Научная статья на тему 'ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯПРАКТИКА МОЗДОКСКОГО ВЕРХНЕГО ПОГРАНИЧНОГО СУДА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ НА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ (1793-1822 ГГ.)'

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯПРАКТИКА МОЗДОКСКОГО ВЕРХНЕГО ПОГРАНИЧНОГО СУДА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ НА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ (1793-1822 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАВКАЗ / КАВКАЗСКАЯ ЛИНИЯ / ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВОЙСКАМИ НА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ / МОЗДОКСКИЙ ВЕРХНИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ СУД / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абазов Алексей Хасанович

Статья посвящена исследованию делопроизводственной практики Моздокского верхнего пограничного суда во взаимодействии с Главнокомандующим войсками на Кавказской линии в 1793-1822 гг. Пограничный суд направлял Главнокомандующему информацию в основном в форме представлений и рапортов. Главнокомандующий в суд - предписания, предложения, отношения, ордера, указы. В работе отмечается, что эти документы содержат сведения по различным вопросам социально-политической истории народов Центрального Кавказа (периодизация деятельности органов власти, механизмы решения споров и конфликтов, порядок назначения на российскою военную службу и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFICE PRACTICE OF THE MOZDOK UPPER BORDER COURT IN COOPERATION WITH THE COMMANDER-IN-CHIEF OF THE TROOPS ON THE CAUCASIAN LINE (1793-1822)

The article examines the clerical practice of the Mozdok Upper Border Court in cooperation with the Commander-in-Chief of the troops on the Caucasian Line in 1793-1822. In the course of the study, the orders, proposals, relations, orders and decrees sent by the Commander-in-Chief to the Court, and reports and submissions prepared by the court, as well as annotation of the record of these documents in the journals of incoming and outgoing correspondence of the court, are analyzed. It was established that the Commander-in-Chief interacted with the Border Court on the production of investigative cases and making decisions on especially serious crimes, issues of personnel rotation, as well as promotion of Court employees, appeal against actions (inaction) of bailiffs at the request of the Border Court (mainly about the non-expulsion of the participants in the process to the court), approval of the issuance of tickets on the dismissal of Court members on vacation, the provision of reports with reporting materials on the activities of the Court (information with elements of statistical observation on resolved and unresolved cases). It was concluded that the materials of this group of documents are applicable to the study of the history of Russian authorities in the Caucasus, the peculiarities of resolving disputes and conflicts among the local population, the social mobility of regional ethnoelites in new political realities, the collection of information about the customs and traditions of the local population, etc.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯПРАКТИКА МОЗДОКСКОГО ВЕРХНЕГО ПОГРАНИЧНОГО СУДА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ НА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ (1793-1822 ГГ.)»

12. Vernadsky G.V. KievskayaRus [The Kievan Russia]. Tver, LEAN; Moscow, AGRAF, 1996, 448 p., p. 177.

13. Bubenok O.B. Vestnik instituta gumanitarnykh issledovaniy pravitel 'stva Kabardino-Balkarskoy respubliki i Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk, 2015, no. 3 (26), pp. 7-20.

14. Atalikov V.M. K voprosu o rasselenii adygskikh piemen do XV veka [On the question of the resettlement of the Adyghe tribes before the XV century]. In.: Et-nografiya i sovremennost [Ethnography and modernity]. Nalchik, Elbrus, 1984, pp. 161-164.

15. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII v. [History of the peoples of the North Caucasus from ancient times to the end of the XVIII century]. Moscow, Nauka, 1988, 554 p., p. 149.

16. Kuleshov Vyach.S. Kasozhskaya i khazarskaya mecheti v Damaske XII veka [Kasogian and Khaz-arian mosques in Damascus in the 12th Century]. Available at: https://www.academia.edu/33785207/ Kasozhskaya_i_khazarskaya_mecheti_v_Dam-aske_XII_veka_Kashak_Circassian_and_Khazar-ian_Mosque s_in_the_12th_century_Damascus_ Draft 2017 .

17. Soobshcheniya srednevekovykh gruzinskikh pismen-nykh istochnikov ob Abkhazii [Messages from medieval Georgian written sources about Abkhazia]. Sukhum, Alashara, 1986, 88 p., р. 51.

18. Polnoe sobranie russkikh letopisey. T. 1. Lavrentievs-kaya letopis. Vyp. 1. Povest vremennykh let [Complete collection of Russian chronicles. Vol. 1. Lau-rentian Chronicle. Iss. 1. The tale of bygone years]. Leningrad, Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1926, 286 columns, column 246.

19. Kobychev V.P. V poiskakh prarodiny slavyan [In search of the ancestral home of Slavs]. Moscow, Science, 1973, 168 p., р. 84.

20. Chumicheva O.V. Paradoksy «cherkasskoy very»: mezhdu islamom, khristianstvom i yazycheskimi traditsiyami [Paradoxes of the «Cherkasy faith»: between Islam, Christianity and pagan traditions]. In.: Odissey. Chelovek v istorii. 2015-2016: Ritualy i religioznye praktiki inovertsev vo vzaimnykh pred-stavleniyakh [Odysseus. Man in history. 2015-2016: Rituals and religious practices of non-Christians in mutual representations]. Moscow: Russian Foundation for the Promotion of Education and Science, 2017, pp. 170-186.

Поступила в редакцию 13 марта 2022 г.

УДК 94(470.6)+930.2

DOI 10.18522/2072-0181-2022-110-41-47

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА МОЗДОКСКОГО ВЕРХНЕГО ПОГРАНИЧНОГО СУДА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ НА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ (1793-1822 гг.)

А.Х. Абазов

OFFICE PRACTICE OF THE MOZDOK UPPER BORDER COURT IN COOPERATION WITH THE COMMANDER-IN-CHIEF OF THE TROOPS ON THE CAUCASIAN LINE (1793-1822)

A.Kh. Abazov

Взаимодействие российских учреждений власти на Кавказе в дореформенный период и их отношения с представителями региональных

Абазов Алексей Хасанович - доктор исторических наук, заместитель генерального директора Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, 360003, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, 2. e-mail: alex_abazov@list.ru, т.: 8(8662)720112.

этноэлит исторически выстраивались с опорой на широкий оборот разных по видовой принадлежности документов. Документированию подлежал большой массив разно-

Alexey Abazov - Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2 Balkarov Street, Do-linsk, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360003, e-mail: alex_abazov@list.ru, tel.: 8(8662)720112.

плановой информации, отражавшей различные аспекты инкорпорации народов региона в политико-правовое пространство империи. Поэтому источниковедческий анализ этих документов представляет собой важную исследовательскую задачу современной социально-политической истории и исторического документоведения о народах Кавказского региона. В теоретическом плане исследование поставленной проблемы позволяет глубже исследовать особенности истории административного процесса России на Кавказе в дореволюционный период и укрепления здесь основ ее государственности. В прикладном -определить особенности коммуникации учреждений власти в регионе в меняющейся социально-политической ситуации и охарактеризовать механизмы инкорпорации народов региона в политико-правовое пространство крупного государства под влиянием военно-политических факторов.

Значительной информативной отдачей обладает делопроизводственная документация различных учреждений и ведомств, которая применялась ими для управления собственной деятельностью и коммуникации с подведомственными и надведомственными структурами. В этом отношении большой научный интерес вызывает делопроизводственная практика учреждений локального судебно-административного контроля на Центральном Кавказе на начальном этапе их функционирования и взаимодействия с начальством. Одним из первых опытов внедрения Россией на Центральном Кавказе таких учреждений было образование в 1793 г. Моздокского верхнего пограничного суда (далее - Пограничный суд) - органа, созданного российскими властями для взаимодействия с проживавшими в то время за пределами Кавказской линии народами (кабардинцами, осетинами, абазинами, ногайцами, ингушами, чеченцами, грузинами, армянами и др.) и наделенного широким набором судебных, административных, нотариальных, полицейских и других полномочий.

Целью работы является исследование делопроизводственной практики Пограничного суда во взаимодействии с Главнокомандующим войсками на Кавказской линии (далее -Главнокомандующий) в 1793-1822 гг. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи: очертить круг учреждений, с которыми Пограничный суд взаимодей-

ствовал в пределах своей компетенции; охарактеризовать формы направления информации Пограничным судом Главнокомандующему; проанализировать документы Главнокомандующего, направляемые им в Пограничный суд; установить информативную отдачу делопроизводственной документации Пограничного суда и Главнокомандующего для исследования отдельных аспектов социально-политической истории народов Центрального Кавказа на рубеже ХУШ-Х1Х вв.

Некоторые аспекты деятельности Пограничного суда затрагивались в трудах А.Х. Абазова, М.И. Афауновой, З.М. Блиевой, П.Г. Буткова, В.К. Гарданова, Н.Ф. Грабовского, Х.М. Думанова, Ю.М. Кетова, В.Н. Кудашева, Т.Х. Кумыкова, Б.К. Мальбахова, А.Н. Ма-ремкулова [1-11]. Однако проблемы его взаимодействия с Главнокомандующим войсками на Кавказской линии в документальном измерении до сих пор не становились предметом самостоятельного исследования.

Пограничный суд в рамках своей компетенции взаимодействовал практически со всеми гражданскими и военными учреждениями в регионе (Главнокомандующим и наместническим правлением, губернаторами, городовыми магистратами, городничими губернских и уездных городов, уездным казначейством, уездными и нижними земскими судами, комендантами военных крепостей, приставами, духовными консисториями, казачьими полками в регионе, родовыми судами и расправами). Взаимодействие выстраивалось путем обмена различными документами (рапортами, протоколами, представлениями, экстрактами и т.п.) и регламентировалось нормативно-правовыми актами общего и локального действия, которые определяли вид документа, его форму, порядок учета, хранения, исполнения и т.п. По такому же принципу выстраивалось и взаимодействие Пограничного суда с вышестоящим начальством - Главнокомандующим, совмещавшим в то время, помимо прочего, еще целый ряд высших административных и военных должностей.

В настоящее время эти документы хранятся в центральных и региональных архивах России и частично в Центральном государственном историческом архиве Грузии (Тбилиси). Основная часть документов Пограничного суда отложилась в специальном фонде Центрального государственного архива РСО-Алании (Владикавказ), насчитывающего более 600 единиц хранения с документами, со-

ставленными на русском языке и языках местных жителей с использованием арабографической языковой основы. Большой массив документов хранится в Российском государственном военно-историческом архиве (Москва), где сосредоточены в основном сведения об особенностях военно-политического и административно-территориального освоения Россией Кавказа. Некоторые документы Пограничного суда были извлечены в ходе исследования из фондов учреждений, которые взаимодействовали с ним в пределах отведенных им компетенций. Эти документы отложились в основном в Государственном архиве Ставропольского края (Ставрополь) и Управлении Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (Нальчик). Кроме того, большое количество документов по деятельности Пограничного суда опубликовано в первых томах Актов Кавказской археографической комиссии [12, с. 919].

Характер взаимодействия Пограничного суда с вышестоящим начальством регламентировался различными нормативными документами. Например, специальным Наставлением Екатерины II, утвержденным указом об образовании родовых судов и расправ в Большой и Малой Кабарде в 1793 г. [13, с. 9]. В п. 1 Наставления устанавливалось, что по находившимся в подсудности Пограничного суда особо важным следственным делам (государственная измена, убийство, причинение ран и телесных повреждений, вооруженное нападение и т.п.) производство и вынесение решений производились на основании норм российского права после согласования с Главнокомандующим [13, с. 9]. При этом апелляции на решения функционировавших в Большой и Малой Кабарде родовых судов и расправ передавались на самостоятельное усмотрение Пограничного суда, решения по ним являлись окончательными и не подлежали согласованию с Главнокомандующим.

Следует отметить, что подведомственность Пограничного суда Главнокомандующему не менялась до момента его ликвидации в 1822 г., несмотря на происходившие в регионе значимые административно-территориальные преобразования. Например, с разделением в 1802 г. Кавказской губернии на Астраханскую и Кавказскую [12, с. 919] высшим должностным лицом оставался «Главный военный и гражданский начальник обеих сих

губерний... инспектор Кавказской линии и управляющий в Грузии» [12, с. 919]. Ему подчинялись гражданские губернаторы в губерниях. Пункт 17 Указа Правительствующего Сената от 1802 г., регламентировавший эти преобразования, устанавливал, что правовое положение Пограничного суда в Моздоке оставалось неизменным, «доколи управляющий сими губерниями сделает о них особенно ему порученное соображение» [12, с. 920]. Однако этого не произошло до 1822 г. После разделения региона на Кавказскую и Астраханскую губернии усилилось взаимодействие Пограничного суда с Кавказским губернским правлением по разным вопросам организации его деятельности [14]. При этом не прерывалась его коммуникация с Главнокомандующим, которая в то время в большей мере касалась вопросов кадровой ротации состава суда [15]. Соответственно, на протяжении этого периода не менялся и характер взаимной делопроизводственной практики Пограничного суда и Главнокомандующего.

Пограничный суд направлял Главнокомандующему информацию в основном в форме представлений и рапортов. В свою очередь, Главнокомандующий направлял в суд предписания, предложения, отношения, ордера, указы и т.п. Иногда письма Главнокомандующего сопровождались экстрактами - документами, представляющими собой выписки с кратким содержанием сути дела из других документов [16, л. 3 об.], дел других ведомств (суда [16, л. 3], канцелярии административного ведомства [17] и т.п.). Анализ делопроизводственной документации Пограничного суда показывает, что он взаимодействовал с Главнокомандующим не только по вопросам согласования следственных действий и принятия решений по тяжким преступлениям [18, л. 16 - 16 об.], но и по вопросам организации деятельности самого суда (предметов ведения, кадровой ротации, финансирования) [19-22] и т.п.

В отличие от Пограничного суда делопроизводственная документация Главнокомандующего отличается большим разнообразием. Документы Главнокомандующего фиксировались во входящих регистрах Пограничного суда [23] (позже - почтовых книгах [24]), которые представляли собой журналы регистрации входящей корреспонденции и фиксировали сведения о датах поступления документов и сути рассматриваемых вопросов.

Например, в 1793 г. во входящем регистре было зафиксировано предложение И.В. Гудовича рекомендовать судьям родовых судов и расправ при рассмотрении жалоб населения фиксировать в выносимых решениях сведения об обычаях и традициях кабардинцев, на основе которых решался спор [18, л. 22]. Кроме того, анализ входящих регистров показывает, что Главнокомандующий, помимо прочего, предписывал Пограничному суду осуществлять сбор данных о состоянии кабардинских аулов [25] и готовить сведения с элементами статистического обобщения (например, о количестве решенных и нерешенных судебных дел) [26]. Схожей информативной отдачей обладают и исходящие регистры (книги «на записку исходящих бумаг»), которые представляли собой разновидность делопроизводственных документов для записи исходящей корреспонденции Пограничного суда с указанием даты отправления, адресата и адресанта, краткой аннотацией отсылаемого документа. Сведения обо всех документах, направляемых в адрес Главнокомандующего, также подлежали фиксации в исходящем регистре [26]. Это, в свою очередь, дает возможность подробно исследовать формы их коммуникации в течение всего периода деятельного Пограничного суда. Так, например, анализ книги «на записку исходящих бумаг» за 1816 г. показывает, что Главнокомандующий взаимодействовал с Пограничным судом по вопросам повышения в должности служащих суда [27, л. 1 об.], обжалования действий (бездействия) приставов по обращениям пограничного суда (в основном о невысылке в суд участников процесса) [27, л. 2], согласования выдачи билетов об увольнении членов суда в отпуск [27, л. 2], предоставления рапортов с отчетными материалами о деятельности суда (сведения с элементами статистического наблюдения о решенных и нерешенных делах) [27, л. 2 об.]. Поэтому обе группы журналов (регистров) представляют собой весьма информативные источники для исследования делопроизводственных практик Пограничного суда во взаимодействии с Главнокомандующим.

Так, представления подавались Пограничным судом для согласования проведения следственных и других действий по делам, которые утверждал Главнокомандующий. Такие представления содержали сведения о сути разбираемого дела и непосредственный перечень мероприятий, который подлежал согласованию. Например, в 1794 г. из суда было направлено представление о наборе

казачьей команды из представителей горских народов для доставления писем в родовые суды и расправы [28, л. 3 об.]. Примечательно, что представления не всегда подписывал сам председатель Пограничного суда. В некоторых случаях от имени суда выступали его заседатели (судьи), которые скрепляли представления личными подписями или оттисками именных печатей [18, л. 16 - 16 об.]. Большую группу составляют представления, направлявшиеся на рассмотрение Главнокомандующего для утверждения в должностях новых судей, в том числе и председателя (коменданта Моздокской крепости) [29], а также для согласования вопросов их увольнения по собственному желанию [30]. В таких представлениях содержалась информация о личных качествах кандидатов и служащих, их заслугах [31, л. 12] и т.п. Такое документальное оформление применялось и в отношении служивших в Пограничном суде представителей мусульманского духовенства [32] и вспомогательного персонала (переводчиков, протоколистов, архивариусов, казначеев и др.) [33], а также судей и заседателей родовых судов и расправ [34, л. 3].

Одним из распространенных каналов передачи информации Пограничным судом Главнокомандующему были рапорты. Они применялись в практике с первых же дней после образования Пограничного суда. Рапорты направлялись Главнокомандующему как от председателя суда, так и напрямую от служащих (в том числе и от представителей коренного населения [28, л. 2 об.]). В рапортах подробно рассказывалось о сути ситуации, которую предполагалось донести до сведения вышестоящего начальства, а также подробно отписывались процедуры выборов в родовые суды и расправы, приводились персональные составы судей и расправных заседателей [18, л. 16 - 16 об.], помещались сведения о личных достижениях кандидатов на присвоение очередных воинских званий [18, л. 16 - 16 об.; 20], извещалось о появлении вооруженных отрядов местных жителей на подконтрольной России территории [35], рассматривались вопросы финансирования деятельности суда [36], временного неисполнения обязанностей членами суда по причине отпусков, служебных командировок [37] и т.п. Эти сведения могут быть вполне применимы для более подробного исследования социально-политических трансформаций на Центральном Кавказе, каналов социальной мобильности региональных этноэлит в новых

политических реалиях, форм ритуально-символического закрепления новых статусов служащих суда (присвоение воинских и классных чинов [38], назначение жалования за счет российской казны [39]) и т.п.

Предложения Главнокомандующего Пограничному суду представляли собой делопроизводственные документы с элементами предписаний, обязательных для исполнения, и отправлялись в суд в основном как ответ на поступившие рапорты. Он вносил предложения по вопросам применения российских законов по делам об изменах (например, арестованных за Кубанью представителей привилегированных местных сословий [18, л. 27]), инициации проведения очередных и внеочередных выборов судей в родовые суды и расправы [40], сообщал о кадровых изменениях в высшем руководстве региона [41], об учреждении новых ведомств, административно-территориальных изменениях [42], а также вносил предложения по некоторым вопросам организации деятельности пограничного суда [43, л. 4 об. - 5] и т.п. Случалось, что Главнокомандующий в предложении просил Пограничный суд дать соответствующие разъяснения по вопросам организации его деятельности. Например, обсуждая вопрос о причинах отстранения от должности заседателя Пограничного суда от ногайских мурз и проведения досрочных выборов судьи на образовавшуюся вакансию, Главнокомандующий А.П. Тормасов попросил судей дать разъяснение на вопрос, «почему в сем суде вместо означенного числа по штату заседателей из азиатцев приложили печати при сем представлении только два из таковых свои печати» [43, л. 4 об. - 5]. А также обязывал и впоследствии давать соответствующие разъяснения в случае отсутствия на заседании кого-либо из судей [43, л. 5].

Судьи пограничного суда назначались на должности на основании указов Главнокомандующего. Указы направлялись в суд для допуска кандидата к исполнению обязанностей в установленном порядке [31, л. 14] и приведения к присяге [31, л. 13]. В некоторых случаях по этой группе вопросов Главнокомандующий выступал с предложениями, где указывалось о необходимости допустить к присяге вновь избранного судью [34, л. 17].

Одним из видов документов, которые поступали в Пограничный суд от Главнокомандующего, были ордера (см. нап-

ример, [44]). Они представляли собой адресные документы, содержащие обязательные к исполнению поручения. Ордера могли выноситься по вопросам упорядочивания подходов к организации делопроизводства в Пограничном суде, разграничении его предметов ведения с родовыми судами и расправами [45], уточнения полномочий приставов в области проведения мероприятий предварительного расследования, доставления виновных в суд и обеспечения судебного разбирательства [46] и т.п. Например, в ордере генерал-аншефа И.В. Гудовича, поступившем в Пограничный суд 6 декабря 1793 г., говорилось о необходимости того, чтобы поступавшие на его рассмотрение из Пограничного суда документы подписывали или скрепляли оттисками печатей все заседатели (в том числе и судьи - делегаты от представителей местного населения), а не только председатель и судьи из российских военных офицеров [44, л. 2]. По вопросу разграничения предметов ведения в ноябре 1794 г. от И.В. Гудовича в Пограничный суд поступило разъяснение (в форме предложения), в котором он предлагал суду не принимать от жителей региона к рассмотрению дела, подсудные родовым судам и расправам, напрямую, а лишь в порядке апелляции [45].

Таким образом, взаимодействие Пограничного суда с Главнокомандующим в 17931822 гг. осуществлялось с опорой на достаточно интенсивный и объемный документооборот. Документирование этого взаимодействия регламентировалось нормативно-правовыми актами общего и локального действия. Основная документация поставлялась адресатам в форме предписаний, предложений, отношений, ордеров и указов (от Главнокомандующего Пограничному суду) и рапортов и представлений (из Пограничного суда Главнокомандующему) и подлежала аннотированию и фиксации в журналах входящей и исходящей корреспонденции. Анализ этой части делопроизводственной практики Пограничного суда позволяет глубже исследовать следующие общие и частные вопросы инкорпорации народов Центрального Кавказа в политико-правовое пространство России в конце ХУШ -первых десятилетиях XIX в.: история учреждения и деятельности российских органов власти на Кавказе; решение споров и конфликтов местного населения в условиях соционормативного плюрализма (основанного в то время на применении в практике россий-

ского, мусульманского и обычного права); социальная мобильность региональных этно-элит в новых политических реалиях, ритуально-символическое закрепление их статусов; сбор сведений об обычаях и традициях местного населения, расположении и численности населенных пунктов и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абазов А.Х. Моздокский верхний пограничный суд в политике Российской империи на Северном Кавказе в 1793-1822 гг. Нальчик: Изд. отд. ИГИ КБНЦ РАН, 2019. 124 с.

2. Афаунова М.И. Попытки установления родовых судов и расправ в Кабарде (1793-1807) // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. 2008. Вып. 15. С. 37-54.

3. Блиева З.М. Административные и судебные учреждения на Северном Кавказе в конце XVIII -первой трети XIX в.: дис. ... канд. ист. наук. Ленинград, 1984. 170 с.

4. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.: в 3 ч. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1869. Ч. 1. 548 с.; Ч. 2. 592 с.; Ч. 3. 620 с.

5. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов в XVIII - первой половине XIX века. М.: Наука, 1967. 331 с.

6. Грабовский Н.Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в кабардинском округе // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4. Тифлис: Тип. Главного управления наместника Кавказского, 1870. С. 1-72.

7. Думанов Х.М., Кетов М.Ю. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIII - XIX в. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2000. 140 с.

8. Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе (вступ. статья, подг. текста и ред. Т.Х. Кумыкова). Нальчик: Эльбрус, 1991. 190 с.

9. Кумыков Т.Х. Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии (конец XVIII - XIX в.) // Ученые записки КБНИИ. 1963. Вып. 19. С. 90-102.

10. Мальбахов Б.К. Кабарда в период от Петра I до Ермолова (1722-1825 гг.). Нальчик: Эльбрус, 1998. 352 с.

11. Маремкулов А.Н. Основы геополитики Российского государства на Северном Кавказе в XVIII -начале XIX в.: политико-правовой аспект. Нальчик: Эльбрус, 2003. 152 с.

12. Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 2. Тифлис: Тип. главного управления Наместника кавказского, 1868. 1238 с.

13. Хрестоматия по истории государства и права Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик: КБГУ, 2015. 260 с.

14. ЦГАРСО-Алания(Центральныйгосударственный архив Республики Северная Осетия - Алания). Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 361. Л. 1 об.

15. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л. 1.

16. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 545.

17. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 422. Л. 4 - 4 об.

18. РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив). Ф. 13454. Оп. 1. Ед. хр. 30.

19. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 124. Л. 34 - 72 об.

20. Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики. Ф. Р-1209. Оп. 13 доп. Ед. хр. 2. Л. 30.

21. РГВИА. Ф. 13454. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 1.

22. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 537. Л. 93 об.

23. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 1.

24. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 166.

25. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 6.

26. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 168. Л. 1.

27. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 521.

28. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 27 а.

29. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 354. Л. 1.

30. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 430. Л. 3 - 3 об.

31. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 34.

32. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 73. Л. 1.

33. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 58. Л. 3.

34. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 65.

35. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 55. Л. 3.

36. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 448. Л. 6.

37. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 509.

38. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 353.

39. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 504. Л. 1.

40. ЦГА РСО-Алания, Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 67.

41. ЦГА РСО-Алания, Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 161.

42. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 169. Л. 1.

43. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 423.

44. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 18.

45. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 76. Л. 1.

46. ЦГА РСО-Алания. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 519. Л. 1 об.

REFERENCES

1. Abazov A.Kh. Mozdokskiy verkhniy pogranichnyy sud v politike Rossiiskoy imperii na Severnom Ka-vkaze v 1793-1822 gg. [Mozdok Upper Border Court in the politics of the Russian Empire in the North Caucasus in 1793-1822]. Nalchik, Publishing Department of the Institute for Humanitarian Research of the Kabardino-Balkarian Scientific Center RAS, 2019, 124 р.

2. Afaunova M.I. Vestnik instituta gumanitarnykh issledovaniy Pravitelstva KBR i KBNTs RAN, 2008, iss. 15, pp. 37-54.

3. Blieva Z.M. Administrativnye i sudebnye uchrezh-deniya na Severnom Kavkaze v kontse XVIII - per-voy tretiXIXv.: dis.... kand. ist. nauk [Administrative and judicial institutions in the North Caucasus at the end of the XVIII - the first third of the XIX century: PhD Dis.]. Leningrad, 1984, 170 р.

4. Butkov P.G. Materialy dlya novoy istorii Kavkaza s 1722 po 1803 g.: v 3 ch. [Materials for the new his-

tory of the Caucasus from 1722 to 1803: in 3 parts]. St. Petersburg, Printing House of the Imperial Academy of Sciences, 1869, part 1, 548 p.; part 2, 592 p.; part 3, 620 p.

5. Gardanov V.K. Obshchestvennyy stroy adygskikh narodov v XVIII - pervoy polovine XIX veka [The social system of the Adyghe peoples in the XVIII -the first half of the XIX century]. Moscow, Nauka, 1967, 331 p.

6. Grabovsky N.F. Ocherk suda i ugolovnykh prestu-pleniy v kabardinskom okruge [Essay on the court and criminal offenses in the Kabardian district]. In: Sborn-ik svedeniy o kavkazskikh gortsakh. Vyp. 4 [Collection of information about the Caucasian highlanders. Iss. 4]. Tiflis: Printing House of the Main Directorate of the Viceroy of the Caucasus, 1870, pp. 1-72.

7. Dumanov Kh.M., Ketov M.Yu. Adyge khabze i sud v Kabarde vo vtoroi polovine XVIII - XIX v. [Adyghe habze and a court in Kabard in the second half of the 18th - 19th centuries]. Nalchik, Publishing House of the Kabardino-Balkarian Scientific Center RAS, 2000, 140 p.

8. Kudashev VN. Istoricheskie svedeniya o kabardinskom narode / vstup. statiya, podg. teksta i red. T.Kh. Kumykova [Historical information about the Kabardian people / intro. article, prep. text and ed. T.Kh. Kumykov). Nalchik, Elbrus, 1991, 190 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kumykov T.Kh. Uchenye zapiski KBNII, 1963, iss. 19, pp. 90-102.

10. Malbakhov B.K. Kabarda v period ot Petra I do Er-molova (1722-1825 gg.) [Kabarda from Peter I to Er-molov (1722 - 1825)]. Nalchik, Elbrus, 1998, 352 p.

11. Maremkulov A.N. Osnovy geopolitiki Rossiyskogo gosudarstva na Severnom Kavkaze v XVIII - nachale XIX v.: politiko-pravovoy aspect [The basics of the geopolitics of the Russian state in the North Caucasus in the XVIII - early XIX centuries: the political and legal aspect]. Nalchik, Elbrus, 2003, 152 p.

12. Akty Kavkazskoy arkheograficheskoy komissii. T. 2 [Acts of the Caucasian Archaeographic Commission. Vol. 2]. Tiflis, Printing House of the main department of the Viceroy of the Caucasus, 1868, 1238 p.

13. Khrestomatiya po istorii gosudarstva i prava Kabardino-Balkarskoy Respubliki [A textbook on the history of the state and the law of the Kabardino-Balkarian Republic]. Nalchik, Kabardino-Balkarian State University, 2015, 260 p.

14. TsGA RSO-Alania (Tsentralnyy gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Severnaya Osetiya - Alaniya [CSA RSO-Alania (Central State Archive of the Republic of North Ossetia - Alania)], f. 244, inv. 1, storage unit 361, sh. 1 rev.

15. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 362, sh. 1.

16. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 545.

17. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 422, sh. 4 - 4 rev.

18. RGVIA (Rossiyskiy gosudarstvennyy voenno-is-toricheskiy arkhiv) [RSMHA (Russian State Military Historical Archive)], f. 13454, inv. 1, storage unit 30.

19. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 124, sh. 34 - 72 rev.

20. Upravlenie Tsentralnogo gosudarstvennogo arkhiva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respubliki [Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic], f. R-1209, inv. 13 add., storage unit 2, sh. 30.

21. RGVIA [RSMHA], f. 13454, inv. 1, storage unit 10, sh. 1.

22. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 537, sh. 93 rev.

23. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 1.

24. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 166.

25. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 35, sh. 6.

26. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 168, sh. 1.

27. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 521.

28. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 27 a.

29. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 354, sh. 1.

30. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 430, sh. 3 - 3 rev.

31. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 34.

32. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 73, sh. 1.

33. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 58, sh. 3.

34. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 65.

35. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 55, sh. 3.

36. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 448, sh. 6.

37. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 509.

38. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 353.

39. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 504, sh. 1.

40. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 67.

41. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 161.

42. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 169, sh. 1.

43. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 423.

44. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 18.

45. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 76, sh. 1.

46. TsGA RSO-Alaniya [CSA RSO-Alania], f. 244, inv. 1, storage unit 519, sh. 1 rev.

Поступила в редакцию 13 мая 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.