы. В научной литературе рассматривается ряд подходов к описанию ситуаций в кейсах:

- событийный подход, с точки зрения которого ситуация - это комплекс событий, объединенных между собой общей проблемой;

- факторный подход, когда ситуация рассматривается с точки зрения взаимообусловленных факторов, каждый из которых препятствует или способствует решению проблемы и др.

Существует ряд оснований для классификации описаний отдельных ситуаций. Среди наиболее популярных можно отметить следующие:

- по нормированности: нормальные / девиантные / экстремальные;

- по соответствию реальной жизни: реальные / условные;

- по возможности действия: благоприятные / вынужденные / критические / безвыходные;

- по степени новизны: известные / подобные / неизвестные;

- по времени: прошлые / актуальные / будущие;

- по формату изложения материала: эссе / рассказ / подборка статистической аналитики / аналитическая записка / отчет / очерк / журналистсвое расследование и др.;

- по возможности контроля: контролируемые / неконтролируемые;

- по сюжетности: сюжетные / бессюжетные;

- по методике организации учебной деятельности: групповая работа / дискуссия и т.д (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура педагогической деятельности по реализации ДИ

Выводы. Деловая игра модельное замещение двух реальностей-процессов производства и процессов деятельности в нем людей; формирование ИКК моряка осуществляется как бы наложенными на канву профессионального труда в его предметном и социальном аспектах.

Сущность ДИ, в общем понимании теоретиков и практиков заключается в том, что обучающийся анализирует конкретную ситуацию, которая описывает реальную морскую практику в профиле проблем взаимоотношений и профессиональной деятельности морского специалиста; формулирует проблему и осуществляет поиск ее решения в формате ролевой игры.

Литература:

1. Аникеева,Н.П.Воспитание игрой/Н.П.Аникеева.-Москва: "Прогресс", 1987.-316 с.

2. Богомолова, H.H. Ситуационно-ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки / H.H. Богомолова// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - Москва: МГУ, 1977. - 144 с.

3. Вербицкий, A.A. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / A.A. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М.: Логос, 2011. -288 с.

4. Вербицкий, A.A. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / A.A. Вербицкий, М.Д. Ильязова. -М.: Логос, 2011. -288 с.

5. Ефимов, В.М. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства / В.М. Ефимов, Г.Л. Пельман, В.А. Чахоян-М.: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.

7. Истомина, O.A. Социально-психологические особенности морских экипажей в условиях длительных рейсов / O.A. Истомина // Транспорт Российской Федерации. - 2007. - №12. - С. 41-43

8. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.

9. Каликинский, Ю.А. Компетентностный подход к подготовке инженеров-педагогов / Ю.А. Каликинский, В.П. Косырев // Профессиональное образование. - 2005. - № 6. - С. 25-26

10. Трайнев, В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 «Педагогика» / В.А. Трайнер. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 303 с.

11. Устенкова, Т.П. Языковые и речевые игры на уроке немецкого языка / Т.П. Устенкова // Иностранные языки в школе. - 1996. - №3. - С. 23-28

12. Чеккини, А. Игры по типу русской матрешки / А. Чеккини // Вестник высшей школы. - 1990. - №1. - С. 89-92

13. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. - Москва: «Новая школа», 1994. - 380 с.

14. Энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - 1100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.