Научная статья на тему 'Дело Султан-Галиева. Взгляд из XXI В. (к 120-летию со дня рождения)'

Дело Султан-Галиева. Взгляд из XXI В. (к 120-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. Х. СУЛТАН-ГАЛИЕВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / M. SULTAN-GALIYEV / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Султанбеков Булат

Публикация посвящена 120-летию со дня рождения известного государственного и политического деятеля М. Х. Султан-Галиева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sultan-Galiyev’s case. A look from the XXI century. (Devoted to the 120 anniversary since his birth)

The publication is dedicated to the 120 anniversary since the birth of known state and political figure M. Sultan-Galiyev.

Текст научной работы на тему «Дело Султан-Галиева. Взгляд из XXI В. (к 120-летию со дня рождения)»

ДЕЛО СУЛТАН-ГАЛИЕВА

Взгляд из XXI в

(К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Вплоть до конца 1980-х гг. эта фамилия и особенно производный от нее термин «султангалиевщи-на» являлись своего рода негативными политическими символами и звучали как зловещее предупреждение для лидеров всех советских республик, причем не только восточных. О Мирсаи-де Хайдаргалиевиче Султан-Галиеве, его политических взглядах и трагической судьбе особенно много писали тогда за рубежом, а француз алжирского происхождения Хабиб Тун-гур сочинил о нем даже роман в стихах. Многие из этих работ не потеряли своей научной значимости до сих пор. В первую очередь это относится к трудам М. Ямаучи, А. Беннигсена, Ш. Лемерсье-Келькеже, а также к оценке идей Султан-Галиева, данной президентом Алжира А. Бен-Беллой, и рядом других выдающихся деятелей государств, получивших самостоятельность в период распада мировой колониальной системы. В телеграмме А. Бен-Беллы, присланной по поводу столетия Султан-Галиева, он называл его деятелем мирового масштаба1.

Работы указанных зарубежных исследователей были написаны в то время, когда доступ к архивам в СССР был закрыт, и это не могло не сказаться на изложении ими ряда событий и характеристиках личностей. По нашим подсчетам, за период с 1970 г. по настоящее время за рубежом издано четыре монографии и многие десятки статей, посвященных деятельности Султан-Галиева и его соратников на английском, японском, французском, немецком и турецком языках. Имя Султан-Галиева по «упоминаемо-сти» в исследованиях по национальному вопросу в СССР идет сразу же после Ленина и Сталина.

В СССР, начиная с середины 1980-х гг. тоже стали появляться статьи, рассматривающие деятельность М. Султан-Галиева с более объективных позиций. Но не обошлось и без мифологизированного, апологетического, а подчас просто невежественного подхода к изложению истории этой политической и человеческой трагедии.

На события, связанные с разоблачением и политической ликвидацией

М. Султан-Галиева, в конце 1920-х гг. откликнулись в печати и видные деятели русской эмиграции: А. Керенский, П. Милюков и П. Струве. Причем оценка взглядов и деятельности М. Султан-Галиева Керенским почти полностью совпадала с оценками советской печати. Очевидно, это не случайно. Не думаю, что Керенский получал прямые директивы из Кремля. Полагаю, здесь речь идет о совпадении имперских взглядов, независимо от политической униформы ее носителей. Что же касается советских историков и политических деятелей, то они вплоть до начала распада СССР и ухода с политической арены КПСС давали М. Султан-Галиеву только отрицательную оценку. Она опиралась на резолюцию «Четвертого совещания ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей 9-12 июня 1923 г.» и доклад на нем И. В. Сталина «Практические мероприятия по проведению в жизнь резолюции ХП съезда партии по национальному вопросу». Никогда не публиковался доклад В. В. Куйбышева «Дело Султан-Галиева», частично проливающий свет на «грехопадение» главного персонажа совещания. Стенограмма же совещания, включающая тексты докладов, выступлений, полемические реплики и справки, раскрывающие картину нарастающего кризиса в области осуществления национальной политики в только что образованном СССР, считалась одним из самых больших секретов партии. Она была «защищена» от нежелательной огласки сразу тремя ограничительными грифами: «строго секретно», «на правах рукописи», «только для парторганизаций». Правда, после ХХ съезда КПСС стенограмма стала доступной для особо доверенных исследователей, с предупреждением, что выдается для сведения, но не для цитирования.

В доперестроечный период наиболее обстоятельный обзор совещаний по национальному вопросу дан в статье С. И. Елкиной «К истории совещаний ЦК РКП(б) с ответственными работниками республик и областей (1918-

1923 гг.)» опубликованной в 1966 г. в журнале «Вопросы истории КПСС». Последняя по времени негативная оценка Султан-Галиева от имени партии содержалась в статье узбекского лидера, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Ш. Рашидова. В 1975 г. он писал, что буржуазные идеологи «поднимают на щит давно опровергнутую историей теорию буржуазного националиста 1920-х гг. Султан Галиева» и до сих пор используют его труды для борьбы против СССР. В многочисленных публикациях историков, особенно провинциальных, вплоть до середины 80-х гг. ХХ в. все еще продолжались нападки на «султангалиевщину» и политических деятелей, которые считались причастными к этой крамоле.

В статье «Кто он, Султан-Галиев?», опубликованной в апреле 1989 г. в журнале «Казан утлары», историк И. Р. Тагиров первым в республике призвал более объективно и с учетом новой политической обстановки отнестись к его личности и взглядам2. Это было связано с тем, что в начальный период перестройки в центральной прессе уже начали появляться публикации, посвященные восстановлению доброго имени ряда крупных политических деятелей, не попавших в списки «верных ленинцев» во время реабилитационной кампании, проведенной после ХХ съезда КПСС, и, казалось бы, навеки занесенных в число «врагов народа». Впрочем, сама эта кампания проходила по принципу «маятника», только теперь вместо карикатурных «врагов партии и народа» писали биографии «борцов за светлое будущее», напоминавшие житие святых. Хотя все они были детьми своего жестокого и противоречивого времения. Весьма точно сказал об этом времени и его людях, имея в виду, в первую очередь, руководителей поэт С. Гудзенко: «Нас не надо жалеть. Ведь и мы никого не жалели».

Автор данной публикации впервые познакомился с делом Султан-Галиева в кабинете председателя президиума Верховного Совета ТАССР С. Г. Баты-ева, который в 1937 г. чудом избежал

НАШ КАЛЕНДАРЬ

тюрьмы, будучи уже исключенным из партии и снятым с работы. Этот период, оставивший в его памяти глубокий след, во многом определил взгляды и действия С. Г. Батыева. В течение многих лет возглавляя идеологическую работу в республике в качестве секретаря обкома, он много делал для реабилитации пострадавших и оказанию им помощи в назначении пенсий и обеспечении жильем.

Как-то встретив меня в здании обкома (читальный зал партийного архива, куда я шел, находился в его цокольном этаже), Батыев, расспросив, чем занимаюсь, сказал, что знает некоторые мои статьи и может познакомить с документом, который, кроме М. Абдуллина, с которым он написал две книги, никто еще не читал. Я поспешил воспользоваться предложением и на следующий день пришел в Кремль. Достав из сейфа два объемистых тома, он сказал: «Их прислали из московского архива КГБ, конечно, Султан-Галиев во многом виноват, но не все было так просто, как мы привыкли думать и писать». В течение двух дней я читал эти документы, в том числе и знаменитую исповедь «Кто я». В конце второго дня состоялся разговор, во время которого Батыев предупредил, что об этих документах я рассказывать и тем более ссылаться на них не должен, и, по его мнению, шансов на реабилитацию Султан-Галиева и всех, кто был с ним связан, нет. Буквально было сказано так: «Султан-Галиева реабилитируют не раньше, чем Бухарина или Зиновьева. Был еще только 1979 год, и это прозвучало, как “он не будет реабилитирован никогда”».

Но постепенно обстановка менялась, особенно после прихода к власти М. С. Горбачева. В Татарии в среде интеллигенции, в первую очередь, писателей, все чаще шли разговоры о необходимости пересмотра дела «главного врага народа» из татар Султан-Галиева. Положительно отнесся к этим настроениям и обком, инициировавший появление ряда документов. Наиболее «знаковым» из них следует назвать принятое 15 декабря 1988 г. ходатайство

Ученого совета ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, направленное в Комиссию Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в 1930-1940-х и начале 1950-х гг. о реабилитации М. Х. Султан-Галиева. Это был первый официальный документ, поставивший эту проблему перед высокой партийной инстанцией. Первый секретарь обкома Г. И. Усманов, а затем сменивший его М. Ш. Шаймиев весьма положительно отнеслись к идее полной юридической реабилитации «султангалиевцев» и объективного изучения их политичесих взглядов. Директор Партийного архива Татарского обкома КПСС Д. Р. Шарафут-динов и автор этих строк были командированы в Москву для изучения материалов по делу Султан-Галиева. При содействии ставшего секретарем ЦК КПСС Г. И. Усманова и его помощника О. В. Морозова, которым пришлось преодолеть сопротивление заведующего общим отделом ЦК Болдина, удалось получить доступ к закрытым для большинства исследователей фондам Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Центрального архива КГБ СССР. Я сделал обширные выписки не только из дела Султан-Галиева, но и другие, касающиеся проблем, выходящих за рамки поручения. Они впоследствии помогли написать ряд исследований по истории советского общества, в том числе и о трагической судьбе Ильяса Алкина. По итогам работы в обком нами была представлена справка, направленная оттуда и в комиссию ЦК КПСС.

В 1991 г. вышла в свет книга «Мир-саид Султан-Галиев: Судьба. Люди. Время»*. В работе рассматривались политические события начала 1920-х гг. и судьбы Султан-Галиева и его соратников. Она стала первой в СССР публикацией, посвященной его роли в истории не только нашей страны, но и мира. Однако впервые в советской

* Султанбеков Б. Ф. Первая жертва генсека. Мирса-ид Султан-Галиев: Судьба. Люди. Время. - Казань, 1991.- 208 с.

ДЕЛО СУЛТАН-ГАЛИЕВА. ВЗГЛЯД ИЗ ХХ1 В

печати без уничижительных оценок и ярлыков еще в 1970 г. дважды упомянул о Султан-Галиеве А. И. Микоян в воспоминаниях о Ленине. Он хорошо помнил Четвертое совещание, выступая на котором как секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), говорил о росте в только что образованном СССР великорусского шовинизма, необходимости учета в политике местных условий и традиций, в том числе и религиозных. Полным диссонансом общей атмосфере совещания прозвучали и его слова о том, что «чересчур вошло в моду считать национализм первоисточником всех зол»3. Это было воспринято как прямая полемика с Куйбышевым и Сталиным, потребовавшими усилить борьбу с национализмом. В заключение он сказал: «Я считаю, что нельзя использовать слово “национализм” как какое-то пу-гало»4. Эта историческая фраза — предупреждение противоречила главной задаче совещания — борьбе с национализмом. Вряд ли все это понравилось Сталину и Куйбышеву, с ним, очевидно, проводили «профилактические беседы», и больше в политической биографии Микояна таких выступлений почти не было. Отметим, что Микоян, в отличие от В. М. Молотова и Г. М. Маленкова, был активным поборником процесса раскрытия роли Сталина как главного организатора массовых политических репрессий и внес предложение рассмотреть этот вопрос еще до ХХ съезда КПСС.

Разоблачение Султан-Галиева с конца 1920-х гг. вошло уже в классический «набор политических штампов», без которых не обходилась ни одна публикация, затрагивающая национальные проблемы в истории страны, от научных статей и монографий и до стихотворных и прозаических произведений. Особенно много было их в работах авторов из Татарии. Пожалуй, единственным исключением явилась вышедшая еще в 1967 г. книга казанского историка Я. Ш. Шарапова «Национальные секции РКП(б)». Однако некоторые историки и литераторы, очевидно, «по инерции» продол-

жали разоблачать «султангалиевщи-ну» вплоть до конца 1980-х гг.

В ходе наступившего «перестроечного прозрения» самым честным оказался талантливый историк М. Абдуллин, заявивший в печати, что был неправ в оценке Султан-Галиева в написанных им книгах. Остальные делали это келейно, с оглядкой «как бы чего не вышло».

В художественной литературе первым сделал доступной широкому кругу читателей трагическую историю жизни Султан-Галиева известный прозаик Р. Мухамадиев в романе «Мост над адом», вышедшем в свет в 1990-хгг. на татарском, русском и турецком язы-ках5. Как и в любом художественном произведении, автор реконструировал и интерпретировал события и поведение своих героев достаточно вольно. Но он неоднократно обращался за консультациями и имел возможность ознакомиться с документами, привезенными нами из Москвы. Поэтому особо крупных ошибок или совершенно не соответствующих действительности «фактов» в романе нет.

Тогда же произошло еще одно событие, за которое мы должны быть благодарны издательству ИНСАН при Российском международном фонде культуры (директор Я. Н. Гибадул-лин), и возглавлявшей его Р. М. Горбачевой. В 1992 г. они выпустили книгу «Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в г. Москве 9-12 июня 1923 г.: Стенографический отчет»*. В ней также имелись написанные мной введение и краткие биографические справки о некоторых выступавших на совещании или упомянутых на нем лицах.

В 1992 г. происходила, по определению некоторых ученых, своеобразная архивная революция, коснувшаяся и материалов Четвертого совещания, который можно было найти в сборнике «КПСС в резолюциях и решени-

* Тайны национальной политики ЦК РКП: «Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в г. Москве 9-12 июня 1923 г.»: Стенографический отчет. - М., 1992. -296 с.

НАШ КАЛЕНДАРЬ

ях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС», но без текстов выступлений его участников. Правда, в 1928 г., в разгаре борьбы с оппозицией, Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о переиздании материалов совещания, однако без раздела о Султан-Галиеве (нам неизвестно, было ли оно осуществлено).

Весьма интересна для понимания политической ситуации того времени предыстория совещания. На Х11 съезде РКП(б), состоявшемся 17-25 апреля 1923 г. произошло несколько событий, которые можно определить словом «впервые». Это отсутствие заболевшего Ленина, доклад Генерального секретаря ЦК РКП(б) Сталина «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве», критика за «национал-уклонизм» группы руководителей грузинской компартии, избрание в состав ЦК двух представителей мусульманских регионов. Расскажем обо всем этом подробнее. Здоровье Ленина резко ухудшилось после того как он потерпел поражение в попытке ограничить великодержавные замашки Сталина, Орджоникидзе и поддержавшего их Дзержинского во время их конфликта с руководителями Грузии. Он назвал всех троих «обрусевшими инородцами, пересаливающими в национальном вопросе». Особенно возмутило его «рукоприкладство», допущенное Орджоникидзе в Тифлисе во время спора с «оппонентами». Справедливости ради заметим, что пощечина последовала после того, как Орджоникидзе обозвали «сталинским ишаком».

Вопрос о национальной политике в качестве отдельного пункта был включен еще в повестку Х съезда партии в 1921 г., но образование СССР выявило целый ряд новых проблем, связанных с отношениями между центром и регионами, что могло угрожать целостности только что созданного союзного государства. В докладе Сталина на Х11 съезде наряду с требованием четко разграничить полномочия центра и республик говорилось и об оживлении буржуазного национализма. Но глав-

нои опасностью он тогда назвал великодержавный шовинизм, добавив, что, как показывают грузинские события, национализм тоже может перерасти в шовинизм. Последнее было откровенной полемикой с Лениным, безоговорочно взявшим под свою защиту грузинских руководителей, обвиненных в «национал-уклонизме». Съезд избрал в состав ЦК РКП(б), правда, только кандидатами, представителей мусульманских регионов Н. Н. Нариманова (Азербайджан) и Т. Р. Рыскулова (Туркестан).

Постановление съезда по национальному вопросу было с удовлетворением встречено в республиках и национальных областях, с легкой руки Султан-Галиева его стали называть «хартией вольностей». У руководителей национальных регионов появилась эйфория, связанная с надеждами на существенное расширение прав и возможностей при решении своих социально-экономических и политических проблем, и они усилили давление на центр. Поэтому руководители партии, в первую очередь Сталин, решили напомнить «националам» о необходимости беспрекословного подчинения центру. Для этого было решено созвать авторитетное совещание, а ОГПУ поручено «найти» видного политического деятеля, олицетворявшего «буржуазно-националистический

уклон», наказание которого станет уроком для всех. Кандидатур на эту роль было несколько, и первой являлся Турар Рыскулов, самый видный партийно-государственный деятель Туркестана, но выбор Сталина пал на М. Султан-Галиева, активного участника Гражданской войны, члена коллегии Наркомнаца, председателя Федерального земельного комитета, пользовавшегося большим авторитетом в республиках и областях. Он и до этого неоднократно высказывал свое несогласие с некоторыми методами осуществления национальной политики Сталиным и даже Лениным. По образному выражению Сталина, он «волком смотрел» на ряд решений. Его несколько раз пытались «выдво-

ДЕЛО СУЛТАН-ГАЛИЕВА. ВЗГЛЯД ИЗ ХХІ В

рить» из Москвы под предлогом необходимости укрепления местных органов в один из кавказских регионов. Но в силу ряда причин, в том числе и поддержки его видными деятелями национальных республик, сделать это не удалось. Султан-Галиев уже становился своего рода символом сопротивления шовинизму, и не только великорусскому. Эти опасения усилились после того, как осведомители сообщили, что накануне Х11 съезда он попытался создать «консолидированную» группу из делегатов для выступления с возражениями против сталинской национальной политики и в московской гостинице «Париж» провел с ними совещание.

В телеграмме ЦК, подписанной Сталиным и направленной партийным организациям республик и областей 25 мая 1923 г. о созыве 4 июня совещания были названы предложенные для обсуждения на нем семь проблем, а также перечислены одиннадцать вопросов, охватывающих все стороны жизни региона, ответ на которые должен был содержаться в привезенных с мест материалах. В дополнительной телеграмме указывалось, что при формировании состава делегации, направляемой на совещание, в нее должны войти «антиподы», то есть лица, придерживающиеся различных и даже противоположных взглядов на проводимую национальную политику.

На совещание прибыли 58 представителей от 20 партийных организаций республик и областей, самые большие делегации были из Туркестана, Башкирии и Татарии. Из недавно образованных национальных областей не было почему-то представителей Чувашии. Как остроумно заметил один из участников, если на ХТТ съезде партии «именинниками» были грузины, то теперь настала очередь татар. Весьма впечатляющим был и список лиц, представлявших центральные органы партии: 20 членов и кандидатов в члены ЦК, шесть членов ЦКК, двое представляли восточный отдел исполкома Коминтерна и Наркомнац. В это число входили почти все члены Политбюро, за ис-

ключением Ленина и Рыкова. На совещании присутствовали и другие лица, не упомянутые в списке.

Очевидно, задачи совещания определялись в спешном порядке и не без разногласий: в тексте телеграммы имеются ошибки и грамматические обороты, не встречающиеся в документах такого уровня. В телеграмме, например, сказано, что совещание посвящено «вопросам, связанным с наме-чением практических мер, необходимых для проведения резолюции съезда по национальному] вопросу. Заодно с этим решено представить совещанию доклад председателя ЦКК по делу б[ывшего] члена Коллегии Нар-комнаца Султан-Галиева, обвиняемого в антипартийной и антисоветской работе и исключенного за это из пар-тии»6. Предложение «сырое» и явно недоработанное, возможно, записано «на слух». Итак, доклад о Султан-Галиеве предполагалось рассмотреть «заодно» и вторым вопросом, но ниже в той же телеграмме первым из обсуждаемых вопросов назван «доклад ЦКК о Султан-Галиеве». Такое перемещение вызвало споры уже на первом заседании и расценивалось некоторыми представителями республик как стремление запугать «националов» перед обсуждением второго вопроса.

Доклад по первому вопросу был поручен В. В. Куйбышеву, по второму — И. В. Сталину. Для Куйбышева, только в апреле ставшего председателем ЦКК — высшего органа партии, призванного блюсти чистоту ее рядов, это было первое выступление перед столь авторитетной аудиторией по чрезвычайно сложному и конфликтному вопросу, своеобразный экзамен на зрелость, который он блестяще выдержал. Доклад, основные положения которого он согласовал со Сталиным, был образцом сочетания совершенно правильных и не потерявших значения и для нашего времени рекомендаций, с четким сигналом-предупреждением региональным лидерам о недопустимости инакомыслия.

Отметим некоторые важные моменты доклада и особенно заключи-

НАШ КАЛЕНДАРЬ

тельного слова, в котором он дал оценку выступлениям и произнес позаимствованную из Евангелия фразу, определявшую истинную цель совещания: «оно несет не мир, а меч». В нем подробно излагалась история возникновения дела Султан-Галиева со всеми его детективными сюжетами. В том числе передачей мулле Тарджиманову в Сандуновской бане пакета для вручения в Уфе наркому просвещения Башкирии Адигамову, последовавшую затем «путаницу» с адресатом, приведшую к тому, что пакет оказался у человека, отнесшего его в Башкирский отдел ОГПУ. Хотя не исключено, что вся эта «путаница» была предусмотрена «сценарием», разработанным в ОГПУ. В пакете обнаружили зашифрованное письмо, которое переслали в Москву, где специалисты Лубянки без труда прочитали содержание. Султан-Галиев сообщал, что Сталин начал подозревать его в антипартийных действиях и сделал устное предупреждение, но пока не дал санкции на арест. Он просил Адигамова проявлять осторожность, особенно в переписке с ним, высказывал предположение об источнике «утечки информации». Султан-Галиев также просил связаться с Заки Валиди, который находился в Средней Азии и сотрудничал там с басмачами.

Письмо было передано в ЦКК, вызванный туда Султан-Галиев отказался признать свои действия антипартийными. Его исключили из партии, арестовали и отправили на Лубянку. В ходе следствия он частично признал свою вину в организации секретной переписки с башкирскими лидерами, но отрицал то, что она была направлена против советской власти и в поддержку басмачей. В отношении Заки Валиди он заявил, что не считает бывшего главу Башкирии потерянным для советской власти человеком и хотел способствовать его возвращению в ее «лоно». Тем более, что такие переговоры с ведома ЦК с ним уже велись. Очевидно, находясь в состоянии эмоционального стресса, он написал в конце протокола допроса: «Сознавая, что действия мои были незакон-

ны и преступны по отношению к партии и Соввласти, глубоко раскаиваюсь во всем, мною совершенном. Считаю, что мой арест был совершенно законен. Также будет законно и применение ко мне высшей меры наказания — расстрелять. Я это говорю искренне»7. После оглашения на совещании заявления Султан-Галиева для того, чтобы успокоить «националов», докладчик сказал: «Для нас, конечно, совершенно очевидно, и ХТТ съезд партии это ясно заявил, что националистические уклоны среди местных работников республик и областей в корне своем имеют причины в виде остатков и пережитков национального неравенства и проявления российского шовинизма». В предложенном Куйбышевым проекте резолюции, наряду с осуждением проступка Султан-Галиева, снова прозвучала мысль о том, что причина таких явлений — «реакция против великорусского шовинизма, который нашел также выражение в целом ряде ошибок русских товарищей на местах, и борьба с которыми составляет одну из важнейших очередных задач партии»8. В ответ на реплику из зала о чрезмерной мягкости резолюции, Куйбышев, оговорившись, что это только его личное мнение, сказал: «Республика ничего не проиграла в том случае, если бы на данной стадии дела Султан-Галиева освободили бы из тюрьмы и от судебной ответственности, принимая во внимание его сознание и, по-видимому, искреннее раскаяние»9.

В обсуждении первого вопроса приняли участие 20 человек, в том числе Сталин, Фрунзе, Троцкий и Орджоникидзе. Первым получил слово представитель Туркестана Рыску-лов, в начале выступления назвавший Султан-Галиева «товарищем», но быстро «исправившийся» и дальше продолживший его в соответствии с задачей совещания. Он упрекнул Султан-Галиева в незнании восточных проблем и обещал передать два присланных им письма для приобщения к делу. Однако он воздержался от оценки проступка и не предложил меру наказания, чем вызвал недовольство пре-

ДЕЛО СУЛТАН-ГАЛИЕВА. ВЗГЛЯД ИЗ ХХТ В

зидиума, в первую очередь Сталина и Куйбышева. Председатель Совнаркома Крымской республики Саид-Галиев, недавно занимавший аналогичный пост в Татарии, был более категоричен в оценке Султан-Галиева, сравнив его с Геростратом. Большое оживление в зале вызвали слова Саид-Галиева о том, что он еще в 1921 г. обращался к Ленину с запиской. По требованию делегатов его вынудили огласить записку и ответы Ленина. В ней он пытался бросить тень на коммунистов республики, снявших его с работы, и задал четыре вопроса. Первый был сформулирован так: «Необходимо ли существование мелких автономных республик... и, в частности, существование Татарии». Далее он спросил о том, долго ли такие республики просуществуют. Ответы были лаконичны: «На первый вопрос — да. На второй — еще на-долго»10. Не получив ожидаемой поддержки, Саид-Галиев почти два года утаивал ленинскую «отповедь».

История с этой запиской вызвала иронические комментарии присутствующих. Но и Саид-Галиев не высказался по поводу разрешения даль-

нейшей судьбы и формы наказания Султан-Галиева. После этого с участниками совещания, очевидно, была проделана соответствующая «разъяснительная работа».

Все последующие выступления начинались с осуждения действий Султан-Галиева и завершались требованием применения к нему самых строгих мер, вплоть до расстрела. Представители Татарии Ш. Ибрагимов, А. Енбаев и К. Мухтаров, как и положено «антиподам», высказали различные точки зрения. Первый потребовал самого сурового наказания, приведя факты, свидетельствующие, по его мнению, о «зараженности» руководящей верхушки республики национализмом, двое других считали, что поступок Султан-Галиева отражает общее недовольство ростом великодержавного шовинизма как в центре, так и на местах. Председатель ТатЦИКа Р. Сабиров выступил при обсуждении второго вопроса, а секретарь обкома Д. Живов от выступления отказался, что ему вскоре будет поставлено в вину и приведет к снятию с поста под благовидным предлогом направления на учебу.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Тагиров И., Шарафутдинов Д. Штрихи к портрету // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2012. - № 1/2. -С. 118.

2. ТаЪиров И. Кем ул Солтан-Галиев // Казан утлары. - 1989. - № 4. - Б. 163-172.

3. Тайны национальной политики ЦК РКП: «Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в г. Москве 9-12 июня 1923 г.»: Стенографический отчет. - М., 1992. - С. 253.

4. Там же.

5. Мухамадиев Р. Мост над адом. - М., 1996. - 478 с.

6. Тайны национальной политики... - С. 12.

7. Там же. - С. 20.

8. Там же. - С. 22.

9. Там же. - С. 23.

10. Там же. - С. 31.

Булат Султанбеков, профессор

НАШ КАЛЕНДАРЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.