12. Vernadsky G.V. KievskayaRus [The Kievan Russia]. Tver, LEAN; Moscow, AGRAF, 1996, 448 p., p. 177.
13. Bubenok O.B. Vestnik instituta gumanitarnykh issledovaniy pravitel 'stva Kabardino-Balkarskoy respubliki i Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 2015, no. 3 (26), pp. 7-20.
14. Atalikov V.M. K voprosu o rasselenii adygskikh piemen do XV veka [On the question of the resettlement of the Adyghe tribes before the XV century]. In.: Et-nografiya i sovremennost [Ethnography and modernity]. Nalchik, Elbrus, 1984, pp. 161-164.
15. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII v. [History of the peoples of the North Caucasus from ancient times to the end of the XVIII century]. Moscow, Nauka, 1988, 554 p., p. 149.
16. Kuleshov Vyach.S. Kasozhskaya i khazarskaya mecheti v Damaske XII veka [Kasogian and Khaz-arian mosques in Damascus in the 12th Century]. Available at: https://www.academia.edu/33785207/ Kasozhskaya_i_khazarskaya_mecheti_v_Dam-aske_XII_veka_Kashak_Circassian_and_Khazar-ian_Mosque s_in_the_12th_century_Damascus_ Draft 2017 .
17. Soobshcheniya srednevekovykh gruzinskikh pismen-nykh istochnikov ob Abkhazii [Messages from medieval Georgian written sources about Abkhazia]. Sukhum, Alashara, 1986, 88 p., р. 51.
18. Polnoe sobranie russkikh letopisey. T. 1. Lavrentievs-kaya letopis. Vyp. 1. Povest vremennykh let [Complete collection of Russian chronicles. Vol. 1. Lau-rentian Chronicle. Iss. 1. The tale of bygone years]. Leningrad, Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1926, 286 columns, column 246.
19. Kobychev V.P. V poiskakh prarodiny slavyan [In search of the ancestral home of Slavs]. Moscow, Science, 1973, 168 p., р. 84.
20. Chumicheva O.V. Paradoksy «cherkasskoy very»: mezhdu islamom, khristianstvom i yazycheskimi traditsiyami [Paradoxes of the «Cherkasy faith»: between Islam, Christianity and pagan traditions]. In.: Odissey. Chelovek v istorii. 2015-2016: Ritualy i religioznye praktiki inovertsev vo vzaimnykh pred-stavleniyakh [Odysseus. Man in history. 2015-2016: Rituals and religious practices of non-Christians in mutual representations]. Moscow: Russian Foundation for the Promotion of Education and Science, 2017, pp. 170-186.
Поступила в редакцию 13 марта 2022 г.
УДК 94(470.6)+930.2
DOI 10.18522/2072-0181-2022-110-41-47
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА МОЗДОКСКОГО ВЕРХНЕГО ПОГРАНИЧНОГО СУДА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ НА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ (1793-1822 гг.)
А.Х. Абазов
OFFICE PRACTICE OF THE MOZDOK UPPER BORDER COURT IN COOPERATION WITH THE COMMANDER-IN-CHIEF OF THE TROOPS ON THE CAUCASIAN LINE (1793-1822)
A.Kh. Abazov
Взаимодействие российских учреждений власти на Кавказе в дореформенный период и их отношения с представителями региональных
Абазов Алексей Хасанович - доктор исторических наук, заместитель генерального директора Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, 360003, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, 2. e-mail: alex_abazov@list.ru, т.: 8(8662)720112.
этноэлит исторически выстраивались с опорой на широкий оборот разных по видовой принадлежности документов. Документированию подлежал большой массив разно-
Alexey Abazov - Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2 Balkarov Street, Do-linsk, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360003, e-mail: alex_abazov@list.ru, tel.: 8(8662)720112.
плановой информации, отражавшей различные аспекты инкорпорации народов региона в политико-правовое пространство империи. Поэтому источниковедческий анализ этих документов представляет собой важную исследовательскую задачу современной социально-политической истории и исторического документоведения о народах Кавказского региона. В теоретическом плане исследование поставленной проблемы позволяет глубже исследовать особенности истории административного процесса России на Кавказе в дореволюционный период и укрепления здесь основ ее государственности. В прикладном -определить особенности коммуникации учреждений власти в регионе в меняющейся социально-политической ситуации и охарактеризовать механизмы инкорпорации народов региона в политико-правовое пространство крупного государства под влиянием военно-политических факторов.
Значительной информативной отдачей обладает делопроизводственная документация различных учреждений и ведомств, которая применялась ими для управления собственной деятельностью и коммуникации с подведомственными и надведомственными структурами. В этом отношении большой научный интерес вызывает делопроизводственная практика учреждений локального судебно-административного контроля на Центральном Кавказе на начальном этапе их функционирования и взаимодействия с начальством. Одним из первых опытов внедрения Россией на Центральном Кавказе таких учреждений было образование в 1793 г. Моздокского верхнего пограничного суда (далее - Пограничный суд) - органа, созданного российскими властями для взаимодействия с проживавшими в то время за пределами Кавказской линии народами (кабардинцами, осетинами, абазинами, ногайцами, ингушами, чеченцами, грузинами, армянами и др.) и наделенного широким набором судебных, административных, нотариальных, полицейских и других полномочий.
Целью работы является исследование делопроизводственной практики Пограничного суда во взаимодействии с Главнокомандующим войсками на Кавказской линии (далее -Главнокомандующий) в 1793-1822 гг. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи: очертить круг учреждений, с которыми Пограничный суд взаимодей-
ствовал в пределах своей компетенции; охарактеризовать формы направления информации Пограничным судом Главнокомандующему; проанализировать документы Главнокомандующего, направляемые им в Пограничный суд; установить информативную отдачу делопроизводственной документации Пограничного суда и Главнокомандующего для исследования отдельных аспектов социально-политической истории народов Центрального Кавказа на рубеже ХУШ-Х1Х вв.
Некоторые аспекты деятельности Пограничного суда затрагивались в трудах А.Х. Абазова, М.И. Афауновой, З.М. Блиевой, П.Г. Буткова, В.К. Гарданова, Н.Ф. Грабовского, Х.М. Думанова, Ю.М. Кетова, В.Н. Кудашева, Т.Х. Кумыкова, Б.К. Мальбахова, А.Н. Ма-ремкулова [1-11]. Однако проблемы его взаимодействия с Главнокомандующим войсками на Кавказской линии в документальном измерении до сих пор не становились предметом самостоятельного исследования.
Пограничный суд в рамках своей компетенции взаимодействовал практически со всеми гражданскими и военными учреждениями в регионе (Главнокомандующим и наместническим правлением, губернаторами, городовыми магистратами, городничими губернских и уездных городов, уездным казначейством, уездными и нижними земскими судами, комендантами военных крепостей, приставами, духовными консисториями, казачьими полками в регионе, родовыми судами и расправами). Взаимодействие выстраивалось путем обмена различными документами (рапортами, протоколами, представлениями, экстрактами и т.п.) и регламентировалось нормативно-правовыми актами общего и локального действия, которые определяли вид документа, его форму, порядок учета, хранения, исполнения и т.п. По такому же принципу выстраивалось и взаимодействие Пограничного суда с вышестоящим начальством - Главнокомандующим, совмещавшим в то время, помимо прочего, еще целый ряд высших административных и военных должностей.
В настоящее время эти документы хранятся в центральных и региональных архивах России и частично в Центральном государственном историческом архиве Грузии (Тбилиси). Основная часть документов Пограничного суда отложилась в специальном фонде Центрального государственного архива РСО-Алании (Владикавказ), насчитывающего более 600 единиц хранения с документами, со-
ставленными на русском языке и языках местных жителей с использованием арабографической языковой основы. Большой массив документов хранится в Российском государственном военно-историческом архиве (Москва), где сосредоточены в основном сведения об особенностях военно-политического и административно-территориального освоения Россией Кавказа. Некоторые документы Пограничного суда были извлечены в ходе исследования из фондов учреждений, которые взаимодействовали с ним в пределах отведенных им компетенций. Эти документы отложились в основном в Государственном архиве Ставропольского края (Ставрополь) и Управлении Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (Нальчик). Кроме того, большое количество документов по деятельности Пограничного суда опубликовано в первых томах Актов Кавказской археографической комиссии [12, с. 919].
Характер взаимодействия Пограничного суда с вышестоящим начальством регламентировался различными нормативными документами. Например, специальным Наставлением Екатерины II, утвержденным указом об образовании родовых судов и расправ в Большой и Малой Кабарде в 1793 г. [13, с. 9]. В п. 1 Наставления устанавливалось, что по находившимся в подсудности Пограничного суда особо важным следственным делам (государственная измена, убийство, причинение ран и телесных повреждений, вооруженное нападение и т.п.) производство и вынесение решений производились на основании норм российского права после согласования с Главнокомандующим [13, с. 9]. При этом апелляции на решения функционировавших в Большой и Малой Кабарде родовых судов и расправ передавались на самостоятельное усмотрение Пограничного суда, решения по ним являлись окончательными и не подлежали согласованию с Главнокомандующим.
Следует отметить, что подведомственность Пограничного суда Главнокомандующему не менялась до момента его ликвидации в 1822 г., несмотря на происходившие в регионе значимые административно-территориальные преобразования. Например, с разделением в 1802 г. Кавказской губернии на Астраханскую и Кавказскую [12, с. 919] высшим должностным лицом оставался «Главный военный и гражданский начальник обеих сих
губерний... инспектор Кавказской линии и управляющий в Грузии» [12, с. 919]. Ему подчинялись гражданские губернаторы в губерниях. Пункт 17 Указа Правительствующего Сената от 1802 г., регламентировавший эти преобразования, устанавливал, что правовое положение Пограничного суда в Моздоке оставалось неизменным, «доколи управляющий сими губерниями сделает о них особенно ему порученное соображение» [12, с. 920]. Однако этого не произошло до 1822 г. После разделения региона на Кавказскую и Астраханскую губернии усилилось взаимодействие Пограничного суда с Кавказским губернским правлением по разным вопросам организации его деятельности [14]. При этом не прерывалась его коммуникация с Главнокомандующим, которая в то время в большей мере касалась вопросов кадровой ротации состава суда [15]. Соответственно, на протяжении этого периода не менялся и характер взаимной делопроизводственной практики Пограничного суда и Главнокомандующего.
Пограничный суд направлял Главнокомандующему информацию в основном в форме представлений и рапортов. В свою очередь, Главнокомандующий направлял в суд предписания, предложения, отношения, ордера, указы и т.п. Иногда письма Главнокомандующего сопровождались экстрактами - документами, представляющими собой выписки с кратким содержанием сути дела из других документов [16, л. 3 об.], дел других ведомств (суда [16, л. 3], канцелярии административного ведомства [17] и т.п.). Анализ делопроизводственной документации Пограничного суда показывает, что он взаимодействовал с Главнокомандующим не только по вопросам согласования следственных действий и принятия решений по тяжким преступлениям [18, л. 16 - 16 об.], но и по вопросам организации деятельности самого суда (предметов ведения, кадровой ротации, финансирования) [19-22] и т.п.
В отличие от Пограничного суда делопроизводственная документация Главнокомандующего отличается большим разнообразием. Документы Главнокомандующего фиксировались во входящих регистрах Пограничного суда [23] (позже - почтовых книгах [24]), которые представляли собой журналы регистрации входящей корреспонденции и фиксировали сведения о датах поступления документов и сути рассматриваемых вопросов.
Например, в 1793 г. во входящем регистре было зафиксировано предложение И.В. Гудовича рекомендовать судьям родовых судов и расправ при рассмотрении жалоб населения фиксировать в выносимых решениях сведения об обычаях и традициях кабардинцев, на основе которых решался спор [18, л. 22]. Кроме того, анализ входящих регистров показывает, что Главнокомандующий, помимо прочего, предписывал Пограничному суду осуществлять сбор данных о состоянии кабардинских аулов [25] и готовить сведения с элементами статистического обобщения (например, о количестве решенных и нерешенных судебных дел) [26]. Схожей информативной отдачей обладают и исходящие регистры (книги «на записку исходящих бумаг»), которые представляли собой разновидность делопроизводственных документов для записи исходящей корреспонденции Пограничного суда с указанием даты отправления, адресата и адресанта, краткой аннотацией отсылаемого документа. Сведения обо всех документах, направляемых в адрес Главнокомандующего, также подлежали фиксации в исходящем регистре [26]. Это, в свою очередь, дает возможность подробно исследовать формы их коммуникации в течение всего периода деятельного Пограничного суда. Так, например, анализ книги «на записку исходящих бумаг» за 1816 г. показывает, что Главнокомандующий взаимодействовал с Пограничным судом по вопросам повышения в должности служащих суда [27, л. 1 об.], обжалования действий (бездействия) приставов по обращениям пограничного суда (в основном о невысылке в суд участников процесса) [27, л. 2], согласования выдачи билетов об увольнении членов суда в отпуск [27, л. 2], предоставления рапортов с отчетными материалами о деятельности суда (сведения с элементами статистического наблюдения о решенных и нерешенных делах) [27, л. 2 об.]. Поэтому обе группы журналов (регистров) представляют собой весьма информативные источники для исследования делопроизводственных практик Пограничного суда во взаимодействии с Главнокомандующим.
Так, представления подавались Пограничным судом для согласования проведения следственных и других действий по делам, которые утверждал Главнокомандующий. Такие представления содержали сведения о сути разбираемого дела и непосредственный перечень мероприятий, который подлежал согласованию. Например, в 1794 г. из суда было направлено представление о наборе
казачьей команды из представителей горских народов для доставления писем в родовые суды и расправы [28, л. 3 об.]. Примечательно, что представления не всегда подписывал сам председатель Пограничного суда. В некоторых случаях от имени суда выступали его заседатели (судьи), которые скрепляли представления личными подписями или оттисками именных печатей [18, л. 16 - 16 об.]. Большую группу составляют представления, направлявшиеся на рассмотрение Главнокомандующего для утверждения в должностях новых судей, в том числе и председателя (коменданта Моздокской крепости) [29], а также для согласования вопросов их увольнения по собственному желанию [30]. В таких представлениях содержалась информация о личных качествах кандидатов и служащих, их заслугах [31, л. 12] и т.п. Такое документальное оформление применялось и в отношении служивших в Пограничном суде представителей мусульманского духовенства [32] и вспомогательного персонала (переводчиков, протоколистов, архивариусов, казначеев и др.) [33], а также судей и заседателей родовых судов и расправ [34, л. 3].
Одним из распространенных каналов передачи информации Пограничным судом Главнокомандующему были рапорты. Они применялись в практике с первых же дней после образования Пограничного суда. Рапорты направлялись Главнокомандующему как от председателя суда, так и напрямую от служащих (в том числе и от представителей коренного населения [28, л. 2 об.]). В рапортах подробно рассказывалось о сути ситуации, которую предполагалось донести до сведения вышестоящего начальства, а также подробно отписывались процедуры выборов в родовые суды и расправы, приводились персональные составы судей и расправных заседателей [18, л. 16 - 16 об.], помещались сведения о личных достижениях кандидатов на присвоение очередных воинских званий [18, л. 16 - 16 об.; 20], извещалось о появлении вооруженных отрядов местных жителей на подконтрольной России территории [35], рассматривались вопросы финансирования деятельности суда [36], временного неисполнения обязанностей членами суда по причине отпусков, служебных командировок [37] и т.п. Эти сведения могут быть вполне применимы для более подробного исследования социально-политических трансформаций на Центральном Кавказе, каналов социальной мобильности региональных этноэлит в новых
политических реалиях, форм ритуально-символического закрепления новых статусов служащих суда (присвоение воинских и классных чинов [38], назначение жалования за счет российской казны [39]) и т.п.
Предложения Главнокомандующего Пограничному суду представляли собой делопроизводственные документы с элементами предписаний, обязательных для исполнения, и отправлялись в суд в основном как ответ на поступившие рапорты. Он вносил предложения по вопросам применения российских законов по делам об изменах (например, арестованных за Кубанью представителей привилегированных местных сословий [18, л. 27]), инициации проведения очередных и внеочередных выборов судей в родовые суды и расправы [40], сообщал о кадровых изменениях в высшем руководстве региона [41], об учреждении новых ведомств, административно-территориальных изменениях [42], а также вносил предложения по некоторым вопросам организации деятельности пограничного суда [43, л. 4 об. - 5] и т.п. Случалось, что Главнокомандующий в предложении просил Пограничный суд дать соответствующие разъяснения по вопросам организации его деятельности. Например, обсуждая вопрос о причинах отстранения от должности заседателя Пограничного суда от ногайских мурз и проведения досрочных выборов судьи на образовавшуюся вакансию, Главнокомандующий А.П. Тормасов попросил судей дать разъяснение на вопрос, «почему в сем суде вместо означенного числа по штату заседателей из азиатцев приложили печати при сем представлении только два из таковых свои печати» [43, л. 4 об. - 5]. А также обязывал и впоследствии давать соответствующие разъяснения в случае отсутствия на заседании кого-либо из судей [43, л. 5].
Судьи пограничного суда назначались на должности на основании указов Главнокомандующего. Указы направлялись в суд для допуска кандидата к исполнению обязанностей в установленном порядке [31, л. 14] и приведения к присяге [31, л. 13]. В некоторых случаях по этой группе вопросов Главнокомандующий выступал с предложениями, где указывалось о необходимости допустить к присяге вновь избранного судью [34, л. 17].
Одним из видов документов, которые поступали в Пограничный суд от Главнокомандующего, были ордера (см. нап-
ример, [44]). Они представляли собой адресные документы, содержащие обязательные к исполнению поручения. Ордера могли выноситься по вопросам упорядочивания подходов к организации делопроизводства в Пограничном суде, разграничении его предметов ведения с родовыми судами и расправами [45], уточнения полномочий приставов в области проведения мероприятий предварительного расследования, доставления виновных в суд и обеспечения судебного разбирательства [46] и т.п. Например, в ордере генерал-аншефа И.В. Гудовича, поступившем в Пограничный суд 6 декабря 1793 г., говорилось о необходимости того, чтобы поступавшие на его рассмотрение из Пограничного суда документы подписывали или скрепляли оттисками печатей все заседатели (в том числе и судьи - делегаты от представителей местного населения), а не только председатель и судьи из российских военных офицеров [44, л. 2]. По вопросу разграничения предметов ведения в ноябре 1794 г. от И.В. Гудовича в Пограничный суд поступило разъяснение (в форме предложения), в котором он предлагал суду не принимать от жителей региона к рассмотрению дела, подсудные родовым судам и расправам, напрямую, а лишь в порядке апелляции [45].
Таким образом, взаимодействие Пограничного суда с Главнокомандующим в 17931822 гг. осуществлялось с опорой на достаточно интенсивный и объемный документооборот. Документирование этого взаимодействия регламентировалось нормативно-правовыми актами общего и локального действия. Основная документация поставлялась адресатам в форме предписаний, предложений, отношений, ордеров и указов (от Главнокомандующего Пограничному суду) и рапортов и представлений (из Пограничного суда Главнокомандующему) и подлежала аннотированию и фиксации в журналах входящей и исходящей корреспонденции. Анализ этой части делопроизводственной практики Пограничного суда позволяет глубже исследовать следующие общие и частные вопросы инкорпорации народов Центрального Кавказа в политико-правовое пространство России в конце ХУШ -первых десятилетиях XIX в.: история учреждения и деятельности российских органов власти на Кавказе; решение споров и конфликтов местного населения в условиях соционормативного плюрализма (основанного в то время на применении в практике россий-
ского, мусульманского и обычного права); социальная мобильность региональных этно-элит в новых политических реалиях, ритуально-символическое закрепление их статусов; сбор сведений об обычаях и традициях местного населения, расположении и численности населенных пунктов и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абазов А.Х. Моздокский верхний пограничный суд в политике Российской империи на Северном Кавказе в 1793-1822 гг. Нальчик: Изд. отд. ИГИ КБНЦ РАН, 2019. 124 с.
2. Афаунова М.И. Попытки установления родовых судов и расправ в Кабарде (1793-1807) // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. 2008. Вып. 15. С. 37-54.
3. Блиева З.М. Административные и судебные учреждения на Северном Кавказе в конце XVIII -первой трети XIX в.: дис. ... канд. ист. наук. Ленинград, 1984. 170 с.
4. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.: в 3 ч. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1869. Ч. 1. 548 с.; Ч. 2. 592 с.; Ч. 3. 620 с.
5. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов в XVIII - первой половине XIX века. М.: Наука, 1967. 331 с.
6. Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в кабардинском округе // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4. Тифлис: Тип. Главного управления наместника Кавказского, 1870. С. 1-72.
7. Думанов Х.М., Кетов М.Ю. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIII - XIX в. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2000. 140 с.
8. Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе (вступ. статья, подг. текста и ред. Т.Х. Кумыкова). Нальчик: Эльбрус, 1991. 190 с.
9. Кумыков Т.Х. Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии (конец XVIII - XIX в.) // Ученые записки КБНИИ. 1963. Вып. 19. С. 90-102.
10. Мальбахов Б.К. Кабарда в период от Петра I до Ермолова (1722-1825 гг.). Нальчик: Эльбрус, 1998. 352 с.
11. Маремкулов А.Н. Основы геополитики Российского государства на Северном Кавказе в XVIII -начале XIX в.: политико-правовой аспект. Нальчик: Эльбрус, 2003. 152 с.
12. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 2. Тифлис: Тип. главного управления Наместника кавказского, 1868. 1238 с.
13. Хрестоматия по истории государства и права Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик: КБГУ, 2015. 260 с.
14. ЦГАРСО-Алания(Центральныйгосударственный архив Республики Северная Осетия - Алания). Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 361. Л. 1 об.
15. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л. 1.
16. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 545.
17. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 422. Л. 4 - 4 об.
18. РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив). Ф. 13454. Оп. 1. Ед. хр. 30.
19. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 124. Л. 34 - 72 об.
20. Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики. Ф. Р-1209. Оп. 13 доп. Ед. хр. 2. Л. 30.
21. РГВИА. Ф. 13454. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 1.
22. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 537. Л. 93 об.
23. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 1.
24. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 166.
25. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 6.
26. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 168. Л. 1.
27. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 521.
28. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 27 а.
29. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 354. Л. 1.
30. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 430. Л. 3 - 3 об.
31. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 34.
32. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 73. Л. 1.
33. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 58. Л. 3.
34. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 65.
35. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 55. Л. 3.
36. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 448. Л. 6.
37. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 509.
38. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 353.
39. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 504. Л. 1.
40. ЦГА РСО-Алания, Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 67.
41. ЦГА РСО-Алания, Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 161.
42. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 169. Л. 1.
43. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 423.
44. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 18.
45. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 76. Л. 1.
46. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 519. Л. 1 об.
REFERENCES
1. Abazov A.Kh. Mozdokskiy verkhniy pogranichnyy sud v politike Rossiiskoy imperii na Severnom Ka-vkaze v 1793-1822 gg. [Mozdok Upper Border Court in the politics of the Russian Empire in the North Caucasus in 1793-1822]. Nalchik, Publishing Department of the Institute for Humanitarian Research of the Kabardino-Balkarian Scientific Center RAS, 2019, 124 р.
2. Afaunova M.I. Vestnik instituta gumanitarnykh issledovaniy Pravitelstva KBR i KBNTs RAN, 2008, iss. 15, pp. 37-54.
3. Blieva Z.M. Administrativnye i sudebnye uchrezh-deniya na Severnom Kavkaze v kontse XVIII - per-voy tretiXIXv.: dis.... kand. ist. nauk [Administrative and judicial institutions in the North Caucasus at the end of the XVIII - the first third of the XIX century: PhD Dis.]. Leningrad, 1984, 170 р.
4. Butkov P.G. Materialy dlya novoy istorii Kavkaza s 1722 po 1803 g.: v 3 ch. [Materials for the new his-
tory of the Caucasus from 1722 to 1803: in 3 parts]. St. Petersburg, Printing House of the Imperial Academy of Sciences, 1869, part 1, 548 p.; part 2, 592 p.; part 3, 620 p.
5. Gardanov V.K. Obshchestvennyy stroy adygskikh narodov v XVIII - pervoy polovine XIX veka [The social system of the Adyghe peoples in the XVIII -the first half of the XIX century]. Moscow, Nauka, 1967, 331 p.
6. Grabovsky N.F. Ocherk suda i ugolovnykh prestu-pleniy v kabardinskom okruge [Essay on the court and criminal offenses in the Kabardian district]. In: Sborn-ik svedeniy o kavkazskikh gortsakh. Vyp. 4 [Collection of information about the Caucasian highlanders. Iss. 4]. Tiflis: Printing House of the Main Directorate of the Viceroy of the Caucasus, 1870, pp. 1-72.
7. Dumanov Kh.M., Ketov M.Yu. Adyge khabze i sud v Kabarde vo vtoroi polovine XVIII - XIX v. [Adyghe habze and a court in Kabard in the second half of the 18th - 19th centuries]. Nalchik, Publishing House of the Kabardino-Balkarian Scientific Center RAS, 2000, 140 p.
8. Kudashev VN. Istoricheskie svedeniya o kabardinskom narode / vstup. statiya, podg. teksta i red. T.Kh. Kumykova [Historical information about the Kabardian people / intro. article, prep. text and ed. T.Kh. Kumykov). Nalchik, Elbrus, 1991, 190 p.
9. Kumykov T.Kh. Uchenye zapiski KBNII, 1963, iss. 19, pp. 90-102.
10. Malbakhov B.K. Kabarda v period ot Petra I do Er-molova (1722-1825 gg.) [Kabarda from Peter I to Er-molov (1722 - 1825)]. Nalchik, Elbrus, 1998, 352 p.
11. Maremkulov A.N. Osnovy geopolitiki Rossiyskogo gosudarstva na Severnom Kavkaze v XVIII - nachale XIX v.: politiko-pravovoy aspect [The basics of the geopolitics of the Russian state in the North Caucasus in the XVIII - early XIX centuries: the political and legal aspect]. Nalchik, Elbrus, 2003, 152 p.
12. Akty Kavkazskoy arkheograficheskoy komissii. T. 2 [Acts of the Caucasian Archaeographic Commission. Vol. 2]. Tiflis, Printing House of the main department of the Viceroy of the Caucasus, 1868, 1238 p.
13. Khrestomatiya po istorii gosudarstva i prava Kabardino-Balkarskoy Respubliki [A textbook on the history of the state and the law of the Kabardino-Balkarian Republic]. Nalchik, Kabardino-Balkarian State University, 2015, 260 p.
14. TsGA RSO-Alania (Tsentralnyy gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Severnaya Osetiya - Alaniya [CSA RSO-Alania (Central State Archive of the Republic of North Ossetia - Alania)], f. 244, inv. 1, storage unit 361, sh. 1 rev.
15. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 362, sh. 1.
16. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 545.
17. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 422, sh. 4 - 4 rev.
18. RGVIA (Rossiyskiy gosudarstvennyy voenno-is-toricheskiy arkhiv) [RSMHA (Russian State Military Historical Archive)], f. 13454, inv. 1, storage unit 30.
19. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 124, sh. 34 - 72 rev.
20. Upravlenie Tsentralnogo gosudarstvennogo arkhiva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respubliki [Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-1209, inv. 13 add., storage unit 2, sh. 30.
21. RGVIA [RSMHA], f. 13454, inv. 1, storage unit 10, sh. 1.
22. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 537, sh. 93 rev.
23. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 1.
24. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 166.
25. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 35, sh. 6.
26. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 168, sh. 1.
27. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 521.
28. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 27 a.
29. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 354, sh. 1.
30. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 430, sh. 3 - 3 rev.
31. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 34.
32. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 73, sh. 1.
33. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 58, sh. 3.
34. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 65.
35. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 55, sh. 3.
36. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 448, sh. 6.
37. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 509.
38. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 353.
39. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 504, sh. 1.
40. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 67.
41. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 161.
42. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 169, sh. 1.
43. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 423.
44. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 18.
45. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 76, sh. 1.
46. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 519, sh. 1 rev.
Поступила в редакцию 13 мая 2022 г.